Мастер класс

Янкина Елена Геннадьевна

"Речевые игры для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер  класс

«Речевые игры для дошкольников»

       Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико – грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.                                                                                       Развитие речи происходит во всех видах игр: словесных, дидактических, настольно-печатных, сюжетно-ролевых, подвижных.                                                                                             Классификация этих игр тоже разнообразна  и  зависит от цели, которая поставлена в той или иной игре:

     1. Игры на развитие слухового внимания.

  1. Игры на развитие фонематического слуха.
  2. Игры на развитие речевого дыхания.
  3. Игры на развитие голоса.
  4. Игры на развитие артикуляционной моторики.
  5. Игры на развитие мелкой моторики.
  6. Игры на развитие лексики.
  7. Игры по развитию грамматической стороны речи; 
  8. Игры по развитию связной речи.

     Каждая группа направлена на коррекцию определенных нарушений и в то же время влияет комплексно на структуру речевого дефекта.

     И сегодня с удовольствием поделюсь своим опытом с вами, уважаемые коллеги.

Игра: «Словесный портрет»

Цель: Учить детей описывать портрет сверстника, развивать наблюдательность.

В центре круга ты вставай

и глаза не закрывай

поскорее дай ответ -

(….) опиши портрет.

Игра: «Подарки»

Цель: Построение предложений путем введения однородных определений.

Материал: коробка с различными предметами.

Ход игры: Дети берут из коробки различные предметы, а логопед говорит:

Здесь в коробке, есть предметы

Все сейчас получат свой.

Осмотри предмет, потрогай

И подумай он какой?

Дети описывают предметы, опираясь на цвет, форму, величину предмета и материала, из которого он сделан.

Игра: «Ну – ка, ушко, звук лови!»

Цель: развитие фонематического слуха

Я буду называть слова, а вы, если услышите заданный звук (например: звук (с), хлопните в ладоши. Если в слове нет этого звука, хлопать не надо. Итак, начнем: жаба, стул, ежик, жук, книга, снег, шапка, звук, сосулька, снежки, солнце, камыши, шалаши, колоски, волосы.

Игра: «Покупки».

Цель: развитие фонематического слуха

Мы пришли в продуктовый магазин, нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (л) и (ль).

Слова: лапша, соль, леденцы, хлеб, колбаса и т. д.

Игра «Любопытный»

Цель: развитие словарного запаса, фонематического слуха.

Правила: на любой вопрос отвечайте быстро, только словами, начинающимися со звука (М)

  • Как вас зовут? (Марина, Михаил, Милана, Маша, Макар, Матвей, Максим, Мирон, Мирослава)
  • Как называется город, в котором вы родились? (Москва, Мурманск, Минск и т.д.)
  • Кем вы работаете? (менеджером, маляром и т.д.)
  • Назовите ваше любимое блюдо? (макароны, манная каша, манты и т.д.)
  • Какой у вас любимый напиток? (морс, малиновый сок, минеральная вода и т.д.)
  • Назовите месяц, в который вы хотели бы поехать в отпуск? (март, май)
  • Какие вывески на звук (М) вы встречали на улице? (магазин, мебель, , милиция и т.д.)

                                    Игра  "Цепочка слов"

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

-  Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

- Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

- Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

-Линия, дорога, взгляд. и т. д.

                                       Игра "Выбери правильное слово".

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

                                       «Сочиним сказку».

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.

Игра «Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

Дети становятся в одну линию. Ответивший правильно передвигается на один шаг вперед.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Игра «Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.           Дедушка старый, а внук …

 Дерево высокое, а куст …

 Море глубокое, а ручеёк …

 Дорога широкая, а тропинка …

 Перо легкое, а гиря …

 Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Пирожное сладкое, а лекарство …

 Ночью темно, а днем …

 У волка хвост длинный, а у зайца …

 Хлеб мягкий, а сухарь …

 Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

Игра «Волшебная шкатулка»

Цель: учить детей подбирать слова по смыслу, согласовывать существительные с прилагательными по родам.                                          Материал: шкатулка, предметные картинки

Ход.

Воспитатель:

Раз-два-три ,раз-два-три

Ты, шкатулку отопри

В ней сокровища лежат,

Ждут своих они ребят.

Ребенок берет картинку из шкатулки, называет, что изображено, подбирает прилагательные, глаголы –действия.

Игра «Что перепутал Незнайка»

Цель: находить ошибки в описании времен года и исправлять их. Учить составлять предложения.

Материал: кукла Незнайка, картинки «Времена года»

В гости к детям приходит Незнайка. Дети здороваются с ним.

Незнайка говорит, что летом он очень любит кататься на лыжах и лепить снеговиков. А весной он греется на солнышке и купается в речке. Зимой они вместе с жителями Цветочного города собирают урожай.

Игра «Хвастуны»

Цель: Учить детей образовывать слова.

Материал: Картинки птиц.

Воспитатель: Я указкой буду показывать на ту часть тела, которой хвалиться птица, а вы, ребята, будете ее хвалить

У петуха (что) не голос, а голосище.

У индюка- не хвост, а хвостище.

У утки -не лапы, а лапищи.

У гуся- не шея, а шеища.

У курицы- не крыло, а крылище.

У голубя – не глаза, а глазищи.

У селезня – не клюв, а клювище.

У гусыни- не перо, а перище.

                         Игра с мячом «Подбери признак»

Цель: учить детей подбирать признаки к предметам, отвечающие на вопрос (какая, какой, какие)

Материал: картинки птиц

Воспитатель:

Петух (какой) –краснобородый, крикливый, важный.

Гусь- длинношейный.

Птенец-беспомощный.

Индюк- недовольный, сердитый.

Утка (какая)-красноклювая.

Голубка –маленькая, быстрая.

Утята (какие) шустрые.

Игра «Закончи предложение»

Цель: учить детей составлять предложения по смыслу.

Ход: передают мяч друг-другу

Воспитатель:

Неуклюжий, как…

Быстроногий,как…

Хитрая, как…

Голодный, как…

Колючий, как….

Игра «Самолет»

Цель: Продолжать учить узнавать звук [с] в словах.

Ход: Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (Раздает детям картинки.) взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. Воспитатель - «стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садятся на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

«Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.

                                Игра « Живая неделя»

Цель: закрепить у детей знания дней недели

Ход: дети получают карточки с цифрами от 1 до 7 .

Воспитатель: 1 2 3 4 5 вся неделя становись опять.

Дети становятся по порядку и называют день недели.

           

Игра «Встань ко мне спиной»

Цель: учить действовать в соответствии с текстом, играть по правилам, развивать речь, быстроту реакции, упражнять в беге.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спинами детей и, остановившись около кого-нибудь, говорит:         

«Встань ко мне спиной,

Побежим с тобой,

Кто из нас скорей

Прибежит домой?

         Они становятся спиной друг к другу и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

Игра «Эй, ребята, не зевайте!»

Цель: упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость, быстроту реакции.

Дети стоят в кругу парами. Ведущий стоит в центре и говорит:

«Кто стоит впереди,

Все ко мне подходи!»

Все первые образуют круг, взявшись за руки вместе с водящим. По сигналу все стоящие по кругу вторые говорят:

«Эй, ребята, не зевайте

Быстро домик выбирайте!»

По окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми вторыми. Оставшийся без дома становится ведущим.

 

Игра «Лисонька – лиса»

Цель: развивать речь, фонематическое восприятие, активизировать движения.

«Лиса» стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети ходят по кругу и поют. 

Мы по кругу идем,

      Мы лисичку зовем,

               Пусть глаз не открывает,

                                                        Нас по голосу узнает!

 

Дети останавливаются, и тот, на кого покажет ведущий, спрашивает: «Лисонька-лиса, где я?» «Лиса» должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться игрушкой-лисой и сказать: «Здесь ты!» Затем передать 

лисичку и встать в круг.