Готовность к школе - 14.06.2023
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anosova_n._b._-_kogda_do_shkoly_eshche_daleko.docx | 17.59 КБ |
anosova_n._b._-_kogda_mozhno_nachinat_uchit_chitat.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
- СТАТЬЯ «КОГДА ДО ШКОЛЫ ЕЩЕ ДАЛЕКО»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
Могут ли быть связаны
школьные трудности с особенностями
развития ребенка в раннем возрасте?
О подготовке к школе в первые месяцы жизни ребенка родителям задумываться некогда – достаточно и более актуальных хлопот. И я совсем не собираюсь призывать родителей к осуществлению принципа «читать раньше, чем ходить» или к чему-нибудь в этом духе.
Однако, такая подготовка всегда происходит (или нет), потому что в основе большей части школьных трудностей лежит нарушение развития ряда функций, а они формируются с первых лет жизни. Например, нарушение в развитии двигательной активности затрудняет формирование навыков письма, задержка речевого развития порождает трудности при обучении письму и чтению.
Специалисты отмечают «факторы риска» в раннем развитии ребенка:
- трудности с кормлением;
- неспокойность и крикливость;
- недостаточная реакция на свет и звук (или наоборот, чрезмерная резкая бурная реакция);
- гиперактивность или чрезмерная вялость ребенка;
- нарушение сна;
- проблемы с развитием речи или движений.
Считается, что уже для годовалого малыша предусмотреть возможные школьные трудности, а значит, обратить внимание взрослых на те или иные стороны развития, которые требуют повышенного внимания. Лучше, если это сделает специалист. Но соответствие развития возрастным нормам могут проверить и сами родители. На что нужно обращать внимание? Необходимо учитывать развитие мелкой моторики и основных движений, развитие речи и умение общаться с взрослыми и ровесниками, способность воспринимать новую информацию и запоминать ее.
Например, для малыша, которому исполнился год, норма, если он стоит без поддержки, ходит сам или, держась за руку, выговаривает первые слова, активно общается с окружающими людьми, может манипулировать предметами, активно реагирует на новое, может вспомнить, куда вы вместе спрятали игрушку. Попросите его через небольшой промежуток времени найти ее, и вы убедитесь в этом.
Если вы замечаете некоторые отклонения в развитии, не нужно паниковать, но и не нужно ждать, что все уладится само собою. Нужно начинать корректирующие занятия. В каком возрасте? Известный психолог Л. С. Выготский писал: «Только такое обучение в детском возрасте хорошо, которое опережает развитие и ведет его за собой, но научить ребенка можно лишь тому, чему он способен научиться». К этому можно добавить – и в той форме, в которой сделать это легко.
А учится дошкольник – неутомимо и успешно – в игре и общении с взрослыми. Это обучение не должно быть насильственным, а цель, которую вы ставите перед ребенком, должна быть достижимой: на шаг впереди – но достижимой. Ведь успех порождает уверенность, желание, интерес, а неудачи очень быстро вызывают нежелание, отказ от работы. Если есть возможность обратиться за консультацией к врачу, психологу, логопеду, сделайте это, внимательно отнеситесь к их советам и рекомендациям, но не ждите готового рецепта. В дальнейшем при непосредственной подготовке к школе уделите особое внимание тем сторонам развития, с которыми были проблемы.
И не стесняйтесь, предупредите об этом воспитателя детского сада и учителя. Это поможет им учесть особенности, преодолеть трудности, не травмируя ребенка.
Отставание в раннем развитии можно преодолеть, однако, это будет требовать усилий и большого терпения.
Не жалейте времени, не теряйте
надежды – если вы не увидите
быстрого результата, ваши старания
все равно не будут бесплодными,
когда ребенок пойдет в школу.
Наталия Аносова – учитель – логопед!
Предварительный просмотр:
2.СТАТЬЯ «КОГДА МОЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ ЧИТАТЬ»
Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна
Исследования показали, что практически все здоровые дети 2-3 лет способны запомнить алфавит, а в 3-3,5 года научиться читать отдельные слова. И все же опыт не позволяет рекомендовать раннее обучение грамоте.
Запоминание алфавита и чтение - разные действия. Чтение - это не просто называние букв, а умение составлять из них слова, что требует более серьезных мыслительных операций. Поэтому ранним обучением грамоте надо заниматься избирательно, вдумчиво и лишь с того момента, как ребенок начнёт проявлять интерес к словам, звукам, словосочетаниям. Маленькие дети не могут манипулировать звуками родного языка, составляя или разъединяя слоги, на уровне понятийного мышления. Их словарный запас далеко не всегда соответствует запасу понятий: не все слова они произносят осмысленно, многие из них не содержат обобщения определенного опыта. Фундаментом мышления ребенка являются не сами по себе слова, а то содержание, которое он вкладывает в них. Вот почему между умением читать, оформлять звуки речи в слоги и слова и умственным развитием ребенка нельзя поставить знак равенства. Психика формируется в процессе общения с людьми, взаимодействия с внешней средой, с предметами. Главным источником развития является игровая деятельность малыша.
Ну, а когда же можно начинать обучать ребёнка чтению?
В 5-6 лет детям легче овладеть грамотой, однако с буквами (их начертанием) можно знакомить уже в 2-3 года. Повторим еще раз: знакомство с начертанием букв и их запоминание проходит у малыша на уровне предметной деятельности, т.е. в процессе опредмечивания буквы. Полезно рассматривать буквы на кубиках, табличках. Глаз ребенка «учится» анализировать сложную форму (очертание); развиваются ориентировочные действия глаз, развивается сенсорная сфера.
Прежде чем посоветовать, как учить читать, хотелось бы предостеречь от того, чего делать ни в коем случае не следует.
НЕЛЬЗЯ!
* Заниматься по системе школьного обучения, т.е. без учета возрастных возможностей ребенка.
* Заниматься с ребенком без желания с его стороны.
* Беспорядочно знакомить ребенка с алфавитом, акцентируя внимание на названии буквы, а не на звуке (например, показывая букву «м», произносить не звук «м-м-м», а «эм»).
* При знакомстве со слогом (ма, па, ба, бо, ту, ти и т. п.) разрывать его вопросами типа: «м» и «а» - что будет?». Ребенок никогда не догадается, что вы ждете от него ответа: «ма».
С чего начать?
1.Сначала знакомим с гласными - а, о, у, и. Произносите их протяжно, почти пропевая.
2.Когда малыш усвоит гласные, будет их свободно узнавать и протяжно произносить а-а-а-а, у-у-у-у, и-и-и, о-о-о, начинайте читать их в слоге (ио - кричит лошадка, иа - ослик, ау, и т. д.).
3.Освоение согласных - м, п, т, д, в, г (ав - лает собачка, ам - собачка просит есть).
4.Если освоение прошло успешно, можно переходить к следующему. Поменяйте на глазах у малыша буквы в слогах: ав-ва, ам-ма, ап-па и т.д.
В заключение подчеркнем еще раз: раннее чтение совсем не обязательно для маленького ребенка. Если ваши занятия малыш отвергает, значит, ему еще рано заниматься несвойственной его возрасту деятельностью. Будьте милосердны, подарите ребенку радость общения, радость детства. Раннее детство имеет свои особенности. Оно так же неповторимо, как сама жизнь!
Успехов вам!