Мастер класс
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Речевые игры для дошкольников»
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка. Развитие речи происходит во всех видах игр: словесных, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных. Классификация этих игр тоже разнообразна и зависит от цели, которая поставлена в той или иной игре:
1. Игры на развитие слухового внимания.
- Игры на развитие фонематического слуха.
- Игры на развитие речевого дыхания.
- Игры на развитие голоса.
- Игры на развитие артикуляционной моторики.
- Игры на развитие мелкой моторики.
- Игры на развитие лексики.
- Игры по развитию грамматической стороны речи;
- Игры по развитию связной речи.
Каждая группа направлена на коррекцию определенных нарушений и в то же время влияет комплексно на структуру речевого дефекта.
И сегодня с удовольствием поделюсь своим опытом с вами, уважаемые коллеги.
Игра: «Словесный портрет»
Цель: Учить детей описывать портрет сверстника, развивать наблюдательность.
В центре круга ты вставай
и глаза не закрывай
поскорее дай ответ -
(….) опиши портрет.
Игра: «Подарки»
Цель: Построение предложений путем введения однородных определений.
Материал: коробка с различными предметами.
Ход игры: Дети берут из коробки различные предметы, а логопед говорит:
Здесь в коробке, есть предметы
Все сейчас получат свой.
Осмотри предмет, потрогай
И подумай он какой?
Дети описывают предметы, опираясь на цвет, форму, величину предмета и материала, из которого он сделан.
Игра: «Ну – ка, ушко, звук лови!»
Цель: развитие фонематического слуха
Я буду называть слова, а вы, если услышите заданный звук (например: звук (с), хлопните в ладоши. Если в слове нет этого звука, хлопать не надо. Итак, начнем: жаба, стул, ежик, жук, книга, снег, шапка, звук, сосулька, снежки, солнце, камыши, шалаши, колоски, волосы.
Игра: «Покупки».
Цель: развитие фонематического слуха
Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (л) и (ль).
Слова: лапша, соль, леденцы, хлеб, колбаса и т. д.
Игра «Любопытный»
Цель: развитие словарного запаса, фонематического слуха.
Правила: на любой вопрос отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука (М)
- Как вас зовут? (Марина, Михаил, Милана, Маша, Макар, Матвей, Максим, Мирон, Мирослава)
- Как называется город, в котором вы родились? (Москва, Мурманск, Минск и т.д.)
- Кем вы работаете? (менеджером, маляром и т.д.)
- Назовите ваше любимое блюдо? (макароны, манная каша, манты и т.д.)
- Какой у вас любимый напиток? (морс, малиновый сок, минеральная вода и т.д.)
- Назовите месяц, в который вы хотели бы поехать в отпуск? (март, май)
- Какие вывески на звук (М) вы встречали на улице? (магазин, мебель, , милиция и т.д.)
Игра "Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
- Пушистая, ласковая, разноцветная.
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
- Радуга, платье, телевизор.
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
- Шелковым, новым, прямым.
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
-Линия, дорога, взгляд. и т. д.
Игра "Выбери правильное слово".
Цель: развитие мышления, речевого внимания.
Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.
Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?
Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.
На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.
Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).
Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).
Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).
Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).
«Сочиним сказку».
На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.
Игра «Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Дети становятся в одну линию. Ответивший правильно передвигается на один шаг вперед.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).
Игра «Скажи наоборот»
Цель: расширение словаря антонимов.
В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Дедушка старый, а внук …
Дерево высокое, а куст …
Море глубокое, а ручеёк …
Дорога широкая, а тропинка …
Перо легкое, а гиря …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Хлеб мягкий, а сухарь …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
Игра «Волшебная шкатулка»
Цель: учить детей подбирать слова по смыслу, согласовывать существительные с прилагательными по родам. Материал: шкатулка, предметные картинки
Ход.
Воспитатель:
Раз-два-три ,раз-два-три
Ты, шкатулку отопри
В ней сокровища лежат,
Ждут своих они ребят.
Ребенок берет картинку из шкатулки, называет, что изображено, подбирает прилагательные, глаголы –действия.
Игра «Что перепутал Незнайка»
Цель: находить ошибки в описании времен года и исправлять их. Учить составлять предложения.
Материал: кукла Незнайка, картинки «Времена года»
В гости к детям приходит Незнайка. Дети здороваются с ним.
Незнайка говорит, что летом он очень любит кататься на лыжах и лепить снеговиков. А весной он греется на солнышке и купается в речке. Зимой они вместе с жителями Цветочного города собирают урожай.
Игра «Хвастуны»
Цель: Учить детей образовывать слова.
Материал: Картинки птиц.
Воспитатель: Я указкой буду показывать на ту часть тела, которой хвалиться птица, а вы, ребята, будете ее хвалить
У петуха (что) не голос, а голосище.
У индюка- не хвост, а хвостище.
У утки -не лапы, а лапищи.
У гуся- не шея, а шеища.
У курицы- не крыло, а крылище.
У голубя – не глаза, а глазищи.
У селезня – не клюв, а клювище.
У гусыни- не перо, а перище.
Игра с мячом «Подбери признак»
Цель: учить детей подбирать признаки к предметам, отвечающие на вопрос (какая, какой, какие)
Материал: картинки птиц
Воспитатель:
Петух (какой) –краснобородый, крикливый, важный.
Гусь- длинношейный.
Птенец-беспомощный.
Индюк- недовольный, сердитый.
Утка (какая)-красноклювая.
Голубка –маленькая, быстрая.
Утята (какие) шустрые.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей составлять предложения по смыслу.
Ход: передают мяч друг-другу
Воспитатель:
Неуклюжий, как…
Быстроногий,как…
Хитрая, как…
Голодный, как…
Колючий, как….
Игра «Самолет»
Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.
Ход: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. Воспитатель - «стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
«Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме.
Игра « Живая неделя»
Цель: закрепить у детей знания дней недели
Ход: дети получают карточки с цифрами от 1 до 7 .
Воспитатель: 1 2 3 4 5 вся неделя становись опять.
Дети становятся по порядку и называют день недели.
Игра «Встань ко мне спиной»
Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.
Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:
«Встань ко мне спиной,
Побежим с тобой,
Кто из нас скорей
Прибежит домой?
Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.
Игра «Эй, ребята, не зевайте!»
Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.
Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:
«Кто стоит впереди,
Все ко мне подходи!»
Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:
«Эй, ребята, не зевайте
Быстро домик выбирайте!»
По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.
Игра «Лисонька – лиса»
Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.
«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют.
Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем,
Пусть глаз не открывает,
Нас по голосу узнает!
Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать
лисичку и встать в круг.