ПСИХОЛОГАМ
Уважаемые коллеги! Здесь вы найдете учебно-методические материалы (тренинги, конспекты занятий, выступления на семинарах и т.д.), которые сможете успешно использовать в своей работе. Успехов!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект ролевой игры «Что делает МЕНЯ частью НАС?»
педагога-психолога ЦЭВД Евдокимовой О.С.
Цель игры: знакомство участников семинара с формой «адаптивной игры», тренинг практических навыков групповой работы.
Участники ролевой игры: методисты, педагоги доп. образования области Приборы и материалы: бумажные лепестки, ватман, фломастеры, ручки, клей.
Ход игры:
Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Меня зовут Ольга Сергеевна Евдокимова, я - педагог-психолог Центра. Одно из главных направлений моей деятельности – развивающая работа с учащимися, направленная на развитие личности детей, формирование и сплочение детского коллектива, улучшение адаптации учащихся 1 года обучения.
Сегодня я предлагаю вам принять участие в развивающем занятии «Что делает МЕНЯ частью НАС», которое я провожу с учащимися 1 года обучения в начале учебного года. Цель занятия: знакомство учащихся друг с другом, сплочение детского коллектива. Возраст учащихся может варьироваться от 9 до 12 лет (3-6 класс). Это занятие может проводить не только педагог-психолог, но и педагог дополнительного образования.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Расстановка участников по кругу. Знакомство с правилами работы в группе.
2. Постановка цели занятия:
- Наше занятие называется «Что делает МЕНЯ частью НАС». Сегодня мы ближе познакомимся друг с другом, узнаем о каждом из вас что-то новое; обсудим, что вас объединяет, какие качества и умения необходимы, чтобы коллектив был дружным и сплоченным.
3. Игры–знакомства.
Цель: знакомство детей друг с другом, запоминание имен.
1) «Имена-качества».
Вам необходимо назвать свое имя и качество характера на ту же букву, на которую начинается ваше имя. Например: Ольга – общительная, Елена – естественная, Ирина – интеллектуальная и т.д.
2) «Имя-движение».
Вы называете свое имя, делаете шаг вперед и показываете любое движение. Затем мы все вместе называем ваше имя, делаем шаг вперед и повторяем движение.
4. Основная часть.
Игра «Лепестки» (работа в микрогруппах).
Цель: изучение личностных особенностей учащихся, развитие навыков групповой работы.
Сейчас мы еще ближе узнаем друг друга с помощью игры «Лепестки». Для этого вам необходимо разделиться на пары. Вы получите по одному лепестку с вопросами. Вам нужно опросить своего соседа по паре и заполнить лепесток. Затем ваш сосед задает вопросы вам и заполняет лепесток вашими данными. После выполнения задания, мы снова соберемся в кругу и озвучим то, что мы узнали друг о друге.
(Участники выполняют задание, озвучивают 2-3 особенности своего соседа, приклеивают лепестки на «ромашку»).
- Что общего есть у нас?
- Какие качества мы ценим в людях?
- Какие качества мы должны проявлять в общении друг с другом, чтобы наш коллектив становился более дружным?
Упражнение «Ярмарка умений».
- Мы выяснили, что для того чтобы коллектив был дружный, нужно быть добрым, доброжелательным, общительным, честным. А еще нужно вносить свой вклад в жизнь коллектива. Каждый из вас обладает разными талантами, умениями. Кто-то умеет рисовать, кто-то может организовать или провести мероприятие, подготовить танец, спеть красивую песню. Какие умения вы можете проявить в коллективе, чтобы ваша творческая жизнь была еще интереснее? Предложите, и впишите ваше умение в сердцевину ромашки.
5. Практикум. Игра «Аллея славы»
- Дружный коллектив отличается еще и тем, что если тебе трудно, тебе всегда помогут и поддержат.
- Какими словами, фразами мы можем поддержать друг друга в трудную минуту?
Сейчас мы с вами потренируемся в оказании поддержки друг другу. Попрошу вас выйти и построиться в 2 колонны лицом друг к другу. Сейчас мы выберем одного из вас. Участнику нужно будет медленно пройти по нашей «аллее славы», а мы будем говорить ему слова поддержки. Кто хочет быть первым?
(2-3 участника проходят по «аллее»).
6. Подведение итогов.
- Итак, что нам нужно, чтобы стать частью дружного коллектива?
- Какие качества нужно проявлять?
- Как мы можем сделать жизнь коллектива интересной?
- Как мы можем поддержать друг друга?
Упражнение «Пожелания».
Участники по кругу говорят пожелания коллективу на будущий учебный год.
В конце занятия все дарят друг другу аплодисменты за хорошую работу.
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения.
Выступление Евдокимовой О.С.
Тема. «Использование на занятиях элементов тренинга и средств арт-терапии с целью профилактики эмоционального неблагополучия детей»
Актуальность.
В последние годы все более актуальной становится проблема эмоционального неблагополучия детей и подростков. Динамичный темп современной жизни, занятость родителей способствует тому, что дети испытывают недостаток внимания со стороны значимых взрослых. Зачастую подростки не знают, как найти выход из сложных ситуаций, подавляют свои негативные чувства или выливают их в виде агрессии в деструктивное русло. Рост эмоционального неблагополучия ребенка может приводить к асоциальному поведению, правонарушениям, злоупотреблению психоактивных веществ и, как крайняя форма, стать причиной суицидального поведения детей и подростков.
Многогранная духовная образовательная и воспитательная среда учреждения дополнительного образования - прекрасная возможность для ребенка не только проявить и развить свои таланты и способности, но и найти поддержку, понимание, стать частью дружного коллектива, приобрести верных друзей, обрести в лице педагога мудрого наставника.
Для того, чтобы результативно осуществлять профилактику эмоционального неблагополучия детей, формировать дружный и сплоченный коллектив, педагог-психолог может использовать широкую гамму форм и методов работы. Одними из актуальных и эффективных методов являются тренинг и арт-терапия.
Цель работы: показать эффективность использования на занятиях методов тренинга и арт-терапии с целью профилактики эмоционального неблагополучия детей.
- Понятие тренинга.
«Если хотите изменить людей,
начните с себя – это и проще, и безопасней».
Д.Карнеги
Тренинг — это метод групповой работы, при котором в результате многократного проживания участниками различных способов разрешения проблемных ситуаций у них формируется новый, необходимый для них опыт. При этом организуется «погружение» в игровую реальность, что способствует воссозданию в лабораторных условиях значимых для подростков трудных ситуаций, связанных с осмыслением и освоением своих связей с миром, другими людьми, самими собой.
Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния».
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом и старшем школьном возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде, и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание.
Тренинг должен включать, помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д.. Именно тренинг — один из тех психологических методов, которые позволяют создать психологические условия для развития профессионального и личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, дают возможность изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.
Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.
Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как: активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.
Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно—ролевая игра.
Интенсивное межличностное взаимодействие.
Наличие более или менее постоянной группы.
Пространственная организация, направленная на то, чтобы обеспечить наилучшие возможности для интенсивного общения участников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.
Нацеленность на психологическую помощь участникам группы.
Атмосфера раскованности и свободы общения.
Правила тренинга, которые обычно обсуждаются в группе и принимаются на первом же занятии.
- Цели и задачи психологического тренинга.
В тренингах обычно ставятся следующие группы целей:
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и способов межличностного взаимодействия для создания основы эффективного и гармоничного общения с людьми.
2. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.
3. Развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений.
4. Исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении.
5. Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья.
А.Ф. Анн выделяет следующие задачи тренинга:
- овладение социально-психологическими знаниями;
- развитие способности познания себя и других людей;
- повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции.
Задача группы социально-психологического тренинга с детьми — помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
2. 1 Понятие арт-терапии
Арт-терапия - это знак о себе.
Э.Бюлов
Один рисунок стоит тысячи слов.
Восточная мудрость
Словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности группы, коллектива средствами художественной деятельности.
И ребенок, и взрослый в арт-терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности. При работе с изобразительным материалом в результате проекции субъективный опыт человека становится доступным для восприятия и осознания.
Показания для проведения арт-терапевтической работы
• негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия;
•трудности эмоционального развития, импульсивность, повышенная тревожность,страхи, агрессивность;
• переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия;
• неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим, нарушение адаптации, трудности в обучении.
С точки зрения Л.Д. Лебедевой, задача арт-терапевтической (АТ) работы — побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее неосознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.
Побочный продукт АТ, по словам К. Рудестама, — чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
2.2. Позитивные феномены арт-терапии
Л.Д. Лебедева указывает, что арт-терапия:
• Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
• Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, учителем, другими взрослыми.
Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.
• Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению
языкового барьера, особенно в многонациональных школах.
• Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
•Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами, скульптурами — безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.
- Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
• Развивает чувство внутреннего контроля.
• Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
• Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни и школе.
Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
• Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
• Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.
«Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддержка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявление латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократичной атмосферы, обусловленной равенством прав и ответственности (теория И.Ялома). И главное — сам процесс спонтанного творчества.
Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию нередко предпочтительнее вербальной коммуникации, поскольку помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым (психологом, учителем). По мере осознания своих внутри-психических проблем и конфликтов взрослые и дети постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению.
3. Использование элементов тренинга на занятиях со старшеклассниками по программе «Стань успешным!».
Элементы тренинга и средства арт-терапии активно используются на занятиях объединения «Психология» по программе «Стань успешным». Данные методы позволяют эффективно решать актуальные проблемы старшклассников, их возрастные потребности, способствовать формированию зрелой, успешной личности.
Отличительные особенности программы:
- Содержание программы удовлетворяет все актуальные потребности старшеклассников: самопознание и самосовершенствование, развитие коммуникативных навыков для более полной самореализации, профессиональное самоопределение и психологическая подготовка к экзаменам.
- Сочетание разнообразных форм работы: лекционной, тренинговой дискуссионной и др., а также особая структура занятия (включение упражнений-разминок, упражнений-активаторов, тренинговых упражнений, обязательного этапа – рефлексии) позволяет наиболее эффективно усваивать программный материал, развивать коммуникативные навыки, способности к самопознанию.
- Активное использование арт-терапии как метода саморазвития и личностного самопознания.
Научное обоснование программы.
Технология работы по программе основывается также на принципах личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманской), педагогики сотрудничества (авторы: В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский, Я.Корчак и др.), гуманно-личностной технологии (Ш.А.Амонашвили), в процессе обучения применяется интерактивный подход. Широко используется опыт тренинговой работы А.Г.Лидерса, А.С.Прутченкова, Л.Ф.Анн, А.Г.Грецова, О.В.Хухлаевой, И.Вачкова, Е.И.Рогова и др.
Цель образовательной программы «Стань успешным!» - способствовать формированию зрелой, целостной личности, способной к самопознанию и самореализации в контексте изменений, происходящих во всех сферах современного общества.
Задачи
- дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания;
- познакомить с основами психологии личности с целью более глубокого познания собственной личности и окружающих людей;
- способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала;
- развивать личностные качества учащихся: активность, самостоятельность, ответственность, дипломатичность, толерантность, способствовать формированию адекватной самооценки, развитию уверенности в себе;
- развивать познавательный интерес старшеклассников к собственному внутреннему миру.
- способствовать развитию рефлексии как процесса познания и понимания старшеклассником самого себя;
- совершенствовать коммуникативные навыки.
Занятия сгруппированы в пять самостоятельных, но логически связанных блока (модуля):
1 блок - Что я знаю о себе и своих возможностях.
2 блок - Учусь общаться.
3 блок - Что я знаю о профессиях.
4 блок - Способности и профессиональная пригодность.
5 блок - Психологическая подготовка к экзаменам.
Большая часть занятий по форме - групповые занятия с элементами социально-психологического тренинга. Количество членов группы 10–15 человек.
В занятия включается профессиональная диагностика с использованием надежных методик (личностных опросников, проективных тестов, арт-терапевтических упражнений), широко применяются сюжетно-ролевые игры, проблемно-поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности.
Схема занятия.
• Формулирование темы занятия, основных целей.
• Психологическая разминка (использование упражнений-активаторов, способствующих снятию психоэмоционального напряжения, повышению эмоционального фона, позитивному настрою на занятие).
• Основная часть.
Возможны следующие варианты или их комбинация: лекция, активная беседа, система упражнений, направленных на закрепление материала, развитие личностных свойств, навыков.
•Заключительная часть. Рефлексия (Обмен чувствами, осознание и анализ полученного опыта). Подведение итогов занятия.
Ожидаемым результатом работы по программе является развитие личностных свойств: коммуникабельности, самостоятельности, самокритичности, снижение тревожности, а также укрепление веры в себя, повышение уровня самооценки, что является следствием не только активного применения психологических развивающих упражнений, но следствием сплочения детского коллектива и создания благоприятного психологического климата в ходе проведения занятий, тренингов, воспитательных мероприятий.
Диагностика учащихся. В течение обучения по программе постоянно проводится диагностика качеств личности, профессиональных способностей, склонностей учащихся. (методики: личностный опросник Кеттела; изучение самооценки с помощью шкалы Дембо-Рубинштейна, диагностика ценностных ориентаций М.Рокича и др.).
После проведения повторной диагностики, результаты первичных и повторных исследований сравниваются, выявляется динамика изменений, анализируются причины динамики. Результаты повторной психологической диагностики и наблюдения подтверждают: вследствие активного использования в образовательном процессе тренинговых и арт-терапевтических методов формируется положительный эмоциональный фон учащихся, повышается самооценка, снижается тревожность, развиваются навыки успешного общения, развивается уверенность в себе, таким образом, эффективно осуществляется профилактика эмоционального неблагополучия учащихся.
Заключение.
Таким образом, для того, чтобы результативно осуществлять профилактику эмоционального неблагополучия детей, педагог дополнительного образования может использовать элементы тренинга и арт-терапии.
Особенно актуально такое обучение именно в подростковом и старшем школьном возрасте, когда потребность в общении обострена, а жизненного опыта недостаточно, зато ярко выражено влечение к его приобретению. Тренинг позволяет получить опыт, с одной стороны, в максимально «сконцентрированном» виде, и, с другой, в психологически безопасных условиях, облегчающих его осмысливание. При этом тренинг должен включать, деловые и ролевые игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д. Данная форма работы позволяет создать психологические условия для развития профессионального и личностного самосознания, дают возможность изменить поведение детей и их отношение к миру и другим людям.
«Арт-терапия» - забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности группы, коллектива средствами художественной деятельности. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации и гармонизации личности.
Подростковый и юношеский периоды благоприятны для применения арт-терапии. Общение через экспрессивную продукцию помогает молодым людям «спрятать» свои переживания в визуальных образах и избежать прямого контакта с взрослым. По мере осознания своих проблем и конфликтов дети постепенно могут переходить к их вербализации, преодолению, разрешению.
Элементы тренинга и средства арт-терапии активно используются на занятиях объединения «Психология» по программе «Стань успешным». В результате обучения учащиеся активно познают внутренний мир собственной личности, учатся свободно оперировать усвоенными знаниями, применять их в конкретных ситуациях, развивают личностные свойства, коммуникативные навыки, узнают много нового о мире профессий, определяются с профессиональным выбором, осуществляют психологическую подготовку к экзаменам. В процессе участия старшеклассников в тренингах, арт-терапевтических упражнениях, совместных мероприятиях происходит сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата, всестороннее развитие личности старшеклассников. Результаты психологических исследований личностных особенностей учащихся объединения «Психология», обучающихся по программе «Стань успешным!» подтверждают: вследствие активного использования в образовательном процессе тренинговых и арт-терапевтических методов формируется положительный эмоциональный фон учащихся, повышается самооценка, снижается тревожность, развиваются навыки успешного общения, развивается уверенность в себе, таким образом эффективно осуществляется профилактика эмоционального неблагополучия учащихся.