Родителям в записную книжку
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО И НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
ПРИЗНАКИ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
ПРИЗНАКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и не знакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит, вашему ребенку необходима помощь!
Хотелось бы сказать несколько слов о том, когда нужно начинать беспокоиться.
Для становления нормальной речи ребенку необходимо:
-достижение нужной степени зрелости разных структур головного мозга;
-правильная работа дыхательных систем;
-хорошо развитые слух и зрение;
-формирование необходимости в общении.
РЕЧЬ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ДЕЛИТСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЭТАПЫ:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ
Необходимо уже с первых дней рождения ребенка постоянно говорить с ним, интонацией и ритмом высказывать свое отношение, сопровождать речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь понятнее для ребенка, способствует его полноценному развитию.
Ребенок как бы заражается речевой активностью взрослого, стремится подражать ему. Нехватка эмоциональных контактов может привести к задержке в развитии и изменениям личности.
Поводы для беспокойства: малыш не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону говорящего; у него наблюдается недостаточная интонационная выразительность, нет подготовительного кряхтенья перед криком, монотонное гуление, нет смеха.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в контакт со взрослым и начинает изучать различные предметы, в том числе собственные конечности. Формируется имитационное подражание услышанной речи: тон, ритм, темп, интонация. В это время ребенок понимает многие слова, узнает названия части предметов, которые ему демонстрируют. Развивается отраженный лепет - подражание взрослым и самолепет - собственная речь.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Причины для беспокойства родителей - ребенок не реагирует на собственное имя; нет лепетных слов (би-би, ав-ав, и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет очень быстро. Растет потребность малыша в речевом общении. У ребенка появляется желание не просто узнать, что это за предмет, но и что с предметом можно делать, для чего он необходим. Если родители не поддерживают обращений ребенка, то гасится потребность в общении, идет задержка развития активной речи.
Причины беспокоится: при появлении речевого подражания ребенок, произносит лишь часть вместо целого слова или искажает его. К примеру, дека - девочка, пику – купи и т.д. Малыш не строит из слов предложений. Не использует глаголы.
В возрасте 3 лет ребенок не пользуется местоимением "Я". Звуки произносятся с "хлюпаньем", есть носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для тревоги: у ребенка маленький бытовой словарь; с трудом заменяет слово синонимом и антонимом, он неактивен в общении. Ребенок не может связно поведать о происходящих событиях, неверно произносит звуки.
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному периоду у ребенка уже должна быть поставлена не только разговорная устная речь, но и желание к овладению письменной речи - чтению и письму.
Обращаюсь к Вам, уважаемые родители!
Для каждого из Вас - свой ребенок самый лучший, самый любимый!!!
Уверена - Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, состоявшимися личностями, чтобы они чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить!!! Четкая, логичная, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, кем станет ваш малыш, правильная речь пригодится ему в любой профессии.
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ!»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР
«Кристаллик» - детский сад № 30
города Железногорска Курской области
Аносова Наталия Бейбулатовна
Уважаемые родители! В данной статье я хочу с вами поделиться своими наблюдениями и дать вам практические советы по речевому развитию ваших детей.
Родители часто жалуются, что их дети не умеют правильно строить свою речь, не умеют связно высказываться, и, по всей видимости, даже и не подозревают, что многое зависит от них самих, так как именно они постоянно находятся рядом со своим ребенком.
Дошкольник. Уже давно никто не считает, что малыш к семи годам просто себе растет и развивается. Как раз в этом возрасте закладываются основы личности и ведущая роль здесь играет общение. На первый взгляд кажется, все очень легко: разговариваем с малышом одним языком, следовательно, понимаем друг друга. Только не обращаем внимания при этом на то, что постоянно даем указания, установки, читаем нотации. А зачастую просто молчим.
Я очень часто наблюдала – идя рядом, ребенок и взрослый просто молчат. Едва успевая за широким шагом родителя, малыш пытается заговорить с ним, но папа лишь бросает небрежно: «помолчи», «не отставай» и еще несколько «не».
Польские исследователи сосчитали, что малыши в возрасте от 4 до 7 лет задают в среднем 95 вопросов ежедневно. Родители правильно отвечают на 15, неправильно – на 30. Ответы на оставшиеся 50 вопросов примерно такие: «Ты еще маленький, чтобы понять». Нельзя забывать о влиянии на детей потока информации. Книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи, компьютер, приставки… Малыш не способен держать впечатления «в себе», он должен поделиться своими эмоциями. Поэтому так важно и в семье, и в детском саду давать детям возможность рассказывать об услышанном и увиденном. Часто дети, нарассказываясь вволю, интересуются у воспитателя, а что посмотрел или что делал он.
Все мы знаем, что дети разные и по характеру, и по умениям, и по манере общения. В каждой группе есть малыши очень коммуникабельные, бодрые, которые с готовностью идут на контакт, хорошо владеют речью. Они - первые помощники воспитателя в организации игровой деятельности. Вместе с тем в каждой группе есть стыдливые малыши, которые стараются избегать контактов.
Живое общение с воспитательницей, родителями – большая потребность для маленького человека.
Каждый возраст имеет свои особенности содержания, форм общения, и это необходимо учитывать взрослым. У малышей третьего-четвертого года жизни ярко проявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Контакты их непрочны, с высокой степенью конфликтности. У детей четвертого года жизни общение выступает главным образом способом регуляции деловых контактов в игре, управление партнером сводится к элементарным поручениям, распоряжениям, просьбам. И только в отдельных случаях оно сопровождается оценкой действий и поступков партнера, при этом дети копируют оценку взрослого.
Дошкольник в любое время испытывает потребность в общении. Но все ли взрослые понимают это? Нынче во многих семьях растет один ребенок, дедушка и бабушка живут отдельно, у родителей за личными делами не остается времени на общение с сыном или дочерью. А малыши с первых лет жизни требуют доброго обращения, уверенности в том, что взрослые (мама, папа, воспитатель) – лучшие друзья, которые все поймут, все расскажут, посочувствуют, помогут.
Все родители хотят, чтобы их ребенок был счастлив. Пожалуй, на первое мест нужно поставить именно его (ребенка) и общение с ним, чтобы он рос в атмосфере дружбы и доверия. Где найти время? А оно найдется само собою, если будет желание сделать ребенка счастливым…
Предварительный просмотр:
3 3. КОНСУЛЬТАЦИЯ «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ НЕГОВОРЯЩИХ МАЛЫШЕЙ»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
1. Больше говорите с ребёнком, обогащайте свою речь эмоциями, озвучивайте все действия (кормление, гуляние, игру, купание), комментируя окружающее, постоянно повторяйте действия в течение дня.
2. Задавайте ребенку вопросы, отвечайте на них сами. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощённые варианты: машина – би-би-би, кукла – ля-ля, упал – бух.
4. Пойте ребёнку. Лучше не менять часто репертуар.
5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребёнок произносит во время совместных игр («Прятки» – ку-ку, «Паравозик» – ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: Ух ты! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребёнку позволительно повторять только гласные: а, о, у.
6. Чаще читайте!!!
7. Ограничьте влияние компьютера, телевизора до 2 часов в день.
8. Не дожидайтесь, пока ребёнок сам заговорит. Начинайте его учить различать предметы по размеру (большой – маленький), соотносить цвет, форму (дай такой же кубик), количество (один – много).
11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, проводите игры типа «Сорока-белобока». Развивайте общие движения малыша: бег, ходьба, прыжки, ползание, лазание. Сочетайте движения с музыкой.
Предварительный просмотр:
3 4. КОНСУЛЬТАЦИЯ «ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
«Детская речь на всех этапах своего
развития питается неисчерпаемой
жизненной силой народного –
родного языка»
Сколько забот, обязанностей и ответственности появляется у взрослых, когда в их жизнь входит маленький человек!
Ведь благополучие малыша целиком и полностью зависит от родителей. Мать кормит ребёнка, берёт на руки, купает, ласкает, улыбается ему, разговаривает, показывает погремушки.
Пройдёт каких–нибудь 1 - 2 месяца, и вы увидите, что малыш уже останавливает свой взгляд на вашем лице, на окружающих предметах, начинает прислушиваться к звукам.
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и ребёнком.
Когда начинается развитие детской речи? Для родителей – в тот незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.
Психологи все настойчивее подчёркивают значение раннего детства для формирования человеческой личности. В развитии же речи его роль является, безусловно, главенствующей.
В дошкольный период происходит становление речи и её формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребёнка. Благодаря речи малыш познаёт окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своём отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен прежде всего слышать речь родителей. Малыш слушает обращённые к нему ласковые слова, отвечает улыбкой на улыбку, издаёт звуки. Пока это только эмоциональное общение, но в нём основы будущей речи. Вот почему речевое общение ребёнка и взрослого – необходимое условие возникновения и развития речи малыша.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь ребёнка развивается своевременно и правильно.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, торопливая или недостаточно отчётливая речь дошкольника не могут служить поводом для тревоги, что несовершенство детской речи – возрастное явление, проходящее со временем. Недопустимо, когда ребёнок в 5, 6 и даже в 7 лет не может поддерживать разговор на знакомую для него тему, связно и понятно для слушателей пересказать сказку, рассказ, когда он неточно пользуется лексическими средствами, допускает грамматические ошибки, неправильно произносит звуки.
От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общения ребёнка с окружающими. Недостатки речи сказываются нередко и на формировании характера ребёнка, отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют и овладение грамотой.
Чтобы у ребёнка речь была грамотной и чёткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объёму речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например:
Ба – ба – ба – у Вовы есть труба,
Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу,
Бы – бы – бы – собираем мы грибы…
Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата. Для закрепления правильного произношения звуков во фразе и их дифференциации, для выработки отчётливой и внятной речи, но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи, для работы над интонационной выразительностью речи.
Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок, как родители так и педагоги, должны использовать различные речевые игры и упражнения. Например:
Игра: «Скажи ласково».
Птица – (птичка), огурец – (огурчик), тетрадь – (тетрадочка).
Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей.
Огурец - … (огурцы), тыква - … (тыквы)…
Должны использовать считалки: «Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели, поели и опять пошли».
- Пословицы и поговорки на различную тематику:
Глаза боятся, а руки делают.
Скромность всякому к лицу.
Что припасёшь, то и на стол понесёшь…
- Загадки:
В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился. (сахар).
В нашей кухне круглый год,
Дед Мороз в шкафу живёт. (холодильник).
С детьми заучивать и просто читать стихи на различную тематику:
И. Суриков «Снежинки».
Первый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
В. Степанов «Пилот».
В небо синее пилот
Поднимает самолёт
И летит за облаками
Над горами и лесами.
Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам.
Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания ребёнка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения.
Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребёнка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Ребёнка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идёт прямой контакт с ребёнком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией.
Речь ребёнка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще родители и воспитатели с детьми должны посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребёнка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать.
Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «ваще» вместо «вообще»). Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, как родителям так и педагогам. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей и внимательных педагогов. Родители и педагоги должны сделать всё от них зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
ПАМЯТКА:
«Факторы успешного развития ребёнка»
1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
2. Создавать условия для общения с другими детьми.
3.Речь взрослого – пример для подражания.
4.Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.
5. Совместные игры взрослого и ребёнка.
6. Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
7. Удовлетворение любознательности ребёнка. Ответы на все его «почему».
8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.
9. Своевременное устранение недостатков речи ребёнка.
10. Не ускорять ход естественного речевого развития ребёнка.
11. Не перегружать ребёнка речевыми занятиями.
12. Игры, упражнения, речевой материал подбирать в соответствии с возрастом ребёнка
Предварительный просмотр:
3 5. КОНСУЛЬТАЦИЯ «ХАРАКТЕР МАЛЫША И РЕЧЬ»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри
себя мира».
К.С. Аксаков
Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно успешнее овладеть прекрасным даром.
В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещает детский сад, будет подвергается насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках на детских утренниках такие дети не участвуют, стесняются. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участие в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде. Или же наоборот ребенок вырастет агрессивным и озлобленным на весь мир. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами), как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которое на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т. п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развитие речи ребенка отражаются на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.
Задача родителей и педагогов — воспитание полноценной личности. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Роль семьи в речевом развитии ребенка значима; что все усилия воспитателей без помощи родителей недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отличаются там, где педагоги (воспитатели, логопеды) и родители действуют согласованно. Образовательная область «Речевое развитие» в образовательной программе детского сада включает в себя следующие направления работы: развитие звуковой культуры речи, словарный запас, обучение рассказыванию, подготовка к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой. В данной области заложен большой объем задач, реализация которых происходит в процессе взаимодействия педагогов и родителей. Игра – основное занятие детей, их работа. В игре часто и сложное становится доступным.
Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами, помогите ребенку в познании окружающего мира, накоплении знаний, освоении языка, развитии умения общения.
Предлагаю поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков. Игры дома:
∙ «Игры на кухне». Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук. «Помогаю маме» большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
∙ «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.
∙ На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка. «Давайте искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
∙ «Угощаю». "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не "съедите". Можно поиграть в "сладкие», "кислые", "соленые", "горькие" слова.
∙ Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи. «Приготовим сок». «Из яблок сок....(яблочный); из груш.....(грушевый); из слив....(сливовый); из вишни....(вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «Мастерская Золушки».
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
l. Пока вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры.
2. Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с вашей помощью), а может укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
3. Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.
Рубрика «По дороге из детского сада (в детский сад)»
l. "Я заметил". "Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая". Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
2. "Волшебные очки". "Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр." «В свободную минутку»
Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
l."Перепутаница". "Жили - были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр." Игра на обогащение словаря ребенка.
2. "Доскажи словечко". Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей...... (чирикает). Сова летает, а заяц..... (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади.... (жеребенок) и т.п. Игра на развитие грамматического строя речи.
3. "Упрямые слова". Расскажи ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.п.". Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.
«Подвижные игры»
l. "Игры с мячом". "Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук "ж". Если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга..."
2. "Лягушка". Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы. "Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а", на другие звуки опускаешь низко руки". По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки. Дорогие родители хочу вам пожелать терпения, успехов в воспитании ваших детей!
Предварительный просмотр:
3 6. КОНСУЛЬТАЦИЯ «НАЙДИТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫША»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри
себя мира».
К.С. Аксаков
Как развивать речь ребенка: 10 правил общения с детьми в семье
Правило 1.
В разговорах с малышами не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.
Зачем это нужно: таким образом, по ходу обычной жизни мы развиваем связную речь малышей, учим их понятно для собеседника выражать свои собственные мысли, развиваем умение рассуждать и доказывать свое мнение.
Таких ситуаций очень много в обычном общении, и нужно их просто использовать для того, чтобы развивать речь малыша. Если малышу трудно выразить свою мысль, подскажите ему начала фраз, а он их продолжит: «Я думаю, что…», «Наверное, они …», «Может быть…»! и другие.
Правило 2.
С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.
Зачем это нужно? Часто дети не говорят только потому, что речь им не требуется для жизни. Родители их понимают с полужеста и полуслова и предупреждают все их желания и потребности. Зачем тогда говорить? Если создать ситуацию провоцирования на речь — ситуацию непонимания речи, то малыш начинает говорить, так как речь становится ему жизненно необходима! Но ситуация непонимания речи должна быть естественна, жизненна и не должна унижать или обижать ребенка.
Как это делать?
Неправильный вариант такой ситуации речевого общения с ребенком. Например, если Вы положите на стол бананы и начнете «допрашивать» малыша: «Что ты хочешь?» и не будете понимать его жест, то это будет явная манипуляция. Малыш это почувствует и начнет плакать или бунтовать.
Давайте посмотрим на такую ситуацию с точки зрения ребенка: зачем объяснять словами, что тебе нужен банан, когда это и так понятно. Ведь на столе больше ничего другого нет! На столе ведь одни бананы! По жесту явно понятно, что малыш требует именно банан. Что тут может быть непонятного? Как мама может меня не понять?
Правильный вариант такой провоцирующей ситуации для развития речи малыша. А вот если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» и будете «не понимать» его жесты, давая вместо желаемого другие фрукты, то такая ситуация оправдана, она идет из жизни, она реальна! И она будет стимулировать речь малыша и его первые слоги или даже слова. И ребенок не будет скандалить или обиженно плакать, а будет стараться всеми силами Вам – непонятливой маме – объяснить словом, звуком или слогом, что конкретно нужно ему в данный момент. И первое слово у него обязательно появляется раньше или позже! Оно не обязательно будет полным (ведь малышу сложно сказать сразу же «апельсин» или «яблоко»), но оно будет именно первым сокращенным детским словом. Но это будет уже слово, а не просто жест!
Правило 3.
Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.
Если Вы имеете представления о закономерностях развития речи у ребенка, о ее естественных законах, по которым речь живет и проявляется в нашей жизни, то речевые игры будут сами рождаться у Вас. И никаких дополнительных инструкций и расписаний Вам не потребуется
Правило 4
Правило о речевой активности взрослых и детей в ходе занятий и речевых игр.
Общее правило гласит: если мы хотим, чтобы развивалась речь ребенка, то и говорить во время наших речевых игр и занятий должен малыш, а не взрослый. Причем говорить малышу нужно во время беседы в 5 раз больше, чем взрослый. То есть примерное соотношение такое – на одно Ваше предложение приходится пять предложений ребенка или группы детей, с которой Вы занимаетесь речевым развитием. Если во время речевой беседы или речевой игры мама или педагог говорит в 5 раз больше, чем дети, то она развивает свою речь, а не речь детей!
Зачем это нужно? И как это правило применить? Речь детей развивается только в практике, а для этого говорить на речевом занятии нужно детям, а не взрослым! А для этого нужно правильно задавать малышам вопросы – вопросы, которые будут требовать рассуждения, выражения своего мнения.
Правило 5.
Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.
С малышами нужно говорить неторопливо, с хорошей дикцией, интонационно выразительно, делая паузы между предложениями и после вопросов для того, чтобы ребенок мог вступить в диалог. И очень важно учитывать свойственную данному возрасту форму общения с ребенком и вести его дальше по ступенькам к новым, более сложным формам общения.
Кажется – что изменится, если просто мама и папа будут просто по-другому говорить и общаться с малышом? Изменится всё! Главное – понять, как это — «по-другому», ведь многие из нас в суете современной жизни уже забыли, что такое хорошая выразительная речь взрослого, обращенная к малышу!
Правило 6.
Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.
Зачем это нужно? Комментируя действия, Вы обогащаете словарный запас ребенка, его представления об окружающем миру, учите его вслушиваться в звучание Вашей речи и выделять в ней знакомые слова и фразы.
Как применять это правило:
Самым маленьким – младенцам — комментируйте то, как Вы их одеваете, как играете, укладываете спать, многократно повторяя слова: «Дай ручку. А теперь другую. Давай вытрем ручку полотенцем. Где наше полотенце? Вот полотенце – белое, мягкое, пушистое. Вытираем полотенцем правую ручку, а теперь – левую» и так далее.
Детям, которые начинают говорить, можно вводить новый прием комментирования – продолжение и расширение фразы ребенка. Например, ребенок сказал: «Ки», что означает «Киса». И Вы тут же ему отвечаете – комментируете – продолжаете речь ребенка: «Да, это киса. Киса бежит. Киска пушистая, у нее хвост длииинный. Вот она мяукает: мяу-мяу».
Для более старших детей можно включать комментирование того, что Вы видите на прогулке, что Вы делаете. Например, перебирая вещи в шкафу для одежды (обследуйте один ящик за один раз, иначе малыш устанет), рассмотрите всё подробно с малышом, вместе найдите детали – манжеты, резинка, молния, воротник, карман, что в карманах лежит, как они застегиваются. Найдите вязаные и сшитые вещи и чем они отличаются друг от друга. Рассмотрите отделку – вышивку, тесьму, пуговицы, кружево. Найдите у ящика дно, стенки, ручку, обговорите, зачем они нужны. Нажмите на них пальчиком – они твердые, крепкие. Постучите по ним. Посмотрите сквозь них – они прозрачные или непрозрачные? Посмотрите сквозь другие предметы – прозрачные они или нет? Так обследуйте и обсудите всё, что Вам встретится по пути перебирания вещей в ящике. Проводите такие осмотры предметов с комментированием и разговором с малышом по мере обычной жизни семьи.
Правило 7.
Разговаривая с малышами и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком!
Зачем это нужно? Речь и мышление тесно связаны. Если Вы требуете от ребенка только запоминания: «Запомни, что автобус, троллейбус, трамвай – это транспорт», то Вы не задействуете интеллектуальный потенциал ребенка. Он просто запомнит Вашу фразу или конкретные картинки. Если этому ребенку после заучивания картинок с транспортом показать другую проблемную картинку – например, игрушечную коляску или подъемный кран и спросить «Это транспорт или нет? Почему ты так думаешь – докажи!», то скорее всего, он растеряется и не сможет определить, что это такое. Так как малыш просто запомнил конкретные названия и не понял общих главных признаков транспорта в отличие от других предметов. В таком случае – в случае просто запоминания картинок – Вы используете только 1% из того потенциала, который можно было бы использовать для того, чтобы развивать речь ребенка и его мышление.
Правило 8.
Начиная с 3 лет начинайте «писать письма» с детьми, то есть использовать ситуацию письменной речи.
Зачем это нужно? Ситуация, когда ребенок что-то диктует, очень благоприятна для развития речи. У малыша в ходе диктовки появляется пауза, чтобы подумать, как лучше и точнее дальше выразить свою мысль. В ситуации диктовки очень хорошо развивается синтаксис речи, малыш начинает вслушиваться в слова, точнее подбирать их по смыслу, выстраивать логично своё сообщение.
Как использовать это правило для того, чтобы развивать речь ребенка? Малыш диктует Вам, а Вы записываете то, что он говорит — диктует. Это письма в картинках. Картинки можете рисовать Вы, а малыш будет их раскрашивать. А может рисовать и сам ребенок. Такие письма – рассказы о событиях из жизни семьи, письма с сочиненными историями и сказками — можно писать и бабушке, которая живет далеко от Вас, и Деду Морозу, и Карлсону, и другу из другого города. Потом Вы фотографируете письмо и отправляете по электронной или отправляете обычной почте.
Полезный совет 1. Если малышу сложно выстроить текст, то подскажите ему начала фраз: «Вчера мы были… И там видели… Было очень… Сначала…. А потом… В конце…».
Полезный совет 2. Если малыш при диктовке письма всё время повторяет одно и то же слово, например: «потом…потом… потом..», то помогите ему заменить его. Скажите, что так будет некрасиво и скучно читать письмо и предложите заменить другим словом: «Давай скажем по-другому». Детки уже в 5 лет начинают понимать, что «масло масляное» — это некрасиво звучит и начинают подбирать слова.
Правило 9.
Дома обязательно должен быть домашний театр – любой! А лучше всего – большая коробка с разными фигурками – персонажами и фигурками для декораций (дома, деревья, кусты, трава, пенек, скамейка и другие). У меня в детстве была целая сумка с фигурками, и я с удовольствием разыгрывала и с подружками, и одна разные сказки (фактически пересказывала их), а также сочиняла свои. Чаще всего это игры – импровизации. Но к дню рождения или к Новому году можно подготовить и настоящий небольшой мини-спектакль.
Домашний театр создает очень благоприятные условия для развития связной речи ребенка и его речевого творчества
Правило 10.
Не ждите «готовых» рекомендаций. Любая мама, хорошо зная своего малыша, может придумать интересную речевую игру или речевое занятие именно для него. Просто творите с удовольствием и радостью. А если хотите научиться делать это грамотно и в системе, с пониманием того, «зачем, как и почему» это делается.
Желаю Вам успехов и интересного речевого общения с Вашим ребенком или детьми!
Лирическое заключение для педагогов и любознательных родителей – эти правила общения действительны не только для семьи, но и для детского сада тоже!
То, что я писала выше, было адресовано мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Но это в полной мере касается и тех педагогов, кто занимается развитием речи малышей.
Любое общение с ребенком может развивать его речь – развивать речь можно даже одеваясь на прогулку, в автобусе, по дороге в магазин или на дачу. И даже обычный бытовой разговор, приветствие, извинение, прощание, поздравление, комментирование своих действий – это тоже развитие речи!
Давайте заглянем в нашу историю.
Немного из истории методики развития речи дошкольников.
Начало 20 века – сто лет назад — зарождается методика речи детей в России. Высказываются оригинальнейшие идеи, идет творческий поиск и задается главное направление для развития речи детей. Немного процитирую, так это малоизвестно и очень интересно для нас – современных педагогов и родителей:
Евгения Александровна Флерина – основоположник научной школы развития речи детей, в которой я училась и которая мне очень много дала в понимании закономерностей развития речи у малышей. Она в начале 20 века предлагала в развитии речи малышей использовать три формы обучения речи:
А) обучение в повседневной жизни, в разнообразной деятельности – это рассматривалось как главное для развития речи,
Б) занятия по выбору детей (то есть дети сами выбирают тему занятия или вид своей деятельности на нем) – это главный, основной вид речевых занятий с дошкольниками. Именно занятиям по выбору детей, с учетом их интересов, склонностей и предпочтений, отводилось тогда основное место в обучении речи дошкольников.
В) занятия, организованные взрослым.
На каком месте по значимости были тогда привычные сейчас всем нам занятия взрослых с детьми? На третьем — последнем. Почему? Да потому что если не будет первого пункта – постоянного качественного речевого общения в повседневной жизни, то некуда будет применять результаты обучения. И тогда речь ребенка не развивается, «не идет» вперед, если жизнью развернутая речь не требуется! Как только в жизни ставятся задачи, которые требуют развернутой речи – такая речь появляется очень быстро сама и начинает интенсивно развиваться.
Может быть, и не нужен тогда вообще последний пункт — занятия, которые проводятся с детьми по инициативе взрослого и подготовлены им? Нет, очень нужен. Нужен для того, чтобы ребенок учился заниматься со сверстниками, учился управлять своим поведением и осознавать языковые явления. На таких занятиях мы решаем те задачи, которые мы не можем решить в обычном повседневном общении с малышами.
Но здесь я разграничиваю 1) речевые занятия в детском саду, которые проводят воспитатели и логопеды и 2) речевые игры с ребенком дома и общение с малышом в семье. Мое глубокое убеждение, что семья не должна стать для ребенка детским садом и копировать детсадовские занятия дома. Мама — это мама, дом – это дом, семья – это семья, в ней другое общение. Не будем же мы – взрослые — общаться в семье так же, как на работе! Поэтому и не надо требовать этого от малышей.
Главная задача родителей и семьи в целом – не заменить педагогов и не выполнять роль «строгой учительницы», а создать питательную развивающую среду для развития речи и языковых способностей малышей.
Надеюсь, что 10 правил о том, как развивать речь ребенка в обычном общении с ним в семье и в детском саду, во-многом помогут Вам в этом!