Творческий отчёт
Спицифика проектной деятельности для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
Тема:
«Специфика проектной деятельности
детей младшего дошкольного возраста»
(творческий отчёт в рамках педагогического августовского совещания 2015 года)
Леонова Галина Алексеевна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Холмск
2015 г.
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста ………………………………................... 5
1.1. Психологическая основа формирования предпосылок исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте…………………. …........... 5
1.2. Особенности связи чувственного познания, речи и наглядного мышления для восприятия ребенком окружающего мира, …………………………….. 8
Глава 2. Из опыта работы: специфические приёмы в организации проектной деятельности с маленькими «исследователями» и «творцами» ………… 10 2.1. Описание деятельности в рамках реализации проекта. ……….…….. 11
2.2. Система работы по проектно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста ………………………………………… 11
2.3 Методы и приёмы, применяемые в практической работе по привитию интереса у детей к исследованиям и творчеству ……………………… 13
Заключение ………………………………………………………………… 15
Список использованной литературы……………………………………… 16
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В. Сухомлинский
Введение
Для России XXI век стал временем качественных изменений в сфере дошкольного образования, временем введения в действие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование выделено как первое звено в системе общего непрерывного образования. Инновационное развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. По мнению учёных, соответствие дошкольного образования государственному образовательному стандарту не должно устанавливаться средствами определения объёма освоенных ребёнком специальных знаний и умений. Это необходимо осуществлять путём оценки уровня его психического развития, который проявляется в сформированности практического, познавательного, художественного, эмоционально-нравственного отношения к действительности (к предметам, и явлениям внешнего мира, другим людям, себе). Об этом уровне позволяют судить самостоятельный, творческий, избирательный подход к решению тех или иных задач, наличие у ребёнка общей умелости, то есть способности к овладению широким кругом умений из разных сфер деятельности (движения, игра, общение, изобразительная деятельность, конструирование, учение, произвольное управление самим собой и др.). И помочь ребёнку достичь этого уровня призваны педагоги- дошкольники.
Особую актуальность приобретает формирование школьной готовности, но не за счёт накачки ребенка готовыми знаниями, а за счёт ресурсов дошкольного детства, «учить играя» в различных видах свободной творческой деятельности - игре, общении, художественном творчестве, активном восприятии сказки. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка чрезвычайно возрастает познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети дошкольники проходят через возраст «почемучек». Ребенок дошкольного возраста узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразней исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В современной дидактике существует много методов и приёмов педагогического воздействия на ребёнка. Один из наиболее эффективных на наш взгляд - метод проектов. Как педагогическая идея он появился в середине XX века. В нём отразился подход к образованию американского философа и педагога Джордж Дьюон, который исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем.
Сегодня метод проектов актуален для развития взаимодействия между педагогами и родителями между воспитывающими взрослыми и детьми. Он незаменим в организации взаимодействия педагогов и социума, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья ребёнка. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Проектная деятельность в ДОУ придерживается методологии исследовательской деятельности, которая способствует развитию познавательной активности детей, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.
Чтобы воспитывать исследователя в ребенке, взрослый сам должен проявлять интерес к этому методу познания окружающего мира, понимать его роль в жизни человека: многое знать, «извлекать знания» из разных источников (книг, пользоваться справочной литературой), уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе исследуемого. Проект, который выполняют дети, должен вызывать энтузиазм, увлекать, идти от сердца.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.). В настоящее время проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста раскрыта отечественными педагогами О. М. Масленниковой, А. А. Филиппенко, Н. Семеновой, Т. Костевской, В. Миленко, В. Лепетюха, А. Савенковым и др.
Для достижения цели - развития у детей младшего возраста предпосылок к возникновению собственных замыслов и воплощения их в исследовательских, творческих проектах в более старшем дошкольном возрасте мною были поставлены следующие задачи: - изучить литературу по теме исследования; - раскрыть особенности проектно-исследовательской работы детей раннего возраста; - наработать и представить опыт работы проектно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в экологическом и творческом направлении. Для решения поставленных задач была спланирована работа по следующим направлениям: . - создание условий для развития познавательной, творческой, продуктивной деятельности; - организация предметно-пространственной среды для реализации проекта (наличие большого количество материалов и оборудования); - углубленная работа с детьми группы в течение учебного года; - создание проблемных ситуаций для проявления детского любопытства познавательной активности; . - подбор вопросов, требующих не только воспроизведения информации, простых ответов, но и размышлений, умозаключений; - обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия, эмоциональной открытости; . - помощь в нахождении ошибок в детских рассуждениях.
Новизна данной темы обусловлена определением особенностей, присущих детям младшего дошкольного возраста в осуществлении проектной деятельности с ними. В младшем дошкольном возрасте решаются следующие задачи исследовательской деятельности: - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); . - способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта; - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Глава 1. Психолого-педагогический аспект проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
1.1. Психологическая основа формирования предпосылок исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте
Проектно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте имеет свою специфику. В силу своего возраста, отсутствия жизненного опыта дети ещё не могут самостоятельно задумывать и реализовывать проекты. Задача воспитателя подготовить почву для этой деятельности в более старшем дошкольном периоде. В младшем дошкольном возрасте основываясь на знании психологии маленького ребёнка, воспитатель сам задумывает, разрабатывает стратегию проекта, планирует этапы исследования объектов и явлений, определяет цель опыта, материалы и оборудование. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Этот детский интерес я и использовала для привлечения их внимания к исследованиям.
Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. Каждый возрастной период связан не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, необходимой для его успешного перехода к новому социальному статусу — статусу школьника.
В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность: развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания и т. д. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения, разных видов детской деятельности. В трудах А. В. Запорожца отмечается, что дошкольники могут выполнять действия по словесной инструкции, усваивать знания на основе объяснений лишь в том случае, если у них имеются четкие наглядные представления. Появляются новые виды деятельности: игра — первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; изобразительная деятельность — первая продуктивная деятельность ребенка; элементы трудовой деятельности. Происходит интенсивное становление личности, воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. В младшем дошкольном возрасте «территория познания» ребенка ограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). И так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении. Ребенок младшего дошкольного возраста в поисках новых впечатлений начинает экспериментировать, манипулируя предметами и объектами окружающего мира, все время, раздвигая рамки той среды, в которой находится. При этом, для расширения кругозора новые предметы, явления, события дети должны воспринимать непосредственно (то есть видеть, иметь к ним доступ и принимать активное участие (действовать). По мнению академика РАО Н. Н. Поддъякова, ( многолетнего соратника лидера советской «дошкольной» науки А.В.Запорожца), лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. При этом игровая деятельность возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако эта деятельность детей долгое время не учитывалась системой дошкольного образования. Образовательная программа дошкольного воспитания (она была единой для всего пространства СССР) 60-70х годов опирались на принцип словесного транслирования информации от педагога к ребенку. Такое воспитание основывается на авторитарной педагогике, где взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать для него новое. При этом ребенок изначально даже и не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно. Этому способствует широко применяемый в ДОУ метод проектов - способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой. В ходе реализации проекта - поэтапной практической деятельности – достигаются намеченные цели.
Н. Н. Поддьяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:
1) активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю;
2) вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.
Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.
1.2. Особенности связи чувственного познания, речи и наглядного мышления для восприятия ребенком окружающего мира
Ранний возраст, призван обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. В этом возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Особенностью развития детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) является то, что предметная деятельность становится ведущей, так как в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. В этот возрастной период основу психического развития составляет восприятие, которое на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. Поэтому предметная деятельность является ведущей, так как именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка: развитие восприятия, поведение, сознание, память в форме узнавания (восприятия знакомых предметов). Мышление ребёнка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Восприятие на всём протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями.
Особенностями восприятия формы предметов детьми являются:
- несистематическое рассматривание предметов;
- чувственное восприятие их формы, частей, цвета, запаха, тактильные ощущения;
- восприятие формы с прочими признаками (величины, пространственного расположения, или соотношения частей);
- включение интеллектуального действия: обобщение - в восприятие.
Развитие мышления и познавательная активность в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлечённости в экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребёнок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия. Проектная деятельность позволяет маленьким детям самостоятельно исследовать свойства живой и неживой природы (песка, воды, растений, почвы), поэтапно двигаться к цели. При этом такое исследование представляет для детей творческую самостоятельную деятельность, организованную педагогом. Посредством проектно-исследовательской деятельности младшие дошкольники осваивают окружающую среду.
Глава 2. Из опыта работы: специфические приёмы в организации проектной деятельности с маленькими «исследователями» и «творцами».
2.1. Описание деятельности в рамках реализации проекта
В нашем детском саду в образовании детей всех возрастов широко используется проектный метод. Одна из годовых задач прошедшего 2014-15 учебного года - применение метода проектов во всех возрастных группах. Коллегами были успешно реализованы 7 проектов разной направленности, два из них в (моей) первой младшей группе «Солнышко».
Изначально меня как практикующего педагога заинтересовал вопрос: получится ли с моими трёхлетними воспитанниками осуществить такую форму образовательной работы как проектная деятельность. Теоретические знания о методе проектов мне предстояло связать с конкретной практической работой.
В первой половине года (за два месяца до Нового 2015 года) был задуман творческий проект «Ёлочка-красавица всем нам очень нравится», главной целью которого было приобщение детей к участию и проведению новогодних праздников.
Во второй половине года исследовательский проект экологической направленности «Большие заботы маленьких детей», главной целью которого являлось наблюдение за развитием и выращиванием томатов из семян.
Подготовка к реализации проекта началась с разработки плана действий, перечня мероприятий с детьми и родителями, накопления материальной базы (закупки необходимого оборудования). Все мероприятия проекта осуществлялись в игровой форме, с включением всех 17 детей через различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды. Вместе с родителями мы украсили групповую и раздевальную комнаты к Новому году. Также родители выполняли и творческие задания: сочиняли сказки о ёлочке с оформлением книжек малышек, создали фотоальбом «Мы с ёлочкой друзья». Совместное интересное и увлекательное дело, творческий подход к проведению мероприятий сплотил нас и детей и взрослых.
Дети выучили стихи по зимней тематике, играли в подвижные игры, ими освоены новые пальчиковые игры, были проведены игровые занятия («Дед Мороз идёт на ёлку», «Украсим ёлку»). Мною был разработан комплекс утренней гимнастики «Зайка возле ёлочки». Много положительных эмоций дети получили в праздничный новогодний утренник «С Новым Годом!».
В рамках взаимодействия со специалистами ДОУ, был дан мастер-класс: организовано межгрупповое общение со сверстниками из параллельной группы «Лапушки». Дети двух групп вместе были задействованы в игровом мероприятии «Зимняя сказка» (встреча в Творческой гостиной). Результатом этой встречи стало изготовление коллажа по теме.
В ходе проекта «Ёлочка красавица всем нам очень нравится» стремилась создать условия для исследовательской активности детей. Знакомя детей со свойствами льда, воды, вместе исследовали их вес, определяли её прозрачность, текучесть, отсутствие запаха, способность растворять некоторые вещества и т. д. Наливая и переливая воду в различные емкости, замораживая цветной лёд для украшения ёлки на прогулочной площадке, наблюдая за таянием льда, малыши получили новые впечатления, испытывали положительные эмоции, познакомились со свойствами воды. Исследуя воздух, детям предлагала поиграть с соломинкой, воздушным шаром, мыльными пузырями.
В ходе работы в данном направлении проекта мне недоставало методической литературы по организации экспериментирования именно в этом возрасте.
Результатом работы всех участников проекта стало создание творческих продуктов совместного труда: панно, макетов, фотовыставки, выставки детского творчества. Был оформлен стенд с познавательным материалом «Ёлка - залог здоровья». Работы детей украшали помещение группы, раздевальной вплоть до таяния снега. Для всеобщего обозрения присутствующих: гостей, родителей, детей, педагогов, готовые творческие работы размещались на сменной выставке.
Приобретённый опыт в ходе практической работы первого проекта, его результаты, наполнил меня творческой энергией, расширил кругозор детей, обогатил их речь, пополнил пассивный запас слов.
Успех окрыляет… Во второй половине года мною был задуман исследовательский проект экологической направленности сроком в четыре месяца, под названием «Большие заботы маленьких детей» - выращивание томатов из семян. Главной идеей которого, было вовлечение детей в опытническую деятельность, создание условий для совместной природоведческой деятельности, подчинение всех совместных дел воспитателя и детей единой теме, работая над которой, дети и родители включатся в познавательный процесс. Совместно с родителями приобрели питательную почву, семена томатов сорта «Балконное чудо», удобрения, палочки для рыхления, ёмкости для рассады, инструменты для труда и другое оборудование. В группе возникла необходимость создания предметно-развивающей среды «Уголка экспериментирования». В ходе наблюдений за игровой деятельностью детей я видела, что «Уголок экспериментирования» пользуется у них наибольшей популярностью, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты. Дети проявляют любопытство, насколько подросли растения, их приводил в восторг появление цветов и завязей помидор.
В ходе проекта проводились циклы мероприятий: беседы с детьми, образовательные ситуации «Вырастай из семечка чудо-помидорчик», «Чистая водица всем пригодится», обсуждение тем «Бабушкин огород», «Маленькое семечко большого помидора», рассматривание иллюстраций по теме. Также практиковалась такие формы работы как хозяйственно-бытовой труд, уход за растениями, уборка материалов после работы. Были подобраны и систематизированы дидактические игры «Узнай на ощупь», «Угадай на вкус», «Большой маленький»; игры инсценировки «Сварим суп из овощей», «Приятного аппетита»; разработаны комплексы-«забавы» утренней гимнастики «Выросли помидорчики большие и маленькие», «Мы сажали огородик».
Реализуя задачи проекта, тесно взаимодействовала с семьей. С этой целью для родителей проводила консультации, посвященные детскому экспериментированию. Родители принимали активное участие в оборудовании и далее пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования». Эта работа имела продолжение, способствуя удовлетворению познавательных интересов детей в экспериментировании и в домашних условиях.
С внедрением проектно-исследовательской деятельности в практику своей работы заметила, что значительно выросли показатели роста личности ребенка. А это самый главный результат педагогического эксперимента. Из этого следует, что внедрение исследовательской и экспериментальной деятельности в игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста, помогает развивать творческие способности, делает детей активными участниками учебного и воспитательного процесса. В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию поисково-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста через «игры эксперименты».
2.2. Система работы по проектно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
Проектно-исследовательская деятельность детей нашей группы - важная методическая составляющая воспитания и развития малышей. Организация проектно-исследовательской деятельности состоит из следующих составляющих:
- поиск необходимой литературы по тематике проекта;
- определение интересной темы, проблемы проекта;
- составление плана действий (материальная подготовка, помощь родителей, администрации и т.д.);
- разработка стратегии реализации проекта, поэтапное планирование по видам детской деятельности, календарно-тематического плана, накопление конспектов мероприятий;
- практическая работа по реализации намеченного плана;
- разработка отчётности;
- оформление результатов и подведение итогов (полученные результаты и их тиражирование в средствах массовой информации, презентации, родительское собрание, выступления на Педагогическом совете, оформление отчётной документации).
В ходе реализации проектов различной направленности нами решались следующие задачи:
- творческая - дети и родители вместе работают над созданием продукта совместной деятельности;
- образовательная – дети знакомились с новыми оригинальными техниками и приёмами создания продукта, способами экспериментирования, ознакомились с явлениями и объектами окружающего мира;
- воспитательная - совершенствовалось взаимодействие участников проектов, развилась способность к совместному творчеству, самостоятельность, инициативность, терпение, умение довести работу до конца.
Наблюдая за поведением моих воспитанников, заметила одну важную особенность, что исследование предметов и объектов окружающего мира у ребёнка до 3 лет происходит спонтанно. И этот важнейший факт необходимо учитывать при осуществлении практической части проекта.
Также при использовании метода проектов в работе с младшими дошкольниками следует постоянно помнить о следующих моментах:
- тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются совместно с коллегами и родителями;
- на этапе разработки педагогами содержания занимательных дел, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в возрастной группе предметную среду таким образом, чтобы она являлась стимулом эвристической, коммуникативной, познавательной деятельности; - содержание сюжетно-ролевых игр также связывается с тематикой проектов;
- в организацию поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один педагог с этой деятельностью не справится;
- данная деятельность должна осуществляться без принуждения, сопровождаться положительными эмоциями;
- прежде чем раздать родителям, коллегам задания, педагог должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими, а в случае необходимости педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На его защиту были приглашены гости: коллеги, родителей. В украшенном работами родителей и детей музыкальном зале ярко, интересно, продуманно был продемонстрирован в форме презентации вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Таким образом, проекты – один из эффективных способов организации целостного педагогического процесса, основанного на взаимодействии и сотрудничестве по достижению поставленной цели даже в самом «нежном» детском возрасте.
2.3. Методы и приёмы, применяемые в практической работе по привитию интереса у детей младшего дошкольного возраста к исследованиям и творчеству
Педагогическое творчество эффективно если оно основывается на высокой профессиональной компетентности. Именно разнообразие применяемых в практической работе педагогом методов и приёмов, их сочетаемость способствуют усвоению новых знаний детьми.
В этом возрастном периоде, работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе реализации исследовательских проектов и формировании обследовательских действий детей, нами применялись следующие методы и приёмы: .
- сочетание показа способа действия воспитателем ребенку с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.); .
- сравнение сходных по внешнему виду предметов;
- обучение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
- использование опыта практической деятельности, игровой опыт.
Основное содержание исследований формирует следующие представления:
- о материалах (песок, глина, почва, вода, бумага, ткань, дерево);
- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д.); .
- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);
- о способах исследования объекта; .
- о предметном мире. .
В процессе исследования-экспериментирования у наших детей развился словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). Для реализации творческих проектов использовали следующие формы и методы работы :
- наглядные, наглядно-действенные методы воздействия на восприятие детей;
- индивидуальная работа;
- игровые действия;
- имитирование;
- сотворчество с воспитателем;
- внесение игрушек (для мотивации);
- наблюдение, экспериментальная деятельность;
- активизация детей на самостоятельную деятельность;
- показ, анализ образца, словесная инструкция воспитателя;
- поощрение самостоятельных действий детей;
- рассматривание в сочетании с художественным словом;
- игровые ситуации;
- сюрпризные моменты;
- аудио -видеозапись, использование мультимедийного оборудования;
- подражание игровым действиям взрослого, рассматривание иллюстраций;
- изменение игрового материала, сравнение, игровые приемы;
- беседа, консультации, наглядная агитация, анкетирование;
- оформление папок-передвижек;
- родительские собрания, Дни открытых дверей, досуги, мастер-классы.
Заключение
Взявшись сразу за два проекта в течение года, (творческий проект «Ёлочка-красавица всем нам очень нравится» и исследовательский проект экологической направленности «Большие заботы маленьких детей»), познав свои возможности, пришла к некоторым выводам. Большой самодисциплины стоило мне выполнить все запланированные мероприятия, т.к. кроме проектной деятельности содержание учебно- воспитательного процесса было задано образовательной Программой, которое необходимо было реализовывать. Нельзя не отметить тот факт, что в ходе решения задач проектной деятельности встретилась с трудностями: многие дети не владели активной речью, особенно в первой половине года, пришлось преодолевать недоверчивое отношение родителей и даже скепсис коллег. Однако в дальнейшем взаимодействие с родителями и педагогами в рамках проекта способствовало улучшению наших отношений, их эмоциональному развитию, формированию доверия, интереса к совместным делам. А также родители почувствовали, что стали непосредственными участниками образовательного процесса, испытали удовлетворение от своих успехов и успехов ребёнка, обогатили свой родительский опыт, глубже познали «педагогическую кухню». У малышей развились такие свойства личности как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Реализация данных проектов дала мощный толчок в развитии детей: это и расширение кругозора, интенсивное речевое развитие, пополнение активного и пассивного словаря, обогатилась эмоциональная сфера малышей. Приобретённый мною опыт очень важен. Собранный практический материал по проектам может быть использован в дальнейшей работе с другими детьми. У меня сформировалось позитивное отношение к проектной деятельности, появился интерес, а получится ли ещё что-нибудь интересное… И взрослые, и дети получили положительные эмоции, хорошее настроение. Гармоничнее стали отношения с воспитанниками и их родителями возникло чувство группового единства. И самое главное получилось создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра, развеяны были мои сомнения по поводу возрастного барьера: всё- таки третий год жизни. Вся эта деятельность оказалась детям по силам, они усвоили весь предлагаемый мною проектный материал.
Надеюсь, что добилась поставленной цели: развития у детей младшего возраста предпосылок к возникновению собственных замыслов и воплощения своих исследовательских, творческих проектов в более старшем дошкольном возрасте. Далее результаты моей работы оценят коллеги, которым в дальнейшем предстоит работать с моими «обученными» детьми.
Таким образом, считаю, что данную работу можно проводить с детьми младшего возраста только оценив все за и против, свои возможности, предполагаемую помощь со стороны коллег и родителей.
Л.Н. Толстой заметил, что расстояние между новорожденным и пятилетним ребенком во много раз больше расстояния между пятилетним и им, семидесятилетним стариком. Великий писатель, мыслитель и педагог понимал значимость особой восприимчивости маленьких детей к воздействию окружающей среды. И действительно, потенциальные возможности развития ребенка в дошкольном возрасте огромны. Следовательно, огромна и ответственность педагогов, воспитателей за создание условий для раннего выявления и развития задатков и способностей детей и таланта, который заключен в ребенке.
Список использованной литературы
1. Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н., Е. Н. Герасимова и др. ; Методические рекомендации: пособие для педагогов – М. : Просвещение, 2011. – 240с.
2. Богославец Л.Г. Семейные художественно- творческие проекты
// Ж. Управление ДОУ 2014 №8 стр.70-79.
3. Денисенкова, Н., Маврина, И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) [Текст] / Н. Денисенкова, И. Маврина. // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 2. – С. 26-28.
4. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 224с.
5. Иванова, А. И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А. И. Иванова. // Управление ДОУ. - 2004. - №4. - С. 84 - 92.
6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова - М. : Сфера, 2004. – 211с.
7. Лампман В.Е., Попова М.Г., Попова С.В. и др. Лаборатория педагогического мастерства изд. «Учитель»- В-д, 2013
8.Мухина В.С. Психология дошкольника М. ; изд. «Просвещение»-
М., 1975
8. Миленко, В., Лепетюха, В. Учение с увлечением [Текст] / Ж. Дошкольное воспитание. – 2012. - №1. – С. 25-30.
9. Поддъяков Н. Н. /К вопросу о развитии мышления дошкольников /
- М., 1982.
10. Поддъяков Н. Н. //Возрастная и педагогическая психология. - М., 1982. -324с.
11. Савенков А. /Маленькие исследователи в реальной жизни : Из опыта работы организации исследований в детском саду (г. Москвы) / Дошкольное образование. – 2004. - №7.- С. 6-19.
12. Тебенёва Т.Н. /Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ/ // Ж. Управление ДОУ 2007 №1стр.64-73