Внеурочная деятельность

Бигеза Регина Габдулхайевна

программы по внеурочной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Юный чертёжник»

Возраст обучающихся:   12-13 лет

Срок реализации:   1 года

Составитель: Бигеза Регина Габдулхайевна

учитель изобразительного искусства, черчения

г. Топки

2017-2018


Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности                 стр. 3

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием          стр. 5

форм организации и видов деятельности

  1. Тематическое планирование                                                            стр. 7

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности                

Личностные результаты

В  результате  освоения  программы  внеурочной деятельности  «Занимательное черчение»  у школьников должны быть сформированы:

-  действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально  оцениваемой  деятельности,  направленность  на  достижение творческой самореализации;

- действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;

- проектная деятельность;

- контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- планирование  последовательности  практических  действий  для реализации замысла, поставленной задачи;

- отбор  наиболее  эффективных  способов  решения  конструкторско- технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;

- самоконтроль и корректировка хода практической работы;

- самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);

- оценка результата практической деятельности путём проверки  изделия в действии.

Познавательные УУД

- чтение  графических  изображений  (рисунки,  простейшие  чертежи  и эскизы, схемы);

- моделирование  несложных  изделий  с  разными  конструктивными особенностями;

- конструирование  объектов  с  учётом  технических  и  декоративно художественных  условий:  определение  особенностей  конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;

- сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;

- анализ  конструкторско-технологических  и  декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий; 

- выполнение  инструкций,  несложных  алгоритмов  при  решении  учебных задач;

-  проектирование  изделий:  создание  образа  в  соответствии  с  замыслом, реализация замысла.

Коммуникативные УУД

-  учёт позиции собеседника;

- умение  договариваться,  приходить  к  общему  решению  в  совместной творческой  деятельности  при  решении  практических  работ,  реализации проектов;

-  умение задавать вопросы,  необходимые для организации сотрудничества с партнером;

- осуществление взаимного контроля;

- реализации проектной деятельности.


  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием        

форм организации и видов деятельности

Цель: овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.

Задачи:

- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;

- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;

- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;

- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;

- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;

- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.

- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.

Введение

Черным по белому

История развития чертежа.

Люди разных профессий о чертеже.

Начало учения

Что такое стандарт

Форматы, основная надпись.

Линии чертежа.

Композиция чертежа

О шрифте

Конструирование букв.

Геометрические построения

Деление отрезка на равные части.

Деление окружности на равные части.

Выполнение проекта «Часы».

Смешные тени и их серьёзные родственники

Луч определяет проекцию.

Центральное проецирование.

Параллельное проецирование.

Решение занимательных задач.

Чертёж и рисунок

Основные виды.

Аксонометрические проекции.

Технический рисунок.

Оптические иллюзии

Неоднозначные изображения.

Парадоксальные изображения.

Неопределённые изображения.

Фигуры, содержащие кажущиеся искажения.

Конструкторская смекалка

Откуда упало яблоко

Проекции точки в реальной конструкции.

Когда прямая «превращается» в точку.

Пересекаются ли провода?

Следы на эпюрах.

Геометрические тела и точки на их поверхности

Развертки

Развёртки призм.

Развёртки тел вращения.

Развёртка пирамид.

Выполнение проекта «Развертка шара».

Симметрия

Загадочные проекции простых тел

Выполнение проекта «Модель».

Логика в черчении

Решение логических задач.

Формы организации и виды деятельности

- практические и творческие задания,

- консультации,

- лекция;

- беседа

- объяснение;

- наблюдение;

- проект;

- выполнение графических работ.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п в году

№ п/п

в теме

Тема занятия

Всего часов

Из них

теоретических

Практи

ческих

Тема 1. Введение

1

1

-

1

1.1

Введение

1

1

-

Тема 2. Черным по белому

1

1

-

2

2.1

История развития чертежа. Люди разных профессий о чертеже

1

1

-

Тема 3. Начало учения

1

1

-

3

3.1

Начало учения

1

1

-

Тема 4. Что такое стандарт

2

-

2

4

4.1

Форматы, основная надпись

1

-

1

5

4.2

Линии чертежа

1

-

1

Тема 5. Композиция чертежа

1

-

1

6

5.1

Композиция чертежа

1

-

1

Тема 6. О шрифте

2

1

1

7-8

6.1

Конструирование букв

2

1

1

Тема 7. Геометрические построения

4

-

4

9

7.1

Деление отрезка на равные части

1

-

1

10

7.2

Деление окружности на равные части

1

-

1

11-12

7.3

Выполнение проекта «Часы»

2

-

2

Тема 8. Смешные тени и их серьёзные родственники

4

1

3

13

8.1

Луч определяет проекцию

1

1

-

14

8.2

Центральное проецирование

1

-

1

15

8.3

Параллельное проецирование

1

-

1

16

8.4

Решение занимательных задач

1

-

1

Тема 9. Чертёж и рисунок

5

2

3

17

9.1

Основные виды

1

1

-

18-19

9.2

Аксонометрические проекции

2

1

1

20-21

9.3

Технический рисунок

2

-

2

Тема 10. Оптические иллюзии

1

1

-

22

10.1

Неоднозначные изображения. Парадоксальные изображения. Неопределённые изображения

1

1

-

Тема 11. Конструкторская смекалка

1

-

1

23

11.1

Конструкторская смекалка

1

-

1

Тема 12. Откуда упало яблоко

2

1

1

24

12.1

Проекции точки в реальной конструкции. Когда прямая «превращается» в точку

1

1

-

25

12.2

Пересекаются ли провода? Следы на эпюрах

1

-

1

Тема 13. Геометрические тела и точки на их поверхности

1

-

1

26

13.1

Геометрические тела и точки на их поверхности

1

-

1

Тема 14. Развертки

4

-

4

27

14.1

Развёртки призм. Развёртки тел вращения

1

-

1

28

14.2

Развёртка пирамид

1

-

1

29-30

14.3

Выполнение проекта «Развертка шара»

2

-

2

Тема 15. Симметрия

1

1

-

31

15.1

Симметрия

1

1

-

Тема 16. Загадочные проекции простых тел

2

-

2

32-33

16.1

Выполнение проекта «Модель»

2

-

2

Тема 17. Логика в черчении

1

-

1

34

17.1

Решение логических задач

1

-

1

Итого

34

10

24



Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ№1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Фотокружок»

Возраст обучающихся 13 лет

Срок реализации 1 год

автор-составитель

Бигеза Регина Габдулхайевна

Учитель изо и черчения

Топки

2017-2018

Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности                 стр. 3

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием          стр. 5

форм организации и видов деятельности

  1. Тематическое планирование                                                            стр. 7

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе изучения данного курса учащиеся достигнут следующих результатов.

Личностные результаты:

∙ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

∙ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

∙ понимание особой роли культуры фотоискусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

∙сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

∙сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

∙овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде;

∙ умение сотрудничать с моделью в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

∙ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты характеризуют уровень форсированности универсальных учебных действий (УУД), которые проявляются в познавательной, регулятивной, коммуникативной, и практической творческой деятельности учащихся.

Познавательные действия - это умение строить художественный образ, т.е. выделять главное, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор (т.е. выбор существенного для своих целей).

Регулятивные действия – это умение учащихся определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструменты, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь адекватно, поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные действия – это способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ними людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, умение уважать чужое мнение, принимать право иногда быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и т.д. Важнейшей социальной функцией искусства является его коммуникативные свойства: визуально- пространственные искусства являются организаторами среды общения людей, коммуникативная функция – главная в декоративной художественной деятельности. Поэтому развитием коммуникативных способностей учащихся нужно заниматься очень глубоко. На занятиях должно быть и обсуждение результатов работы учащихся, и выставки, и разные формы организации коллективных работ, и оформление праздников и др.

∙использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного художественного материала, выполнение творческих проектов;

∙умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты различных художественно-творческих задач;

∙умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;

∙осознания стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;

∙овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

∙овладение умением вести диалог, распределять функции и роль в процессе выполнения коллективной творческой работы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

  1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с коллективом. Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на экскурсии.

Практика.  Ознакомление с помещением. Тест «Правила техники безопасности». Определение уровня развития умений, на основе  пробной работы на свободную тему.

  1. История фотографии

Теория. Сведения из истории. Стремление людей получать изображения. Важные вклады и открытие химиков. О Дагере и Ньепсе. О Табольте. Их снимки. “Чудеса” дагеротипии. Изображение в темной комнате. Камера обскура, принцип работы, её свойства.

Понятие «художественная фотография».

  1. Работа с фотоаппаратом

Теория. Устройство фотоаппарата. Виды. Свойства и отличия. Отличие пленочных фотоаппаратов от цифровых; зеркальных от незеркальных. Основные части и принцип работы. Свойства света. Сила света. Яркость. Оценка искусственного освещения. Точечный источник света, светотеневое освещение; характеристики освещения; светофильтры. Получение композиций на фотобумаге. Пейзажная съемка. Значение света в пейзажной и портретной съёмке в разное время суток и время года. Анималистический жанр. Значение света в фотосъемке животных. Основные приемы фотосъемки животных. Этапы работы при создании камеры обскуры из спичечного коробка, необходимые материалы.

Принцип получения изображения в темной комнате. От пленки к "цифре". Условная классификация цифровых фотоаппаратов. Фотография в науке, технике, общественной жизни. Фотография как искусство. Цифровая фотография. Фотография сегодня. Сенсоры цифровых фотоаппаратов. Устройство цифрового фотоаппарата. Жидкокристаллические дисплеи и система управления фотоаппарата. Память цифрового фотоаппарата. Фотоэкспонометр. Таблицы, символы. Определение экспозиции. Электропитание цифрового фотоаппарата.

Практика. Рассказывать, как получается изображение. Выполнять задания: собрать фотоаппарат из разрезанных частей; фотографировать осенний пейзаж с учетом свойств света; фотографировать портрет с учетом свойств света; изготовление камеры обскуры из спичечного коробка; установить цвет и свет; использовать приемы управления фотоаппаратом; последовательно выполнять съемку; отработка последовательности операций; выбрать, называть фотографии, оформлять, презентовать. Выставка фотографий.

  1. Выразительные средства

Теория. Обсуждение темы, выбор изображения. Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты. Точка и момент съемки. Освещение.

Практика. Выполнение работ по использованию выразительных средств  при съемке.

  1. Фотожанры

Теория. Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Пейзаж. Зимняя фотография. Архитектура. Репортаж. Портрет. Спортивный. Фотонатюрморт. Фотоэтюд. Специальные виды съемки. Современные направления в фотографии. Стили фотографии. Ломография. Фризлайт.

Практика. Использование выразительных средств при съемке. Выбрать, назвать фотографии, оформить, презентовать. Работать в коллективе. Съемка, проявка, печать, конкурс снимков по жанрам. Выставка фотографий.

  1. Работа с программами по обработке фотографий

Теория. Основы компьютерной графики. Обзор других программ по обработке фотографий. Программа AdobePhotoshop, WindowsMovieMaker.

Практика. Создание коллажей. Выполнение упражнений в программе AdobePhotoshop, WindowsMovieMaker, PinnacleStudio. Подготовка к выставке работ.Выставка обработанных в фотошопе фотографий.

  1. Программы для создания видеоклипов

Теория. Основы цифрового видео. Программа WindowsMovieMaker. Программа Pinnacle Studio, Vegas pro.

Практика. Создание роликов. Выполнение упражнений и ознакомление  в программе WindowsMovie Maker, в программе PinnacleStudio. Презентация видеоклипов. Отбор работ после компьютерной обработки для выставки. Итоговая выставка.

  1. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов за год. Обсуждение результатов.

Практика.  Выставка творческих работ. Награждение.

Формы организации и виды деятельности

- практическое занятие;
- теоретическое занятие (лекция, беседа);                                                                                                                                                
- выставка;

- экскурсия;

- конкурс;

- пленэр;

- творческая встреча

  1. Тематическое планирование                                                            

Тема раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

История фотографии.

1

-

1

3

Работа с фотоаппаратом.

4

10

14

4

Выразительные средства.

4

8

12

5

Фотожанры.

1

15

16

6

Работа с программами по обработке фотографий.

3

8

11

7

Программы для создания видеоклипов.

4

5

9

8

Итоговое занятие.

3

всего

68

Кол-во часов

Содержание

(разделы, темы)

1-2

Вводное занятие (2часа).

Введение.

Техника  безопасности.

3

История фотографии (1час).

4-17

Работа с фотоаппаратом (14 часов).

Устройство фотоаппарата.

Свойства света. Сила света. Яркость.

Пейзажная съемка.

Пейзажная съемка. Продолжение.

Портретная съемка.

Портретная съемка. Продолжение.

Основные приемы фотосъемки животных.

Создание камеры обскуры.

Создание камеры обскуры. Продолжение.

Устройство цифрового фотоаппарата.

Фотография в науке, технике, общественной жизни.

Подготовка к выставке.

Оформление выставки.

Выставка фотографий.

18-29

Выразительные средства (12 часов).

Композиция.

Перспектива.

Ракурс.

Светотень.

Смысловой центр.

Колорит.

Контрасты.

Точка и момент съемки.

Освещение.

Подготовка к выставке.

Оформление выставки.

Выставка творческих работ

30-45

Фотожанры(16 часов).

Пейзаж. Зимняя фотография.

Пейзаж. Зимняя фотография. Продолжение.

Архитектура.

Репортаж.

Портрет.

Спортивный.

Фотонатюрморт.

Фотоэтюд.

Специальные виды съемки.

Современные направления в фотографии.

Стили фотографии.

Ломография.

Фризлайт.

Подготовка к выставке.

Оформление выставки.

Выставка творческих работ

46-56

Работа с программами по обработке фотографий(11часа).

Основы компьютерной графики.

Обзор других программ по обработке фотографий. Программа AdobePhotoshop.

Программа AdobePhotoshop. Продолжение.

Программа AdobePhotoshop. Продолжение.

Программа WindowsMovieMaker.

Программа WindowsMovieMaker. Продолжение.

Программа WindowsMovieMaker. Продолжение.

Подготовка к выставке.

Оформление выставки.

Выставка творческих работ.

57-65

Программы для создания видеоклипов.(9часа).

Основы цифрового видео.

Основы цифрового видео. Продолжение.

Программа WindowsMovieMaker.

Программа WindowsMovieMaker. Продолжение.

Программа WindowsMovieMaker. Продолжение.

Программа Pinnacle Studio, Vegas pro.

Программа Pinnacle Studio, Vegas pro. Продолжение.

Программа Pinnacle Studio, Vegas pro. Продолжение.

Просмотр смонтированных видеоклипов.

66-68

Итоговое занятие (3 часа).

Подготовка к выставке.

Оформление выставки.

Выставка творческих работ



Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ№1»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА»

2017-2018


Содержание

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………..3

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

         форм организации и видов деятельности………………………………………….6

  1. Тематическое планирование………………………………………………………8

  1. Результаты  освоения курса внеурочной деятельности «Волшебная кисточка»

Курс внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» направлен на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных и метапредметных результатов.

Цель курса внеурочной деятельности – развитие творческих способностей в области изобразительного искусства, формирование   художественную  культуры у учащихся  как  неотъемлемую часть   культуры  духовной.


Цель определяет следующие
задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
  • Расширить кругозор и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
  • Показать влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
  • развить образное мышление, воспитывать учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
  • развить творческую фантазию, индивидуальность и воображение;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  •  формировать художественно - творческую активность школьника;
  • овладеть  образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.
  • Расширить художественно-эстетического кругозора;
  • Приобщить к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  • Развить умение применять изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов и инструментов;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.

Личностные результаты

- учебно – познавательный интерес к   изобразительному искусству;

- толерантное  принятие  разнообразия  культурных  явлений,  национальных  ценностей и духовных  традиций

- навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебная кисточка» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговариватьпоследовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определятьиформулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителяобъяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Основой  для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными  вариантами сложности позволяет  овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • В каждом задании предусматривается  исполнительский и творческий компонент.
  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • Объекты творчества  обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
  • новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравниватьигруппировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • уметь слушатьи пониматьречь других;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе:
  • учиться планировать свою работу в группе.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности

Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи, работы с бумагой. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, викторины, выставки, праздники, экскурсии, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

На  занятиях широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

1. Живопись. Дать начальные представления об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, портретов, натюрмортов, бытовых сцен,  сказочных животных, птиц, растений, трав.

2. Графика. Знакомство с выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура. Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4.  Аппликация. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами: с засушенными цветами, травинками. Что будет способствовать  развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, например, с фантиками, обёртками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

5. Бумажная пластика. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.

6. Работа с природными материалами. В качестве природных материалов используются выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.

7. Организация и обсуждение выставки детских работ. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержанием учебных задач.

Формы организации.

  1. беседа;
  2. изображение на плоскости (графика, живопись);
  3. просмотр презентаций;
  4. чтение русских народных сказок;
  5. коллективная работа;
  6. выставка.

 Виды деятельности.

  1. рисование с натуры;
  2. рисование красками;
  3. рисование графическими материалами;
  4. лепка;
  5. работа с природными материалами
  6. вырезание из бумаги;
  7. бумагапластика.


  1. Тематическое планирование.

Тема

Живопись (7 часов)

1 -2

« Мы учимся быть художниками»

Три основные краски, строящие многоцветие мира.

3- 4

Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа».

5-6

Пастель и цветные мелки, их выразительные возможности. «Живая клякса».

7

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников».

Графика(5 часов)

8 -9.

Выразительные возможности графических материалов. «Осенний лес. Мы рисуем осень».

10 – 11.

Рисование с натуры. Овощи и фрукты. «Натюрморт в творчестве художников».

12.

Беседа «Художники анималисты».

Скульптура(5 часов)

13 -14.

Рисование с натуры животных. Заяц, бабочка.

15.

Беседа «Художники – сказочники».

16 -17.

Русские народные сказки (добрый и злой образ).

Аппликация(6 часов)

18 -19.

Изображение и реальность.

20 -21.

Изображение и фантазия.

22 -23.

Украшение и реальность.

Бумажная пластика(8 часов)

24 -25.

Постройка и реальность. «Подводное царство»

26 -27.

Постройка и фантазия. «Необычные здания».

28 -29.

Все работаем совместно.

30– 31.

Выражение характера (мужской и женский образ).

Работа с природными материалами(2 часа)

32-33.

Изображение природы в разных состояниях.

Организация и обсуждение выставки детских работ (1час)

34.

«Лето, ах лето!»