Мои разработки мероприятий
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47»
"Урок информационной
безопасности"
Урок-игра по информатике
для 11 класса
Автор: Баторова Е.Б-М.
Улан-Удэ 2015г.
Цель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации», развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития, закрепление навыков работы с программой Power Point.
Задачи:
1. Расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации;
2. Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умение работать в коллективе.
3. Формировать умение работать с дополнительной литературой, использовать средства ИКТ (при подготовке к игре);
4. Воспитывать у учащихся сознательное отношение к законодательству.
Оформление:
1. компьютер для подсчёта баллов;
2. запись фрагмента музыки из телеигры “Счастливый случай”;
3. компьютеры учащихся;
4. мультимедийная презентация с геймами игры;
5. плакаты команд;
Подготовка к игре.
В игре принимают участие 2 команды, в каждой команде по 7 человек. Команды должны придумать название команды, девиз, составить вопросы соперникам. Предварительно был пройден раздел «Защита информации», состоящий из уроков по темам:
· «Вредоносные программы и антивирусные программы»
· «Компьютерные вирусы и защита от них»
· «Сетевые вирусы и защита от них»
· «Троянские программы и защита от них»
· «Рекламные и шпионские программы и защита от них»
· «Спам и защита от него»
· «Хакерские утилиты и защита от них»
· «Защита информации от несанкционированного доступа».
Также были проведены практические работы по защите информации от различных видов компьютерных вирусов, настройка межсетевого экрана, настройка антивирусной программы. Данная игра проводится как урок-обобщение.
Назначаются два помощника для подготовки и проведения игры, выбирается жюри.
Продолжительность игры: 45 минут.
Ход игры
1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры[1].
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы встретились здесь, чтобы провести «Урок безопасности». Как много интересного таит в себе эта тема.
Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!
2. Проведение игры
I гейм. Разминка “Дальше, дальше!”
За 30 секунд команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда ответа не знает, она говорит: «Дальше». Команды приглашаются по очереди.
Вопросы 1 команде.
1. Как называются вирусы, использующие для своего распространения протоколы или команды компьютерных сетей и электронной почты? (сетевые вирусы)[2]
2. Как называются вирусы, написанные на макроязыках, заражают файлы данных? (макровирусы)[3]
3. Как называются вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии? (вирусы-репликаторы или черви)[4]
4. Как называются вирусы, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов? (вирусы-мутанты)[5]
5. Как называются программы-вирусы, различными методами удаляющие и модифицирующие информацию в определённое время, либо по какому-то условию? (логические (временные) бомбы)[6]
Вопросы 2 команде.
1. Как называются вирусы, внедряющиеся в исполняемые модули, т.е. файлы, имеющие расширения COM и EXE? (файловые вирусы)[7]
2. Как называются вирусы, внедряющиеся в загрузочный сектор диска или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска? (загрузочные вирусы)[8]
3. Как называются вирусы, которые очень опасны, так как маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков? (квазивирусные или троянские программы)[9]
4. Как называются вирусы, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска? (вирусы-невидимки или стелс-вирусы)[10]
5. Как называются программы-вирусы, собирающие информацию и складирующие её определённым образом, а не редко и отправляющие собранные данные по электронной почте или другим методом? (шпионы)[11]
Ведущий:
Слово независимому эксперту. С каким счетом закончили I гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты)
II гейм “Заморочки из бочки”[12]
Ведущий:
Для этого задания
Приложите все старания.
И победу тот возьмёт,
У кого счастливый лот.
Представители команд по очереди выбирают бочонки[13] и отвечают на вопрос, который содержится в нем. На обсуждение вопроса отводится одна минута.
Если команда ответила неверно, дается возможность ответить другой команде.
В одном из бочонков видеовопрос. Это так называемый “счастливый случай”.
Вопросы в бочонках:
№ 1 (зелёный) – Найди почтовый червь: IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (Email-Worm) [14]
№ 2 (жёлтый) – Первый компьютерный вирус? Игра Дарвин, Creeper, Reaper, EP – Win 5.10c. (Игра Дарвин)[15]
№ 3 (красный) – Что не относится к файловым вирусам? Link-вирусы, Parasitic-вирусы, Файловые черви, LAN-черви. (LAN-черви)[16]
№ 4 (зелёный) – Какие черви для файлообменных сетей: IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (P2P-Worm)[17]
№ 5 (жёлтый) - Кто создатель программы игра Дарвин? В.А.Высотский, Г.Д.Макилрой, Роберт Морис, Алан Соломон. (Роберт Морис)[18]
№ 6 (зелёный) - Черви в IRC-каналах? IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (IRC-Worm)[19]
№ 7 (красный) – видеовопрос[20]
№ 8 (жёлтый) – Первый вирус для Windows, заражающий исполняемые файлы назывался: Win.Vir_1_4, «Homer», EP – Win 5.10c. (Win.Vir_1_4)[21]
№ 9 (красный) – Что не относится к троянским программам? Утилиты несанкционированного удаленного управления; Overwriting-вирусы; Дропперы; Эммуляторы DDOS-атак. (Overwriting-вирусы)[22]
№ 10 (зелёный) – Черви, использующие интернет-пейджеры? IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (IM-Worm)[23]
Ведущий:
Слово независимому эксперту: С каким счетом закончили 2 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты II гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
III гейм “Темная лошадка”.
Ведущий:
Этот гейм[24] самый интересный, таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное когда-нибудь становится явным. Мы говорим о «темной лошадке».
В гости к нам пришёл
Человек из прошлого.
Угадайте, кто же он?
Ведущий:
Перед вами сейчас будет представлена фотография “темной лошадки” - известного человека. Но эта фотография будет закрыта. Чтобы открыть фотографию необходимо будет угадать, кто на ней изображен. Сделать это можно будет с помощью подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Максимальное количество балов – 4. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.
“Темная лошадка”[25] (Евгений Касперский)
Подсказки:
1. Родился 4 октября 1965 г. в Новороссийске. Окончил Институт криптографии, связи и информатики и до 1991 г. работал в многопрофильном научно-исследовательском институте.
2. Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 г., когда на его компьютере был обнаружен вирус "Cascade".
3. С 1991 по 1997 гг. работал в НТЦ "КАМИ", где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект "AVP".
4. В 1997г. Евгений стал одним из основателей "Лаборатории Касперского".
Ведущий:
С каким счетом закончили 3 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты III гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
IV гейм “Ты – мне, я – тебе”.
Ведущий:
Команды задают по 3 вопроса соперникам (поочередно). Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. Кто ответил, тот и задает вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечающему можно рассуждать вслух.
Начинает команда, у которой меньшее количество баллов.
Ведущий:
С каким счетом закончили 4 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты IV гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
Гейм V “Гонка за лидером”
Ведущий:
Итак, последний гейм![26] Кто же будет победителем?
5 гейм “Гонка за лидером” посвящен свободной тематике по предметам.
Ведущий зачитывает вопросы, участники команд отвечают. Кто первый ответит, тот и получает балл, вопросы задаются быстро.
Вопросы гейма “Гонка за лидером”:
1. По среде обитания вирусы классифицируют на:[27]
1) резидентные, нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
2. Герундий – это:
1) резидентный вирус;
2) нерезидентный вирус;
3) неличная форма глагола;
4) третья форма глагола.
3. Наиболее опасные свойства компьютерного вируса — способность к:[28]
1) удалению данных и модификации себя;
2) модификации себя и форматированию винчестера;
3) форматированию винчестера и внедрению в файлы;
4) внедрению в файлы и саморазмножению.
4. По особенностям алгоритма вирусы можно классифицировать на:[29]
1) резидентные и нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
5. Термин «информатизация общества» обозначает:[30]
1) целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
2) увеличение избыточной информации, циркулирующей в обществе;
3) увеличение роли средств массовой информации;
4) введение изучения информатики во все учебные заведения страны;
5) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
6. Развитый рынок информационных продуктов и услуг, изменения в структуре экономики, массовое использование информационных и коммуникационных технологий являются признаками:[31]
1) информационной культуры;
2) высшей степени развития цивилизации;
3) информационного кризиса;
4) информационного общества;
5) информационной зависимости.
7. Компьютерные вирусы - это:[32]
1) вредоносные программы, которые возникают в связи со сбоями в аппаратных средствах компьютера;
2) программы, которые пишутся хакерами специально для нанесения ущерба пользователям ПК;
3) программы, являющиеся следствием ошибок в операционной системе;
4) пункты а) и в);
5) вирусы, сходные по природе с биологическими вирусами.
8. Какой законодательный акт регламентирует отношения в области защиты авторских и имущественных прав в области информатизации?[33]
1) Доктрина информационной безопасности РК;
2) Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
3) раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РК;
4) Указ Президента РК;
5) Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
9. Для написания самостоятельной работы вы скопировали из Интернета полный текст нормативно-правового акта. Нарушили ли вы при этом авторское право?[34]
1) Да, нарушено авторское право владельца сайта;
2) нет, так как нормативно-правовые акты не являются объектом авторского права;
3) нет, если есть разрешение владельца сайта;
4) да, нарушено авторское право автора документа;
5) нет, если истек срок действия авторского права.
10. Можно ли разместить на своем сайте в Интернете опубликованную в печати статью какого-нибудь автора?[35]
1) Можно, с указанием имени автора и источника заимствования;
2) можно, с разрешения и автора статьи и издателя;
3) можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения;
4) можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом;
5) можно, с разрешения издателя, выпустившего в свет данную статью, или автора статьи.
Учитель:
Сегодня мы с вами вспомнили многое об информационной безопасности, о вирусах. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о защите информации можно бесконечно. У нас еще будут “Счастливые случаи”, когда мы сможем поделиться знаниями о новых вирусах и способах защиты от них.[36]
Игра закончена. До новых встреч!!![37]
Звучит музыка “ Счастливого случая”
Список используемой литературы:
1. Анин Б. Защита компьютерной информации. BhV , С.-Пб., 2000.
2. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Форум-Инфра-М, 2000.
3. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс.- М.: ВАКО, 2006.
4. Теоретические основы компьютерной безопасности. Радио и связь, М. 2000.
5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
6. http://data-security.by.ru/zachita.htm
7. http://data-security.by.ru/
8. http://www.appp.ru/pressa/opiratstve/2007/april.htm
10. http://www.securitylab.ru/virus/
11. http://www.kaspersky.ru/viruses
12. http://forum.kaspersky.com/index.php?showforum=18
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Счастливый случай | 49.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47»
"Урок информационной
безопасности"
Урок-игра по информатике
для 11 класса
Автор: Баторова Е.Б-М.
Улан-Удэ 2015г.
Цель: повторение и контроль знаний по теме «Защита информации», развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального уровня развития, закрепление навыков работы с программой Power Point.
Задачи:
- Расширить кругозор учащихся об информационной защите, о видах вирусов, о существующих законах о защите информации;
- Продолжить воспитывать у учащихся чувство дружбы, формировать умение работать в коллективе.
- Формировать умение работать с дополнительной литературой, использовать средства ИКТ (при подготовке к игре);
- Воспитывать у учащихся сознательное отношение к законодательству.
Оформление:
- компьютер для подсчёта баллов;
- запись фрагмента музыки из телеигры “Счастливый случай”;
- компьютеры учащихся;
- мультимедийная презентация с геймами игры;
- плакаты команд;
Подготовка к игре.
В игре принимают участие 2 команды, в каждой команде по 7 человек. Команды должны придумать название команды, девиз, составить вопросы соперникам. Предварительно был пройден раздел «Защита информации», состоящий из уроков по темам:
- «Вредоносные программы и антивирусные программы»
- «Компьютерные вирусы и защита от них»
- «Сетевые вирусы и защита от них»
- «Троянские программы и защита от них»
- «Рекламные и шпионские программы и защита от них»
- «Спам и защита от него»
- «Хакерские утилиты и защита от них»
- «Защита информации от несанкционированного доступа».
Также были проведены практические работы по защите информации от различных видов компьютерных вирусов, настройка межсетевого экрана, настройка антивирусной программы. Данная игра проводится как урок-обобщение.
Назначаются два помощника для подготовки и проведения игры, выбирается жюри.
Продолжительность игры: 45 минут.
Ход игры
1. Организационный момент. Постановка цели и задач урока-игры[1].
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы встретились здесь, чтобы провести «Урок безопасности». Как много интересного таит в себе эта тема.
Я представляю участников игры. Поприветствуем их (команды должны объявить свое название и озвучить девиз). Пожелаем, им удачи, счастливого случая. Итак, вперед к успеху!
2. Проведение игры
I гейм. Разминка “Дальше, дальше!”
За 30 секунд команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда ответа не знает, она говорит: «Дальше». Команды приглашаются по очереди.
Вопросы 1 команде.
- Как называются вирусы, использующие для своего распространения протоколы или команды компьютерных сетей и электронной почты? (сетевые вирусы)[2]
- Как называются вирусы, написанные на макроязыках, заражают файлы данных? (макровирусы)[3]
- Как называются вирусы, которые распространяются по компьютерным сетям, вычисляют адреса сетевых компьютеров и записывают по этим адресам свои копии? (вирусы-репликаторы или черви)[4]
- Как называются вирусы, содержащие алгоритмы шифровки-расшифровки, благодаря которым копии одного и того вируса не имеют ни одной повторяющейся цепочки байтов? (вирусы-мутанты)[5]
- Как называются программы-вирусы, различными методами удаляющие и модифицирующие информацию в определённое время, либо по какому-то условию? (логические (временные) бомбы)[6]
Вопросы 2 команде.
- Как называются вирусы, внедряющиеся в исполняемые модули, т.е. файлы, имеющие расширения COM и EXE? (файловые вирусы)[7]
- Как называются вирусы, внедряющиеся в загрузочный сектор диска или в сектор, содержащий программу загрузки системного диска? (загрузочные вирусы)[8]
- Как называются вирусы, которые очень опасны, так как маскируясь под полезную программу, разрушают загрузочный сектор и файловую систему дисков? (квазивирусные или троянские программы)[9]
- Как называются вирусы, которые очень трудно обнаружить и обезвредить, так как они перехватывают обращения операционной системы к пораженным файлам и секторам дисков и подставляют вместо своего тела незараженные участки диска? (вирусы-невидимки или стелс-вирусы)[10]
- Как называются программы-вирусы, собирающие информацию и складирующие её определённым образом, а не редко и отправляющие собранные данные по электронной почте или другим методом? (шпионы)[11]
Ведущий:
Слово независимому эксперту. С каким счетом закончили I гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты)
II гейм “Заморочки из бочки”[12]
Ведущий:
Для этого задания
Приложите все старания.
И победу тот возьмёт,
У кого счастливый лот.
Представители команд по очереди выбирают бочонки[13] и отвечают на вопрос, который содержится в нем. На обсуждение вопроса отводится одна минута.
Если команда ответила неверно, дается возможность ответить другой команде.
В одном из бочонков видеовопрос. Это так называемый “счастливый случай”.
Вопросы в бочонках:
№ 1 (зелёный) – Найди почтовый червь: IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (Email-Worm) [14]
№ 2 (жёлтый) – Первый компьютерный вирус? Игра Дарвин, Creeper, Reaper, EP – Win 5.10c. (Игра Дарвин)[15]
№ 3 (красный) – Что не относится к файловым вирусам? Link-вирусы, Parasitic-вирусы, Файловые черви, LAN-черви. (LAN-черви)[16]
№ 4 (зелёный) – Какие черви для файлообменных сетей: IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (P2P-Worm)[17]
№ 5 (жёлтый) - Кто создатель программы игра Дарвин? В.А.Высотский, Г.Д.Макилрой, Роберт Морис, Алан Соломон. (Роберт Морис)[18]
№ 6 (зелёный) - Черви в IRC-каналах? IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (IRC-Worm)[19]
№ 7 (красный) – видеовопрос[20]
№ 8 (жёлтый) – Первый вирус для Windows, заражающий исполняемые файлы назывался: Win.Vir_1_4, «Homer», EP – Win 5.10c. (Win.Vir_1_4)[21]
№ 9 (красный) – Что не относится к троянским программам? Утилиты несанкционированного удаленного управления; Overwriting-вирусы; Дропперы; Эммуляторы DDOS-атак. (Overwriting-вирусы)[22]
№ 10 (зелёный) – Черви, использующие интернет-пейджеры? IM-Worm, IRC-Worm, Email-Worm, Net-Worm, P2P-Worm. (IM-Worm)[23]
Ведущий:
Слово независимому эксперту: С каким счетом закончили 2 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты II гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
III гейм “Темная лошадка”.
Ведущий:
Этот гейм[24] самый интересный, таинственный. Наша жизнь устроена так, что все тайное когда-нибудь становится явным. Мы говорим о «темной лошадке».
В гости к нам пришёл
Человек из прошлого.
Угадайте, кто же он?
Ведущий:
Перед вами сейчас будет представлена фотография “темной лошадки” - известного человека. Но эта фотография будет закрыта. Чтобы открыть фотографию необходимо будет угадать, кто на ней изображен. Сделать это можно будет с помощью подсказок, но с каждой подсказкой количество баллов уменьшается. Максимальное количество балов – 4. Чья команда быстрее поднимет руку, та и отвечает.
“Темная лошадка”[25] (Евгений Касперский)
Подсказки:
- Родился 4 октября 1965 г. в Новороссийске. Окончил Институт криптографии, связи и информатики и до 1991 г. работал в многопрофильном научно-исследовательском институте.
- Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 г., когда на его компьютере был обнаружен вирус "Cascade".
- С 1991 по 1997 гг. работал в НТЦ "КАМИ", где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект "AVP".
- В 1997г. Евгений стал одним из основателей "Лаборатории Касперского".
Ведущий:
С каким счетом закончили 3 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты III гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
IV гейм “Ты – мне, я – тебе”.
Ведущий:
Команды задают по 3 вопроса соперникам (поочередно). Вопросы готовились заранее. Кому адресовать вопрос выбирает сам участник. Кто ответил, тот и задает вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл. Отвечающему можно рассуждать вслух.
Начинает команда, у которой меньшее количество баллов.
Ведущий:
С каким счетом закончили 4 гейм команды?
Независимый эксперт: - (озвучивает результаты IV гейма и общего счета)
Звучит музыка “ Счастливого случая”
Гейм V “Гонка за лидером”
Ведущий:
Итак, последний гейм![26] Кто же будет победителем?
5 гейм “Гонка за лидером” посвящен свободной тематике по предметам.
Ведущий зачитывает вопросы, участники команд отвечают. Кто первый ответит, тот и получает балл, вопросы задаются быстро.
Вопросы гейма “Гонка за лидером”:
1. По среде обитания вирусы классифицируют на:[27]
1) резидентные, нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
2. Герундий – это:
1) резидентный вирус;
2) нерезидентный вирус;
3) неличная форма глагола;
4) третья форма глагола.
3. Наиболее опасные свойства компьютерного вируса — способность к:[28]
1) удалению данных и модификации себя;
2) модификации себя и форматированию винчестера;
3) форматированию винчестера и внедрению в файлы;
4) внедрению в файлы и саморазмножению.
4. По особенностям алгоритма вирусы можно классифицировать на:[29]
1) резидентные и нерезидентные;
2) не опасные, опасные, очень опасные;
3) сетевые, файловые, загрузочные, макровирусы;
4) паразиты, репликаторы, невидимки, мутанты, троянские.
5. Термин «информатизация общества» обозначает:[30]
1) целенаправленное и эффективное использование информации во всех областях человеческой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий;
2) увеличение избыточной информации, циркулирующей в обществе;
3) увеличение роли средств массовой информации;
4) введение изучения информатики во все учебные заведения страны;
5) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации.
6. Развитый рынок информационных продуктов и услуг, изменения в структуре экономики, массовое использование информационных и коммуникационных технологий являются признаками:[31]
1) информационной культуры;
2) высшей степени развития цивилизации;
3) информационного кризиса;
4) информационного общества;
5) информационной зависимости.
7. Компьютерные вирусы - это:[32]
1) вредоносные программы, которые возникают в связи со сбоями в аппаратных средствах компьютера;
2) программы, которые пишутся хакерами специально для нанесения ущерба пользователям ПК;
3) программы, являющиеся следствием ошибок в операционной системе;
4) пункты а) и в);
5) вирусы, сходные по природе с биологическими вирусами.
8. Какой законодательный акт регламентирует отношения в области защиты авторских и имущественных прав в области информатизации?[33]
1) Доктрина информационной безопасности РК;
2) Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
3) раздел «Преступления в сфере компьютерной информации» Уголовного кодекса РК;
4) Указ Президента РК;
5) Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
9. Для написания самостоятельной работы вы скопировали из Интернета полный текст нормативно-правового акта. Нарушили ли вы при этом авторское право?[34]
1) Да, нарушено авторское право владельца сайта;
2) нет, так как нормативно-правовые акты не являются объектом авторского права;
3) нет, если есть разрешение владельца сайта;
4) да, нарушено авторское право автора документа;
5) нет, если истек срок действия авторского права.
10. Можно ли разместить на своем сайте в Интернете опубликованную в печати статью какого-нибудь автора?[35]
1) Можно, с указанием имени автора и источника заимствования;
2) можно, с разрешения и автора статьи и издателя;
3) можно, но исключительно с ведома автора и с выплатой ему авторского вознаграждения;
4) можно, поскольку опубликованные статьи не охраняются авторским правом;
5) можно, с разрешения издателя, выпустившего в свет данную статью, или автора статьи.
Учитель:
Сегодня мы с вами вспомнили многое об информационной безопасности, о вирусах. Кто-то узнал что-то новое для себя. Говорить о защите информации можно бесконечно. У нас еще будут “Счастливые случаи”, когда мы сможем поделиться знаниями о новых вирусах и способах защиты от них.[36]
Игра закончена. До новых встреч!!![37]
Звучит музыка “ Счастливого случая”
Список используемой литературы:
- Анин Б. Защита компьютерной информации. BhV , С.-Пб., 2000.
- Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. Форум-Инфра-М, 2000.
- Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс.- М.: ВАКО, 2006.
- Теоретические основы компьютерной безопасности. Радио и связь, М. 2000.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
- http://data-security.by.ru/zachita.htm
- http://data-security.by.ru/
- http://www.appp.ru/pressa/opiratstve/2007/april.htm
- http://www.av-school.ru
- http://www.securitylab.ru/virus/
- http://www.kaspersky.ru/viruses
- http://forum.kaspersky.com/index.php?showforum=18
[1] Слайд 1
[2] Слайд 4
[3] Сдайд 4
[4] Слайд 4
[5] Слайд 5
[6] Слайд 5
[7] Слайд 6
[8] Слайд 6
[9] Слайд 6
[10] Слайд 7
[11] Слайд 7
[12] Слайд 8
[13] Слайд 9
[14] Слайд 10
[15] Слайд 14
[16] Слайд 17
[17] Слайд 11
[18] Слайд 15
[19] Слайд 12
[20] Слайд 18
[21] Слайд 16
[22] Слайд 19
[23] Слайд 13
[24] Слайд 20
[25] Слайд 21
[26] Слайд 23
[27] Слайд 24
[28] Слайд 26
[29] Слайд 27
[30] Слайд 30
[31] Слайд 31
[32] Слайд 34
[33] Слайд 39
[34] Слайд 42
[35] Слайд 43
[36] Слайд 50
[37] Слайд 51