Распространение опыта
Уважаемые, пользователи!
В данном разделе вы сможете познакомиться с обобщением и распространением моего психолого-педагогического опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
18.11.15 Выступление на телевидение канала Южный регион Дона «Работа в сенсорной комнате» с показом приёмов в работе и комментариями.
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в сенсорной комнате для детей с ОВЗ.
11.12.15г. в школе прошло открытое психологическое занятие в сенсорной комнате для учащихся с ОВЗ 1-5 классов школы №12 на тему «В волшебном лесу». Занятие было направлено на сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью сенсорной среды. В гости к детям на занятие пришли родители и педагоги-психологи городских школ. В путешествие ребята отправились по сенсорной тропе, где наслаждались светом прекрасного водопада, играли с песком на песчаном берегу, купались в сухом бассейне под весёлую музыку, искали звезду своей мечты на звёздном небе. Возвращаясь с путешествия ребята пожелали вернуться сюда с новым путешествием.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
05.04.2013 г. № 1
Выездное заседание городской антинаркотической комиссии
Председатель – Тарасенко Ю.Н., Мэр города Донецка
Секретарь – Коробейникова Е.А., ведущий специалист по работе с молодежью Администрации города.
Присутствовали:
- Темникова А.В., Первый заместитель главы Администрации города Донецка, первый заместитель председателя антинаркотической комиссии;
- Рябченко Н.Р.- Председатель Донецкой городской Думы;
- Пехова М.В., директор ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка»;
- Трофименко И.И., ведущий специалист по здравоохранению Администрации города;
- Иерей Владимир Татаркин настоятель прихода державной иконы Божьей матери;
- Плигина В.И., начальник управления социальной защиты населения г. Доенецка Ростовской области;
- Сидоров В.В., инспектор УУП и ОДП;
- Китаева Д.В., заведующий МУ «Отдел культуры и спорта Администрации г. Донецка Ростовской области»;
- Забабурина О. В., заведующий МУ отдел образования администрации города Донецка Ростовской области;
- Карая О.А., методист МУ отдел образования администрации города Донецка Ростовской области;
- Барвинченко А.В., педагог-психолог ДГПГТ;
- Кравцов А.В., начальник отделения пограничного управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ростовской области в г. Донецке;
- Прихожая С.П., уполномоченный по правам ребенка ПУ № 49;
- Горелов А.А., заместитель директора ГКУ РО «Центр занятости населения города Донецка»;
- Бондарев Д.Е., инспектор отдела по г. Донецку ФКУ УИИ ГУФСЧГ России по РО;
- Русинова Е.В., педагог-психолог МБОУ СОШ № 5;
- Филатова А.Б., педагог-психолог МБОУ ООШ № 8;
- Алиева Л. А., психолог муниципального учреждения отдела образования администрации города Донецка Ростовской области;
- Жекова Н.Н., педагог-психолог МБОУ СОШ № 4;
- Беседина Елена Ивановна, педагог-психолог МБОУ СОШ №20;
- Смирнова Валентина Семеновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №13;
- Дерягина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
- О работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними.
- О выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании.
- Обзор информации, нормативных актов, рекомендаций антинаркотической комиссии Ростовской области.
- О результатах городского конкурса среди органов системы профилактики на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.
- СЛУШАЛИ: о работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними.
ИНФОРМАЦИЯ:
Забабуриной О.В. - заведующий МУ отдел образования администрации города Донецка Ростовской области.
Беседина Елена Ивановна, педагог-психолог МБОУ СОШ №20, проведение мастер-класса о проблемах и перспективах работы с родителями несовершеннолетних.
Жекова Наталья Николаевна, педагог-психолог МБОУ СОШ №4 - ролевая игра-диагностика «Птица счастья» для учащихся 6 класса о проблемах и перспективах в работе со средними подростками.
Смирнова Валентина Семеновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №13 - использование средств ИКТ для тестирования подростков. Тест Люшера для определения психофизического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативности, для определения причин психологического стресса.
Дерягина Татьяна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ СОШ №2 о нетрадиционных формах диагностики подростков и коррекционной работы с ними.
ВЫСТУПИЛИ:
Темникова А.В. - Первый заместитель главы Администрации города Донецка.
Иерей Владимир Татаркин - настоятель прихода державной иконы Божьей матери.
РЕШИЛИ:
- Информацию принять к сведению.
- Муниципальному учреждению отдел образования администрации города Донецка Ростовской области (Забабурина О.В.) предусмотреть дополнительные меры по активизации работы по вовлечению несовершеннолетних во внеурочные мероприятия, занятия кружков и секций.
- Рассмотреть вопрос о включении в бюджет 2014 года средств на приобретение программного обеспечения для кабинетов педагогов-психологов.
- Принять меры по увеличению охвата родителей несовершеннолетних диагностико-просветительской работой.
- Разработать программу и план совместной работы с ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка».
2 СЛУШАЛИ: о выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании.
ИНФОРМАЦИЯ:
Коробейникова Е.А. - секретарь городской антинаркотической комиссии
ВЫСТУПИЛИ:
Темникова А.В. - Первый заместитель главы Администрации города Донецка.
Рябченко Н.Р. - Председатель Донецкой городской Думы
РЕШИЛИ:
- Информацию принять к сведению.
- В целях профилактики наркомании на территори муниципального образования «Город Донецк» МУ «Отдел культуры и спорта администрации города Донецка» (Китаева Д.В.), МУ отдел образования администрации города (Забабурина О.В.), ГУ РО «Центр социальной помощи семье и детям г. Донецка» (Пехова М.В.) продолжить работу в рамках реализации мероприятий, предусмотренных городской долгосрочной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
3 СЛУШАЛИ: обзор информации, нормативных актов, рекомендаций антинаркотической комиссии Ростовской области.
ИНФОРМАЦИЯ:
Коробейникова Е.А. - секретарь городской антинаркотической комиссии.
ВЫСТУПИЛИ:
Темникова А.В. - Первый заместитель главы Администрации города Донецка, заместитель председателя антинаркотической комиссии.
РЕШИЛИ:
Информацию принять к сведению.
4 СЛУШАЛИ: подведение итогов городского конкурса среди органов системы профилактики на лучшую организацию антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.
По итогам городского конкурса места распределились следующим образом:
1 место – ГБУСОН «ЦСПС г. Донецка»;
2 место - сош № 20;
3 место - сош № 4;
РЕШИЛИ:
- Информацию принять к сведению.
- Продолжить в 2013 году работу по профилактике антинаркотической работы в подростково-молодежной среде.
Председатель городской
антинаркотической комиссии Тарасенко Ю.Н.
Секретарь комиссии Коробейникова Е.А.
Приложение
Выступление
Забабуриной О.В. - заведующий муниципальным учреждением отдела образования администрации города Донецка Ростовской области.
«О работе школьных психологов по раннему выявлению несовершеннолетних потребителей психоактивных веществ и обеспечению индивидуально-воспитательной работы с ними»
Проблема употребления обучающимися наркотических веществ в образовательных учреждениях сейчас вызывает большую тревогу у родителей, педагогических работников и у широкой общественности. Образовательные учреждения представляют для наркодельцов потенциальный рынок сбыта наркотиков. Пассивное невмешательство в этот процесс – это прямое нарушение законов Российской Федерации, в том числе и Закона Российской Федерации «Об образовании» согласно которому администрация образовательного учреждения несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
Одна из задач школы не только работа с детьми и подростками уже начавшими употреблять психоактивные вещества, но и выявление несовершеннолетних, склонных к употреблению психоактивных веществ. И здесь ведущая роль отводится педагогу-психологу.
Психологическая служба образовательных учреждений города Донецка представлена 11 специалистами: 9 педагогов-психологов имеют высшее психологическое образование, у 2-х незаконченное высшее. Высшую квалификационную категорию имеют 4 психолога, первую категорию – 1 специалист, не имеют квалификационную категорию – 6 педагогов-психологов.
Работа по раннему выявлению детей с высоким риском формирования зависимостей от психоактивных веществ включает в себя три направления: диагностическая работа с обучающимися, диагностико-просветительская работа с родителями, консультативная работа с педагогами.
Поскольку неготовность учащихся к обучению и их дезадаптация выступают предпосылкой к формированию склонности употребления психоактивных веществ, то первое направление включает: определение готовности учащихся к школьному обучению и прогноз трудностей обучения, выявление среди обучающихся групп риска возникновения школьной дезадаптации.
В начале учебного года педагог-психолог проводит скрининговое обследование первоклассников с целью выявления детей с низким уровнем готовности к школьному обучению для построения коррекционно-развивающей работы для предупреждения неуспешности в обучении, возникновения школьной дезадаптации.
В 2011г было обследовано 411 первоклассников, выявлено 143 ребенка с низким уровнем готовности или неготовых к началу регулярного обучения, это 34% от общего количества первоклассников. В 2012г. обследовано 389 первоклассников, выявлено 167детей с низким уровнем готовности или неготовых к началу регулярного обучения, что составляет 43% от общего количества поступивших в 1 класс. Для данной категории учащихся составлены индивидуальные коррекционно-развивающие программы и организованы индивидуальные развивающие занятия. По окончании первой учебной четверти педагог-психолог проводит скрининговое обследование степени адаптированности первоклассников к обучению в школе. В 2011г было выявлено 58 детей с низким уровнем адаптированности и признаками дезадаптации, что составляет 14% от общего числа первоклассников, в 2012г. выявлено 126 первоклассников с признаками дезадаптации средней и высокой степени, что составляет 32% от общего количества обучающихся в первых классах. По окончании цикла групповых коррекционно-развивающих занятий, организованных для данной категории обучающихся, педагог-психолог отслеживает динамику развития степени адаптации к школе, качество работы по коррекции явлений дезадаптации. В 2011-2012 уч.г. положительная динамика составила 7,5%, в 2012-2013г. – 21%.
Аналогичная работа проводится педагогами-психологами с обучающимися при переходе в 5, 10 классы. ( Диагностика готовности к обучению в среднем и старшем звене школы. Прогноз дезадаптации. Изучение степени адаптированности и отслеживание динамики в результате специально организованной коррекционно-развивающей работы.)
В диагностическую работу с обучающимися также входит проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении (с целью определения дальнейшего образовательного маршрута).
Ежегодно психолого-педагогические консилиумы школ проводят обследование детей с трудностями в обучении с целью обеспечения каждому ребенку соответственно его уровню актуального развития программы обучения. По направлению школьных консилиумов в 2011 году ПМПК г.Донецка определен образовательный маршрут 34 школьникам с трудностями в обучении. В 2012 году – 57 обучающимся. В связи с тем, что школьникам определен образовательный маршрут, они усваивают программу и адаптируются в обществе.
Другой важной составляющей диагностической работы с обучающимися является выявление выраженности факторов риска развития кризиса у учащихся.
Кризисным периодом считается подростковый возраст, характеризующийся наличием психологических факторов, увеличивающих риск возникновения склонности к употреблению психоактивных веществ. К таким факторам, выявлением которых занимается педагог-психолог, можно отнести акцентуации характера личностные особенности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, колебания настроения, невысокий интеллект, неприятие социальных норм, ценностей), отсутствие необходимых социальных навыков, социальная пассивность, отсутствие жизненной перспективы.
Именно поэтому педагог-психолог ежегодно проводит изучение степени риска появления зависимого поведения у обучающихся 6-11 классов.
В 2011-2012 уч. г. было обследовано 318 подростков, в 2012-2013 уч.г. - 284 обучающихся 6-11 классов. В результате обследования выявлены группы:
- «Не рискующие» подростки,
- «группа риска», которая подразделяется на три категории:
- 1-я «группа риска» (потенциально готовые к проблеме подростки);
- 2-я «группа риска» - подростки, осуществившие как минимум однократную пробу;
- 3-я «группа риска» - с аддиктивной формой поведения (с высокой степенью готовности к систематическому употреблению).
В 2012-2013 учебном году увеличилось число «нерискующих» подростков на 14%, а в группах риска произошло снижение в среднем на 3%.
Так же педагогами-психологами ведется социально-психологический мониторинг детей «группы риска», состоящих на различных видах учета: в ПДН, КДНиЗП, внутришкольном. На профилактическом учете в 2012-2013 учебном году состоит 120 несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных школах.
Целью обследования является определение зон риска.
Анализ результатов мониторинга показал, что из 120 несовершеннолетних в полных семьях проживают 48 детей, что составляет 40%, 55% (72 чел.) проживают в неполных семьях. Эмоциональное благополучие в семье испытывают 98 несовершеннолетних, что составляет 83% детей группы риска.
В процессе беседы о внеурочной занятости учащихся «группы риска» выявлено, что 65% (78чел.) не занимаются в кружках. Только 35% (42 чел.) посещают учреждения дополнительного образования (волейбол, лёгкая атлетика, танцы, теннис, футбол). В связи с чем, одной из задач школы является вовлечение несовершеннолетних во внеурочную деятельность.
У 75% детей «группы риска» (84чел.) жизненные цели и планы сформированы частично, у 25% (30чел.) не сформированы вовсе.
20% детей (24чел) эмоционально устойчивы, у 60% детей «группы риска» (72чел.) – средний уровень эмоциональной устойчивости, 20% детей (24чел.) – эмоционально неустойчивы.
У 28% подростков (34чел.) диагностируются адекватные стратегии поведения, а у 72% (86чел.) - неадекватные стратегии поведения.
Анализ многолетнего опыта функционирования психологической службы показывает, что достаточно большое количество детей, находящихся под опекой можно отнести к группе риска наркозависимости из-за сложностей во взаимоотношениях с опекунами. С целью раннего выявления детей с высоким риском формирования зависимого поведения, педагог-психолог проводит диагностику эмоционального состояния детей из принимающих семей и изучение психологического климата в семье, характер детско-родительских отношений. В принимающих семьях под опекой находится 113 детей.
По результатам обследования 32 подопечных выявлено, что шкала позитивного интереса (POZ) ярко выражена лишь у 31%.
Жесткий контроль со стороны опекунов проявляется у 24% подопечных. 56% подопечных испытывают чувство враждебности к опекунам. Независимость ярко выражена у 18% детей, находящихся под опекой. Непоследовательность поведения - у 43% подопечных.
Диагностическая работа с семьей включает в себя анкетирование, направленное на выявление осведомленности родителей об употреблении ПАВ ребенком, характера детско-родительских отношений.
В рамках декадника «Без алкоголя и наркотиков - к здоровью нации» в феврале 2013 г. было проведено анкетирование родителей обучающихся 8-11 классов. В анкетировании приняло участие 269 родителей. Анализ результатов анкетирования показал, что 75% родителей не относят своих детей к группе риска, 20% родителей выявили у своих детей среднюю степень риска быть вовлеченным в экспериментирования с наркотическими веществами. 5% родителей отметили, что у их детей риск вовлечения в ситуацию, связанную с употреблением наркотиков, велик. Им необходимо посоветоваться с психологами или психотерапевтом.
С целью повышения психологической компетентности родителей педагоги-психологи регулярно принимают участие в родительских собраниях, дают практические рекомендации «как не просмотреть ребенка».
Третье направление предполагает повышение уровня психологической компетентности классных руководителей и учителей-предметников по вопросам организации наблюдения и проведения диагностических бесед с обучающимися и родителями (с целью выявления детей с высоким риском формирования зависимостей от психоактивных веществ).
В рамках данного направления работы педагог-психолог информирует педагогов о факторах риска возникновения зависимых форм поведения, оказывает помощь в первичной диагностике детей на принадлежность к группе риска, обучает использованию диагностических методов изучения взаимоотношений в классном коллективе, детско-родительских отношений.
Во всех школах города на заседаниях методических объединений классных руководителей, педагогических советах рассматриваются вопросы профилактики употребления психоактивных веществ подростками. В рамках декадника «Без алкоголя и наркотиков – к здоровью нации», о котором упоминалось выше, прошли педагогические советы, на которых были рассмотрены вопросы состояния работы по профилактике наркомании и определены меры повышения эффективности этой работы.
Таким образом, из вышесказанного следует, что деятельность психологической службы по раннему выявлению детей склонных к употреблению наркотических веществ носит разносторонний, системный, планомерный характер и охватывает всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Сегодня в рамках нашего заседания психологом МБОУ СОШ №20 Бесединой Еленой Ивановной Вам будут представлены методы работы с родителями, использование компьютерных методов тестирования старших подростков продемонстрирует Смирнова Валентина Семеновна, психолог МБОУ СОШ №13, использование ролевых игр при диагностике средних подростков (6 класс) - Жекова Наталья Николаевна, психолог МБОУ СОШ №4.
Педагоги-психологи школ №12 и 2 (Похожаева Наталья Викторовна и Дерягина Татьяна Валентиновна), продемонстрируют комплексную диагностико-коррекционную форму работы – психологическую акцию «Помоги себе сам!».
Выступление
Коробейникова Е.А. - ведущий специалист по работе с молодежью Администрации города.
«О выполнении решения заседания № 4 от 20 декабря 2012 года городской антинаркотической комиссии органами и учреждениями системы профилактики наркомании».
В целях профилактики наркомании на территори муниципального образования «Город Донецк» учреждениями системы профилактики наркомании продолжается реализация мероприятий городской долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
Образовательные учреждения при организации антинаркотической профилактической работы руководствуются федеральными, областными и муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Были внесены изменения в раздел финансирования программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2015 годы».
МУ отдела образования администрации города Донецка Ростовской области, МУ «Отдел культуры и спорта администрации города Донецка», специалистом по работе с молодежью продолжается работа по организации семинаров, , «круглых столов», конкурсов плакатов, книжных выставок, классных часов (по проблеме противодействия незаконному обороту наркотических средств в образовательных учреждениях города с привлечением межведомственных лекторских групп, общественных и религиозных организаций), проводится анкетирование среди учащихся и студентов, распространение памяток с телефонами организаций, в которые необходимо обратиться, если стали известны случаи распространения и сбыта психоактивных веществ.
В рамках областной антинаркотической акции «Сообщи, где торгуют смертью!» с 18 марта по 29 марта проведено более 18 мероприятий на которых присутствовало 1500 человек.
В рамках акции «Антидурь – сообщество трезвых!» членами молодежного парламента проводились и проводятся рейды по выявлению торговых точек, торгующих табачными изделиями и алкогольной продукцией, лицам не достигших совершеннолетия,