Консультации для родителей (законных представителей)

Солянникова Елена Михайловна

В этом разделе представлены материалы для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

«Чем богаче и разнообразнее словарь взрослого,

чем ярче, насыщеннее его речь,

тем лучше будет развиваться речь ребёнка».

ЛЕКСИКА

 В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. (Существительные обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе.) Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).

 Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный(катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).

 Имеют представление

- о сезонных изменениях в природе;

- о выращивании овощей и фруктов;

- о лесных ягодах и грибах;

- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;

- о насекомых и птицах, рыбах.

 Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).

 Знают

- названия месяцев, дней недели, части суток;

 - название своей страны и столицы государства;

 - географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

 - правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);

- правильно по смыслу применяет все части речи.

 СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

 На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

 В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.

 ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

 Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.

Советы родителям!!!!

Для того чтобы ребенок научился хорошо говорить:

1. У ребенка должен быть стимул для разговора (это может быть Ваш вопрос, просьба о чем-то рассказать). При этом взрослый действительно заинтересован услышать ответ, рассказ ребенка. Можно предложить ребенку поделиться своими впечатлениями от просмотра мультфильма, от совместной прогулки, посещения спектакля, музея, выставки и т.д.

  2.         Рассматриваете ли Вы картинку, слушаете ли сказку, обращайте внимание ребенка на редко встречающееся слово, меткое, образное выражение - это приучит его «вслушиваться» в речь, осмысленно использовать слова в своем рассказе. Для развития речи ребенка можно использовать любую ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д. В литературе можно встретить множество игр на развитие словаря, разговорной речи дошкольников. Это такие, как: «Назови любимые игрушки», «Каких животных ты знаешь?», «Скажи по-другому», «Опиши свою одежду» и многие другие. Поиграйте с детьми.

3. В каждой семье есть детская литература. Ее можно использовать для развития детской речи. Прочитайте с детьми книгу, разберите новые (сложные, непонятные) слова, встреченные в тексте, попросите ребенка рассказать понравившийся эпизод, рассмотрите вместе иллюстрации в книге и попросите рассказать, что на них изображено. А потом предложите нарисовать понравившегося героя. Важно, чтобы такая работа по развитию речи была систематической. Взрослые должны постоянно помнить: речь не пе редается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от ок ружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые создавали эту речевую среду для постоянного общения с ребенком. Помните об этом, уважаемые взрослые!!!

4. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не

отвлекаясь



Предварительный просмотр:

Почему у ребенка возникло нарушение речи

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в Вашем случае, определит точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка.

Очень часто ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в этой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребенку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребенок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребенок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами, все это называется Педагогическая запущенность. Только не воспринимайте, пожалуйста, эту запущенность на свой счет. Возможно, она не Ваш случай. Но хотелось бы, чтобы Вы критически, не кривя душой, оценили обстановку в своей семье. Во всяком случае, если причина только в этом, то у Вас так называемый не сложный вариант недоразвития речи и справиться с ней гораздо проще, чем с осложненным вариантом.

Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т.п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

Если что-либо из этого затормозило развитие речевых центров в коре головного мозга, речевое развитие ребенка задерживается. Он начинает говорить после двух-трех лет. Если же речевое развитие происходит в срок, то эти причины не способствуют достаточной подвижности языка для чистого звукопроизношения (речь смазная).

Одним из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день – Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, вовремя или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врачаневропатолога. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

Негативными для развития речи ребенка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребенка (до 2,5 – 3 лет).

Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом). Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха. Выше рассматривались только не видимые причины. Существуют еще и видимые, которые Вы легко можете определить сами.

Это различные врожденные или возникшие в результате травмы расщелины неба, губ («заячья губа», деформация зубов). Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус. Еще одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Ребенок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как учить стихи с детьми».

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

    Не случайно так гордятся папы и мамы своими детьми, которые наизусть читают А. Пушкина, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, В. Степанова и т.д. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить даже довольно короткое стихотворение, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние. Почему дети плохо запоминают текст? Мы легко запоминаем то, что эмоционально «пережили» с интеллектуальной памятью дело обстоит сложнее. Заучивание наизусть всегда трудно. Главное, нет гарантии, что спустя некоторое время, выученное, не вылетит из головы. Можно, однако, попробовать совместить эти два вида памяти. Например, превратить заучивание стихотворений в интересную и полезную для развития эмоциональной сферы ребенка игру.

     Вот несколько советов, следуя которым вы поможете ребёнку легко «пережить» и запомнить содержание поэтического текста.

Совет 1. Найдите непонятные слова. Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Спросите его, о чем говорится в этой или иной строчке? Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз. Приступайте к заучиванию только после такой предварительной работы.

Совет 2. Увеличивайте объем постепенно. Возьмите для первого раза стихотворение, строки которого состоят из 3–4 слов. Для начала подойдёт двустишье или четверостишье. Позже можно брать стихотворения большего размера, делить его на четверостишия и заучивать по порядку. В первый час два четверостишия. Потом следующие два. Именно по два, а не больше.

Совет 3. Визуализируйте стихотворение. Визуализируйте стихотворение. Помогите ребёнку представить происходящее, расскажите о деревне, в которой жил маленький мальчик «мужичок с ноготок», о том, как его отцу тяжело было прокормить большую семью, о лютом морозе. Также стихотворение можно нарисовать – в виде символов или сделать иллюстрацию к тексту.

Совет 4. Подключите эмоции. Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, – такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Тата, та-та, та-та, та-та…» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

 Совет 5. Переведите рифму в прозу. Если ребёнку трудно даётся заучивание рифм, переведите стихотворение в прозу. Прочитайте ему произведение целиком и попросите рассказать, о чём в нём говориться. Можно помочь, задавая наводящие вопросы. Таким образом, сформируется смысловая последовательность. После такой обработки заучивание стихотворения пройдёт легче и быстрее.

 Совет 6. Нарисуйте стихотворение. Нарисуйте с ребенком стихотворение. Четверостишие за четверостишием. И вовсе не обязательно создавать шедевры изобразительного искусства. Достаточно будет схематических рисунков. Сначала рисуем, а потом рассказываем стихотворение по картинкам. В общем, поиграйте в иллюстраторов. Этот метод хорош тем, что к процессу запоминания подключается зрительная память.

Совет 7. Поиграйте в театр. Инсценируйте стихотворение. Каждую строчку произведения можно не просто читать, а еще и показывать. Если действующих лиц много, можно привлечь к представлению всех членов семьи.

 Совет 8. Используйте диктофон. Сейчас в каждом телефоне есть встроенный диктофон. Сделайте аудиозапись стихотворения, прочитанного ребенком, а затем включите запись и дайте ему прослушать. Так, вы подключите к процессу слуховую память, и значительно повысите шансы ребенка запомнить те строки, которые никак не поддаются.

Совет 9. Разрежьте стихотворение на строчки Разрежьте стихотворение на строчки. Это способ закрепить выученный стих в памяти, перевести его из памяти кратковременной в долговременную. Нужно распечатать стихотворение на листе бумаги или просто написать. Главное чтобы шрифт был крупным. А потом взять и разрезать стих на отдельные строки. Перемешать и предложить ребенку выложить строчки в нужном порядке.

Совет 10. Повторяйте выученное. Вместе с ребенком повторяйте выученное стихотворение через промежуток времени: перед сном, на следующий день, через неделю. Только не стоит делать это в виде экзамена: «А ну-ка, расскажи, я посмотрю, как ты запомнил». Гораздо эффективнее, если вы предложите рассказать вместе папе, бабушке, соседке, или если Вы начнете рассказывать, а потом «забудете» и попросите ребенка помочь.

Совет 11. Не откладывайте заучивание. Не откладывайте заучивание стихотворений до школы. Начинать учить стихотворения наизусть желательно не позже 3–4 лет.

Совет 12. Делайте перерывы. Делайте перерывы для отдыха, чтобы однообразное занятие не наскучило

. Совет 13. Никакого насилия! Не заставляйте ребенка и не наказывайте за неудачи.

 Совет 14. Учитывайте индивидуальные особенности. Выбирайте стихотворение в соответствии с возрастом и темпераментом ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным – размеренные,  плавные.

Совет 15. Учите с целью. Поначалу учите стихотворение в качестве подарка: для мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

     Маленькие дети – замечательные актёры: стоит кому-нибудь из них надеть хотя бы часто какого-то костюма, как он сразу же входит в образ.

     Наша задача – увлечь ребёнка играть как можно дольше, вместе повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по-своему, дать свободу выбора, т.е. проявлять партнерскую позицию, когда взрослый играет вместе с детьми на равных, искренне, по-настоящему.

     Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.

     Для заучивания следует подбирать такие стихи, которые интересны ребёнку, помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

     При заучивании стихов довольно часто используют принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память. Попробуйте призвать на помощь и другие виды памяти, например: зрительную, обонятельную, вкусовую, осязательную, двигательную. Самая сильная память – эмоциональная.  Разучивание для дошкольника должно быть делом весёлым, эмоциональным и при содержании стиха – осязаемым, видимым, представляемым.

                                                                               

http://content.foto.mail.ru/inbox/anikeewa.sweta/_blogs/i-4252.jpg



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Как научить ребенка связно рассказывать?»

Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня … а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала, расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства.

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Обратимся к себе

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. Пару дней   послушайте,   как  мы  общаемся  друг с  другом,  и  с  грустью отметьте, что в  повседневной  речи  используется  минимальный  словарный  запас,  такой, чтобы  тебя  поняли  окружающие.  «Подай  пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?»  Наречия  и  прилагательные вставляются  в  случае  необходимости, сравнительные   обороты   -   крайне   редко.   Речь   наша   предметна, унифицирована.   Поэтому,   если   мы    хотим    развить   связанную  речь   у  ребенка,  раскрасить  ее  образными  словосочетаниями,   прежде   всего,   мы   сами   должны   говорить,   используя   все   многообразие   русского   языка.  Старайтесь  следить  за  своей  речью.  Основной  принцип  –  речь  обогатить сравнительными  оборотами  и  прилагательными,   использовать   сложно   -  подчиненные  предложения  и  развернутые  высказывания,  говорить  ярко  и образно.

Это  будет   сложно.  «Подай,  пожалуйста,  синюю чашку  с  белой   каемкой, стоящую  на  второй  полочке  в  кухонном  шкафчике». «Сегодня прекрасная погода!  Солнце  светит  ярко,  на  небе  ни  тучки.  Когда  мы  пойдем  гулять в  сквер,  какие  игрушки  возьмем  с  собой?  Может, кого-нибудь пригласим на  прогулку?»  На   такой   вопрос   ребенок,   согласитесь,   уже   не   сможет односложно   ответить   «да   –  нет».

Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно  это  разовьется  в привычку.  Постарайтесь  и  других  членов семьи  переключить  на  такой  раскрашено – развернутый  способ  общения.

С чего начать развитие речи? 

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.

Ребенок
четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.

     Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После  закрепления  этого  навыка,  малыш  уже сам начинает повествование, а   подхватывает   мама.   Постепенно   ребенок   сможет   пересказать   сказку полностью.

Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью  игрушек  или  пальчиковых  кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием  всех  персонажей.

Старайтесь  фразу:  «Перескажи  услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите   малышу   поиграть   в   радио.  Он   будет   диктором,   который разыгрывает   радио  -  спектакль.   Вечером   вы   его   уложили  в  кровать  и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же  как  и  вы  потчует  их  сказочной   историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень  любят  малыши  рассматривать  игрушки.  Именно это скорее другого побуждает  их  к  высказыванию.

Сначала  взрослый  предлагает  ребенку  внимательно  рассмотреть  игрушку. Первые  вопросы  направлены  на  характерные  особенности  внешнего  вида предмета  (форма,  цвет,   величина).   Более   старшим   детям   (пятого   года жизни)  можно  предложить  сравнить  две  игрушки.  Взрослый  учит   детей, например,  описывать  и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки,    и    следит,    чтобы    дети    высказывались     законченными предложениями.

Прежде,   чем   сравнивать,   малышу   придется   внимательно   рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем  они  похожи  и  чем  различаются.

Овладел  малыш  описанием  отдельных игрушек - переходите к составлению
 небольших  сюжетных  рассказов.  Предложите   ему   несколько   игрушек, позволяющих   наметить   простую   сюжетную   линию:   девочка,   корзинка, грибок;  девочка,  елочка,  ежик  и  т.п.  Пусть  ребенок  подумает,  что  могло произойти  с  девочкой  в  лесу,  кого  она  встретила,  что  принесла  домой  в корзинке.  Взрослый  может  для  образца  придумать  свой  рассказ,  а   затем предложить  ребенку  придумать  рассказ  самому.  И  не  беда,  если  ребенок сначала   просто   повторит   за   вами   ваш   рассказ   -   он   упражняется   в рассказывании.   Постепенно   уводите   детей   от   подражания,  предлагайте придумать   самостоятельный   рассказ.

Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача:
"Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику.

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если  раньше  вы  читали  малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то  теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут   –   говорите   о    прочитанном.    Уровень    обсуждения    зависит   от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О    чем    рассказывается    в   сказке?   Что   сделал   зайка?   Куда   побежал медвежонок?»  Ребенку  постарше  и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты   предпринял   на   месте   героя?»

Мама  не  только  направляет  беседу,   задавая   вопросы,   а   строит   диалог. Высказывает  свое  мнение,  иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы  ребенок  мог  заметить  ошибку,  неверную  мысль  и маму поправить. Взрослый  вынуждает  малыша  высказать  свое мнение и говорить о том, что «не написано»   в   книжке.

По  ходу  чтения  мама  обращает  внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты  бы  смог  перейти  через  бушующую  реку?»  Чтение  – это диалог между книгой  и  ребенком.  Книга  –  это непассивный объект, прочел и поставил на полку  -  это  повод  поговорить,  обсудить,  поразмышлять.

Читая  хорошую  литературу,  вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение  чтением  передастся  ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто  встречаемое  задание  на  уроках   –   пересказ   прочитанного   своими словами.  Ребенок  зачастую  пугается,  и  все  свое  внимание  направляет  на вспоминание  текста,  считая,  чем  точнее  к  оригиналу   он   расскажет,   тем «правильнее»    он    выполнит    задание.    И    забыв    авторский   текст,   он «стопорится»  и  замолкает.  Решить  эту  проблему  можно,  научив  ребенка внимательно  читать  или  слушать  текст,  а  затем  «войти»   в   прочитанное, увидеть  содержание  своими  глазами,  стать на время действующим лицом и пересказать  то,  что  его  окружает,  то,  что  он  видит.

Нередко  ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно  его  пересказать.  Сначала  изучаемый  материал  нужно  подробно разобрать,  уяснив  смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы,    уже  знакомые   ребенку.  Если  потом  он  и  забудет  новое  для него   слово,  то  сможет  заменить  его   другим,  схожим  по  смыслу.  Перед каждым  пересказом  разбирайте  «разжевывайте»  текст.

http://gbdou74.rprim.gov.spb.ru/public/users/994/img/687092655_copy.png