Главные вкладки
Тема: мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте. Подготовила выступление: воспитатель Высшей категории Наталья Геннадьевна Ерина г. Маркса
Слайд № 1. Тема: мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте.
Подготовила выступление:
воспитатель Высшей категории Наталья Геннадьевна Ерина
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14»
г. Маркс Саратовской области.
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире.
И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Для формирования духовно-нравственных качеств у детей, хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, и получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитать в ребенке духовно – нравственную личность, любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям.
Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.
Особенно дети любят играть в эти игры на праздниках.
Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни.
А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слайд № 1. Тема: мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру» в дошкольном возрасте.
Подготовила выступление:
воспитатель 1 квалификации Наталья Геннадьевна Ерина
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №14»
г. Маркс Саратовской области
Слайд № 2. Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире.
И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Слайд № 3. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.
Работая с детьми я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: жестокость, самолюбие.
Поэтому формированием основ моральных качеств нужно заниматься с дошкольного возраста.
Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Слайд № 4. Как дать маленькому ребёнку азбуку человеческой культуры, как помочь ребёнку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в своём сердце.
Слайд № 5. Как научить детей жить дружно, быть добрыми, справедливыми?
Для формирования духовно-нравственных качеств у детей, хорошо использовать игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, и получать удовольствие от общения с другими детьми, воспитать в ребенке духовно – нравственную личность, любовь и уважительные отношения к близким и окружающим людям.
Слайд № 6. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе.
Особенно дети любят играть в эти игры на празднике.
Слайд № 7. Видео.
Слайд № 8. Игра является не только ведущей деятельностью дошкольника, но и представляет собой отражение окружающей жизни.
А так же игра учит размышлять над нравственной сутью каждого поступка, развивает душу и воспитывает хорошие манеры.
Здесь конечно же нужна систематическая, целенаправленная, воспитательная работа.
Слайд № 9. Перед нами стоят, следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброту и скромность.
4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Духовность -это внутренний мир личности.
И личность должна уметь любить!
Любить мир, людей, свою Родину!
Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу.
Слайд № 10. Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто.
Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами?
Я вам предлагаю выполнить задание и для этого мне нужно десять человек, подойдите пожалуйста ко мне, не стесняйтесь.
Я каждому раздам лепестки.
Пожалуйста прикрепите лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.
(педагоги прикрепляют лепестки, со словами: добрый, честный... )
(И объяснить их значение)
Спасибо, Вы хорошо потрудились.
Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная.
Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.
(переворачиваю лепестки и получаются слова: злой, лживый...)
Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?
Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека (переворачиваю сердцевину цветка с надписью:
Слайд № 11. «Духовно-нравственные качества», там сердце)
Чтобы сердце было наполнено добротой, мы проводим с детьми беседы, игры, упражнения, досуги, праздники на формирование духовно-нравственных качеств.
Спасибо Вам большое Вы справились.
Присаживайтесь.
Сейчас мы просмотрим видео с несколько игр, которые мы проводим с детьми, но это только часть тех игр.
Цель всех игр: воспитывать уважительное, заботливое отношение друг другу
Слайд № 12. Видео. Желаю вам хорошего просмотра.
1. «Подбери цвет» (поиграть)
Раздать детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).
Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.
Добро — зло
горе — радость
хорошо — плохо
трудолюбие – лень
жадность – щедрость
трусость – храбрость
любовь – ненависть
грубость – вежливость
мир – война
2.Игра «Садовники и цветы» (поиграть)
Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой- они завянут.
Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды.
Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов.
Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая -садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться (дети ходят и подходят к цветку и говорят добрые и вежливые слова:
Добрый день;
Могу я вас попросить;
Желаю тебе хорошего;
Можно я вам помогу;
Извините , я был не прав)
Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу.
Игра 3 . Свеча. Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.
Игра 4 «Волшебные очки». (поиграть) (Стоим по кругу).
Воспитатель объявляет: Я хочу показать вам волшебные очки.
Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех.
Вот сейчас я примерю эти очки...
Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!
А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа.
Передаю очки рядом стоящему коллеге и говорю комплименты. Передавая очки рядом стоящему, педагог называет какое-либо его достоинство.
Игра 5. «Круг честности» (поиграим) с музыкой
Цель: формирование социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.
Ход игры: педагоги делятся на две команды.
Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх.
Это круг честности.
Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.
Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга.
Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.
Затем команды меняются местами.
Игра 6. «Запретное движение».
Педагог показывает движения, а играющие должны их повторять, только в том случае, если я скажу «пожалуйста».
Игра 7. «Светофор».
Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок.
По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:
Желтый – вправо,
Зеленый – вперед,
Красный – назад
10. Игра «Пирамида любви»
Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это
чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих
Расскажите и вы, кого и что любите вы!
А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук.
Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).
Посмотрите какая высокая получилась пирамида.
Высокая потому
что, мы любим и любимы сами.
Упражнение «Сотворение чуда».
Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?».
Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
Участники в кругу.
- Если вы рады встрече с нами, улыбнитесь соседу.
- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.
- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.
-Если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;
- Если вы полагаете, что ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;
- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение – покружитесь.
А теперь повторим. Вы согласны?
Слайд №12. Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения.
Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.