Мои выступления
Выступления на педагогических советах, методических объединениях, семинарах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы преемственности в формировании
воспитательной системы класса
(из опыта работы)
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Воспитание стало приоритетом государственной политики. И очевидно, что необходим системный подход к воспитанию. В школах системный подход выражается в создании и развитии воспитательных систем классных коллективов.
Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Индивидно - групповой, ценностно - ориентационный, функционально- деятельностный, пространственно- временной и диагностико - аналитический компоненты и составляют воспитательную систему класса.
Первый компонент: индивидно – групповой, представляющий собой сообщество (общность) детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы класса.
Учащиеся – педагоги (классный руководитель, первый учитель) – родители. Как осуществляется их взаимодействие? Я считаю мне повезло, свой 5 в я знаю с 1 класса, т.к. мной велись занятия в рамках внеурочной деятельности «Живу в России». В процессе непосредственных встреч и бесед с учителем начальных классов (который, по - моему, больше других переживает к кому попадут его дети, будут ли они приняты, поняты и услышаны). При общении с детьми и родителями выяснялось, какие традиции в классе существуют, как отмечались праздники, проводились классные мероприятия, классные часы, что детям нравилось, что они хотели бы поменять. На сегодняшний момент мы сохранили возможность для ребят самостоятельно подготовить и провести классный час, викторину, написать сценарий и провести мероприятие. В классе работает открытый микрофон при обсуждении проблем, поздравлении детей. К участию в концертах, праздниках и мероприятиях привлекаются родители. Но так как дети выросли (немножко), то они хотят большей самостоятельности. И они ее получают. Но вместе с ней они получают и большую ответственность за свои дела и поступки.
Второй компонент воспитательной системы класса - это ценностно - ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
- цели и задачи воспитания;
- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
Рассмотрим цели классного руководителя.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания, различают три основные цели:
идеальная цель - это некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог;
результатная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося) и который планируется достичь за определенный промежуток времени;
процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств выпускника (учащегося).
Посмотрим, как меняются задачи воспитания при переходе из начальной школы в основную и как при этом сохраняется преемственность.
Задачи воспитания в начальной школе | Задачи воспитания в основной школе |
Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности. | Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки. |
Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности. Формирование потребности в творческой деятельности. Развитие художественно-эстетических способностей. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности | Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей. К сожалению учителя – предметники и классные руководители 5 классов не владеют информацией о достижениях детей в предметных областях, поэтому в первом полугодии нет особой активности участия в учебно- исследовательской деятельности и конкурсов различного уровня. Сами дети инициативы не проявляют, а контроль родителей резко ослабевает. Как показывает опыт и недостаточная организация внеурочной деятельности, дети и родители негативно относятся к дополнительным занятиям, хотя со стороны кл. руководители сделали , что могли. |
Формирование любви к природе, стремления к здоровому образу жизни. | Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся. Провожу экскурсии, прогулки в парк, беседы и тематические классные часы, спортивные состязания. Вовлечение в спортивные секции и кружки. |
Продолжение формирования жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений. | Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Распределяю обязанности, приучаю детей к сам. деятельности (подготовка к мероприятиям класса и школы). Дети с удовольствием выполняют разовые поручения, но не готовы к постоянным (ответственный за журнал или дисциплинарный дневник, ответственные за работу секторов), С начальной школы остаётся привычка , что большую часть работы за детей выполняют родители. Это касается и учёбы и внеучебной деятельности. Я приучаю к самостоятельности, хотя это выходит боком. |
Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу. | Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности. С младшего подросткового возраста основной вид деятельности – общение, проблема в том, что дети в начальной школе варятся в собственном котле. Да это замечательно, когда ребята дружат в классе, но возникает проблема выхода пятиклассников в «свет», где есть разновозрастные группы учащихся и дети не могут строить свои отношения с ними. Основной проблемой не только нашей школы, но и других школ остаётся неуважительное отношение к учителям (не знаю учителя – не здороваюсь, не реагирую с первого раза на замечания, не соблюдение возрастной субординации). Не особо отношения складываются между детьми в параллели. Доказательством этому служат негативизм, зависть, обида, которую дети проявляют при поражении в командных конкурсах, играх, они не умеют проигрывать и воспринимают поражение как личную обиду, не умеют радоваться успехам других детей. Эгоизм и амбициозность у детей и без нас воспитывают родители. Нам же необходимо адаптировать их к общению в коллективе. К сожалению, проблема разобщённости в параллелях приводит к конфликтным ситуациям между детьми, разборкам, скандалам, что негативно сказывается на учебно – воспитательном процессе. В своей работе я за сотрудничество классных руководителей в параллелях. Организация мероприятий, циклов классных часов, викторин, участие в агитбригадах и т. д. много лет мы сотрудничали с Кусаиновой С.Н. Не смотря на разницу в уровне подготовки, наши дети с удовольствием сотрудничали между собой. Я с удовольствием наблюдаю за работой классных руководителей в параллели 8 классов, у них есть чему поучиться. Хорошо было бы ввести в школе наставничество и не только старших над младшими, но и между нами – учителями. В этом учебном году мне было обидно за коллег, которые были в растерянности. |
Формирование самоидентификации личности школьника. |
Третий компонент, воспитательной системы класса функционально- деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
- системообразующий вид деятельности, формы и методы;
- организация совместной деятельности и общения;
- основные функции воспитательной системы;
- педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
Четвертый компонент воспитательной системы класса - это, пространственно- временной.
Он состоит из таких элементов, как:
- эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
- связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
- этапы становления и развития воспитательной системы.
Особо хотела отметить связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых: из 23 человек только 4 не посещают секции или кружки во внеурочное время. Но и в этом случае нам есть над чем работать, добиваясь 100% вовлечения учащихся в дополнительное образование.
Пятый компонент воспитательной системы класса - это диагностико - аналитический , включающий в себя следующие элементы:
- критерии эффективности воспитательной системы;
- методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
- формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии:
- воспитанность учащихся;
В начале пятого класса проводилось тестирование по определению уровня воспитанности детей. Оценку воспитанности давали не только ученики, но и их родители и педагоги. Результаты тестирования сводились в одну целостную систему. При повторном проведении тестирования, в шестом классе, можно будет провести сравнительный анализ и выстроить или скорректировать траекторию развития воспитанности для каждого ребенка.
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
На сегодняшний день явно изолированных детей в классе нет. Есть дети менее активные. Но более точную характеристику можно получить после проведения психологической службой социометрических исследований. Думаю, что большинству детей комфортно в классном коллективе, что подтверждается многочисленными беседами с детьми и родителями.
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
Может, не все удается осуществить на должном уровне в нашей классной жизни, но мы будем стараться и у нас должно получиться.
- сформированность классного коллектива;
- репутация класса;
- проявление индивидуальности («лица») класса;
С какими же проблемами сталкиваются учителя начальной школы, передающие детей в среднее звено, классные руководители будущих пятиклассников, родители и администрация школы при решении вопросов преемственности формирования воспитательной системы класса.
К сожалению из года в год мы классные руководители сталкиваемся с проблемой недостаточно – организованной работой ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ (она ограничивается лишь рамками род собраний). Реальной помощи – как то: организация тестирования (по тревожности детей и т.д) , обработке данных тестирования не ощущаем.
Основные проблемы:
Преемственность невозможна, когда классный руководитель 5 класса назначается спонтанно. Чтобы переход из начальной школ в среднее звено для учащихся и родителей был менее болезненным, а процесс воспитания не эпизодическим, а системным, конечно же, классный руководитель будущих пятиклассников должен заблаговременно знакомиться с классом, учениками, родителями, посетить несколько внеклассных мероприятий, поработать с психологом и т.д. Проблема своевременного назначения классных руководителей – очень важная и серьезная. Это еще и проблема ответственного отношения будущего классного руководителя к своим новым обязанностям.
По словам Дориса Лоу Ноулт:
Если ребенка поддерживают, Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят, Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо, Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности, Он учится верить.
Если ребенка ободряют, Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА Мотивация Учебная цель Учебная задача Учебные действия и операции Контроль и самоконтроль Организационно-мотивационный этап Оценочно-рефлексивный этап Рефлексия деятельности Процессуально-содержательный этап
« Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания . Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать ». « Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».
УРОК - ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЬ деятельности СОДЕРЖАНИЕ деятельности СРЕДСТВА осуществления деятельности РЕЗУЛЬТАТЫ деятельности ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
Определение цели и планируемых результатов Учет предметной стороны обучения Принцип преемственности Определение содержание урока Подбор учебных задач Определение структуры урока Составление технологической карты Выбор технологии обучения Подготовка диагностических материалов Инструментарий проектирования учителя
Целеполагание в учебном процессе какое понятие (представление, закономерность, …) должны усвоить учащиеся и на каком уровне; как будет раскрыто содержание понятия (представления, закономерности, псс …), на основе каких учебных дейс твий; какие умения будут отрабатываться, формироваться, совершенствоваться (на уровне переноса); какие выводы, обобщения и т.п. должны будут научиться делать; какие виды деятельности начнут осваивать уч-ся. Цель и задачи урока должны быть реальны, достижимы Цель и задачи урока должны быть понятны всем, кто будет работать над их достижением (в т.ч. ученикам)
Целеполагание в учебном процессе ЦЕЛИ Развитие мотивации личности к познанию и творчеству; Создание условий, необходимых для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей ТРИЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ Образовательные Развивающие Воспитательные
Обучающие цели урока включают в себя: овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом : «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «написать», «перечислить», «выполнить», «систематизировать»...
Воспитывающие цели способствуют : воспитанию положи тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро ванию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адек ватного поведения в любом обществе. Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели: вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач, побудить учащихся к активности, выразить свое отношение… прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели содействуют : формированию обще учебных и специальных умений; совершенствованию мысли тельных операций; развитию эмоциональной сферы, моноло гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности . Например: - учить сравнивать (различные географические объекты, площади поверхности суши и Мирового океана, материков, природные зоны, климатические пояса); - учить выделять главное (работа с текстом, основными понятиями); - учить строить аналогии ( - развивать глазомер (работа с контурной картой, атласом, компасом); - развивать мелкую моторику рук (изготовление различных моделей); - развивать умение ориентироваться на местности (работа с компасом) В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на : 1. Визуальные: Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. («Как древние люди представляли Вселенную», «Как возникла Земля» и т.д.); Работа над понятием . Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике. Например, тема урока ". Далее, от значения слова определяем цель урока . ( «Ориентирование», «Почва – особое природное тело», «Масштаб», «Географическая широта», «Географическая долгота» и т.д.); Исключение. Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие . (Игра «Третий лишний», найти лишнее с обоснованием выбора);
1. Визуальные: Ситуация яркого пятна . В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. ( Я читаю стихи Лодонгийн Тудэва в теме «Рельеф суши. Горы», в теме «Мир, в котором мы живём» стихи «Ты береги….»); Домысливание (Предлагается тема урока и слова "помощники": п овторим, изучим, узнаем, проверим (при изучении блока «Виды изображений поверхности Земли»). С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока . Проблемная ситуация. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: – самостоятельное решение – коллективная проверка результатов – выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – постановка цели урока. (в теме «Воды суши» - Почему пресная вода на планете не иссякает ?).
2. Аудиальные: Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель . (тема «Земля – планета Солнечной системы», изучение материков по типовому плану); Собери слово . (разгадывание кроссворда, где ключевое слово является темой урока «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера», «Биосфера»); Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать . (изучение темы «Рельеф Земли», «Географические координаты»).
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ и ОТБОР ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности Образовательный результат Предметные Результаты Метапредметные Результаты Личностные Результаты
Целеполагание в учебном процессе Проанализировать опыт Соотнести нравственно- этические понятия Определить индивидуальную позицию Расширить представления ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формировать мировоззренческую идею о …
Целеполагание в учебном процессе УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Целеполагание в учебном процессе Факты и объекты номенклатуры Базовые представления и понятия Законы и закономерности Ведущие научные идеи и теории, ПСС Предметные результаты Основа географической картины мира Элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета Предметные умения
Целеполагание в учебном процессе ЛИЧНОСТ НЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬ НЫЕ КОММУНИКА ТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВ НЫЕ Система УУД Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности
Целеполагание в учебном процессе Выявить особенности Установить ПСС Построить модель Выделить существенные признаки Познавательные УУД Преобразовать информацию в … Сформулировать гипотезу Проанализировать
Целеполагание в учебном процессе Сформулировать суждение Охарактеризовать в устной форме … Высказать предположение Сформулировать существенные признаки Коммуникативные УУД Ввести в географический язык понятия … Представить в вербальной форме результаты деятельности Сформулировать аргументы и контраргументы
Целеполагание в учебном процессе Определить цель наблюдения Провести отбор источников информации Оценить значимость проведенной работы Оценить результат коллективной деятельности Регулятивные УУД Представить в вербальной форме результаты деятельности Составить алгоритм деятельности
«Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению к тому результату, который запланирован в основной цели».
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ЭТАП СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«Каждый этап, каждая минута урока должны быть
подчинены продвижению к тому результату,
который запланирован в основной цели».
Слайд 2.
Урок в условиях ФГОС – это деятельностная система, состоящая из трёх основных этапов:
- Организационно-мотивационной, который включает мотивацию и постановку учебной цели и задач;
- Процессуально-содержательный этап, включающий учебные действия и операции;
- К оценочно-рефлексивному относят контроль и самоконтроль, а также рефлексию деятельности.
Приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Иначе, в этой жизни невозможно стать успешным.
Слайд 3.
Вся деятельность ученика и учителя на уроке подчинена достижению цели урока. «Целеполагание – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах». Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
Слайд 4.
Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения:
- узнать,
- найти,
- доказать,
Слайд 5.
А перед учителем стоят задачи:
- какое понятие (представление, закономерность, …) должны усвоить учащиеся и на каком уровне;
- как будет раскрыто содержание понятия (представления, закономерности, псс…), на основе каких учебных действий;
- какие умения будут отрабатываться, формироваться, совершенствоваться;
- какие выводы, обобщения и т.п. должны будут научиться делать, какие виды деятельности начнут осваивать уч-ся.
Слайд 6.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цели должны быть:
• реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
• сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
• соотносимы с типом и содержанием урока
• личностно ориентированы
Слайд 7.
На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Слайд 8.
Обучающие цели-урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать»,
«назвать»,
«дать определение»,
«проиллюстрировать»,
«написать»,
«перечислить»,
«выполнить»,
«систематизировать»...
Слайд 9.
Воспитывающие цели способствуют:
- воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения;
- формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной.
Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
- вызвать интерес,
- пробудить любознательность,
- пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
- побудить учащихся к активности,
- выразить свое отношение…
- прививать, укреплять... навыки;
Слайд 10.
Развивающие цели содействуют:
формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности.
Например:
- учить сравнивать (различные географические объекты, площади поверхности суши и Мирового океана, материков, природные зоны, климатические пояса);
- учить выделять главное (работа с текстом, основными понятиями);
- учить строить аналогии
- развивать глазомер (работа с контурной картой, атласом, компасом);
- развивать мелкую моторику рук (изготовление различных моделей);
- развивать умение ориентироваться на местности (работа с компасом)
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Слайд 11-12.
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
- Тема-вопрос. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. («Как древние люди представляли Вселенную», «Как возникла Земля» и т.д.);
- Работа над понятием . Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в учебнике. Например, тема урока ". Далее, от значения слова определяем цель урока. ( «Ориентирование», «Почва – особое природное тело», «Масштаб», «Географическая широта», «Географическая долгота» и т.д.);
- Исключение. Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. (Игра «Третий лишний», найти лишнее с обоснованием выбора);
- Ситуация яркого пятна . В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни. (Я читаю стихи Лодонгийн Тудэва в теме «Рельеф суши. Горы», в теме «Мир, в котором мы живём» стихи «Ты береги….»);
Седая голова планеты древней нашей,
Колонна, на которую оперся небосвод,
В тебе - источник рек, ты - каменная чаша,
Ты - великан, что облака пасет.
Горда твоя вершина, непреклонна,
Над нею только синева и тишь,
Твои столпы - крутых отрогов склоны.
Ты ни пред кем колен не преклонишь.
С гранитной кручи, с высоты надменной
Ты смотришь вниз, угрюмый исполин,
На жалкий мир, ничтожный, мелкий, бренный,
Таким порой он кажется с вершин.
- Домысливание (Предлагается тема урока и слова "помощники":
повторим, изучим, узнаем, проверим (при изучении блока «Виды изображений поверхности Земли»). С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
- Проблемная ситуация. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– самостоятельное решение
– коллективная проверка результатов
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– постановка цели урока.
(в теме «Воды суши» - Почему пресная вода на планете не иссякает?).
Слайд 13.
2. Аудиальные:
- Подводящий диалог . На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. (тема «Земля – планета Солнечной системы», изучение материков по типовому плану);
- Собери слово . (разгадывание кроссворда, где ключевое слово является темой урока «Гидросфера», «Литосфера», «Атмосфера», «Биосфера»);
- Проблема предыдущего урока. В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать. (изучение темы «Рельеф Земли», «Географические координаты»).
Слайд 14.
Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Слайд 15. Личностные результаты.
Слайд 16. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Слайд 17. Предметные результаты.
Слайд 18- 22 . Виды УУД.
«Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению
к тому результату, который запланирован в основной цели».