организация методической работы учителя логопеда

Медведкова Евгения Васильевна

организация методической работы логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_metodicheskoy_raboty_uchitelya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация методической работы учителя-логопеда в образовательном учреждении.

Цель методической работы: повышение качества образования, обобщение знаний и передового опыта,  совершенствование мастерства.

Уровни методической работы:

  • индивидуальная методическая работа логопедов (изучение литературы, программ и т. п.);
  • научно-практические семинары (лекции, доклады, выступления);
  • Учебно-методические объединения (обмен опытом, ретрансляция новых проблем и подходов, новые адаптированные учебные программы, базы данных методик, публикации). Руководство Методическим объединением учителей-логопедов возлагается на одного из наиболее опытных учителей-логопедов.

Руководитель методического объединения обеспечивает необходимый уровень работы учителей-логопедов, способствует повышению их профессиональной квалификации.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, (8 – 14 разряды)

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской федерации.

(утверждены Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 13 августа 1995 г. № 463/1268)

                   (Извлечение)

Должностные обязанности. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учётом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приёмов по оказанию помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведёт необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию не в полном объёме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Должен знать: Коституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приёмы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся (воспитанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; прграммно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

8-й разряд – высшее дефектологическое образование ,без предъявлеия требований к стажу работы;

9-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12- й разряд - высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или 2квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13-й разряд – 1 квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й разряд – высшая квалификационная категория, либо высшее профессиональное образование и стаж в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях);

Связь логопедов школьных логопедических пунктов с логопедами дошкольных учреждений.

Для того, чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более чётко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы на школьном логопедическом пункте, а с другой – построить свою работу так, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

В свою очередь школьные логопеды, познакомившись ближе с работой своих коллег, не будут тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже усвоены детьми в логопедической группе детского сада.

Очень важно, чтобы коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, велась строго поэтапно, чтобы каждый этап был взаимосвязан и вытекал один из другого.

Если логопеды дошкольных учреждений будут чётко представлять себе, какие конкретно трудности будет испытывать ребёнок-логопат в школе, то они смогут наиболее целесообразно и целенаправленно строить свою работу, подчиняя её цели предупреждению этих трудностей, сведению их до минимума. При этом условии количество детей - дисграфиков в школах неизбежно сократится. Для того, чтобы это произошло, логопедам школьных логопедических пунктов и логопедам дошкольных учреждений необходимо работать в тесной взаимосвязи.

Взаимосвязь в работе логопедов двух этих служб осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные, методические вопросы и изучается передовой опыт работы.

В число организационных вопросов входит прежде всего вопрос о комплектовании логопедических групп на школьных логопунктах.

Логопеды дошкольных учреждений в конце учебного года (до 15 мая) выясняют, в какие школы будут поступать их дети, составляют списки детей с указанием имени, фамилии, домашнего телефона или адреса, номера школы, в которой ребёнок будет учиться, и логопедическое заключение на момент выпуска из логопедической группы детского сада. Эти данные после 15 мая передаются логопедам школьных логопедических пунктов для того, чтобы коррекционная работа, начатая с детьми в дошкольном возрасте, продолжалась в школе.

Взаимосвязь в работе логопедов дошкольных и школьных учреждений осуществляется путём проведения совместных методических объединений, на которых решаются организационные методические вопросы.

Организационные вопросы включают решение проблем сопровождения детей.

  • посещение и анализ открытых занятий;
  • сообщения методического характера;
  • разбор трудных случаев речевой патологии;
  • обмен передовым опытом;
  • единство требований к формированию фонетико-фонематических процессов восприятия и слуха.

Взаимосвязь учителя-логопеда с другими педагогическими работниками.

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов в МОСШ, с воспитателями в ДОУ.

В начале учебного года, учитель-логопед должен выступить на одном из педагогических советов и подробно рассказать о видах речевых нарушений, которые встречаются у детей, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на успешное усвоение детьми-логопатами учебных программ по всем предметам, особенно по родному языку и чтению. Практика показывает, что воспитатели и учителя, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

В течении учебного года учитель-логопед при необходимости может присутствовать на методических объединениях в образовательном учреждении и делать свои сообщения.  Логопед МОСШ подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом, и обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам. Желательно в подобных сообщениях опираться на примеры речевых нарушений конкретных учеников данной школы.

На методических объединениях целесообразно рассказывать специалистам образовательных учреждений о методах и приёмах логопедической работы, потому что часто они берут на вооружение отдельные приёмы в работе логопеда и успешно ими пользуются на занятиях, уроках.

Логопед МОСШ обязательно должен довести до сведения учителей начальных классов, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушением речевого развития, но с сохранным интеллектом и слухом. Если в классе есть ребёнок, у которого снижен интеллект или слух, то направлением его к врачу-специалисту и выводом в специальные школы занимается учитель, поскольку именно учитель работает с этим ребёнком, ежедневно наблюдает его и может всесторонне охарактеризовать. А в случае, если такой ученик занимался на логопункте, логопед пишет на него характеристику и отдаёт её учителю для приобщения к документам ребёнка. В этом случае логопед может оказать учителю помощь  в переводе ребёнка из массовой школы в специальную.

Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед может дать для них одно или несколько открытых занятий.

Учитель-логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а так же какие темы и в какое время изучаются в классах, группах, для того, чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований по родному языку и чтению.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда. Логопед должен приложить максимум усилий, чтобы убедить учителя в необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Задача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося, а во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.

Целесообразно изготовить и раздать учителям таблицу-памятку с перечнем дисграфических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны.

В дошкольных учреждениях успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована взаимосвязь в работе специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и плаванию и др. специалистов.

Особенности работы воспитателя специальных коррекционных групп.

Основные направления работы воспитателя:

  • коррекционно-воспитательное;
  • общеобразовательное.

1. Коррекционные задачи в работе воспитателя:

  • закрепление  у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  • пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • развитие у детей внимания и памяти;
  • совершенствование словарно-логического мышления;
  • развитие у детей артикуляционной и пальчиковой моторики.

 2. Общеобразовательное направление в работе воспитателя:

- обучение на занятиях проводится по всем разделам программы воспитания и обучения в детском саду (раздел «Развитие речи» по специальной программе, для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи).

  • воспитательная работа (нравственное, умственное, эстетическое воспитание детей, привитие культурно-гигиенических навыков);
  • работа с родителями (консультации по вопросам обучения и воспитания, изготовление наглядного материала, собрания, открытые занятия).

Коррекционная направленность занятий воспитателя.

Занятия по развитию речи.

Примерные коррекционные задачи:

  • расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
  • развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
  • автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Учитывая особенности детей с нарушением речи, на музыкальных занятиях используются упражнения для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, развития музыкального ритма, ориентировки в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, упражнения для развития дыхания, голоса и интонации.

Музыкальный руководитель ДОУ для детей с тяжёлыми нарушениями речи совместно с логопедом проводит логоритмику (как самостоятельное занятие или музыкальное занятие с элементами логоритмики).

Содержание логопедических занятий с заикающимися детьми.

Рекомендуемые упражнения и игры:

  • вводные упражнения;
  • упражнения и игры для развития ориентировки в пространстве и чувства ритма;
  • упражнения и игры для развития подражательности;
  • творческие, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Творческие этюды для развития волевых качеств, самостоятельности, инициативы;
  • упражнения и подвижные игры с правилами для развития общей моторики и для развития моторики рук, кисти, пальцев.
  • упражнения и игры с пением, хороводы, игры-инсценировки с музыкальным сопровождением для развития просодии речи;
  •  упражнения и игры для развития воображения, творческих способностей;
  • заключительные упражнения;
  • инсценировки, утренники, развлечения.

Особенности использования логоритмических и музыкально-ритмических средств при устранении дислалии, дизартрии, нарушений голоса.

Рекомендуемые игры и упражнения на развитие:

  • слухового внимания;
  • речевого слуха;
  • фонематического восприятия;
  • артикуляционной моторики;
  • физиологического дыхания;
  • речевого дыхания;
  •  голоса.

Занятия физической культурой и плавание независимо от вида, должны носить коррекционную направленность:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • закрепление правильного произношения звуков в подвижных, спортивных играх с речевым сопровождением;
  • развитие пространственной ориентации.

Взаимосвязь в работе педагогического коллектива:

  • совместное планирование работы;
  • взаимные посещения занятий.

Занятия по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию

Примеры коррекционных задач:

  • развитие пространственных ориентировок, прежде всего ориентировки на листе бумаги;
  • развитие графических навыков, полученных на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием.

Психолог образовательных учреждений проводит:

  1. Диагностику и коррекцию эмоциональной и познавательной сфер.
  2. Разрабатывает рекомендации для педагогов по организации индивидуальной коррекционной помощи детям.
  3. Развивает психические функции на материале лексических тем, с целью формирования лексико-грамматических средств языка.

Участвует в формировании правильного произношения:

  • следит за чётким и правильным слов с поставленными звуками разного слогового состава;
  • проводит игры и физминутки на согласование движений со словами (коррекция общей моторики);
  • развивает ориентировку в пространстве.
  1. Ведёт консультативную работу с педагогами и родителями.

Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей в дошкольном образовательном учреждении.

I. Успешность коррекционного процесса во многом зависит от правильно организованной совместной работы логопеда, воспитателя и родителей детей. Сотрудничество логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех знаний, навыков и умений, которые были приобретены ребёнком на фронтальных и индивидуальных занятиях по лексике, грамматике, чтению и звукопроизношению, т. е. все направления развития речи ребёнка, предусмотренные программным содержанием.

Основными требованиями к домашней работе будут следующие:

  • задания служат цели закрепления изученного материала;
  • в домашнюю работу не должны включаться задания по изучению нового материала;
  • задание должно предваряться подробными инструкциями по его выполнению;
  • для родителей должна быть абсолютно ясна цель выполнения каждого задания;
  • при составлении домашнего задания логопед должен учитывать принцип ведущей деятельности (игровой)
  • задание разбивается на три составляющих части:
  1. индивидуальное задание по звукопроизношению;
  2. задание по закреплению лексико-грамматических категорий языка;
  3. задание по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).

II. Совместная работа с родителями осуществляется в следующих формах:

  • родительские собрания (не менее 3-х раз за учебный год)
  • консультации-беседы, родительские пятиминутки (1 раз в неделю)
  • посещение открытых занятий родителями по плану ДОУ;
  • информационно-просветительская работа, стенды для родителей;
  • индивидуальные тетради детей.

Организация совместной работы учителя-логопеда и родителей в МОСШ.

Большую помощь в работе учителю-логопеду могут оказать родители учеников, занимающихся на логопедическом пункте.

Первый раз логопед встречается с родителями учеников, зачисленных на логопункт, в середине сентября, когда после окончательного комплектования групп и составления расписания занятий он собирает первое родительское собрание, на котором представляется родителям и очень коротко сообщает о целях и задачах своей работы. В частности, логопед говорит о том, что фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают.

Однако эти нарушения самым серьезным образом влияют на усвоение ребенком школьной программы, часто являются причиной того, что он стойко не успевает по ряду предметов, а в наиболее тяжелых случаях даже встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Подобных осложнений можно избежать, если с ребенком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Во время сообщения желательно, чтобы логопед привел 1-2 примера из своей практики.

        На собрании логопед знакомится с родителями, подробно рассказывает о фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом нарушениях речи, о том, какой вид речевого нарушения выявлен у того или иного ребенка, и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей-дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях фонематических и лексико-граммитических нарушениях речи.

        Далее логопед сообщает о составе групп и подгрупп, о расписании занятий, рассказывает о том, чем будут заниматься в течении года на логопункте ученики каждой группы. Для родителей первоклассников рассказывает и о том, что будут делать дети на втором году коррекционной работы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий (тетради в линейку, из них одна для проверочных работ, и набор шариковых ручек красного, синего, зеленого цвета, для первоклассников – касса букв и слогов).

        В заключение логопед рассказывает о речевом режиме в семье, в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Здесь нужно сказать родителям, что нельзя заставлять ребенка-логопата по нескольку раз переписывать домашние задания, добиваясь аккуратности и правильности выполнения, нельзя допускать, чтобы он сидел над домашним заданием больше установленного санитарными нормами времени – 1 часа в первом классе, 1-1,5 часа во вторых-четвертых классах, причем в это время входит выполнение всех домашних заданий – и письменных, и устных, и по труду и рисованию.

        На этом же собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отолоринголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, для того, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.

        Далее логопед обращается к родителям тех детей, которые будут заниматься коррекцией звукопроизношения. Он сообщает, что эти дети должны иметь специальные тетради-дневники, в которые логопед будет записывать упражнения на закрепление пройденного материала. Если материал не будет закрепляться, то во-первых, не будет достигнута необходимая эффективность в работе, во-вторых значительно удлиниться период коррекционной работы с ребенком.

        Затем логопед сообщает о том, что будет проводить систематические консультации-беседы для родителей, называет дни и время таких консультаций.

        В течение учебного года логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей. Если ребенок, присутствуя в классе на уроках, не появляется на логопедическом занятии, логопед сообщает об этом родителям ученика и учителю.

        В конце учебного года логопед снова приглашает всех родителей на заключительное родительское собрание. На этом собрании он сообщает родителям о результатах своей работы с учениками, и о том, кто уже не нуждается в помощи логопеда, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы, наглядно, на конкретных примерах показать результаты коррекционной работы. Поскольку сравнительная характеристика каждого ребенка займет много времени, можно остановиться только на самых трудных детях или на тех учениках, которые не дали заметного продвижения. Необходимо отметить работу самих родителей, их конкретную помощь логопеду.

        Вторую половину собрания можно посветить рекомендациям для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать занятия с детьми по исправлению звукопроизношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: недостаточно автоматизированные звуки могут «потеряться» и придется начинать работу по их постановке заново.

В течении лета родители могут вести работу по накоплению активного словаря и развитию связной речи детей. Этому очень способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми во время поездок. Надо только постоянно привлекать внимание детей к окружающему.

Пропаганда логопедических знаний.

Уже давно и бесспорно доказано, что часто ребенок страдает тем или иным речевым нарушением вследствие того, что в раннем возрасте он не получил правильного речевого воспитания. В большей степени это относится к нарушениям лексико-грамматической стороны речи.

 Ученые утверждают, что до 5 лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5-3 тысячи слов, в то время как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии ребенка играет правильное воспитание в семье. И никто лучше логопеда не сможет донести эту мысль до сознания родителей. В практике бывали случаи, когда мать, имеющая неуспевающего в школе сына-подростка, прослушав выступление логопеда со слезами на глазах повторяла: «Если бы я знала это раньше!» Пропаганда логопедических знаний должна стать неотъемлемой частью работы логопеда.

Примерные темы бесед логопеда с родителями детского образовательного учреждения:

  1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
  2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.
  3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ОНР первого уровня. Воспитание и обучение ребенка с ОНР.
  4. Учите детей наблюдать.
  5. Что делать, если у ребенка плохая память?
  6. Как развивать слуховое восприятие у детей?
  7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
  8. Игра – лучший помощник в занятиях детей дома.
  9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению.
  10. Как учить запоминать стихотворение?
  11. Как и что читать детям с ОНР?
  12. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
  13. Труд – важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
  14. Мы учим детей рассказывать.

В целях логопедической пропаганды логопед выступает на общешкольных родительских собраниях в школах. Материал для этих сообщений логопед может выбрать из своих выступлений на педагогических советах, методических объединениях и родительских собраниях на логопункте.