уроки общения в классе.
Урок общения по теме «Семья. Семейные традиции».
Цель: убедить в великом предназначении семьи в обществе: её необходимости для каждого человека, необходимости формирования семейных традиций.
1. История семьи и семейных отношений.
2. Конкурсы по теме.
3. Семейные традиции.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
1 слайд.
Эпиграфом являются слова Толстого Л.Н. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему».
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... -Тихо молвила Ева,
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
2 слайд.
И в старину, и теперь люди мечтают о счастье, о дружной и крепкой семье, о большой любви.
*А как вы, ребята, считаете влюблённость и любовь это одно и то же?
(Влюблённость- это чувство, которое быстро вспыхивает и так же быстро гаснет. А любовь - это чувство крепкое, постоянное, на всю жизнь. Можно влюбляться в разных людей, а любить только одного человека.)
Да, действительно, влюбиться это одно, а сохранить любовь, пронести её через всю жизнь - это совсем другое.
Наверное, сейчас каждый из вас знает о Дне святого Валентина – Дне влюбленных, столь популярном среди молодежи празднике. Однако, День святого Валентина – праздник католический, пришедший к нам с Запада. Но ведь у нас, на Руси, есть свои святые – покровители влюбленных, брака и семейного счастья. И нам известны примеры бескорыстной верной любви. Давайте познакомимся с одной из таких пар.
*Кто знает, что это за святые?
Всероссийский день семьи, любви и верности впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Международный день семьи ежегодно отмечается 15 мая.
Покровители семьи и брака – князь Муромский Петр и простая девушка Феврония. Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Считается, что браки, заключенные 8 июля, будут самыми крепкими и счастливыми.
Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж. Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им. Благоверные князь Петр и княгиня Феврония Благоверные князь Петр и княгиня Феврония В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в городе Муроме.
3 слайд. Фото семей.
Семья – поистине высокое творенье.
Она – заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас – основа всех начал.
4 слайд.
О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.
Вам надо поправить то, что будет неверно сказано.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу.
– Гость на пороге – счастье в … (доме).
– Дом без хозяйки … (сиротка).
– Дом вести … (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони … (не далеко падает).
– Чем богаты, … (тем и рады).
– В гостях хорошо, … (а дома лучше).
А я знаю ещё и такие:
Семья в куче – не страшна и туча.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Где любовь и совет, там и горя нет.
Хоть тесно, да лучше вместе.
С милым рай и в шалаше.
Живут душа в душу.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
5 слайд.
Символом Дня семьи, любви и верности стал один цветок…
Ее желтоглазым цветком называют,
Сорвали цветок — лепестками гадают. Как он называется
Это ромашка.
Как вы думаете – почему именно ромашка?
Ромашка – цветок русских полей и лугов. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви. Кто знает, как? (На ромашке гадали – «любит - не любит»).
А какая птица издавна на Руси считалась символом верности? (Это лебедь).
(Подсказка – «верность» - какая? Лебединая)
Они узнают друг друга так же, так же, как и мы, люди, - «в лицо». Лебедь не спутает свою супругу ни с кем! Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны.
«Друзья, учитесь верности у лебедей!
Любите так, как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем… Любовь такая не сравнится.
Они не люди, но какая стать,
Какая нежность, преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!
Ну как не чудо? Ведь всегда вдвоем,
Крылом к крылу в красивом оперенье
Они скользят по чистому пруду.
Божественны….Остановись мгновенье!
А преданность….Ведь если рoковой
Наступит час…..один погибнет,
То жить не станет и другой….
Он тоже этот мир покинет.
Вот так плывут по жизни, по воде
Два нежных, преданных творенья!
Учитесь верности у лебедей!»
6 слайд. Вам нужно ответить на вопросы на тему родственных отношений.
1. Сын моей матери. (Брат)
2. Мой родитель. (Отец)
3. Брат отца или матери. (Дядя)
4. Девочка, которая имеет родителей, как у меня. (Сестра)
5. Та, что дала нам жизнь. (Мать)
6. «Святая кровь» – мать мужа. (Свекровь)
7. Сестра мамы или папы. (Тётя)
8. Сын моего ребенка. (Внук)
9. Мой наследник. (Сын)
10. Сын моей сестры или брата. (Племянник)
11. Отец мужа. (Свёкр)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.
А знаете ли вы, что к концу 19 века в обиход вошло чествование годовщин свадеб. Сегодня этот обычай широко распространен.
Попробуйте вспомнить как можно больше юбилейных свадебных дат и их названия.
Ответы:
Зеленая – день бракосочетания;
Ситцевая – 1 год; Бумажная – 2 года;
Кожаная – 3 года;
Льняная или восковая – 4 года;
Деревянная – 5 лет;
Чугунная – 6 лет;
Медная – 7 лет;
Жестяная – 8 лет;
Фаянсовая – 9 лет;
Розовая – 10 лет;
Стальная – 11 лет;
Ландышевая или Кружевная – 13 лет;
Агатовая – 14 лет;
Стеклянная – 15 лет;
Бирюзовая – 18 лет;
Фарфоровая – 20 лет;
Серебряная – 25 лет;
Жемчужная – 30 лет;
Коралловая – 35 лет;
Алюминиевая – 37,5 лет;
Рубиновая – 40 лет;
Лавандовая – 46 лет;
Золотая – 50 лет;
Изумрудная – 55 лет;
Бриллиантовая – 60 лет;
Железная – 65 лет;
Благодатная или Благодарственная – 70 лет;
Коронная – 75 лет;
Дубовая – 80 лет;
Красная – 100 лет.
7 слайд.
Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям.
Начало нового года хороший повод завести семейные традиции, если их у вас еще нет. В этой статье мы поделимся некоторыми идеями отностительно семейных традиций:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины) - замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Если вы поглощены сериальными страстями на экране телевизора, разговор "по душам" за ужином никогда не состоится! Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина! Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.
2. Совместный досуг. Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.
3. Семейные праздники. В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Конечно же, это относится к празднованию дома, а не в новомодных кафе. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
4. Семейный альбом, семейная родословная. Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.
Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше.
5. Зарубки на дверном косяке. Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний годовасик пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей т.н. "капсулу времени". Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...
В заключение отметим, что формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.pptx | 2.62 МБ |
storozhevoy_pyos_zdorovya_-_bol.ppt | 659.5 КБ |
kultura_sem._otnosheniy_10_kl.pptx | 1.06 МБ |
o_detskom_odinochestve_6_kl.ppt | 212 КБ |
podrostki_21_veka_v_8_kl.pptx | 118.78 КБ |
uo_podarki.pptx | 1.59 МБ |
etiket.pptx | 1.56 МБ |
konflikt.pptx | 116.96 КБ |
konflikt.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВСЕ СЧАСТЛИВЫЕ СЕМЬИ ПОХОЖИ ДРУГ НА ДРУГА, КАЖДАЯ НЕСЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ НЕСЧАСТНА ПО – СВОЕМУ. Толстой Л. Н.
Семья – поистине высокое творенье. Она – заслон надежный и причал, Она дает признанье и рожденье, Она для нас – основа всех начал.
Пословицы и поговорки о семье Не родись красивой, а родись богатой (счастливой). Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет и нет конца). У семи нянек дитя в доглядке (без глазу). Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Пословицы и поговорки о семье Гость на пороге – счастье в … Дом без хозяйки … Дом вести … Яблоко от яблони … Чем богаты, … В гостях хорошо, … Когда семья вместе, … Хоть тесно, … С милым рай… доме сиротка не бородой трясти не далеко падает тем и рады а дома лучше и душа на месте д а лучше вместе и в шалаше
Родственные отношения Сын моей матери…. Мой родитель… Брат отца или матери… Девочка, которая имеет родителей как у меня…. Та, что дала нам жизнь… «Святая кровь» – мать мужа… Сестра мамы или папы… Сын моего ребёнка… Мой наследник… Сын моей сестры или брата… Отец мужа…
Семейные традиции СЕМЕЙНЫЕ ТРАПЕЗЫ СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ СЕМЕЙНАЯ РОДОСЛОВНАЯ ЗАРУБКИ НА ДВЕРНОМ КОСЯКЕ СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нем!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: доказать значение боли для организма. ЗАДАЧИ: определить, что такое боль и её виды; выявить причины возникновения боли; определить категорию восприятия боли; научиться способам реагирования на боль.
Боль - физиологический феномен, информирующий нас о вредных воздействиях, повреждающих или представляющих потенциальную опасность для организма. Таким образом, боль представляет собой как предупредительную так и защитную систему. В настоящее время наиболее популярным считается определение боли, данное Международной Ассоциацией по изучению боли (Merskey,Bogduk,1994): “ Боль это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, возникающее в связи с настоящей или потенциальной угрозой повреждения тканей или изображаемой терминами такого повреждения “. Первые научные концепции физиологии боли появились в первых десятилетиях 19-го столетия. Это был век прорывов в изучении механизмов боли, позволившие учёным не только лучше понять боль, но иногда и облегчить её.
Виды боли Ноцигенная Боль от внутренних органов ощущается на поверхности тела («отражённая боль»). - Боль в правом плече и правой стороне шеи характерна при болезни желчного пузыря, - Боль в нижней части спины –при заболевании мочевого пузыря. - Боль в левой руке и левой части грудной клетки – при болезнях сердца. Нейрогенная Повреждение периферической или центральной н.с. с частичной потерей чувствительности. Особенность – не мешает засыпанию пациента, но при этом внезапно просыпается от сильной боли. Боль усиливает или вызывает эмоционально-стрессовые нарушения. Болевой синдром жгучий, стреляющий: повреждение локтевого нерва. Психогенная Личность человека формирует болевые ощущения. У личностей истерического типа они усилены. Любое хроническое заболевание, недомогание влияет на эмоции и поведение личности. Тревожность и напряжённость увеличивают восприятие боли. Пациенты европейцы меньше ощущают послеоперационную боль по сравнению с азиатами и африканцами.
Узнай себя.
«Недотрога». У людей этого типа низкий порог болевой переносимости . Страдания им категорически противопоказаны. Они обострённо воспринимают боль не только физическую, но и душевную. Таких людей называют людьми с тонкой кожей. Ранимые, впечатлительные, склонные к меланхолии и одиночеству. Процедурный кабинет для них – камера пыток. В подобной ситуации призыв взять себя в руки не принесёт результата – с физиологией не поспоришь. Примите как данность: вам нужно оберегать себя от травм и по возможности избегать болезненных медицинских манипуляций. Если же таковые предстоят, попросите врача принять усиленные меры против страданий. Ставить пломбу на зуб разрешается лишь под местной анестезией, а удалять его – под наркозом. То же правило касается родов и так называемых малых хирургических вмешательств: например, по поводу вросшего ногтя или аппендицита. Их обычно делают под местным обезболиванием, а в вашем случае оно должно быть только общим, иначе может возникнуть грозное осложнение – болевой шок.
2. «Русалочка». Низкий порог болевой чувствительности , но, в тоже время, удивительная способность мужественно переносить страдания . Помните, подводная ведьма, превратившая русалочий хвост в пару стройных ножек, предсказала их обладательнице, что каждый ее шаг будет как удар кинжала? Впрочем, если вы относитесь к данному типу, не стоит проклинать судьбу. В награду за муки она наделила вас способностью испытывать глубокие чувства, даром преданности и талантом сопереживания, словом, сделала все, чтобы вы каждую минуту ощущали полноту бытия. Имейте в виду : можно легче перенести боль, если морально подготовиться к ней. Людям с богатым воображением (а вы наверняка к ним относитесь) помогут маленькие психологические хитрости. Попробуйте представить боль в виде большого воздушного шара, из которого понемногу выпускают воздух. Когда в ваших руках останется лишь обмякшая оболочка былого страдания, мысленно предайте ее огню или бросьте в мусорное ведро.
3. «Спящая красавица». Высокий порог болевой переносимости , поэтому представители этого типа поначалу могут показаться бесчувственными. Слабую боль они не замечают, но стоит ей стать немного острее, как незамедлительно следует бурная реакция. Резервов терпения практически нет. Под маской внешнего спокойствия «спящей красавицы» скрывается напряженная внутренняя жизнь, отголоски которой изредка прорываются наружу вспышками сильных эмоций - радости, гнева, печали. Самое главное - не давайте страданиям вывести вас из равновесия. Чтобы избавиться от тревоги и нервного напряжения, обостряющих неприятные ощущения, примите травяной успокоительный чай. Во время процедур, требующих терпения, чутко прислушивайтесь к себе. Сидя в зубоврачебном кресле, почувствовали внезапную боль? Попросите врача прервать лечение и сделать местную анестезию. В противном случае визит к стоматологу может завершиться обмороком, а то и болевым шоком!
4. «Железный человек». Высокий порог болевой переносимости . Особы, принадлежащие к данному типу, не испытывают ни малейшего страха перед болью. Многие даже бравируют своим равнодушием к физическим страданиям. Удалить зуб? Пожалуйста! Сдать кровь из вены? С удовольствием! Предстоит операция? Наркоза не надо! Для такой жизненной позиции имеются веские основания: слабая восприимчивость к неприятным ощущениям и большой запас терпения. Эти люди, как правило, уверены в себе, энергичны, подвижны, обладают качествами лидера, любят быть на виду и не выносят одиночества. Из них получаются хорошие бизнес-леди, педагоги, стюардессы, спортсменки и... плохие врачи, которые считают жалобы больных не достойным внимания нытьем. Чтобы откликнуться на чужое страдание, нужно самому испытать нечто подобное, а люди данного типа лишены такой возможности.
Внимание – боль! Прежде всего, болеть может все. Все части тела, ткани, органы, кроме одного - мозга. Он не болит, он воспринимает боль и показывает нам - вот тут болит, здесь беда. Но ведь голова болит?! - удивитесь вы. Болит. Но голова - это не только мозг, кроме мозга в черепе есть сосуды и оболочки мозга, в которых имеются болевые рецепторы. О чем говорит боль? О воспалении, разрушении тканей, клеток. Боль не возникает беспричинно, из разрушенных клеток выделяются специальные вещества - медиаторы боли. А по нервам информация об очаге боли передается в мозг.
Всему голова... Гипоксия – кислородное голодание коры головного мозга. Причины: * Возникает из-за проблем в шее – остеохондроза. Что делать? Ежедневный самомассаж шеи и предплечий, а так же плаванье на спине. * Виноват желудок. Что делать? - Антимигреневая диета – частые, но лёгкие приёмы пищи (4-5 раз в день), никаких копчёностей и колбасных изделий. - Круговой массаж височных ямок кончиками пальцев сначала по часовой стрелке, затем против. * Дефицит железа и глюкозы. Что делать? - Для профилактики включать в меню говяжью печень, гречку, морепродукты, гранаты и свежевыжатый яблочный сок. * Продукты – провокаторы: цитрусовые, солёные консервированные продукты, алкоголь; голубые сыры (пармезан, моцарелла, фета ...) - все они содержат тирамин, приводящий к гипертонии. Опасные продукты: 1.Арахис и арахисовое масло. 2.Картофельные чипсы. 3.Пицца. 4.Свежие фрукты и ягоды – киви, слива, малина в больших количествах. 5.Хлеб и крекеры.
Дела сердечные... Причины: * Коварный грипп («царапающая боль» – первый признак гриппа или ОРВИ). Что делать? - Горячее кислое питьё, тепло, постельный режим..(по указанию врача). * Невралгия – защемление или воспаление межрёберных нервов. Что делать? - Согревающие мази и точечный массаж(с помощью указательного и среднего пальца правой руки по часовой стрелке вокруг левой груди. Начинается и заканчивается в районе вилочковой железы. Нормализует кровообращение, снимает спазмы и при регулярном применении избавляет от боли. * Проблема с желчным пузырём. Что делать? - Колет слева – срочно к гастроэнтерологу. * Аппендицит – острая боль может распространиться в область сердца. Что делать? - Вызов врача на дом, не принимать еду, воду, обезболивающие. * И всё – таки сердце. Что делать? - Выпить 20 капель валокордина и вызвать «Скорую»
Надежный тыл "Болит спина" — один из самых распространенных и одновременно неопределенных симптомов. Лежащий на поверхности диагноз — ревматические, мышечные боли — далеко не всегда оказывается верным. Поэтому не стоит следовать настойчивому совету рекламы и энергично втирать разогревающий гель, пока вы не выяснили, что с вами. Причины: Заболевания почек. Если с самим позвоночным столбом и межпозвоночными дисками все в порядке, первой причиной поясничных болей может стать заболевание почек. Например, на ранних стадиях может проявляться только "тупыми", "ноющими" болями в пояснице — еще до того, как проявляется аномалия в выведении жидкости из организма. Острые, длительные приступы боли в спине (продолжающиеся иногда до четырех часов) — один из классических симптомов желчекаменной болезни. Чаще всего боль отдает в правый верхний отдел спины, но возможна и другая локализация. Ревматические и мышечные боли связаны с образом жизни, и генетической предрасположенностью, неблагоприятной обстановкой окружающей среды, тяжёлым физическим трудом и нехваткой определённых микроэлементов в организме . Что делать? Если "виновник" — желчный пузырь, в некоторых случаях избавление от спинных болей происходит только после лечения или даже операции на желчном пузыре. В других вполне хватает медикаментозного лечения. Но и в том, и в другом случае обращение к массажистам и остеопатам практически не приносит результата. Если всё же позвоночник и мышцы, то массаж – самое лучшее средство.
Выплеск агрессии по мелочи - проблемы с зубами, расстройство функций желчного пузыря, изжога, гипертония, мигрени, хронические расстройства желудка. Беспокойство - расстройство пищеварения, проблемы с сердцем, нарушения кровообращения, озноб. Бессилие - гипотония, головокружения, утомляемость, проблемы с деснами и зубами, проблемы с осанкой, заболевания дыхательных путей. Высокомерие и надменность - заболевания суставов, дыхательных путей, расстройство функций печени. Грусть от того, что чему-то невозможно противостоять, состояние жертвы - проблемы с зубами, с сердцем, расстройство пищеварения, синусит. Жажда мщения, ненависть - заболевания печени, кожные расстройства, проблемы с желудком, рак, болезни желчного пузыря. Зависть - нарушение пищеварения, проблемы с желудком и желчным пузырем, заболевания зубов, сердца, кожи. Страх чего угодно - гипертония, сердечные заболевания, астма и другие хронические заболевания органов дыхания, расстройства пищеварения, болезни зубов, мигрени, проблемы с осанкой, зубами, глазами, слухом, болезни почек. Чувство неполноценности - нарушения осанки, слабость соединительных тканей, гипотония, нарушения функций печени, желудка, заболевания зубов и десен.
В основе всех этих эмоций лежит механизм саморазрушения. Вам кажется, что вы недовольны миром, а на самом деле вы недовольны собой. Недаром во всех древних религиях и философиях главное правило было «познай себя». Но это не призыв к эгоизму, а наоборот, призыв к тому, чтобы начать дружить с собой, со своим «Я».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: создание у участников родительского собрания эмоционального настроя для осмысления ими затруднений в процессе общения с детьми. Задачи: Актуализировать понятие о значении общения в жизни старшего подростка. Обозначить роль общения ребёнка в семье. Наметить пути преодоления проблем в общении. Дать возможность поделиться опытом общения с собственными детьми. Вооружить родителей советами по общению с детьми от специалистов и педагогов.
Вопросы: Что смущает Вас в общении с вашим ребёнком – старшеклассником? Что изменилось в общении Вас и Вашего ребёнка за последние 4 года? (положительное, отрицательное) Чему положительному Вы научились в общении у В ашего ребёнка? Какие ошибки Вы допускаете при общении с Вашим ребёнком?
Ролевая игра
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Общение – это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместной деятельности. Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации.
Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнёрам по взаимодействию: сотрудничество – партнёры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей; противоборство – партнёры взаимодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей. Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнёры сознательно стараются избегать его (ссора).
Области взаимодействия Основные поведенческие реакции Позитивные эмоции Выражение солидарности Снятие напряжения Выражение согласия Решение проблем Предложения, указания Выражение мнений Выдача ориентаций Постановка проблем Просьбы об информации Просьбы высказать мнение Просьбы об указаниях Негативные эмоции Выражение несогласия Создание напряжённости Демонстрация антогонизма
Рекомендации в общении с вашими почти взрослыми детьми. Проявляйте уважение к мнениям детей. Научитесь видеть достоинства в детях. Будьте искренними, сердечными и щедрыми в похвалах и одобрениях. Прежде чем осудить, постарайтесь понять, выяснить, почему они поступают так, а не иначе. Если Вы не правы, открыто признайте это. Стремясь убедить ребёнка, дайте ему сначала высказаться. Проявляйте искренний интерес к делам ребёнка. Запоминайте имена его друзей, с которыми Вам приходится общаться. Почаще улыбайтесь. Укрепляйте у ребёнка веру в собственные силы. Повышайте свою эрудицию, больше читайте, осваивайте новые технологии. Вместе интересуйтесь событиями в нашей стране и за рубежом.
Спасибо за работу и внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают. Оскар Уайльд. Вопросы для обсуждения: 1.Что такое семья? 2.Какими должны быть идеальные дети и идеальные родители? 3.Каковы причины детского одиночества? 4.Как помочь ребёнку не быть одиноким?
Семья – один из шедевров природы. Д.Сантаяна. 1. Что такое семья? (говорят родители и дети - видеофрагмент) 2. Какими должны быть идеальные дети? (говорят родители) 3. Какими должны быть идеальные родители? (говорят дети - видеофрагмент) Результаты анкетирования «Моя семья»
Чтобы предъявлять требования к своему ребёнку, необходимо предъявить требования к себе, чтобы стать истинным и положительным примером для своих детей. Кодекс истинного родителя. 1.Если родители требуют от ребёнка, чтобы он много и с удовольствием читал. Они читают сами много и с удовольствием несмотря на недостаток времени. 2.Если родители требуют, чтобы ребёнок не лгал. Они не лгут сами ни себе, ни другим, ни собственному ребёнку. 3.Если родители требуют от ребёнка проявления трудолюбия, они сами его проявляют и создают условия для формирования у ребёнка умений трудиться. 4.Если родители хотят, чтобы ребёнок не воровал, они сами не должны создавать подобных ситуаций в семье (пусть даже по мелочам). 5.Если родители хотят, чтобы ребёнок не пристрастился с раннего детства к спиртным напиткам, они не должны создавать культ спиртных напитков в семье, ведь даже в детские праздники многие родители не могут без них обойтись. 6.Еслиродители хотят, чтобы их ребёнок бережно и уважительно относился к дедушкам и бабушкам, они сами к ним относятся уважительно и бережно. 7.Если родители хотят, чтобы ребёнок не относился к школе и учению с предубеждением, они сами вспоминают о школьных днях и учителях с самыми тёплыми чувствами. 8.Если родители хотят, чтобы их ребёнок не страдал от одиночества, они дают ему возможность иметь друзей, приводить их в свой дом.
Посейте поступок – пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу. Стили семейного воспитания. Попустительский Рассудительный Состязательный Предупредительный Контролирующий Сочувствующий Гармоничный
Попустительский. Родители: с раннего возраста ребёнку предоставлена бесконтрольная свобода. Взрослые заняты собой, своими делами, работой. Душевное состояние ребёнка их не волнует. Могут наказать и тут же простить, чтобы не расстраивался и не мешал. При детях обсуждают других людей. В трудных ситуациях полностью доверяют ребёнку, не пытаясь разобраться. К недостаткам ребёнка относятся с умилением. Дети: слывут ябедами, подхалимами. Любят хвастаться, не умеют сопереживать, сочувствовать. Не умеют и не любят трудиться. Учиться не настроены, но хотят получать похвалу и хорошую отметку. При взрослении самоуверенность граничит с хамством. Состязательный. Родители: с раннего возраста ищут в ребёнке нечто выдающееся, необычное. Активность ребёнка поощряется материально и морально. Постоянно сравнивают своего ребёнка с другими и страдают, если он в чём то хуже. Дают возможность ребёнку попробовать себя везде, но при этом хвастают его увлечениями. Наказание может быть жёстким, если поведение ребёнка идёт вразрез с нормами, принятыми в семье. Защищают ребёнка от претензий других людей, школы, не обращая внимания, прав ли он. Дети: учатся на «5», активны, любят участвовать в любых делах, лишь бы их заметили, оценили. Любят командовать. Могут быть агрессивны, если их не оценили по достоинству, или что-то не получилось. Глубоко переживают ошибки. Преувеличивают свои возможности. Не признают критику.
Рассудительный. Родители: предоставляют ребёнку полную свободу, дают возможность приобретать личный опыт путём собственных ошибок. Не упрекают, не кричат, не наказывают. Следят, чтобы достоинство детей не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Участвуют в жизни того детского коллектива, в котором находится их ребёнок. Если ребёнок виноват, дают возможность осмыслить поступок. Дети: участвуют в решении семейных проблем, уважительны со старшими, потому что так поступают родители. Умеют работать без понуканий, легко общаются, любознательны, активны. Испытывают трудности в тех коллективах, где не считаются с мнением других, не позволяют его высказать. Предупредительный. Родители: чрезмерно опекают ребёнка, ограждают от самостоятельности, лишают возможности самоопределения, удовлетворяют любые прихоти. Мало внимания уделяют нравственному воспитанию. Сами подбирают друзей ребёнку, опасаясь за то, что могут обидеть. Дети: имеют проблемы, связанные с учебной деятельностью. Стремятся к тому человеку, который сильнее, может заступиться. Имея задатки, не любят трудиться, учиться, так как родители часто за них выполняли уроки.не способны сами принимать решения.
Контролирующий. Родители: диктуют ребёнку, что надо надевать, что делать, с кем дружить. Активно используют методы наказания :командный тон, крики, физическое наказание. Если даже ребёнка похвалили, то всё равно будут найдены какие – то изъяны. Не прислушиваются к мнению ребёнка, считая, что оно глупое и неуместное. Иногда демонстративно наказывают ребёнка, чтобы показать власть над ним. Всегда недовольны ребёнком. Дети: лишены возможности демонстрировать свои лучшие стороны. Неуверенны в себе, возникают проблемы в учёбе, так как боятся отвечать, ожидая плохой результат. Жестоки с другими, потому что дома их так воспитывали. Ценят товарищество и дружбу. Внешне отличаются тем, что угрюмы, подозрительны, склонны к конфликтам, поэтому часто одиноки. Сочувствующий. Родители: ребёнок предоставлен сам себе, так как родители много и активно работают, хотя в семье постоянно недостаток денег, плохие бытовые условия. Возможно семья неполная. Стараются помочь учителю, доверяют ему воспитание своего ребёнка. Общение с ребёнком доброе, стараются быть для него примером. Хотят научить ребёнка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь даже маленькой победе. Дети: понимают родителей, сочувствуют им, помогают, не требуют многого. Живут в своём мире, впуская в него только очень близкого человека. В учёбе добросовестны, добиваются поставленной цели, но неинициативны. Стойко переносят тяготы жизни, никого не обвиняя. Чутки, внимательны, вежливы, уравновешены.
Гармоничный. Родители: задолго до рождения ребёнка размышляют над тем, какого человека хотят вырастить и воспитать. Формируют традиции и обычаи своей семьи. Требуют от детей осознания своих поступков. По отношению к ребёнку поступают мотивированно и осознанно. Не лукавят, не лицемерят. Дети: рассудительны, чутки и внимательны к окружающим. Всегда говорят правду. Умеют верно дружить, в общении откровенны, правдивы, открыты. На всех уроках стараются быть активными, привнести что-то новое. Не боятся никакой деятельности, а так же могут сказать сразу, трудна она для них или нет. Проявляются волевые качества: уравновешенность, настойчивость, искренность, вежливость. Информация психолога. 1.Игра «Слепец и поводырь». 2.Психологические особенности пятиклассников. 3.Результаты анкетирования «Взаимоотношения в семье».
«Я не хочу, чтобы в моей будущей семье было …» (говорят дети – видеофрагмент). Как часто вы говорите детям Я сейчас занят (а)… Посмотри, что натворил! Это надо делать не так… Неправильно! Когда же ты научишься? Сколько раз я тебе говорил (а)? Нет! Я не могу! Ты сведёшь меня с ума! Что бы ты без меня делал? Уйди от меня! Встань в угол!
А эти слова ласкают душу ребёнка Ты самый любимый! Ты очень много можешь! Спасибо! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами… Я помогу тебе… Я радуюсь твоим успехам… Расскажи мне, что с тобой… Что бы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
Итоги собрания: 1. Вспомнили, что такое семья. 2. Познакомились со стилями воспитания в семье. 3. Доказали, что самое главное в семье – это общение, которое не позволит ребёнку быть одиноким. 4. Познакомились с результатами анкетирования учащихся. 5. Услышали мнения друг друга и детей по разным вопросам. 6. Задумались, а не одинок ли мой ребёнок? Пожелания детей своим семьям (видеофрагмент).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко
Сложности и противоречия современной жизни мощно влияют на несформированное сознание, чувства и поведение детей и молодёжи. «Дух общества», среда обитания с их стихийными, неписаными требованиями и принципами, словно могучий пресс мнут и ломают, часто уродуют взгляды и принципы людей, формируя их на новый лад, зачастую помимо воли самого человека, тем более – молодого, сводя на нет усилия тех, кто пытается его воспитать – родителей и педагогов. Глобальная проблема российского общества – потеря ценностных ориентиров у его членов, падение престижа семьи как социального института, рост числа разводов, алкоголизм нации...
Результаты анкетирования «Оценка подрастающего поколения». Вопрос: С какой из ниже приведённых оценок современного человека вы согласны? Агрессивное – 89, 3 %; Скептическое – 82, 5 %; Циничное – 78, 8 %; Обманутое – 78, 8 %; Прагматическое – 77, 1 %; Поколение надежд – 77 %; Разочарованное – 76, 3 %; Непуганое – 58, 9 %; Потерянное – 48, 8 %; Поколение примирения – 47, 3 %.
Вопрос: Представителем какого поколения вы могли бы назвать себя? Представитель поколения надежд – 23, 1 %; Разочарованные – 16, 1 %; Скептики – 11, 4 %; Прагматики – 9, 4 %; Обманутые – 7, 2 %; Непуганые – 5, 6 %; Циничные – 4, 09 %.
Вывод: Большая часть молодых людей, испытав горесть первых неудач и поражений в столкновении с самой жизнью, потеряла веру в возможность разумного оптимального, успешного решения возникших перед ними проблем. Каждое новое поколение российской молодёжи по целому ряду показателей социального положения и развития заметно уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к труду, отчуждения от общества, государства, политики, здоровой экономики... Социология молодёжи. Кн. 1.С. 166
Проблемы в молодёжной среде. 1.Рост оскорблённого национального самосознания русской молодёжи – растут амбиции, активно проявляются националистические воззрения ... 2. Падение экономического статуса молодёжи – большая часть не может или не хочет трудиться... 3. Резкое снижение социального статуса, в силу падения жизненного уровня, сокращения расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды... 4. Кризис физического и морально психологического состояния подрастающего поколения на фоне ухудшающейся демографической ситуации, снижение нравственного и интеллектуального потенциала... 5. Усиление духовного кризиса, главенство идеологии материального накопительства, эгоизма, приспособленчества, асоциального поведения....
Особенности подросткового возраста. Резкое возмужание организма, внезапное увеличение роста и развития вторичных половых признаков. Выраженное увеличение сексуальных желаний и сексуальной энергии (особенно у мальчиков). Теряется интерес к вещам, которые интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам...), при этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. Возникают новые интересы: новые книги, в основном эротического характера, острый сексуальный интерес. Ведущая деятельность – интимно – личностное общение со сверстниками. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми.
Основные новообразования. Формирование «Мы» – концепции. Формирование референтных групп. Чувство взрослости: Эмансипация от родителей; Новое отношение к учению; Романтические отношения со сверстниками другого пола; Внешний облик и манера одеваться. Эмоциональное развитие подростка. Воображение и творчество подростка. Базальная потребность возраста – понимание. Аномалии личностного развития подростков.
Советы родителям. По настоящему любить своего подростка – это чрезвычайно интересно и к тому же вполне осуществимо. Р. Кемпбел 1 . Гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их. Всё зависит от конкретных условий жизни и воспитания. 2. Подростки хотят, чтобы считались с их мнениями, желаниями, настроениями. Они не переносят недоверия, пренебрежительного тона, насмешек, нотаций, особенно в присутствии друзей. Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. 3. Уважение к личности подростка сделает вас действительно нужным своему ребёнку. Быть нужным – это значит разделить с ним тревоги, сомнения, радости, печали, а не только обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. 4. Научить подростка анализировать поступки и отношения людей, разбираться в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Научить критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям. 5. Быть требовательным к себе . Это одно из главных оснований родительского авторитета.
Обсудим....
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 «Старушке прислали в подарок кофейник, а пуделю – плётку и медный ошейник. Довольна старушка, а пудель не рад, И просит подарки отправить назад».
3 Основные правила при дарении и получении подарков ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. Подарки официальные , предназначенные для взрослых людей, не для родителей – цветы срезанные или в корзине; книга в подарочном переплёте, красивая авторучка, сувенир, напоминающий об определённом месте, конфеты в коробке, подарочный диск.
4 ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Подарки подруге или другу – нужная интересная книга, альбом для фотографий, цветы, диск с игрой, музыкой или фильмом, туристское снаряжение (если увлекается походами и поездками на природу), мягкая игрушка.
5 ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ. Подарки родителям или близким родственникам – книга, альбом для фотографий, цветы, шарф, мужская рубашка, красивое бельё, красивые салфетки, полотенца, посуда, брелок для ключей, подвеска в автомобиль, диск с фильмом или любимой музыкой, украшения, любая самоделка (вышивка, вязание, вышивание, плетение, папь -маше..).
6 ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ. Подарки гостю, который приехал издалека – книга о том месте, куда он приехал (подарочный вариант), местные сувениры, керамика, фарфор…
7 Что нельзя дарить?
8 ПРАВИЛО ПЕРВОЕ. Никогда не рассказывайте тому, кому хотите сделать подарок или общим знакомым о том, что вы хотите подарить, иначе сюрприза не получится. ПРАВИЛО ВТОРОЕ. Будьте внимательны, люди иногда в разговоре упоминают то, что хотели бы получить в подарок. Как дарить подарки?
9 Нередко чем дороже подарок, тем дешевле намерения . Человек, не принимающий богатого подарка, богаче того, кто его делает. Насколько плохо нас знают наши знакомые, можно порой судить по подаркам, которые мы от них получаем. Н а маленьких подарках держится дружба, на больших - любовь. П одарки, как и добрые советы, доставляют радость дающему. Подарки ко дню рождения делятся на две категории: те, которые нам не нравятся, и те, которых мы не получили. Каждый подарок, даже самый маленький, становится великим даром, если ты вручаешь его с любовью. Ценность подарка определяется скорее его уместностью, нежели ценой. Разглашать о сделанном подарке - значит требовать его обратно. Три вещи составляют достоинство подарка: чувство, уместность и способ преподнесения.
С НОВЫМ ГОДОМ!!! 201 3
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Существует вежливость, идущая от сердца, которая сродни любви» И. В. Гёте Этикет – совокупность форм приличий и обычаев в высшем обществе и придворной жизни. Этикет - (франц. etiquette ) - установленный порядок поведения где-либо(первоначально в определенных социальных кругах, напр. при дворахмонархов , в дипломатических кругах и т. п.).
Что включает в себя этикет ЦИТАТЫ ПРИНЦИПЫ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ МАНЕРЫ СЛОВО ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАУКИ ИСТОРИЯ
«Закон не позволяет нам поубивать друг друга, а этикет не позволяет нам свести с ума друг друга» Д. Мартин
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Это часть культуры общения людей, он имеет свои правила и законы, которые человек обязан соблюдать в общении. Доступность речи (понимание смысла сказанного); Пример (приближение предмета к слушателю); Красота речи (тембр голоса, доброжелательный тон); Правильность речи (исключение тавтологий, слов-паразитов, правильные ударения…); Краткость (лаконичность);
ХИТРЫЕ ПРИЁМЫ: - Встав перед слушателями, улыбнитесь. - Ни в коем случае не думайте о провале. - Не приступайте к речи сразу, дайте рассмотреть себя. - Не пользуйтесь записями постоянно. - Делайте паузы при выступлении. - Максимальная концентрация на собеседнике. - Зрительный контакт (глаза в глаза). - При живых беседах и разговорах необходимо достаточно громкое звучание голоса.
Практикум.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» ( Боулдинг ) Типы конфликтов Межличностный Межгрупповой Между личностью и группой
Причины конфликтов 1. «Позиционный дефицит» 3. Формирование агрессивных реакций человека 2. «Дефицит источников» 4. Ограниченность в ресурсах 5. Низкий уровень коммуникации 6. Низкая культура поведения.
Стиль Сущность стратегии Условия эффективного применения Недостатки 1 . Соревнование (конкуренция) Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения. 2. Уклонение (избегание) Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. Переход конфликта в скрытую форму. 3. Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти Вы уступили. Решение откладывается 4. Компромисс Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены 5. Сотрудничество Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. Есть время. Решение важно обеим сторонам . Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Не гарантированность
Тест «Стратегия выхода из конфликта»
Предварительный просмотр:
Тема занятия «Стратегия выхода из конфликта».
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей. В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично, лишая другую сторону возможности добиться своих целей. Среди участников конфликта различают:
- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;
- вовлеченные группы;
- заинтересованные группы.
Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:
· Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
· Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
· Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Причины возникновения конфликтов:
1. «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.
2. «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.
3. Формирование агрессивных реакций человека.
4. Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.
5. Низкий уровень коммуникации.
6. Низкая культура поведения.
Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.
Эскалация конфликта происходит по схеме
Межличностный межгрупповой общеколлективный
Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
· Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
· Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);
· Превышение личной или групповой терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.
Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.
Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорит многое: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др.
Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д.
Стиль | Сущность стратегии | Условия эффективного применения | Недостатки | |
1. | Соревнование (конкуренция) | Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. | Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения. | При поражении - неудовлетворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения. |
2. | Уклонение (избегание) | Уход от ответственности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера. | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время. | Переход конфликта в скрытую форму. |
3. | Приспособление | Сглаживание разногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план. | Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти | Вы уступили. Решение откладывается |
4. | Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. | Одинаковая власть. Взаимоисключающие интересы. Нет резерва времени. Другие стили неэффективны | Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены |
5. | Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон. | Есть время. Решение важно обеим сторонам. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения | Временные и энергетические затраты. Не гарантированность |
Этапы разрешения конфликта:
· создать атмосферу сотрудничества;
· стремиться к ясности отношений и общения;
· признать наличие конфликта;
· договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);
· очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;
· добиться соглашения;
· установить срок решения;
· Воплотить план в жизнь;
· Оценить принятое решение.
Основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:
· Не отвечайте на агрессию агрессией;
· Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;
· Дайте возможность оппоненту высказаться;
· Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;
· Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;
· Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.
Ситуация № 1.
Однажды на уроке литературы учитель оценивал домашнюю подготовку учащихся. Одна из учениц отказалась отвечать, сообщив, что данный отрывок она ещё не прочитала. В конце урока, озвучивая оценки за домашнее задание, учитель объявил и неудовлетворительные оценки. Тут же раздался плач и крики старшеклассницы, что учитель к ней несправедлив, что остальные прочитали ещё меньше, чем она. Учитель ещё раз прокомментировал её отметку. Прозвенел звонок. Все разошлись, явно не довольные друг другом.
Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать для того, чтобы его избежать?
Ситуация № 2.
Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученик не работает и ничего не пишет, а просто рисует на листочке. На просьбы учителя заняться работой на уроке ученик ответил, что этот предмет ему всё равно не нужен при поступлении, а годовую оценку он и так получит. Каждый остался при своём мнении. Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать, чтобы его избежать?
Ситуация № 3.
Праздничный вечер в классе накануне Нового года был подготовлен на «ура», каждый принял участие в его подготовке и проведении. В том числе заранее была выбрана группа ребят, которые должны привести в порядок кабинет после чаепития. Однако все девушки ушли на школьную дискотеку, объяснив, что она в самом разгаре, а мальчики заявили, что они и так много сделали для организации классного праздника, и что это не мужское дело – убирать посуду и тоже ушли. Классный руководитель попросил всех ребят вернуться. Рассерженные подростки вернулись и начали возмущённо спорить, кто же должен был выполнить уборку в кабинете? Между учащимися произошла ссора. Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать, чтобы его избежать?
Ситуация № 4.
Дочь собирается на вечернюю прогулку с друзьями. В это время мать замечает на кухне немытую посуду и просит дочку выполнить сначала домашние обязанности, а потом идти гулять. Дочь не хочет опаздывать на встречу с друзьями и говорит, что посуда никуда не убежит, её можно вымыть после прогулки. Мать настаивает на своём. Происходит ссора, каждый выплёскивает свои эмоции на друг на друга. Дочь уходит, хлопнув дверью, а посуда остаётся в раковине. Настроение испорчено у обеих.
Как можно охарактеризовать данную ситуацию? Почему возник конфликт? Что можно было сделать, чтобы его избежать?