Информация для родителей
Уважаемые родители! Здесь представлена полезная для Вас информация, ссылки на различные информационные ресурсы.
1. Правильное питание школьника - залог успеха!
2. Режим дня школьника http://culoy15.edusite.ru/p55aa1.html
3. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/20/...
4. Самоподготовка детей с ОВЗ https://doc4web.ru/uploads/files/17/485cd6a2103975...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Питание школьников
Вопрос о правильном рационе питания детей школьного возраста волнует всех родителей, заботящихся о здоровье своих отпрысков. Карманные деньги, выдаваемые на «мелкие расходы», чаще всего тратятся на вредные вкусности, а значит, нужно не только придирчиво изучать меню в школьной столовой, но и самим составить такой рацион питания, при котором все потребности растущего организма будут удовлетворены в полной мере.
Рацион питания школьника должен быть адекватен энергозатратам ребёнка. Современные школьные программы очень насыщенны и требуют значительных усилий и большой траты времени не только в школе, но и дома. Море информации (чаще, к сожалению, ненужной), обрушивающейся на головы детей буквально отовсюду, создаёт большую нагрузку на нервную систему. Наши дети – атомные, их физическое и половое развитие идёт на порядок быстрее. Добавьте к этому невероятные психические нагрузки, связанные с социальной адаптацией, и взбесившиеся гормоны – и получите довольно грустную картину. Как сохранить здоровье ребёнка, помочь ему справиться со всеми нагрузками?
Помните древнее выражение – «Ты есть то, что ты ешь»? Как ни странно это не звучит, но питание играет в жизни любого человека очень важную роль, а уж в жизни ребёнка – тем более. Правильное питание школьника – залог его здоровья, успеваемости и нормального развития. По мнению диетологов, ребёнок, учащийся в школе, должен есть не менее 4 раз в день, причём завтраки, обеды и ужины обязательно должны включать в себя горячие блюда. Школьники проводят по полдня вне дома, а некоторые – и вовсе весь день, оставаясь в продлёнке. Наша задача – накормить детёныша правильным завтраком и ужином и дать с собой не только вкусный, но и полезный «тормозок».
Составляя рацион для школьника, помните о балансе важных питательных веществ и витаминов. Но для начала давайте вспомним, для чего нужны эти вещества и где они находятся.
Витамин А – обеспечивает нормальное состояние слизистых оболочек и кожи, улучшает сопротивляемость организма, отвечает за нормальное состояние зрения. Витамин А содержится в рыбе и морепродуктах, печени, абрикосах, моркови.
Витамин В1 – улучшает пищеварение, укрепляет нервную систему и память. Этот витамин находится в овощах, рисе, мясе птицы.
Витамин В2 – укрепляет ногти и волосы и положительно влияет на состояние нервов. Витамин В2 содержится в яйцах, молоке, капусте брокколи.
Витамин В6 – отвечает за нормальную работу печени, улучшает кроветворение, благотворно влияет на функции нервной системы. Этот витамин содержится в яичном желтке, пивных дрожжах, бобовых и в цельном зерне.
Витамин В12 – стимулирует рост, способствует кроветворению, улучшает состояние центральной и периферийной нервной системы. Содержится в мясе, сыре, морепродуктах.
Витамин РР – регулирует уровень холестерина и улучшает кровообращение. Витамин РР содержится в рыбе, мясе, орехах, овощах, в хлебе грубого помола.
Пантотеновая кислота – благотворно влияет на функции нервной системы и двигательную функцию кишечника. Содержится в яичном желтке, мясе, фасоли, цветной капусте.
Фолиевая кислота – необходима для роста и нормального кроветворения. Это «зелёный» витамин, фолиевой кислоты много в шпинате, зелёном горошке, савойской капусте и т.д.
Биотин – отвечает за состояние кожи, ногтей и волос, регулирует уровень сахара в крови. Биотин содержится в яичном желтке, буром рисе, соевых бобах, помидорах.
Витамин С – полезен для иммунной системы, соединительной ткани и костей, ускоряет заживление ран. Витамина С много в шиповнике, облепихе, сладком перце, чёрной смородине, лимоне.
Витамин D – укрепляет зубы и кости. Витамин D находится в печени, икре, яйцах, молоке.
Витамин Е – борется с разрушительным воздействием свободных радикалов, влияет на функции эндокринных и половых желёз, замедляет старение. Содержится в орехах и растительных маслах.
Витамин К – отвечает за нормальную свёртываемость крови. Этот витамин находится в шпинате, кабачках, салате и белокочанной капусте.
Всем известное трио основных питательных веществ – белки, жиры, углеводы – содержатся во всех видах продуктов в разном соотношении, но качество этих веществ напрямую зависит от вида и качества продукта.
Белки – это строительный материал для клеток организма. Для растущего организма белки особенно важны, поэтому следует осознанно подходить к этому вопросу. Большинство родителей свято убеждены, что мясо является лучшим поставщиком белка в организм, и усиленно пичкают детей котлетами, жареными окорочками и пельменями. Но, по мнению диетологов, детям лучше всего давать рыбу, яйца и молочные продукты – именно их белки наилучшим образом усваиваются. Не забывайте о растительных белках – они содержатся в бобовых. Фасоль, бобы, нут, маш, соя (не та, что в колбасе, а настоящие соевые бобы) – всё это разнообразие должно появляться на столе не реже 2-3 раз в неделю. А мясо, так любимое многими – всего лишь пару раз, и то в варёном, тушёном или запечённом виде, и уж никак не в жареном. Отдельно нужно сказать о колбасе, сосисках и сардельках. В детском питании эти «деликатесы» не должны появляться вовсе! Вместе с полезным белком ваш ребёнок получит массу совершенно не полезных ингредиентов вроде красителей, ароматизаторов, идентичных натуральным, консервантов и прочих «радостей». Не покупайтесь на названия типа «Колбаса Детская» или «Сосиски Детские», ничем, кроме названия, они от обычных не отличаются (а иной раз и похуже бывают!). Если ваша семья любит бутерброды, приготовьте домашнюю колбасу или её упрощённый вариант.
Жиры являются главным поставщиком энергии в наш организм, обеспечивают всасывание жирорастворимых витаминов в кишечнике, участвуют во многих процессах жизнедеятельности клеток тела, а жировые запасы в теле необходимы для поддержания и амортизации внутренних органов и для теплоизоляции. Так что без жиров никуда. Даже если ваш ребёнок страдает ожирением, это не повод сажать его на низкожировую диету. Все виды жира по-своему полезны и необходимы. Отдавайте предпочтение растительным маслам (желательно, нерафинированным) и не забывайте о сливочном масле, только выбирайте качественное, без различных добавок. Достаточное количество жира содержится в сливках, сметане, мягких сырах, свинине, мясе индейки и утки. Но в то же время не забывайте о норме!
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов. Они служат источником энергии, а также выступают в качестве запасных питательных веществ. Углеводы бывают быстрыми и медленными. Быстрые (или простые) углеводы быстро усваиваются организмом и так же быстро тратятся. Быстрые углеводы подразделяются на моносахариды (глюкоза, фруктоза, галактоза) и дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких фруктах, овощах, ягодах, молочных продуктах, пиве. Медленные (или сложные) углеводы (крахмал, гликоген, клетчатка, инсулин, пектиновые вещества) медленно высвобождают сахар в кровь, чем поддерживают постоянный уровень энергии и помогают дольше сохранять чувство насыщения. Медленные углеводы содержатся в картофеле, зерновых и бобовых культурах, дрожжах, морепродуктах, фруктах. Несмотря на то, что неумеренное потребление быстрых углеводов может привести к ожирению и диабету, совсем отказываться от них нельзя. Только вместо сладких булочек и конфет покупайте детям фрукты, ягоды, мёд и сухофрукты, это намного полезнее. Что же касается медленных углеводов, то именно на них нужно обращать особенное внимание, готовя детёнышу завтрак и ужин. Завтрак, состоящий из каши или мюсли с йогуртом или соком – это наилучший вариант. Подробнее о правильном завтраке и сбалансированном рационе вообще вы можете прочитать в разделе Здоровое питание нашего сайта.
Обязательно нужно учитывать потребность ребёнка в калориях. Детям 7-11 лет необходимо получать примерно 2300 ккал в день, 11-14 лет – 2500 ккал, 14-18 лет – до 3000 ккал. Если ваш ребёнок посещает спортивные секции, нужно увеличить калорийность пищи примерно на 300 ккал, точно так же следует увеличить калорийность, если ребёнок учится в специализированной школе с углублённым изучением того или иного предмета.
Режим питания школьника зависит от времени обучения. Для детей, занимающихся в первую смену, оптимальным будет такой режим:
1 завтрак – 7-00 – 7-30
2 завтрак – 10-30 – 11-00
Обед – 14-00 – 15-00
Ужин – 19-00 – 20-00
Для детей, обучающихся во вторую смену:
Завтрак – 8-00
Обед – 12-30
Полдник – 15-00
Ужин – 20-00 – 20-30
Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4-5 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи.
Обратите внимание на то, как организовано питание детей в школе. В меню не должно быть блюд вроде макарон по-флотски с фаршем, яичницы, холодных супов, кисломолочных продуктов с добавлением ароматизаторов. В школьном буфете требованиями СанПиН 2.5.2409-08 строго запрещена продажа выпечки с кремом, карамели, чипсов, попкорна, жевательной резинки, консервов, сырокопчёных мясных изделий, колбасы, грибов и блюд из них, паштетов и блинчиков с творогом и мясным фаршем, соусов, блюд, приготовленных во фритюре, молочных продуктов и мороженого на основе растительных жиров, ядер косточек абрикоса и арахиса, субпродуктов (кроме печени, сердца и языка) и сладких газированных напитков. Если в школе присутствуют нарушения этих правил, вам следует обратиться в Роспотребнадзор.
Дома же старайтесь привить ребёнку культуру питания и стремление употреблять полезные продукты. Готовя еду для семьи, помните, что не все блюда одинаково хороши как для взрослых, так и для детей. Не кормите детей не до конца прожаренным мясом с кровью (как, впрочем, и жареным), суши и сырыми яйцами. Исключение составляют перепелиные яйца, они не заражены сальмонеллёзом, только не забывайте мыть скорлупу перед тем, как её разбить. Постарайтесь максимально ограничить употребление продуктов с искусственными красителями, ароматизаторами, консервантами и стабилизаторами. Конечно, трудно удержать ребёнка от соблазна съесть что-нибудь вкусно-вредное, но постараться свести количество всей этой гадости к минимуму нужно.
Основные же принципы здорового питания одинаковы для всей семьи. Чаще готовьте салаты из свежих овощей с зеленью, пусть дети заряжаются витаминами. Научите ребёнка пользоваться блендером и предоставьте ему возможность самому себе готовить полезные смузи из свежих соков, фруктов или ягод с зеленью или проростками пшеницы. Отдавайте предпочтение приготовлению на пару – это быстро, удобно и намного полезнее, чем, скажем, варка или жарка. На гарнир старайтесь готовить не традиционные макароны или жареную картошку, а овощные блюда, припущенные, сваренные на пару или запечённые в духовке. В обычные оладьи для завтрака добавьте нарезанные тонкими дольками яблоки, натёртую морковь или капусту, нашинкованную максимально мелко – это и вкусно, и полезно. В тесто для домашней выпечки щедро добавляйте отруби – клетчатка жизненно необходима абсолютно всем, а уж детям, по полдня проводящим за партой, тем более. Отруби можно добавить и в творожную запеканку. Не забывайте о бобовых, как об источнике растительного белка. Кроме горохового супа, из бобовых можно приготовить множество очень вкусных блюд, стоит только захотеть. Котлетки из фасоли, фалафель из нута, индийский дхал, плов из риса и маша – на нашем сайте вы можете найти практически любой рецепт!
Правильная организация питания школьников обеспечивает организм детей всеми ресурсами не только для роста и развития, но и для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания. И ваш вклад, как родителей, особенно важен.
Питайтесь разнообразно и правильно и будьте здоровы!
Предварительный просмотр:
Режим дня школьника
AD EXEMPLUM
по образцу
Что необходимо знать?
- Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
- Режим дня необходим, чтобы обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
- Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.
Подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов.
Второй подъём в 16 - 18 часов более низкой интенсивности и продолжительности.
Основные элементы режима дня школьника
- Учебные занятия в школе и дома
- Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
- Регулярное и достаточное питание
- Физиологически полноценный сон
- Свободная деятельность по индивидуальному выбору.
! При организации режима следует учитывать состояние здоровья и функциональные особенности данного возрастного периода. При чётком распорядке дня формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
В 6-7 лет отмечается повышенная чувствительность к неблагоприятным внешним факторам и быстрой утомляемостью при обучении.
В младшем школьном возрасте продолжаются процессы окостенения и роста скелета, развития мелких мышц кисти и функциональное совершенствование нервной системы.
Возраст 11-14 лет характеризуется резкими гормональными сдвигами и интенсивным ростом. Происходит быстрое развитие внутренних органов: сердце растёт быстрее, чем просвет сосудов, и возникает юношеская гипертензия.
В 15-18 лет происходит завершение полового созревания, сохраняется преобладание общего возбуждения и психической неуравновешенности.
Утренняя зарядка
Утреннюю гимнастику не случайно называют зарядкой, она снимает сонливость и «заряжает» организм бодростью на весь день.
Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно воздействуют на нервную систему.
! Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают успокаивающее дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней. Обязательным является обеспечение притока свежего воздуха на момент занятий.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а также занятия спортом. В игре совершенствуются двигательные навыки, повышается эмоциональный тонус.
Кроме того, подвижные игры дают хороший оздоровительный эффект. Обратите внимание на плавание, лыжный спорт, велоспорт и другие секции в зависимость от ваших склонностей.
Хорошо дисциплинируют командные игры: волейбол, баскетбол, футбол. Не забывайте о танцах.
Особенно важно пребывание ребёнка на улице вечером перед сном. Доказано, что лучшим режимом является наличие 3-4 прогулок общей продолжительностью 2,5-3,5 часа.
! Чем младше ребёнок, тем больше времени он должен проводить на улице.
Водные процедуры
После утренней зарядки вас ждут водные процедуры. Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ.
Постепенно температуру снижают: с 30 до 20-15 градусов в конце. Это хорошая закаливающая процедура. Возможен контрастный душ с чередованием тёплого и прохладного потоков воды. Ничто так не прогоняет сон, как утреннее умывание холодной водой.
Наиболее слабой водной процедурой являются обтирания, поэтому с них и нужно начинать проведение водных процедур.
Завтрак
Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребёнка.
Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать.
Обед около 13-14 часов, ужин не позднее 19.30.
Приверженность к режиму в еде обеспечит семейный приём пищи, достаточное разнообразие блюд и отсутствие перекусов.
После школы, отдых
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны уделять сну.
Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим.
Наилучшим активным отдыхом является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Свежий, чистый воздух укрепляет организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции.
Лучшими видами подвижной деятельности являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3-3,5 часов, для старших - не менее 2-2,5 часов.
В режиме дня следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1-1,5 часа, а старшим - 1,5-2,5 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Домашнее задание
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1,5-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными.
! Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается. Тотчас же после школы домашнее задание готовить нельзя! В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается.
! Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2,5 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
! Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше, чем с 16-17 часов. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо бы сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио.
Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма.
В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться.
Занятия по интересам
Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).
! Длительность просмотра телепередач - не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю. Лучшим времяпрепровождением будет прогулка на свежем воздухе. Весьма полезны занятия в кружках по интересам.
! Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.
Примерная схема режима дня школьников первой смены (начало занятий в 8 ч 30 мин)
Вид занятий и отдыха
| Возраст школьников | |||
7-9 лет | 10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | |
Подъём | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Утренняя зарядка Водные процедуры Уборка постели, туалет | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 |
Утренний завтрак | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 |
Занятия в школе | 8.30–12.30 | 8.30–13.30 | 8.30–14.00 | 8.30–14.30 |
Горячий завтрак в школе | около 11 ч. | около 11 ч. | около 11 ч. | около 11 ч. |
Обед | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | 14.30-15.00 | 15.00-15.30 |
Послеобеденный сон или отдых | 13.30-14.30 | – | – | – |
Прогулка Игры и спортивные занятия на воздухе | 14.30-16.00 | 14.30-17.00 | 15.00-17.00 | 15.30-17.00 |
Полдник | 16.00-16.15 | 17.00-17.15 | 17.00-17.15 | 17.00-17.15 |
Приготовление домашних заданий | 16.15-17.30 | 17.15-19.30 | 17.15-19.30 | 17.15-20.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 17.30-19.00 | – | – | – |
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) | 19.00-20.00 | 19.30-20.30 | 19.30-21.00 | Для 14-15 лет: 20.00-21.30 Для 16-17 лет: 20.00-22.00 |
Приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, гигиенические процедуры) | 20.00-20.30 | 20.30-21.00 | 21.00-21.30 | 22.00-22.30 |
Сон | 20.30-7.00 | 21.00-7.00 | 21.30-7.00 | Для 14-15 лет: 22.00-7.00 Для 16-17 лет: 22.30-7.00 |
! В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
! Отдых должен быть активным - поход в лес, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, сбор материала для коллекций, разнообразные подвижные игры, купание. Полезен также посильный физический труд на воздухе, в саду, огороде.
! Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.
Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)
Возраст, лет | Учебные занятия дома | Спорт Игры Прогулки | Чтение Занятия в кружках Помощь семье | Приём пищи Туалет Зарядка | Ночной сон |
7 | 1 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 11 – 10,5 |
8 | 1 -1,5 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 11 – 10,5 |
9 | 1,5 - 2 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 11 – 10,5 |
10 | 2 – 2,5 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 10,5 -10 |
11 | 2 – 2,5 | 3 | 2,5 | 2,5 | 10 – 9,5 |
12 | 2,5 - 3 | 3 | 2,5 | 2,5 | 9,5 - 9 |
13 | 3 - 4 | 2,5 | 2 | 2 | 9,5 - 9 |
14 | 3 - 4 | 2,5 | 2 | 2 | 9,5 - 9 |
15 | 3 - 4 | 2,5 | 2 | 2 | 9 -8,5 |
16 | 3 - 4 | 2,5 | 2 | 2 | 8 - 8,5 |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Приоритетом начальной школы при ФГОС является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В связи с этим ставилась цель – создание условий для самореализации ребенка в образовательном процессе, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным механизмом реализации любого инновационного процесса являются нормативные акты. Создание их - основной критерий готовности ОУ к введению ФГОС ООО.
Шаги по созданию нормативной базы:
- Издание приказов по созданию рабочих групп по введению ФГОС в НОО.
- Внесение изменений в Устав школы в связи с введением ФГОС.
- Разработка необходимых локальных актов в работе по ФГОС.
- Изменение должностных обязанностей учителей в соответствии с ФГОС.
- Разработка:
- образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания НОО;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- системы оценки планируемых результатов НОО;
- образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности;
- локальных актов в соответствии с ФГОС.
- Заключение договоров с родителями.
Для реализации Требований ФГОС необходимо развивать кадровый потенциал адекватно развивающей образовательной парадигме ФГОС общего образования. Компетентность учителей регламентирована Должностной инструкцией учителей начальных классов.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Если учесть, что цель внеурочной деятельности – это развитие ребенка и оно ориентировано на воспитательные результаты, на приобретение ребенком социальных знаний, то этот процесс невозможен без социальной среды, без участия социума. Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т.е. познание жизни людей и общества. Причем важны не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе. Таким образом, идеей программы внеурочной деятельности школы является объединение всех образовательных ресурсов социума в единое образовательное пространство, школа должна стать открытой для адаптации и социализации ребенка.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;
При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:
- рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;
- организация совместной деятельности школы, родителей, социума;
- учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;
- программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность - это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.
Общекультурное направление внеурочной деятельности.
Общекультурная направленность на ступени начального общего образования обусловлена преодолением отчуждения подрастающего поколения от общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров, и характеризуется прежде всего культурой отношений, которые в свою очередь организуются с учетом следующих принципов:
- уважение личности и достоинства человека независимо от его возраста, статуса в обществе, уровня знаний и т.д.
- сочетание уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.
- уважение прав самых младших и самых старших членов культурно-воспитательной среды.
Общекультурное направление во внеурочной деятельности младших школьников предполагает освоение:
- культуры отношений человека с человеком.
- культуры быта, поведения в семье и обществе.
- культуры образования.
- культуры труда.
- культуры творчества.
Формы общекультурного направления представлены кружками рисованием, вокальным кружком, театральной студией, посещением музеев, картинных галерей, этическими беседами.
Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
В школе активно поддерживаются мысли о том, что каждый учитель и ученик могут иметь полезное дело по душе. Подобный подход к делу способствует развитию у учащихся ответственности за свои дела, поступки, дисциплины.
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Исходя из вышесказанного, в первом классе ребята много ходили в музеи, выставки, культпоходы в театры, концерты, инсценировки на уровне класса и школы,
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в себя, помочь выстроить свой путь к «победе» над обстоятельствами, над самим собой.
Участие в культурных мероприятиях, посещение театров, музеев – это достижение первого уровня. Второй уровень результатов достигается при использовании форм и методов, направленные на получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Например, постановка спектакля силами самих учащихся.
Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком? Это зависит не только от родителей, но во многом и от учителей, прежде всего начальных классов, закладывающих в детях основы нравственности.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту.
Целью внеурочной деятельности физического воспитания в школе является развитие личности на основе единства интеллектуального, физического и духовного развития.
1. Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.
2. Формирование основ знаний о физической культуре и спорте.
3. Активное приобщение к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Внеурочная форма организации физкультурно-массовой деятельности позволяет:
1. развивать двигательные умения и навыки учащихся.
2. массово привлекать учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности.
3. формировать потребность в здоровом образе жизни.
4. проходить социальную адаптацию в коллективном общении и взаимодействии.
Формами внеучебной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является кружок, физкультурно-массовые мероприятия, физкультурно-массовые мероприятия – спортивные соревнования по отдельным видам спорта, спартакиады, конкурсы.
В спортивных соревнованиях могут принимать участие только здоровые дети. Если же проанализировать сегодняшнее состояние здоровья наших детей, то становится понятно, что поддерживая массовые соревнования только для тех, кто уже серьезно занимается спортом, мы вряд ли достигнем цели - привлечение к спорту и ЗОЖ всех школьников. Именно поэтому в последние годы у нас в школе проводятся веселые эстафеты между классами, соревнование «Мама, папа и я – спортивная семья».
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, они вырабатывают у детей бойцовский характер, упорство, здоровое желание быть лучше других, развивают лидерские качества. Групповые игры учат сплоченности, товариществу, взаимовыручке. Так как для большинства подвижных игр необходимо достаточно большое количество играющих, то игровой процесс, кроме следования правилам игры как таковой, включает в себя и постоянное общение со сверстниками, а значит, создаются благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью внеурочной деятельности школы. Здесь радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
На основании внеурочной деятельности пришли к выводу, что появляется интерес к выбранному виду спорта и уверенность, что они могут добиться результатов, появляется интерес к сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ.
Приобретение учащимися знаний о нормах, условиях, способах и средствах ведения здорового образа жизни, о нормах гигиены и технике безопасности при занятии спортом, о негативных факторах риска здоровья, правилах здорового питания, двигательной активности и оптимального режима дня – это достижение первого уровня результатов.
Второго уровня результатов ребята достигают при участии в спортивных соревнованиях, мероприятиях, посещение спортивных кружков и секций. Здесь развиваются навыки сотрудничества и взаимодействия.
Когда ребята получают опыт самостоятельного общественного действия не только на индивидуальном уровне, но и привлекают в сферу спортивно-оздоровительного образа жизни ближайшего окружения – семью, друзей, одноклассников, соседей и т.д., когда они участвуют в спортивно-оздоровительных социально-образовательных проектах – это достижение третьего уровня спортивно-оздоровительного направления.
Таким образом, во внеурочной работе достигаются все три уровня спортивно-оздоровительного направления.
Предварительный просмотр:
Развитие учебных действий у детей с ОВЗ на самоподготовке.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой
принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями (К.Д.Ушинский).
Самоподготовка – это организационная форма учебной деятельности в условиях школы-интерната по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируется навык самостоятельной учебной работы. Подготовка домашнего задания в условиях школы – интерната - это один из наиболее ответственных режимных моментов. По своей значимости он является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Домашние задания в школе выполняются воспитанниками самостоятельно под контролем педагога. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы-интерната: формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки.
Самоподготовка —это продолжение учебного процесса. Однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Если основное дело учителя - дать обучающимся систематические знания, сформировать навыки самостоятельной работы, то главная задача воспитателя - закрепление знаний, полученных на уроках, научить их работать в коллективе, строго соблюдая режим работы (вовремя начинать и заканчивать самоподготовку, делать перерывы, воспитывать чувство времени, сознательное отношение к выполнению домашних заданий).
Контингент учащихся, с которыми я работаю – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей и являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность? Опыт работы с детьми с ОВЗ, показывает, что они включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой.
Результат самоподготовки зависит:
1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.
2. От организации самоподготовки воспитателем.
Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашнего задания детям с ОВЗ, оно должно быть рассчитано на самостоятельное выполнение и не велико по объёму.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Каждый этап самоподготовки подразумевает развитие определенных учебных умений и навыков.
Проводя, самоподготовку учитываю коррекционно-развивающие задачи, здоровьесберегающие требования; занятия провожу в режиме охраны и сбережения здоровья воспитанников (выполняю нормативные санитарно-гигиенические условия; соблюдаю доброжелательный микроклимат на занятиях; учитываю возрастные и психофизиологические особенности воспитанников; использую в процессе занятий здоровьесберегающие технологии; дозирую задания с учётом гигиенических требований и возможности их выполнения детьми); систематически использую оздоровительные и психокоррекционные паузы, провожу профилактику «школьных болезней» (нарушения осанки, нарушения зрения, хронического утомления), предупреждаю психоэмоциональные и физические перегрузки.
Особенностью нашей группы является ее разновозрастной состав: это дети 2-го и 3-го класса. Соответственно, возникает множество проблем связанных с правильной организацией самоподготовки. Дети рассаживаются по принципу: «сильный - слабый» , «2 кл.-3 кл.», что способствует наименьшему количеству отвлечений, списываний, небольшому контролю и помощи со стороны сильного ученика. У ребят не наблюдается отклонений со стороны зрения, поэтому мы периодически меняем место посадки : ряды, удаленность от доски, от окна. Для детей, справившихся с заданием ранее других продумываются различные дидактические игры, упражнения , а также художественная литература для дополнительного чтения.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. Ввожу приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальных классах. Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, элементов краткого соревнования: « Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место? » Проверка готовности в форме игры. Например – « Светофор », где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.
Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений.
Следующий этап самоподготовки - инструктаж. Цель которого – подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на котором осуществляется связь урока и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.
Во время самостоятельной работы необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:
1. Предлагаю повторить правило.
2. Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.
3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Применяю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания. Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.
На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:
- Самоконтроль.
- Взаимоконтроль.
- Работа в группах переменного состава.
- Контроль, основанный на доверии воспитателя.
У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу, предлагаю таблички с занимательными заданиями, коррекционно - дидактическими, для закрепления учебного материала. Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.
Таким образом, благодаря систематической работе на самоподготовке развиваются и совершенствуются различные учебные умения: работа с книгой, заучивание стихотворений, сосредоточивание внимания на нескольких объектах, полным ответом отвечать на вопросы, переключение внимания с одного объекта на другой, классифицирование предметов и явлений, умение делать выводы. Все это позволяет им успешно справляться с учебной программой коррекционной школы.