Мои выступления на РМО

1. Ноябрь 2014г «Особенности создания рабочих учебных программ по истории и обществознанию в соответствии с требованиями ФГОС»

2. август 2015г "Проблемы реализации Федеральных образовательных стандартов"

3. ноябрь 2015г. "Педагогический поиск: проблемы и успехи обновления методики преподавания предметов обществоведческого цикла"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности составления рабочих программ по истории в соответствии с требованиями ФГОС

Слайд 3

От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС ООО Примерная основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования

Слайд 4

К учебным программам относятся: Примерная (типовая) учебная программа, авторская программа учебного курса, рабочая программа учебного курса.

Слайд 5

Общая характеристика примерной программы по истории Примерная программа по истории на ступени основного общего образования: составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»); задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе; в ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. отражает важное место и роль исторического знания в образовании молодого поколения.

Слайд 6

Цели и задачи изучения истории в основной школе в редакции примерной программы Главная цель — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;

Слайд 7

Задачи изучения истории в основной школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма , уважения к своему Отечеству; развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма; формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Слайд 8

Рабочая программа учебного предмета – это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета.

Слайд 9

Основная цель рабочей программы расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету); углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ); изменения логики освоения содержания материала; уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Слайд 10

Функции Рабочей программы Нормативная функция Информационно-методическая функция Организационно-планирующая функция

Слайд 11

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы дополнительного образования; программы элективных курсов; программы факультативных занятий.

Слайд 12

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне). в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Слайд 13

Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсо в федеральный компонент государственного образовательного стандарта; основная образовательная программа основного общего образования школы, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта; базисный образовательный план общеобразовательных учреждений; федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Слайд 14

Основные нововведения стандартов второго поколения: цель образования не только знания по конкретным дисциплинам, но и метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); отсутствие понятия минимума содержания, перечня информационных единиц, обязательных для изучения по определенному предмету в том или ином классе, т.к. это теперь прерогатива школ, учителей, авторов УМК; нацеленность стандарта на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания; необходимость перехода к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения, нацеленность на системно-деятельностный метод обучения как механизм реализации концепции ФГОС.

Слайд 15

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Результаты изучения истории в основной школе Прежде и теперь Требования по ФГОС овладение знаниями, умениями и навыками развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной

Слайд 16

Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания.

Слайд 17

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса). Требования задаются в деятельностной форме ( что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни ).

Слайд 18

Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Слайд 19

Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Слайд 20

Личностные, метапредметные ( регулятивные, познавательные, коммуникативные ) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года ступени образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения.

Слайд 21

Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется: учесть, как будет отражена в ежедневном планировании работы учителя основная идея стандарта - развитие учебной самостоятельности школьников и освоение детьми универсальных учебных действий; за основу тематического планирования по любому предмету взять планирование, предложенное в «Примерных программах»; ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД), конкретизируя в нем время и место выполнения требований плана из раздела «Характеристика деятельности учащихся».

Слайд 22

Структура образовательной программы Программа имеет следующую структуру: Титульный лист Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; Общую характеристику учебного предмета, курса; Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; Содержание учебного предмета, курса; Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. КИМы в приложении

Слайд 23

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности – структурный элемент программы: В планировании определены как содержание и последовательность изучения материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения курса). В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с учебным материалом. Распределение учебных часов в рамках темы, блока уроков осуществляет учитель. Он также формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников информации.

Слайд 24

№ п/п Тема урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения ООП ООО предметные метапредметные личностные Структура тематического планирования учебного предмета «История» по ФГОС ИСТОРИЯ

Слайд 25

Порядок разработки и утверждения рабочей программы Сроки, порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом образовательного учреждения. Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, на педагогическом совете. Решение ШМО, ПС оформляется протоколом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует рабочую программу на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка ШМО, ПС о рассмотрении программы и рекомендации к ее утверждению, отметка заместителя директора по учебно-воспитательной работе о согласовании, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога.

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время система среднего профессионального образования переживает очередные преобразования.

        Согласно п.3 ст.68 Федерального закона «Об образовании в РФ», «… получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах  соответствующей  образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования...» [1]

В связи с этим профессиональные образовательные организации должны найти эффективные способы решения актуальной проблемы внедрения ФГОС среднего общего образования. Но если обязательный переход всех общеобразовательных учреждений на ФГОС СОО планируется с 01 сентября 2018 года, то  на  профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования эта норма не распространяется. В результате внедрение ФГОС СОО сначала произойдет в среднем профессиональном образовании, а лишь затем в общем образовании. Несомненно, это значительно усложняет сложившуюся ситуацию.

C 2015 года Прокопьевский промышленно-экономический техникум является пилотной площадкой по введению и реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Работа педагогического коллектива техникума направлена на решение следующих задач:

- нормативно-правовое обеспечение (изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей реализацию ФГОС СОО, разработка нормативных локальных документов);

- повышение квалификации педагогов в вопросах реализации нового стандарта;

- учебно-методическое обеспечение введения ФГОС СОО;

- создание информационного и материально-технического обеспечения ФГОС СОО.

На первоначальном этапе работы актуальным явилось изучение нормативно-методических документов, регулирующих получение среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Изучение и анализ ФГОС СОО позволили выделить те позиции, которые можно соотнести с позициями ФГОС СПО. Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход, требования ФГОС СПО предполагают организацию образовательного процесса также на основе деятельностного подхода с целью формирования общих и профессиональных компетенций.

Стандарт среднего общего образования содержит личностный ориентир – «портрет выпускника». Обучающийся, который освоил данную ступень образования – «креативный и критически  мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества», «владеющий основами научных методов познания окружающего мира», «мотивированный на творчество и инновационную деятельность», «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность», «уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать» и др.

Кроме того, ФГОС СОО определяет требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. При изучении обозначенных требований становится очевидным, что формирование общих компетенций может осуществляться  при реализации ФГОС среднего общего образования, так как возможно соотнести перечень личностных характеристик с общими компетенциями.

В соответствии с документами, регламентирующими реализацию ФГОС СОО в пределах освоения программ среднего профессионального образования, к началу 2015-2016 учебного года в ГБОУ СПО «ППЭТ»  были разработаны учебные планы с учетом технического, социально-экономического и естественнонаучного профилей профессионального образования и настала очередь составления основных образовательных программ.

Согласно требованиям ФГОС СОО, основная образовательная программа должна содержать следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

Работа над содержательным разделом педагогами техникума началась с разработки программ учебных предметов. Ориентиром для составления рабочих программ стали  примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин для профессиональных образовательных организаций, рекомендованные ФГАУ «ФИРО». Однако, при детальном изучении примерных программ, стало очевидным, что требуется провести достаточно серьезную аналитическую работу и  пересмотреть некоторые позиции. Необходимо провести анализ требований ФГОС СОО к результатам освоения конкретной учебной дисциплины (личностным, метапредметным, предметным),  на этой основе разработать содержание учебной дисциплины, определить характеристики основных видов деятельности студентов  на уровне учебных действий. Кроме этого, разработку рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин необходимо осуществлять с учетом требований ФГОС СОО, ФГОС СПО, спецификой ППКРС/ППССЗ.

Вхождение в процесс реализации ФГОС СОО предусматривает введение индивидуального проекта как особой формы организации деятельности обучающихся. При этом  согласно требованиям стандарта индивидуальный проект «…должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного» [1].  На этапе определения тематики и перечня учебных дисциплин, по которым целесообразно выполнение индивидуальных проектов, возникли некоторые трудности. С одной стороны оптимальным является выполнение индивидуального проекта по профильным дисциплинам с учетом дальнейшей разработки в рамках дисциплин профессионального цикла, с другой стороны – возрастает нагрузка на преподавателей профильных дисциплин. Кроме того, еще не отработана процедура организации такой формы деятельности,  отсутствуют   методические рекомендации, указания и проч., поэтому усилия педагогического коллектива  техникума направлены на решение  и этой проблемы.

Отличие новых стандартов среднего общего образования от предыдущих  заключается в том, что в них гораздо шире рассматриваются задачи современного общего образования: в базовую подготовку включены метапредметные умения; определяется новое качество воспитания, предполагающее всестороннее личностное развитие, эффективную социализацию.  Все это должно найти отражение в содержании основной образовательной программы.

Помимо программ ОУД, возникла необходимость разработки программы универсальных учебных действий, которая направлена на реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам. Универсальные учебные действия в данном случае обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. На сегодняшний день актуальными вопросами, на решение которых направлены усилия педагогов техникума, является разработка типовых задач по формированию универсальных учебных действий, определение направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также выбор методик и инструментария оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.

Программа воспитания и социализации, включающая такие направления как духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся, их социализацию, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, является еще одним структурным элементом основной образовательной программы и также требует тщательной проработки, соотнесения с заявленными результатами ФГОС СОО.

Работа над реализацией стандартов среднего общего образования нового поколения напрямую связана с обеспечением профессиональной готовности педагогов к внедрению ФГОС СОО. В ГБОУ СПО «ППЭТ» для этого создана проблемно-творческая группа,  проводятся методические семинары, индивидуальные и групповые консультации. Техникум тесно сотрудничает  с ГБУ ДПО «КРИРПО» по основным вопросам реализации в ходе организованных консультаций для педагогов.

В плане материально-технического оснащения и информационного обеспечения реализации учебных дисциплин актуальной остается проблема оснащения библиотечного фонда учебниками, учебными и методическими пособиями.

Конечно, основной сложностью внедрения ФГОС СОО является то, что за короткое время техникум должен существенно реорганизовать образовательный процесс.  Переход на новые стандарты требует пересмотра нормативно-правового, методического, информационного, материально-технического обеспечения. Поэтому, чтобы работа по внедрению ФГОС СОО прошла более  плодотворно, требуется координация деятельности всех структурных подразделений техникума.

Список использованных источников

1.Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165854/