ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ПРОГРАММЫ

Предалагаю рабочие программы внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор адаптации -  Марданова Е.У.

ПРОГРАММА «Работа с одарёнными детьми»

в начальных классах

МАОУ «Лице2 № 2»   г. Альметьевска

Республики Татарстан

  1. Актуализация.
  2. Общая характеристика.
  3. Цели и задачи программы.
  4. Структура работы с одарёнными детьми.
  5. Критерии отличия творческой деятельности от нетворческой.
  6. Диагностика одарённости.
  7. Образовательные программы.
  8. Технология организации образовательного процесса при «субъектно-субъектных отношениях».
  9. Структура учебно-исследовательской деятельности школьников.
  10. Заключение.
  11. Работа с одарёнными детьми и учреждения дополнительного  образования.

1.  Актуализация проблемы

"Работа с одарёнными и талантливыми школьниками."

Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти уходящего 20 века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Не случайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости". Лицей, являясь структурным подразделением в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческости учащихся и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых школьников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в лицее.

  1. Общая характеристика состояния проблемы

"Одарённые и талантливые дети"

В современной психолого-педагогической литературе "одарённость" рассматривается как динамическое явление. Психика человека- это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Именно поэтому одарённость предстаёт как сложный итог труднопрогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов.

Значительные трудности в определении понятия "одарённости" связаны с бытовым пониманием этого психологического термина, когда "одарённость" рассматривается как синоним таланта, как степень выраженности таланта, и противопоставляется способностям. В отечественной психологии проблема одарённости разрабатывалась как психология способностей. В трудах С.Л. Рубинштейна и Б.И. Теплова сделана попытка классифицировать понятие способности, одарённости и таланта по единому основанию успешности деятельности: -способности- формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности; -одарённость- качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности. В.Д. Шадриков охарактеризовал одарённость как целостное проявление способностей в деятельности, как общее свойство интегрированной в деятельности совокупности способностей. Следует отметить, что в современной психологии понятие одарённости принято относить к когнитивным способностям, тогда как понятие "талант" включает более общие стороны развития. Преодолеть односторонние представления о высших способностях как преимущественно интеллектуальных позволяет концепция творческой одарённости разработанная А.И. Матюшкиным. Автор концепции считает, что психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одарённости. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления , но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Важнейшей чертой отечественного подхода является то, что наличие специальной одарённости не исключает общей, которая понимается как качественное своеобразие сочетаний различных способностей (Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и другие).

В определении категорий одарённых детей учёные не имеют единого мнения. Так Н.С. Лейтес выделил 3 категории, М.А. Холодная- 6, А.Н. Савенков- 4. За основу предлагаем взять классификацию А.Н. Савенкова: 1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; 2. Дети с высоким уровнем творческих способностей; 3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (математика, шахматы, музыка и т.д.), эту категорию детей чаще всего называют талантливыми; 4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Вместе с тем следует отметить условность классификаций, в том числе и последней. Так например, определение общих способностей к обучению ребёнка (I Q) имеет существенный недостаток - конвергентность (однонаправленность логического мышления) тестов. Реальные проявления одарённости в практической деятельности не просто итог высоких уровней конвергентного (логического) и дивергентного (альтернативного) мышления , а их особого сочетания. Экспериментально (Дж. Гилфорд) было установлено, что высокий уровень развития конвергентного мышления, определяемого по тестам интеллекта, может сочетаться с низким уровнем дивергентного мышления. Ребёнок в этом случае будет в учении успешным, но совершенно беспомощен в самостоятельной деятельности, в творчестве. Говоря об академической одарённости следует знать, что, как правило, при традиционном обучении одарённые дети крайне редко бывают отличниками. Дж. Гилфорду принадлежит идея "интеллектуального порога", когда понятия "интеллект " и "креативность" считаются не однозначными, разводятся. Ещё Л.С. Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. Более детально это изучили М. Фидельман, В.С Юркевич и другие. Они ответственно заявили, что на ранних возрастных этапах высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. Если же не будет интенсивной работы по развитию интеллектуальных способностей к творчеству, уровень креативности резко снижается.

3.   Цели и задачи работы с одарёнными и талантливыми детьми

Цели: создание условий для развития творческого потенциала школьников, формирование устойчивого мотива к творческой деятельности.

Перед педагогами стоят две основные задачи:

1.Разработать теорию и создать систему воспитания и обучения одарённых и талантливых детей;

2.Разработать теоретические основы и практические меры, направленные на развитие творческого потенциала, одарённости каждого ребёнка школьного возраста.

Учитывая возрастные особенности учащихся, а также содержание обучения и воспитания на каждой из трёх ступеней образования школьников в лицее, определим задачи каждой.

Задачи первой ступени образования школьников: ·определение и развитие творческого потенциала младших школьников; ·формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; ·развитие интереса к исследовательской деятельности; ·формирование основ теоретического мышления; ·формирование элементов самостоятельной деятельности; ·развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности; ·формирование положительного отношения к себе, человеку; ·формирование ценностного отношения к миру, жизни, обществу

Задачи второй ступени образования: ·развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников; ·формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности; ·овладение элементами исследовательской деятельности; ·формирование основ теоретического мышления; ·формирование основ самостоятельной деятельности; ·развитие воображения; ·формирование ценностного отношения к себе как личности, к личности человека; ·развитие ценностного отношения к миру, жизни, обществу.

Задачи третьей ступени образования: · развитие интеллектуальной и творческой активности старшеклассников; · формирование устойчивой мотивации к учебной и творческой деятельности; · формирование потребности к самообразованию; · овладение методами исследовательской деятельности; · развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности; · реализация способностей образного восприятия и воображения; · реализация в поведении ценностного отношения к себе как личности и личности человека вообще; · способность адекватного восприятия жизненных ситуаций и их решения.

Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности школьников. 

4. Структура работы с одарёнными и талантливыми школьниками

Работа с одаренными и талантливыми школьниками осуществляется в двух направлениях:

а) учебные программы и учебный план классов лицея составлен с учётом разнопрофильного обучения на третьей ступени образования и реализует базовый (федеральный), региональный и лицейский компоненты на всех ступенях образования;

б) максимальное использование интеллектуальных, материально- технических возможностей  лицея для организации внеклассной и внешкольной творческой деятельности школьников: предметные кружки и кружки по интересам, клубы по интересам, спортивные секции, факультативы, спецкурсы, редакционная коллегия лицейской газеты "Зеркало",  кружки компьютерного творчества, школьная театральная студия.

В свою очередь, реализация этих направлений работы предполагает:

           1.Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности, включающей элементы:

·понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их

причинно- следственную связь,  как предвидение хода развития этих явлений;

·способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов;

·продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос : как это сделать) задач;

·решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий;

·трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация.

        2.Усиление в учебной деятельности школьников роли методологии изучаемой науки и её методов.

Так например, международная норма при оценке успеваемости школьников по естествознанию выглядит следующим образом:

-понимание цели эксперимента из описания в тексте учебника;

-чтение и интерпретация табличных данных и графиков, описывающих явление;

-проведение наблюдения за ходом явления в соответствии с описанием;

-измерение и чтение показаний приборов;

-проектирование эксперимента для проверки гипотез и теоретических выводов;

-проведение эксперимента, систематизация и оценка полученных данных, заключение.

        3.Использование технического моделирования и опытничества как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.

        4.Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности текстовых заданий, но и объёмом  содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности.

        5. Переориентация с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием  и простым воспроизведением задания или текста, решением шаблонных задач на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений.

 

5. Критерии отличия творческой деятельности от нетворческой

Для успешного решения проблемы одарённости и развития творческих способностей у школьников педагогу необходимо знать не только какие факторы педагогической практики и при каких условиях ведут к желаемому развитию творческих способностей. А также необходимо знать критерии отличия творческой деятельности от нетворческой.

А.Я. Пономарёв определяет творчество как механизм продуктивного развития и выделяет следующие этапы творчества:

1.Осознание (момент рождения проблемы);

2.Решение проблемы;

3.Проверка решения, логическое доказательство истинности данного суждения;

4.Проверка решения средствами практики.

П. Торренс выделяет 4 параметра творческости:

-беглость;

-гибкость;

-оригинальность;

-разработанность.

В. Лоуэнфельд и Д. Гилфорд называют 6 параметров творческости:

-умение видеть проблему;

-беглость;

-гибкость;

-оригинальность;

-способность к синтезу и анализу;

-ощущение стройности организации идей.

При этом беглость рассматривают как способность продуцировать максимально большое количество идей.

Гибкость рассматривают как способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого, часто далёких по содержанию.

Оригинальность следует понимать как один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от уже известных.

Разработанность проявляется в тщательной разработке идей.

6.Диагностика одарённости

Необходимость выявления одарённых и творческих детей является фактом очевидным.

В настоящее время стандартизированные методы измерения интеллекта (тесты) составляют наиболее широко применяемые способы выявления одарённых детей. Традиционно применение тестов на интеллектуальные и творческие способности школьников, тестов на оценку успеваемости (достижений).

В последнее время считается обязательным дополнять этот инструментарий опросниками для учителей, родителей, данными наблюдений за детьми.

Основная цель процесса выявления одарённых состоит в обеспечении оптимального соответствия специализированных обучающих программ уровню развития обучающихся. Это предполагает то, что каждая модель развития одарённости должна ориентироваться на свою собственную систему поиска талантливых детей.

В силу того, что одарённость не является неизменным качеством личности, результаты попыток её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надёжными. С одной стороны, если критерии, на которых строится поиск, слишком строги, многие потенциально одарённые дети будут лишены возможности проявить и развить свои способности. С другой стороны, если критерии отбора слишком широки, произойдёт распыление средств и усилий среди слишком большой группы школьников, многие из которых не оправдают надежд.

Вообще значение даже самых ярких признаков способностей чрезвычайно трудно оценить в годы детства, прежде всего потому, что проявления способностей могут оказаться по преимуществу возрастными, переходящими. Другая сторона этой проблемы состоит в том, что таланты вырастают не только из детей с ранним умственным развитием. Одарённость может обнаружиться на более поздних возрастных этапах или ранние признаки одарённости не смогли разглядеть; или способности проявятся под влиянием благоприятных обстоятельств. Тем не менее, всё это ни в коей мере не умаляет важности раннего выявления одарённости детей.

Во-первых, потому, что без помощи и сопровождения ребёнок может не стать одарённым взрослым.

Во-вторых, потому, что сдерживая развитие одарённого ребёнка, мы отдаляем момент его вступления в творческую жизнь общества.

Выявление одарённых и талантливых детей достаточно длительный временной процесс, связанный с динамикой развития детей. Эффективность диагностики возможна посредством применения разнообразных процедур тестирования. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определённой периодичностью, охватывая весь контингент школьников, и служить основой для корректировки учебных программ в лицее.

7. Образовательные программы

 для одаренных и талантливых школьников

Экспериментально доказано, что наибольшая эффективность развития интеллектуальных способностей одарённых и талантливых детей отмечалась при обучении по специально разработанным программам.

Известно несколько подходов к разработке классификаций программ занятий с такими детьми

1.По видам деятельности:

-техническая  самодеятельность;

-художественная самодеятельность;

-экскурсионно-туристическая деятельность;

-физкультурно-спортивная деятельность;

-экологическая деятельность;

-другие.

2.По образовательным областям:

-филология;

-естествознание;

-математика;

-искусство;

-обществознание;

-технология;

-физическая культура.

3.По уровню содержания:

-ознакомительный;

-базовый;

-расширенный и углублённый;

опережающий;

-профессионально-ориентированный;

-экспериментально -исследовательский.

4.По целевой направленности:

-образовательные;

-учебные;

-досуговые.

5.По уровню развития школьников:

-с опережающим развитием;

-для одарённых

-других.

6.По форме реализации:

-индивидуальные;

-кружковые;

-клубные;

-самодеятельные общества;

-культурная антропология;

-физическая антропология;

-духовная антропология;

-социальная практика.

7.По способу реализации:

-эвристические;

-алгоритмические;

-программы как "маршрут путешествия";

-другие.

8.По форме составления:

-типовые;

-компилятивные;

-авторские;

-экспериментальные.

9.По широте охвата содержания деятельности:

-профильные;

-комплексные;

-интегративные.

10.По возрасту детей:

-для младших школьников;

-для подростков;

-для старшеклассников.

11.По половому признаку:

-для мальчиков;

-для девочек.

12.По масштабу:

-международные;

-федеральные;

-региональные;

-муниципальные;

-клубные;

-кружковые;

-групповые;

-личностные


  В основу программ для одарённых и талантливых прежде всего положен принцип ускорения. Ускоренное прохождение образовательных программ рассматривается как главный фактор развития способностей и всей индивидуальности (особенно младшего школьника), потому что позволяет оптимально загрузить умственные способности школьника, обеспечив ему тем самым возможность безостановочного движения вперёд к усвоению более сложных понятийных структур. В.И. Панов считает главными требованиями к программам следующие:

- в социальном отношении - вариативный  и развивающий характер;

- в дидактическом отношении - гуманистическая, личностно-ориентированная направленность, вследствие чего система ЗУН  превращается из цели обучения в средство развития познавательных

и личностных качеств личности школьника;

- в психологическом отношении - обеспечить выявление и развитие способности быть субъектом своего развития как у школьника, так и у педагога.

При построении образовательных программ приоритет должен перейти к психологическим обоснованиям содержания, форм и методов проведения занятий.

8. Технология организации образовательного процесса

при "субъект-субъектных отношениях"

·субъектное целеполагание;

·отбор содержания знания и определение временного интервала для его освоения; ·организация познавательной деятельности по темпу работы, по содержанию и глубине изучения, по формам деятельности;

·разработка операциональной стороны занятий;

·рефлексия;
·творческая деятельность по использованию системы ЗУН в нестандартных условиях;
·оценка результатов занятий как деятельности субъекта.

Технология развивающего образования обуславливает необходимость определённого дидактического обеспечения каждого занятия. И.С. Якиманская выделяет несколько приёмов для конструирования дидактических материалов:

- описание правил и изложение предметного материала;

-умственная деятельность, направленная на организацию восприятия учебного материала (наблюдение, запоминание, создание образов и т.д.) то, что является основой для развития познавательных способностей;

- организация учения (целеполагание, планирование, рефлексия и т.д.) , то, что является основой для самообразования;

-оперативный контроль и самоконтроль, организуемый с использованием специальных тестов как для проверки качества освоения содержания образования, так и приёмов, способов самоконтроля.

При работе с одарёнными и талантливыми школьниками предпочтительнее использовать диалогические формы обучения.

Для развития творческой познавательной активности необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность.

9. Структура учебно-исследовательской работы школьников

 

Начальное общее образование - этап вхождения в творчество;

Основное общее образование - этап начального творчества;

Среднее полное общее образование, разнопрофильный лицей - этап творчества.

        

Этап вхождения в творчество (1-4 классы)  и формы реализации содержания:

Содержание

форма

Знакомство с произведениями искусства

беседы, экскурсии в музей, галерею, кинолекторий, уроки изобразительного искусства; участие в конкурсах «Художественное слово», «Ау, юные поэты!»

Знакомство с техническими устройствами

кружок технического творчества, уроки конструирования, уроки  художественного труда; участие в конкурсе «Давай дружить, дорога!»,

Знакомство с нормами общения и поведения людей

беседы, ролевые игры, уроки этики; участие в конкурсах «Давай дружить, дорога!», «Противопожарная безопасность»; знакомство с народными традициями и изучение истории знаменательных дат, праздников.

Освоение элементов творчества в практической деятельности

танцевальный кружок, хореография,  уроки ИЗО, уроки художественного труда, уроки конструирования, кружок оригами, знакомство с народными традициями и изучение истории знаменательных дат, праздников; участие в конкурсах «Давай дружить, дорога!», «Противопожарная безопасность».

Освоение элементов научного творчества

сообщения на уроках, участие в конкурсах и предметных олимпиадах, «Русский медвежонок», «ЭМУ», «Инфознайка»,  «Кенгуру», «Познание и творчество», «Портфолио», «Интеллект-экспресс» и т.д.; участие в работе по сбору материала для газеты “Зеркало”; проекты по окружающему миру и технологии., мероприятия РОЦ и СОМиК

Формирование  коллективно- оценочного отношения к результатам своего творчества и творчества других

ролевые игры, диалоговые формы работы, театральная студия, подготовка внеклассных мероприятий группами детей.

Педагоги составляют «портфолио» учащихся, собирается «Банк данных» одарённых детей, целенаправленно занимаются с ними по их профилю.

10. Заключение

Отбор и работа с талантливыми и одарёнными школьниками должны быть связаны с опережающим или одновременным созданием условием для правильного выбора их будущей профессиональной деятельности.

Предполагается, что реализация концептуальных положений образовательного учреждения вида лицей, даст возможность осуществления программы в полной мере.

Развитие способностей школьников, создание условий для осуществления выбора средствами урочной и системы внеурочной деятельности при максимальной консолидации усилий педагогического коллектива, семьи и общества позволит школьникам не только не потерять творческий потенциал, но и достичь его значительного прироста.

Работа с одарёнными детьми

и учреждения дополнительного  образования

         

Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу. Дивен этот прозрачный камень. Но сколь ни замечателен алмаз, бриллиант отличается от него, как небо от земли. Только общество, которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране.

Современные тенденции развития цивилизации связаны с ресурсосберегающими, экологически безопасными технологиями и формированием в экологически наиболее развитых государствах постиндустриального общества. Отличительной чертой такого общества является высокий уровень наукоёмких технологий и доминирование последних в экономике государства. Это положение уже сегодня переводит в разряд наиболее актуальных разработку педагогико-воспитательных основ целенаправленного создания условий для развития и реализации интеллектуальной, творческой личности.

Вопросы творческой одарённости в настоящее время волнует многих учёных, педагогов, психологов, родителей. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки и лифтинга для талантливой молодёжи.

Что такое одарённость, в чём особенности работы с одарёнными детьми? В отечественной психологической школе (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.) ведущим является деятельностный подход, при котором одарённость оценивается по результатам – успех в какой-либо деятельности. При этом одарённость делится на общую (широкий спектр деятельности) и специальную (определённые виды деятельности). Принципиальным является творческий характер результата – непохожесть процесса его получения по сравнению с известными путями, нестандартность. Так, И.Я.Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. По  А.М. Матюшкину, основа развития одарённости – творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся по мере его взросления. Признаками одарённости он считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижения нестандартных решений, возможность прогнозирования. Дж. Рензулли понимает под одарённостью сочетание трёх характеристик: высокого уровня интеллектуальных способностей, творческого подхода и высокой настойчивости, мотивированности в реализации поставленных задач.

Внешнее окружение или, как говорят специалисты, «среда» и воспитание либо подавляют его,  либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Всеобщее массовое образование, как один из наиболее важных институтов современного общества, обязано заботиться в первую очередь о большинстве учеников. Отсюда школа, ориентированная на средний уровень, оказывается не приспособленной для тех, кто сильно отличается по своему уровню развития.

Практика последних лет работы с одарёнными детьми показывает, что пока традиционные приёмы школьного обучения далеки от задачи развития в детские годы гармоничной и здоровой личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведённые за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно перестроит систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Поэтому в условиях современной школы пока ещё сложно говорить о реализации системы работы с одарёнными детьми.

Большие возможности по развитию творческого потенциала одарённых детей существуют в сфере дополнительного образования.

Отличительной чертой таких учреждений является многообразие направлений их деятельности, что даёт возможность для проявления различных видов творческой одарённости. Использование личностно-ориентированных, развивающих образовательных технологий, авторских программ нового поколения, ориентированных на реальное развитие творческих способностей.

Если рассматривать феномен одарённости как единую, целостную систему психофизических, эмоционально-волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится особенно ценным.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявления и поддержку одарённых детей.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения  и последовательно переходит из одной стадии в другую, что позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего и по способам работы с одарёнными детьми. В средней школе, специализирующейся в той или иной области, предлагается определённая образовательная программа, которую ребёнок и его родители должны выбрать. Определяясь со школой, они понимают, что это «всерьёз и надолго» нужно войти в коллектив ребят, адаптироваться к стилю работы педагогов, к программе и темпу прохождения материала. Это требует взвешенного подхода к выбору школы.

Дополнительное образование в данном случае выступает как более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Главная задача дополнительного образования  в работе с одарёнными детьми – создать условия для развития творческого потенциала одарённых детей в различных предметно-тематических областях; под этим подразумевается наличие материальной базы (творческие лаборатории, компьютерные классы и т.д.), специалистов высокой квалификации, не регламентированных жёсткими требованиями программ общего образования.

Главным принципом работы с одарёнными детьми в сфере дополнительного образования является принцип предоставления возможностей для предметной творческой деятельности и диагностики собственно одарённости по продуктивности (значимому для результата) этой деятельности за определённый период.

Предоставление таких возможностей реализуется через конструирование разнообразных форм образовательной деятельности, которые значительно шире представлены в системе дополнительного образования.

Значительно разнообразнее в дополнительном образовании представлены формы обучения одарённых детей:

  • Индивидуальное обучение;
  • Обучение в малых группах по программам творческого развития в определённой области;
  • Работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
  • Очно-заочные школы;
  • Каникулярные сборы, лагеря, мастер классы, творческие лаборатории;
  • Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
  • Детские научно-практические конференции, семинары.

Задачи работы:

1.      Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы работы с одарёнными детьми.

  1.      Создание системы выявления и отбора одарённых детей .
  2.      Создание учебно-методического комплекса для работы с одарёнными детьми.

4.      Освоение технологий дополнительного образования, применяемых в работе с одарёнными детьми.

5.      Создание системы мониторинга эффективности работы педагогов дополнительного образования по заявленной проблеме.

6.       Обобщение и распространение передового опыта педагогов, работающих с одарёнными детьми.

 

Реализация цели и задач лаборатории позволит создать систему работы с одарёнными детьми в ДО через:

  • обновление содержания образования в ДО;
  • выявления и распространение актуальных и перспективных методик и технологий в работе с одарёнными детьми;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДО по работе с одарёнными детьми;
  • пропаганду реальных практических достижений по заявленной проблеме. 


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: