Из опыта работы

Козиева Люзия Гаязовна

Рекомендую для родителей и начинающих специалистов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятки для родителей

Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения?

1. Начинать следует с пальчиковой гимнастики.

2. Затем выполните артикуляционные упражнения для язычка.

3. Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.

4. Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.

5. Помните! В нашем деле главное — это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым и незнакомым. Чем больше и чаще ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!

Как выполнять домашние задания по рабочим листам?

1. Для выполнения домашних заданий необходимо самостоятельно переносить всю информацию из «Уголка логопеда» в тетрадь ребенка.

2. Все задания по подбору и раскрашиванию картинного материала выполняются к обозначенному календарному сроку и будут просматриваться логопедом.

3. Весь речевой материал необходимо прорабатывать с ребенком дома.

4. Задания по составлению предложений, рассказов, подбору нужных слов необходимо записывать со слов ребенка, помогая ему, на рабочем листе.

5. Папки необходимо приносить в дни логопедических занятий.

Творческий подход к выполнению заданий приветствуется!

Совместная и регулярная работа поможет нашим детям быстрее пройти путь к Стране правильной речи.

Если у вас возникнет необходимость пообщаться с логопедом (или такая необходимость возникнет у логопеда), он будет рад встрече в часы консультаций.

Выставка фотографий «Я расту» (совместное с родителями творчество).

Консультация учителя-логопеда для родителей «Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией. Какие исследования могут быть назначены».



Предварительный просмотр:

                         Положение «Об отношении к детям с речевыми нарушениями в ДОУ»

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для дошкольного образовательного учреждения №__ (далее ДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ДОУ, на основании типового по-ложения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», Положения ДОУ «О взаимодействии ло-гопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения».

1.2. Настоящее положение регулирует отношения учителя-логопеда, воспитателя, музы-кального руководителя и инструктора по физической культуре с детьми, имеющими ре-чевые нарушения.

1.3. В ДОУ детям гарантируется охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, всестороннее развитие личности и коррекция  имеющихся отклонений в рече-вом развитии.

2. Общие правила при работе с детьми, имеющими речевые нарушения

2.1. Подходить к каждому ребенку с “оптимистической гипотезой”, т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности стать умнее, культурнее, организованнее, само-стоятельнее, активнее.

2.2. Поддерживать в ребенке все положительное, вызвать активное стремление стать лучше: научиться новому, больше узнать, быть хорошим учеником.

2.3. Отказаться от сравнения ребенка с речевыми нарушениями с другими детьми. Не противопоставлять их друг другу, сравнивать ребенка с самим собой, т.е. его новые до-стижения сравнивать с прежним уровнем (“Сегодня ты справился с этим лучше, чем вче-ра, а завтра сумеешь сделать еще лучше, успешнее”). Это ориентирует ребенка на вполне достижимую цель, дает ощущение роста своих возможностей.

2.4. Избегать негативных постоянных высказываний в адрес одних и тех же детей. Пред-почтение отдавать спокойному замечанию, индивидуальному напоминанию о том, как следует себя вести. Положительные оценки должны быть услышаны всеми.

2.5. Предвидеть поведение детей. Шире использовать  положительные оценки-напоминания, выражая веру в способность детей проявить себя с лучшей стороны (“Я знаю, что в инсценировке вы будете четко проговаривать все звуки, говорить громко, уверенно, и конечно, все зрители скажут: “Какие грамотные и умные дети в этой груп-пе”).

2.6. Постоянно обогащать личный опыт участия детей в разных видах деятельности, в общении, в познании, т.е. неуклонно развивать их самостоятельность и творческие про-явления.

2.7. Дать каждому ребенку возможность ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.

2.9. Всем своим поведением (тоном речи, действиями, жестами, взглядом) дать почув-ствовать каждому ребенку заинтересованное отношение в нем: радость – в случае успеха, огорчение – в случае неправильного поступка, озабоченность – в случае неудачи. Это со-здает ребенку ощущение защищенности, уверенности в своих силах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактическая работа учителя - логопеда в общеобразовательном учреждении Ранний возраст как первая ступень речевого развития детей подготовила Козиева Л.Г., учитель - логопед СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Слайд 2

Ранний возраст − период от рождения до 3 лет

Слайд 3

В период раннего возраста закладываются основы полноценного здоровья и развития малыша - Происходит становление всех органов и систем - Происходит развитие психики В процессе развития ребенка особая роль отводится взрослому Приоритет в воспитании малыша остается за семьей С момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется базисное доверие к миру, чувство защищенности Воздействие со стороны взрослых будет успешным лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и педагогов

Слайд 4

Ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни Ребенок проделывает огромный путь - от беспомощного «головастика» до вполне сознательного существа со своим характером, привычками и желаниями Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки Задачи развития и воспитания малыша определяются его физическими, психическими, а также возрастными и индивидуальными особенностями Период раннего детства

Слайд 5

Ведущие линии развития для каждого возрастного периода (М. Щелованов, Н.М. Аксарина) Для первого года жизни характерны – зрительные ориентировочные реакции, – слуховые ориентировочные реакции, – эмоции и социальное поведение, – движения рук и действия с предметами, общие движения, – подготовительные этапы развития понимания речи и развития активной речи, – навыки и умения в режимных процессах

Слайд 6

Ведущие линии развития для каждого возрастного периода (М. Щелованов, Н.М. Аксарина) Для второго года жизни характерны – сенсорное развитие, – общие движения, – понимание речи взрослого, активная речь Для третьего года жизни – показатели прежние, включая развитие конструирования, изобразительной деятельности

Слайд 7

Показатели развития разработали: для детей первого года жизни – Н.М. Щелованов, С.М. Кривина, М.Ю. Кистяковская, З. Л. Фрухт для второго года жизни – Н.М. Аксарина, К.Л. Печора для третьего года жизни – Н. М. Аксарина, Г.В. Пантюхина

Слайд 8

Все родители желают, чтобы их малыш развивался в соответствии с нормативными показателями В Российской Федерации (в отличие от тестовых систем, существующих на Западе), контроль опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания

Слайд 9

Оценить соответствие уровня развития ребенка в норме могут - профессиональные педагоги - психологи - каждый из родителей Нужно знать, как изучать, и как интерпретировать полученные результаты Эффективная воспитательно-образовательная работа с детьми до 3 лет возможна при условии систематического контроля за их развитием

Слайд 10

Что же должно оцениваться с целью контроля за развитием детей?

Слайд 11

- состояние здоровья - физическое и психическое развитие - поведение малыша – настроение – сон – аппетит – характер бодрствования – индивидуальные особенности

Слайд 12

( Н.Малофеев, Е.А.Стребелева, Н.Д.Шматко) Задача профилактики - ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии ребенка для предупреждения речевой патологии Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии

Слайд 13

Блоки системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии: – скрининговые обследования детей первого года жизни, которое проводится уже в родильном доме с целью выявления всех детей группы «риска» (медицинские работники)  дифференциальная диагностика нарушений развития, которая проводится в поликлиниках, медицинских Центрах, больницах с целью определения структуры дефекта и необходимости коррекционной помощи (медицинские работники)  медико - психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии (медицинские работники и педагоги)  подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Слайд 14

Для достижения цели необходимо: − максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребёнка − максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребёнка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты − обязательное включение родителей в процесс обучения. начиная с первых лет жизни ребёнка

Слайд 15

(Е.О. Смирнова, Д.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.) Даёт представление о его целостном психическом развитии Определяющими факторами психического развития ребенка являются его общение со взрослым и ведущая деятельность В каждом возрастном периоде общение и ведущая деятельность имеют свои особенности Диагностика развития ребенка раннего возраста

Слайд 16

Государственная концепция «Раннего вмешательства» РФ ( от 29 мая 2012 года ) предполагает реконструкцию отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента  службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии Раннее вмешательство позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимальной возможного для каждого ребёнка уровня общего развития

Слайд 17

Ребёнок с отклонениями в развитии, получающий комплексную медико – психолого - педагогическую помощь в первые месяцы жизни, имеет самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимально возможного для него уровня общего развития

Слайд 18

Для предупреждения речевой патологии важны - ранняя диагностика отклонений в психофизическом развитии ребенка - выявление биологических и социальных факторов риска речевой патологии Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, в первые 3 года жизни ребёнка

Слайд 19

Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей

Слайд 20

Главное в обучении – развивать способности детей подражать и воспроизводить, слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать

Слайд 21

Обучение детей раннего возраста специфично. Оно осуществляется в форме игры на занятиях и вне их Малышу важен не результат, а сам процесс действия

Слайд 22

В процессе развития речи в недрах ситуативно-делового общения появляется – ситуативно-речевое деловое общение , а к концу третьего года жизни – внеситуативно-речевое деловое сотрудничество (М.И. Лисина) Развитие речи является неотъемлемой составляющей всего психофизического развития ребенка

Слайд 23

Организация ранней помощи в Центрах игровой поддержки ребёнка (ЦИПР) г. Москва

Слайд 24

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Постановление Правительства Москвы № 104-ПП от 14 февраля 2006 года «О развитии системы дошкольного образования в городе Москве» Приказ Департамента образования Москвы от 10.08.06 №498 «Об утверждении примерного положения о центре игровой поддержки ребёнка» ( ЦИПР ) Нормативно-правовое обеспечение

Слайд 25

_______________ ______ __ ________ ________ _____

Слайд 26

Только тесный союз учителя, учителя-логопеда, воспитателя и родителей дает прекрасный результат в обучении детей говорить и писать правильно

Слайд 27

Профилактика — использование предупредительных мер по предотвращению аномального развития речи

Слайд 28

любой речевой патологии сводится к устранению, по возможности, тех причин, которые могут привести к её возникновению. Эти причины начинают действовать ещё задолго до рождения ребёнка Данный вид профилактики начинается «издалека» и рассчитан на предупреждение не только дефектов звукопроизношения или иных речевых расстройств, но и любой другой патологии, связанной с внутриутробным повреждением плода Первичная профилактика

Слайд 29

нарушений речи проводится в тех случаях, когда первичная профилактика не удалась и нарушение речи у ребёнка всё же возникло Важно не допустить дальнейшего развития речевой патологии, чтобы на почве уже имеющихся нарушений не возникли новые Вторичная профилактика

Слайд 30

Проводится всестороннее обследование ребенка с речевой патологией и организация последующего коррекционно-психологического и коррекционно-педагогического воздействия как метода вторичной профилактики

Слайд 31

- это работа по подготовке артикуляционного аппарата, а именно: развитие мелкой моторики рук формирование речевого дыхания упражнения для губ упражнения для щёк упражнения для языка Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения

Слайд 32

Фонематический слух Фонематическое восприятие. Нарушение мешает овладеть в нужной степени словарным запасом грамматическим строем связной речью Фонемный анализ Формирование фонетических процессов

Слайд 33

Педагогические мероприятия, направленные на трудовое воспитание и профессиональную ориентацию детей и подростков с речевой патологией Пропаганда педагогических и коррекционно-педагогических знаний среди населения Единство воспитательных и педагогических требований детских учреждений, школы Третичная профилактика

Слайд 34

Задачи: совершенствование информационной системы для обеспечения коррекционно-развивающей деятельности учреждения сопровождение учащихся в учебно-образовательном процессе повышение педагогической компетенции работников образования для эффективной поддержки детей, нуждающихся в помощи максимальное использование возможностей комплексного подхода, объединяя для этого усилия различных специалистов единство требований к ученику-логопату

Слайд 35

повышение мотивации и интереса учащихся к процессу коррекции речи и конечному результату формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, передачу им ответственности и формирования системы ценностей формирование в образовательной среде у учащихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни сохранение непрерывности курса логопедической работы

Слайд 36

Систематическое консультирование родителей Оказание действенной консультативной помощи педагогам по обучению логопатов Профилактика нарушений устной речи у детей младшего школьного возраста Профилактика нарушений письменной речи Организация пропедевтических занятий Профилактическая и консультативная работа

Слайд 37

Примерный перечень вопросов по теме «Предупреждение речевых нарушений» Понятие «профилактика» Первичная профилактика дислексий и дисграфий Вторичная профилактика дислексий и дисграфий Первичная профилактика звукопроизношения до рождения ребенка, основные направления работы Первичная профилактика звукопроизношения после рождения ребенка, основные направления работы Забота о сохранности центрального и периферического отделов речевого аппарата ребенка Создание благоприятных социально-бытовых условий для развития речи Артикуляционная гимнастика, ее значение Пальчиковые игры, их влияние на развитие речи «доречевой» период в развитии речи, его значение

Слайд 38

Примерный перечень вопросов по теме «Предупреждение речевых нарушений» Вторичная профилактика звукопроизношения, основные направления Третичная профилактика, основные направления Строение центрального и периферического отделов речевого аппарата Становление речи в онтогенезе, основные этапы. значение эмоциональное состояние ребенка для психического и речевого развития Разные способы общения и их развитие как система профилактики социальной дезадаптации детей с речевыми нарушениями Профилактика голосовых расстройств Профилактика рецидивов (возвратов) речевых расстройств

Слайд 39

Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно. – М., 1999 Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 1977 Воспитание детей раннего возраста . Москва, «Просвещение», 1996 d Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. – 1998 Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика, 1972. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии. Вопросы Философии, 2003 Мотессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. – М., 2006. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Литература:

Слайд 40

Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001 Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960. Н. М. Аксарина «Воспитание детей раннего возраста» Изд-во «Медицина», М., 1977 г. o С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005; Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Развитие и воспитание детей раннего возраста. lor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Vivamus et magna. Fusce sed sem sed magna suscipit egestas. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Vivamus et magna. Fusce sed sem sed magna suscipit egestas. Литература:

Слайд 42

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ ! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ !



Предварительный просмотр:

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Входящие в комплекс логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, здоровьесбеоегающие методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

В своей практической деятельности мы применяем следующие здоровьесберегающие компоненты.

1. Элементы здоровьесберегающей технологии академика В.Ф.Базарного.

Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность постепенно увеличивается до половины занятия.

2. Схемы зрительных траекторий используем для разминок и упражнений на зрительную координацию.

На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую-либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.

3. Метка на стекле (по Аветисову)

позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактики близорукости. Ребенку предлагаем рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

4. Пальминг (автор У.Бейтс)

является разновидностью гимнастики для глаз и как раз таки помогает им отдохнуть. Этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время педагог включает спокойную музыку или читает стихи по лексической теме.

5. Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений по методике Стрельниковой).

Каждое логопедическое занятие начинается с упражнений на активизацию дыхания, на формирование стереотипа правильного физиологического и речевого дыхания.

Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Важна роль дыхания как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения.

Суть системы работы над дыханием Стрельниковой А.Н. заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на:

  1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;

  2) автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания;

  3) регулирование дыхательного ритма;

  4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох;

  5) формирование темпо-ритмических характеристик речи.

6. Фонетическая ритмика –

это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цели, которые определяют занятия по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

  соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;

  развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

  нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;

  формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;

  правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;

  восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов;

  умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

7. Развитие общей моторики.

Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

8. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу проводим на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

9. Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

10. Кинезеологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия.

С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

11. Система работы по развитию мелкой моторики рук.

  • календарно-тематическое планирование пальчиковых игр в старшей и подготовительной группах согласно лексическим темам (игры проводятся на всех видах занятий);
  • графические диктанты по лексическим темам в подготовительной группе;
  • обводка шаблонов и штриховка изображений согласно лексическим темам на индивидуальных и подгрупповых занятиях;
  • различные задания в "сухом бассейне", с раздаточным материалом и т.д.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление отдельных частей тела и всего организма. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая система работы позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

13. Ароматерапия – метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел.

Дети – чувственные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла положительна. В нашем детском саду, по рекомендациям врача, используются такие эфирные масла, как лаванда, мята, апельсин и др. Масла обладают широким антивирусным и антибактериальным спектром действия, успокаивают нервную систему, уравновешивают психофизическое состояние организма в целом. У детей улучшается их эмоциональное состояние, сон, аппетит, снижается заболеваемость. Но надо учитывать фа4тор риска при применении в отношении детей , склонных к аллергическим проблемам.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О роли воспитателя в формировании речевых навыков дошкольников

Слайд 2

Правильная речь как показатель готовности ребёнка к обучению в школе Развитие речи в норме Краткая характеристика речевых нарушений Проблемы обучения ребёнка с речевыми нарушениями

Слайд 3

Какие бывают нарушения речи Когда и как они возникают Каковы способы их выявления и устранения

Слайд 5

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих! .

Слайд 6

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания

Слайд 7

Этапы развития речи в норме 0-2 года. Формируются предпосылки к развитию речи, закладываются основы речевого поведения и потребности в общении. 3-5 лет. Накапливается словарь, формируются грамматические навыки и правильное произношение. 6-7 лет. Заканчивается формирование правильного произношения, ребенок владеет лексикой родного языка, умеет обобщать группы слов в понятия (одежда, посуда, игрушки, животные, птицы и т.д.), овладевает грамматикой родного языка на бытовом уровне. Развивается связная монологическая речь. В этот период жизни дети запоминают много сказок, стихов, рассказывают о своих делах и текущих событиях в жизни семьи. Формируются предпосылки для развития письменной речи (чтения и письма).

Слайд 8

Компоненты правильной речи: 1.Правильное произношение звуков, т.е. соответствие произношения звуков грамматическим нормам языка 2. Умение владеть голосом, использовать различные интонации, менять силу и высоту голоса, менять интонацию в зависимости от речевой ситуации (просьба, приветствие, сообщение и т.д.). 3. Речевое дыхание должно быть ровным и спокойным. 4. Адекватное использование лексики родного языка. Нужно понимать значение употребляемых слов и выражений, знать, когда и какие слова можно использовать в различных речевых ситуациях (на уроке, в разговоре с учителем, в беседах с друзьями). 5. Знание грамматики родного языка предполагает наличие умения правильно изменять слова, согласовывать их друг с другом, владеть навыком словообразования, уметь правильно строить высказывания. 6. Культура речи. Прежде всего хорошая дикция, т.е. четкое произношение звуков речи, которое совпадает с лингвистической нормой языка. Умение владеть голосом (различные интонации, паузы, выразительность, полетность).

Слайд 9

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ методики диагностирования О. С. Ушаковой, Т. Ткаченко, Т.Б. Филичевой ПОКАЗАТЕЛИ ВЛАДЕНИЕ СЛОВАРЁМ * Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации. *Умение подбирать антонимы и синонимы. *Умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные. *Умение дифференцировать обобщение понятия ГРАММАТИКА *Умение образовывать названия детёнышей животных. *Умение подбирать однокоренные слова. *Умение согласовывать существительные, прилагательные, числительные в роде, числе. *Умение образовывать трудные формы родительного падежа (жеребят, зайчат). *Умение употреблять слова в различной падежной конструкции. *Умение строить сложные предложения разных типов. ФОНЕТИКА * Умение дифференцировать гласные и согласные звуки. * Умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. * Умение составлять звуковой анализ слова (порядок звуков в слове). * Умение подбирать слова к заданной схеме. * Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию. * Умение делить слова на слоги, предложения на слова, определяя их порядок. * Умение изменить силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания. * Умение чётко произносить звуки речи, дифференцировать их. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ * Умение составлять описание, повествование и рассуждение. * Умение развивать сюжетную линию в рассказе, соединяя высказывания разными типами высказывания.

Слайд 10

Экстернат речевой культуры по оказанию помощи дошкольникам различного возрастного диапазона: — от 1,5 до 3 лет (начало социализации и использования речи для общения и познания, закладка психологической базы речи, стимуляция коммуникативно – познавательных речевых способностей); — с 3 до 7 лет (профилактика, развитие, компенсация, коррекция коммуникативно – познавательных речевых способностей); — до 7 лет дети апробируют различные уровни коммуникаций – повторяют путь взаимодействия с окружающим миром. Осознанное повторение и гармонизация взаимодействий способствует развитию коммуникативно-познавательных речевых способностей. Ребёнок определяет своё место в мире общения, учится понимать языки природы и окружающих предметов, осознаёт значимость речи и устремляется к её совершенствованию. — с 7 до 8 лет (преодоление коммуникативно – познавательных речевых недостатков, коррекция дислексии и дисграфии);

Слайд 11

Содержание педагогической деятельности С 1,5 до 2 лет (музыкальная ритмика, звуковосприятие, артикуляционная и словарная активация, мелкая моторика, изобразительное творчество в поле развивающих познавательных игр). С 2 до 3 лет (музыкальная ритмика, артикуляционный тренинг, активация словаря и фразы, изобразительное и продуктивное творчество, инсценирование сказок ). С 3 до 4 лет (артикуляционный и интонационный тренинг, лексико – грамматические игры, «делание рассказа», мелкая и общая моторика, психогимнастика, изобразительное творчество в рамках познавательной темы». С 4 до 7 лет (развитие всех сторон речи и мышления, обучение чтению, подготовка руки к письму».

Слайд 12

Условия эффективности речевого воспитания

Слайд 13

МЕДИКО – ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Слайд 14

Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) Составление индивидуального образовательного плана (ИОП) Составление адаптированной основной образовательной программы (АООП) Составление адаптированной образовательной программы (АОП)

Слайд 15

Содержание коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!