Рабочая программа по истории для 6-го класса
Рабочая программа по истории для 6-го класса к линии учебников "Вентана-Граф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_istoriya.doc | 361 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на методическом совете директор
МБОУ «Новороссийская СШ» МБОУ «Новороссийская СШ»
Протокол № __1_ от «_31_»08 2015_г Т.П. Риккинен ________________
«31»____08__________ 2015г.
Управление образования администрации
муниципального образования Алтайский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новороссийская СШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ
для учащихся 6 класса
Тальянского Сергея Александровича
с. Новороссийское
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС ООО для 6 класса
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Новороссийская СШ»
- Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы
- Учебного плана МБОУ «Новороссийская СШ»
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;
историческими знаниями и применять их в различных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа предусматривает изучения в 6-ом классе курса «История Средних веков» и курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века».
Курс «История Средних веков» представлен в контексте единого мира, что призвано сформировать у учащихся понимание всеобщности человеческой истории. Предлагаемая таким образом последовательность изучения материала позволяет сравнивать развитие средневековых обществ, различные процессы, отдельных личностей и культур. Учащиеся получают возможность проводить исторические параллели, анализировать и делать выводы. В рамках курса рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия Средневековья. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Курс «История России с древнейших времён до конца 16 века» это первый систематический курс истории России в процессе изучения которого учащимся предстоит узнать основные процессы и события, происходившие в этот хронологический отрезок времени. Курс состоит из 4 разделов: Древняя Русь, Русь удельная, Русь между Востоком и Западом, Московская Русь. Особое внимание будет уделяться процессам образования государственности на Руси, их причинам и следствиям. В 6 классе у учащихся необходимо формировать умения выяснять причинно-следственные связи, устанавливать связи между теми или иными событиями, анализировать исторические документы, выделять в них главное.
Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Большое внимание уделяется тому, чтобы учащиеся находились в мире синхронизированной, сравнительной истории, что является непременным условием прогрессивного исторического мышления.
Курс истории в 6 классе делится на 7 разделов.
I Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
II. Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
III. Страны Востока и Америки в Средние века.
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.
IV. Древняя и средневековая Русь
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
V. Древняя Русь в VIII — первой половине XII в.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество.
VI. Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в.
Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры.
VII Московская Русь в XIV—XV вв.
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Описание места предмета «История» в учебном плане МБОУ «Новороссийская СШ»
Данная программа рассчитана на 68 ч, предусмотренных в учебном плане, из расчета 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения учебного предмета в 6 классе
Личностными результатами изучения курса «История России и мира» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Содержание курса
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. История средних веков
ИСТОРИЯ РОССИИ. Древняя и средневековая Русь
№ | Наименование темы, её содержание | Количество часов |
Древняя и средневековая Русь Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории. | 1 | |
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия. | 4 | |
Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Образование Древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. Древнерусская культура. Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения. | 12 | |
Русь Удельная в 30-е гг. XII—XIII в. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально-политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры. Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго-Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Культура Руси в 30-е гг. XII—XIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. | 11 | |
Московская Русь в XIV—XV вв. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в XIV—XV вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». Культура и быт Руси в XIV—XV вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев). | 13 | |
Средние века: понятие и хронологические рамки. Раннее Средневековье Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | 13 | |
Зрелое Средневековье Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII—XV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 10 | |
Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. Историческое и культурное наследие Средневековья. | 3 | |
Административная контрольная работа | 1 | |
ИТОГО | 68 часов |
Календарно-тематический план
№ урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Практические занятия | ||||
План | Факт | |||||||
Раздел 1. Средневековый мир в V- XI. вв. (14 часов) Тема 1. Рождение средневековой Европы (3 ч) | ||||||||
1,9 | Введение в изучение курса | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; Называют хронолигические рамки средневековья; Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья | Работа в группах | |||||
6,9 | Древние германцы | Работают с контурной картой; Выявляют сходства и отличия обществ германцев и римлян. | Опрос | |||||
8,9 | Варварские королевства | Знают процесс, появление Варварских королевств, показывают их на карте | Опрос, вопросы с развернутым ответом | |||||
Тема 2. Западная Европа в V – XI вв. (7 ч) | ||||||||
13,9 | Труд средневекового Человека | Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умеют работать с различными источниками дополнительной информации | Работа с историческим источником | |||||
15,9 | Распространение Христианства. Средневековая картина мира. | Знают основные причины и ход распространения Христианства в Европе. Крестовые походы. | Работа с учебником, таблицей | |||||
20,9 | Империя Карла Великого | Оценивают деятельность исторических личностей (на прим. Карла Великого); Работают с историческими докум.; Определяют на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий. | Схема, опрос | |||||
22,9 | Крестьяне и феодалы | Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Опрос, карточки | |||||
27,9 | Феодальная раздробленность. Франция и Германия | Сравнивают управление государством (Франции и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Схема, тест | |||||
29,9 | Викинги. Образование новых европейских государств | Сопоставляют, процессы становления государственности с Скандинавии и Европе | Работа с учебником | |||||
4,10 | Культура Западной Европы | Называют существенные черты представлений средневекового человека о мире: Умеют работать с различными источниками дополнительной информации | Таблица, тест | |||||
Тема 3. Византия и славяне. (2 ч) | ||||||||
6,10 | Византийская империя | Сравнивают управление государством (Византии и империи Карла Великого); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Опрос, | |||||
11,10 | Образование славянских государств. Культура Византии и славянских государств | Сравнивают управление государством (Византии и империи Киевская Русь); Умеют анализировать и сравнивать исторические факты. | Опрос, Таблица | |||||
Тема 4. Арабы в VI – XI вв. (2 ч) | ||||||||
13,10 | Аравия в V-VI вв. Зарождение 18,10и распространение ислама | Работают с контурной картой; Раскрывают систему управления арабами; Объясняют объединительную роль ислама; Знают основы вероучения ислама и обязанности. | хронологическая таблица, карточки | |||||
18,10 | Культура исламских стран. | Рассказывают о развитии культуры в странах халифата; Составляют описание произведений искусства; Дают устный отзыв на ответы одноклассников. | Таблица, опрос | |||||
Раздел II. Средневековый мир в XII - XV вв. (11 часов) Тема 5. Средневековое общество Европы. (3 ч) | ||||||||
20,10 | Европа XII-XV вв.: природа и человек. Труд крестьян и ремесленников | Называют существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян); Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого человека. | Опрос, карточки | |||||
25,10 | Рыцарство | Используют иллюстрации и текст учебника при описании феодала и рыцаря; Умеют раскрывать суть феодальных отношений; Описывают условия и образ жизни, занятия средневекового феодала | Работа с историческим источником | |||||
27,10 | Город и горожане. | Рассказывают о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в средние века | Схема, опрос | |||||
Тема 6. Развитие европейских государств в XII-XV вв. (6 ч) | ||||||||
8,11 | Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы | Выявляют различия католической и православной церквей; Объясняют причины раскола христ. церкви на католическую и православную; Раскрывают прич. возникновения ереси. Раскрывают причины и последствия крестовых походов. | Таблица, тест | |||||
10,11 | Англия | Сравнивают причины образования централизованного государства во Франции и Англии; Называют особенности государственной системы централизованного государства в Англии, делают выводы. | Опрос, карточки | |||||
15,11 | Франция. Столетняя война | Выявляют изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап); Объясняют причины усиления королевской власти во Франции; Перечисляют характерные черты сословной монархии. | Опрос, тест, таблица | |||||
17,11 | Священная Римская империя. Итальянские города - государства. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста | Работают с контурной картой (на примере Реконкисты); Показывают на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове; Объясняют понятие «реконкисты» и рассказывают о ее ходе; Знают причины образования самостоятельных государств Испания и Португалия. | Опрос, карточки | |||||
22,11 | Византия и Юго-Восточная Европа в XII-XV вв. | Работают с картой; Оценивают деятельность исторических личностей (Ян Гус); Работают с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов); Умеют работать с текстом учебника | Таблица, карточки | |||||
24,11 | Государства Центральной Европы. | Сравнивают особенности развития Германии и Италии; Дают самостоятельную оценку историческим событиям | Опрос, тест | |||||
Тема 7. Культура средневекового мира. (2 ч.) | ||||||||
29,11 | Наука, образование, литература. Расцвет средневекового искусства. | Выявляют новые черты в искусстве; Сравнивают идеи гуманистов; | Таблица, тест | |||||
1,12 | Раннее Возрождение и гуманизм в Италии в XIV-XV вв. | Используют иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях; Умеют работать с различными источниками информации. | Таблица, тест | |||||
Раздел III. Государства и народы Азии, Африки и Америки в эпоху Средневековья (3 ч) Тема 8. Страны Востока в эпоху Средневековья. (4 ч) | ||||||||
6,12 | Держава Сельджуков и образование османской империи. Империя Чингизхана и держава Тимура. | Сравнивают особенности развития Державы Сельджуков и Османской империи; Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства Империи Чингисхана, ее завоеваниях и последующем развитии. | Таблица, опрос | |||||
8,12 | Китай, Япония, Индия. Государства и народы Африки и Америки. | Сравнивают особенности развития Китая и Индии; Рассказывают об особенностях политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев. | Таблица, опрос | |||||
Вклад Средневековья в мировую историю и культуру (итоговое обобщение) | Систематизирован и обобщен материал по изученному периоду; Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; | Контрольная работа | ||||||
Итоговое обобщение | Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют соотносить исторические процессы и отдельные факты; Выявляют существенные черты исторических процессов; Объясняют смысл изученных исторических терминов; Определяют причины и следствия важнейших исторических событий Истории средних веков | Тестирование |
№ урока | Дата | Тема урока | Планируемые результаты обучения | Практические занятия | |
План | Факт | ||||
История России с древнейших времен до начала XVI века. (41 час) | |||||
Введение | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. | Вопросы с кратким ответом | |||
Тема 1. Народы и государства на территории России (с древнейших времен до середины IX в.) 5 ч. | |||||
Древнейшее население на территории нашей страны. | Расширяют знания о расселении первых людей на территории России | Работа с учебником, картой, таблицей | |||
Древнейшие культуры | Расширяют знания о культуре первых людей | Работа с историческим документом, учебником | |||
Славянский мир | Знают о происхождении славян и путях их расселения; характеризуют быт, хозяйствен. занятия и верования; Используют карту при рассказе о происхождении восточных славян; Работают с истор. документами | Схема, опрос, карточки | |||
Восточные славяне и их соседи. | Ознакомлены с народами и государствами, соседствующими со славянами; Характеризуют их занятия и определяют их влияние на развитие славянских племен; Продолжают формирование умений работать с ист. картой. | Работа с учебником, понятиями, картой | |||
Повторительно-обобщающий урок | Умеют сравнивать исторические явления; Умеют работать с исторической картой; Работают с различными источниками информации, в том числе, учебником, документами, художественной литературой. | Тестирование, работа с учебником, историческим источником | |||
Тема 2. Древняя Русь (середина IX — первая треть XII в.) (11 часов) | |||||
Основание Древнерусского государства | Анализируют процесс становления Древнерусского государства; Характеризуют систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых русских князей. Показывают на карте походы князей | Работа с учебником, понятиями, картой | |||
Русь становится великой | Дают личностную характеристику политическому деятелю; Работают с исторической картой; Решают проблемные задания, делают несложные выводы | Работа с документом, Комментированное чтение | |||
Как Русь становится великой | Дают личностную характеристику политическому деятелю; Работают с исторической картой; Решают проблемные задания, делают несложные выводы | Работа с документом, Комментированное чтение | |||
Русь на рубеже Х-ХI вв. Принятие христианства | Дают личностную характеристику политическому деятелю; Работают с исторической картой; Решают проблемные задания, делают несложные выводы | Работа с историческим документом, учебником, картой, рабочей тетрадью | |||
Русь на рубеже Х-ХI вв. Принятие христианства | Определяют причины и значение принятия христианства; Формир. умения формул. неслож. выводы, давать уст. отзыв на отв. одноклассников; Дают оценку историческому событию. | Работа с историческим документом, учебником, картой, рабочей тетрадью | |||
Расцвет Древнерусского государства | Дают характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); Работают с документами; Делают выводы; Формир. умения давать уст. отзыв на отв. одноклассников; | Работа с историческим документом, учебником, | |||
Земледельцы и землевладельцы | Характеризуют слои древнерусского населения; Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником. | Тестирование, работа с учебником, историческим источником, рабочей тетрадью | |||
Города и горожане | Характеризуют слои древнерусского населения; Рассказывают об их образе жизни; Сравнивают образ жизни разных групп населения; Формир. практические умения самостоятельной работы с учебником. | рабочей тетрадью | |||
Культура. Мир людей Древней Руси | Характеризуют развитие культуры Руси IХ-ХI вв.; Выделяют факторы, повлиявшие на ее развитие; Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; | Работа в группах, С таблицей, рабочей тетрадью | |||
Тема 3. Раздробленность на Руси (вторая треть XII — XIII в.) (11 часов) | |||||
Рождение самостоятельных княжеств. | Описывают деятельность исторических деятелей (на примере Владимира Мономаха); Характеризуют развитие Древнерусского государства во второй половине ХI-начале ХII в.; Выявляют причины и последствия государственной раздробленности | Работа с картой, учебником, историческим документом | |||
Владимиро-Суздальское княжество | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития; Знают о внутренней и внешней политике Юрия долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое гнездо; Характеризуют деятельность русских князей. | Работа с учебником, картой | |||
Господин Великий Новгород | Показывают на карте границы русских земель; Выявляют особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; Характеризуют и сравнивают экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. | Работа с учебником, картой | |||
Культура. Мир людей Руси XII — начала XIII в. | Характеризуют развитие культуры Руси.; Знают о выдающихся достижениях древнерусского искусства; | Работа в группах | |||
Культурное наследие времён раздробленности | Формир. умение давать описание памятников культуры на основе текста и иллюстраций учебника | Работа в группах, С таблицей | |||
Русь «между двух огней». XIII в. | Пользуясь схемами сражений, рассказывают о битвах; Характеризуют деятельность исторических личностей (Александр Невский); Характеризуют внешнеполитическую обстановку в Северо-Западной Руси; Анализируют политику князя по отношению к Золотой Орде. | Работа с картой, учебником, историческим документом | |||
Нашествие Батыя на Русь. | Наносят на контурную карту направления походов Батыя; Используют карту при рассказе о сопротивлении русских городов; Определяют причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Развивают умения работы с историческими документами | Работа с картой, учебником, историческим документом | |||
Победы над шведами и крестоносцами | Учатся устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства); Анализируют экономическое и политическое развитие Литовско-Русского государства | Работа с картой, учебником, историческим документом | |||
Зависимость русских земель от Золотой Орды | Выявляют особенности зависимости Руси от Золотой Орды; Определяют ее последствия на развитие Руси. | Работа с картой, учебником, историческим документом | |||
Практическое занятие. Работа с историческими источниками | Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв. | Работа с картой, учебником, историческим документом, | |||
Повторительно-обобщающий урок | Обобают знания по истории развития государств на территории нашей страны в XIII-ХIV вв. | Тесты на установление характерных признаков явлений | |||
Тема 4. На пути к единому государству (XIV — начало XVI в.) (14 часов) | |||||
Начало объединения русских земель | Анализируют предпосылки возвышения Москвы и усиления Московского княжества | Работа в группах, С таблицей | |||
Московское княжество при Дмитрии Донском | Характеризуют деятельность истор. личности (Дмитрий Донской). | Работа с учебником, картой | |||
Итоговая административная контрольная работа | Контроль качества знаний учащихся | ||||
Объединение русских земель (вторая половина XV — начало XVI в.). | Характеризуют развитие Российского государства в конце ХV века; характеризуют основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. | Работа с учебником, понятиями, картой | |||
Московская Русь - единое государство | Работают с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); Делают выводы. | Работа с учебником, понятиями, картой | |||
Люди Московской Руси | Показывают быт и нравы разных категорий населеия. | Работа с учебником, понятиями, картой | |||
Быт наших предков в XIV — начале XVI в. | Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий; Используют иллюстрации при рассказе о жизни | Работа с историческим документом, учебником, картой | |||
Быт наших предков в XIV — начале XVI в. | Характеризуют быт горожан, крестьян и высших сословий; Используют иллюстрации при рассказе о жизни | Работа с историческим документом, учебником, картой | |||
Культурное наследие Московской Руси. | Ознакомлены с развитием культуры во второй пол. ХIV-ХVI вв.; Выделяют ее особенности и определяют влияние политических процессов, происходивших в России в этот период на развитие культуры; Сравнивают особенности развития русской культуры в разные периоды истории. | Работа с историческим документом, учебником, картой | |||
Практическое занятие. Работа с историческими источниками. | Определили влияние политических процессов, происходящих в стране, на развитие культуры. | Работа над проблемой: какую информацию даёт документ исследователю | |||
Повторительно-обобщающий урок. | Обобщ. знания по истории ХVI в. | Тесты на определение причин и следствий событий | |||
Родной край с древности до начала XVI в. | Осваивают знания о важнейших событиях, явлениях и процессах по истории края и их взаимосвязь с историей страны. | Работа с историческим документом | |||
Итоговое обобщение по истории России | Обобщили и систематизировали изученный материал. | Тестирование «История России» |
Литература и средства обучения
Л.В. Искровской, С.Е. Федорова, Ю.В. Гурьяновой «История Средних веков. 6 класс». М.: «Вентана-Граф», 2010 г
П.А. Баранова, Л.К. Ермолаевой, И.М.Лебедевой, «История России. 6 класс». М.; «Вентана-Граф», 2010 г
Проектировние учебного курса. «История средних веков. 6 класс», А.М.Лебедков. М., «Вентана-Граф», 2009 год.
Проектировние учебного курса. «История России. 6 класс», А.Н.Майков. М., «Вентана-Граф», 2009 год.
Материалы к урокам из научно-методических журналов «Преподавание истории и обществознания в школе» и «Преподавание истории в школе» 2005-2010 г.г.
Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
Атлас и контурные карты по истории средних веков 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2011 г.
Настольная книга учителя истории М., Астрель 2005
О.В. Арасланова. Поурочные разработки по истории средних веков 6 класс. М., «ВАКО», 2004 г.
П.А.Баранов. Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 год
П.А.Баранов. Рабочая тетрадь «История России». 6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 год
Сборник нормативных документов. История. М., Дрофа, 2007
Симонова Е. История России. 6 класс. Поурочные разработки. М., «Экзамен», 2006 г.