Олимпиады
олимпиады 1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_matem._3_kl.docx | 23.29 КБ |
olimpiada_po_russkomu_3_klass.docx | 35.04 КБ |
matem_olimpiada_2_klass.docx | 23.78 КБ |
olimp_zadaniya_po_russkomu_yazyku_2_kl.docx | 38.5 КБ |
olimpiada_1_po_matematike.doc | 28.5 КБ |
olimpiada_1_po_russkomu.doc | 28.5 КБ |
olimpiada_4_klass.docx | 41.98 КБ |
4 класс олимпиада по литературному чтению | 40.5 КБ |
1 класс олимпиада по русскому языку | 26.5 КБ |
71366_olimpiada_po_matematike_s_otvetami.doc | 58 КБ |
4 класс олимпиада по русскому языку | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по математике для 3 класса.
1. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записывается различными цифрами. Сколько лет дедушке?
2. В городе в полдень стоит солнечная погода. Можно ли надеяться, что через 36 часов в городе будет светить солнышко, если пасмурной погоды в ближайшие три дня не ожидается?
______________________________________________________________
3. Рома спросил у мамы, сколько ей лет? Мама ответила: "Если бы число моих лет увеличить на 15, а полученную сумму уменьшить вдвое, то мне бы было 25 лет. Сколько лет маме?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?
5. Периметр квадрата равен 8 сантиметрам. Из трёх таких квадратов сложили прямоугольник. Чему равен периметр полученного прямоугольника?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Не меняя порядка чисел, поставь знаки + или - так , чтобы получилось 5, 41, 54, 168.
1 2 3 4 5 = 5 1 2 3 4 5 = 54
1 2 3 4 5 = 41 1 2 3 4 5 = 168
7. Валя и Миша весят столько же, сколько Боря и Володя. Миша весит 32 кг, Боря 40 кг. Кто тяжелее: Валя или Володя?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Реши задачу:
Три сестры нашли 47 грибов. Когда одна сестра отдала подруге 6 маслят, другая
2 подберёзовика, третья – 3 белых гриба, то у каждой из них осталось равное количество грибов. Сколько грибов нашла каждая сестра?
Решение:____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
9. Пирог прямоугольной формы двумя разрезами разделили на 4 части так, что две из них были четырёхугольной формы, а две – треугольной.
Ответ:
10 . Найди закономерность и вставь пропущенные числа вместо звездочек.
1) 3, 6, * , 12, 15
2) 3, 6, 12, *, 48
3) 3, 6, 9, 15, 24, *
Ответы к олимпиаде по математике
3 класс (32 балла)
1. На правом берегу. 1 балл
2. 102 года 1 балл
3. Нет, т. к. будет ночь 2 балла
4. Маме 35 лет 3 балла
5. В 11 раз 3 балла
6. 16 см 4 балла
7. 1+2+3+4-5=5
12+34-5=41
12-3+45=54
123+45=168 4 балла
8. Валя тяжелее 4 балла
9. Решение:
1) 6+2+3 =11 (гр.) – отдали сёстры подруге.
2) 47-11=36 (гр.) – осталось у трёх сестёр
3) 36:3=12 (гр.) – осталось у каждой сестры
4) 12+6=18 (гр.) – было у первой сестры
5) 12+2=14 (гр.) – было у второй сестры
6) 12+3=15 (гр.) – было у третьей сестры
Ответ: 18 грибов; 14 грибов, 15 грибов
Количество баллов – 5, в случае, если верно записано решение и даны подробные пояснения.
3 балла – записано решение полностью без пояснений
1 балл – записан только ответ.
10. 2 балла
11. 9, 24, 39. 3 балла
Предварительный просмотр:
Ф.И._____________________________________ класс __________________
1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:
Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.
2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:
Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.
3. Замени выражение одним глаголом:
- Клевать носом- _______________
- Зарубить на носу - ____________
- Чесать языком -_______________
- Дать стрекача - _______________
- Ломать голову - ______________
4.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи :
Ножницы, клещи, полевой, молоток
Говорить, вещать, молчать, рассказчик
Мать, тетрадь, бежать, кровать
Зелёный, багровый, краска, золотой
5. Подбери синонимы к словам:
- Работа -__________________________
- Дремучий (лес) - __________________
- Печаль - _________________________
- Кричать___________________________
6. Поставь ударение в словах:
Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.
7. Вставь нужную букву (З или С) в начале слова.
…дание, …жать, …давать, …делать, …десь, …гиб, …дешний, …бить, …говориться, …беречь.
8. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:
Прим..рять друзей ____________
зал..зать раны _________________
Зап..вать в хоре ____________
ув..дает трава _________________
10. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:
И вскользь мне бросила змея:
« У каждого судьба своя!»
Но я то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.
__________________________________________________
11. Вставить в тексте пропущенные буквы:
В су….оту наш класс х..дил в похо… . Ст..яла ч..десная п...года. Ярко св…тило со…це. Тихо наб…гал лё…кий ветерок.
Впереди овра… . Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обхо… . Все встретились на опушке леса.
Ни…кие тучи закрыли небо. Пол…тели первые сн..жинки. Но вот хлоп..ями пошел сне.. . Быстро заметало доро…ки и тр…пинки. Мы посп…шили д..мой.
Предварительный просмотр:
Школьная олимпиада по математике.
2 класс
Фамилия, имя______________________ Класс_______________
Задания, оцениваемые в 1 балл.
- У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати ? _________________________________
- Как называют многоугольник с наименьшим числом сторон ?____________________
- Используя цифры 0, 5, 2, 8, запиши самое большое и самое маленькое двузначное число (цифры не должны повторяться ) _____________________________
Задания, оцениваемые в 2 балла.
- Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семён Петрович. Какое отчество у Васиной мамы ? _________________________________
- Установи правило, по которому составлен данный ряд чисел и запиши ещё 3 числа: 3, 5, 9, 15, 23, _____, _____, ______ .
- Из чисел 21, 19, 30, 25, 12, 7, 15, 6, 27 подберите такие три числа, сумма которых будет равна 50 _________________________________________
- Реши сказочный пример:
___+___+___+___+___-____=____
Задания, оцениваемые в 3 балла.
- В классе 21 ученик. Сколько потребуется парт, чтобы рассадить всех учеников?_______
- Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте , какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не «3», у Нины не «3» и не «5». Аня - ________ Нина - ____________ Женя- ___________
- Разгадай ребус: АА + У = УРР ________________________________
Задания, оцениваемые в 4 балла.
- Клетка у кроликов была закрыта, но в нижнее отверстие видно было 24 ноги, в верхнее – 12 кроличьих ушей. Так сколько же было в клетке кроликов? ________________________
42 | 15 | 30 |
17 | 32 | 41 |
28 | 43 | 16 |
- Замени (зачеркни и исправь) одно из чисел так, чтобы квадрат стал ''волшебным''.
Задания, оцениваемые в 5 баллов.
- У Буратино меньше 20 золотых монет. Эти монеты он может разложить в стопки по две, по три и по четыре монеты. Сколько монет у Буратино? ________________________________
- Три брата поймали 29 бычков. Когда один брат отдала кошке 6 штук, второй – 2, а третий – 3, то у каждого брата осталось равное число бычков. Сколько бычков поймал каждый из братьев? ___________________________________________
Ответы:
- Среда
- Треугольник
- 85,20
- Семёновна
- 33, 45, 59
- 19+25+6=50
- 3+3+7+3+3-7=12
- 11парт
- Аня – 5, Нина – 4, Женя- 3
- 99+1=100
- 6 кроликов
42 | 15 | 30 |
17 | 29 | 41 |
28 | 43 | 16 |
- 12 монет
- Решение:
1) 6 +2 + 3 = 11(б.) – отдали кошке;
2) 29 – 11 = 18 (б.) – осталось бычков;
3) 6+6+6=18 (б.) – бычков поровну на каждого брата;
4) 6 + 6 = 12 (б) – у одного брата;
5) 6 + 2 = 8 (б.) – у второго брата;
6) 6 + 3 = 9 (б.) – у третьего брата.
Ответ: 12, 8, 9.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 2 класс
1. Поставь ударения над словами.
Арбуз, гусеница, ремень, портфель, шофер, алфавит. хворост, голоден, понял, поняла.
2. Запиши по 3слова, где:
- букв больше, чем звуков;
- звуков больше, чем букв.
3. Соедини половинки слов так, чтобы получилось ровно 8 слов.
4. Подбери противоположные по смыслу слова.
- День.
- Враг.
- Хвалить.
- Тепло.
- Смелый.
5. Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.
- вода, водитель, наводнение;
- рисунок, рисовый, зарисовка;
- гусь, гусеница, гусыня.
6. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами в словах:
Сосна, камыш, жало, навес, актёр, шина, кабан, качай, нора, какой.
7. Какое слово здесь зашифровано:
25623614?
Шифр: 1-т, 2-д, 3-ц, 4-ь, 5-в, 6-а.
8. Какое из данных слов является родственным слову НОС?
- носильщик;
- поднос;
- переносица;
- подношение;
- занос.
9. Незнайка написал записку. Он допустил 8 ошибок, найди и исправь их.
“Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду ждать в сваей комнате. низнайка”.
Желаю удачи!
Олимпиада по русскому языку 2класс (на параллель)
1. Запиши слова в алфавитном порядке, поставь ударение.
Ворота, повторим, оттепель, алфавит, документ, гусеница, заморозки.
2. Подчеркни слово, в котором количество букв и звуков совпадает.
Семь, поздно, яма, сеешь, поют.
3. Подбери к данным словам, слова близкие по значению.
- Учитель-____________________.
- Ученик-_____________________.
- Машина-____________________.
4. Найдите в каждой строчке лишнее слово и подчеркните его.
- Желток, железо, желтый;
- Берег, огород, обед, играем;
- Я, лыжи, мы, он;
- Часовщик, часть, час.
5. Посмотрите внимательно на следующие слова. Попытайтесь к каждому из них прибавить по одной букве слева так. Чтобы получилось новое слово:
6. В каком слове есть только твёрдые согласные звуки?
- водит;
- пашешь;
- верит;
- велит;
- смех.
7. Поменяйте местами буквы в словах так, чтобы получились названия животных.
Ларподе, гитр, еарзб, ольс, нлос.
8.Заполните квадрат так. Чтобы получились слова.
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы |
|
|
|
Р | Ы |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
Ш | К |
|
|
|
9. Вместо точек, запиши названия животных, подходящих по смыслу.
- Голоден, как………………….
- Изворотлив, как…………………
- Упрям, как……………………
- Болтлив, как……………………….
- Надут, как…………………………
- Труслив, как…………………
Желаю удачи!
_____________________________________________________________________------
Олимпиада по русскому языку для 2 класса Данный материал содержит задания по русскому языку для проведения (подготовки) олимпиады среди обучающихся 2-х классов. 1. Поставь ударение. Статуя, километр, щавель, столяр, доска, арбуз. 2. В каких словах число букв и звуков совпадает? Поют, июнь, яма, мельница, подъезд, морковь, группа. 3. Какие безударные гласные пропущены? На п..лянке л..сной З..мляника под с..сной. Накл..няйся, не л..нись, З..мляничкой уг..стись. 4. Какие парные согласные пропущены? Бабу..ка теплые варе..ки вяжет. Бабу..ка вечером ска..ку расскажет. О ры..ке золотой и о домике с трубой. О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке. 5. Найди правильно вариант записи слова. Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна. 6. Какое из данных слов проверочное. Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный. 7. Где приставка, а где предлог? (Вы) шел козленок (на) луг (по) гулять. (По) травке зеленой решил (по) скакать. 8. Какие слова следует писать с большой буквы? (м)арина огурцы (м)ариновала, (м)ила (м)алину перебирала, (м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу, (М)арине и (м)иле (м)алина (м)ила. 9. Как будет во множественном числе? Стул – Чудо – Человек – Ухо – Ребенок – 10. В выделенных словах указать части речи. Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС. 11. Сколько в словах слогов? Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои. Ответы: 1. Ста´туя, киломе´тр, щаве´ль, столя´р, доска´, арбу´з. 2. Июнь, подъезд. 3. На пОлянке, лЕсной, зЕмляника, сОсной, наклОняйся, не лЕнись, зЕмляничкой, угОстись. 4. БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке. 5. Антенна. 6. Тяжесть. 7. Вышел, на луг, погулять, по травке, поскакать. 8. Марина, мариновала, Мила, малину, малина, манила, Марину, Милу, Марине, Миле, малина, мила. 9. Стулья, чудеса, люди, уши, дети. 10. Овес рос – глагол, утренних рос – имя существительное. 11. Ягоды — 3, читаю — 3, осень — 2, дождь — 1, трамвай — 2, герои — 3.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по математике 1 класс.
Фамилия, имя _____________________________________________
1.У трёх братьев по две сестры. Сколько всего детей в семье? Обведи правильный ответ.
5 9 6
2. Что тяжелее: 1 килограмм ваты или 1 килограмм железа? Обведи правильный ответ.
вата железо поровну
3. Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось? Обведи правильный ответ.
7 3 4 0
4. Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? Напиши ответ. _____________________________________________
5. На двух полках 20 книг. На верхней полке на 6 книг больше, чем на нижней. Сколько книг на каждой полке? Обведи правильный ответ.
10 и 16 7 и 13 20 и 6
6. Сколько концов у 4 палок? Напиши ответ. ___________________
7. Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? Обведи правильный ответ.
3 2 4
8. На одной чаше весов 5 одинаковых яблок и 3 одинаковые груши, на другой чаше – 4 таких же яблока и 4 такие же груши. Весы находятся в равновесии. Что легче: яблоко или груша? Напиши ответ. ____________________________________________________
9. На дереве сидели три птички. К ним прилетели ещё две птички. Кот подкрался и схватил одну птичку. Сколько птичек осталось на ветке? Обведи правильный ответ.
3 5 4 ни одной
10. Сумма трёх чётных чисел равна 12. Напиши эти числа, если известно, что слагаемые не равны между собой.
____ + ____ + ____ = 12
Предварительный просмотр:
Фамилия __________________ Имя ____________Класс_________ ОЛИМПИАДА
|
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания. Часть 1
Задача № 1
В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?
Задача № 2
Сидя у окна вагона поезда мальчик стал считать телеграфные столбы. Он насчитал 10 столбов. Какое расстояние прошёл за это время поезд, если расстояние между столбами 50 м?
Задача № 3
Начертить прямоугольник, площадь которого равна 12 см, а периметр равен 26 см.
Задача № 4
Во сколько раз увеличится площадь квадрата, если каждую сторону его увеличить в 2 раза?
Задача № 5
Во сколько раз больше число, выраженное четырьмя единицами четвёртого разряда, чем число, выраженное четырьмя единицами первого разряда?
Задача № 6
Хоккейная команда провела три матча, забив в ворота противника всего 3 шайбы и пропустив 1 шайбу. Один из матчей она выиграла, другой свела вничью, а третий проиграла. С каким счётом закончился каждый матч?
Задача № 7
Сумма двух чисел 715. Одно число заканчивается нулём. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа.
Задача № 8
Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они забегают на 15 мин?
Задача № 9
Напиши самое большое шестизначное число, все цифры которого различны.
Задача № 10
Расставь скобки так, чтобы равенство было верным: 15 - 35 + 5 : 4 = 5
Задача № 11
В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?
Задача № 12
Площадь прямоугольника 91 кв. см. Длина одной из его сторон 13 см. Чему равна сумма всех сторон прямоугольника?
Задача № 13
Если Андреев даст Петрову 300 рублей, то денег у них станет поровну. На сколько у Андреева денег больше, чем у Петрова?
Задача № 14
Расставь в свободных клетках числа 2, 3, 4, 5, 6, 8 так, чтобы произведение чисел в каждом столбике и в каждой строке было равно 120. 20 1 15
Задача № 15
Во дворе ходят курочки и козочки, у всех вместе 44 ноги и 14 голов. Сколько курочек и козочек ходят во дворе?
Задача № 16
Москва основана в 1147 году. Сколько лет исполнилось Москве в 2009 году?
Задача № 17
Соня доходит от дома до школы за 12 минут, а её брат Алёша добегает до школы и обратно без остановки за 8 минут. Во сколько раз скорость Алёши больше, чем скорость Сони?
Задача № 18
Запиши число 111 четырьмя двойками.
Задача № 19
Поезд отправляется в 20-00. Лена хотела быть на вокзале за полчаса до отправления поезда. В какое время ей надо выйти из дома, если она идёт до трамвая 20 минут, едет на трамвае 15 минут и 5 минут идёт от трамвая до вокзала?
Задача № 20
12.Пассажир на такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковых автомобиля. Сколько всего машин ехали в село?
Ответы к задачам олимпиады: часть 1
Ответ к задаче 1: 1) 240-125=115 девочек из Москвы и Орла
2) 115-53=62 девочек из Москвы
3) 65+62=127 детей из Москвы
Ответ к задаче 2: 50 х 9=450 (м)
Ответ к задаче 3: стороны прямоугольника 12 см и 1 см
Ответ к задаче 4: в 4 раза.
Ответ к задаче 5: 4000:4= 1000(раз)
Ответ к задаче 6: Пропущенная шайба была в проигранном матче.
Этот матч закончился со счётом 0:1. Других пропущенных шайб не было.
Значит, ничейный матч закончился со счётом 0:0 Выигранный матч закончился со счётом 3:0.
Ответ к задаче 7: 650+65=715
Ответ к задаче 8: 1 час 50 мин+25 мин= 2 часа15 мин
2 часа 15 мин+15 мин=2 часа 30мин
Ответ к задаче 9: 987654
Ответ к задаче 10: 15-(35+5):4=5
Ответ к задаче 11: 6х7=42
Ответ к задаче 12: 40 см
Ответ к задаче 13: на 600 рублей
Ответ к задаче 15: 8 козочек и 6 курочек
Ответ к задаче 16: 862
Ответ к задаче 17: в 3 раза
Ответ к задаче 18: 222:2=111
Ответ к задаче 19: 18 ч 50мин
Ответ к задаче 20: 1 машина-такси
Олимпиадные задания по математике. 4 класс. Часть 2
Задача № 1
Догадайся, какая цифра должна стоять на месте А?
9А : 1А=А
Задача № 2
С помощью четырёх цифр 5 составь выражение, значение которого равно 12.
Задача № 3
Вычисли. (1.584.162 : 527 + 1.120.977 : 429 ) * 307 =
Задача № 4
Аня и Таня весят вместе 40 кг. Таня и Маня весят 50кг. Маня и Ваня весят 90 кг. Ваня и Даня весят 100 кг. Даня и Аня – 60 кг. Сколько весит Аня?
Задача № 5
Из посёлка выехал велосипедист со скоростью 8 км/ ч. Когда он проехал 16 км, из этого же посёлка в противоположном направлении вышел пешеход. Через 5 часов после выезда велосипедиста расстояние между ними стало 55 км. Чему равна скорость пешехода? ( реши по действиям с пояснением или вопросами)
Задача № 6
Кролик даёт в год 400 г пуха. Для его содержания нужна клетка длиной 75 см и шириной 60 см. Какую площадь нужно отвести под клетки для кроликов, с которых за год получают 24 кг пуха?
Задача № 7
Угадай, какие цифры обозначены буквами :
АБВГ
+ АБВГ
В ГДАГ
Задача № 8
У Васи по математике вдвое больше пятёрок, чем четвёрок. Сколько у него четвёрок и пятёрок, если всего их 9?
Задача № 9
Восстановите скобки и знаки действий: 1 2 3 4 =1
Задача № 10
На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 метров. Сколько деревьев должны посадить школьники?
Задача № 11
Машина проехала от одного населённого пункта до другого столько километров, сколько минут она ехала. Какова скорость этой машины в час?
Задача № 12
У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и Вовы- 12 орехов, у Бори и Вовы- 13 орехов. Сколько всего орехов у Андрея, Бори, Вовы вместе?
Задача № 13
В зале стоит несколько скамеек. Если на каждую скамейку сядут 2 ученика, то 7 учеников останутся без места. Если же на каждую скамейку сядут 3 ученика, то 5 скамеек останутся свободными. Узнай число учеников и количество скамеек в зале .
Задача № 14
Четыре последовательных целых числа дают в произведении 1680. Какие это могут быть числа?
Задача № 15
У Милы вчетверо больше кукол, чем у Лены, а у Лены на 12 кукол меньше, чем у Милы. Сколько кукол у Милы?
Задача № 16
Сколько существует двузначных чисел, у которых вторая цифра больше первой?
Задача № 17
Расшифруйте ребус ** + *** = **** , если известно, что оба слагаемых и сумма не изменяется, если прочитать их справа налево.
Задача № 18
Кузнец подковывает одно копыто за 5 минут. Сколько времени потребуется 8 кузнецам, чтобы подковать 10 лошадей, если на двух ногах лошадь стоять не может?
Задача № 19
Пять рыбаков съели пять судаков за 5 дней. За сколько дней десять рыбаков съедят десять судаков?
Задача № 20
Сколько различных результатов можно получить, складывая по два различных числа из набора 1, 2 , 3 , 4 , и 5?
Задача № 21
Лиза выбрала двузначное число, не делящееся на 10. Поменяла его цифры местами и вычислила разность полученных чисел. Какое самое большее число она могла получить?
Задача № 22
Коля поймал за 5 дней 512 мух. Каждый день он отлавливал столько мух, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мух поймал он в каждый из этих дней?
Задача № 23
Найди значение выражения. 16728 : 204 * ( 328 – 4267 : 17 ) : 11 – 419 =
Задача № 24
Нильс летел в стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду три гуся и т. д.
Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?
Задача № 25
Шестизначное число начинается цифрой 5. Если переставить эту цифру на последнее место шестизначного числа, то получится число, в 4 раза меньшее первоначального. Найди это число.
Задача № 26
Собака увидела зайца на расстоянии 1 км и бросилась за ним. Скорость зайца 30 км/ч, скорость собаки 36 км/ч. Через какое время собака догонит зайца?
Задача № 27
Используя каждую цифру 0 , 4, 2 , 7. 9, 1 только один раз, запишите наибольшее шестизначное число и наименьшее шестизначное число.
Задача № 28
Длина и ширина одного листа кровельной стали вместе составляют 2130 мм. Какова длина и ширина листа, если длина в 2 раза больше ширины?
Задача № 29
Найдите значение выражений.
450 : ( 30 * 3 ) * 60 – 94 *3 + 68 : ( 51 : 3)=
820 – ( 57 : 19 + 77 ) *6 : 10 – 56 + 34*8 =
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания для 4 класса
1 ВАРИАНТ
Литературное чтение
Дорогие юные читатели!
Некоторые стихотворения обязательно нужно видеть, по ним нужно «пробежать глазами», чтобы понять их необычность. Увидеть, как написано стихотворение, поупражнять внимание.
1. Прочтите стихотворение Валерия Брюсова «Июльская ночь» и скажите, что в нем зашифровано.
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
Нежно отзвуки пропели…
Разостлался синий тюль.
Улетели феи – холить
Царство чары шаловливой,
Щебет едких эпиграмм.
Юга ясный фимиам.
(5 баллов)
2. Отметьте все места, где найденная закономерность, по-вашему, нарушается.
(5 баллов)
Теперь посмотрите на стихотворение иначе, другим зрением, взглядом души.
3. Объясните, как вы понимаете, что описывает поэт словами
«алый бархат»
«колыбельная ласка»
«синий тюль».
(3 балла)
4. Приведите три примера олицетворения из текста стихотворения, те выражения, с помощью которых поэт рисует природные явления как живые.
(4 балла)
5. Покажите, где он прямо обращается к помощи сказки, чтобы «оживить» изображаемую картину.
(1 балл)
Русский язык
1. Запиши слова по законам письменной речи.
[тэ]мп, [й`ош], [зж] ать, [фс`о] , ко [з`ба].
Обозначь части речи в выделенных словах.
(6 баллов)
2. Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (тюль).
(8 баллов)
3. Составь словосочетания и запиши их.
издать -
(друг, танк, тайна, приказ)
выдать-
излить-
(досада, слезы, молоко, злость)
вылить -
Подбери к данным словам подходящие имена существительные, запиши их.
влачить -
волочить -
(4 балла)
Математика
1. В витрине игрушечного магазина выложили треугольник из синих и красных мячей. В первом ряду положили 1 красный мяч, во втором - 2 синих, в третьем - 3 красных и так далее, а всего 10 рядов. Сколько в витрине оказалось красных и сколько синих мячей? (Найди рациональное решение).
( 3 балла)
2. Трёхзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трёхзначное число состоит из одинаковых цифр, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?
(6 баллов)
3. Как-то в 1997 году у Маши спросили: «Когда ты родилась?» «Позавчера мне было ещё только 9 лет, а в будущем году мне уже исполнится 12,» - ответила Маша. Узнай дату рождения Маши и дату, когда ей был задан вопрос.
(9 баллов)
Окружающий мир
1.На Земле в процессе эволюции сформировались разные природные зоны. В чём причина такого разнообразия?
(6 баллов)
2.Почему массовые посещения современными людьми парков и пригородных лесов плохо влияет на состояние деревьев?
(6 баллов)
3. Известно, что в средневековой Европе не только замки и крепости, но и городские дома строились из камня, часто в несколько этажей. В России в это же время повсеместно строили из дерева, предпочитая даже в городах одноэтажные жилища. Объясните, почему?
(6 баллов)
2 ВАРИАНТ
Литературное чтение
Дорогие юные читатели!
Некоторые стихотворения обязательно нужно видеть, по ним нужно «пробежать глазами», чтобы понять их необычность. Увидеть, как написано стихотворение, поупражнять внимание.
1. Прочтите стихотворение Валерия Брюсова «Июльская ночь» и скажите, что в нем зашифровано.
Алый бархат вечереет,
Горделиво дремлют ели,
Жаждет зелень, и июль
Колыбельной лаской млеет…
Нежно отзвуки пропели…
Разостлался синий тюль.
Улетели феи – холить
Царство чары шаловливой,
Щебет едких эпиграмм.
Юга ясный фимиам.
(5 баллов)
2. Отметьте все места, где найденная закономерность, по-вашему, нарушается.
(5 баллов)
Теперь посмотрите на стихотворение иначе, другим зрением, взглядом души.
3. Объясните, как вы понимаете, что описывает поэт словами
«алый бархат»
«колыбельная ласка»
«синий тюль».
(3 балла)
4. Приведите три примера олицетворения из текста стихотворения, те выражения, с помощью которых поэт рисует природные явления как живые.
(4 балла)
5. Покажите, где он прямо обращается к помощи сказки, чтобы «оживить» изображаемую картину.
(1 балл)
Русский язык
1. Запиши слова по законам письменной речи.
[тэ]мп, [й`ош], [зж] ать, [фс`о] , ко [з`ба].
Обозначь части речи в выделенных словах.
(6 баллов)
2. Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн__ авеню (идти) атташе. Рядом (идти) мадам в (манто). Из окна, отодвинув легк__ тюль, (выглядывать) забавн_ шимпанзе. Все это сняли в солнечн__ Сочи для рекламы (тюль).
(8 баллов)
3. Составь словосочетания и запиши их.
издать -
(друг, танк, тайна, приказ)
выдать-
излить-
(досада, слезы, молоко, злость)
вылить -
Подбери к данным словам подходящие имена существительные, запиши их.
влачить -
волочить -
(4 балла)
Математика
1. В витрине игрушечного магазина выложили треугольник из синих и красных мячей. В первом ряду положили 1 красный мяч, во втором - 2 синих, в третьем - 3 красных и так далее, а всего 10 рядов. Сколько в витрине оказалось красных и сколько синих мячей? (Найди рациональное решение).
( 3 балла)
2. Трёхзначное число записано разными цифрами в порядке увеличения их значений, но в его названии все слова начинаются с одной буквы. Другое трёхзначное число состоит из одинаковых цифр, а в его названии все слова начинаются с разных букв. Какие это числа?
(6 баллов)
3. Как-то в 1997 году у Маши спросили: «Когда ты родилась?» «Позавчера мне было ещё только 9 лет, а в будущем году мне уже исполнится 12,» - ответила Маша. Узнай дату рождения Маши и дату, когда ей был задан вопрос.
(9 баллов)
Окружающий мир
1.На Земле в процессе эволюции сформировались разные природные зоны. В чём причина такого разнообразия?
(6 баллов)
2.Почему массовые посещения современными людьми парков и пригородных лесов плохо влияет на состояние деревьев?
(6 баллов)
3. Известно, что в средневековой Европе не только замки и крепости, но и городские дома строились из камня, часто в несколько этажей. В России в это же время повсеместно строили из дерева, предпочитая даже в городах одноэтажные жилища. Объясните, почему?
(6 баллов)
Предварительный просмотр:
1 класс.
1. Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов?
У рыбей нет зубей?
У рыб нет зуб?
Или как?
Запиши правильный вариант:______________________________________
2. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.
У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.
3.Отгадай шараду:
Первое-нота, второе-игра,
Целое встретится у столяра.
4.Вставь буквы:
5. Переставь буквы так, чтобы получились слова, запиши их. Найди лишнее слово и зачеркни его.
ПАШАК - _______________
ОЖИВТ - ________________
ААЗЛГ - _________________
КАМАЙ - ________________
КЮАБ - _________________
6. Подбери к данным словам слова, с противоположным значением.
Близко - __________________
Высоко - _________________
Легко - ___________________
Трудно - _________________
7. К выделенным словам подбери слова, похожие по смыслу, запиши их
Песик Тотошка был очень храбрым,__________________.
Принцесса была очень красивой,_____________________.
Ослик Иа – Иа был всегда печальный, ________________.
2 класс. 1 тур.
1. Расставь ударение в словах.
Алфавит, библиотека, звонит, цемент, торты.
2. Выпиши слова, в которых рядом находятся два гласных звука.
Лилия, оазис, фойе, поют, сауна.
3. Вставь пропущенные слова в данные устойчивые сочетания слов:
На сердце….скребут
Делить шкуру неубитого….
Голодный как ….
….. носа не подточит.
4. Даны слова в звуковой одежде. Выбери для них буквенный костюм .
[ М’ А Т’] – мать, мять
[ В’ О С ] – воз, вез
[ Л ‘Э С’ ] – лес, лезть
5. Вставь пропущенные буквы.
Я ружьишко зар…дилИ м…рковку прор…дил,
В ог…роде ув…дал,
Как кустарник ув…дал.
6. В каких словах есть приставки?
Отмыть, отчизна, отвар, отравить, отара, отличник.
7. Выбери синонимы для выделенных слов:
Пасмурная погода (знойная, дождливая, ненастная)
Смышленый ученик (аккуратный, сообразительный, умный)
Неуклюжий медведь (добродушный, неповоротливый, огромный)
8. Узнай героя из сказки:
Милая, добрая, крошечная –
Деревянный, любопытный, длинноносый –
Старая, страшная, беззубая –
2 класс. 2 тур.
1. Разгадай ребусы:
Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
2. Как сказать одним словом?
Повесить нос –
За тридевять земель –
Бить баклуши –
Водить за нос –
Себе на уме –
3. Составьте анаграммы. Анаграммы – это слова, которые получаются путем перестановки букв какого-нибудь слова. Например: рост-сорт
Кулон-
Автор-
Коршун-
4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
Польская: как заяц в ананасе.
5. Выбери нужное слово
У бабушки нет (очек, очков, очкей)
У Маши нет красных (туфлев, туфлей, туфель)
У меня нет (ножницей, ножницов, ножниц)
6. Разгадай шараду, запиши слово, разбери его по составу. Придумай и запиши еще два слово с таким составом.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в журнале
7. Сколько раз встречается звуки [Т] и [Т ’] в стихотворении?
Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: “Повалю!
Я упрямых не терплю!”.
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил
3 класс. 1 тур.
1. Какими частями речи являются выделенные слова?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
2. Подбери синонимы к прилагательным:
Тихая езда -
Тихая ночь -
Тихий голос -
Верный друг-
Верный ответ-
Крепкая веревка-
Крепкий чай-
Крепкий организм-
3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
Кот наплакал-
Бить баклуши-
Спустя рукава-
Зарубить на носу-
5. Какие слова так произносятся?
[ Г РУ С’ Т’ ]
[ Л’ Э С’ Т’ ]
6. Составь слово, если в нем
Корень – из слова моряк
Окончание – из слова зимний
Приставка – из слова прилететь
Суффикс – из слова русский
7. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.
3 класс 2 тур
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
3. Определи части речи.
Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.
“Переведи” это предложение на русский язык.
4. Разбери слова по составу.
Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка
5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.
Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
6. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
7. Подбери прилагательные к данным существительным:
…. какаду
… шимпанзе
… шампунь
…тюль
8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Рукой подать-
Выйти из себя-
Повесить нос-
4 класс. 1 тур.
1. Объясни лексическое значение слов.
Туш -
Тушь –
2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Вкусный – вкусовой
Дельный – деловой
3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
Коля написал предложение красиво как курица лапой.
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:
Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть
5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.
Слепой музыкант подошел к роялю.
Слепой осторожно переходил дорогу.
6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса -ИСТ-.
Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?
МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.
4 класс. 2 тур.
1. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,
2. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Пятлая куш… | Дормый делаж… |
Бурявый папалош… | Вылюный вагач… |
Мяувыая дуч… | Желомная беч… |
3. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь –
4. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное?
Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
5. Разбери по составу выделенные слова.
Мяч попал в окно и стекло треснуло.
От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.
6. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
7.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Неведа – невежда.
8.Разбери по составу слова.
Метро, вынуть, окружность, листочки.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по математике для 4 классов. 2012 год
- Расшифруй крылатое выражение.
, , , , , , ,,,, к
МАРТ + ТЕМА + ЭТИКЕТ + А - ЦАРЬ + 1 у .
Ответ: «Математика- царица наук». (2 балла)
2.Великий русский математик Н.И. Лобачевский родился в XVIII веке и прожил 64 года, из которых 56 лет он жил в XIX веке. Определи год его рождения и год его смерти.
Решение: 1) 64 – 56 = 8 (лет) – учёный прожил в XVIII веке.
2)1800- 8= 1792 (г.)- год рождения учёного.
Ответ: очевидно, что год смерти 1856 г, год рождения -1792 г (3 балла)
3. Разность двух чисел равна 163, остаток от деления большего числа на меньшее равен 3, частное от деления этих чисел равно 17. Чему равны эти числа? (2 балла)
Ответ: 173-10=163; 173 : 10= 17(ост. 3)
4.Смотрим 2, а говорим «10», видим 2, а читаем «14». На что смотрим и почему так говорим? Ответ: смотрим на часы: 14ч 10 мин. (1 балл)
5. Ежегодно 12 декабря мы празднуем День Конституции Российской Федерации. В каком году она была принята? Известно, что это произошло в ХХ веке. Две средние цифры даты являются наибольшим двузначным числом. Последняя цифра даты в 3 раза больше первой. Ответ: 1993 год (2 балла)
6. Дима, Юля, Паша, Катя появились на свет в один и тот же год, но в разные месяцы- 10 апреля, 23 июня, 21 августа, 21 декабря. Кто когда родился, если мальчик, у которого день рождения в июне, ходит в школу с девочкой, которая родилась в апреле? Димин день рождения раньше Катиного, но позже, чем у Паши. Юля - самая старшая из всех ребят. (4 балла)
10 апреля | 23 июня | 21 августа | 21 декабря | |
Дима | + | |||
Юля | + | |||
Паша | + | |||
Катя | + |
7.Пачка писчей бумаги в 500 листов имеет высоту 5 см. Какой высоты (в метрах) получится стопка из миллиона таких листов? (3 балла)
Решение: 1) 1 000 000 : 500= 2 000 (раз)- по 500 листов в миллионе листов.
2) 2 000 х 5= 10 000 (см)- высота стопки. Ответ: 10 000 см = 100 м
8.Начерти прямоугольник. Раздели ломаной из трёх звеньев прямоугольник на четыре равных части? Какие фигуры получились? (3 балла)
Ответ: треугольники.
9. У Вити и Олега вместе 75 фишек. Если Витя отдаст Олегу 10 фишек, то у него останется в 2 раза меньше фишек, чем у Олега. Сколько фишек у Вити и сколько у Олега? (4 балла)
Решение: 1)75 : 3 =25 (ф.)- в каждой из трёх частей.
2)25 + 10= 35 (ф.) – у Вити.
3)75 – 35= 40 (ф.) – у Олега. Ответ: 35 фишек, 40 фишек.
10. Расшифруй пример
2 36 + *1 2 9 + * 2 = * ,
воспользовавшись предлагаемым ключом:
Ключ: + 2 3 6
* 1 2 9
* 3 9 1 (6 баллов)
Ответ: 24 436 + 815 279 + 5 842 = 845 557
11. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый сыграл с каждым по одной партии. Сколько всего партий они сыграли? (3 балла)
Ответ: 6+ 5+ 4+ 3+2+1= 21(п.)
12. Расстояние от школы до дома 960 м. Младший брат проходит это расстояние за 16 минут, а старший - за 12 минут. На каком расстоянии от школы старший брат догонит младшего, если он вышел на 3 минуты позже? (7 баллов)
Решение:
1)960:16= 60 (м/мин)-скорость младшего брата.
2)960 : 12= 80 (м/мин)- скорость старшего брата.
3)60 х 3= 180 (м)-прошёл младший брат за 3 минуты.
4)80 – 60= 20 (м/мин)- скорость сближения.
5) 180 : 20= 9(мин)- через такое время старший брат догонит младшего.
6) 80 х 9 =720 (м)- прошли братья.
7) 960 – 720= 240 (м)-осталось пройти до школы. Ответ: 240 метров.
13.Семь осликов за 3 дня съедают 21 мешок корма. Сколько корма надо пяти осликам на 5 дней? (4 балла)
Решение:
- 21 : 7= 3 (м.)- корма съедает 1 ослик за 3 дня.
- 3 : 3 = 1 (м.)- корма съедает 1 ослик за 1 день.
- 5 . 5 . 1= 25 (м.)-корма съедят 5 осликов за пять дней.
Ответ: 25 мешков корма.
14. Квадрат и прямоугольник имеют одинаковый периметр, равный 36 см. Длина прямоугольника на 2 см больше ширины. Площадь какой из этих фигур меньше и на сколько? (7 баллов)
Решение:
1)36 : 4= 9 (см)-сторона квадрата.
2)9 х 9= 81 (кв. см)- площадь квадрата.
3)36 – 4 = 32 (см)- был бы периметр прямоугольника, если бы стороны были равны.
4)32 : 4 =8 (см) – ширина прямоугольника.
5)8 + 2 =10(см)- длина прямоугольника.
6)8 х 10= 80 (кв.см) – площадь прямоугольника.
7)81 – 80= 1 (кв.см)- площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника.
Ответ: на 1 кв. см площадь квадрата больше, чем площадь прямоугольника.
15. Если Маша купит 4 конфеты, то у неё останется 20 рублей, а если Маша купит 6 конфет, то останется 14 рублей. Сколько денег у Маши? (5 баллов)
Решение:
- 6 – 4 =2 (к.)- на столько больше конфет купила Маша во второй раз.
- 20-14= 6(р.)- стоят 2 конфеты.
- 6 : 2= 3(р.)- цена конфеты.
- 3 х 4= 12 (р.)- заплатила за 4 конфеты.
- 12+20=32 (р.)- было у Маши.
Ответ: 32 рубля у Маши.
ВСЕГО: 55 БАЛЛОВ.
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку 4 класс
1. Объясни лексическое значение слов.
Туш -
Тушь -
2. Составь словосочетания со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Вкусный – вкусовой
Дельный – деловой
3. Запишите предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов.
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
Коля написал предложение красиво как курица лапой.
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
4. Запиши пары слов, которые отличались бы в написании, но не различались бы в произношении, например:
Роман-роман, слезать - слизать, посидеть-поседеть
5. Определи части речи выделенных слов, обозначь, какой частью речи они являются.
Слепой музыкант подошел к роялю.
Слепой осторожно переходил дорогу.
6. Раздели слова на 3 группы, исходя из значения суффикса. Объясни значение суффикса –
ИСТ-.
Медалист, лесистый, волокнистый. золотистый, хоккеист, серебристый, лесистый, холмистая.
7. Какая фраза зашифрована в этих предложениях?
МЫ НЕ ОЧЕНЬ ГРУСТИЛИ О СЕВЕРНОМ ЛЕТЕ, А ДЕЙСТВОВАЛИ КАК ОБЫЧНЫЕ ГОРОДСКИЕ ОБИТАТЕЛИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕДА ДОЛГО НЕ ОСТЫВАЛА.
8. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
Средство-…, шофер-…., цыган,-…, торт-…, трактор-…, инженер-….,
9. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Пятлая куш… | Дормый делаж… |
Бурявый папалош… | Вылюный вагач… |
Мяувыая дуч… | Желомная беч… |
10. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
Заварить кашу-
Жить душа в душу-
На ночь глядя-
Повесить нос-
Водой не разольешь -
11. Сколько значений в многократно повторяющемся слове? Какое прямое, какое переносное? Подбери синонимы к этому слову в каждом случае.
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные, Кислые прохожие,
И едят ужасное кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое было настроение.
12. Разбери по составу выделенные слова.
Мяч попал в окно и стекло треснуло.
От жары мороженое растаяло и стекло из моих рук на асфальт.
13. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.
14.Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.
Неведа – невежда.
15. Разбери по составу слова.
Метро, вынуть, окружность, листочки.
16. Поставь ударение:
Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.
17. Определи, какие звуки являются общими в каждой паре слов:
а) детский, цирк
б) мягкий, храм
в) конечно, ложки
г) газель, вокзал
18. Определи части речи в предложении:
Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
19. У каких существительных начальная форма слова совпадает по написанию с неопределённой формой глаголов? Приведи примеры.
20. Как понимаешь выражения?
а) собачья жизнь
б) собака на сене
в) вот где собака зарыта
г) собаку съел
д) жить как кошка с собакой
21. Подбери имена прилагательные – определения к словам:
Тюль, рояль, фамилия, фасоль, кенгуру, мозоль, прорубь, дитя.
22. Разбей слова на группы:
Замок, теремок, листок, приток, венок, клинок, песок, намок.
Объясни, по какому признаку ты сгруппировал слова.
23. Составь словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в переносном значении:
Седой, бархатный, прямой, глубокий.
24. В каких словах количество звуков и букв совпадает?
Классный, поздний, пьём, зреют, объём, подъезд, боюсь, сольёшь, соединить, бреешь.
25. Найди «четвёртое лишнее». Объясни, почему.
а) белка, булка, пенка, шапка
б) сломать, сделать, сдуть, смотреть
26. Вы знаете лишь две последние буквы слова: -ло. Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово и обоснуйте свой ответ.
27. Какие слова записаны в фонетической транскрипции?
[сй’эст]
[л’эс’т’]
[сп’ишы]
28. Мы предлагаем тебе познакомиться с работой одного ученика, которому было дано задание: «Осуществи проверку орфограмм слабых позиций в разных частях слова».
Он выполнил его так:
уч . ник – (учитель) - учиник
в магазин . – (в пути) – в магазини
сад . вод – (садовник) – садовод
дожд . вой – (дожди) – дождивой
. бломать – (облако) – обломать »
а) определи, какие ошибки имеются в работе ученика;
б) сформулируй, что должен знать и уметь ученик, чтобы впредь не допускать таких ошибок.
29. Замени слова устойчивыми словосочетаниями (фразеологическими оборотами).
Обманывать –
Обидеться –
Доверчиво слушать –
Усиленно думать над трудным вопросом –
30. В каждой группе слов найди «лишнее». Объясни, почему.
а) горошинка, изюминка, снежинка, соломинка;
б) четырехугольник, четыре, четверка, четверть;
в) тюль, бюллетень, рояль, гроздь;
г) хныкать, жаловаться, сетовать, роптать.
31. Перед тобой предложение:
Пролетали мимо города, села и хутора.
Один четвероклассник сказал, что предложение может иметь 2 смысла. Так ли это? Обоснуй свой ответ.
32. К данным словам подберите слова, близкие по значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и склонение:
по шоссе - …., об Отчизне - … .
33. Подберите и запишите такие три слова, в которых звуков меньше, чем букв.
34. Распределите слова на две группы:
вода, водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.
36. Образуйте от слова семь однокоренных слов.
свет