Методическая разработка. Педагогический проект "Легоконструирование и робототехника". 1 место на муниципальном конкурсе учебно-методических материалов
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ: в связи с качественным скачком развития новых технологий современному обществу требуются люди, способные нестандартно решать новые проблемы, вносить новизну во все сферы жизнедеятельности.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше - в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т. д).
Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.
Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе ДОО.
Кроме того, в соответствие с региональной моделью выявления, поддержки и развития одарённых детей России в Ханты - Мансийском автономном округе существует необходимость формирования инновационной системы, которая коренным образом изменит интеллектуальность, креативность, а также образованность людей. Для этого необходимы условия и средства, способствующие развитию одарённого ребёнка уже в дошкольном возрасте.
Мы рассматриваем LEGO – конструирование и робототехнику также как эффективное средство подготовки детей к обучению в школе, осуществлению преемственности в работе ДОО и начальной школы, кружков технического творчества. У детей формируется умение учиться, добиваться результата, получать новые знания, закладываются предпосылки первой учебной деятельности.
Сегодняшним дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время LEGO и робототехника должны быть в каждом детском саду.
Идея сделать LEGO-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего проекта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)
«Легоконструирование и робототехника»
Составители:
Мазурова Елена Викторовна, воспитатель
Яруллина Марина Наильевна, воспитатель
Югорск
2018
Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста "Легоконструирование и робототехника"
Вид проекта:
педагогический.
Тип проекта:
1) по количеству участников: фронтальный.
2) по содержанию: интегративный.
3) по продолжительности: долгосрочный (2017-2018 учебный год)
4) по характеру содержания: ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта:
воспитанники группы «Умка» 4-7 лет МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга», воспитатели, родители (законные представители).
ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО», в переводе с латыни, два значения «я учусь» и «я складываю».
Британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору LEGO звание «Игрушки столетия».
Образовательная робототехника поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем. Работа в команде и сотрудничество укрепляет коллектив, а соперничество на соревнованиях дает стимул к обучению. Возможность делать и исправлять ошибки в работе самостоятельно заставляет ребёнка находить решения без потери уважения среди сверстников. Робот не ставит оценок и не дает домашних заданий, но заставляет работать умственно и постоянно.
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
С помощью Лего-технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным. Разбивка заданий по блокам с усложнением задач планируется каждым педагогом самостоятельно с учетом, как начального уровня знаний детей, так и в процессе обучения с учетом усвоения материала.
Основными целями проекта являются:
- развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей;
- формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования.
Основными задачами являются:
Обучающие:
- познакомить с разно видовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования LEGO WeDo 2.0;
- дать первоначальные знания по робототехнике и Лего-конструированию, программированию робототехнических средств, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных;
Развивающие:
- развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
План реализации проекта:
Этап реализации проекта | Сроки реализации | Ответственный |
I этап (организационный): разработка и утверждение плана работы, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, анкетирование родителей (законных представителей) | Август-Сентябрь 2017 | Воспитатели Родители (законные представители) |
II этап (основной, практический): реализация плана работы через проведение мастер-классов, непосредственно-образовательной деятельности, педагогических мастерских, организацию совместной с родителями (законными представителями) и самостоятельной игровой деятельности детей. Устные и стендовые консультации; брошюры; памятки для родителей (законных представителей) о пользе легоконструирования и робототехники. | Октябрь 2017-Март 2018 | Воспитатели Родители (законные представители) |
III этап (итоговый): анализ и обобщение опыта. | Апрель-май 2018 года | Воспитатели Родители (законные представители) |
Ожидаемые результаты:
1.Увеличение количества детей, имеющих сформированный интерес к научно-техническому творчеству.
2.Увеличение количества детей, имеющих навыки практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских и конструкторских работ.
3.Освоение педагогами новых технологий в процессе реализации инновационного проекта.
Методы и приемы работы с детьми и взрослыми, способствующие эффективной реализации проекта:
- Объяснительно-иллюстративный- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
- Эвристический- метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
- Проблемный- постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
- Программированный- набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
- Репродуктивный- воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
- Частично - поисковый- решение проблемных задач с помощью педагога;
- Поисковый– самостоятельное решение проблем;
- Метод проблемного изложения- постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
- Метод проектов -технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Основная цель использования Лего-технологии и робототехники – это сформировать личность, способную самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. То есть формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Формы организации игр - занятий
- Активная помощь педагога;
- Сотрудничество с родителями (законными представителями);
- Беседа, показ, объяснение;
- Игра – презентация;
- Практическое занятие с помощью педагога;
- Выставка
Продолжительность проекта: проект рассчитан на один год обучения, с учетом возрастных особенностей подготовительной к школе группы.
- Год обучения (дети 6-7 лет) -26 занятий по 30 минут (один раз в неделю)
Материальные ресурсы-основным содержанием данного курса являются игры-занятия по техническому моделированию, сборке и программирования роботов с использованием следующих материалов, и источников:
1. Наборы Лего - конструкторов:
- LEGO Education. Простые механизмы (9689). (Главная задача конструктора не просто развлечь ребенка, но и в увлекательной игровой форме обучить его базовым принципам инженерного дела, познакомив с технологическими особенностями множества механизмов, с которыми он встречается каждый день)
- LEGO Education WeDO. Стандартный (9580). (Дети строят Лего-модели, подключают их к ЛЕГО-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ)
- Робототехнический конструктор (конструктор учит основам конструирования, простым механизмам и соединениям)
2. Планшетный компьютер
3. Программное обеспечение к конструктору LEGO Education WeDO
4. Программа Windows Movie Maker (программа для создания видео)
5. Картотека схем к LEGO Education. Простые механизмы (9689)
6. Картотека схем к LEGO Education WeDO
Формы работы с родителями:
- Мастер-класс «Майло - вездеход»
- Консультации для родителей
- «Значение LEGO»
- «Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
- Просмотр видеороликов на родительских собраниях.
- Выставки детских LEGO – моделей.
- Выставки домашнего LEGO – конструирования.
Тематическое планирование
Тема занятия, вид занятия | Содержание занятия |
Ознакомительное занятие «LEGO- конструктор», знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу | Беседа и конструирование Познакомить с деталями конструктора LEGO, способом крепления, строительство по замыслу |
Учимся читать схему. Конструируем по схеме. Мебель. | Беседа и конструирование Изучение типовых соединений деталей. Конструирование софы, стола и стула. |
«Животные». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Обсуждение с детьми, какими они представляют себе собаку. Самостоятельное конструирование по схеме модели с простым механизмом. |
«Транспорт. Машина 1». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. |
«Транспорт. Машина 2». Конструирование по схеме | Беседа и конструирование Презентация «Виды транспорта: легковые и грузовые автомобили». Постройка транспорта, обыгрывание. |
«Транспорт. Парусная лодка». Конструирование по схеме
| Беседа и конструирование Презентация «Водный транспорт». Постройка транспорта, обыгрывание. |
Конструирование по замыслу | Беседа и конструирование Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. |
Введение в курс «Образовательная робототехника». Что такое робот? (Беседа) | Беседа Просмотр презентации «Роботы вокруг нас» Введение в курс «Образовательная робототехника» История робототехники. |
Роботы в жизни человека | Беседа Роботы в нашей жизни. Понятие. Назначение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современном мире. |
Знакомство с конструктором. Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. | Беседа Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Организация рабочего места. Техника безопасности |
Способы крепления деталей | Беседа Правила скрепления деталей. Прочность конструкций. Конструирование по замыслу |
Мотор. Датчик расстояния и датчик наклона | Беседа Работа мотора, датчика расстояния датчика наклона |
Программирование и функционирование робота «Волчок – юла» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Пчела» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Лягушка» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Голодный аллигатор» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Рычащий лев» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Майло-вездеход» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Вилочный погрузчик» (Практическое занятие) | Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Разводной мост» (Практическое занятие)
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Башенный кран» (Практическое занятие) | Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Гонщик»
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Линия финиша»
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Качели»
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Программирование и функционирование робота «Карусель»
| Практическая работа Установление взаимосвязей. Этап конструирования Рефлексия Развитие |
Свободное моделирование | Развитие фантазии и воображения детей, навыков работы в паре и в коллективе. Повторение пройденного материала. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Сформированность устойчивого интереса к робототехнике, умений работать по предложенным инструкциям;
- Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;
- Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;
- Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
В результате обучения дети могут
знать:
- основные детали LEGO -конструктора (назначение, особенности)
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов LEGO;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме;
- демонстрировать технические возможности роботов;
уметь:
- осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету)
- конструировать по образцу;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
- создавать действующие модели роботов на основе конструктора LEGO;
- демонстрировать технические возможности роботов.
- реализовывать творческий замысел.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля деятельности являются:
- Наблюдение за работой детей на занятиях;
- Участие детей в проектной деятельности;
- В выставках творческих работ дошкольников.
Диагностическая карта. Подготовительная группа.
- Называет детали
- Строит сложные постройки
- Строит по образцу
- Строит по творческому замыслу
- Строит в команде.
- Строит по инструкции
- Использует предметы-заместители
- Работает над проектами
Заключение
Решение поставленных в проекте задач позволит:
- организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки
- сформировать выраженную активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
- обеспечению работы в рамках ФГОС;
- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- участию воспитанников Детского сада в фестивалях робототехники.
В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.
Список литературы:
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб: Наука, 2010, 195 стр.
- Интернет-ресурсы.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 2001. – 124 с.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно_игровых комплексов: учеб.метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
- Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов.М.: изд.Сфера,2011.
Предварительный просмотр:
****
«Лего» – умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «Лего» поиграть полезно!
****
Раз, два, три — сложи детали.
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
****
ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
****
Конструктор Лего –
Лучший друг.
Он учит, развивает
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.
Собрать машинку, вездеход,
Дворец, ракету, пароход
И даже целый городок
Конструктор «Лего» нам помог.
Вот только истинных друзей
Не соберёшь из кирпичей!
****
Если хотите ребёнка занять,
Купите ему Лего
Коробочек пять
Разных занятий в школе немало.
Мы же ребята-интеллектуалы.
Нам для идеи не нужен индуктор –
Мы влюблены в Лего-конструктор!
****
Машины, роботы, зверюшки,
Твои друзья, твои подружки.
Пираты, замки и шахтеры,
И поезда, и целый город!
Твои любимые герои –
На суше, в воздухе, на море.
Ты с ними целый мир откроешь –
Поедешь, полетишь, построишь…
И в этот мир – веселый, яркий,
Где есть волшебные подарки
Ты окунись, как в море с брега:
Добро пожаловать в мир «LEGO»!
****
Запчастей тут миллионы!
Мы по ЛЕГО чемпионы!
Хочешь настроение поднять?
В ЛЕГО начинай играть.
Из ЛЕГО можно все собрать
Главное фантазию включать
У нас конструктор ЛЕГО
С ним можно не скучать
Строим мы машины и дома
И всем советуем играть
ЛЕГО – это красота
Строим мы из кубиков разные дома
И машину, и гараж,
Дом, корабль, даже школу
ЛЕГО просто «супер» класс!
Мы теперь совсем не бегаем
Нам не хочется совсем
Потому что в «супер» ЛЕГО
Мы играем группой всей!
****
Мальчишка был, ох, озорной!
А теперь совсем другой,
Когда купили ему ЛЕГО,
Не узнать теперь Олега.
На себя он не похож,
Едва взглянет на чертеж.
И уже шагает робот,
Вместо носа длинный хобот.
На рукавах цветной узор,
Наш конструктор- фантазер
Играет целыми часами,
Как спокойно стало маме.
Она рада за Олега!
Покупайте детям ЛЕГО!!
Предварительный просмотр:
Картотека игр по лего- конструированию.
«Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Воспитатель:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют постройку, которая на ней изображена.
«Где Матрешка?»
Наглядный материал: постройки из лего (домик, кровать, машина, игрушечная матрешка)
Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину.
Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.
Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: способствует развитию сенсорных эталонов, а именно закрепления величины, формы и цвета.
Ход игры: Собери змейку из лего деталей зеленого цвета, желтого цвета.
-построй башню, одну больше другой
-Собирая змейку, змейку можно сделать какой? (извилистой, прямой, длинной, короткой)
-Расскажи мне про свою башню, какая она? Из каких геометрических фигур сделаны?
-Какие присутствуют цвета в твоей башне?
-Из скольких кубиков построена высокая башня и низкая?
«Вспомни и собери»
(работа в команде)
Цель: способствует развитию высших психических функций, а именно памяти и внимания.
Ход игры: Внимательно посмотрите на мою фигуру, запомни и построй такую же.
-Какого цвета у вас первый ряд?
-На какую геометрическую фигуру похожа твоя деталь?
-Сколько окошек у дома?
-Какой геометрической фигуры крыша у дома?
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную.
Ход игры: Посмотрите и скажите, какая деталь лишняя.
«Опиши деталь»
Цель: развивать произвольную память, наблюдательность, логическое мышление, слуховую память.
Ход игры: Перед ребенком находится несколько деталей конструктора Лего. Воспитатель показывает деталь, ребёнок должен описать эту деталь. (какая по цвету? какая по форме?)
«Я строитель»
Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.
Ход игры: Перед ребенком лежит схема постройки предмета. Ребенок строит постройку, проговаривая свои действия (я беру кирпичик 2*6 зеленого цвета, рядом с ним ставлю точно такой же кирпичик зелёного цвета 2*6, закрепляю эти два кирпичика- синим кирпичиков 2*4, справа ставлю кубик жёлтого цвета 2*2, слева ставлю кубик жёлтого цвета 2*2 и. т. д)
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены лего- предметы в определенной последовательности.
Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
Описать предмет, которого не стало
рассказать о месте, где он стоял
на какой звук начиналось название этого предмет
в названии каких еще предметов есть этот звук?
«Цветные детали»
Цель: Развитие сенсорики.
Ход: Детям предлагается конструктор разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий) и корзинки, нужно разложить конструктор одинакового цвета в корзинки.
«Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены лего- предметы в определенной последовательности.
Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
Описать предмет, которого не стало
рассказать о месте, где он стоял
на какой звук начиналось название этого предмет
в названии каких еще предметов есть этот звук?
«Скажи, какой?»
Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход: Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Собери кирпичики-лего»
Цель: Закреплять знание основных цветов.
Оборудование: кирпичики лего 4 цветов.
Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики лего, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали!" дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.
«Собери модель по памяти»
Воспитатель показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»
Цели:
- ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования;
- привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике;
- развитие практических навыков ЛЕГО конструирования.
Актуальность:
При выборе игрушек, необходимо учитывать то, что как они будут влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию они несут. Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родителями.
Ход мастер-класса:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами, чтобы познакомиться со значением и возможностями ЛЕГО конструирования для развития мышления дошкольников, а также получить практические навыки ЛЕГО-конструирования.
Что такое ЛЕГО-конструирование?
Это игра, которая позволяет учить, играя и обучаться в игре. Как вы думаете, к какой образовательной области относится Лего-конструирование? Лего - конструирование относится к образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (наряду с другими видами продуктивной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой) и интегрируется с такими областями как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Предлагаю Вам окунуться в мир Лего и увидеть, как это происходит на практике.
Практическая часть:
Игра «Буквы»
Для команд мы подготовили образец постройки. Командам нужно будет как можно быстрее собрать из конструктора Лего – буквы по образцу. Работать будем в парах. На что следует обратить внимание, чтобы у вас получились такие же буквы, как на образце? (Нужно взять столько же деталей и такого же цвета).
Какие образовательные области интегрируют с Лего-конструированием в этой игре? Как?
Игра «Построй и расскажи»
Возьмите несколько деталей конструктора, назовите их. Ваша задача построить из всех деталей, которые взяли участники Вашей команды, одну постройку и придумать не большой рассказ. Когда построите, один из команды расскажет, что именно у Вас получилось.
Игра «Самая высокая и устойчивая башня»
За ограниченное количество времени каждой группе нужно построить самую высокую и устойчивую башню. При строительстве башни нужно учитывать, что она не должна быть слишком узкая, иначе, она может упасть. Слишком широкую башню тоже строить не следует, вы потратите много времени на её строительство и не успеете ее построить.
Расскажите о своей башне. Сравним башни.
Игра «Найди правильное место»
Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на платформе. Для начала выберите цвет квадрата, на который будете выставлять детали.
Используются следующие ориентиры положения: «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», «правый верхний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от». Например, возьмите кирпичик желтого цвета 2 на 2 и выставите его в левый верхний угол. Кирпичик синего цвета 2 на 3 выставите в правый верхний угол. Кирпичик зеленого цвета 2 на 6 выставите в правый нижний угол. Кирпичик белого цвета 2 на 4 выставите в центр квадрата. Кирпичик оранжевого цвета 2 на 6 выставите в левый нижний угол и т.д.
Игра «Составь узор»
Вам нужно самостоятельно составить симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.
Заключение. Рефлексия.
У многих родителей Лего ассоциируется с конструированием по инструкции. До 8-12 лет строить по инструкции ребёнок вряд ли будет. То есть, если он хочет и заинтересовался, то, пожалуйста. Но если он равнодушен к изумительным постройкам, которые предлагают дизайнеры Лего, то это тоже здорово. В этот период гораздо важнее развитие творчества и воображение, чем развитие пространственного мышления (которое активизируется при сборке по инструкции). Родители обязательно должны играть без инструкций, делая сооружения налету. Лего очень похож на глину или пластилин - можно сделать всё, что угодно, смять в комок и сделать нечто совершенно другое. Тем не менее, купив новый набор, родителям стоит обязательно собрать его по инструкции. Зачем? Чтобы увидеть и понять все возможности деталей. Обратите внимание на крепость постройки, покажите, как класть кирпичики перекрёстно, как прижимать детали, чтобы они плотно прилегали и как отделять их (не используя зубы). Лего – это творчество и хорошо, когда оно свободно от шаблонов и образцов.
В заключение нашей встречи предлагаю построить пирамиду эмоций.
Кирпичик красного цвета означает, что вам понравился данный мастер-класс, зеленого – то, что мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, а кирпичик желтого цвета покажет, что вам ничего не понравилось.
Родители строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов. Спасибо всем за участие в мастер-классе!
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов: Лего-конструирование
«Майло-вездеход»
Цель: Создать условия для распространения в массовую образовательную практику деятельности по лего-конструированию, направленной на создание детьми моделей и программирования их на выполнение механических действий.
Задачи:
- Формировать навыки работы с конструктором LEGO WeDo 2.0.
- Развивать коммуникативные навыки, познавательный интерес.
- Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, аккуратность, бережливость.
Оборудование: наборы конструкторов LEGO WeDo 2.0, программа LEGO EducationWeDo, ноутбук, индивидуальные планшетные компьютеры для каждого ребенка, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Майло-вездеход».
Словарная работа: вездеход, скорость. Блоки программного обеспечения: «Начало», «Мотор по часовой стрелке», «Цикл», «Стоп».
Вводная часть:
Процесс развития научно-технического творчества и его первой ступени - лего-конструирования является важной составляющей современной системы образования. Конструирование – важнейший для дошкольников вид деятельности по моделированию реально существующих и придуманных детьми объектов. Оно позволяет в наглядной форме дать знания о многих физических явлениях, познакомить с принципами работы некоторых механизмов, установить взаимосвязи между действиями (изменение модели) и результатами (поведение модели), сформировать навыки самостоятельного создания новых моделей. По словам швейцарского психолога Ж. Пиаже, ребенок в подобных случаях действует как «зодчий, возводящий здание собственного интеллекта».
Образовательная робототехническая платформа LEGO WeDo – это увлекательное и простое в использовании средство, позволяющее детям создавать и «оживлять» различные модели и конструкции. Используя этот конструктор, дети строят Лего-модели, подключают их к Лего-коммутатору и управляют ими посредством компьютерных программ. Программная среда понятна и проста в работе, и устроена таким образом, что ребенок не пишет программу, а составляет ее из готовых блоков. В его распоряжении имеется палитра, из которой он может брать готовые блоки, перетаскивать их на рабочее поле и встраивать их в цепочку программы (с помощью этих программ модели «оживают»). Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик.
Ход деятельности:
- Этап. Вводный.
Педагог беседует с аудиторией слушателей
Меня удивило одно очень удивительное изобретение. Оно может проехать там, где простая машина проехать не сможет. Как вы думаете, что за средство передвижение может проехать там, где другие не смогут? (ответы)
Педагог беседует с аудиторией слушателей:
Расскажите, пожалуйста, где может нам пригодиться вездеход? И для чего? (Майло может отправляться в космос и исследовать планеты, которые не вращаются вокруг солнца по своим орбитам, которых нет в солнечной системе). - Вездеход научный, где можно найти ему применение?
- (Майло может проводить научные исследования и на нашей планете Земля, исследовать почву, воздух, воду. Можно исследовать корневую систему растений, чтобы наша планета была экологически чистой).
Сегодня мы с вами будем работать с конструктором LEGO и соберём Майло - вездеход, который запускается в движение с помощью компьютерной программы.
Он будет ездить вперед с определенной скоростью и останавливаться самостоятельно.
План действий
- Собрать модель майло - вездеход.
- Создать программу.
- Испытать модель майло - вездеход.
- Оценить свою работу.
Педагог обсуждает с аудиторией правила работы при конструировании
- Этап. Конструирование
Педагог: Построим модель майло - вездеход. Для работы нам понадобятся детали LEGO WeDo 2.0. На столах лежат планшетные компьютеры с подробной инструкцией.
План действий
- Сборка модели майло - вездеход
Педагог предлагает детям начать сборку модели майло - вездеход.
по компьютерной программе Лего-Ведо2.0.на планшетных компьютерах.
- Создание программы.
- Запуск модели майло - вездеход
Педагог: Создадим для майло программу, которая приведет его в движение.
Эта программа запустит мотор на мощности 8, будет прокручивать его в одном направлении в течение 2 секунд, а затем остановит. Мотор можно запускать в обоих направлениях, останавливать и переключать на разные скорости, а также активировать на определенное время (указанное в секундах). Предоставьте учащимся время на внесение изменений в параметры в этой строке программы. Предложите им познакомиться с новыми функциями, например, добавить звук.
Педагог: А сейчас давайте испытаем наши программы.
Аудитория испытывают свои программы, приводя в движение собранную модель.
Рефлексия
Педагог: сегодня мы конструировали Майло - вездеход.
Педагог задет вопросы аудитории:
Что вам больше всего сегодня понравилось делать на занятии?
Ответы и рассуждения аудитории.
Педагог: У меня есть нарисованное солнце, я предлагаю набор смайликов. Выберете смайлик:
Веселый смайлик – у меня все получилось, я молодец!
Равнодушный смайлик – у меня не все получилось, но я доволен своей работой.
Грустный смайлик – я ничего не собрал, на занятии мне было очень сложно.
(Аудитория слушателей выбирают смайлики в зависимости от того, как они чувствовали себя на занятии, насколько им было комфортно,
и прикрепляют их на солнце).
Заключение: Таким образом, конструктор LEGO WeDo 2.0. формирует у детей навыки конструирования моделей Lego-роботов, их программирования, умение находить и решать сложные и нестандартные технические задачи, расширяет словарный запас, развивает мелкую моторику и навыки работы в команде, стимулирует интерес и любознательность, развивает способности к решению проблемных ситуаций – умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, побуждает к умственной активности.
Предварительный просмотр:
Родительская гостиная «LEGO-GO» в подготовительной к школе группе «Умка»
В нашей группе проведена родительская гостиная с родителями и детьми. Родительская гостиная - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ, построек из конструктора LEGO и конечно презентация своих работ. Вот что у нас получилось!
Данная форма работы позволяет укрепить социальные связи. Это выражается в доброжелательном приглашении в семью, как сотрудников детского сада, так и родителей. В общении родительского коллектива наблюдается стремление к сотрудничеству.
Для родителей полезно проводить открытые мероприятия, где бы они могли увидеть, как именно организуются занятия по конструированию из LEGO, как они могут помочь своему ребенку в создании и программировании моделей. Также они смогут получить консультацию педагога, либо они сами могут порекомендовать, как улучшить модель.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Значение LEGO»
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Благодаря разработкам компании LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. От рождения детям присуще стремление исследовать окружающий их мир. Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми.
В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении широко применяется учебные пособия «LEGO». «LEGO» (в переводе с датского) – означает увлекательная среда. Наборы «LEGO» имеют детали различных форм и размеров, что позволяет с легкостью их дифференцировать и создавать тематические композиции, развивать зрительное восприятие. С помощью игры с конструктором «LEGO» дети не только учатся, но и расслабляются.
Использование пособий «LEGO» - это новый тип обучения с чрезвычайно эффективными социализирующими методами воздействия: как правило, дети работают в группе (обсуждается и учитывается мнение каждого ребенка).
Как известно, применение «LEGO» способствует:
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
- Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
- Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
- Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
В LEGO - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
LEGO – это уникальный конструктор, из деталей которого можно построить как обыкновенную башню, высота которой будет отмечена в книге рекордов Гиннеса, так и робота, способного производить замеры освещённости и температуры окружающего пространства или сортировать предметы по корзинам.
Итак, LEGO-конструирование и робототехника позволяют внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами такими как планшетный компьютер.
Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, рождает интерес к творческому решению поставленных задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального, а значит, способствует развитию одарённости.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Робототехника шаг в будущее».
«В стране запускаются крупные индустриальные проекты, в рамках которых инженерам по-настоящему интересно и амбициозно работать»
(В. В. Путин)
Изучение робототехники сегодня начинается уже с детского сада.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Благодаря разработкам в области робототехники на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Актуальность введения ЛЕГО - конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена: требованиями ФГОС ДО к формированию предметно-пространственной развивающей среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника, формированию предпосылок универсальных учебных действий, робототехника успешно решает проблему социальной адаптации детей практически всех возрастных групп.
Цель введения занятий робототехникой в детском саду - реализация интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развитие их информационной и технологической культуры. Робототехника в детском саду решает несколько задач: познавательную, образовательную, развивающую, воспитательную.
Внедрение робототехники в ДОУ идет по следующим направлениям: Создание лаборатории робототехники; Разработка рабочих программ по робототехнике и легоконструированию; Разработка педагогических мероприятий по робототехнике, легоконструированию для воспитанников;
Итак, образовательная робототехника близка детям. В этой деятельности дети все мотивированы довести работу до конца, проявляют большую активность т.к. они играют созданными моделями роботов. При затруднениях, непонимании и неумении они обращаются к взрослому, и дети открыты к восприятию его объяснений, т.к. у них возникает реальная потребность в инструкциях взрослого. Возникает настоящий диалог между партнерами в практической деятельности. При анализе итогов детской деятельности по робототехнике проявляются высокие темпы развития творческих способностей и самостоятельности ребенка, его результативность.
Конструирование робототехникой – это одно из инновационных образовательных средств. Образовательная деятельность по робототехнике и легоконструированию с детьми строится на комплексно-тематическом, событийном, опытно-экспериментальном принципах организации деятельности ребенка. Смоделирован образовательный процесс, который в своей структуре отражает содержание, формы, методы, приемы и диагностику развития технических способностей средствами образовательной робототехники и легоконструированием.
Основные формы и методы образовательной робототехники:
- рассказывание сказок, рассказов
- просмотр презентаций, настольного театра, видео просмотр;
- беседа о сборке робота, объяснение;
- просмотр схемы;
- совместная работа по выполнению задания по инструкции;
- сюжетно-ролевая игра моделями роботов, поощрение
- творческое моделирование
- выполнение вариативных заданий по сборке модели
- соревнования моделей роботов
- разработка и реализация проекта.
Организация непрерывной образовательной деятельности по робототехнике состоит из 3 этапов:
- Вводный этап – создание мотивации у детей; опора на личный опыт детей; использование настольного театра и анимации, видео просмотр; рассказывание сказок, притчи, басен; обеспечение условий.
- Основной этап – инструктаж по сборке модели робота; ознакомление с деталями; чтение схемы, чертежа; обдумывание, обговаривание; сборка модели; создание своего варианта робота с дополнением или изменениями.
- Заключительный этап – осмысливание итогов деятельности; оценка модели, ее возможностей; игра роботами; по ситуации – замена деталей, изменение поведения модели; анализ достижений и возможных путей решения проблем.
Предварительный просмотр:
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В ДЕТСКОМ САДУ»
Что такое образовательная робототехника и ее роль в детском саду?
Робототехника — это прикладная наука, занимающаяся разработкой и эксплуатацией интеллектуальных автоматизированных технических систем для реализации их в различных сферах человеческой деятельности.
Сегодня это одно из важнейших направлений научно - технического прогресса, это одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.
Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.
Образовательные робототехнические конструкторы нового поколения обладают большими конструктивными возможностями. В процессе построения моделей, избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микропроцессоры. В занимательной форме ребенок знакомится с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов.
Это инновационный образовательный инструмент – сочетание игры и технического творчества.
Техническое творчество позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способность к решению проблемных ситуаций, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Робототехника развивает техническое мышление, техническую изобретательность. Помогает детям, у которых есть способности к конструированию, к техническому творчеству раскрыть свой потенциал.
Занятия с использованием образовательных робототехнических конструкторов развивают математические способности, пространственное мышление, внимание, мелкую моторику.
Формируют мотивацию развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, знакомят ребёнка с законами реального мира, учат применять теоретические знания на практике. Дошкольники овладевают новыми навыками, расширяется круг их интересов.
Это эффективное воспитательное средство. В процессе игры с образовательным робототехническим конструктором ребенок становится более целеустремленным, усидчивым, работоспособным.
Предварительный просмотр:
«Легоконструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные, простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того не замечая, обучаются.
В процессе развития способностей к конструированию у ребенка активизируются мыслительные процессы, появляется интерес к творческому решению поставленных задач, самостоятельности и изобретательности, стремление к поиску нового, оригинального, проявляется инициативность, а значит, конструктор способствует развитию одаренности.
При внедрении легоконструирования в программу развития детей в ДОУ ее задача должна состоять в максимальном развитии умственных задатков детей при помощи построения, применения ими наглядных моделей. Наглядные модели - это изображения разных предметов и явлений, где выделены и представлены в общем виде и в схемах главные отношения их компонентов, которые обозначены условно. Дети сами создают модели в разных видах деятельности, в том числе в конструировании, рисовании, сюжетно-ролевых играх. Программа должна включать занятия, развивающие способность детей к конструированию: знакомство детей с пространственными взаимосвязями, логика, конструирование, математика.
Творческая, разнообразная деятельность привлекает каждого ребенка, заставляет его думать, так как она связана с созданием нового, открытием нового знания и своих собственных неизведанных способностей.
Это очень сильный и действенный стимул к занятиям легоконструированием, к приложению усилий, нацеленных на преодоление возникающих сложностей при создании изделия.
Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности, максимально используя зону потенциального развития.
Деятельность, которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей, гораздо меньше развивает способности ребенка. Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него уже есть; если задание слишком сложное, практически невыполнимое для ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.
Поэтому необходимо поддерживать интерес ребенка к конструированию с помощью мотивации, что превращает цель деятельности в актуальную потребность.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
«Что такое LEGO конструирование?»
Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщают их по признакам.
Работа детей с конструкторами LEGO в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивая конструкции, изменять их.
Любая образовательная деятельность немыслима без развития речевых навыков, поэтому лего - конструирование интегрируется с областью образования «Коммуникация»: беседа, разъяснение различных явлений или описание объектов. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы не только сверстников, но и педагогов, и, естественно, сами их задают.
Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как делают другие, но и получить или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции.
Перед началом конструктивной деятельности дети обсуждают, что именно они будут моделировать, каково назначение той или иной конструкции, помогает ли она человеку в решении тех или иных задач. Так у детей развиваются социальные навыки: самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание, необходимые для взаимодействия с другими детьми.
В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.
Дети стремятся соблюдать технику безопасности. К тому же они постоянно следят за тем, чтобы на их рабочем столе был порядок, а все детали конструктора в нужном количестве лежали по своим ячейкам. Эти навыки способствуют развитию областей образования «Социализация», «Труд», «Безопасность».
Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего - конструировании реализуется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, когда может использоваться не только конструктор, но и бумага, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения.
Из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Полезные советы.
Как выбрать конструкторы LEGO?
Конструкторы лего относятся к категории полезных игрушек, которые играют важную роль в полноценном и всестороннем развитии ребенка.
Как известно, они вырабатывают терпение и усидчивость, успокаивают и способствуют овладению умениям абстрактно мыслить и познавать пространство. Конструкторы развивают мелкую моторику ребенка и логическое мышление.
Все это говорит о том, что конструктором можно увлечь ребенка любой возрастной категории, и это всегда принесет пользу.
Конструкторы фирмы LEGO привлекательны тем, что их можно подбирать в зависимости от потребности ребенка на определенном временном этапе, и все детали совместимы между собой, что позволяет находить им применение в новых, нестандартных моделях.
Конструкторы данного типа довольно разнообразны, но, исходя из общих признаков, можно их классифицировать.
По возрастным категориям:
Первое, на что обращаем внимание при выборе конструктора - это возраст ребенка. С ростом и развитием малыша детали становятся мельче, а сложность процесса сборки усложняется, поэтому выбирая игру, следует ознакомиться с описанием правил, указанных на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь.
Для малышей в возрасте от 1 года до 3 лет идеальным конструктором будет LEGO серии Дупло (Duplo).
Помимо деталей для строительства простых домиков или конструирования машинок, такие тематические наборы содержат крупные цельные фигурки известных героев или животных.
Также интересны для малышей, да и для деток старшего возраста, наборы ростового строительного материала из крупных деталей «Soft».
Тут уж и родители не смогут удержаться от сооружения настоящих домиков и башен.
Для детей 3-6 лет конструкторы LEGO представлены в самом большом ассортименте – от одиночных комплектов для конструирования транспортных средств и сооружений домов до тематических наборов – специальная техника (пожарные, полицейские машины, машины для уборки улиц, автоподъемники и др.), Даша-следопыт, зоопарк и др.
Конструкторы для детей старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки – LEGO: Звездные войны, Ниндзя, Бен Тен, средневековые замки и пр.
В эту категорию можно отнести настольные игры, а также транспорт на дистанционном управлении.
По половому различию:
Кроме того, разнообразие наборов LEGO определяет «стиль» игры, что позволяет сделать ее интересной как для мальчиков, так и для девочек.
Таким образом, в наборы для девочек чаще входят конструкторы для сборки животных, домов, магазинов, салонов, а также тематические наборы о принцессах, куклах, других сказочных и придуманных героях, а для мальчиков предпочтительнее машины, самолеты, роботы, супергерои.
Если у вас в семье есть и мальчик, и девочка, можно приобрести один набор для двоих, но разнообразить его дополнительными деталями по вкусу ребенка, которые продаются отдельно и подходят к конструктору. Так, например, приобрести для девочки гарнитур для сконструированного домика, а для мальчика героя из серии LEGO ниндзя го или Истории игрушек, Тачек.
Причем все герои LEGO — это не просто фигуры, а персонажи, у каждого из которых есть свой стиль, история, оружие и прочее, и наши дети, как правило, все это знают.
По тематике:
Большинство наборов LEGO посвящено определенной тематике: например, транспортной, для собирания дорог и машин, а также строительной, растительной, животной, супергеройской.
Кроме того, существуют как тематические наборы, так и базовые – для расширения ассортимента деталей конструктора.
Отдельно стоит выделить и наборы LEGO – настольные игры.
Вид материала:
И последнее отличие среди наборов – это вид материала. В серии игрушек LEGO есть твердые и мягкие детали, а также твердые игрушки со специальной шершавостью на поверхности для развития тактильных ощущений у детей.
Обращая внимание на качество, посмотрите швы у твердых деталей и прочность у мягких. Также конструктор можно понюхать, он не должен иметь резких запахов и слишком ярких цветов (особенно для самых маленьких).
Предварительный просмотр:
Конспект НОД. Конструирование из ЛЕГО по замыслу.
Цель:
Формировать умение создавать замысел и реализовывать его.
Задачи:
- Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора.
- Развивать умение работать по предложенным инструкциям.
- Развивать мелкую моторику.
- Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материал: конструктор, чемоданчик, карточки схемы, солнышки, тучки по количеству детей, мелкие игрушки для обыгрывания постройки.
Ход НОД
- Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Буратино и принёс с собой необычный чемоданчик, чтобы открыть чемоданчик нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не сможет этого сделать.
- Поможете Буратино? (ответы детей)
Загадка:
Красный, жёлтый, голубой,
Дом построили большой.
Покрутили, повертели,
Получили карусели.
Паровоз, корабль, авто
Можно сделать из него.
-Что это ребята? (ответы детей)
- Правильно. Это конструктор, вот он перед вами.
-Ребята, Буратино впервые видит конструктор и не знает, что с ним делать. Покажем нашему другу, как играть с конструктором?
Игра «Угадай, что я построил»
А сейчас, каждому из вас, я предлагаю из предложенных фигур придумать конструкцию и рассказать о ней.
(Дети под музыку выполняют постройку. Затем рассказывают, кто что построил).
Игра «Найди фигуру»
(Высыпаю содержимое из коробки, дети стоят вокруг стола).
- Посмотрите, пожалуйста, на схему, определите, какие фигуры нужно найти для сооружения конструкции?
(Так же берем другую схему, находим и следующие фигуры).
- Молодцы, все справились с заданием.
Ребята, расскажите, как Вы справились с предложенными заданиями? (ответы детей)
- Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданием, показали Буратино игры с конструктором, а сейчас пришло время немного отдохнуть.
Физминутка:
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
- Молодцы! Отлично поиграли.
- Сегодня, Буратино узнал от вас, как играть с конструктором. Оказывается, это так интересно! А умеете ли вы с помощью конструктора построить лабиринт. Это задание трудное, справится тот, кто будет внимательным.
Игра «Лабиринты»
Давайте разделимся на две команды, и каждая команда построит свой лабиринт. Выигрывает та команда, которая быстрее и интереснее воспроизведет сооружение и сделает лабиринт с наибольшим количеством тупиков.
Ребята, Буратино очень понравилось у вас в гостях, но ему уже пора отправляться домой.
-До свидания, Буратино!
Итог НОД:
- Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? (ответы детей)
- Как мы ему помогли?
- А кто из вас научился чему – то новому.
- Вам было интересно? (ответы детей).
Если вам понравилось, то на столе возьмите себе солнышко, а если вам было скучно и не интересно, то возьмите тучку.
- Молодцы ребята. Спасибо за внимание.
(Обыгрывание постройки)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по лего-конструированию «Животные Красной книги»
Задачи:
1. Образовательные:
Расширять кругозор детей и совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
Формировать интерес у детей к конструированию;
2. Развивающие:
Развивать фантазию и воображения детей, умение передавать форму объекта средствами конструктора;
Развивать умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные структурные части, форму, размеры, местоположение деталей, устанавливать связи между функцией детали и ее свойствами в постройке;
Развивать память и логику в процессе выполнения логических действий (в работе со схемами);
3. Воспитательные:
Вызвать интерес детей к исследовательской деятельности;
Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, умение выполнять поставленную задачу и проводить самоанализ результата своего труда.
Предполагаемый результат /личностные изменения у ребенка/
• Проявляет познавательный интерес в процессе общения со сверстниками и взрослым;
• Активно включается в деятельность как самостоятельно, так и по предложению взрослого и других детей;
• Проявляет желание заниматься интеллектуальной и продуктивной совместной деятельностью;
• Проявляет созидательную и творческую инициативу в соответствии с собственным замыслом;
• Стремится оценить полученный результат, при затруднении обращается за помощью.
Ход НОД:
- Ребята, посмотрите, а тут кто-то оставил свои следы, давайте следы рассмотрим? Только следы очень маленькие, как же их рассмотреть?
- А может мы возьмем лупы, ведь через них можно разглядеть самые маленькие следы.
Дети отгадывают, чьи это следы и проговаривают: медведь – медвежьи, заяц – заячьи, волк – волчьи, белка – беличьи, лиса – лисьи, олень – оленьи.
- Давайте ребята пойдем по следу. Куда же привели нас следы? (На интерактивной доске появляется Красная книга)
«Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, подумали, что перед вами самая обычная книга. Но я не простая книга, меня зовут Красная книга. Красный цвет - знак предупреждения! А это значит, что кому-то угрожает опасность. Кому же угрожает опасность вы догадались? Ответ детей: животным. Правильно ребята, животных на нашей планете становится все меньше. А страниц у меня все больше.
- Ребята, мне нужна ваша помощь! Сегодня мне пришло несколько писем с SOS-сообщениями от исчезающих животных, которые забыли под ними подписаться попробуйте разобраться от каких животных пришли письма.»
1 письмо
“Я живу в заполярье, там, где вечно снег и лёд. Раньше нас было много, но от безудержной охоты нас стало мало. А всё из-за белоснежной тёплой шубы. Могло случиться и такое, что не осталось бы нас на Земле”.
- Ребята, кто прислал это письмо? (На экране появляется белый медведь)
2 письмо
«Меня называют хозяином гор. Я живу среди высоких скалистых гор Средней и Центральной Азии. Но, из-за неумеренной охоты, нас стало совсем мало. Моя шкура с длинной белой шерстью, и чёрными пятнами привлекает внимание людей. Спасите меня!”
- От кого это письмо? (На экране появляется снежный барс)
3 письмо
«Я обитаю в Приморском крае, на северо-востоке Китая, а также на севере полуострова Корея. Браконьеры охотятся на меня из-за моих больших красивых рогов. Нас осталось очень мало. Помогите!»
- Ребята, кто прислал это письмо? (На экране появляется пятнистый олень)
Воспитатель:
- Как мы можем помочь животным, которых осталось совсем не много.
- Запретить браконьерство, вырубку лесов, загрязнение водоемов, создание заповедников и др.
- Давайте создадим свой заповедник в нашей группе из конструктора Лего! Что для этого нам нужно?
- Построим животных из конструктора.
- Правильно! Но построим не только животных, но и среду их обитания. Давайте поиграем.
(На интерактивной доске воспроизводится игра «Угадай, кто где живет»)
- Все правильно! А чтобы не запутаться в сложных соединениях кубиков вы можете воспользоваться схемой.
После выбора схемы или образца дети приступают к конструированию.
На экране появляются часы, отмеряющие минуту до окончания работы.
Завершение работы. Подведение итогов.
- Молодцы ребята! А давайте объединим наши постройки во едино и создадим заповедник живой природы!
На экране демонстрируется Красная книга с видеообращением:
«Спасибо ребята!
Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей»
- Ребята, животные которых вы спасли вам, так благодарны и на память о себе прислали свои фотографии.
(выдаются изображения животных для раскрашивания в группе)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «На помощь роботам»
Цель занятия: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.
Задачи:
Образовательные:
- - развивать комбинаторские способности, логику, мышление, память, воображение;
- научить детей находить решения на поставленные педагогом задачи;
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельно программирования робота;
- развивать воображение и творческие способности, коммуникативные качества, познавательный интерес детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке.
Ход НОД
– Ребята сегодня к нам в детский сад пришло видеописьмо. Давайте его посмотрим.
(Просмотр письма от робота: «Дорогие ребята на нашей планете прошел сильный ураган и разломал зоопарк, а животные разбежались. Помогите нам пожалуйста).
- Бедные роботы, как же они будут жить без животных? Ребята, как же им помочь? Правильно, нам нужно построить зоопарк. А еще мы подарим им наших роботов-животных, которые мы с вами уже собрали на прошлом занятии. Вы готовы? (Ответы детей).
- Проходите ребята в конструкторское бюро.
- На столе перед вами лежат детали конструктора ЛЕГО. Предлагаю вам построить зоопарк по схеме.
На экране схема зоопарка, собирайте детали по схеме и посмотрим, что у нас получится. (Плоскостное моделирование).
(На слайде графическая схема расположения объектов зоопарка).
— Посмотрите внимательно на схему расположения вольеров и других объектов зоопарка. Главный вход обозначен красной аркой, находится он посредине нижней стороны зоопарка. Слева от главного входа располагаются: в нижнем левом углу находится вольер для льва, обозначен кирпичиком желтого цвета 2×2; в средине левой стороны находится вольер для слона, обозначен кирпичиком серого цвета 2×3; в верхнем левом углу находится вольер для обезьяны, обозначен кирпичиком зеленого цвета 2×2; прямо от главного входа расположена дорожка для прогулок и цветочные клумбы. Напротив главного входа (посредине верхней стороны) располагается вольер для жирафа, обозначен кирпичиком оранжевого цвета 2×4.
Справа от главного входа располагаются: в верхнем правом углу находится вольер для аллигатора, обозначен кирпичиком белого цвета 2×2; посредине правой стороны находится игровая площадка, обозначена кирпичиком синего цвета 2×3; в нижнем левом углу находится кафе для посетителей, обозначено кирпичиком синего цвета 2×3.
Обратите внимание, в нашем зоопарке есть зеленые насаждения: деревья — они обозначены треугольником зеленого цвета, располагаются между вольерами.
- Молодцы ребята, схема зоопарка готова. Сейчас я загадаю загадки, если вы ответите правильно, то на экране появится картинка с ответом.
-Вот зеленое бревно,
По реке плывет оно.
Если речка эта Нил,
То бревно в ней...
(Крокодил)
-В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно …
(Обезьяна)
-Познакомьтесь поскорей:
В джунглях это – царь зверей!
Всех на свете одолев,
Подобрел немножко ...
(Лев)
– Молодцы ребята все загадки отгадали.
- Ребята, что нужно сделать чтобы животные ожили? (запрограммировать).
- Молодцы! Конечно же для того, чтобы ваши животные начали самостоятельно двигаться вам нужно их запрограммировать, а мы с удовольствием на это посмотрим.
-Ребята разделитесь парами, возьмите своих роботов начинайте программировать.
Каждая группа представляет свою модель животного.
Группа №1.
- Мы собирали модель «голодный аллигатор». Мотор вращает коронное зубчатое колесо. Это зубчатое колесо насажено на одну ось с шкивом. На маленький шкив надет ремень, передающий движение большому шкиву. Он открывает и закрывает рот аллигатора.
Продемонстрируем работу модели.
Группа №2.
- Мы собирали модель «рычащий лев». Мотор приводит в движение зубчатое колесо, которое вращает коронное колесо. Коронное колесо подсоединено к той же оси, на которой закреплены передние лапы льва, при вращении оси, лев садится и ложится. Продемонстрируем работу модели.
Группа №3.
- Мы собирали модель «обезьянка-барабанщица». От мотора крутиться сначала малое зубчатое колесо, затем коронное зубчатое колесо. Кулачки поднимают и опускают лапы нашей барабанщицы. Продемонстрируем работу модели.
- Ребята вы молодцы! А как же мы отправим их на планету роботов? (Ответы детей). А давайте построим ракету и оправим их в полет. Здорово! Ракету построим из оставшихся деталей конструктора.
Дети строят ракету из конструктора. Воспитатель помогает при необходимости.
- Какой замечательный летательный аппарат! Теперь мы обязательно доставим наших животных на планету роботов.
- Молодцы ребята все справились с заданием, теперь ракета прилетит точно по назначению. Все готово! Можно отправлять ракету с животными в полет. Вы готовы? (Ответы детей) Тогда закрываем глаза и начинаем отчет. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2 ,1.
Звучит музыка полета, на слайде видео полета ракеты.
– Ребята, какое замечательное у нас с вами получилось приключение!!!
- Скажите, какие механизмы вы использовали?
- Какие трудности испытывали?
- Было ли вам интересно делать роботов?
-Мне очень понравилось наше с Вами занятие, я вас всех благодарю за работу. И впереди у нас еще много интересных и увлекательных приключений, а сейчас мы пойдем в группу смотреть мультфильм, который прислали вам ваши друзья роботы!