Рабочая программа по истории в 5 классе
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на методическом совете директор
МБОУ «Новороссийская СШ» МБОУ «Новороссийская СШ»
Протокол № __1_ от «_31_»08 2015_г Т.П. Риккинен ________________
«31»____08__________ 2015г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новороссийская СШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Истории
для 5 класса
Тальянского Сергей Александровича
с. Новороссийское
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС ООО для 5 класса
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новороссийская СШ»
- Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы.
- Учебного плана МБОУ «Новороссийская СШ»
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета:
Весь курс истории делится на Введение в историю и историю Древнего мира.
В курсе Введение в историю раскрываются важнейшие понятия, с которыми придется встретиться обучающимися при изучении истории. Данный курс учит работать с текстом, исторической картой, иллюстрациями.
Курс истории древнего мира в 5 классе делится на 4 раздела.
I «Первобытный мир».
Здесь речь идет о первобытных собирателях и охотниках. В результате изучения учащиеся приходят к выводу, что земледелие и скотоводство возникло из охоты и собирательства, и в результате возникновения этих занятий у древних людей возникло неравенство и знать.
II. Древний Восток.
В этом разделе дается представление о первых очагах цивилизации, ирригации, о первом государстве, письменности; изучаются истории стран Древнего Египта, Западной Азии, Китая и Индии в древности.
III. Древняя Греция.
Начинается раздел повествованием о греческих богах. Этот подход отражает действительно великую роль богов в жизни эллинов и помогает понять глубже не только многие ключевые события греческой истории, но и менталитет и чаяния самих греков в их повседневных заботах. Весь раздел поделен на следующие части: древнейшая Греция; Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием; Возвышение Афин и расцвет демократии; Македонские завоевания.
IV. Древний Рим.
Здесь прослеживаются все грани периодов римской империи:
- Рим: от его возникновения до установления господства над Италией;
- Рим – сильнейшая держава Средиземноморья;
- гражданские войны в Риме;
- могущество Римской империи;
- разгром Рима германцами и падение империи на Западе.
Описание места предмета «История» в учебном плане МБОУ «Новороссийская СШ».
Данная программа рассчитана на 68 ч, предусмотренных в учебном плане, из расчета 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета в 5 классе
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Содержание учебного предмета:
- Введение в изучение истории:
- Историческая память народов. Что изучает наука история. Источники знаний о прошлом. Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи. Археология – помощница историков. Историческая карта. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков – знать историю. Географические названия – свидетели прошлого. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами по истории.
- История Древнего мира:
- У истоков истории:
- Возникновение человека. Появление современного человека. Зарождение искусства и религиозных верований. Человечество на пути к новому обществу.
- Древний Восток:
- Образование государства в долине Нила. Религиозные верования в Древнем Египте. Правитель Древнего Египта. Подданные фараона. Повседневная жизнь древних египтян. Культура Древнего Египта.
- Древняя Азия:
- Шумер и Аккад. Древний Вавилон. Ассирийская держава. Финикия. Древняя Палестина. Древняя Персия. Древняя Индия. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. Древний Китай.
- Древняя Греция:
- Природа Греции и занятия древних греков. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. Верования древних греков. «Илиада и Одиссея»: правда и вымысел.
- Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация. Установление демократического строя в Афинах. Спарта. Греко-персидские войны. Греческий полис и его жители. Развитие демократии при Перикле. Олимпийские игры. Повседневная жизнь древних греков. Греческая наука. Архитектура и скульптура Греции. Рождение театра. Театральные представления. Греция и Македония в IV веке до н.э. Он хотел завоевать весь мир.
- Александрия Египетская.
- Древний Рим:
- Древняя Италия и начало города Рима. Рим в эпоху царей. Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Завоевание Римом Италии. Армия Древнего Рима. Причины пунических войн. Завоевание Рима на Востоке. Государственное устройство Римской республики. Римское общество: его нравы и обычаи. Повседневная жизнь римского общества.
- Рабство в Риме. Начало гражданских войн в Риме. Гай Юлий Цезарь. Октавиан Август и рождение Римской империи. Императоры Рима I – II веков. Вечный город. Культура Римской империи. Возникновение христианства. Римская империя в III - V веках.
Итоговая административная контрольная работа 1 час
Календарно-тематическое планирование
№ | Срок проведения | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | |||||
план | факт | предметные | УУД | |||||||
Раздел I. Тема 1. Что изучает история. Введение (пропедевтический модуль) 9 ч. | ||||||||||
1 | 1,9 | Введение в историю | 1 | Знают понятия «история», «вещественные источники», «археология», «этнография» | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом | Проблемная беседа; Творческое задание . | ||||
2 | 5,9 | Что изучает история | 1 | Изучают понятие «история как наука»; осознают, для чего история необходима людям; знакомятся с особенностями работы историков и важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло; | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.. | Работа по карте; | ||||
3 | 8,9 | Источники знаний о прошлом. | 1 | Знакомятся с источниками знаний о прошлом; воспитывается ответственное отношение к историческим памятникам прошлого | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Викторина | ||||
4 | 12,9 | Археология - помощница историков. | 1 | Знакомятся с особенностями работы археологов; значение труда археологов для познания исторического прошлого; | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | Викторина | ||||
5 | 15,9 | Измерение времени. | 1 | Понимают счет лет до нашей эры. Знают понятия «наша эра», «до нашей эры». | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Решение задач на счет исторического времени; | ||||
6 | 19,9 | Историческая карта. | 1 | Формируется представление об исторической карте как источнике знаний по истории, знакомятся с разными видами содержания исторической карты, картосхемы; | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Проблемная беседа; Работа по карте; | ||||
7 | 22,9 | Наука о народах и наука о прошлом. | 1 | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | Работа с лентой времени | |||||
8 | 26,9 | Знать своих предков – знать историю. | 1 | Знакомятся с главными составляющими исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Связь истории семьи с историей государства и народа. | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | Творческое задание | ||||
9 | 29,9 | Как работать с учебными материалами по истории. | 1 | Учатся работать с учебником. | Освоение общемирового культурного наследия. | Викторина | ||||
Раздел II . Первобытный мир. (4 ч.) Тема 2: У истоков истории (4 ч.) | ||||||||||
10 | 3,10 | Возникновение человека. | 1 | Имеют представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. Знают понятия «человеческое стадо», «собирательство». | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Работа с лентой времени Рисунки первобытных орудий труда. Проблемная беседа Сообщение об открытии пещерной живописи | ||||
11 | 6,10 | Появление современного человека | 1 | Имеют представление как и почему людям удалось выжить в ледниковое время. Выясняют, что такое родовая община. | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. | Работа с лентой времени Работа с контурной картой | ||||
12 | 10,10 | Зарождение искусства и религиозных верований | 1 | Понимают, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. Знают понятия: «религия», «духи», «душа», «молитвы». | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Проблемная беседа Задания в рабочей тетради. Словарный диктант. | ||||
13 | 13,10 | Человечество на пути к новому обществу. | 1 | Имеют представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надежных источников питания. Новые понятия: ремесло, род, племя, скотоводство, земеледелие. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | Работа с лентой времени Работа с контурной картой | ||||
Раздел III. Древний Восток. (16 часов) Тема 3: Древний Египет (6 ч.) | ||||||||||
14 | 17,10 | Образование государства в долине Нила. | 1 | Формируется представление об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их значимости от географического положения и природных условий. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
15 | 20,10 | Религиозные верования в Древнем Египте. | 1 | Понимают причины обожествления сил природы в египетской религии, имеют представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Работа с текстом учебника | ||||
16 | 24,10 | Правитель Древнего Египта. | 1 | Знакомятся с понятиями «фараон», выясняют, для чего египтяне строили пирамиды. Знакомятся с наиболее известными пирамидами Египта | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Работа с документами | ||||
17 | 27,10 | Подданные фараона. | 1 | Выясняют, что древнегреческое государство действовало в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
18 | 7,11 | Повседневная жизнь древних египтян. | 1 | Знакомятся с бытом египтян: одежда, еда, жилище, основные праздники | Осуществлять познавательную рефлексию. | Работа с документами Работа по карте | ||||
19 | 10,11 | Культура Древнего Египта. | 1 | Имеют представление о высоких художественных достижениях искусства Древнего Египта. Знают понятия «пирамиды», «архитектура», «скульптура». | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Работа с документами Работа по карте | ||||
Тема 4: Древняя Азия (10 ч.) | ||||||||||
20 | 14,11 | Шумер и Аккад. | 1 | Знакомятся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | Работа с документами Работа по карте | ||||
21 | 17,11 | Шумер и Аккад. | 1 | Знают понятие «клинопись» | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Работа с документами Работа по карте | ||||
22 | 21,11 | Древний Вавилон. | 1 | Имеют представление о значимости появления законов для усиления Вавилонского царства. Приходят к выводу, что Хамураппи защищал в этих законах интересы широких слоев населения, прежде всего, интересы рабовладельцев. | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Работа с текстом учебника | ||||
23 | 24,11 | Ассирийская держава. | 1 | Имеют общее представления об Ассирии; Характеризуют роль армии в государстве, сравнивают её с армиями других государств; Рассказывают об ассирийских завоеваниях; | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. | Тест «Ассирийская держава» Поиск информации | ||||
24 | 28,11 | Финикия. | 1 | Знакомятся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Фронтальный опрос | ||||
25 | 1,12 | Древняя Палестина. | 1 | Знакомятся с еврейским народом как родоначальниками религии, основанной на «единобожии». Нарабатывают навыки работы с картой. | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Работа с документами Работа по карте | ||||
26 | 5,12 | Древняя Персия. | 1 | Рассказывают о завоеваниях Кира Великого; Перечисляют причины начала борьбы за власть в Персидской державе; | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Словарная работа | ||||
27 | 8,12 | Древняя Индия | 1 | Характеризуют индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. Знакомятся с новыми понятиями «Индия», «Ганг», «Инд», «Гималаи». | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Работа с текстом учебника | ||||
28 | 12,12 | Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. | 1 | Имеют представление о сословном делении, существовавшем во всех обществах Древнего мира. Новые понятия «касты», «брахманы», «буддизм». | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | Работа с документами Работа по карте | ||||
29 | 15,12 | Древний Китай. | 1 | Имеют представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. | Составлять кроссворды по тематике урока | Работа с текстом учебника | ||||
Раздел IV. Древняя Греция. (20 часов) Тема 5: Древнейшая Греция (5 ч.) | ||||||||||
30 | 19,12 | Природа Греции и занятия древних греков | 1 | Имеют общее представление о Греции; Рассказывают о природных условиях; | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
31 | 22,12 | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены | 1 | Анализируют археологические открытия, сделанные на Крите; | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
32 | 26,12 | Верования древних греков | 1 | Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; Объясняют смысл изученных исторических терминов. | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
33 | 29,12 | «Илиада»: правда и вымысел | 1 | Используя иллюстративный материал, рассказывают о произведениях Гомера; понимают, какую роль они играли в жизни греков; | Характеризовать образы основных героев «Илиады» | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
34 | 12,01 | «Одиссея»: правда и вымысел | 1 | используя иллюстративный материал, рассказывают о произведениях Гомера; понимают, какую роль они играли в жизни греков; | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия | Работа с документами Работа по карте | ||||
Тема 6: Государства-полисы Древней Греции.. (3 ч.) | ||||||||||
35 | 16,01 | Греческий полис — город-государство. Великая греческая колонизация | 1 | Знают о греческой колонизации VIII-VI вв. до н.э. и её причинами. | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
36 | 19,01 | Законодатели в жизни Афин | 1 | Приходят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя. | Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
37 | 23,01 | Спарта. | 1 | Имеют общее представление о спартанском государстве; Анализируют государственный строй Спарты; Умеют сравнивать и выделять различные черты в развитии греческих полисов | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников | Работа с документами Работа по карте | ||||
Тема 7:Греко-персидские войны.(2 ч.) | ||||||||||
38 | 26,01 | Греко-персидские войны. | 1 | Раскрывают причины греко-персидских войн; Имеют общее представление о Марафонской битве; Называют причины победы греков. | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
39 | 30,01 | Греко-персидские войны. | 1 | Имеют представление о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. Раскрывают причины победы греков. | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Работа с документами Работа по карте | ||||
Тема 8: Расцвет Греции и величие Афин. (7 ч.) | ||||||||||
40 | 2,2 | Греческий полис и его жители. | 1 | Раскрывают противоречивый и ограниченный характер афинской демократии. Знают новые понятия: «граждане», «метеки», «пошлина». | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
41 | 6,2 | Развитие демократии при Перикле. | 1 | Имеют представление о том, что V-VI вв. до н.э. время не только развития рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств. Раскрывают сущность демократических реформ, проведенных Периклом; | Дать собственную оценку поступкам Солона и Перикла | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
42 | 9,2 | Олимпийские игры | 1 | Имеют представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечением Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | Работа с документами Работа по карте | ||||
43 | 13,2 | Повседневная жизнь древних греков | 1 | Знакомятся с повседневной жизнью египтян: одежда, еда, жилище, семья | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
44 | 16,2 | Греческая наука | 1 | Имеют представление о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы превыше личных. | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
45 | 20,2 | Архитектура и скульптура Греции | 1 | Знают особенности греческой скульптуры и архитектуры. | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
46 | 23,2 | Рождение театра. Театральные представления | 1 | Рассказывают о театре, указывают отличительные черты комедии и трагедии в Древней Греции; Имеют общее представление о культурном развитии Греции в изучаемый период. | Объяснять отличия трагедий и комедий | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
Тема 9, 10: Упадок Греции и Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и их последствия. (3 ч.) | ||||||||||
47 | 27,2 | Греция и Македония в IV в. до н. э. | 1 | Объясняют причины возникновения Македонского царства; Характеризуют личность македонского царя Филиппа; Знают о проведённых им реформах по реорганизации армии | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
48 | 2,3 | Завоевания Александра Македонского и их последствия | 1 | Характеризуют деятельность Александра Македонского как правителя и полководца; рассказывают о его победах. | Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
49 | 6,3 | Основание Александрии | 1 | Знают о достижениях эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков греков и востояных народов. | Составлять рассказ- описание города Александрия | Работа с документами Работа по карте | ||||
Раздел V. Древний Рим. (21 ч.) Тема 11. Ранний Рим. (4 ч.) | ||||||||||
50 | 9,3 | Древняя Италия и начало города Рима | 1 | Знают легенду об основании Рима. Выделяют природные факторы, оказавшие влиянии на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
51 | 13,3 | Рим в эпоху царей. | 1 | Знакомятся с царями Древнего Рима | Формирование мотивации к обучению и познанию | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
52 | 16,3 | Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. | 1 | Имеют представление об общественно-политическом устройтсве Римской республики, оказывают что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Работа с документами Работа по карте | ||||
53 | 20,3 | Завоевание Римом Италии | 1 | Имеют представление об общественно-политическом устройтсве Римской республики. | Организация и планирование работы в группе | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
Тема 12. Расцвет Римской республики. (7 ч.) | ||||||||||
54 | 23,3 | Армия Древнего Рима | 1 | Имеют представление об общественно-политическом устройтсве Римской республики, доказывают что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. | Овладение средствами решения коммуникативных задач | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
55 | 3,4 | Рим и Карфаген. | 1 | Знакомятся с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн. | Анализировать ответы одноклассников | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
56 | 6,4 | Завоевания Рима на Востоке | 1 | Обсуждают способы и политику завоевания Средиземноморья; Сравнивают, используя ранее полученные знания, преимущества римских легионов и македонской фаланги; Знают причины победы Рима над Македонией; | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
57 | 10,4 | Государственное устройство Римской республики | 1 | Характеризуют государственное устройство Римской республики | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
58 | 13,4 | Римское общество: его нравы и обычаи | 1 | Выясняют, на какие группы делилось римское обществ. Знакомятся с идеалом гражданина | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Работа с документами Работа по карте | ||||
59 | 17,4 | Итоговая административная контрольная работа | 1 | Контроль качества знаний учащихся | Владение основами самоконтроля и самооценки | |||||
60 | 20,4 | Рабство в Риме. | 1 | Выясняют причины, почему в Риме появилось огромное число рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
Тема 13: Кризис и падение Римской республики. Римская империя.. (10 ч.) | ||||||||||
61 | 24,4 | Начало гражданских войн. | 1 | Имеют общее представление о крупнейшем восстании рабов в Италии – восстании Спартака; Знают его причины, ход, последствия, персоналии; | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
62 | 27,4 | Гай Юлий Цезарь. | 1 | Имеют общее представление о союзе трёх полководцев, который привел к диктаторству Цезаря; Характеризуют личность Цезаря, его деятельность. | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Работа с документами Работа по карте | ||||
63 | 1,5 | Октавиан Август и рождение Римской империи | 1 | Характеризуют личность и политику Октивиана Августа, рождение Римской империи | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | Работа с текстом учебника Поиск информации | ||||
64 | 4,5 | Императоры Рима I-II вв. | 1 | Имеют общее представление о правителях Нероне и Траяне; Умеют давать характеристику годам правления Нерона, Траяна; Знают о правлении императора Трояна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. | Организация и планирование работы в группе | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
65 | 8,5 | «Вечный город» | 1 | Знакомятся с бытом римлян и его особенностями. Знают новые понятия «термы», «Колизей», «пантеон». | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Работа с текстом учебника, Работа с историческими источниками | ||||
66 | 11,5 | Культура Римской империи. | 1 | Знакомятся с римской архитектурой и поэзией | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Работа с документами Работа по карте | ||||
67 | 15,5 | Возникновение христианства. | 1 | Знают о первых христианах; Понимают в каких условиях христианство возникло в Риме; Называют причины гонений на христиан; Приобщены к христианским ценностям, осознают их важность в формировании гуманистических качеств человечества | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Работа с документами Работа по карте Фронтальный опрос | ||||
68 | 18,5 | Римская империя в III-V вв. | 1 | Называют причины падения Западной Римской империи Имеют общее представление о Великом переселении народов; Понимают важность этого события для истории в целом; | Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Работа с текстом учебника Поиск информации |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Андреевская и др.). Изд.-М.: «Вентана - Граф».
- Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003г.
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 1998 г.
- Электронное учебное пособие.История Древнего мира.5 класс.
- Дидактический материал: - тесты по теме «Что изучает история», "Первобытный мир", "Древний Восток", "Древняя Греция", "Древний Рим"
- Презентации уроков Интернет ресурсы: http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm
- Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. – М.; Восточная литература, 1994.
- История Древнего Востока. – М.: Наука, 1988.
- Интернет ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», империя»,
«метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории
Ученик получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- « видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.