Статья по духовно-нравственному воспитанию
Развитие личности ребёнка через духовно-нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vereykina_olga_stanislavovna.docx | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Верейкина Ольга Станиславовна
Воспитатель МКДОУ БГО ЦРР детский сад №11
г. Борисоглебск
O.VEREJKINA@jandex.ru
Духовно – нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности.
Предпосылки развития личности, сложившиеся в раннем детстве, создают основу для новых путей воздействия на ребенка со стороны окружающих. Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.
В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В своей работе с детьми по духовно – нравственному развитию мы поставили перед собой следующие задачи:
- формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;
- расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;
- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может быть не сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.
В своей работе с детьми стараемся включать духовно-нравственное развитие в различные виды детской деятельности:
- в игровую: пальчиковые игры, дидактические, конструктивные, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые;
- в продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;
- в театрализованную деятельность: позволяющую воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся» и др.
- в музыкально-художественную деятельность: углубляющую знания детей в области духовной, классической музыки расширяющую кругозор по изобразительному искусству.
Для реализации поставленных задач используем проектный метод, который дает возможность работать по выбранной теме во всех режимных моментах. В этот процесс вовлекаем родителей воспитанников.
Широко применяем такие формы работы: с детьми как:
- занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания детей;
- беседы, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности;; -чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике;
- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;
- проведение совместных праздников с родителями;
- просмотр слайд - фильмов, фильмов, использование аудио записей и технических средств обучения и др.
В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагаем: консультации по вопросам духовно- нравственного развития детей, тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. оформление фотовыставок «День рождения в кругу семьи», конкурс рисунков. Задействуем родителей в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывание герба и девиза, составлению родословной своей фамилии. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Так же использует следующие формы духовно-нравственного воспитания:
- родительские собрания;
- вечера ответов и вопросов;
- проведение совместных мероприятий;
Главным критерием оценки работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию в условиях сотрудничества дошкольных учреждений и родителей является - умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявление внимания и милосердия, отзывчивости, терпения, доброжелательности, трудолюбия и помощи.