- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы. - Даны пословицы. Вставьте недостающие слова.
С… друг, лучше н… двух. Д… слово лечит, з… – калечит. М… дело лучше б… безделья. |
Слова для справок: старый, добрый, маленький, большой, новый, злой. |
- Какие пословицы вы составили? (Старый друг, лучше новых двух. Доброе слово лечит, злое – калечит. Маленькое дело лучше большого безделья.) - Как вы их понимаете? - Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи? (Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли) Обозначьте орфограммы. Проверка. - Какие орфограммы встретились? - Назовите слова с безударными гласными в корне слова. - Со звонкими и глухими согласными. - С разделительным ь. - С ь знаком после шипящих на конце существительных.
Работа по учебнику. упр. 207 стр. 33 - Прочитайте задание. - Что мы должны сделать? - Выполните эту часть задания. - Назовите прилагательные, которые встретились в тексте. весенний солнечный светло-синее чистое ясное лёгкие тёплый - Какую смысловую роль они играют? (Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном) - Какое настроение создают прилагательные в тексте? (приятное, тёплое, радостное…) - Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним. - Что получилось? (Пасмурный день) - Должен ли измениться смысл текста, его настроение? - Что для этого нужно сделать? (заменить прилагательные антонимами) - Подберите слова антонимы. - Назовите варианты ответов. осенний дождливый темно-синее облачное хмурое тяжёлые холодный
- Вставьте новые слова в текст. - Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно. - Прочитайте текст. - Что вы можете о нём сказать? - Какую часть текста мы должны отредактировать? - В чём особенность этого предложения? (предложение с прямой речью) - С каким настроением говорят деревья? (грустно, печально, тоскливо) - Что они говорят? («Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» «Дождь… Сыро, мокро!») - Запишите отредактированный текст. Самопроверка. - Какую роль играют прилагательные-антонимы? Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи. |