Для учащихся 6 класса
6 класс. Русский язык. 3 четверть
В разделе представлены варианты тренировочных и контрольных упражнений и тестов по теме: "Местоимение" в 6 классе, контрольных диктантов, сборник диагностических работ (тестов) по русскому языку в 6 классе Н.Н. Соловьевой, словарные слова за 1 полугодие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренировочные задания№1 | 18.1 КБ |
Тренировочные задания №2 | 17.75 КБ |
Тренировочные задания № 3 | 15.08 КБ |
Тренировочные задания №4 | 12.09 КБ |
Тесты. Вариант 1-3 | 86.5 КБ |
Зачет по теме "Местоимение" | 26.63 КБ |
Контрольные диктанты по теме: "Местоимение" | 17.47 КБ |
slovarnye_slova.docx | 17.76 КБ |
Справочник для подготовки к ВПР. Автор Суязова И.А. | 2.48 МБ |
Сводная таблица "Местоимение: морфологические признаки + правописание" (по материалам учебника) | 16.71 КБ |
Опора "Склонение числительных" | 13.78 КБ |
Опора "Правописание глагола" | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1
ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ. 6 КЛАСС.
Графически объяснить правописание местоимений: Бессвязный рассказ, безжалостный человек, подытожить, сбить, расчетливый, приумолкнуть, безынициативный, предание старины, придать вид, бесцветный, беспрекословно, претворить мечту в жизнь.
Участвовал в какой(то) экспедиции, кто-то разрисовал причудливые узоры, сотворил нечто удивительное, наслаждаться свежим утренним воздухом, обаятельной девочки, раздаются какие-то звуки, растут кое-какие растения, пребывать в некотором недоумении, в летнюю безветренную ночь, приобрести кое-какие книги, тренировался некоторое время, спросишь у кого-нибудь, догадывался кое о чем, кое-кого не было.
Никакого впечатления, некого пригласить, ничем не интересуется, явился ни с чем, ни о чем не беспокоился, никого не узнавал, нечего раздражаться, никто не подвергался, ни у кого не вызывал восхищения, не боялись никаких препятствий.
Ничем не удивишь, не мог ничего сделать, не пригласил никого, не придумал никаких загадок, ничто не раздражало, ни у кого не узнавал, ни с кем не менялся ролями, ни о ком не расспрашивал, не пренебрегал никакими советами, ни за что не преодолеть это препятствие.
Ничего не произошло, ни о чем не надо спрашивать, а надо сидеть на своем месте как ни в чем не бывало, не нашел ничего; ничему не радовался; объединиться не с кем; ни о чем не спросил; не вежливость, а грубость; нечего рисковать; веселый непоседа; сказал неправду; неряшливый человек; не добрый, а равнодушный; не жадный, а расчетливый; сожалеть не о чем; не рассчитал ничего.
Мальчик хотел о чем-то спросить, что-то сказать. И муха плачется на то, что ей никто ни в чем никак помочь не хочет. Я не буду спорить ни с кем из вас.
- Раскройте скобки, объясните написание местоимений.
Участвовал в какой(то) эксп..диции, кто(то) разрисовал пр..чудливые узоры, с..творил нечто уд..вительное, насл..ждаться воздухом, об..ятельной девочки, раздаются какие(то) звуки, р..стут (кое)какие р..стения, пр..бывать в некотором недоумении, в летн..ю безветре(н,нн)ую ночь, пр..обрести (кое)какие книги, трен..ровался некоторое время, спросишь у кого(нибудь), догад..вался кое (о) чем, (кое)кого (не) было.
- Раскройте скобки, объясните написание местоимений.
(Н..)како..о вп.чатления, (н..)кого пр..гласить, (н..)чем не интересуется, явился н.. (с) чем, н..(о)чем не бесп..коился, (н..)кого не узнавал, (н..)чего раздр..жаться, (н..)кто не подвергался, н..(у)кого не вызывал в..схищения, не боялись н..каких пр..пя..ствий, (н..)чем не удивишь, (не) мог (н..)чего (с,з)делать, не пр..гласил (н..)кого, не пр..думал (н..)каких загадок, (н..)что не раздр..жало, н.. (у) кого не узн..вал, н..(с) кем не м..нялся ролями, н.. (о) ком не ра(с,сс)прашивал, не пр.н..брегал (н..)какими советами, н..(за)что не пр..од..леть это пр..пя..ствие.
3. Раскройте скобки, объясните написание местоимений.
(Н..)че..о не произошло, н.. (о) чем (не) надо спрашивать, как н.. (в) чем не бывало, не нашел н..че..о; н..чему не радовался; об..ед..ниться н..(с)кем;
н.. ( о) чем не спросил; н..чего р..сковать; сож..леть н.. (о) чем;
не ра(с,сс)читал н..чего.
Мальчик хотел (о) чем (то) спросить, что (то) сказать. И муха плачется на то, что ей (не, ни) кто (не, ни)( в) чем никак помочь (не) хочет. Я не буду спорить (ни) (с) кем из вас.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
ПРАВОПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ. 6 КЛАСС.
Карточка 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, выдели изучаемую орфограмму.
(Н..)какого вп..чатления, (н..)кого пригласить, (н..)чем не интересуется, явился н.. (с) чем, н.. (о)чем не бесп..коился, (н..)кого не узнавал, (н..)чего раздр...жаться, (н..)кто не подвергался, н.. (у) кого не вызвал подозрения, не б…ялись (н..)каких пр..пя..ствий, н.. (за) что благодарить, (н..)когда болтать, н.. (к) чему не притрагивался, я здесь ни (при)чем.
_____________________________________________________________________________
Карточка 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, выдели изучаемую орфограмму.
Н..(в) какие ворота, в (н..)котором царстве, н..(в)чем признаваться, н.. (в)чем не признался, (н..)чем не заинтересовался, (н..)чем заняться, н..(у)кого узнать, (н..)кого не тронул, (н..)кого нет, (н..)кого винить, вернулся (н..)какой, (н..)чего не стоит, н..(к)кому обратиться, (н..)чего волноваться.
_____________________________________________________________________________
Карточка 3. Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания.
- Поехали с орехами -при..дут (ни)с чем. 2. (Н..)кто ему не возразил но (н..)кто и не по..держал его. 3. На плечах его висело (н..)что, напоминающее пиджак. 4. Плохого человека (н..)чем не уваж..шь. 5. Дома с..дит, н..(на)кого не глядит. 6. И опять стрельцы н..(с)чем. 7. Тотчас же из темноты раздался голос, которого (н..)кто не знал. 8. Я сама н..(за)что не догадалась бы! 9.(Н..)чего я (не)боюсь но н..(с)кем и (не)бр..нюсь.
_______________________________________________________________________________________
Карточка 4. Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания.
- (Н..)чего на зеркало пенять коли рожа кр..ва. 2. Люблю того, кто (не)обид..т (н..)кого. 3. Обидеть-то каждый может а пож..леть-то (н..)кому. 4. Спроси его в другой раз, н..(за)что (не)ответит! 5. У себя дома Таня (н..)кого (не)нашла. 6. Говорить тут долго н..(о)чем. 7. За все брат(?)ся – (н..)чего (не)сделать. 8. Тот (не) ошибается кто (н..)чего (не)делает. 9. Р..дился – р..дился а н..(к)чему (не) пригодился.
Карточка 5 Запиши отрицательные местоимения, составив из данных ниже слов. Обозначь орфограмму.
Не, кого, у; ни, кого, у; ни, кто; не, чем, с; не, чем; ни, чем, с; ни, чем; ни, кому, к; ни, кому; не, чему, к; не, чему; ни, чем, о; ни, чем, перед; не, чего, с; ни, чего, с; не, чего; ни, что; не, что; не, кто; ни, кто.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ. 6 КЛАСС.
Карточка 1. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели изучаемую орфограмму.
Посадить какие (нибудь) р..стения, слыш..шь какой (то) ш..рох, раздаются чьи (то) шаги, прочитать что (либо), что (то) блестит, приобрести (кое) какие вещи, пребывать в каком(то) недоумении, (кое) (в) чем (не)согласиться, встретишь кого (нибудь).
_____________________________________________________________________________
Карточка 2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели изучаемую орфограмму.
(Кое) (о) ком подумать, кто (нибудь) сделает, (кое) (о) чем пор..змыслить, п..звать кого (либо), к кому (то) поехать, что (либо) приве..ти, (кое) (в) чем (не)согласиться, (кое) кого ра..спросить, чего (то) (не)хватает, (кое)кем зам..нить, (кое) (в) чем противоречит, кому (нибудь) поручить.
_______________________________________________________________________________________
Карточка 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выдели изучаемую орфограмму.
- По темному небу з..лотым узором звезд написано (н..)что торжественное. 2. Перед к..стром с..дело (н..)сколько человек. 3. Вдруг разд..лись чьи (то) шаги. 4. Кто (то) постучал в дверь. 5. К кому (то) принесли от мастера ларец. 6.За печкой Чук наш..л какую(то) кривую пруж..ну. 6. Каким(то) путем Женя ок..залась на речке. 7. (Кое) кто переплывал речку вплавь. 8. Сейчас я тебя (кое) (с) кем познакомлю. 9. Альбом подарили ей к какому (то) торжестве(н,нн)ому дню.
Карточка 5. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выдели изучаемую орфограмму. В (не)которых б..бл..отеках, (кое)(о) ком подумать, (кто)нибу..ь сделает, за (не)сколько дней, (чем)либо помочь, подражать (кому)то, (не) что интерес..ное, какие(то) оши..ки, (кое) (в) чем (не)согл..ситься, чьи (то) п..ртреты.
Карточка 5. Запиши отрицательные местоимения, составив из данных ниже слов. Обозначь орфограмму.
Не, кого, у; ни, кого, у; ни, кто; не, чем, с; не, чем; ни, чем, с; ни, чем; ни, кому, к; ни, кому; не, чему, к; не, чему; ни, чем, о; ни, чем, перед; не, чего, с; ни, чего, с; не, чего; ни, что; не, что; не, кто; ни, кто.
Укажите начальную форму местоимений, разряд.
Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с собой, к ним, скольких (учеников), к себе.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №3. Правописание местоимеий
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Кое) (о) чём пр..помнить, н..какого вн..мания, кто (нибудь) досто..н, кого (либо) пом..рить, (н..) (в) чём (н..) раскаивается, кому (то) помоч.., (н..) (у) кого (н..) узнал, (н..) боится (н..) каких опас..ностей, что (либо) раздр..жает, как (н..) (в) чём (н..) бывало, (н..) ч..ими советами (н..) пр..небрегал, (н..) кого (н..) уговорил
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Кое) (в) чём (не) согласиться, (кое) кого расспросить, (кое) кем заменить, (н..) (на) кого рас..читывать, (н..) (в) ком (н..) усомнился, по какому (то) (не) доразумению, (не)прик..саться (н..) (к) чему, (н..)чему (не)радуется, (н..) (к)чему (не) приспособлен, (н..) (на) что (не)годен, (н..)чего (н..)забыл, (кое) кого спросим, (н..)чему (н..) удивлялся, (н..)(с)кем (н..)ссорился, (не)(о)чем сожалеть
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Н..)чем зажеч.., (кое) (о) ком спрашивать, чем (либо) удивит, чем (то) огорчён, (н..) (перед) чем (н..) остановится, (н..) (с)кем (н..) посоветуется, (н..) (с)кого брать пример, кто (нибудь) сделает, (кое) (о) чём поразмыслить, призвать кого (либо), к кому (то) приехать, что (либо) пр..везти, (кое) (в) чём (н..) согл..ситься, (кое) кого рас..просить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Чего (то) (н..) хватает, (кое) кем заменить, (кое) (в) чём противоречит, кто (то) рас..читал, в чём (то) сомневается, (н..) (к) чему (не) приспособлен, (н..) (перед) кем (н..) унижается, (н..) (к) кому (не) обращался, (н..) (за) что (н..) предаст, (н..)кто (н..) вид..л, (кое) (о) чём сож..леет, (не) (в) чем обвинить, (не) (за) что укорять, чего (либо) (н..) понимает, (н..) кому (не) доверяет
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Кое) кого попросим, (кое) кому поможет, (не)кому показать, (н..) чему (не) удивлялся, (н..)(на)кого (не)надеяться, (н..)кому (не)доверять, (не)находить (н..)каких признаков жизни; (не)(на)кого рас..читывать, (не)верить (н..)(в)чьи обещания, (не)(у)кого спросить, вернуться (н..)(с)чем, (н..)кто не пожалеет, (н..) пр..нимать (н..)каких мер, (н..)чего подобного (н..) испытывал, (кое) какие проблемы
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Кое )что об..яснил, (н..)которое зам..шательство, (н..)кто (не) видел, кто(то) чужой, (чей) либо друг, (н..)сколько книг, что(нибудь) придумать, (н..)что непонятное, (кое)кто приш..л, (кое)(у) кого спросить, какой(либо) предлог, (не)который интерес, какие(то) слова, какой(нибудь) случай, чем(то) озабочен, чей(то) рюкзак, (н..)чего нет, (н..)кого ругать, (н..)кто (н..) приш..л, (н..)какие обстоятельства, (н..)(с) кем говорить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (Н.) (во) что (н..) верить, (н..) (у) кого взять, (н..)(для) чего (н..) готовить, (н..)(от)кого не зависеть, (н..)(перед) чем (н..) остановиться, (н..) (в) чём не отказывать, (н..)(к) чему (н..) прикасаться, (н..) (на) кого (н..) обижаться, (н..) кто иной, как сторож, (н..)кто иной (н..) решит, (н..) что иное, как болтовня, (н..)что иное, кроме спорта, барометр (н..) что другое, как прибор, (н..)чем другим (н..) занимался, (н..)(за)что хвалить
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Это был (н..)кто иной, как наш друг; выяснить (кое)какие подробности, (н..)чего (н..) обнаружить, вернуться (н..)(с)чем, (кое)(в)чём разобраться, (кое)(о)чём рассказать, (н..)(в)ком (н..) нуждаться, нет (н..)какой проблемы, (н..)(на)какие уступки, думать (н..)над чем, (н..) чего придираться, (н..) чего (не) обнаружить, (н..) кому предложить, (н..)(к) кому обратиться, (н..)(к) кому (н..) обращаться, (н..) чем помочь
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
(Н..) чего (н..) исправить, (н..) (о)чём (н..) волноваться, (н..) о чём сожалеть, (н..)кого и (н..)чего (н..) бояться, (н..) от кого (н..) зависеть, (н..)( в )чём (н..)кому (н..) отказывать, стараться (н..) для кого, (н..) с кем (н..) общаться, (н..) (на) что (н..) похоже, (н..) (на) кого (н..) мог надеяться, (н..)чем (н..) отличается, (н..)(от)кого (н..)получать писем, (н..)(с)какими просьбами, (кое)(о)чём задуматься
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Так мне ещё удастся пож..виться сырком, иль косточкой, иль чем (нибудь). 2. К кому (то) принесли от мастера Л..рец. 3. В механике и я чего (нибудь) да стою. 4. Так это был твой брат и, словом, кто (нибудь) из вашего же роду. 5. Так видиш.. ли, мой друг, чего (то) нет на свет.. ! 6 Уж я (кой) что посе..л, посадил.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1.Какой (то) молодец купил огромный дом. 2. Идёт он (Медведь) в лес, чтоб с кем (нибудь) зн..комство свесть. 3. (Н..)что (н..)трогало его, (н..) замечал он (н..)чего. 4. Эти возгласы (н..)чего (н..) выр..жают, к..ртины (н..)чего (н..) изображают. 5. Все нашли, что мы говорим вздор, а из них (н..)кто (н..)чего умнее этого (н..) сказал. 6. Больше я от него (н..)чего (н..)мог добиться.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1. (Н..)что так (н..) обогатило меня, как этот скромный и тихий край. 2. Он (н..)чего (н..) пон..мал из слов тётки. 3. Она ушла, гордо вскинув голову, (н..) на кого не глядя. 4.( Н..)кому (не) было дела до Бима. 5. Листья в ответ что(то) шептали. 6. Герасим догадывался, что затевается что(то) для него недоброе.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 1. (Н..)кто (н..) сомн..вался в его способностях. 2. В липовой ал..ее раздавались чьи(то) шаги. 3. (Н..)кто (н..) даст нам этих книг. 3. Он (н..)кому (н..)(о)чём (н..) рассказывал. 4. Вдруг ему показалось, что что(то) барахтается в тине у самого берега. 5. Журналист вносил (кое) какие поправки в рукопись. 6. Герасим (н..)изменил своего поведения (н..)(в)чём.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4.
Раздаточный материал.
Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. Никогда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка никуда от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начались обвалы. ..днажды тяж..лый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выск..чила, а ее беспомощные дети ок..зались в ловушке. Некуда бежать. ( Н..) к кому обр.титься за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. Никогда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)
1. Озаглавить текст. Определить его основную мысль.
2.Выписать слова с пропущенными буквами.
3.Выписать местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.
4.Указать разряды местоимений.
5.Определите, какие из употреблённых местоимений являются разными формами одного слова.
Предварительный просмотр:
Тема: Местоимение Вариант 1 Часть 1 К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 1. Укажите слово, которое не является местоимением. 1) другой 3) собой 2) всякий 4) там 2. Укажите словосочетание, в состав которого входит личное местоимение. 1) мой портфель 3) люблю её 2) его часы 4) ваши слова 3. Укажите возвратное местоимение. 1) свой 3) собой 2) мой 4) его 4. Укажите падеж, которого не имеет возвратное местоимение. 1) именительный 3) винительный 2) родительный 4) предложный 5. Укажите словосочетание, в состав которого входит притяжательное местоимение. 1) вспоминаю их 3) который час 2) её день рождения 4) кто-то 6. В каком предложении дано вопросительное местоимение? 1) Кем был Ломоносов? 2) Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит. 3) Алексей не знает, который час. 4) Ольга не помнит, кто был на уроке. 7. В каком предложении дано относительное местоимение? 1) Который час? 2) Сколько сейчас времени? 3) Догадайтесь, сколько времени осталось до начала занятия. 4) Каков ваш вопрос? | 8. Укажите ошибку в употреблении притяжательного местоимения. 1) наши самолёты 3) ихняя встреча 2) моя книга 4) своими друзьями 9. В каком примере есть отрицательное местоимение? 1) несколько минут 3) некоторый 2) нечто странное 4) нечего 10. Укажите словосочетание, в котором допущена ошибка. 1) некого спросить 3) кое что рассказал 2) никого не видел 4) кое к кому заходил 11. В каком словосочетании не пишется раздельно? 1) (н...)чего не боится 3) (н...)(на)что надеяться 2) (н...)кому не нужна 4) (н...)(перед) чем не остановится 12. В каком словосочетании ни пишется слитно? 1) (н...)(на)что не жалуется 3) (н...)кому следить 2) (н...)чему не научился 4) (н...)(к)чему не призывал 13. Укажите отрицательное местоимение. 1) некоторый 3) нечто 2) некто 4) некого 14. Какое местоимение пишется раздельно? 1) кое...кому 3) кое...с...кем 2) кого...то 4) кто...нибудь 15. Укажите местоимение, которое не является указательным. 1) столько 3) этот 2) таков 4) сколько 16. Укажите местоимение, которое не является определительным. 1) каждый 3) такой 2) любой 4) другой |
17. Укажите ошибку в употреблении местоимения. 1) возле неё 3) к ним 2) скучаю по им 4) у неё 18. Укажите ошибку в определении разряда местоимения. 1) столько — указательное 2) свой — личное 3) чей — вопросительное или относительное 4) некто — неопределённое 19. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) сколькИми 2) щАвель 3) стОльких 4) стОляр 20. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой. 1) думать обо мне 2) к еёному дому 3) гостить у неё 4) верить в тебя | Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами. (1) Саше и Маше подарили хорошего ёжика. (2) Он жил у них всё лето, очень привык к ним, прибегал на их зов, брал у них из рук кусочки говядины и хлеба и разгуливал не только по саду, но и по дому. (3) Как же бедняги огорчились, когда их ёжик вдруг исчез. (4) Дети бегали по всему дому, звали ёжика, искали его, но всё напрасно. (5) Только к вечеру ёжик был обнаружен. (6) Он крепко спал в ямке, которую сам себе вырыл и в которую натаскал травы. 21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер. 1) Ежик не боялся детей. 2) Дети переживали исчезновение ёжика. 3) Саша подарил Маше ёжика. 4) Вечером ёжика нашли спящим в ямке. 22. Из предложения б выпишите возвратное местоимение. 23. Из предложения 2 выпишите притяжательное местоимение. 24. Из предложений 5, 6 выпишите определительное местоимение. 25. Напишите падеж местоимения всему (предложение 4). 26. Напишите разряд местоимения которую (предложение 6). 27. Напишите падеж местоимения (к) ним (предложение 2). 28. Из предложений 1-4 выберите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите его номер. |
Тема: Местоимение Вариант 2 Часть 1 К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 1. Укажите слово, которое не является местоимением. 1) каждый 3) тот 2) иной 4) куда 2. Укажите словосочетание, в состав которого входит личное местоимение. 1) его голос 3) твой размер 2) вижу её 4) её стихи 3. Укажите возвратное местоимение. 1) их 3) мой 2) собой 4) свой
4. Укажите падеж, которого не имеет возвратное местоимение. 1) предложный 3) именительный 2) творительный 4) винительный 5. Укажите притяжательное местоимение. 1) приходите ко мне 3) это письмо 2) их дача 4) который день 6. В каком предложении дано вопросительное местоимение? 1) Я понял, что ты задумал. 2) Витя не знает, сколько стоит компьютер. 3) Андрей, который час? 4) Я читал, что завтра будет дождь. 7. В каком предложении дано относительное местоимение? 1) Кого ты видел? 2) Сколько стоит это пальто? 3) Я знаю, о чём ты говоришь. 4) Каков ваш ответ? | 8. Укажите ошибку в употреблении притяжательного местоимения. 1) её ручка 3) ихний разговор 2) твой дом 4) своим долгом 9. В каком примере есть отрицательное местоимение? 1) некому сказать 3) несколько книг 2) некто шёл 4) нечто вспомнил 10. Укажите словосочетание, в котором допущена орфографическая ошибка. 1) кому нибудь расскажет 3) что-то забыл 2) никого не узнал 4) кое с кем подружился 11. В каком словосочетании не пишется раздельно? 1) (н...)чего делать 2) (н...)кому сходить 3) (н...)(за)что не услышит 4) (н...)(перед)кем отчитываться 12. В каком словосочетании ни пишется слитно? 1) (н...)(к)кому обратиться 2) (н...)чем заняться 3) (н...)кому не жаловался 4) (н...)(к)чему не прислушивался 13. Укажите отрицательное местоимение. 1) некто 3) некого 2) нечто 4) несколько 14. Какое местоимение пишется через дефис? 1) кое...к...кому 3) кое...в...чём 2) кое...кто 4) кое...с…кем 15. Укажите местоимение, которое не является указательным. 1) тот 3) сколько 2) такой 4) это |
16. Укажите местоимение, которое не является определительным. 1) всякий 2) иной 3) самый 4) свой 17. Укажите ошибку в употреблении местоимения. 1) у ней 2) к нему 3) грущу по вас 4) за ними 18. Укажите ошибку в определении разряда местоимения. 1) такой — указательное 2) мне — личное 3) твой — притяжательное 4) некого — неопределённое 19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) сколькИх 3) стОлькими 2)докумЕнт 4) каталОг 20. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой. 1) вспоминаю об тебе 3) находится у него 2) тоскую по вас 4) подошел к нему | Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами. (1) Мост, по которому нам нужно было пройти, оказался закрытым. (2) Из-за этого пришлось взять одну из лодок, стоящих у самого берега. (3) По моему расчёту, переправа через реку отнимает лишние полчаса времени. (4) Каждому из нас надо было спешить к поезду. (5) Опоздать было нельзя, так как в этом случае мы потеряли бы целую ночь. (6) Прибыли мы на вокзал перед самым отходом поезда. 21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер. 1) Через реку мы переправлялись на лодке. 2) Мост не работал. 3) На вокзале мы были вовремя. 4) Через реку на лодке можно переправиться быстрее, чем по мосту. 22. Из предложений 1-3 выпишите притяжательное местоимение. 23. Из предложения 1, 2 выпишите относительное местоимение. 24. Из предложений 4, 5 выпишите определительное местоимение. 25. Напишите разряд местоимения этого (предложение 2). 26. Определите, каким членом предложения является по моему (предложение 3). Свой ответ запишите словом. 27. Напишите падеж местоимения (из) нас (предложение 4). 28. Из предложений 1-3 выпишите личное местоимение. |
. Местоимение Вариант 3 Часть 1 К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. 1. Укажите слово, которое не является местоимением. 1) сколько 3) иной 2) любой 4) туда 2. Укажите словосочетание, в состав которого входит личное местоимение. 1) прикрывается мною 3) какие-то сведения 2) наш двор 4) свой фотоальбом 3. Укажите возвратное местоимение. 1) себя 3) тебе 2) мне 4) столько
4. Укажите падеж, которого не имеет возвратное местоимение. 1) дательный 3) именительный 2) винительный 4) творительный 5. Укажите притяжательное местоимение. 1) мечтаю о вас 3) слушаю его 2) его путь 4) каждый час 6. В каком предложении дано вопросительное местоимение? 1) Я хорошо помню, в каком году приезжал Коля. 2) Сколько минут осталось до отправления автобуса? 3) Андрей уточнил, что именно помнит Светлана. 4) Учитель спросил, чей портфель остался в кабинете. 7. В каком предложении дано относительное местоимение? 1) Во сколько лет вы пошли в школу? 2) Несколько лет Володя жил в Житомире. 3) Я знаю этого человека. 4) Я не знаю, кто опоздал на урок 17. Укажите ошибку в употреблении местоимения. 1) за ней 3) с их согласия 2) об этом 4) об тех событиях 18. Укажите ошибку в определении разряда местоимения. 1) самим - определительное 3) сколько - указательное 2) тобой - личное 4) некоторый - неопределённое 19. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) скОльким 3) тортЫ 2) звОнит 4) цЕмент 20. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой. 1) тоскую по вас 3) о том дне 2) поговорил с кое- кем 4) стоял возле неё | 8. Укажите ошибку в употреблении притяжательного местоимения. 1) ваша имя 3) их беседа 2) свой номер 4) её сочинение 9. В каком примере есть отрицательное местоимение? 1) некоторое время 3) нечего ждать 2) кого-либо спросить 4) нечто тяжёлое 10. Укажите словосочетание, в котором допущена орфографическая ошибка. 1) кому- то разрешил 3) кое-с-кем договорился 2) кто-нибудь вошёл 4) кое – что предложил 11. В каком словосочетании не пишется раздельно? 1) (н...)кого винить 2) (н...)(в)чём не нуждается 3) (н...)(о)чем сожалеть 4) (н...)(в)чём не участвует 12. В каком словосочетании ни пишется слитно? 1) (н...)(за)что не выполнит 2) (н...)(на)что не посмотрит 3) (н...)чьими похвалами 4) (н...)(к)чему не прикоснётся 13. Укажите отрицательное местоимение. 1) некоторому 3) несколько 2) некто 4) нечему 14. Какое местоимение пишется раздельно? 1) кое... кто 3) кое...о...чём 2) чего…нибудь 4) кого…либо 15. Укажите местоимение, которое не является указательным. 1) столько 3) несколько 2) эти 4) такова 16. Укажите местоимение, которое не является определительным. 1) весь 2) сам 3) собой 4) любой Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами. (1) С каждым шагом перед нашими глазами развёртывались новые и новые картины, одна другой лучше, красочней. (2) Когда идёшь по незнакомой горной реке, никогда не угадаешь, какую ещё панораму она откроет тебе. (3) Ну, хотя бы вон тот зелёный вал, спустившийся в реку, как голова допотопного зверя, поросшего, словно гривой, остроконечной пихтой. (4) Смотришь и по аналогии рисуешь себе пестреющую цветами и зеленеющую травами поляну, увиденную раньше за таким же валом. 21. Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер. 1) Зелёный вал похож на голову допотопного зверя. 2) Зеленеющую цветами и травами поляну можно сравнить с увиденной ранее. 3) На зелёном валу растёт остроконечная пихта. 4) Когда идёшь по незнакомой горной реке, всегда знаешь, что увидишь дальше. 22. Из предложений 3, 4 выпишите возвратное местоимение. 23. Из предложения 1, 2 выпишите определительное местоимение. 24. Из предложения 3 выпишите указательное местоимение. 25. Напишите падеж местоимения таким (предложение 4). 26. Напишите разряд местоимения какую (предложение 2). 27. Из предложения 3 выпишите слово с двумя корнями. 28. Из предложений 2-4 выберите предложение со сравнением. Напишите его номер. |
ОТВЕТЫ 1 В. 2 В. 3 В.
1 4 4 4
2 3 2 1
3 3 2 1
4 1 3 3
5 2 2 2
6 1 3 2
7 3 3 4
8 3 3 1
9 4 1 3
10 3 1 3
11 3 4 3
12 2 3 3
13 4 3 4
14 3 2 3
15 4 3 3
16 3 4 3
17 2 1 4
18 2 4 3
19 3 1 1
20 2 1 2
21 3 4 4
22 себе моему себе
23 их которому каждым, другой
24 сам каждому тот
25 Д.п. указательн. Т.п.
26 относит. определен. относительное
27 Д.п. Р.п. остроконечной
28 2 нам 3
Предварительный просмотр:
Итоговый контроль по русскому языку.
Зачёт по русскому языку. 6 класс. Вариант 1
МЕСТОИМЕНИЕ.
Теоретическая часть.
1. Что такое местоимение?
2. Заполните таблицу «Местоимение как часть речи":
Разряд | Пример местоимений (все) | Как образуется (с помощью чего?) ЗАПОЛНЯТЬ НЕ ВСЕ строки | Морфологические признаки (непостоянные) | ПРАВОПИСАНИЕ (НЕ ВСЕ строки) | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 |
3. Чем отличаются вопросительные местоимения от относительных?
4. На какой вопрос отвечают притяжательные местоимения?
5. К какому разряду относятся местоимения его, её, их?
6. Объясните разницу в значении местоимения: Его (подвиг), (наградили) ЕГО?
7. Какие местоимения пишутся через дефис?
8. В каких случаях Не и НИ в отрицательных местоимениях пишется раздельно
9. Объясните правописание местоимений никто и некто.
Практическая часть.
1.Подчеркните местоимения, определите разряд.
1.Ничто не двигалось. 2. Им оставалось лишь несколько десятков шагов до выхода, как вдруг в большой пещере блеснули чьи-то страшные глаза. 3.Тебе, Казбек, о страж востока, принёс я, странник, мой поклон. 4. Открой мне всю правду, не бойся меня: в награду любого возьмешь ты коня. 5.Всякий человек, кто жил и видел свет и встречался с людьми, заметил что- нибудь такое, чего другой не заметил.
2.Сделайте разбор по составу слова.
Никакой, кто-нибудь, кто-то, кое-кто, каждый, что-то, что-нибудь.
3.Спишите, вставляя местоимения.
1.В___году ты родилась? 2.___тебе лет? 3.___книги нравятся тебе больше всего? 4.___из литературных героев тебе хотелось бы подражать? 5.___ты обычно делаешь после того, как приготовишь уроки?
4.Просклоняйте местоимения.
Любой, ты, они.
5.Морфологический разбор местоимения. Твоего друга зовут Гоша?
Дополнительные задания по теме на сайте: nsportal.ru Гаврилова Валентина Николаевна. Вкладка слева ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Разряд | Пример местоимений (все) | Как образуется (от чего и с помощью чего?) ЗАПОЛНЯТЬ НЕ ВСЕ строки | Для чего служат | Морфологические признаки (непостоянные) | ПРАВО ПИСАНИЕ (НЕ ВСЕ строки) | |
1 | Личные Кто? Что? | Я мы ты вы он она оно они | Измен. по лицам и числам, пад.. В 3л. по родам | |||
2 | Возврат ное | себя | Не имеет И.п., рода и числа | |||
3 | Вопросительное КТО? ЧТО? КАКОЙ СКОЛЬКО? | Кто? Что? какой который? Чей? Сколько?каков? | Для выраж. вопроса | Изм. по падежам. Кто что не изм. по родам и числам | ||
4 | Относительное КТО? ЧТО? КАКОЙ СКОЛЬКО? | Кто что какой который чей сколько каков | Для связи простых предлож в составе сложного | Изм. по падежам. Кто что не изм. по родам и числам. Остальные измен-ся | ||
5 | Отрицательное КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? | Никто ничто никого ничего некого нечего никакой ничей | От вопросит. прист. НЕ- НИ- | отрицание | Изм.по падежам, НЕКОГО НЕЧЕГО не имеет Им. п. | Не- ударная НИ-безударная . 2. Раздельно, если предлог Не у кого |
6 | Неопределенное КТО? ЧТО? КАКОЙ СКОЛЬКО? ЧЕЙ? | Некто нечто несколько некоторый кое-кто Кто-то что-то кто-нибудь что-либо какой-либо кое-что | От вопросит. прист. НЕ- КОЕ- суф. ТО ЛИБО НИБУДЬ | неопределенность | Изм. по падежам кроме НЕКТО НЕЧТО. По родам и числам | 1. Пр. НЕ- = под ударением , с слитно 2.Пр.КОЕ- , суф. ТО ЛИБО НИБУДЬ = через ДЕФИС |
7 | Указательное КАКОЙ? Сколько? | Тот это такой таков столько | Отдаленность или приближенность | Склон. как прилаг. Тот этот такой изм. по падеж., родам и числам | ||
8 | Притяжательное ЧЕЙ? | Мой твой наш ваш свой его её их | принадлежность | Склон. как прилаг | ||
9 | Определите Льное КАКОЙ? | Весь сам самый каждый иной любой другой | Обобщенное качество предмета | Склон. как прилаг. изм по род. числ. и падежам |
Зачет по теме «МЕСТОИМЕНИЕ». Вариант 2
1. Найдите местоимения в данных предложениях и впишите их в таблицу.
Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разобрана она. В нём была полная и совершенная красота. Куст тот, да не та ягодка. Человек не для себя родится. Всякому зерну своя борозда. В лесу стояла какая-то до звона чистая тишина. Кому счастье служит, тот ни о чём не тужит.
Разряды местоимений | Примеры |
Личные | |
Возвратные | |
Притяжательные | |
Вопросительные | |
Вопросительно-относительные | |
Неопределённые | |
Указательные | |
Определительные |
2. Тест. Вставь Е или И.
Н…что на свете Н…кого винить Н…чем помочь Н…чей ранец
3. Поставь местоимение в начальной форме.
Меня -____________ Твоего - __________ Некто -__________ Нашего - _________
Никому -___________ Собой -__________ С моим -__________ На них -____________
4. От местоимений КТО, ЧТО, КАКОЙ, ЧЕЙ образуй неопределённые местоимения при помощи приставки кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь. Составь с ними 2 предложения. Проведи морфологический разбор одного из них.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Установи, роль какой именно части речи выполняет неопределённое местоимение НЕКОТОРЫЙ – имени прилагательного или имени числительного. Свой ответ аргументируй.
1. Впрочем, через некоторое время можно и сойти с места.__________________
2. Затем Бим постепенно стал даже угадывать некоторые намерения друга. ___________
3. Он отбежал на некоторое расстояние, сел, и смотрел на ту дверь._________________
4. Через некоторое время она передвинулась ближе, села, не спуская с Бима глаз. ________
6. Найдите и подчеркните местоимения, которые помогут автору избежать речевых повторов. Укажите их разряд.
- При тренировке и натаске они встречались и с охотниками. С этими знакомство происходило незамедлительно, потому что с каждым таким человеком была собака.
- Теперь Иван Иванович опять же сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья.
- На лестничной площадке Иван Иванович позвонил в соседнюю дверь, а когда появилась девочка, Люся, он что-то ей сказал. Та убежала к себе в комнату и вернулась со старушкой Степановной.
7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
(Ко)мне, (около)нас, (у)них; (не)который, (не)сколько, что(нибудь), (кое)кто, какой(либо); вернуться (н…)(с)чем, (н…)кому (не)доверять, (н…)(с)чьей стороны, (н…)(у)кого спросить.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. Вспомни, когда местоимения ЧТО, КТО, КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО являются относительными, а когда вопросительными? Составь предложения, иллюстрирующие это.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Найди в тексте местоимения, подчеркни их как члены предложения. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.
Тибул вз…брался на кольцо, окружавшее ф…нарь. «Н…чего!- кричали гвардейцы.- Он пойдет по другой проволоке, оттуда мы и снимем его!»
Тут произошло такое, чего (н…)кто (н…)ожидал. Полосатая фигурка пр…села на железном кольце, повернула какой(то) рычаг, что(то) щ…лкнуло, звякнуло, и ф…нарь потух.
(Н…)кто (н…)успел сказать ни слова. А в следующую м…нуту все громко закричали, что(то) стукнуло и зазв…нело.
10. Произведи морфологический разбор одного местоимения из задания 9. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительная часть
11. Докажите, что за каждой фонетической записью скрываются по два слова. Какой частью речи они являются? Составьте с ними словосочетания, чтобы показать это.
[й и й о ], [ м о й ]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Исправь стилистические ошибки в предложениях.
А)А.П.Чехов, он родился в Таганроге. Б) Дубровский застрелил медведя, Троекуров велел снять с него шкуру. В) Льву принесли мясо, он оторвал кусок себе, а остальное бросил собаке. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Отгадай загадки.
1. В каком местоимении два звука, но одна буква? __________________________________
2. Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?___________________
3. Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ?_______________________________
4. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе –
овощ. ______________________
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи — смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют[1]. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму. (По И. Соколову-Микитову.) (125 слов)
II
ИСТОРИЯ КАШТАНКИ[2]
Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь. Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он отряхнул снег с ее спины и поманил за собой.
Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.
Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым. История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста. (По В. Дурову.) (119 слов)
План подготовки к контрольному диктанту
- Внимательно прочитай текст, пойми содержание, представь то, о чем говорится в тексте.
- Перескажи текст.
- Включи воображение и представь все, о чем говорится в тексте.
- Найди трудные слова (словарные слова), прочитай несколько раз их, запомни, воспроизведи по памяти. Напиши их по памяти, проверь
- Найди слова с орфограммами и объясни их (письменно или устно).
- Объясни постановку запятой (других знаков препинания) в тексте (устно или письменно).
Итоговый диктант за 3 четверть по теме "Местоимение"
Еще хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам легкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись желтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь желтые корзинки ее цветка.
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чье-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их.
(118 слов)
(По материалам книги «Энциклопедия чудес природы»)
Задания.
1) Озаглавьте текст.
2) Выпишите местоимения, определите их разряд.
3) Произведите морфемный анализ слов:
1 вариант – преспокойно;
2 вариант – безветренный.
4) Произведите синтаксический разбор 2 (1 вариант) и 5 (2 вариант) предложения последнего абзаца.
5) Произведи морфологический разбор местоимения
[1] Сказать о постановке запятых при вводном слове.
[2] Диктант взят из сборника «Проверочные материалы по русскому языку для 5—8 классов средней школы» авторов Т. А. Костяевой, Л. М. Рыбченковой — М., 1991.
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА. 6 класс
ПpЕбывaть
пpЕвocxoдный
пpЕвpaтить
прЕдание
пpЕдaтeль пpЕдeл пpЕдмeт
ПpЕзИдeнт ПpЕзидeнтcкий
ПpЕзидиyм
пpЕзиpaть
пpЕкocлoвить
пpЕкpaтить
пpЕкpaщaть
пpЕлecтный
пpeлЕcть
пpЕмьepa
пpЕoбpaзoвaть пpЕОдОлeть
пpЕпяТcтвиe пpЕпяТcтвoвaть
пpЕpeкaниe
пpЕcтиж
пpЕтвopить
пpибыть
пpИвeт пpИвeтливый
пpИвИлЕгиpoвaнный
пpИвИлeгия
пpИвыкaть
пpИглacить пpИгoдитьcя
пpИгoтoвить пpИЙти
пpИкАзaть
пpИключeниe
пpИлАгaтeльнoe
пpИлeжный
пpИлoжeниe
пpИмeнeниe пpИмep
пpимиpять
пpИмИтивный
пpинИмaть пpИОбpecти
пpИpoдa
пpИcмoтpeтьcя
пpИcпocoбить
пpИcyТcтвoвaть
пpИcягa
пpИтвopить, но прЕтворять (мечту в жизнь)
пpИтвopcтвo
пpИтиxнyть
пpИчинa
пpИятeль
пpИятнo
Арматура
атмосфера
багряный
бассейн
бахрома
бетон
биография
бирюзовый
богатырь
бордовый
великолепный
велосипед
ветеран
гараж
генерал
двести
девяносто
изжелта-красный
иллюстрация
искусный
искуССтво
иссиня-чёрный
квартира
общественно полезный
общественно-политический
обыкновенный
одиннадцать
орнамент
коллекция
лейтенант
миллиард
миллион
пpoгpeСС пpoгpeССивный
прЕнебрегать
прИчудливые
обАятельный
обЪедИниться
наслАждаться
раСЧетливый
раССчитать, но расчет
раССпрашивать
сожАлеть
тренИровался
тристА
четырестА
ПИШИ ПРАВИЛЬНО.
А
аккуратный
алюминиевый
алюминий
Б
багряный
бассейн
бахрома
безмятежный
бетон
биография
богатырь
бордовый
В
великолепный
вестибюль
Г
гектар
генерал
гостиная
Д
двести
девяносто
дощатый
3
заглавие
зелёный
И
иллюстрация
искусный
искусство
исполинский
исследование
К
каморка
карниз
квартира
коллекция
колоссальный
командир
командировка
конвейер
корреспондент
Л
лейтенант
М
маляр
миллиард
миллион
О
обиход
одиннадцать
орнамент
П
палисадник
педаль
перила
пиджак
пичужка
подзаголовок
подражать
поражение
поскользнуться
пребывать (на работе)
превратить
предмет
презирать
прекратить
премьера
преобразовать
преодолеть
препятствие
претворить (мечту в жизнь)
прибыть (на работу)
привет
привыкать
пригласить
пригодиться
приготовить
прийти
приказать
приключение
прилежный
пример
примерять
примирять
приобрести
природа
присмотреться
приспособить
присутствовать
притворить (дверь)
причина
приятный
профессионализм
профессиональный
р
реформа
румяный
С
салат
салфетка
свиной
сельдерей
синий
сирень
солдат
состязание
Т
талант
телеграмма
терраса
типография
трибуна
триста
троллейбус
У
учреждение
Ф
фасоль
физиономия
Ц
центнер
Ч
четыреста
Ш
штукатур
штукатурить
Э
эвкалипт
экономить
экскаватор
эмблема
Ю
юный
Я
январский
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
На «4» и «5» Сводная таблица «Местоимение: морфологические признаки и правописание» ( по материалам учебника)
Разряд | Примеры местоимений (все) | Как образуется (от чего и с помощью чего?) | Для чего служат, какую роль выполняет | Морфологические признаки (непостоянные) | ПРАВО- ПИСАНИЕ | |
1 | Личные Кто? Что? | Я мы ты вы он она оно они | Указ. на лицо | Измен. по лицам и Ч., пад.. В 3л. по Р. | ||
2 | Возврат ное | себя | Не имеет И.п., рода и числа | |||
3 | Вопросительное КТО? ЧТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО? каков? который? | Кто? Что? какой который? Чей? Сколько? каков? | Для выраж. вопроса | Изм. по падежам. Кто что не изм. по Р.,Ч. | ||
4 | Относительное КТО? ЧТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО? | Кто что какой который чей сколько каков | Для связи простых предлож. в составе сложного | Изм. по падежам. Кто что не изм. по родам и числам. Остальные измен-ся | ||
5 | Отрицательное КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? | Никто ничто никого ничего некого нечего никакой ничей | От вопросит. прист. НЕ- НИ- | Для выражения отрицания | Изм.по падежам, НЕКОГО НЕЧЕГО не имеет Им. п. | Прист.НЕ- ударная НИ-безударная 2. Раздельно, если предлог Не у кого |
6 | Неопределенное КТО? ЧТО? КАКОЙ СКОЛЬКО? ЧЕЙ? | Некто нечто несколько некоторый кое-кто Кто-то что-то кто-нибудь что-либо какой-либо кое-что | От вопросит. прист. НЕ- КОЕ- суф. ТО ЛИБО НИБУДЬ | Для выражения неопределенности | Изм. по падежам кроме НЕКТО НЕЧТО. По родам и числам | 1. Прист. НЕ- = под ударением , с слитно 2.Прист.КОЕ- , суф. –ТО- -ЛИБО- -НИБУДЬ = через ДЕФИС |
7 | Указательное КАКОЙ? Сколько? | Тот этот такой таков столько | Отдаленность или приближенность | Склон. как прилаг.. Тот этот такой изм. по П,,Р.,Ч. | ||
8 | Притяжательное ЧЕЙ? | Мой твой наш ваш свой его её их | принадлежность | Склон. как прилаг. | ||
9 | Определите льное КАКОЙ? | Весь всякий сам самый каждый иной любой другой | Обобщенное качество предмета | Склон. как прилаг., изм по П,,Р.,Ч. |
Предварительный просмотр:
Склонение количественных числительных
40,90,100 | 50,60,70,80 | 200,300, 400 | 500,600,700,800,900 | ||
И.п. | четыре | сто | пятьдесят | двести | семьсот |
Р.п. | четырёх | ста | пятидесяти | двухсот | семисот |
Д.п. | четырём | ста | пятидесяти | двумстам | семистам |
В.п. | четыре | сто | пятьдесят | двести | семьсот |
Т.п. | четырьмя | ста | пятьюдесятью | двумястами | семьюстами |
П.п. | о четырёх | о ста | О пятидесяти | о двухстах | О семистах |
Склонение числительных ОБА//ОБЕ
И.п. | оба | обе |
Р.п. | обоих | обеих |
Д.п. | обоим | обеим |
В.п. | оба (для неодуш.) | обе (для неодуш.) |
обоих (для одуш.) | обеих (для одуш.) | |
Т.п. | обоими | обеими |
П.п. | об обоих | об обеих |
Склонение числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА
И.п., В.п. | полтора | полтораста |
Р.п.,Д.п., Т.п., П.п. | полУтора | полУтораста |
Склонение числительных СТО, СОРОК, ДЕВЯНОСТО
И.п., В.п. | сорок | девяносто | сто |
Р.п.,Д.п., Т.п., П.п. | сорокА | девяностА | стА |
ПРАВОПИСАНИЕ. Мягкий знак в именах числительных
На конце слова | В середине слова |
От 5 до 20, 30 | От 50 до 80, от 500 до 900 |
Например: пятнадцатЬ | Например: пятЬдесят, пятЬсот |
Предварительный просмотр:
Спряжение глагола
1 спряжения | 2 спряжение |
Все остальные на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ | ВСЕ глаголы на –ИТЬ, кроме брить, стелить, зиждиться |
7 глаголов на –ЕТЬ:
| |
4 глагола на –АТЬ:
|
НУЖНО ЗНАТЬ, чтобы правильно писать безударные личные окончании глагола:
- Смотрю безударное или ударное окончание у глагола (смо′трит или крича′т ).
- Если безударное окончание (как у гл. СМОТРИТ), то
- Ставлю глагол в неопределенную форму (вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?) и определяю спряжение.
- Если глагол 1 спряжение, ПИШУ -Е в окончании
- Если голагол 2 спряжения, ПИШУ –И в окончании
Личные окончания глаголов
(орфограмма №25 буквы Е И в окончаниях глагола 1 и 2 спряжения)
-ЕШЬ -ИШЬ
I спряжение = -ЕМ II спряжение = -ИМ
-ЕТЕ (-УТ,-ЮТ) -ИТЕ (-АТ, -ЯТ)
1 спряжение | 2 спряжение | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | |
1 л. (я-МЫ) | -У(Ю) | -ЕМ | -У(Ю) | -ИМ |
2 л. (ты-ВЫ) | -ЕШЬ | -ЕТЕ | -ИШЬ | -ИТЕ |
3 л. (он,она,оно -ОНИ) | -ЕТ | -УТ (ЮТ) | -ИТ | -АТ (-ЯТ) |
Рисовать | Смотреть | |||
Я рисую Ты рисуЕШЬ Он рисуЕТ | Мы рисуЕМ Вы рисуЕТЕ Они рисуЮТ | Я смотрю Ты смотрИШЬ Он смотрИТ | Мы смотрИМ Вы смотрИТЕ Они смотрЯТ |
!!!Запомните!!!
- глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
- глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.
Хотеть в ед.ч. безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)
Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите (как во 2 спр.), бегут (как в 1 спр.)
Глаголы прошедшего времени
Перед суффиксом "Л" пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола перед –ть.
Например: растаЯла, т.к. в н.ф. – растаЯть
ПРАВОПИСАНИЕ безударных суффиксов -ОВА- -ЕВА- // -ЫВА - -ИВА.
Если глагол в 1 лице оканчивается на –УЮ –ЮЮ , то пишу ОВА –ЕВА
Рис(о/..)вать. Я рисУЮ, оканчивается на –УЮ (ЮЮ), значит пишу суф. ОВА,
если на –ЫВАЮ -ИВАЮ, то пишу -ЫВА ИВА.
Рассматр(и/е)вать. Я рассматрИВАю, оканчивается на ИВАЮ, значит пишу – ИВА.
Есть у глагола суффикс –ВА-, он всегда ударный