Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Моя Родина"
Проект интегрированной организованной образовательной деятельности
по теме: «Моя Родина».
Объект исследования: музеи города Тулы.
Вид проекта: творческо-информационный.
Срок реализации: один год.
Основные цели проекта:
· дать детям знания о музеях города Тулы;
· приобщать детей к культуре своей малой родины при ознакомлении с музейными экспонатами.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
№ | Срок проведения | Мероприятия | Цели и задачи | ||
Организационно-подготовительный этап | |||||
1. | Сентябрь | Коммуникативная деятельность: изучение литературы по теме проекта; диагностика.
Создание макета «Русская изба». Продуктивная деятельность: изготовление печи, стола, лавки, люльки, сундука, «красного угла» (совместная деятельность воспитателей и детей). Взаимодействие с семьями: изготовление национальных костюмов (семья Чекуриной Кати, Дергачевой Сони, воспитатели старшей логопедической группы), вязание половиц (семья Шилкина Арсения) |
Развитие у детей представления о жизни, быте, традициях русского народа. | ||
2. | Октябрь | Знакомство с устройством русской избы.
Восприятие художественной литературы: чтение четверостиший о предметах быта; чтение сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А.Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; р.н.с. «Колобок»; «Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой. Коммуникативная деятельность: рассказы воспитателя о столе, лавке, сундуке, лучине, русской печи; разучивание пословиц о доме, печке; загадывание загадок о предметах быта. Изобразительная деятельность: лепка «Кувшинчик», рисование «Укрась сундук» (простой узор из элементов народного орнамента)… Музыкальная деятельность: слушание русских народных песен «Паучок», «Кисонька-мурысонька», русской народной мелодии «Как у наших у ворот»… Знакомство детей с русским народным музыкальным инструментом - балалайкой. Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Собираемся в гости». Двигательная деятельность: разучивание подвижных русских народных игр: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Гори, гори ясно».
| Развитие интереса к прошлому, дать детям знания о предметах, вышедших из обихода (ухват, коромысло, прялка и т.д.). Помочь воспринять и осознать образное содержание сказок, учить замечать образные выражения. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о предметах быта.
Учить лепить кувшинчик, используя приёмы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Учить составлять простой узор из элементов народного орнамента, развивать цветовое восприятие.
Формировать навыки культуры слушания музыки, обогащать музыкальные впечатления детей.
Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия. Формировать интерес к народным играм, развивать активность детей. | ||
3. | Ноябрь | Русский национальный костюм.
Восприятие художественной литературы: чтение сказок «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, др. оформителей. Коммуникативная деятельность: разучивание поговорок о русском человеке, загадывание загадок о старинной одежде. Изобразительная деятельность: рисование «Укрась сарафан» (филимоновская роспись), лепка «Укрась кокошник». Познавательно-исследовательская деятельность: посещение мини-музея поликультурности в ДОУ.
| Знакомство детей с русским костюмом, символикой украшений. Формировать интерес и потребность в чтении. При рассматривании иллюстраций объяснить детям символику украшений русских костюмов. Воспитывать уважение к русскому народу.
Знакомить с элементами филимоновской росписи.
Рассмотреть кукол в национальных костюмах, воспитывать толерантность к людям других национальностей. | ||
| Поисково-исследовательский этап
| ||||
4. | Декабрь | «Здравствуй, музей!»
Познавательно-исследовательская деятельность: беседы на темы: «Что такое музей?», «Какие бывают музеи?», «Музейная терминология», «Правила поведения в музее». Восприятие художественной литературы: чтение В.Степанова «Тула-город мастеров»; рассматривание фотографий, открыток, календарей, иллюстраций с видами музеев города Тулы. Взаимодействие с семьями: беседы с родителями о важности посещения музеев вместе с детьми; рекомендовано посещение с детьми краеведческого музея, зала этнографии, музея «Тульские древности». | Формирование навыков музейного поведения.
Учить детей участвовать в беседе, развивать диалогическую речь.
Приобщать к общепринятым нормам поведения, в частности в музее.
Знакомить детей с тульскими музеями.
| ||
5. | Январь | Музей «Тульский пряник».
Коммуникативная деятельность: рассказ воспитателя на тему: «Из чего и как изготавливают тульский пряник»; разучивание пословиц и стихотворений о тульском прянике; рассматривание иллюстраций, фотографий тульских пряников. Познавательно-исследовательская деятельность: просмотр презентации «Пряничное настроение» (приготовление и роспись пряников-козуль, работа с соленым и пряничным тестом). Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра: «Продавец в магазине «Тульский пряник». Изобразительная деятельность: лепка «Испеки пряник», рисование «Нарисуй пряник», аппликация «Придумай узор для тульского пряника». Музыкальная деятельность: прослушивание песни «Тульская мастеровая». Продуктивная деятельность: Оформление альбома «Тульские пряники» (совместно с родителями).
| Знакомить детей с музеем «Тульский пряник», рассказ о назначении музея, знакомство с экспонатами. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о тульском прянике. Знакомить детей с приготовлением и росписью пряников.
Расширять самостоятельность детей в выборе роли, разработке и осуществления замысла, использование атрибутов; развитие социально-коммуникативных отношений играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.
Учить выбирать содержание своей работы, воспитывать самостоятельность, активность, развивать воображение.
Развивать у детей интерес к музыке, желание слушать её.
| ||
6. | Февраль | «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».
Коммуникативная деятельность: знакомить детей с профессией – оружейный мастер; заучивание с детьми пословицы и стихотворений о тульском оружии. Познавательно-исследовательская деятельность: просмотр презентации «Тульское оружие - самое лучшее». Музыкальная деятельность: прослушивание с детьми гимна Тулы (автор слов В.Гурьян, композитор А. Новиков). Игровая деятельность: спортивное развлечение, посвященное празднику Дню защитника Отечества. Взаимодействие с семьями: пополнение уголка «Мой родной город Тула» открытками, сувенирами, изделиями тульских мастеров.
| Знакомить детей с историей создания музея оружия, с экспонатами музея. Знакомить детей с трудовыми действиями оружейного мастера, воспитывать уважение к людям любой профессии.
Помочь детям запомнить слова гимна, воспитывать чувство гордости за свой город.
Развивать желание принимать участие в празднике, формировать чувства сопричастности к событиям, которые происходят в детском саду, развивать активность детей в разнообразных играх. | ||
7. | Март | «Посиделки у самовара».
Коммуникативная деятельность: рассказ воспитателя о музее самоваров; беседа о тульском самоваре; рассматривание открыток с изображением самоваров; чтение стихотворений о Туле; заучивание наизусть загадок, стихотворений, пословиц о самоваре.
Познавательно-исследовательская деятельность: просмотр презентации о Тульском самоваре.
Изобразительная деятельность: рисование «Расписной самовар». Музыкальная деятельность: прослушивание песни о Туле «Город мастеров».
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».
| Знакомство детей с музеем самоваров, с экспонатами.
Знакомить детей с музеем самоваров, его экспонатами. Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о самоваре. Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Формировать умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, развивать воображение. Обогащать музыкальные впечатления, содействовать развитию основ музыкальной культуры.
Познакомить детей с трудом экскурсовода, его трудовыми действиями. | ||
8. | Апрель | «Мой дом – моя крепость».
Коммуникативная деятельность: разучивание пословиц о Туле; рассматривание иллюстраций, открыток с изображением Кремля. Изобразительная деятельность: лепка «Башня Тульского Кремля». Конструктивная деятельность: конструирование «Тульский Кремль». Музыкальная деятельность: прослушивание песни: «Тула – земля моя» (автор и исполнитель М. Михайлов). Игровая деятельность: дидактические игры: «Собери целое», «Подбери экспонат». Познавательно- исследовательская деятельность: посещение мини-музея в ДОУ «Наш край». Взаимодействие с семьями: посоветовать родителям посещение с детьми музея декоративно-прикладного искусства в Тульском Кремле.
| Знакомство детей с историей строительства Тульского Кремля, с названием храмов, находящихся на его территории. Помочь детям понять и запомнить пословицы о Туле, развивать память.
Закрепить умение раскатывать колбаски в тонкие жгутики и выкладывать их по контуру.
Развивать у детей умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме.
Прививать любовь к Родине через музыку, развивать музыкальное восприятие. Совершенствование умения составлять целое из частей (разрезные картинки). | ||
9. | 1 – 3 недели
мая | «Всякому мила своя сторона».
Коммуникативная деятельность: рассматривание иллюстраций, открыток с животными Тульской области; составление рассказов о диких животных; знакомство с Красной книгой Тульской области. Познавательно-исследовательская деятельность: прослушивание записи «Звуки леса». Изобразительная деятельность: рисование: «Дикие животные» (методом тычка), лепка: « Дикие животные». Конструктивная деятельность: конструирование «Зоопарк». Восприятие художественной литературы: рассказы Е. Чарушина, «Зоология животных», «Энциклопедия о животных». Взаимодействие с семьями: посоветовать родителям посещение с детьми тульского экзотариума, «живого уголка» в ЦПКиО, контактного зоопарка. | Знакомство детей с краеведческим музеем, с Красной книгой Тульской области.
Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по иллюстрации, продолжать формировать навыки связной речи.
Закрепить навыки рисования животных методом тычка. Учить устанавливать пространственное расположение частей относительно друг друга.
Знакомить детей с книгами, оформленными Е. Чарушиным. Поддерживать интерес к детской научно-популярной литературе.
| ||
| Творческо-исследовательский этап | ||||
10. | 4 неделя мая | Коммуникативная деятельность и взаимодействие с семьями: диагностика; презентация проекта в виде «круглого стола» с семьями воспитанников на тему «Любимый тульский музей нашей семьи». | Способствовать расширению кругозора детей и взрослых. Совершенствовать диалогическую речь детей. Развивать исследовательские навыки, умение делать выводы. Развивать партнерские отношения и умение работать в «команде». | ||
Список литературы:
1. Антонов Ю.Е. «Как научиться любить Родину», Москва 2003год.
2. Кандрыкина А. « С чего начинается Родина».
3. Кирюхин В. «Край наш тульский».
4. Лазарев В. «Тульские истории» (стихи о Туле).
5. Пеньков В. «История Тульской области», Тула 1984 год.
6. Рассадник С. «Прогулки по улицам Тулы».
7. Сёмушкин С.Н. «История Тульского края», Тула 2007год.
8. Труфанов В.Г. «Уроки природы родного края», Тула 2003год.
9. Тульский экологический бюллетень 2002год. Выпуск 2. Тула, 2002 год.