Построение развивающей предметно-пространственной среды
Особенности развивающей предметно пространственной среды группового помещения, игровой площадки, территории ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Сказка»
г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
E-mail: dou2-skazka@mail.ru
РОССИЯ 694620, Сахалинская область, тел. (42433)2-01-98
г. Холмск, пер. Восточный, 18
СПРАВКА
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВОСПИТАННИКОВ I МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «Солнышко»
(в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
МБДОУ д\с №2 «Сказка» г. Холмска
Одним из определяющих факторов воспитания малышей и гармоничного их развития при организации деятельности группы является правильно организованная предметно- развивающейся среда.
Дети младшего возраста активно познают окружающий мир и наша задача
сделать это окружение ярким, интересным, эмоциональным.
Наше групповое жизненное пространство приведено в соответствие с требованиями ФГОС ДО и оно отвечает следующим критериям: насыщенности, транспортируемости, полифункциональности, вариативности, доступности, безопасности.
В МБДОУ д/с «Сказка» из 11 дошкольных групп, 3 группы I младшие, в возрасте от1,5 до 3-х лет.
Группа «Солнышко» состоит из 3-х помещений- раздевальной, групповой и спальной комнат. Как «театр начинается с вешалки», так и восприятие детского сада начинается с групповой раздевалки. В ней шкафы промаркированы веселыми красочными картинками, имеются полочки для демонстрации детского творчества (индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации по ИЗО, работы по лепке).
Оформлены книжки-раскладушки с детскими стихами, песенками для заучивания дома, материалом для педагогического просвещения родителей с медицинским, психолого - педагогическим и познавательным содержанием.
Уголок для родителей в раздевальной комнате содержит информацию о режиме дня малышей, задачах воспитания в данном возрастном периоде, расписание ежедневных занятий и меню, антропометрию, рекомендации родителям.
В центре настенное большое зеркало, мини игровая зона с игрушками призваны успокоить малыша при расставании с мамой. помогает снять их беспокойство. Оформлен «мини тематический музей», который направлен на расширение знаний малышей об окружающем мире, знакомство с домашними и дикими животными, сказками о них.
Также для удобства воспитанников в раздевалке мягкие диванчики, а для родителей- банкетки.
В спальной комнате также деревянные (одноместные и трёхместные раскладывающиеся кроватки) с картинками (маркировка), возле каждой кроватки индивидуальный коврик. Дети после сна пользуются стоящей рядом скамейкой, чтобы присесть и обуться,
В спальне есть большой выбор игрушек для каждого ребенка, особенно в период адаптации, т.к важен положительный эмоциональный настрой ко сну, а долгий сон- это главный фактор физического и психического развития детей.
В нашей группе не может быть ничего случайного: подбор игрушек, размещение мебели, оформление и размещение уголков, все продумано, рационально используется и отвечает требованиям времени и ФГОС ДО.
Групповая комната эстетично оформлена, в ней много света, игрушек, игровых зон. Прежде всего, я позаботилась о цветовой гамме групповой комнаты, использовала мягкий тон, светло-персиковый. С колером стен гармонирует цвет штор, палас, мебель. Украшение на стенах: наклейки, картины, полочки для игрушек и находящиеся на них предметы, по цветовой гамме контрастные, но сочетающиеся с основным цветом.
Помещение группы оборудовано мебелью, не имеющей острых углов (соблюдение безопасности). Окружающие предметы располагаются под соответствующим углом зрения малыша, что делает их доступными для обозрения.
В группе имеется дидактический столик для сенсорного развития и совершенствования мелкой моторики. Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, горки для катания предметов, разноцветные счеты, набор объемных геометрических форм и т.д.
Дидактический стол является частью развивающих игр (матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки- шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, конструкторы, кубы и. т.д.
Я использую его для проведения игр-занятий с подгруппой и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняю.
В интерьере групповой комнаты находится «жилая комната» с крупной игрушечной мебелью. В наличии много кукол разного размера, масса кукольной одежды находится в шкафу, рядом игрушечные кроватки. Здесь же располагается и «кухня»: плита, мойка для посуды, шкаф с посудой.
В уголке «жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта, реально отображая социальные действия, а затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
Уголок «Маленький художник» наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. В нем имеются карандаши, трафареты, фломастеры, мелки, пластилин, бумага для рисования, книжки –раскраски, гуашь, кисти.
Неоценимое значение имеет любимое место детей уголок «доброй книжки». Это тихая и хорошо освещенная зона с массой книг, картинок, иллюстраций, развивающих игр по познавательному развитию и речевому развитию и т.д., здесь подолгу задерживаются дети, разглядывают картинки, рисунки в книгах, безошибочно выбирают положительного героя, проговаривая: «Это я! И вот ещё я!». Много литературы рекомендованной Программой.
Интерьер групповой комнаты дополняет «зеленый уголок» с комнатными растениями, у которых хорошо выражены основные части (ствол, листья, стебли) - это фикус, бальзамин, бегония, герань.
Любование красотой этих растений это первый росток чувства, которое превращается в активное стремление к деятельности и при этом дети ещё отдыхают. В уголке природы календарь: в котором дети отмечают лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце и т.д.)
Меняются в уголке природы и картины на стене, которые отражают время года. В центре «Песок-вода» проводится экспериментирование с предметами и природным материалом, дети закрепляют представление о форме, цвете предметов, развивают мелкую моторику рук. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в песок можно закапывать и откапывать предметы, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой способствуют внутренней раскованности малышей. Расположен он так, чтобы дети могли подходить к нему со всех сторон.
«Уголок ряженья» вносит много радости, которая влияет на эмоциональную сферу ребенка. В уголке есть сарафаны, юбки, бусы, шляпы, косынки, фартуки, фуражки. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают себя, сравнивают с другими детьми, самостоятельно одеваются, раздеваются, застегивают и расстегивают, учатся аккуратно вешать и складывать, навыкам самообслуживания. Также он приучает малышей к аккуратности, стимулирует к возникновению сюжетно-ролевой игры, формирует коммуникативные навыки в игре. Для обучения и развития сюжетно - ролевой игры, в уголок вносятся костюмы и атрибуты, отражающие профессии врача, повара, водителя, парикмахера.
Большой восторг испытывают дети от нашего музыкально-театрального центра. Имеется много музыкальных инструментов, различные виды театра, настольный, пальчиковый и куклы Би-Ба-Бо. От встречи с куклами дети расслабляются, снимается психическое напряжение, царит радостная атмосфера от таких незабываемых минут веселья. Побуждаю детей принимать посильное участие в инсценировках, беседую с ними по поводу увиденного ими.
Большая зона двигательной активности, где дети снимают физическое и эмоциональное напряжение. Есть мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, «дорожка здоровья», атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения, обустроена материалом.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины- самосвалы, грузовики (в них дети перевозят детали конструктора, куклы и т. д), легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится строительный материал разного размера и цвета для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Не менее важна в нашей группе горка. С двумя ступеньками и скатом, на верхней площадке горки особенно интересно: здесь хорошо обозревается вся комната, через стекло можно увидеть, что делается за окном, на улице. А скатывание по гладкой, блестящей поверхности- самая заманчивая награда за труды.
Эстетично созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Качественно организуя предметно-пространственную среду, мы обеспечиваем своевременное проведение всех режимных процессов, а также обучение и развитие разносторонней деятельности и готовим почву для самостоятельной деятельности, где дети используют накопленные знания и умения. Играми и другими видами деятельности дети занимаются все время, свободное от занятий и других обязательных мероприятий. Стараюсь рационально расходовать время, отведенное для самостоятельной деятельности, учу детей находить себе занятия по интересам, помогаю вовремя сменить вид деятельности, обеспечиваю эмоционально-положительное состояние детей в играх и других видах самостоятельной деятельности. Я считаю, что смогла создать в группе интересную и содержательную развивающую предметную среду, которая является одним из основных средств формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Частью пространственной среды, жизненного пространства малышей несомненно является также прогулочная площадка и вся территория ДОУ.
Прогулочная площадка находится в защищённом от ветра месте, между двумя выступающими частями здания детского сада. На ней расположена ярко окрашенная песочница, малые формы: лошадка, зебра, пенёчки для ходьбы по ним, разметка для игр по правилам дорожного движения. Поверхность прогулочной площадки засеяна газонной травой. Другие площадки в ДОУ оснащены теневыми навесами, спортивным и игровым оборудованием, клумбами с декоративными насаждениями.
Всё вышеперечисленные факторы подтверждены фото, представленными на моём личном сайте.
Заведующий МБДОУ д/с № 2 Т.А. Смелянец
Воспитатель I младшей группы «Солнышко» Леонова Г.А.