Опыт, перспективы
Описание опыта работы. Статьи. Открытые уроки.Внеклассные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_formirovanie_chitatelskoy_kompetentsii.doc | 201.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича»
городского округа Самара
Российская Федерация, 443041, г. Самара, ул. Красноармейская, 93-А
Тел./ факс: (846) 332-45-46; е-mail: inform 12 @mail.ru
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Зуева Ирина Михайловна,
учитель начальных классов
Самара
- Информационный блок
- Название темы опыта
Приемы и методы формирования читательского интереса младших школьников на учебных занятиях по литературному чтению и во внеклассной работе
- Актуальность опыта
Общеизвестно, что за последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему сильно изменились. Одной из актуальных проблем в современном обществе стало отсутствие желания читать, открыть книгу и узнать что-то новое, неизведанное. Все это происходит, потому что роль телевидения и компьютеризация в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днем все большее место.
Начальная школа играет большую роль в формировании у учащихся интереса к чтению. Исходя из общей задачи развития личности ребенка, педагоги начальных классов формируют младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью.
Основа чтения закладывается в семье. Родители часто жалуются, что детей трудно заставить читать. И обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? В то же время многое зависит от того, сколько времени уделяют ребенку в семье родные, от количества книг в доме, от того часто ли читают в семье сами взрослые. Очень важно самим родителям показать интерес к чтению, личным примером заинтересовать своих детей.
По мнению многих выдающихся ученых, педагогов, психологов, чтение играет огромную роль в образовании и развитии человека. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребенка «дар слова». От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника.
Понимая значимость обучения чтению в образовании и развитии детей, я стараюсь, чтобы ребенок не просто читал, а чтобы у него был сформирован стойкий интерес к чтению.
- Цели опыта
Формирование у учащихся читательского интереса посредством использования эффективных методов и приемов.
- Задачи опыта
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- систематизировать методы, приёмы и формы работы по формированию у учащихся читательского интереса на уроках литературного чтения;
- разработать сценарии литературных внеклассных мероприятий с опорой на учебную программу;
- проанализировать результативность и определить эффективность использования различных средств и методов по формированию читательского интереса младших школьников.
- Длительность работы над опытом
Продолжительность работы над опытом – 4 года.
- Описание технологии опыта
- Ведущая идея опыта
Эффективность моей работы по развитию читательского интереса, может быть достигнута при системном подходе, поэтому я определила три главных направления:
- на занятиях литературного чтения;
- через внеклассную деятельность;
- путем тесной работы с родителями.
- Описание сути опыта
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению, и об этом еще в свое время говорили Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов. Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность. Начальная школа формирует читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. М.И. Губанов и Е.П. Лебедева указывали на специфику литературного чтения, которая заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников.
- Описание эффективных методов и приёмов формирования читательского интереса младших школьников на учебных занятиях и во внеклассной работе.
Цель моих занятий – воспитание читательских умений и навыков, которые станут основой для дальнейшего развития личности учащегося и успешного изучения всех учебных предметов на последующих ступенях образования.
Основные задачи уроков литературного чтения:
• формирование потребности читать, познавать творчество писателей;
• воспитание любви к чтению и изучению литературы; читательской самостоятельности;
• воспитание литературного вкуса, способности эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям;
• развитие творческих способностей детей, устной и письменной речи;
• формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их выражать и отстаивать;
• создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
• воспитание чувства патриотизма, любви и заботы о природе.
Годы работы убедили, что чем лучше человек владеет техникой чтения, тем меньше он уделяет внимания техническому прочтению текста. Поэтому для меня, как для учителя, главная задача состоит в том, чтобы ребенок как можно быстрее овладел техникой чтения, чтобы этот процесс стал для него привлекательным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Чтобы научить учащихся правильно говорить и читать вслух, я систематически работаю над развитием их речевого дыхания. Для этого на своих уроках литературного чтения я включаю упражнения для развития у детей речевого дыхания и четкости произношения звуков (Приложение 1):
- упражнения на регулирование речевого дыхания;
- упражнения на отчетливое произношение звуков;
- чтение чистоговорок и скороговорок [6, с.20].
Для выработки у учащихся внимания к слову и его частям как предпосылки правильного и осознанного чтения я использую разнообразные виды упражнений (Приложение 2):
- слова, различающиеся одной буквой;
- упражнения, при изучении мягкого знака;
- упражнения на схожесть части;
- упражнения на чтение слов-перевертышей и предложений-перевертышей (палиндромов) [6, с.35].
Чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка. В этом помогут такие упражнения как упражнения в чтении слов, словосочетаний, небольших предложений. Начинать подобную работу следует с чтения несложных слов: сначала слово, состоящее из двух слогов, затем – из трех, далее – два небольших слова, и, наконец, целое предложение, состоящие из 10-12 знаков. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения, а также упражнения на антиципацию отдельных слов (Приложение 3) и упражнения, развивающие умение менять скорость чтения в зависимости от содержания.
Значительное место на уроках литературного чтения в работе по формированию читательских умений и навыков в начальных классах занимают тексты. Я применяю разные виды работы над текстом, а также игры и упражнения, способствующие развитию у детей интереса к чтению, развития их творческих способностей [8,с.19]. Работу провожу по трём направлениям.
1. Формирование у учащихся качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение.
Творческую деятельность школьников формирую на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр и упражнений, которые в свою очередь, вырабатывают внимание к слову и его частям, как предпосылка правильного чтения, игр на развитие творческого воображения, психологических игр, литературных игр (Приложение 4). Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяет в игровой, занимательной форме многому научиться [9, с. 31].
- Использование элементов исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективная работа, совместное выполнение поставленных задач.
- Содействие осознанию учащимися художественного произведения через собственное творчество. Исполнительская деятельность может подняться до уровня искусства: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, от своего понимания героя или события – это самовыражение.
Предлагаю детям также интеллектуально-творческие задания. Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия, артистизм.
В своей практике в зависимости от возраста я применяю также творческие пересказы, работу с иллюстрациями, словесное и графическое рисование, драматизацию, создание диафильмов, стихосложение, устные рассказы и сказки (Приложение 5).
Интерес к чтению неразрывно связан с читательской самостоятельностью ребенка. У меня сложилась собственная система работы по развитию читательской самостоятельности учащихся, в основе которой – работа с читательскими дневниками. Начинаю работу с 1-го класса.
В 1-ом классе ведется подготовительная работа. Дети не все умеют читать, поэтому таким ребятам читают родители. Прочитанное учащиеся сопровождают в читательском дневнике иллюстрацией, с которой работа проводится не только в классе, но и дома. Ребятам предлагаю также следующие задания (по желанию): найди интересную информацию об этом животном (растении и т.д.); выучи стихотворение про это растение; выполни рисунок и сочини историю (сказку); поделись своими впечатлениями, если ты видел… (Брестскую крепость, Московский кремль); где вы отдыхали летом? (рисунок и устный рассказ учащегося).
Дети с удовольствием готовятся, удивляя информацией и одноклассников, и учителя. У них формируется монологическая связанная эмоциональная речь, воспитывается интерес к познанию нового.
Со 2-го полугодия ребята уже работают с читательскими дневниками, куда записывают названия прочитанных произведений, автора и выполняют рисунок по содержанию рассказа, стихотворения или сказки. Проверка ведется регулярно обзорно учителем. Каждую неделю читательские дневники просматриваются, а выборочно по желанию дети рассказывают наиболее понравившиеся эпизоды или комментируют рисунки.
Во 2-м классе дневник читателя ведется уже более подробно. Запись ведется в виде таблицы (Приложение 6).
Дети привыкают регулярно читать. Кроме учебника работают с рабочей тетрадью по литературному чтению. Берут литературу в библиотеке (руководствуясь предложенным учителем списком). Объем читаемого еще невелик, но постепенно вырабатывается привычка к чтению.
Итогом работы с учащимися 2-го класса являются читательские конференции, которые проходят 1 раз в четверть Ребята приглашают родителей, выступают перед ними с презентациями, сочинениями о прочитанном. Сообщения дополняются интересными фактами из жизни писателя.
В 3-м классе дети продолжают работать в читательских дневниках. Только содержание таблицы немного изменилось (Приложение 6).
Здесь, наряду с чтением произведения идет знакомство с творчеством автора. Приглашается библиотекарь или кто-то из подготовленных заранее родителей, чтобы предварительно познакомить детей с тематикой произведений писателя, поэта (разные формы: фильм, аудио- и видеофрагменты, незавершенное чтение произведений, выставка книг, высказывания об этом писателе и его творчестве, книжки-малышки). Итогом работы являются мероприятия, на которые приглашаются родители, ребята из других классов, а также традиционные конкурсы на знатока русской поэзии; книжного полиглота; самого внимательного читателя; знатока программных произведений; самого лучшего подражателя автору; знатока исторической литературы; знатока литературных жанров; «Мама, папа, я – читающая семья».
В школе проходят предметные недели, в которых мы также принимаем активное участие. Кроме этого в классе проводятся литературные гостиные, конференции, КВНы.
В 4-ом классе читательская деятельность, также как и в предыдущих классах, организована таким образом, чтобы дополнять и расширять знания по разделам учебника. Таблица в читательском дневнике дополняется разделом «Сравнения, метафоры, крылатые выражения, пословицы, поговорки» (Приложение 6).
Итогом занятий становится проведение внеклассного занятия: театральный фестиваль; литературная гостиная; литературный праздник; дискуссия; беседа-приманка; тематический праздник.
Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса является организация литературных игр и литературных праздников.
Практика показала, что систематическая работа с читательским дневником дала хорошие результаты в обучении детей чтению и письму. Письмо читающих детей более грамотно. Происходит существенное интеллектуальное развитие, расширяется и обогащается словарный запас, дети более свободны и смелы в выступлениях перед классом. Из 25 человек – 10 отличники, остальные ребята хорошо учатся. Подростки свободно вступают в контакт со сверстниками, развернуто излагают свои мысли, любят читать.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность.
Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Использую следующие формы работы с родителями: коллективная (собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник), родительско-ученический капустник; групповая (тематическая консультация); индивидуальная (консультация) [12,с.25]. Для организации целенаправленной работы с учащимися провожу опросы детей и взрослых, анализирую их результаты, разрабатываю памятки по организации чтения в семье для родителей (Приложение 7).
- Результативность и эффективность опыта
Данный опыт можно считать успешным, если у ребенка сформирована читательская компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая грамотность, позитивное отношение к чтению.
В качестве критериев интереса я рассматриваю:
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
- положительное эмоционально-окрашенное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
- заинтересованность конкретными книгами («хочу прочитать эти книги»);
- увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»);
- творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Данный опыт позволил достичь высоких результатов. Подтверждением тому служат следующие показатели: 1) все учащиеся класса являются активными читателями школьной и городской библиотек (Приложение 8); 2) техника чтения учащихся по завершении обучения в 4 классе находится на достаточном и высоком уровнях (Приложение 9); 3) устная речь учащихся отличается богатым словарным запасом, грамотностью (полные ответы на вопросы, пересказ, словесное рисование, чтение наизусть); 4) увеличилось количество родителей, принимающих активное участие в организации и проведении литературных праздников и других мероприятий; 5) улучшились результаты учебных достижений учащихся по предмету «Литературное чтение» за период обучения в 3-4 классах.
Существует ряд условий, позитивно влияющих на эффективность и результативность данного опыта: 1) активная помощь родителей; 2) постоянное взаимодействие с работниками школьной и городской библиотек; 3) использование различных форм работы с учащимися; 4) подбор литературы, соответствующей интересам и возрастным особенностям учащихся. Однако, есть и условие, негативно влияющее на эффективность и результативность данного опыта: 1) доступность и привычка по любому вопросу обращаться к компьютеру и интернету как к источнику информации (игнорируя книгу); 2) отсутствие у отдельных родителей желания и времени заниматься со своим ребёнком дома.
- Заключение
Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской компетентности, я радуюсь результатам своего труда. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление. Я могу с уверенностью сказать, что дети с удовольствием читают книги, и у них есть поддержка и помощь со стороны родителей.
Особенностью работы учителя начальных классов является то, что через каждые четыре года он набирает новых детей, а это приводит к необходимости постоянно совершенствовать сложившуюся систему по формированию читательского интереса младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежелей // Начальная школа. – 194421389. – № 3. – с. 17–18.
2. Зобнина, М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М. А. Зобнина // Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 35–43.
3. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях / И. Р. Калмыкова. Ярославль, 1998.
4. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Ко-нышева // Начальная школа. – 2006. – № 1.
5. Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева.- М., 1999.
6. Неборская, Т. А. Учим читать вслух и молча / Т.А. Неборская. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.
7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2001.
8. Оморокова, М. И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова.- М., 1999.
9. Оморокова, М. И. Чтение в начальных классах / М.И. Оморокова.- Тула, 2003.
10. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.
11. Стахеева, В. А. Приближение к душе: программа чтения для детей / В. А. Стахеева // Школьная библиотека. – 2006. – № 5.
12. Торшилова, Е. М. Эстетическое воспитание в семье / Е. М. Тор-шилова. – М.: Искусство, 1989.
13. Яшина, Н. П. Учить читать трудно, но интересно / Н. П. Яшина // Начальная школа. – 2001. – № 6.
Приложение 1
Упражнения для развития у детей речевого дыхания
и чёткости произношения звуков
Упражнения на регулирование речевого дыхания
«Не дышать»
Полностью выдохнуть воздух и не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить легкие воздухом путем нескольких коротких и активных вдохов.
«Надоедливый комар»
Вытянуть руки перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести их в стороны до отказа. На счет «два» на выдохе произнести звук «з-з-з», медленно и аккуратно соединить руки, чтобы «убить комара», который звенит перед вами. Движения на выдохе делать медленно и спокойно, чтобы не спугнуть комара.
Упражнения на отчетливое произношение звуков
«Играем со звуком»
Сделать глубокий вдох, а на выдохе издать названные педагогом звуки, усиливая или ослабляя их звучание:
- гудок поезда, который приближается или удаляется: М М-М-М...;
- Шум ветра: В-В-В-В...;
- Жужжание пчелы или жука: Ж-Ж-Ж-Ж;
- Писк летающего комара: З-З-З-З...;
- Рычание собаки (большой или маленькой): Р-Р-Р-Р...;
- Шипение змеи: Ш-Ш-Ш-Ш...;
- Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С-С...
Чистоговорки
Му - му - му — молока кому?
Ща – ща – ща — мы несем домой леща.
Ры – ры – ры – полетели комары.
Жа – жа – жа – есть иголки у ежа.
Скороговорки
Вез на горку Саня за собою сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
Приложение 2
Упражнения, вырабатывающие у учащихся внимание слову и его частям как предпосылка правильного чтения
Игры со словами
- «Слова, различающиеся одной буквой».
мак — лак — рак — как (на первых уроках учитель может подчеркнуть или выделить цветным мелом на доске буквы, которыми различаются слова);
кол — пол — вол — гол;
день — пень — тень — лень;
соль — роль — толь — моль — боль;
шапки — тапки — папки — лапки;
лук — лак — люк;
мушка — мышка — мошка;
стол — стал — стул — стыл;
игла — игра — икра;
- «Найди схожую часть». Прочитайте слова, записанные в первой строке. Сравните первое и второе слово, чем они похожи и чем отличаются. Сравните второе и третье слово. Чем они похожи и в чем их отличие? Таким же образом прочитайте и сравните слова во всех строках.
МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК.
МЕДАЛЬ, ПЕДАЛЬ, ДЕТАЛЬ, ДАЛЬ.
ШМЕЛЬ, СМЕЛ, УСПЕЛ.
МЕЛЬ, ЩЕЛЬ, ЦЕЛЬ.
КЛЕН, ЛЕН, СИЛЕН.
БОЛЬ, МОЛЬ, РОЛЬ, СОЛЬ.
Упражнения, при изучении мягкого знака
Прочитайте пары слов, определите, чем они отличаются: угол-уголь, брат – брать, ел – ель, шест – шесть, цел - ?, жар – жарь, стал – сталь, был - ?.
Чтение слов-перевертышей и предложений- перевертышей (палиндромов)
Для начала предложите ребятам самые простые из них, затем — более сложные, позднее — предложения. Например:
Боб, иди, тут, дед, тот, Ада, Анна, Алла, лакал, топот, шалаш, казак, комок, заказ, летел, наган, доход, довод, тащат.
Дом мод. Бел хлеб. Театр тает. Вижу — жив! Гори, пирог! Олесе весело! А Лиза мазила. Хорошо, шорох. Анна! Барабан на!
«Замените букву»
В предложенных словах замените одну согласную букву другой так, чтобы получилось новое слово.
НОГТИ, ЛАПКА, ЗУБЫ, КИСКА, ПЕСОК, ГАЛКА, БУЛКА, НОРКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, РАМОЧКА, ПОЛЕНО, ОРЕЛ.
(Когти, папка, шубы, миска, лесок, палка, белка, корка, блин, доска, цвет, мамочка, колено, осел.)
Приложение 3
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения,
упражнения на антиципацию отдельных слов
«Запутался»
Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.
Ворона гогочет, воробей поет, голубь кудахчет, жаворонок крякает, кукушка курлычет, журавль каркает, курица щебечет, гусь кукует, утка воркует.
«Угадай»
Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.
КРО Н
ТРО Т
СТО Ч
ПЛА Л
ТРУ Р
УЗО С
ВРА Г
«Шифровальщики»
Игра, которая в различных вариантах применима на этапах урока обучения грамоте, литературного или внеклассного чтения.
- Расшифруйте буквы и получите фамилии известных писателей:
Мршк, Мрк Твн, Чквскй, Пшкн.
- Расшифруйте слово, в котором каждая черточка соответствует букве:
Маш_ _ _ , моло_ _ , карто_ _ _ _ , чело_ _ _ , земля_ _ _ _ .
- Придумайте как можно больше слов, в которых встречаются буквы (последовательность букв можно менять):
К — Т (кот, кто, котелок, скот, конверт, котлета и т. д.);
М — Ш (мышь, шум, машина, Маша, маршрут, шмель и т. д.)
- Прочитайте строки известных стихотворений, вспомните, кто их автор.
Д-бр-й д-кт-р А-б-л-т!
-н п-д д-р-в-м с-д-т.
В с-н-м н-б- зв-зд- бл-щ-т,
В с-н-м м-р- в-лн- хл-щ-т.
Приложение 4
Игры для развития творческого воображения (для 1 и 2 классов)
№ | Название игры | Содержание игры |
1 | «Камушки на берегу» | – Пошел волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их в ... |
2 | «Кто без кого не может быть?» | Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д. |
3 | «Что общего и различного?» | У лысины и коленки У беды и горя У лжи и ошибки |
4 | «Конкурс переводчиков» | С литературного языка на «уличный» С «уличного», разговорного – на литературный С языка кошки (собаки) на человеческий язык |
Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения (1-4 класс)
- «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется.
- «Нарисуем портрет». (Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т. д., портреты могут быть детальными или схематичными.)
- «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? ит. д.
Литературные игры
«Небылица за 10 минут».
Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно, что написано, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдает другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы:
Кто это был (была)?
Как выглядел?
Куда пошел?
Кого встретил?
Что ему (ей) сказал?
Что он (она) ответил?
Какова была его (ее) реакция?
Чем вся история закончилась?
Вывод или мораль.
Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.
Приложение 5
Система заданий по словесному рисованию
1. Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
С целью усиления эмоционального восприятия детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:
- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.
- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.
2. Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников.
- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т.д.
- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или к выбранному вами отрывку.
- Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?
3. Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах.
- Подберите эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.
- Найдите в стихотворении образные слова.
- Найдите эпитет и слово, которое его определяет.
Приложение 6
Разделы читательского дневника во 2 классе
Автор, название книги | Главные герои | Что понравилось |
Разделы читательского дневника в 3 классе
Число | Автор, название книги | Главные герои | Жанр | Краткий отзыв |
Разделы читательского дневника в 4 классе
Число | Автор, название книги | Главные герои | Жанр | Крылатые выражения, сравнения, пословицы, поговорки | Краткий отзыв |
Приложение 7
Анкета для родителей
- Есть ли у вас дома библиотека?
- Книги каких авторов вы предпочитаете?
- Какой жанр книги для вас предпочтителен?
- Чем обоснован ваш выбор?
- Как часто вы читаете?
- Сколько времени вы тратите на чтение?
- Есть ли в семье традиция обсуждать прочитанное?
Анкета для учащихся
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
- да
-нет
-не знаю
- Нравится ли тебе читать книги?
- да
-нет
-не знаю
- Нравится ли тебе получать книги в подарок?
- да
-нет
-не знаю
- У вас дома много книг?
- да
-нет
-не знаю
- Ты знаешь, какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
-знаю
-не знаю
- Какую книгу ты теперь читаешь?
- сам читаю
- мне читают
-не читаю
- Записан в городскую библиотеку?
- да
-нет