статья КФУ
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни как актуальная проблема образования
Введение.
Здоровье - это такое состояние, при котором человек способен
максимально использовать свои физические и энергетические ресурсы, чтобы реализовать
свои способности. Но, к сожалению, зная это, мы не всегда стремимся выполнять правила, способствующие сохранению здоровья. А когда теряем его, уже редко можем исправить положение - время работает против нас.
Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.
Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма
человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Факторы сохранения здоровья.
Какие меры необходимо принимать человеку, чтобы каждая часть его
здоровья была сохранена? Физически здоровым считается человек, который редко болеет, у него хорошая иммунная система, физически развит и закален, и, что особенно важно, стремится к сохранению и упрочению своего здоровья.
Одно из направлений в решении этого вопроса принадлежит соблюдению режима дня школьника, организации отдыха. Многие родители, стремясь дать как можно больше знаний ребенку, записывают его к различным репетиторам, на дополнительные курсы. В итоге такой интенсивный труд без полноценного отдыха приводит к переутомлению. Это, в свою очередь, снижает иммунитет, приводит к стрессам, появлению хронических соматических заболеваний.
Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляются воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребенка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создает благоприятные условия для физического и психического развития.
Следующий фактор сохранения здоровья – это укрепление иммунной системы. Физическая активность, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, водные процедуры, отказ от вредных привычек, правильное питание – все эти условия способствуют этому. К сожалению, современные учебные нагрузки значительно снизили двигательную активность школьника. Поэтому для профилактики гиподинамии и сохранения здоровья семья и школа должны принимать следующие меры по улучшению физического состояния и самочувствия детей: проведение зарядки, прогулки на свежем воздухе, оздоровительный бег ,занятия зимними видами спорта ,плавание ,езда на велосипеде, командные виды спорта, туризм, занятия на спортивных секциях.
Все эти меры не только способствуют профилактики простудных заболеваний, снимают нервное напряжение, активизируют дыхание и кровоснабжение, но и создают хорошее настроение, укрепляют волю и развивают такое качество характера, как выносливость.
Немаловажным фактором сохранения здоровья является закаливание. Оно укрепляет защитные силы организма, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровоснабжение и работу мышц, нормализует обмен веществ. Закаленные дети лучше переносят перепады температуры, реже болеют простудными заболеваниями. Существуют следующие виды закаливания: закаливание солнцем, закаливание воздухом, закаливание водой, обтирание, обливание, полоскание горла, контрастный душ, купание, массаж .
Значительную роль в сохранении здоровья человека играют привычки. Одни из них сохраняют здоровье, другие разрушают его, приводят к деградации личности, преждевременному старению организма. К ним относятся употребление психоактивных веществ, табакокурение. Наши дети подходят к трудному подростковому возрасту. В этот период меняются их жизненные приоритеты. Например, если мнение родителей и учителей раньше для них было неоспоримым, авторитетным, то в этом возрасте точка зрения взрослых обесценивается. Мнение сверстников становится более значимым. Поэтому такая вредная привычка, как табакокурение становится в подростковом возрасте настоящей бедой, как для детей, так и их родителей.
На классном часе «Здоровье – наш друг» провожу беседу: «Табачный дым, являясь скрытым убийцей, оседает в легких и всасывается в кровь. При этом нарушается работа сердца, головного мозга, а впоследствии и всех внутренних органов. Особенно активно табачный дым разрушает здоровье детей т.к. ваш организм восприимчив к различным ядам».
Еще один опасный яд – алкоголь. Он также обладает наркотическим воздействием. В небольших дозах он поднимает настроение, вызывает чувство облегчения. Но в дальнейшем наступают симптомы отравления, о которых ребенку надо также рассказать. Опасность употребления алкоголя подростками состоит еще и в том, что он вызывает агрессивность.
То же самое можно сказать и об употреблении наркотиков. Кроме того, эта вредная привычка вызывает чрезвычайно опасную болезнь, трудно поддающуюся лечению – наркоманию. Часто попробовав наркотик только один раз, человек уже не может обойтись без него. Наркотик поражает все органы человека, разрушает иммунную систему, вызывает психические расстройства,
вызывает полную деградацию личности.
Следующим фактором сохранения здоровья является полноценное питание. Регулярно провожу беседы на эту тему. Школьники должны знать основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины, а также их роль в полноценном развитии организма. Дети правильно могут разделить продукты на «полезные» и «вредные». Но, как показывает опыт, сколько бы об этом не говорилось, дети не стремятся питаться правильно. Негативное воздействие на их сознание оказывает реклама на телевидении. Ребята привыкают перекусывать чипсами, сухариками, шоколадными батончиками.
Говоря о формировании здорового образа жизни школьников, нельзя не сказать об уроках физкультуры в школе. Физическая подготовка является фундаментальной частью оздоровительного воспитания школьников.. Уроки физкультуры решают свои сугубо специфические задачи (как и другие общеобразовательные дисциплины), определенные данному предмету. Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни. Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированную, развивающую, информационные, проектно – исследовательские, интерактивные. Интеграция информационных технологий с другими технологиями и методами обучения способствуют экономии учебного времени, позволяют уменьшить объём учебных нагрузок, увеличить образовательные возможности учащихся. Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиНа. Педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и строго выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приёмов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ИКТ, а также контроль осанки, зрения.
Большой эффект в этом вопросе дает использование различных форм двигательной активности. Ежегодно в нашей школе проводится игра « Мама, папа, я – спортивная семья». Интересная ,увлекательная игра, родители и дети с удовольствием принимают в ней участие. К Дню защитника Отечества проводятся спортивные соревнования для мальчиков. Дети принимают активное участие практически во всех спортивных соревнованиях и праздниках района и села.
Большую работу в школе по укреплению здоровья учащихся ведут учителя физической культуры. Уже стали традиционными Дни здоровья, спортивные праздники "Муравейник", "Баскетбольное шоу", работа многочисленных спортивных секций, соревнования между командами классов по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису и другим видам спорта.
Выводы
В современном понимании понятие «Здоровый образ жизни» представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни – это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья, восстановлению работоспособности.
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные на
профилактику вредных привычек.
Заключение
Здоровье людей относится к числу глобальных проблем, то
есть тех, что имеют жизненно важное значение для всего человечества. Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература.
В.Г. Большенков . Физическое воспитание с оздоровительной
направленностью учащихся.
Е.А.ВороноваЗдоровый образ жизни в современной школе: Программы,
мероприятия, игры И. Ф.
Яценко, С.И. Чупина. Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни.