Консультация для педагогов

Янкина Елена Геннадьевна

Консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Консультация для воспитателей:

                    Тема: « Значение социализации в развитии

                                     детей дошкольного возраста».

    Социализация – это усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил поведения в социуме (обществе). Главное условие данного процесса – общение. Социализация ребенка дошкольного возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который очень важен для его гармоничного вхождения в общество.

Каковы же факторы и особенности успешной социализации детей дошкольного возраста:

     Адаптируясь к внешнему миру, ребенок постепенно учится вести себя соответственно правилам социума, примеряет определенную роль, старается найти баланс между требованиями окружающих и собственными потребностями. На успешность его социализации влияют факторы, которые бывают внешними и внутренними. К внешним факторам относится семья, детский коллектив в дошкольном учреждении, во дворе, в кружках по интересам, центры раннего развития, а также религия и культура социальной группы. Внешние факторы устанавливают форму и содержание социализации дошкольника, определяют направление ее дальнейшего развития. Внутренние факторы представляют собой индивидуальные особенности малыша, напрямую влияющие на формирование у него картины общества. Они в большей мере определяют стиль переживания отношений между личностями. Проблема социализации ребенка дошкольного возраста относится к основополагающим в педагогике и возрастной психологии. Ведь именно она определяет возможность личности успешно функционировать в обществе. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста напрямую зависят от его возраста, который определяет тип ведущей деятельности, пути и средства освоения социальных норм.

Главным в развитии личности является:

На первом году жизни – общение внутри семьи. Ребенок воспринимает и усваивает базовую информацию о внешнем мире через призму семейных отношений. Также на их основе у малыша формируются нормы поведения в обществе.

В возрасте 2-3 лет – общение в коллективе детей. Родители должны понимать, что на этом этапе важно обеспечить ребенку полноценное общение со сверстниками. Это может быть детский сад, группы раннего развития, общение на детских площадках. В подобных коллективах дети учатся общению со своими ровесниками, впервые узнают такие понятия, как дружба, сопереживание.

Возраст 3-6 лет – развитие собственной речи. В этот возрастной период речь ребенка становится его главным инструментом познания окружающего мира. Он учится строить диалоги, задавать вопросы, анализировать полученные знания. Социализация дошкольника, как правило, проходит посредством игры. Поэтому педагогам в ДОУ нужно в игровой форме предлагать детям новую для них информацию.

Ученые психологи (Лидия Ильинична Божович, Леонид Абрамович Венгер, Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Майя Ивановна Лисина, Даниил Борисович Эльконин, Сергей Леонидович Рубинштейн) выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна его успешная адаптация к обществу. Таковыми являются:

Самостоятельность. Получая новые знания, ребенок должен уметь их осмыслить, проанализировать, овладеть ими. Самостоятельность необходимо поощрять с помощью личной заинтересованности малыша или же путем игровой мотивации.

Самоорганизация. Данным термином обозначают умение малыша без постоянного внешнего контроля, помощи и стимуляции со стороны взрослых организовать и проводить свою деятельность. Как правило, самоорганизация ребенка проявляется уже в старшем дошкольном возрасте, маленькие детки еще не готовы к такому процессу. У старших дошкольников формируется умение воспринимать задачу, планировать свою деятельность, самостоятельно ее контролировать и оценивать.

Коллективное взаимодействие. Для полноценного развития личности не достаточно лишь общения ребенка с взрослыми. Ему необходим контакт с детьми разного возраста. Причем, важно, чтобы в коллективе были как дети старше, так и младше, и, конечно же, сверстники. Общение с детьми разного возраста обеспечивает ребенку широкую социальную практику, что позволит ему в будущем без труда адаптироваться в любой социальной среде.

Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные виды образовательной деятельности, труд, игра. Необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.

     Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Для того чтобы эти условия полноценно выполнялись и приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.

Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте, когда особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость для эффективного процесса социализации ребенка-дошкольника. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи:

      1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ. 

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость). 

Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Вот какие этапы взаимодействия с родителями предлагает организовать российский психолог, доктор психологических наук Вадим Артурович Петровский, для того чтобы заслужить доверие родителей:

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил. 

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах образовательной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех"

3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев.  

2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. 

В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ

а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем; 

б) предоставление родителям письменного материала об их детях; 

в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты; 

г) оформление доски объявлений для родителей; 

д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ. 

– Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ: 

а) в организации совместных целевых прогулок, досуга; 

б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.; 

г) сбор материала для детских нужд.

– Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ: 

а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми; 

б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии. 

- Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка: 

а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком); 

б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги. 

3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям. 

Оказание помощи родителям в воспитании, в некоторых вопросах по уходу за ребенком или чуткому к нему отношению для гуманизации детско-родительских отношений. 

-  Накопление информации и практических советов. 

- Помощь в решении проблем, в поисках выхода из кризисных ситуаций; 

- Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.

 Выполнение данных рекомендаций, по моему мнению, способно оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

 Библиографический список

1. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - М., 2003.

2.  Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М., 1989. 

3.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: Книга для учителя. – 3 издание – М., 1991.-93с. 

4.  Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т.- Т.4: Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.-С.243-386 

5.  Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика-Пресс, 1996.

6.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991 

7.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. – 1971г.