Публикации

Цыбенова Туяна Валерьевна

Предварительный просмотр:

Детское двуязычие у детей дошкольного возраста

В Забайкальском крае проживают много людей разных национальностей. Большую часть населения составляют буряты, которые в последнее время перестают говорить на своем родном языке. 

Сундуева Дина Борисовна (преподаватель ЗабГУ г.Чита) утверждает, что семейно-бытовая сфера является основной сферой сохранения и использования родного языка. По ее мнению, среди причин, повлиявших на сокращение использования родного языка в семейно-бытовой сфере, в частности, при общении с детьми, возможно и то, что сегодня основную долю «активных» родителей составляют граждане, языковая компетенция которых сформировалась в 70-е годы, именно в эти годы наблюдалось наибольшее сокращение сфер функционирования родного языка в образовательных учреждениях. Преимущественно на бурятском языке общаются со своими детьми 35,7 % опрошенных, 23,0 % родителей предпочитают общаться со своими детьми на русском языке. Она  предполагает, что дети, выросшие в семьях, где доминирует русский язык, в будущем пополнят группу русскоязычных бурят. В определённой степени к неофициальной сфере общения можно отнести переписку и чтение литературы. Если в 1989 году читали литературу на родном языке 4,1 %, то в 2004 году только 2,7 % взрослого населения. [5]

Сундуева Д.Б. отмечает значительные изменения в последнее десятилетие в характере функционального соотношения бурятского и русского языков. По сравнению с 1989 годом на 7,6 % возросло число родителей, общающихся с детьми на обоих языках. Обследования Дины Борисовой свидетельствуют, что по всем сферам общения наблюдается значительное увеличение двуязычных бурят. Наблюдается неуклонный рост показателей использования русского языка в неофициальных сферах межличностных отношениях, в частности, с детьми, родственниками, друзьями, соседями. Восприятие печатной продукции происходит, главным образом, на русском языке. Если активное употребление в официальных сферах общения языка социально значимого является неизбежным, то поступательная динамика употребления второго языка в сфере семейного общения свидетельствует о негативных тенденциях в языковой жизни регионе. Практически, по всем сферам сократилось употребление бурятского языка, причём существенно (в среднем на 20 %) наблюдается снижение использования бурятского языка на работе, с родителями, родственниками и друзьями. Соответственно, увеличилась доля использования обоих языков во всех семейно-бытовых сферах. Для взрослого населения Агинского Бурятского округа характерно устойчивое бурятско - русское двуязычие. [5]

Билингвизм стал одним из ярких явлений межкультурной коммуникации, определяемой как «общение людей, представляющих разные культуры». Первые исследования по двуязычию провели Ронжа и Леопольд, записавшие речь своих детей (французско – немецкое и немецко – английское двуязычие).

В некоторых семьях люди говорят на языке окружения, но чувствуют, что это не их язык, так как он не совпадает с их национальностью. Иногда ребенка воспитывают, в основном, бабушки, дедушки или няня, говорящие на другом языке, чем родители. Есть ситуации, в которых в семье одновременно звучит несколько языков. Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Овладение несколькими языками может происходить параллельно, поочередно, последовательно. Например, если дома ребенок говорит на одном языке, а в детском саду – на другом, или если его родители говорят с ним на разных языках, то двуязычное развитие происходит одновременно. Причем маленький ребенок может сначала вообще не понимать, что с ним говорят на разных языках. Он как бы машинально отвечает на том языке, на котором к нему обращаются.

Всякий раз столкновение с новой речевой средой вызывает у ребенка стресс. Например, при переезде в другой город, страну ребенка отдают в детский сад, где с ним разговаривают на основном языке этого города, страны. Поскольку ребенок не понимает, о чем идет речь, он замолкает, чувствует себя не комфортно, не усваивает тех сведений, которые дает остальным детям воспитатель. Адаптационный период длится несколько месяцев – столько времени должно пройти, чтобы ребенок успел обобщить незнакомое. Чем младше ребенок по возрасту, тем меньше требуется родителям объяснять ему, что с ним будут говорить на чужом языке, - это излишне. Но на то, чтобы догнать сверстников в речевом развитии, потребуется несколько лет. И этот срок тем меньше, чем младше ребенок. Есть и обратная сторона: если дошкольник в это время не будет получать достаточно интенсивную поддержку со стороны семьи, он может значительно отстать в родном языке.[1, 2]

В детском саду ребенок пытается говорить с окружающими на своем языке, экспериментирует, изобретая слова, звучащие похоже на то, что он слышит, цитирует высказывания взрослых. Воспитателю приходится учитывать, что в группе есть дети с другим домашним языком. Нужно рассказывать воспитанникам об этих культурах, о странах или районах, где живут люди, говорящие на других языках, учить вместе с детьми слова, хотя бы приветствия, прощания, выражения благодарности, поздравление с днем рождения на тех языках, на которых говорят дома дети из группы. Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник  национальный  костюм. Хорошо было бы прочитать на русском языке в переводе национальные сказки и истории.[3]

В возрасте до трех лет ребенок овладевает обоими языками спонтанно, благодаря действию тех же механизмов, которые обеспечивают овладение родным языком. После трех лет эти механизмы начинают меняться и в последующем затихают. Билингвизм детей дошкольного возраста существенно отличается от билингвизма  взрослых своей нестабильностью, динамичностью, трудностями тестирования, и в этом сходятся все исследователи.[3]

Речевое развитие ребенка – билингва имеет свои особенности. Такие дети в среднем начинают говорить позже. Иногда ребенок принимает решение пробовать говорить со всеми незнакомыми людьми на одном из языков; или выбирает себе собеседников по каким – то внешним признакам (по цвету волос, одежде). Эти стратегии действуют, как правило, короткий период времени и меняется с возрастом. Так, дети  3-4 лет различают, кто на каком языке говорит, способны на слух выделить особенности произношения говорящего, отличающие его речь. 4-5-летние билингвы по опыту знают, на каком языке как следует организовать игру, интуитивно правильно выбирает, что в какой ситуации нужно сказать. Дети старшего дошкольного возраста сравнивают языковые явления, выделят общее и особенное, рассуждают о том, кто и где на каком языке говорит. Как правило, их также интересует, какие еще есть в мире языки, и они заявляют о том, что хотят их выучить. Дошкольники особо восприимчивы к фонетике и интонации речи. Как показывают исследования, обучение иноязычному произношению дошкольников может быть успешным в том случае, если дети научатся самостоятельно контролировать свое произношение и как можно раньше отличать один язык от другого. [2]

К 3  годам дети имеют уже значительный запас слов, владеют многими формами родного языка, объединяют слова трехсловные предложения, употребляет множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят почти правильно. Начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое. Это делает обучение второму языку еще более продуктивным.

Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык. Мотив совместной деятельности используется в игровых ситуациях, когда второй язык выполняет свою функцию – быть средством общения. Отдельные речевые действия совершаются в сенсомоторных, предметно – практических, соревновательных, воображаемых, занимательных, сказочных и т.п. игровых обстоятельствах. Важно читать детям на родном языке произведения детской художественной литературы, соответствующие их возрасту.

В речевом развитии двуязычного ребенка наблюдаются следующие наблюдения:

-произносят слова обоих языков,

-смешивает слова обоих языков в одном предложении,

-присоединяет морфологические показатели (приставки, суффиксы, окончания и т.п.) одного языка к корням другого,

-буквально переводит выражения из одного языка на другой,

-лучше говорит на одном или другом языке, особенно на определенные темы,

-начинает стесняться общаться на том языке, который кажется ему не достаточно хорошо развитым, особенно со сверстниками,

-отказывается от одного из языков (утверждает, что не знает этого языка, не понимает его). [6]

Двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логики. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объеме и с естественным произношением. Можно сказать однозначно: дети имеют неоспоримое преимущество в изучении иностранного языка перед взрослыми. Память ребенка более восприимчива, в отличие от взрослого, он нестеснен комплексами, не боится совершить ошибку, не вспомнит во время нужное слово.

Билингвизм развивается стихийно, если родители не планируют заранее язык общения с ребенком, смешивают их сами, не контролируют речь ребенка, не обращают внимания на ее недостатки. Иногда стихийный билингвизм развивается в том случае, если на улице дети разговаривают на языке, ином, чем дома, либо «домашний» и «уличный» языки смешиваются без всякого внимания к такому речевому развитию со стороны родителей. В случае стихийного развития билингвизма в речи ребенка возникает слишком много ошибок.[2]

Но существует и обратная сторона билингвизма: задержка речи – дети начинают говорить значительно позже  монолингв (монолингв – лицо, владеющее только одним языком и не владеющие (в отличии билингвов) никаким другим естественным языком), логопедические проблемы – в среднем билингвы нуждаются в помощи логопеда чаще, чем монолингвы, смешение языков – думая на двух языках сразу, они смешивают два языка в одном предложении.[2]

Хорошо, когда второй язык развит полноценно, и это основной язык обучения. Плохо, если смешение языков присутствует постоянно в обоих языках, а словарный запас ни на одном не соответствует возрастной норме.[4]

Двуязычие положительно сказываются на развитии памяти, умении понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логики. Полноценно развивающиеся билингвы, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки, поскольку опыт языкового общения у двуязычного ребенка на много шире. Он рано начинает осознавать, что одно и то же понятие можно выразить по – разному на разных языках.

Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе. Уровень использования языка зависит от разнообразия, глубины и правильности речевых впечатлений, которые ребенок получает с раннего детства, поэтому как важно дать ребенку полноценное языковое развитие в том возрасте, когда формируется основы личности, пробуждается интеллект.[3]

Список литературы:

  1. Аврорин В.А. Проблемы двуязычия и многоязычия// Двуязычие и школа.- 2002.- №6.
  2. Вишневская Г.М. Билингвизм и его аспекты.- Иваново, 1997.
  3. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия/ Под. Ред. Л.Е. Курнешовой – М.: Центр «Школьная книга», 2007.
  4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. Книга для преподавателей и родителей. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  5. Сундуева Дина Борисовна. Бурятско-русское двуязычие в Агинском Бурятском автономном округе социолингвистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.22: Улан-Удэ, 2004 164 c. РГБ ОД, 61:04-10/1382.
  6. Чиршева Г.Н. Особенности формирования лексикона ребенка – билингвина// Проблемы детской речи. – Спб.: Образования, 2001. - №5.  


Предварительный просмотр:

Цыбенова Туяна, учитель-логопед

Эссе

Почему важна ваша работа?

Говорят, что счастье – это когда работа доставляет удовольствие. В таком случае могу смело назвать себя счастливым человеком.  Моя работа делает меня счастливым, потому что она нужна людям и очень важна в современном мире.

Ведь в современном мире самое важное для ребенка умение – умение общаться, строить отношения. Поэтому свою главную задачу я вижу в том, чтобы научить каждого ребенка грамотно строить диалог для его дальнейшего развития.

Когда ребенок понимает, что не может произнести правильно звуки в словах, правильно изложить свою мысль, он от этого становится агрессивней, чтобы обратили на него внимание. Такого ребенка не принимают в игру другие дети, стараются обходить его. Чтобы такого не случилось, мы снимаем в первую очередь психологический барьер, раскрываем в нем самые лучшие стороны. А как радуется ребенок, когда впервые произнесет очень трудный звук [р] или скороговорку с шипящими и свистящими звуками! И как радуюсь я, когда дети начинают выражать свои мысли сложными предложениями, выдавая все причинно-следственные связи!

Моя работа очень важна для детей и их родителей, моя работа помогает наладить общение, помогает маленьким детям выразить мысли и чувства, найти собеседников, обрести друзей, социализироваться. Я с гордостью могу сказать, что профессия учителя-логопеда однозначно важна и нужна! (190 слов)



Предварительный просмотр:

                      «Труд проявляется в каждом –

скромном и великом – творческом деянии,

направленном на благо человеческого общества».

Ромен Роллан. 

Эссе «Я – Учитель – логопед!»

Будучи ученицей старших классов, я мечтала стать педагогом или медицинским работником. После недолгих раздумий поступила в Агинское педагогическое училище на факультет учителя начальных классов. В течение 10 педагогических лет встречала детей с различными речевыми нарушениями и поняла, что для помощи им мне не хватает моих знаний, поэтому поступила на факультет коррекционной педагогики.

С большим желанием и интересом окончила Биробиджанский государственный педагогический институт по специальности «Учитель – логопед». Эта профессия интересна тем, что совмещает две профессии – врач и учитель. Моя мечта сбылась!

 И так свою профессиональную деятельность учителя-логопеда начала в детском саду. Новая проблема для моих знаний, навыков заключалась, на данный момент, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И снова продолжила свое обучение: переквалификация на учителя-дефектолога. В процессе учёбы и работы я набиралась теоретических и практических знаний, умений и навыков одновременно, как учитель-логопед и учитель-дефектолог.

Встретила очень хороших людей, которые направляют и поддерживают по настоящее время, это логопеды, дефектологи: Галина Васильевна Симухина, Ольга Павловна Куприянова и Оксана Евгеньевна Подъявилова. Галина Васильевна дала возможность пройти стажировку в центре «Ступеньки», где раскрылись для меня тонкости коррекционной работы. Те знания и советы, которыми делятся Ольга Павловна и Оксана Евгеньевна, в моей работе незаменимы.

В повышении своего мастерства я учусь и буду учиться у коллег, а ещё у детей. Ведь настоящий педагог не тот, кто учит, а тот, кто всю жизнь учится. Судьба решила за меня, чтоб быть мне только логопедом. Оставив работу учителя-дефектолога, стала совмещать работу учителя-логопеда на 0,5 ставки в других садах.

Все эти годы шла неуклонная просветительская работа: выпуск статей в журналах «Педагогическое обозрение», «Вестник специального педагога Забайкальского края», «Обруч», на сайтах детских садов, на своем мини-сайте социальной сети nsportal.ru, выступления перед коллегами на симпозиумах, конференциях, курсах, краевых и межрегиональных семинарах работников дошкольного образования. Большое внимание уделяю самообразованию, стараясь идти в ногу со временем.

Уилл Хортон говорил: «Успех измеряется Вашей близостью к достижению поставленных целей, мечты и желаний. А определяется он целеустремленностью, добросовестной работой и терпением. Быть успешным человеком или не быть – решать Вам, и этот выбор – на самом деле в Вашей власти». Прочитала и поняла, что в какой-то степени — это сказано и про меня. Ведь подчас ради достижения успеха приходится жертвовать очень многим, чаще личным. Больше уделяя времени чтению методической литературы, подготовке к занятиям, прослушиванию вебинаров, меньше оставляешь времени для своей семьи. Тот, кто привык выполнять свою работу качественно, иначе, по-моему, жить не сможет.

Известный ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Самое главное для меня – ощущение того, что я нужна детям, что я могу помочь ребенку социализироваться и дать понять, что он уникален. Когда у ребенка имеются какие-то недостатки, то он от этого очень страдает. Ребенок понимает, что он не такой как все, неполноценный, не умеет что-либо выполнить, правильно изложить свою мысль, произнести правильно звуки в словах. От этого становится агрессивней, чтобы обратили на него внимание. Такого ребенка не принимают в игру другие дети, стараются обходить его, унижать. Чтобы такого не случилось, мы – учителя, снимаем в первую очередь психологический барьер, раскрываем в нем самые лучшие стороны. В каждом ребенке есть своя изюминка, свое великолепие, чем можно гордиться и восхищаться. Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.

За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Отдавая детям частичку своего сердца с чувством глубокого удовлетворения, признаюсь: «Я на своём месте». Мои знания, весь мой опыт, все мои душевные силы для них. Каждый раз, ощущая невероятное чувство радости за успехи детей, убеждаюсь в том, что профессия выбрана важная, нужная, необходимая! Я люблю свою работу. Она даёт мне возможность помочь детям научиться правильно произносить звуки родной речи. Ежедневно, соприкасаясь с миром детства, совершаю вклад в завтрашний день детей. Это даёт перспективу для успешного обучения чтению, письму, да и в жизни в целом, ведь красивая, чистая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы.

Помогает ли успех в достижении других жизненных целей? Конечно, да. Он вырабатывает характер. Учителя – это люди, отличающиеся от других «каким-то вечным детством», непосредственные, творческие, ранимые. За эти годы многому научилась, многое поняла и сделала следующий шаг. Шагнув вперёд, я размышляю: «Счастливый ли я человек? Да, я Учитель!» Учитель – необыкновенный человек, в котором должны присутствовать сразу два противоположных качества: доброта и строгость. В их разумном сочетании и заключается мудрость наставника. Педагог учит детей, а дети, в свою очередь, – учителя. В этой жизни нет скуки, праздности, жизнь – это движение вперёд.  Уверенность в себе, любовь к профессии и моим воспитанникам, самоотдача и творчество – вот слагаемые моего профессионального успеха. Но есть ещё одна составляющая успешного человека – это признание.

Признание…Что означает это слово? Это оценка по достоинству, положительное отношение со стороны детей, коллег, родителей. Быть признанной – быть нужной – чувствовать понимание, доверие и поддержку. Наверное, поэтому я решилась принять участие в конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог Забайкалья - 2021», чтобы, в будущем оглянувшись назад и оценив пройденный путь, я смогла понять, что стала счастливой!

Логопедическая работа в детском саду предполагает единство теории, игры, театра и психологии. Каждый день мои маленькие друзья садятся со мной перед зеркалом, чтобы научиться говорить правильно. Неуверенность в себе, закомплексованность заставляют детей замыкаться. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво и правильно.

Радость сотрудничества с родителями, создание атмосферы взаимопонимания единомышленников, эмоциональная сопричастность друг другу – всё это необходимо для благоприятного развития личности ребёнка. Логопедические занятия для мам и пап не менее важны, чем для детей. Выстраивая взаимодействие с родителями, руководствуюсь принципом: «Родитель - не гость, а полноправный член команды детского сада».

Моя работа позволяет ощущать себя волшебником – дарить детям и их родителям, своего рода «выздоровление». В основе моей педагогической деятельности лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. Да, все они разные, каждый из них неповторим, у каждого из них своя палитра настроений и эмоций. Основными составляющими моей педагогической философии являются вера в ребёнка, принятие и понятие его удивительной души, его поступков, его ожиданий, а также удовлетворение одной из самых главных его потребностей - потребности в любви и одобрении. Я искренне верю, если в общении с ребёнком мы полны любви, понимания и уважения, то и он так же, подражая нам, возьмёт это лучшее и пронесёт дальше. Приятно слышать от детей: «Туяна Валерьевна! Возьмите меня на занятие!». Их радостное приветствие, тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезала, а разжигалась и становилась всё сильнее и ярче. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда я вижу блеск глаз детей. Каждый день я наслаждаюсь процессом работы, отдаюсь любимому делу всей душой, посвящаю ему свободное время. Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это ситуации успеха дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, а также доброжелательные и благодарные слова родителей.

Так почему же я всё - таки выбрала именно профессию учителя? Выбрала, потому что, взяв ребенка за руку, я могу вести его в интересный и увлекательный мир, потому что испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становятся мои воспитанники, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше. Каждый ребенок, выходя из стен детского сада, забыв о своих речевых проблемах, готов поговорить с человеком на любую тему.

 Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит, за мудрость, которой она наделяет меня, за то, что заставляет двигаться вперед. Что может быть лучше? Оглядываясь на пройденный путь с высоты жизненного опыта, пытаюсь понять, куда же я шла: вверх, к вершинам мастерства, или вниз, к его истокам?

Видя результат своей работы, эмоции детей, благодарность родителей я поняла, что учитель-логопед - профессия самая важная для меня и любимая!

Это мой выбор! Это мой путь!

У каждого своя «лестница», свой путь, и хочется сказать молодым коллегам: «Учитель – это не профессия; это призвание, служение, судьба. Следуйте своему призванию, своему предназначению, и вы узнаете, что такое счастье!»



Предварительный просмотр:

Цыбенова Т.В.

учитель-логопед

высшей категории

МДОУ д/с «Багульник»

Описание опыта наставничества в ДОУ.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

 Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других профессий потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование и не имеющего опыта работы? В начале своей профессиональной деятельности молодые педагоги сталкиваются с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, составлении плана работы, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с коллективом и детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Им необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для молодых специалистов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов, необходима постоянная товарищеская помощь. В первую очередь, как наставник, я создаю благоприятную обстановку для успешной адаптации в коллективе, устанавливаю дружеские и доверительные отношения, которые в дальнейшем сформируют у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Сопровождение молодых педагогов я начинаю с изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий. В этот момент не оставляю молодых специалистов, проявляя внимание к их эмоциональному состоянию, интересуюсь настроением и самыми маленькими успехами, достижениями. С самого первого дня направляю педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.

Являясь руководителем методического объединения службы сопровождения городского округа «Поселок Агинское», стараюсь уделять внимание каждому вновь прибывшему молодому специалисту. Наша служба активно принимает участие в ежегодном проведении Ассоциации специальных педагогов в г.Чита (создали свою эмблему, отличительные знаки: единый стиль одежды, косынки, флажки, бейджики). Также молодые педагоги принимают участие в выставке дидактических пособий, выпуске статей, публикаций.

Молодые педагоги Зандраева Э.Ц. и Тумурова Р.А. сразу включились в работу методической службы сопровождения, которая объединяет всех специалистов дошкольного образования. Осенью 2022 года Тумурова Р.А. приняла участие в краевом конкурсе авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными здоровьями здоровья». В результате ее работа вошла в десятку лучших. Подготовила и выступила с докладом, опубликовала статьи в СМИ и интернет-ресурсах, подготовила учебные и дидактические пособия. Успешно занимается самообразованием: прошла курсы по программе «Песочная терапия в работе с детьми», прошла обучение специалистов образовательных организации ответственных за работу ИС «Навигатор». Зандраева Э.Ц. постоянно пополняет профессиональные знания, знакомится с передовыми методами и приемами в работе с детьми, принимает активное участие на родительских собраниях, развивает свои коммуникативные способности, проводит индивидуальные консультации для родителей. Так же она повышает свое самообразование по теме «Повышение эффективности коррекционной работы психологической службы в ДОУ», «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДОУ». Учитель-дефектолог работает с двумя детьми с ОВЗ и четыре ребенка, требующих дополнительно коррекционные занятия. Педагог-психолог проводит занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной и коммуникативной направленности с подгруппой из 12 детей, а также с детьми всех возрастных групп.

Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений. Как показывает практика наставничество не имеет границ и возрастных рамок. В своей практике я стараюсь использовать самые разные варианты наставничества. Это в первую очередь ресурсы сети Интернет, среди которых имеется огромное количество образовательных платформ с онлайн ресурсами: видео-лекции, видео-уроки, вебинары, семинары, мастер-классы, открытые мастерские и т.д.  Для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии.

Описание опыта наставничества в ДОУ.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

 Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других профессий потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование и не имеющего опыта работы? В начале своей профессиональной деятельности молодые педагоги сталкиваются с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, составлении плана работы, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с коллективом и детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Им необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для молодых специалистов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов, необходима постоянная товарищеская помощь. В первую очередь, как наставник, я создаю благоприятную обстановку для успешной адаптации в коллективе, устанавливаю дружеские и доверительные отношения, которые в дальнейшем сформируют у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Сопровождение молодых педагогов я начинаю с изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий. В этот момент не оставляю молодых специалистов, проявляя внимание к их эмоциональному состоянию, интересуюсь настроением и самыми маленькими успехами, достижениями. С самого первого дня направляю педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.

Являясь руководителем методического объединения службы сопровождения городского округа «Поселок Агинское», стараюсь уделять внимание каждому вновь прибывшему молодому специалисту. Наша служба активно принимает участие в ежегодном проведении Ассоциации специальных педагогов в г.Чита (создали свою эмблему, отличительные знаки: единый стиль одежды, косынки, флажки, бейджики). Также молодые педагоги принимают участие в выставке дидактических пособий, выпуске статей, публикаций. Тунгаланова Б.Д., с момента поступления на работу учителем-логопедом в детском саду Агинского района, в течение многих лет получает консультацию по оформлению документации, проведению коррекционно-развивающих занятий, подготовке статей и их публикации. Также является активным участником семинара методической службы сопровождения городского округа «Поселок Агинское», участником муниципального конкурса «Учитель-логопед - 2023».

Молодые педагоги Зандраева Э.Ц. и Тумурова Р.А. сразу включились в работу методической службы сопровождения, которая объединяет всех специалистов дошкольного образования. Осенью 2022 года Тумурова Р.А. приняла участие в краевом конкурсе авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными здоровьями здоровья». В результате ее работа вошла в десятку лучших. Подготовила и выступила с докладом, опубликовала статьи в СМИ и интернет-ресурсах, подготовила учебные и дидактические пособия. Успешно занимается самообразованием: прошла курсы по программе «Песочная терапия в работе с детьми», прошла обучение специалистов образовательных организации ответственных за работу ИС «Навигатор». Зандраева Э.Ц. постоянно пополняет профессиональные знания, знакомится с передовыми методами и приемами в работе с детьми, принимает активное участие на родительских собраниях, развивает свои коммуникативные способности, проводит индивидуальные консультации для родителей. Так же она повышает свое самообразование по теме «Повышение эффективности коррекционной работы психологической службы в ДОУ», «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДОУ». Учитель-дефектолог работает с двумя детьми с ОВЗ и четыре ребенка, требующих дополнительно коррекционные занятия. Педагог-психолог проводит занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, познавательной и коммуникативной направленности с подгруппой из 12 детей, а также с детьми всех возрастных групп.

Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений. Как показывает практика наставничество не имеет границ и возрастных рамок. В своей практике я стараюсь использовать самые разные варианты наставничества. Это в первую очередь ресурсы сети Интернет, среди которых имеется огромное количество образовательных платформ с онлайн ресурсами: видео-лекции, видео-уроки, вебинары, семинары, мастер-классы, открытые мастерские и т.д.  Для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии.

Как сказал наш президент В.В.Путин: «Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. Именно любовь и преданность своей профессии предполагает желание передать свои знания тем людям, которые в состоянии, которые достойны того, чтобы, владея полученным багажом знаний и умений, развивать их дальше. Как же можно любить своё дело и не попробовать до своего уровня поднять молодых педагогов, которые способны к этому, нуждаются в этом, создать какую-то платформу для того, чтобы они сделали шаг в своё будущее? Я думаю, любой профессионал всегда мечтает о том, чтобы дело, которому он посвятил всю свою жизнь, чтобы его знания были востребованы, профессия развивалась, чтобы его накопленный опыт оказался в будущем в надежных руках».



Предварительный просмотр:

Анкета № 1

 

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?

2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу? Почему?

· Хорошее

· Доброжелательное

· Удовлетворительное

· Плохое

· Безразличное

3. На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?

4. Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пяти бальной системе.

5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?

6. В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?

· изучение возможностей, потребностей, интересов субъектов  образовательного процесса;

· проектирование и организация условий для развития детей;

· организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе детского сада;

· организация образовательного пространства для детей и родителей;

· организация процесса самообразования;

7. Какие условия созданы в саду педагогическим коллективом и администрацией, для того чтобы чувствовать себя на работе комфортно:

· выделена рабочая зона

· своевременное методическое информирование

· удобное время работы методического кабинета

· помощь опытных педагогов

· гибкий режим работы

· четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей

· доброжелательная атмосфера в коллективе

8. Как складываются Ваши отношения с коллективом?

· с первого дня не обращают внимание

· настроены не дружелюбно

· не хотят помогать

· приняли доброжелательно

· оказывают моральную поддержку

· нашли общий язык

· понимаете друг друга

· оказывают практическую помощь:

· приглашают на занятия

· помогают решать педагогические задачи

· рекомендуют методы и приемы

· делитесь опытом друг с другом

· не нуждаетесь в помощи коллег

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

 

1. Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:

· первый месяц

· первые 3 месяца

· первые полгода

· первый год

· нужна до сих пор

2. Кто помогает Вам в решении профессиональных трудностей и проблем?

· -заведующая

· -старший воспитатель

· -педагоги

· коллеги по обучению в колледже, вузе

· никто не помогает

3. Кто, когда и какую помощь оказывает Вам в процессе становления профессиональной деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу.

Кто

Как часто

Какая помощь оказана

Первый месяц

Первые 3 месяца

Первый год

Нужна до сих пор

Опытные педагоги

Старший воспитатель

Коллеги

Заведующая

Специалисты детского сада

Другие специалисты

 

4. Чаще всего заведующая и старший воспитатель приходят к Вам, чтобы:

· отметить положительные результаты, похвалить

· найти недостатки в работе

· помогают разобраться в неудачах

5. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности, каким образом?

рассчитываете на свой опыт и знания

консультируетесь с коллегами

обращаетесь к старшему воспитателю

ваш вариант_______________________

Анкета №3

Уважаемые педагоги!

Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.

  1. Какие видите затруднения в вашей профессиональной деятельности?
  2. Удовлетворяет ли Вас уровень вашей профессиональной подготовки? Да, нет, частично.
  3. Какие трудности Вы испытываете при составлении плана, образовательного мероприятия, др?
  4. При проведении какой непосредственно-образовательной деятельности вы испытываете трудности?

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

  1. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей? 

         -материальные условия;

-недостаточная методическая помощь;

-недостаток педагогического опыта;

-нехватка методической литературы.

  1. В каком направлении Вы хотели бы усовершенствовать свои знания?
  1. Какими профессиональными умениями по данному вопросу вы могли бы поделиться?

-ИКТ;

-Изготовление и применение наглядного дидактического материала;

-Как проводить подвижные игры.

  1. Каким формам повышения квалификации хотели бы усовершенствовать свои знания?

-самообразование;

-семинар;

-консультации.



Предварительный просмотр:

Цыбенова Туяна Валерьена

руководитель методобъединения

службы сопровождения

ГО «Поселок Агинское»,

учитель-логопед высшей категорий

МДОУ д/с «Багульник»

ГО «Поселок Агинское»

Деятельность службы сопровождения

 дошкольных образовательных учреждений ГО «Поселок Агинское».

В п.Агинское в 2003 году была впервые организована логопедическая служба при институте усовершенствования учителей.  В течение 5-6 лет руководила службой Болодонова Бадма-Ханда Бабуевна. Проводились мастер-классы, семинары по разным направлениям и выставки дидактических пособий. Так же проводился обмен опытом среди учителей-логопедов соседних районов: Могойтуйский, Дульдургинский, п.Краснокаменск и п.Ново-Орловск. В 2014 году образовалась единая служба сопровождения учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, тьютора и медицинских работников. Таким образом, внутри дошкольных образовательных учреждений ГО «Поселок Агинское» существует методическое объединение службы сопровождения в каждом дошкольном образовательном учреждений.

В п.Агинское 11 дошкольных учреждений, а также совместно с нами

 работает учитель-логопед с Агинского района детского сада «Номин». Итого 8 учителей-логопедов, 8 педагогов-психологов, 3 учителя-дефектолога и 1 тьютор. Из-за нехватки кадров в дошкольных учреждениях 4 специалиста предоставляют услуги в других образовательных учреждениях, которые нуждаются в специальной образовательной коррекционной помощи. Все специалисты проходят своевременно курсы повышения квалификации, повышая уровень своего образования проходят аттестацию. Несмотря на сложный период карантина, дистанционного формата образования, педагоги проводили свою работу, используя различные интернет-ресурсы. В успешной работе большую помощь оказывает «Агинский институт повышения работников образования Забайкальского края» проведением различных курсов по обучению инновации для специалистов. Согласно поставленному плану методические объединения службы сопровождения проводятся плановые и внеплановые заседания, учебные семинары, согласованные с комитетом образования ГО «Поселок Агинское».

         Целью нашей службы сопровождения является обеспечение успешного развития ребенка и социальной адаптации в образовательном учреждений.

         Задачи службы сопровождения:

  • профилактика проблем развития ребенка;
  • коррекционно-развивающая помощь (содействие) ребенку в развитии, обучении и социализации: нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, воспитателями, родителями;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей и педагогов.

Служба сопровождения в образовательных учреждениях строится на следующих принципах:
— Непрерывность. Имеются в нашей работе небольшие проблемы. Служба сопровождения функционирует не на всех ступенях образования из-за отсутствия кадров в образовательных учреждениях - это нехватка специалистов.

— Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей и личностной самореализации.
— Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
         В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
         Служба сопровождения строится на одной из трех моделей интегрированного  обучения. Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.

         Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

В детском саду «Солнышко» работает консультационный центр, где специалисты оказывают коррекционную помощь не только детям, но и родителям.

В дошкольных образовательных учреждениях создается доступная образовательная среда, оформляются специалистами кабинеты. Новые дошкольные образовательные учреждения последних лет построены с учетом всех новых требований по обеспечению доступности детей-инвалидов и детей с ОВЗ (имеются пандусы, поручни). Старые здания образовательных учреждений необходимо реконструировать. Конечно, для этого возникают много проблем, которые зависят от финансирования.

В русле современных требований службы сопровождения ГО «Поселок Агинское» выполняет каждый специалист свои направления деятельности в дошкольных учреждениях:

-педагог-психолог – психологическую готовность ребенка к школе;

-учитель-логопед – устраняет и проводит коррекцию речевых нарушений;

-учитель-дефектолог – устраняет нарушения, связанные с интеллектуальными нарушениями;

-тьютор – сопровождает детей в успешном прохождении программы обучения и воспитания;

-медицинская сестра – сохраняет и укрепляет соматическое здоровье детей.

        Служба сопровождения дошкольных образовательных учреждений ГО «Поселок Агинское», работая в тандеме, успешно готовит каждого воспитанника и выпускника дошкольного образовательного учреждения к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему "Технология работы с детьми с ЗПР в ДОУ",

02.12.2024г. КПК

Вступление

 Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Задержка психического развития (ЗПР) — это отклонение от нормального темпа развития, при котором происходит нарушение формирования психических функций, а именно, памяти, внимания, речи и эмоционально-волевой сферы. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

В целом же задержка психического развития (ЗПР) проявляется в следующих основных клинико-психологических формах:

1. ЗПР конституционального происхождения:

* Связана с особенностями созревания центральной нервной системы.

* Характеризуется гармоничным отставанием всех психических функций.

* Дети с ЗПР конституционального происхождения обычно имеют нормальный интеллект и при соответствующей поддержке могут успешно развиваться и обучаться.

2. ЗПР соматогенного происхождения:

* Вызвана хроническими соматическими заболеваниями или состояниями, такими как хронические инфекции, пороки сердца, заболевания эндокринной системы.

* Характеризуется неравномерным отставанием психических функций, более выраженным в познавательной сфере.

* Дети с ЗПР соматогенного происхождения могут иметь трудности с концентрацией внимания, памятью и мышлением.

3. ЗПР психогенного происхождения:

* Возникает в результате неблагоприятных условий воспитания и обучения.

* Характеризуется задержкой развития эмоционально-волевой сферы, трудностями в общении и поведении.

* Дети с ЗПР психогенного происхождения могут иметь низкую самооценку, тревожность и другие эмоциональные проблемы.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения:

* Связана с органическим поражением центральной нервной системы, перенесенным в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде.

* Характеризуется неравномерным отставанием психических функций, более выраженным в познавательной и двигательной сферах.

* Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения могут иметь трудности с речью, моторикой и обучением.

5. ЗПР неуточненного генеза:

* Диагноз ставится, когда невозможно определить конкретную причину ЗПР.

* Характеризуется задержкой развития во всех психических сферах.

* Дети с ЗПР неуточненного генеза могут иметь трудности с обучением, общением и поведением.

Важно отметить, что эти клинико-психологические формы ЗПР представляют собой условное разделение, и на практике у ребенка могут наблюдаться признаки нескольких форм одновременно.

Причины ЗПР у детей могут включать в себя различные факторы:

  • Поражения головного мозга вследствие врожденных заболеваний ребенка, нарушение нормального развития.
  • Проблемы матери во время беременности, сложные роды.
  • Хронические заболевания матери, употребление спиртных напитков во время беременности, психотропных препаратов и т.п.
  • Наследственные факторы также нередко становятся причиной возникновения ЗПР у детей.
  • Неблагоприятные условия дома, проблемы с воспитанием, плохой уход или полная безнадзорность.

На что стоит обратить внимание прежде всего?

  • Отставание от сверстников в психо-эмоциональной сфере: как правило, проявляется в отсутствии самоконтроля, серьезных перепадах настроения, замкнутости и излишней эмоциональной стеснительности.
  • Проблемы с концентрацией внимания: ребенок не способен концентрироваться на каком-либо занятии, часто отвлекается и переключается на что-то другое, при этом и другое занятие не способно занять на длительное время.
  • Проблемы с восприятием окружающей действительности: ребенок не узнает предметы, не распознает простые схемы и контуры рисунков.
  • Отклонения в развитии памяти: отсутствует познавательная активность, свойственная ровесникам, быстро забывает пройденный материал, правила игр и т.п. В игровой же деятельности ребенок склонен к однообразным действиям, сюжет не отличается разнообразием, прямолинеен.
  • Проблемы с развитием речевых навыков: проявляется в скудном словарном запасе.
  • Общее отставание в развитии, отсутствие навыков мыслительного процесса.

В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности, которые характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Дети с ЗПР составляют одну из самых многочисленных категорий детей с особыми образовательными потребностями, поэтому важно разработать эффективную технологию работы с ними в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Технология работы с детьми с ЗПР в ДОУ

Технология работы с детьми с ЗПР в ДОУ представляет собой комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для их всестороннего развития и обучения. Она включает в себя:

* Диагностический этап: Определение индивидуальных особенностей ребенка, степени выраженности ЗПР, выявление зон ближайшего развития.

* Разработка индивидуальной образовательной программы (ИОП): На основе диагностических данных разрабатывается ИОП, которая определяет цели, задачи, содержание, методы и формы работы с ребенком.

* Организация образовательного процесса: Реализация ИОП осуществляется в различных формах и видах деятельности: индивидуальные и групповые занятия, игровая деятельность, коррекционная работа.

* Работа с семьей: Вовлечение родителей в образовательный процесс, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

* Мониторинг и оценка результатов: Регулярный анализ динамики развития ребенка, выявление положительных и отрицательных сторон в работе.

Основные направления коррекционной работы

* Развитие познавательных процессов: Улучшение памяти, внимания, мышления и речи.

* Формирование эмоционально-волевой сферы: Развитие саморегуляции, коммуникативных навыков, адекватной самооценки.

* Социализация: Адаптация ребенка к социальной среде, развитие навыков общения и сотрудничества.

Принципы работы с детьми с ЗПР

При работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) необходимо учитывать следующие принципы:

* Принцип системного подхода: Учитывать все аспекты развития ребенка, включая познавательную, эмоционально-волевую, физическую и социальную сферы.

* Принцип индивидуального подхода: Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны, темп развития.

* Принцип доступности: Представлять информацию и задания в доступной для понимания ребенка форме, используя наглядные материалы и практические действия.

* Принцип наглядности: Использовать наглядные материалы, такие как картинки, схемы, модели, для облегчения усвоения информации детьми с ЗПР.

* Принцип заинтересованности: Создавать условия для развития мотивации и интереса ребенка к деятельности, используя игровые формы, положительное подкрепление и похвалу.

* Принцип посильности: Постепенно усложнять задания, соответствующие возможностям ребенка, избегая перегрузок и неудач.

* Принцип сотрудничества: Вовлекать родителей и других специалистов в образовательный процесс, координировать совместные усилия по развитию и обучению ребенка.

* Принцип позитивного подкрепления: Использовать похвалу, одобрение и другие формы позитивного подкрепления для поощрения желательного поведения и развития уверенности в себе у детей с ЗПР.

Дополнительные принципы, которые могут быть полезны при работе с детьми с ЗПР:

* Принцип развития компенсаторных механизмов: Развивать сильные стороны ребенка и использовать их для компенсации слабых сторон.

* Принцип охранительного режима: Избегать чрезмерных нагрузок и создавать благоприятные условия для развития ребенка.

* Принцип непрерывности: Обеспечивать преемственность в процессе развития и обучения ребенка, избегая резких изменений и перерывов.

Соблюдение этих принципов позволяет создать оптимальные условия для развития и обучения детей с ЗПР, способствуя их максимальному раскрытию потенциала и успешной социализации. 

Заключение

В заключении своего доклада на тему "Технология работы с детьми с ЗПР в ДОУ" можно подвести итоги и сделать акцент на следующих важных моментах:

* Работа с детьми с ЗПР требует комплексного и системного подхода, учитывающего все аспекты развития ребенка.

* Важно создать благоприятную образовательную среду, в которой ребенок с ЗПР может максимально раскрыть свой потенциал.

* Индивидуальный подход и сотрудничество с семьей являются ключом к успешной коррекционной работе.

* Регулярный мониторинг и оценка результатов позволяет своевременно корректировать образовательный процесс и добиваться положительной динамики в развитии ребенка.

* Дети с ЗПР способны к полноценному развитию и обучению, и при создании соответствующих условий они могут достичь значительных успехов.

Перспективы дальнейшего развития

В перспективе дальнейшего развития работы с детьми с ЗПР в ДОУ можно выделить следующие направления:

* Разработка и внедрение новых эффективных методов и технологий коррекционной работы.

* Усиление взаимодействия между специалистами ДОУ, родителями и другими организациями для создания единого образовательного пространства.

* Расширение возможностей инклюзивного образования, обеспечивающего совместное обучение детей с ЗПР и типично развивающихся сверстников.

* Повышение квалификации педагогов ДОУ в области работы с детьми с ЗПР.

Таким образом, технология работы с детьми с ЗПР в ДОУ является динамичным и развивающимся процессом, который постоянно совершенствуется в соответствии с современными достижениями науки и практики.



Предварительный просмотр:

Достижения молодых педагогов МДОУ детский сад «Багульник» ГО «Поселок Агинское»

ФИО наставляемых

Учебный год

Должность

Уровни

Муниципальный

Краевой

Всероссийский

1

Тумурова Регина Амирановна

2022-2023г.

Учитель-дефектолог

Благодарственное письмо за активное участие в подготовке и проведении XIV Международного фестиваля "Алтаргана - 2020" 22-24 июля 2022 года. Администрация Агинского Бурятского округа Забайкальского края.

Сертификат участника 2-го Краевого Съезда специальных педагогов: "Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: доступность, качество, профессионализм", Забайкальская ассоциация специальных педагогов, 28.04.2022г.

Диплом

очного этапа авторских мастер-классов учителей- дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», ИРО Забайкальского края

-Диплом 2 степени

Всероссийского конкурса

«Твори! Участвуй! Побеждай!»

Номинация: Мое лучшее занятие (для работников ДОУ),

Центр организации и проведения Международных и Всероссийских конкурсов г.Москва.

- Сертификат участника Всероссийского профессионально педагогического конкурса, Дефектология Проф.г.Москва, 04.05.2023.

- Диплом за подготовку победителей (Цынгуев Жаргал 2 место работа снеговик аппликация, Всероссийский конкурс талантов для лиц с ОВЗ и инвалидов. Образовательный онлайн-проект " Study Life". 19.12.2023.

3

Зандраева Эржена Цыреновна

2022-2023г.

Педагог-психолог

-

-

-

4

Балданова Оюна Батоболотовна

2023-2024г.

Хореограф

Диплом за активное участие в проведении праздничного концерта, посвященного Международному дню защиты детей, 2024г.

-

-

5

Балданова Цыпыл Цырендоржиевна

2023-2024г.

ПДО

Почетная грамота от комитета образования администрации ГО «Поселок Агинское» за весомый вклад в развитие дошкольного образования и в связи с 65-летним юбилеем МДОУ детский сад «Багульник», 2024г.

6

Дашиева Зоригма Баировна

2024-2025г.

Воспитатель

Почетная грамота за активную общественную работу в жизни профсоюза от Агинской территориальной организации профсоюза работников образования и науки и в связи с 65-летним юбилеем МДОУ детский сад «Багульник», 2024г.

Сертификат в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», 2024г.

Грамота от администрации детского сада «Багульник» за активное участие в Новогодних мероприятиях, 2025г.

7

Санданова Эржэна Дашинимаевна

2024 – 2025г.

Воспитатель

Почетная грамота от главы городского округа «Поселок Агинское» за многолетнюю творческую деятельность и в связи с 65-летним юбилеем МДОУ детский сад «Багульник», 2024г.

Сертификат в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», 2024.

Грамота от администрации детского сада «Багульник» за активное участие в Новогодних мероприятиях, 2025г.



Предварительный просмотр:

«Анкета»

1. Название номинации: Лучшие практики наставничества

2. Ф. И. О. участника Конкурса: Цыбенова Туяна Валерьевна

3. Название организации: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Багульник»

4. Должность: Учитель - логопед

5. E-mail: tuyana-72@mail.ru

6. Телефон: 89144652456

7 Стаж наставнической деятельности: 5 лет

8. Количество подготовленных молодых педагогов: 2 специалиста

9. Опишите свою практику наставничества (объем – не более 3 стр.):

Описание опыта наставничества в ДОУ.

«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)

 Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит труднее, сложнее, чем у представителей других профессий потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему молодому специалисту. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование и не имеющего опыта работы? В начале своей профессиональной деятельности молодые педагоги сталкиваются с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, составлении плана работы, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях, освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с коллективом и детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Им необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для молодых специалистов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов, необходима постоянная товарищеская помощь. В первую очередь, как наставник, я создаю благоприятную обстановку для успешной адаптации в коллективе, устанавливаю дружеские и доверительные отношения, которые в дальнейшем сформируют у них мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Сопровождение молодых педагогов я начинаю с изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий. В этот момент не оставляю молодых специалистов, проявляя внимание к их эмоциональному состоянию, интересуюсь настроением и самыми маленькими успехами, достижениями. С самого первого дня направляю педагогов на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания.

Являясь руководителем методического объединения службы сопровождения городского округа «Поселок Агинское», стараюсь уделять внимание каждому вновь прибывшему молодому специалисту. Наша служба активно принимает участие в ежегодном проведении заседания Ассоциации специальных педагогов в г.Чита (создали свою эмблему, отличительные знаки: единый стиль одежды, косынки, флажки, бейджики). Также молодые педагоги принимают участие в выставке дидактических пособий, выпуске статей, публикаций.

Молодые педагоги нашего учреждения Тумурова Р.А., Дашиева З.Б. и Санданова Э.Д. сразу включились в работу. Учитель-дефектолог работает с детьми с ОВЗ, требующих коррекционные занятия на основании заключения ПМПК. Осенью 2022 года Тумурова Р.А. приняла участие в краевом конкурсе авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными здоровьями здоровья». В результате ее работа вошла в десятку лучших. Подготовила и выступила с докладом, опубликовала статьи в СМИ и интернет-ресурсах, подготовила учебные и дидактические пособия. Успешно занимается самообразованием: прошла курсы по программе «Песочная терапия в работе с детьми», прошла обучение специалистов образовательных организаций ответственных за работу ИС «Навигатор». В 2023 г. в муниципальном конкурсе электронных портфолио среди специалистов службы сопровождения в номинации «Портфолио учителя-дефектолога» заняла 1 место. Также она принимает активное участие в муниципальных мероприятиях и жизни коллектива, избрана коллективом уполномоченным по охране труда. В ноябре 2024 года повысила квалификационную категорию (первую).

Санданова Э.Д. - молодой воспитатель подготовительной группы, которая активно включилась в педагогическую деятельность. Работает над темой самообразования «Финансовая грамотность детей дошкольного возраста». В своей работе использует новую развивающую технологию для дошкольников - МЭО (мобильное электронное образование). Педагог коммуникабелен, ответственен: она быстро нашла подход к родителям своих воспитанников, в коллективе является пресс-секретарем, принимает участие в различных вебинарах, семинарах, муниципальных и общесадовских мероприятиях.

Дашиева З.Б., молодой воспитатель (подменный) младших групп. В течение первого года профессиональной деятельности работает над темой самообразования «Развитие связной речи посредством дидактических игр». Принимает активное участие во всех проводимых муниципальных и общесадовских мероприятиях.

Для повышения профессионального роста таких молодых педагогов в нашем образовательном учреждении введено наставничество. Наставничество в образовании предполагает реализацию практик управления траекторией развития детей, их уровнем мотивации, творческой и познавательной активности, побуждением к поиску рациональных решений. Как показывает практика, наставничество не имеет границ и возрастных рамок. В своей практике я стараюсь использовать самые разные варианты наставничества. Это в первую очередь ресурсы сети Интернет, среди которых имеется огромное количество образовательных платформ с онлайн ресурсами: видео-лекции, видео-уроки, вебинары, семинары, мастер-классы, открытые мастерские и т.д.  Для меня наставничество было предопределено любовью к своей профессии.

Как сказал наш президент В.В. Путин: «Без любви к профессии нельзя, невозможно просто добиваться никаких результатов, их просто не будет или они будут посредственными. Именно любовь и преданность своей профессии предполагает желание передать свои знания тем людям, которые в состоянии, которые достойны того, чтобы, владея полученным багажом знаний и умений, развивать их дальше. Как же можно любить своё дело и не попробовать до своего уровня поднять молодых педагогов, которые способны к этому, нуждаются в этом, создать какую-то платформу для того, чтобы они сделали шаг в своё будущее? Я думаю, любой профессионал всегда мечтает о том, чтобы дело, которому он посвятил всю свою жизнь, чтобы его знания были востребованы, профессия развивалась, чтобы его накопленный опыт оказался в будущем в надежных руках».

10. Какие задачи Вы ставите перед собой как наставник?

Создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. 

Обеспечить полноценную адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.

Мою деятельностькак наставника, т.е. педагога, имеющего опыт работы, в совершенстве владеющего методикой преподавания предмета, регламентирует «Положение о наставничестве», которое имеется в нашем общеобразовательном учреждении. («Положение о наставничестве», «Рекомендации по организации наставничества», «Требования к профессиональной компетентности наставника», «План мероприятий ДОУ», «Дорожная карта наставника и педагога»). 

11. Какие механизмы и инструменты Вы используете при реализации наставничества?

Механизмы реализации программы наставничества:

 - нормативно-правовое оформление программы в организации;

 - планирование реализации программы и управление;

 - организация системы наставничества с учетом выбранных форм;

- обеспечение ресурсами (материально-техническая база, кадровое обеспечение);

- психолого-педагогическое сопровождение субъектов наставничества.

В целях популяризации роли наставника можно рекомендовать следующие меры:

– сопровождение молодых специалистов (наставников) в участии фестивалях, форумах, конференциях;

– проведение и подготовка наставников для участия в конкурсах профессионального мастерства;

– поддержка системы наставничества через СМИ;

– организация сообществ для наставников с возможностью быстрого оповещения о новых интересных проектах, мероприятиях, разработках и т. д.;

– использование разнообразных корпоративных знаков отличия, придающих наставникам особый статус в организации (значки, наклейки, грамоты и т. д.).

12. Опишите достигнутые Вами результаты наставничества и способы их оценки:

Успешная адаптация молодых специалистов, вхождение в педагогический коллектив и профессиональную деятельность: успешное участие учителя-дефектолога в муниципальном конкурсе электронного портфолио службы специалистов городского округа «Поселок Агинское» (1 место), в краевом конкурсе авторских мастер-классов учителей-дефектологов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ограниченными здоровьями здоровья» (сертификат),  повышение уровня квалификации (первая категория), участие в профессиональном конкурсе «Учитель-дефектолог Забайкалья - 2025», а также в различных мероприятиях разного уровня. Помощь в редактировании докладов, статей для публикации в СМИ и интернет-ресурсов наставников, подготовке учебных и дидактических пособий.

13. Перечислите ключевые факторы Вашего успеха как наставника: хорошее наставничество может привести молодого педагога, как наставляемого, к карьерному росту, признанию заслуг и повышению статуса, репутация профессионала и доверие коллег, развитие навыков управления, участие в формировании команды, систематизация имеющегося опыта, возможность увидеть новые пути решения типовых задач. Миссия молодого педагога учителя "Помочь маленькому человеку освоиться в современном мире и быть уверенным в себе и своих силах".

         Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного. Мотивация наставника. Очень важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность.

14. Какие локальные акты регулируют наставничество в Вашей образовательной организации и помогают Вам в работе?

Локальный акт «Положение о наставничестве» в образовательной организации и перечень документов, необходимых для осуществления программы и контроля ее реализации.

Локальные нормативные акты образовательной организации

1. Положение ОО о наставничестве;

2. Приказ о назначении наставников. 

3. План мероприятий ОО.

15. Существует ли система стимулирования (материальная/нематериальная) наставников в Вашей образовательной организации и в чем она заключается?

Возможные нематериальные (моральные) виды поощрений наставников: выдвижение самых результативных наставников на ежегодную «Премию лучшего наставника ОО». Порядок выбора лучшего наставника из числа представленных кандидатур утверждается приказом руководителя ОО; наставник, признанный лучшим, может быть награжден:

- премией;

- благодарственным письмом;

- почетной грамотой «Лучший наставник года»;

          - выдвижение наставника к государственным наградам.

16. Какие дефициты существуют при реализации наставничества в образовательных организациях?

Педагогический коллектив обновляется за счет молодых кадров. Не каждый сотрудник способен стать наставником, точно также, как не каждый сотрудник желает стать наставляемым. Наставник должен не только уметь транслировать свои знания, мотивировать наставляемого, но и иметь навык рефлексии собственной деятельности, что свойственно не всем педагогам. Кроме того, наставнику важно уметь выбирать техники наставничества. Например, «виртуальное наставничество», «скоростное наставничество», «реверсное наставничество», «командное наставничество».

Таким образом, наставничество – это явление, которое способно преобразовать любую организационную систему.

17. Что может стать «трамплином» в развитии наставничества в образовательных организациях Забайкальского края?

Я думаю, что «трамплином» может стать четко разработанная система работы в данном направлении. В то же время при реализации целевой модели наставничества большое значение имеет опыт, квалификация, мотивированность и ответственность наставника. Для профессионального роста любого педагога необходимо участие в конкурсах, а для начинающего свою карьеру педагога это может стать отличным «трамплином» в интересный и яркий водоворот педагогической деятельности. Желание самого педагога быть наставником, самоутверждения своих профессиональных компетенций, желание помочь молодому специалисту.

18. Какие ключевые компетенции необходимы наставнику?

Компетенции наставника:

- эмоциональный интеллект;

- коммуникативная компетенция (включая готовность к межпоколенческой коммуникации; владение различными стилями педагогического общения);

- педагогический такт;

- готовность к сотрудничеству;

- креативность, способность решать нестандартные задачи.

19. Вы готовы пройти обучение для наставников? (Да/нет)

Да

20. Ссылка на фото наставника с молодым педагогом (молодыми педагогами) либо ссылка на фото в социальной сети с хештегом #Наставник_2025

mailto:https://vk.com/wall-217382562_37



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Багульник» городского округа «Поселок Агинское»

Дорожная карта молодого педагога.

Наставник: Цыбенова Туяна Валерьевна

План работы с молодыми педагогами на 2024 – 2025уч.г.

Цель:        Создание        социальной        ситуации        развития        молодого        педагога        в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.

Задачи:

  • создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
  • создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
  • обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
  • способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
  • Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
  • Повышение        профессиональной        компетентности        молодого        педагога        в вопросах педагогики и психологии;
  • Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Планирование и организация

работы

Работа с документацией

Контроль за деятельностью

молодого специалиста

Формы и методы работы с молодым

специалистом

сентябрь

Организационные вопросы.

Изучение программ, пособий. Составление рабочих программ и календарно - тематического планирования.

Изучение нормативно – правовой базы ДОО (рабочая программа, учебный план, план работы ДОО на 2024-2025 уч. год).

Изучение документация по организации образовательной деятельности.

Оформление документации.

Проверка выполнения программы.

Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе.

Практическое занятие.

«Ведение  документации».

Оформление рабочих программ.

октябрь

Организация оценки индивидуального развития детей.

Изучение документация по организации образовательной деятельности. (Карты развития, мониторинга, диагностики детей).

Создание диагностических (проблемных) ситуаций.

Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей

Мониторинг детского развития.

Профессиональны й рост педагога.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция.

Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования.

Консультация по самообразованию. Беседа «Подбор дидактических пособий при работе с детьми с ОВЗ».

Рекомендации по участию в различных семинарах, конкурсах и других мероприятиях.

ноябрь

Виды и организация режимных моментов в ДОО.

Изучение документация по организации образовательной деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр).

Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени.

Организация утреннего приёма детей (общение с детьми и

родителями, индивиду альная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога.

Мастер – класс

«Виды и организация режимных моментов в ДОО».

Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме.

Проверка ведения документации в группе.

декабрь

Составление сетки организации образовательной деятельности.

Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО.

Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания

методической помощи.

Взаимопосещение образовательной деятельности.

Консультация «Орга низация образовательной деятельности».

январь

Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательной деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) .

Организация совместных занятий, досугов с родителями «Новогодние каникулы».

Помощь молодому педагогу в формирование у родителей практических навыков воспитания.

Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома». Взаимопосещение родительского

собрания.

февраль

Организация проектно- исследовательско й деятельности воспитанников.

Изучение технологии исследовательской деятельности

Просмотр наставником опытно- экспериментальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность

проводить

Беседа. Проектная деятельность в ДОО как средство взаимодействия педаг огов ДОО, детей и родителей.

эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем

результата.

март

Инновационные технологии и процессы в обучении.

Использование ИКТ технологий.

Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста»

Анализ электронного портфолио наставника (сайта). Ознакомление с требованиями и вариантами оформления

профессионального портфолио.

Мастер-класс. Показ  наставником мероприятия «Рефлексивный круг».  Проверить ведение документации в группе.

апрель

Организация развивающей предметно- пространственной среды в группе.

Изучение санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).

Организация самостоятельной деятельности детей.

Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе.

май

Итоги работы молодого педагога по самообразованию за год.

Оформление и заполнение отчетной документации.

Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год.

Анкетирование. Оценка  собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником.

Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на будущий учебный год. Советы по организации планиров ания и работы в новом учебном году.