Предметные олимпиады
Задания предметных олимпиад прошлых лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОКРУЖНОГО ТУРА ОКРУЖНОГО ЭТАПА
ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ
(2011-2012 учебный год)
7-8 классы
ТЕСТОВЫЙ РАУНД
1. Термин «география» принадлежит греческому учёному
а) Геродоту в ) Эратосфену
б) Гомеру г) Аристотелю
2. Первым европейцем, достигшим Китая, был:
а) М. Поло б) А. Никитин в) Х. Колумб г) Ф. Магеллан
3. Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
- 1:2 500 в) 1:250 000
- 1:25 000 г) 1:25 000 000
4. Подпишите, какой условный знак изображен на рисунке под буквой В
а) луг в) редкий лес
б) кустарник г) вырубленный лес
5. Какой склон холма изображенного на рисунке более крутой?
а) Северо-западный в) юго-западный
б) северный г) южный
6. Какое расстояние по карте на рисунке можно измерить точнее?
7.Какой цифрой показан на карте Африки Южный тропик?
а) 5 в)3
б) 1 г) 2
8. День 21 марта в северном полушарии называют днём:
- летнего солнцестояния в) осеннего равноденствия
б) весеннего равноденствия г)зимнего солнцестояния
9. Горные породы образованные в результате накопления веществ выпавших в осадок на дне водоёмов называются:
- метаморфическими в) магматическими
- осадочными г) органическими
10. Определите, что изображено на рисунке под буквой Б
А Б
а) грабен в)горст
б) цепь г) пик
11. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
- испарение в) шторм на море
- выпадение осадков г) таяние снега и льда
12. Если в течении суток замеры температуры составили утром+9°С, днём+24°С, вечером+12°С, то средняя температура суток равна:
- 20°С б) 15°С в)10°С г) 5°С
13. От чего зависит сила ветра?
а) от близости океанов в) от скорости вращения Земли.
б) от разницы давления г) от времени года.
14. Какую часть земной поверхности занимает Мировой океан
а) 1/2 в) 3/4
б) 2/5 г) 2/6
15. Что является причиной полноводности экваториальных рек:
а) равнинный рельеф,
б) реки пересекают экватор
в) находятся в климатическим поясе с большим количеством осадков
16. В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают
а) тундра в) тайга;
б) зона смешанных и широколиственных лесов г) зона степей
17. В основании какого материка залегает несколько литосферных плит:
а) Африка в) Южная Америка
б) Антарктида г) Евразия
18. Расположите горы по возрасту: от самых старых до молодых:
а) Гималаи б) Уральские в) Кордильеры
19.Установите соответствие между течением и буквой, которой оно показано на карте.
ТЕЧЕНИЕ БУКВА
1) Канарское А) А
2) Северное пассатное Б) Б
3) Бразильское В) В
Г) Г
20. Какие воздушные массы действуют на территории, обозначенной штриховкой?
а) тропические в) тропические и экваториальные
б) экваториальные г) тропические и умеренные
21. Установите соответствие между растением или животным и природной зоной, в которой оно обитает.
ОБИТАТЕЛЬ ПРИРОДНАЯ ЗОНА
1) бизон А) тундра
2) карликовая ива Б) степи
3) американская лиственница В) тайга
Г) пустыни
22. Южная Америка протянулась к югу значительно дальше, чем Австралия и Африка. От Антарктического полуострова ее отделяет лишь неширокая полоса воды:
а) Бассова пролива в) Магелланова пролива
б) пролива Дрейка г) Гудзонов пролив
23. Установите соответствие между природной зоной Африки и характерной для нее особенностью.
ПРИРОДНАЯ ЗОНА ОСОБЕННОСТЬ
1) экваториальные леса А) можно выделить два сезона: влажный и сухой
2) саванны Б) растительность очень скудная
3) пустыни В) климат средиземноморский
Г) многие животные ведут древесный образ жизни
24. Огромная страна с разнообразным рельефом и климатом. Важнейший продукт питания – рис. Эта страна – родина чая. В этой стране были изобретены бумага, компас, часы, порох, спички, фарфор, шелк, зубная щетка и многое другое. Какая это страна?
а) Китай в) Индонезия
б) Индия г) Япония
25. Антарктический оазис – это:
а) районы с большим количеством пингвинов
б) районы с большим количеством птиц
в) прибрежные участки с озерами, свободные ото льда, а летом от снега, окруженные ледником
г) районы с самыми низкими температурами
26. В чем различие рек Обь и Лена?
а) Обь течет на север, а Лена на юг
б) Обь имеет смешанное питание, а Лена – дождевое
в) Обь впадает в Карское море, а Лена – в море Лаптевых
г) Обь замерзает, а Лена – нет
27. Самый высокий действующий вулкан России
а) Этна в) Килиманджаро
б) Везувий г) Ключевская Сопка
28. Какая гора, из перечисленных, самая высокая на территории Самарской области?
а) г.Верблюд в) г. Стрельная
б) г. Тип-Тяв г) г. Молодецкая
29. Какие географические координаты имеет точка,
а) 65° с.ш. и 60° в.д. в) 60° с.ш. и 65° в.д.
б) 65° с.ш. и 60° з.д. г) 60° с.ш. и 65° з.д.
30. Три плавания совершил он в неизвестные тогда области разных океанов. Открыл восточные берега Австралии, исследовал полярные и приполярные области Земли, достиг Южного полярного круга. Как звали мореплавателя?
а) Абель Тасман в) Бартоломеу Диаш
б) Фернан Магеллан г) Джеймс Кук
АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД
1. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 60°. (Тень от предметов падает на север.) Ход ваших рассуждений запишите.
2. Почему значительная часть биомассы океанических растений сосредоточена на шельфах в местах впадения рек? Укажите причины.
3. В 20 веке существенно сократилась численность бизонов некогда основного животного североамериканских прерий. Назовите причины этого явления.
4. На рисунке показан профиль, проведённый по параллели 33° с.ш. через остров, расположенный у восточного побережья Евразии. В каком из пунктов, обозначенных на профиле буквами А, В, С, D, будет выпадать наибольшее количество атмосферных осадков? Свой ответ обоснуйте.
5. Определите, на какой из территорий, обозначенных буквами на карте России, водная эрозия почв представляет наибольшую опасность. Для обоснования своего ответа приведите доводы.
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОКРУЖНОГО ТУРА ОКРУЖНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
(7-8 классы)
При проведении Олимпиады не рекомендуется использовать для ответов школьные атласы и любые другие справочные пособия.
Время проведения тестового раунда - 1 час; аналитического раунда - 1,5 часа.
- Оценки ответов участников Олимпиады определяется по многобальной шкале. В вопросах тестового раунда, требующих установить соответствие между различными географическими объектами и их свойствами (вопросы ), а также требующих выбрать несколько вариантов ответов из предложенных ( вопросы ) каждый правильный вариант, выбранный участником, оценивается на 1 балл.
- Поскольку вопросы аналитического раунда требуют «открытый» ответ участников (который должны назвать и сформулировать сами учащиеся), каждое пояснение, перечисление, проявление логики или географической эрудиции требует поощрения и оценивается на балл.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО РАУНДА
№ вопроса | Ответ | Максимальное количество баллов | № вопроса | Ответ | Максимальное количество баллов |
1 | в | 1 | 16 | а | 1 |
2 | а | 1 | 17 | г | 1 |
3 | а | 1 | 18 | б, в, а | 1,5 |
4 | б | 1 | 19 | 1-б,2-а,3-г | 1,5 |
5 | а | 1 | 20 | в | 1 |
6 | а | 1 | 21 | 1-б,2-а,3-в | 1,5 |
7 | 1 | 1 | 22 | б | 1 |
8 | б | 1 | 23 | 1-г,2-а,3-б | 1,5 |
9 | б | 1 | 24 | а | 1 |
10 | в | 1 | 25 | в | 1 |
11 | в | 1 | 26 | в | 1 |
12 | б | 1 | 27 | г | 1 |
13 | б | 1 | 28 | в | 1 |
14 | в | 1 | 29 | в | 1 |
15 | в | 1 | 30 | г | 1 |
Общее кол-во баллов за раунд | 33.0 |
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО РАУНДА
№ вопроса | Ответ | Кол-во баллов |
1 | Широта - 30° с.ш. Тень от предметов в этом пункте падает на север, значит, пункт находится в северном полушарии. | |
В дни равноденствия Солнце стоит в зените над экватором, т.е. его полуденная высота на экваторе составляет 90°. Разница в высоте солнца над экватором (90°) и над искомой параллелью составляет 90° - 60° = 30°. Значит, искомая параллель находится на расстоянии 30° от экватора в северном полушарии. | ||
Каждый правильный ответ и его правильное обоснование оценивается на 2 балла | ||
Максимальное общее количество баллов за вопрос | 8 | |
2 | вода хорошо прогревается | |
растениям необходим солнечный свет для фотосинтеза | ||
вода на шельфах в местах впадения рек менее соленая | ||
с речными водами на шельфы поступает много питательных веществ | ||
Каждый правильный ответ и его правильное обоснование оценивается на 2 балла | ||
Максимальное общее количество баллов за вопрос | 8 | |
3 | 1) неумеренная охота; 2 браконьерство; 3) трансформация естественных мест обитания животных; 4) вырубка лесов; 5) Распашка степей и замена их сельскохозяйственными землями. | |
Каждый правильный ответ и его правильное обоснование оценивается на 2 балла | ||
Максимальное общее количество баллов за вопрос | 10 | |
4 | 1) наибольшее количество атмосферных осадков будет выпадать в пункте В; 2) осадки приносит летний муссон, дующий с океана на материк; 3) пункт В расположен на наветренном склоне, где атмосферных осадков больше; 4) пункт В расположен выше пункта А; 5) в горах выпадает больше атмосферных осадков, чем на соседних равнинах. | |
Каждое правильно выполненное действие и каждое правильное пояснение к нему оценивается на 2 балла. | ||
Максимальное общее количество баллов за вопрос | 10 | |
5 | 1) территория А; 2) в пределах территории А большие перепады высот или территория А находится на возвышенности; 3) уклоны территории здесь больше; 4) в пределах территории А степень распаханности больше или в пределах территории А естественная растительность практически полностью уничтожена; 5) практически полное отсутствие лесной растительности; 6) ливневый характер осадков в пределах территории А. | |
Максимальное общее количество баллов за вопрос | 12 | |
Максимальное общее количество баллов за раунд | 48 |
ВСЕГО ЗА ДВА раунда - 81 баллов.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ И ПРОВЕРКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОКРУЖНОГО ТУРА ОКРУЖНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ (10 – 11 классы)
- При проведении Олимпиады не рекомендуется использовать для ответов школьные атласы и любые другие справочные пособия.
- Оценка ответов участников Олимпиады определяется по многобальной шкале.
В вопросах тестового раунда, требующих установить соответствие между различными географическими объектами и их свойствами (вопросы 8 и 19), а также требующих выбрать несколько вариантов ответов из предложенных (вопросы 4, 7, 21 и 28) каждый правильный вариант, выбранный участником, оценивается на 1 балл. Правильные ответы на вопросы, требующие открытых ответов (вопросы 5 и 22) оцениваются на 2 балла.
Поскольку вопросы аналитического раунда также требуют «открытый» ответ (который должны назвать и сформулировать сами учащиеся), они также оцениваются на 2 балла. Вопросы данного раунда требуют пояснений, перечислений, проявлений логики или географической эрудиции, каждое из которых требует поощрения и оценивается на 2 балла.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО РАУНДА
№ вопроса | Ответ | Максимальное количество баллов | № вопроса | Ответ | Максимальное количество баллов |
1 | В | 1 | 16 | 4 | 1 |
2 | Б | 1 | 17 | Г | 1 |
3 | Г | 1 | 18 | В | 1 |
4 | Б, Г, Д | 3 | 19 | 1-А, 2-В, 3-Г | 3 |
5 | Афганистан | 2 | 20 | 2 | 1 |
6 | Б | 1 | 21 | Б, В, Е | 3 |
7 | Б, В, Д | 3 | 22 | Самарская область | 2 |
8 | 1-В, 2- Б, 3-А | 3 | 23 | Б | 1 |
9 | А | 1 | 24 | 4 | 1 |
10 | В | 1 | 25 | А | 1 |
11 | А | 1 | 26 | Б | 1 |
12 | 4 | 1 | 27 | А | 1 |
13 | Г | 1 | 28 | А, Г, Е | 3 |
14 | В | 1 | 29 | 3 | 1 |
15 | А | 1 | 30 | В | 1 |
Общее количество баллов | 44 |
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ АНАЛИТИЧЕСКОГО РАУНДА
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОКРУЖНОГО ТУРА ОКРУЖНОГО ЭТАПА
ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЖ
(2011-2012 учебный год)
7-9 классы
Задание 1. Назовите две основные составляющие понятия здоровья и дайте им определения.
Задание 2. Перечислите основные составляющие здорового образа жизни.
Задание 3. Колонна велосипедистов в составе 30 человек двигалась по левой полосе в один ряд группами из 15 человек, расстояние между которыми составляло 50-70 м. из приведенного текста найдите ошибки в действиях велосипедистов и дайте правильный ответ.
Задание 4. Предлагается к приведенным сигналам регулировщика на рисунках дать их расшифровку в соседнем столбце.
Сигналы регулировщика | Их расшифровка |
Задание 5. Назовите основные правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии.
Задание 6. Дайте краткие ответы на поставленные вопросы.
Вопрос | Ответ |
Перечислите основные (не менее 2) требования к месту летнего лагеря? | |
На какую сторону света указывает тень от любого предмета на местности в солнечный полдень? | |
Какое небесное тело в ночное время указывает направление на север? |
Задание 7. По каким местным признакам можно определить направление на север и юг?
Задание 8. Потерпевшие бедствие могут подавать сигнализацию в соответствии с международной авиационной аварийной жестовой сигнализации, используемую для передачи информации пилотами поисково-спасательных самолетов и вертолетов. В таблице приведены некоторые сигналы, предлагается дать им расшифровку.
Задание 9. Какие основные правила сбора и поведения в местах, где водятся змеи?
Задание 10. Вы в компании со школьными друзьями отправились на ближайшее озеро с целью зимнего отдыха. Вдруг лед треснул и ваш друг провалился. Каковы ваши действия?
Задание 11. Каковы должны быть действия человека подвергшегося нападению на него преступником в лифте?
Задание 12. Выберете из перечня терминов подходящие к определению, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведенной ниже таблице. Прочитав полученное определение, назовите для какого понятия оно дано?
Катастрофическая__________ (А), при которой уклад жизни резко нарушается. Люди нуждаются в ________(Б), одежде, медицинской и социальной помощи. Различают две группы: вызванные ________(В) катаклизмами (землетрясениями, наводнениями) и самим __________(Г) (войны, техногенные аварии). В зависимости от масштаба делятся на местные, национальные, религиозные, международные.
Перечень терминов
| 5. опасность |
| 6. защита |
| 7. общество |
| 8. авария |
Задание 13. Дайте классификацию лесных пожаров в зависимости от того, в каких элементах леса распространяется огонь.
Задание 14. Назовите основные обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «О пожарной безопасности»
Задание 15. Для классификации чрезвычайных ситуаций по скорости распространения приведите примеры. Предлагается представить в виде схемы.
Задание 16. В таблице приведены определения природных чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения. Дайте им определения.
Название явления | Определение |
Буря | |
Ураган | |
Смерч |
Задание 17. При массовых инфекционных заболеваниях обязательно существует эпидемический (эпизоотический, эпифитотический) очаг. В этом очаге осуществляется комплекс мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию болезни. Назовите основные.
Задание 18. Дайте определение понятию «Эвакуация». Перечислите основные вещи, которые обязан взять с собой гражданин при эвакуации.
Задание 19. В таблице приведена классификация средств индивидуальной защиты. Приведите по одному примеру в каждой группы.
Общее название группы СИЗ | Пример |
Одежда специальная защитная | |
Средства защиты рук | |
Средства защиты органов дыхания | |
Средства защиты от падения с высоты |
Задание 20. Оповещение населения при авариях на атомной станции осуществляется по радиовещательным и телевизионным сетям, по заранее разработанным органами управления ГОЧС типовым текстам информации. Вам предлагается составить примерный вариант текста информации об аварии на атомной станции, учитывая основные мероприятия при радиоактивном излучении (без эвакуации).
Тестирование
№ | Тестовые задания | |||||||||||||||||||||
1 | Выстроите логически этапы процесса приспособления организма человека к другим условиям (холод, тепло, изменение атмосферного давления).
| |||||||||||||||||||||
2 | Курение табака является одной из наиболее распространенных вредных привычек. Какой вред организму человека наносит табакокурение?
| |||||||||||||||||||||
3 | Что обозначают сигналы, подающиеся 2 водителя нарисованные на картинке.
| |||||||||||||||||||||
4 | Пешеход стоит на пешеходном переходе, где управлением дорожного движения занимается регулировщик, который стоит к нему спиной с вытянутыми руками в сторону. Что обозначает сигнал регулировщика?
| |||||||||||||||||||||
5 | Выберете положения, которые не относятся к основным правилам пользования электронагревательными приборами.
| |||||||||||||||||||||
6 | В таблице представлены операции при включении и выключении ПЭВМ. Пронумеруйте их в нужной последовательности.
| |||||||||||||||||||||
7 | Что не относится к непосредственным причинам вынужденного автономного существования в природных условиях?
| |||||||||||||||||||||
8 | Утром рано трое друзей зашли в лес. Заметив, что солнце находится справа, они шли прямо. В 1400 друзья решили уточнить направление возвращения домой. Первый предлагал двигаться так, что бы солнце находилось слева, второй – чтобы солнце находилось справа, третий – чтобы солнце светило в лицо. Кто из друзей указал правильное направление движения?
| |||||||||||||||||||||
9 | При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги руку и ноги. Из перечисленных в этом случае действий выберете неправильные.
| |||||||||||||||||||||
10 | Перемещаясь по льду, Вы услышали треск. Каковы Ваши действия?
| |||||||||||||||||||||
11 | Вы пришли домой и заметили, что входная дверь взломана. Каковы Ваши действия?
| |||||||||||||||||||||
12 | Если Вы оказались заложником в транспорте, то, как нужно себя вести?
| |||||||||||||||||||||
13 | На лестничной площадке 5 этажа возник пожар, и дверь вашей квартиры загорелась, при этом огонь отрезал путь к выходу. Что Вы будете делать?
| |||||||||||||||||||||
14 | Как Вы поступите, если на человеке загорелась одежда?
| |||||||||||||||||||||
15 | Одновременное, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости – это
| |||||||||||||||||||||
16 | Укажите наиболее опасные последствия аварий и катастроф.
| |||||||||||||||||||||
17 | Назовите основные меры по защите от наводнений.
| |||||||||||||||||||||
18 | Какие противогазы можно использовать при концентрации хлора в воздухе равной 2500 мг/м3?
| |||||||||||||||||||||
19 | Услышав предупредительный сигнал «Внимание всем!», Вам необходимо:
| |||||||||||||||||||||
20 | Назовите основные правила безопасного поведения во время эвакуации и движения по зараженной местности.
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ ТУР (7-9 классы)
ЗАДАНИЯ ПЕРВОЙ СЕКЦИИ «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШЕМУ»
(максимальная оценка – 30 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Пострадавший с артериальным кровотечением из предплечья. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЕ 2. Во время спортивной игры пострадавший растянул связки в голеностопном суставе. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЕ 3. Пострадавший обварил руку кипятком. Образовались пузыри, причем некоторые из них лопнули и нарушилась целостность верхнего слоя кожи. Окажите первую медицинскую помощь.
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ СЕКЦИИ «ВЫЖИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Определение сторон света по механическим часам и Солнцу.
ЗАДАНИЕ 2. Определение расстояния до наблюдаемого предмета с использованием угловых величин.
ЗАДАНИЕ 3. Определение расстояния по карте с использованием циркуля.
ЗАДАНИЕ 4. Лазание по гимнастическому канату с помощью ног.
ЗАДАНИЯ ТРЕТЬЕЙ СЕКЦИИ «ДЕЙСТВИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
(максимальная оценка – 20 баллов)
ЗАДАНИЕ 1. Вызов пожарной охраны с использованием мобильного телефона.
ЗАДАНИЕ 2. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в положения «походное» и «наготове».
ЗАДАНИЕ 3. Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение.
ЗАДАНИЕ 4. Подтягивание на перекладине (для девушек – сгибание и разгибание рук, лежа в упоре на гимнастической скамейке).