Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в основной школе, как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако, необходимость решения этой проблемы, ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться”, "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
Данному вопросу уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной педагогике.
В зависимости от источника возбуждения различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Л.М.Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». Считается, что внутренняя мотивация гораздо сильнее и эффективнее внешней, ведь она возникает, когда дети тянутся к знаниям из любопытства, ради удовольствия, потому что данный предмет или действие вызывают у них искренний интерес. Ученики стараются хорошо усвоить учебный материал. В этом случае ребенку не требуются внешние побуждения: родительские напоминания и уговоры, учительские убеждения.
Обучение предметам математического цикла начинается не со счета, что кажется очевидным, а с загадки, проблемы. Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, на уроках математики, с другой, предопределяет использование учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать, организуя проектную деятельность. Учащемуся не может быть предложена в качестве проекта работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений, притом, что эти знания и умения ему негде приобрести. Иными словами, для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И, конечно, не может быть работа над проектом очень знакомая, многократно ранее выполнявшаяся, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения.
Чтобы проектная деятельность мотивировала ученика на активную работу, она должна порождать проблему. Наличие проблемы вызывает стремление ее преодолеть.
К тому же, средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Повышение мотивации происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора, а стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности.
У умело организованной учебно-исследовательской и проектной деятельности несомненно есть ряд преимуществ:
- детские «почему?», являющиеся источником любого исследования -мощный стимул к изучению науки;
- вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию его удовлетворенности собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации;
- и самое главное, исследовательской деятельностью могут заниматься не только успешные ученики, но и те, которые испытывают трудности при изучении предмета. (Здесь дети осознают личную заинтересованность в приобретаемых знаниях: ученик выбирает интересующий его вопрос из предметной области и с увлечением ищет ответ на него).
Однако в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Дети, как правило, начинают работу с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Как же их разрешить? Предлагаю такой вариант:
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
Надо отметить, что проектная деятельность не может стать альтернативой классно-урочной системе, но метод проектов как один из методов обучения, существующий уже давно, прижился на ниве российского образования. Выделю «плюсы» метода проектов.
«Плюс» первый. Одна из причин внимания к методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Современный человек все меньше пишет ручкой, все больше на компьютере. Вне всяких сомнений – проектирование относится к методам обучения, отвечающим современной жизни.
«Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.
«Плюс» третий. Метод проектов развивает умения: обмениваться новыми идеями, работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, сопереживать и признавать различные мнения. Помогает детям почувствовать себя успешными, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к изучению предметов математического цикла и, следовательно, эффективности учебного процесса в целом.