Уроки в 1 классе
Статьи и методические материалы, посвящённые урокам физической культуры в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Про уроки физкультуры в 1 классе | 8.2 КБ |
Возможен ли волейбол в 1 классе | 12.46 КБ |
Про лапту в 1 классе | 13.51 КБ |
Уроки по основам баскетбола в 1 классе | 13.91 КБ |
Уроки подвижных игр в 1 классе | 8.14 КБ |
Гимнастика в школе: 1 класс | 13.27 КБ |
Про лёгкую атлетику в 1 классе | 12.93 КБ |
Копилка игр в 1 классе | 13.21 КБ |
Копилка игр в 1 классе (часть 2) | 13.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРО УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 1 КЛАССЕ
Первый класс самый тяжёлый для учителя физкультуры. Но и самый значимый.
Приходят к тебе маленькие мальчишки и девчонки. Некоторые что-то уже умеют (спасибо родителями и воспитателям детского сада), Другие не умеют ничего.
Но как приятно наблюдать, как растут в спортзале эти малыши.
К сожалению, в последнее время наблюдаю, что дети в первом классе не умеют играть. Нет, они великолепно играют в онлайн-игры на смартфоне, но подвижных игр не знают. Будете со мной спорить, но я думаю, что это зависит от родителей. Меня, например, первым играм учили мама, дед и прабабушка.
Я начинаю уроки с "Копилки игр", то есть учу малышей играть в игры: индивидуальные, групповые, командные. Дети, пришедшие в первый класс - это губка, способная впитать всё. Не стоит забывать, что игра - это основное действие в этом возрасте.
Поэтому основа уроков в первом классе - это игры. Сюжетные, эстафеты, путешествия, народные - любые.очь в первом классе.
Самое главное - это отношение к учителю. Недавно всей семьёй ходили гулять. Встретилась девочка, которая училась у меня в 1-м классе. Крик: "Иван Иваныч!" (имя изменено), объятия и угощение конфеткой. Дочь ревновала до дома (тоже моя ученица).
В первом классе любовь и интерес к учителю - это основа успешного учения. Честно скажу, первый раз с неприязнью к учителю я столкнулся только в этом году. Знаете, ощущение, что мальчик был просто настроен против школы.
Подведу итог. В первом классе учитель физкультуры закладывает базу для остальных лет. Дети, как правило, обожает физкультуру (надо же как-то расслабиться). Замечу, учителю необходимо для этого постараться.
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖЕН ЛИ ВОЛЕЙБОЛ В 1 КЛАССЕ
Волейбол - невозможен. По моему опыту могу сказать, что играть в волейбол на уроках физической культуры не имеет смысла раньше шестого, а лучше седьмого класса. Всё-таки волейбол любит сильные руки. А вот знакомство с волейбольным мячом - вполне доступно первоклассникам.
Начинаем мы именно со знакомства: ощупать волейбольный мяч, выполнить упражнения в подбрасывании и ловле. Их, как правило, усложняю: подбрасывание и ловля с промежуточными хлопками в ладоши, с заданиями типа "присесть после подбрасывания", "прыжок после ловли"
Если дети хорошо выполняют подобные упражнения, переходим к положению пальцев на мяче и подводящим упражнениям к передаче двумя руками сверху. На этом этапе частенько использую воздушные шарики. Лучше, конечно, резиновые детские мячи, но их у меня очень немного.
Идеальным окончанием первого класса будет выполнение учениками двух-трёх передач двумя руками сверху над собой.
Основным материалом будут являться подвижные игры с волейбольными мячами (можно заменить резиновыми). Начинаем с банальным "Вышибал" и постепенно переходим к более сложным играм. Это различные варианты "Охотников и уток" и "Перестрелки". Главное - даже не навыки игры, а ощущение мяча. Хотя большинство детей к окончанию первого класса в "Перестрелку" играют даже с элементами тактики (игра в защите, перепасовка).
Сам волейбол невозможен, но знакомство с волейбольным мячом в 1 классе проходит достаточно успешно.
Предварительный просмотр:
ПРО ЛАПТУ В 1 КЛАССЕ
Когда я кому-нибудь рассказываю о том, что я провожу уроки и внеурочные занятия по лапте, мне не верят, говорят, что меня потянуло на экзотику. Не знаю экзотика это или нет, но пользы такие уроки несут немало.
Во-первых, лапта - это лёгкая атлетика в игровом виде. Вроде бы нет явных упражнений в прыжках, но при желании и их можно добавить. А так есть всё, что нужно: из-за многократного пробегания коротких отрезков присутствует воспитание быстроты и скоростной выносливости, есть метание (ещё и по движущейся цели).
Во-вторых, лёгкая дань моде. В моде сейчас патриотизм, поэтому возвращение к своим корням даже приветствуется. Напомню, что лапта, в качестве подвижной игры, уходит своими корнями чуть ли не в 16 столетие (возможно раньше, но подобных данных нет).
Есть, конечно, пара проблем. Сначала преодолеть сопротивление администрации школы (завучи, если не находят подобного материала в примерных программах, начинают сомневаться, зачем всё это нужно). Замечу, что существуют несколько отличных программ по лапте, правда, применительно к внеурочной деятельности. Но думаю, что не составит труда переделать их для уроков.
Затем следует позаботиться об инвентаре. Необходимо несколько бит различной длины и веса (биты для бейсбола и софтбола не подойдут из-за круглого сечения, биты для лапты традиционно уплощённой формы), мячи для игры и для тренировки.
Я противник использования в игре в лапту мячей для западных разновидностей игры. Даже мяч для софтбола достаточно тяжёл для лапты. Теннисные мячи тоже не выход. Они, напротив, невелики и легки. Мячи я обычно изготавливаю сам из плотной ткани, набивая подручным материалом. В итоге должен получиться шар диаметром примерно 7-9 см и весом 150-180 г.
Также использую большие мячи (например, фитболы) для тренировки в метании по движущейся цели.
Обучение лапте начинаю с рассказа о двух армиях, одна из которых осаждает крепость-город, а вторая защищает его. Рассказываю о разметке игрового поля, очень коротко описываю правила. Главное, чтобы дети запомнили, что играют две команды: "города" и поля".
В самом начале детям очень тяжело чётко координировать движения, например, при набрасывании мяча бьющему игроку, поэтому использую упрощённые варианты. К примеру, "Метательную лапту". В игре вместо удара битой по мячу применяем бросок мяча. Мяч использую самодельный облегчённый (примерно 100 г). В разметке оставляю всего две линии: "города" и "кона". Игрок, сумевший на своём броске, перебежать за линию "кона" и вернуться назад, приносит своей команде 1 очко.
Команды меняются ролями, если в перебегающего игрока попадают мячом. Бегать с мячом пока разрешаю. Если игрок команды "поля" поймал мяч с лёта ("свеча"), то команды меняются ролями, а поймавшая мяч команда получает 2 очка.
Предварительный просмотр:
УРОКИ ПО ОСНОВАМ БАСКЕТБОЛА В 1 КЛАССЕ
К моему великому сожалению, большинство современных первоклассников видят баскетбольный мяч только по телевизору. Если мои ровесники, приходя в школу, минимум могли вести мяч и правильно его передавать, то сейчас приходится учить даже держать мяч.
Уже не раз говорил и ещё повторю, что дошкольное образование тут в большей степени не при чём. Если нет закрепления в повседневной жизни, то всё обучение двигательным умениям и навыкам пропадает впустую.
Может где-то это и не так (и я только рад этому), но даже имеющиеся спортивные площадки у нас пустуют. Во дворах дети чаще всего заняты смартфоном и иногда игрой типа "Салок". Да есть спортивные секции, но не все имеют возможность или желание их посещать. В итоге получается, что нет массовой основы и мяч превращается в экзотику.
В начале обучения первоклассников стараюсь удивить, демонстрируя сложные упражнения с баскетбольным мячом: вращение мяча на пальце, ведение сразу двух мячей с завязанными глазами. Можно привести малышей на матч первенства школы по баскетболу, но не всегда это получается, да и зал небольшой, не дай бог зашибут.
Первым делом ставлю элементарный тактильный контакт с мячом. Это держание мяча, подбрасывание и перебрасывание, катание и перекатывание. Вне зависимости от выполняемого упражнения, сразу приучаю ловить мяч пальцами на прямые руки, сразу их сгибая. Параллельно обучаю игровым стойкам и передвижениям в них.
Через один-два урока дети привыкают к ощущению мяча в руках. Можно приступать к обучению главному элементу в первом классе - передаче мяча от груди и его ловле. Учим три правила передачи: быстро, точно, удобно.
Одновременно начинаем разучивать ведение мяча. Сначала на месте, добиваясь мягкого движения кисти вниз (без удара по мячу), затем в шаге.
Естественно, об играх, подводящих к баскетболу, речи пока не идёт. Использую только эстафеты с баскетбольным мячом (с перекатыванием, переноской, но без ведения).
Главное, я считаю, не бежать вперёд паровоза. Лучше побольше поработать над отдельными элементами, а не стараться изучить всё и сразу.
Предварительный просмотр:
ПРО ПОДВИНЫЕ ИГРЫ В 1 КЛАССЕ
Основа основ уроков физической культуры в 1 классе - это подвижные игры. Их использую фактически на каждом уроке, причём не подгоняю под изучаемый материал. Напротив, стараюсь, чтобы подвижные игры с ним диссонировали. Может быть, это методически неправильно, но я стараюсь, чтобы в одном занятии равномерно развивались все физические качества.
Для примера. Изучаем на уроке основные упоры и седы. Тут главное механическая память. Я называю основные положения (сед, сед углом, упор присев, упор лёжа и др.), дети их повторяют, я корректирую. Моторная плотность невысока, значит после изучаемого материала даю игру высокой интенсивности. Это игры типа "салок", Например, "Салки - липкие пенёчки", "Медвежата на льдине".
Напротив, если работаем на уроке над развитием силовой выносливости (например, упражнения "Кроссфит Кидс"), то интенсивность игры уменьшаю ("Космонавты", "К своим флажкам").
В конце урока следует или комплекс расслабляющих упражнений или игра малой интенсивности ("Класс, стой!", "Цвета").
В 1 классе подвижных игр изучаю немного. Причина в том, что дети не научились играть в дошкольном возрасте, поэтому не хочу перегружать их двигательную память. Замечу, это не камень в огород дошкольных работников. Игры на занятиях они дают и достаточно много (это могу утверждать точно, моя супруга - воспитатель детского сада). Проблема в том, что разученные игры не подтверждаются улицей.
Нет сейчас такого, что дети всем двором играют в подвижные игры. Очень, кстати, зря! Всегда горжусь, когда случайно вижу, когда мои ученики начинают играть на улице с друзьями, объясняя им игры, которые разучили на моих уроках.
Все изучаемые игры объединяю в так называемую "Копилку игр". Это самые распространённые игры, которые мы с детьми должны разучить за начальную школу. Количество игр в копилке непостоянно. Оно может зависеть от детей класса, наполняемости спортзала. С каким то классом мы разучиваем до 40-50 игр за четыре года, с каким то можем и до 15 не дойти.
В "Копилку" не включаю командные игры ("Охотники и утки", "Перестрелка"), сюжетные подвижные игры и игры-эстафеты. Их мы изучаем или на специальном разделе программы "Подвижные игры" или на уроках по основам спортивных игр.
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА В ШКОЛЕ (1 КЛАСС)
Не хочу обращать внимание на то, что гимнастику буквально "гнобят" по всем современным программам по физической культуре. Моё мнение неизменно - это самый полезный раздел программы для начальной школы.
С учётом всех современных систем физического воспитания (в которых гимнастические упражнения являются определяющими), раздел гимнастика должен быть главным в 1-м классе.
К сожалению, ФГОС мы должны выполнять. Пытаясь влезть в его рамки, я кроил программу и так, и этак. В итоге на "чистый" раздел "Гимнастика" удалось выкроить 12 часов (2 часа в неделю) и 18-24 часа (при трёхчасовой программе).
В последние два года мы переходим на новый базисный план, где только два часа физической культуры. В 1-м классе (с учётом адаптационного периода) получается всего 10 уроков.
Эти уроки я делю пополам. На уроках во второй четверти (их 6) даю основы акробатики и прикладные упражнения (лазанье и безопорные прыжки). В 3-й четверти (4 урока) объясняю основные упражнения из детского фитнеса.
В акробатических уроках даю основные седы и упоры (дети их учат наизусть), перекаты в группировке. Если перекаты получаются, начинаем изучать кувырок вперёд. Сначала из стойки ноги врозь с опорой затылком на мат. Получилось - переходим на кувырок из упора присев (сначала с опорой головой на мат, затем в группировке). Не вышло - выполняем облегчённые упражнения (с помощью учителя, по наклонной поверхности).
С хорошо готовыми детьми изучаем упражнения посложнее: кувырок назад, слитный кувырок вперёд, стойку на голове и руках, "колесо" и другие,
Ещё два базовых упражнения для первого класса - это стойка на лопатках (сначала делаем подводящие упражнения, затем стойку с согнутыми ногами) и равновесие на одной ("Ласточка"). Итогом изучения акробатических упражнений является составление и публичное выполнение акробатической комбинации из изученных элементов. При желании детей снимаю её на видео и затем делаю видеоролик (как презентация для родителей).
Из прикладных упражнений выполняем лазанье по канату (пока произвольным способом) и по гимнастической стенке, а также безопорные и опорные прыжки на горку матов.
Во второй части гимнастических уроков изучаем основные упражнения фитнеса. Для основы беру "Кроссфит Кидс", стрейтчинг, хатка-йогу и упражнения функциональной тренировки.
"Кроссфит Кидс" - силовые и легкоатлетические упражнения выполняемые в определённой последовательности с заранее определённой дозировкой.
Стрейтчинг - комплекс упражнений в статической растяжке.
Хатха-йога - комплекс упражнений основанный на особых позах ("асанах").
Функциональная тренировка - организация занятия, направленная на развитие основных физических качеств.
Предварительный просмотр:
ПРО ЛЁГКУЮ АТЛЕТИКУ В 1 КЛАССЕ
Большинство легкоатлетических упражнений относятся к естественным движениям человека. Действительно, ребёнок может ходить к году от рождения. В возрасте 1,5 - 2 лет он уже бегает, а с 3 лет (когда окончательно формируется коленная чашечка) прыгает.
Казалось бы, что обучить подобным движениям легко, ведь они осваиваются с рождения. Но я всегда повторяю ученикам, что научиться бегать легко, а вот бегать быстро...
Моё мнение, что главное в 1-м классе - это научить свободному, расслабленному бегу по прямой. Сами уроки по лёгкой атлетике я ставлю на конец учебного года (5-8 уроков, зависит от погоды), но над бегом работаем с самого первого занятия.
Начинаем с обычной ходьбы в различном темпе, с разной длиной шага. Затем добавляем ходьбу с закрытыми глазами. При этом даю совет: "Забудьте про руки". Именно судорожные движения рук не дают расслабления мышцам.
Далее схема простая: бег трусцой и семенящий бег, то же с закрытыми глазами. Когда видно, что дети не напрягаются при беге, подключаем работу рук и начинаем учить 5 правил скоростного бега. Это постановка стопы, подъём бедра, длина шага, энергичная работа рук и внешняя красота движений.
Полученные навыки закрепляем в подвижных играх и эстафетах. Непосредственно на легкоатлетических уроках считаю важным научить равномерному, достаточно длительному бегу. На моей пришкольной площадке круг 117 м. На первых порах достаточно 1-2 кругов, главное, чтобы бег был действительно равномерным: без резких ускорений и замедлений. Получается, значит, будем постепенно увеличивать дистанцию до 1 км. Пусть малыши половину дистанции даже пройдут, а не пробегут, всё равно это будет результатом.
Так как уроков по лёгкой атлетике в 1-м классе мало (вылетает 1-я четверть), то метанием (пока в цель) занимаюсь на уроках подвижных игр. Провожу это как соревнования. Главное, добиться "мягкой", ненапряжённой кисти и такого же локтя.
К сожалению, нет у меня места для прыжков в длину с разбега, поэтому ограничиваемся прыжками в длину с места, различными вариантами скачков и многоскоков.
Предварительный просмотр:
КОПИЛКА ИГР В 1 КЛАССЕ
В своей работе с учениками начальной (и не только) школы я использую так называемую "Копилку игр". Это подборка подвижных игр без предметов (или с малым количеством инвентаря), направленных на воспитание быстроты, выносливости и ловкости.
Не "кладу" в "Копилку" игры с мячом, малоподвижные и сюжетные игры, игры на внимание и эстафеты. О том, что остаётся, судите сами.
"Медвежата на льдине".
Рассказываю детям, что много маленьких медвежат разбежались по большой льдине, а два взрослых медведя должны их собрать. Пара водящих ("медведи"), взявшись за руки, догоняют остальных игроков ("медвежат"). Когда один "медвежонок" пойман, его отводят к учителю. Второй пойманный "медвежонок" образует ещё одну пару водящих с первым ("медвежата" помогают "медведям"). Пойманные игроки образуют новые пары. Игра длится до момента поимки последнего "медвежонка".
"Салки - липкие пенёчки".
Один из вариантов игр с осаливанием. Игрок, которого осалил водящий, превращается в "липкий пенёчек". Он присаживается на корточки и может салить других игроков. С места "пенёчку" сходить нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не превратятся в "липкие пенёчки".
"Волк во рву".
Чертится мелом или выкладывается разметочной лентой полоса шириной 80-100 см. Это "ров", в котором сидит водящий - "волк". С одной стороны рва дом, где живут "овцы" (все остальные игроки), с другой стороны - луг с очень вкусной травой. По сигналу учителя: "Овцы на луг!", игроки бегут на "луг", перепрыгивая через "ров". Водящий пытается их осалить. Те игроки, которые наступили на "ров" или были осалены "волком", выбывают из игры. По команде "Овцы домой" игроки с луга перебегают в дом, опять-таки перепрыгивая через ров. Водящий может быть не один.
"Леопард и обезьяны"
Размечаются три площадки: "джунгли" (гимнастическая стенка), "саванна" (подальше от гимнастической стенки) и "логово леопарда" (наоборот, поближе). Когда учитель говорит "День!", игроки - "обезьяны" бегут в "саванну", где прыгают, бегают и веселятся. "Ночь!" - игроки должны вернуться в "джунгли" и залезть на деревья (гимнастическую стенку). Водящий - "леопард" пытается осалить игроков, пока их ноги на полу.
"Невод"
Выбирается один водящий - "рыбак". Остальные игроки - "рыбки". Когда водящий догоняет и осаливает игрока, они берутся за руки. Догоняют следующего - также включают в цепочку. Цепочку - "невод" разрывать нельзя. Игра длится до тех пор, пока не поймана последняя "рыбка".
Предварительный просмотр:
КОПИЛКА ИГР В 1 КЛАССЕ (ЧАСТЬ 2)
Продолжение статьи "Копилка игр в 1 классе". Ещё раз хочу сказать, что в игровую "Копилку" не входят игры с мячом, малоподвижные и сюжетные игры, игры-эстафеты.
"Два Мороза"
Выбирается два водящих - "Морозы". Они становятся на среднюю линию зала. По очереди представляются (главное, чтобы громко): "Я Мороз - Красный нос, я Мороз - Синий нос". Как только водящие это произнесли, остальные игроки (которые располагаются за лицевой линией зал) хором отвечают: "Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз". После этих слов перебегают за противоположенную лицевую линию.
"Морозы" пытаются их осалить. Далее возможны разные варианты. "Осаленные" игроки могут выбывать из игры, могут быть "заморожены", а потом "разморожены" (перебегающий игрок касается их рукой) при повторной игре. "Морозы" могут быть неограничены в передвижениях или ограничиваться какой-то площадью (например, зоной нападения по волейбольной разметке).
"Колдунчики"
Схожая по своей схеме с предыдущей игра. Водящие - "колдуны" (может быть один или несколько) осаливают - "заколдовывают" игроков касанием руки. Свободные игроки могут "расколдовать" осаленных также касанием руки. Игру можно проводить в командной форме (но это, скорее, для более старших детей, чем 1 класс).
"Кошки-мышки"
Игроки образуют круг, взявшись за руки. Выбирается двое водящих. Водящий - "кошка" пытается догнать водящего - "мышку". Оба игрока бегают с внешней стороны круга, образованного остальными детьми. Игроки, которые образуют круг, помогают "мышке" (поднимают руки "домиком", чтобы "мышка" смогла пробежать через круг) и мешают "кошке" (приседают, чтобы "кошка" не вошла в круг или не вырвалась из него). Водящих лучше почаще менять.
"Воробьи и вороны"
Участники делятся на две команды. Одна команда будет «воробьями», другая — «воронами». Команды размещаются друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра. По команде учителя «Воробьи!» команда воробьёв должна броситься догонять команду ворон, а по команде «Вороны!» — наоборот. Игра продолжается, пока догоняющая команда не переловит всех игроков убегающей.
Хитрость заключается в том, что водящий произносит команды по слогам медленно: «Вооо — роооо — ... НЫ!» или «Воооо — рооооо — ... БЬИ!», поэтому до самого последнего момента игроки не знают, догонять им или убегать. А ещё, для усложнения игры можно выстроить команды спиной друг к другу. Тогда убегать будет легко, а догонять — трудно.
"К своим флажкам"
Играющие делятся на группы по 6—8 человек и становятся в кружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка — водящий с флажком в поднятой руке (флажки разного цвета). По первому сигналу учителя все, кроме держащих флажки, разбегаются по площадке, по второму сигналу — приседают и закрывают глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время меняются местами. По команде руководителя: «Все к своим флажкам!» — играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут и строятся вокруг него. Побеждает группа, быстрее других образовавшая кружок.
Эти 10 подвижных игр составляют основу "Копилки" в 1 классе. В принципе, "Копилка" непостоянна. С каким-то классом я не успеваю выучить даже 5-6 игр, с каким-то приступаем к изучению игр 2, а то и 3 класса.