Культурный дневник школьника Саратовской области

Гульфия Гайязевна Мухаметшина

Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204, часть о развитии сферы образования)      акцентируют внимание учительства на воспитании  гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально- культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).

1. Культурный дневник ориентирован на выстраивание:

  • новых форм сотрудничества семьи и школы;
  • системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, России, изучению краеведения с использованием творческих форм и возможностей областных, муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров;
  •  на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.                    

 2. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.

3. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной (или при некоторой помощи взрослых) деятельности школьника, ключевым моментом которой является уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

4.Культурный дневник может быть использован в рамках  внеурочной деятельности, в контексте деятельности объединений, кружков духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений внеурочной деятельности, а также в воспитательной деятельности. «Дневник» предполагает как самостоятельную деятельность школьника, так и его совместную деятельность со взрослым (учителем, воспитателем группы продленного дня, родителем). Организацию работы обучающихся по ведению Культурного дневника могут также осуществлять классные руководители. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов может быть включено в план воспитательной работы класса. Кроме того, Культурный дневник может быть использован в воспитательной работе образовательной организации в качестве системообразующего дела всей школы, которому подчинены различные воспитательные мероприятия. Культурный дневник заполняется в электронной форме как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности.

5.Отличительной особенностью Культурного дневника является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников  учащихся класса.

 

6.Запуск культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» будет осуществляться посредством регионального сетевого марафона «Культурный код». Реализация данного культурно-образовательного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий:  «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая  культурная семья».

 

7. Культурный дневник включает в себя следующие разделы:

1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры  города Саратова и Саратовской области.                                                                                

2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.                                                                                                     

3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с  разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.                                                                                                                           

4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.

5 раздел «Наполним музыкой  сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.                                     

6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).                                                                                                                 

7 раздел «Туристические тропы» предлагает  школьникам совершить знакомство с природными  памятниками Саратовской области.                        

8 раздел  «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.                                                                                   

9 раздел «Памятные  даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.      

Каждый раздел Культурного дневника структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В него вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации296.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»

«КУЛЬТУРНЫЙ  ДНЕВНИК  ШКОЛЬНИКА

САРАТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ»

(МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ)

Саратов - 2018


ББК 74.00

УДК 37.015.75 (082)

С 56

Культурный дневник школьника Саратовской области: методические  рекомендации / Н.Г. Чанилова, С.А. Пилюгина, С.В. Домникова, Е.В. Колесова, Г.Н. Гаврилова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 18 с.

ISBN 978-5-9980-0319-6

Методические рекомендации «Культурный дневник школьника Саратовской области» предлагают описание системы работы в рамках нового культурно-образовательного проекта, реализуемого под эгидой министерства образования Саратовской области  и  ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

Данный проект ориентирован на определение новых форм сотрудничества семьи и школы; на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, по изучению краеведения; на формирование личностей мотивированных школьников с активной социальной позицией.

Методические рекомендации представляют интерес для широкой педагогической общественности, учителей, родителей.

УДК 37.015.75 (082)

ББК 74.00

ISBN 978-5-9980-0319-6        © Министерство образования Саратовской области, 2018

        © ГАУ ДПО «СОИРО», 2018


Майские указы Президента Российской Федерации («О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204,  часть о развитии сферы образования) акцентируют внимание учительства на воспитании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В рамках этого направления разработан «Культурный дневник школьника Саратовской области», являющийся одним из механизмов практической реализации указа (далее – Культурный дневник).                                                        Данная работа ориентирована 1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; 3) на формирование  активной социальной позиции школьника.                                        Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.                                                                                 Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного в современных ФГОС (разных ступеней образования). Данный подход на первый план выводит вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности, жизнедеятельности в целом. Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Принципы деятельности, целостности, вариативности, творчества лежат в основе заданий Культурного дневника. Ведущее их предназначение  пробуждение интереса школьника к истории своей малой Родины, к ее культуре, искусству.

«Культурный дневник школьника Саратовской области» включает в себя несколько разделов.

1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры  города Саратова и Саратовской области.                                                     2 раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.                                                                                                      3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с  разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.

 4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящем свое воплощение в различных жанрах.

5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.

6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).                                                                                                                  7 раздел «Туристические тропы» предлагает  школьникам совершить знакомство с природными  памятниками Саратовской области.

8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.                                                                                

9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.         

Каждый раздел структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В Культурный дневник (в электронной форме) вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.        

В каждом из разделов имеются задания, обозначенные различными символами:

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\pictures-folder.png – для выполнения такого задания необходимо сфотографировать понравившееся сооружение, скульптуру, памятник природы и поместить фотографию в предложенной рамке-паспарту.

 Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\hand-with-pen.png  выполнение данного задания предполагает описание школьником своих впечатлений, чувств, мыслей от увиденного, услышанного, обсужденного и т.п.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\route.png задание такого рода дает возможность школьнику составить маршрут от своего дома (места нахождения) к какому-либо объекту культуры, истории, природы и пр. (с указанием основных пунктов передвижения).

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\treasure-map.png – выполнение такого задания предполагает продумывание школьником увлекательного маршрута квеста для своих одноклассников по поиску какого-либо памятника архитектуры, скульптуры, природы на основе предложенного в Культурном дневнике алгоритма.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\12-Paint-palette-board-with-brush-outline.png выполнение подобного задания предполагает продумывание сюжета, композиции будущего рисунка и создание его в специально отведенном поле.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\43846.png данного типа задания ориентируют школьника на совершение путешествия (виртуального путешествия) к какому-либо объекту и краткое его описание.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\zjgonbuurvkwhgsmweue.png такой разновидности задания нацеливают на размышления о каком-либо памятнике, его истории, предназначении,  на составление краткого рассказа  о нем.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\sqi-16-512.png такие задания направлены на создание описания экспозиций посещенных музеев, на нумерацию основных ее элементов.

Описание: idea1600 выполнение таких заданий предполагает выстраивание обучающимся логических связей между собственными впечатлениями от увиденного, услышанного и причинами, вызвавшими такие чувства и образы.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\customize-your-CNC.png задания такого рода создают для школьника ситуацию выбора роли, действия, деятельности и описание способов их реализации.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\document.png  такое задание ориентирует на проведение исследования в рамках постановки проблемы, гипотезы и проверки выдвинутого предположения.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\a-24-512.png такие задания направляют деятельность школьника на создание презентации, газеты, альбома по выбранной теме, а также на обсуждение предложенной в них информации.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\microphone-512.png  эти задания позволяют школьнику продумать вопросы для интервью по предложенной схеме.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\question_mark_PNG137.png  задания такого рода предполагают выдвижение  школьником  аргументов в защиту своего мнения, позиции, убеждения.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\icon_19375.png  это задание направлено на создание школьником плана литературного, музыкального или какого-либо еще произведения.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\ppwww.png задание такого вида ориентирует школьника на работу в сети Интернет по поиску необходимой информации о деятельности художников, скульпторов, архитекторов, дизайнеров и пр. и помещение этой информации на страницах Культурного дневника.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\guide-icon.png задание подобного характера предлагает школьнику реализовать роль экскурсовода по интересным и памятным местам, экспозициям.

Описание: C:\Users\admin\Desktop\Иконки\praise--thumb-icon-70845.png  это задание направлено на написание школьником рекомендаций одноклассникам прочитать понравившуюся ему книгу, посетить заинтересовавший его спектакль, выставку, музей.

Таким образом, все предложенные задания разноплановы, нацелены на творческую деятельность детей и подростков.                        Ведение Культурного дневника поможет школьникам сохранить  воспоминания об увлекательных путешествиях, мероприятиях, занимательных выставках, интересных представлениях, связанных с культурой родного края и России, которые они посетили и в которых принимали участие. Полученный опыт и знания помогут ребятам приобщиться к миру музыки, театра, творчества.

Кроме того, работа над Культурным дневником поможет школьникам в выполнении Всероссийских проверочных работ по истории: в 5 классе – выполнению задания-сообщения об известном земляке, а в 11 классе – в рассказе об одном из культурно-исторических объектов своей малой Родины.

«Культурный дневник школьника Саратовской области» может быть использован:

как содержательно-методическая платформа курсов внеурочной деятельности,

как основа программ дополнительного образования детей,

как системообразующее дело воспитательной деятельности класса, школы, которому подчинены различные воспитательные мероприятия. Другими словами, Культурный дневник может быть использован в рамках  внеурочной деятельности: в контексте деятельности кружков, студий духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений внеурочной деятельности и в воспитательной деятельности.                                                                 Организацию работы обучающихся по ведению «Культурного дневника школьника Саратовской области» могут также осуществлять классные руководители. Посещение историко-культурных мест и культурно значимых объектов может быть включено в план воспитательной работы класса.                                                        «Культурный дневник школьника Саратовской области» заполняется в электронной форме  как самостоятельно школьником, так и при помощи родителя в любой последовательности. Отличительной особенностью «Культурного дневника школьника Саратовской области» является наличие Карты культурных и памятных мест, посещенных учениками всего класса. Такая Карта заполняется инициативным школьником или учителем (классным руководителем, воспитателем группы продленного дня, родителем) по результатам анализа индивидуальных карт всех дневников  учащихся класса.

Реализация данного проекта будет сопровождаться проведением региональных конкурсных мероприятий по материалам «Культурного дневника школьника Саратовской области»: «Самый культурный класс», «Самый культурный ученик», «Самая культурная семья».                Эффективность осуществления культурно-образовательного проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» во многом зависит от четкого понимания учителями, педагогами дополнительного образования особенностей его запуска и сопровождения в течение учебного года.

Как организовать и провести стартап

проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области»

Стартап (начало, «запуск») Культурного дневника школьника можно организовать на линейке первого сентября для обучающихся всей школы и продолжить его на Уроке Знаний для  обучающихся одного класса. Цель стартапа – познакомить обучающихся с содержанием Культурного дневника школьника (далее – КДШ) и создать условия для возникновения интереса со стороны детей к изучению историко-культурного наследия малой Родины как части России.

Организовать стартап можно в различных формах, доступных для педагогов. Это могут быть: беседа, стендовая презентация Культурного дневника школьника, слайд-презентация, квест,  хэппенинг и т.д.

Беседа – разговор, обмен мнениями. Беседу педагог может начать с короткого рассказа о том, чем интересна история Саратовского края,  какие выдающиеся люди рождались, жили и творили на нашей родной земле.  Во время рассказа педагог с помощью косвенных  и прямых вопросов включает учащихся в беседу. Далее педагог знакомит школьников с разделами Культурного дневника школьника и рассказывает, как с его помощью можно более глубоко узнать историю своей малой Родины.  

Например, в разделе «Памятные даты» педагог может говорить о том, что в мировой истории и в истории родной страны есть памятные даты, которые занесены в учебники истории и которые должен знать любой образованный человек. Но есть даты, которые не столь масштабны и, возможно, не оказывают значительного влияния на ход истории, но, тем не менее, являются очень значимыми для данного села, поселка, города или муниципалитета. Направление Культурного дневника «Памятные  даты» помогает обучающимся узнать как можно больше именно о таких памятных датах. На стартапе педагог может выяснить у школьников, какие даты являются памятными для конкретного населенного пункта.

Если презентация Культурного дневника школьника проводится 1 сентября, в день Знаний, то детям можно дать задание найти как можно больше информации по истории проведения этого праздника.

В дальнейшем, обучающиеся могут создать в индивидуальном Дневнике галерею «Памятных дат моей Малой Родины». Причем этот раздел может тесно переплетаться с разделом «Музейное зазеркалье».

Стендовая презентация - комбинация заметного оформления, цветов и сообщений, призванных привлечь и удержать внимание проходящих мимо людей, оставить в их сознании заметный след от представленной идеи. Стендовая презентация готовится педагогом заранее по разделам Культурный дневник школьника. Нет необходимости в стендовой презентации указывать задания, которые отражены в Дневнике. Основная цель учителя – показать направления и заинтересовать обучающихся в работе над Культурным  дневником  школьника в течение учебного года.

Например, по разделу «Музейное зазеркалье» педагог может предложить на стенде материал по истории своего поселка, города или района. Так, для школьников Новобурасского района может прозвучать такая история: «Пещера Кудеяра, Новобурасский район. Представляет исторический интерес как туристический объект села Лох. В окрестностях села расположена знаменитая пещера разбойника Кудеяра, где, по преданию, он прятал свои сокровища. В настоящий момент сохранилось примерно 50 метров пещеры. По данным очевидцев, внутри нее фиксировались непонятные случаи приступов страха при попытке углубиться дальше».

После этого школьникам можно предложить ответить на вопросы:

- Слышали ли вы эту историю?

- Посещали ли Вы эту пещеру? Каковы ваши впечатления?

- Какие другие истории, притчи, народные придания, связанные с историей своего края, вы знаете?»

В разделе «По святым местам» интерес представит история: «Вавилов Дол (местное название также Авилкин Дол) - овраг около села Горелый Гай (Ивантеевский район Саратовской области). По легенде здесь в царствование Петра I в лесу по течению реки Большой Иргиз находился схорон атамана разбойников Вавилы. Разбойник был схвачен солдатами, ослеплён и брошен в горящем лесу умирать. Спасаясь от огня, слепец вышел к дикому оврагу, на место своих будущих духовных подвигов. Близ ручья Вавила вырыл пещеру и оставшуюся жизнь посвятил покаянию, плачу и молитвам. Прослышав об отшельнике, к нему начали приходить искатели строгой жизни. Пещер становилось всё больше, и монахи соединили их галереями. Так возник пещерный монастырь. Вроде бы ещё сам Вавила заложил подземный храм, соединённый потаёнными ходами с катакомбами монастыря».

Вопросы для обсуждения:

- Как вы считаете, насколько правдива эта история? Почему вы так считаете?

- Какие святые места вы знаете в Саратовской области? В России? Бывали ли вы там?

- Хотите ли вы узнать больше об этом месте?

- А что, если нам организовать экскурсию в Вавилов Дол?

Подобные интересные истории помогут возбудить исследовательский интерес обучающихся и подтолкнуть их к более детальному изучению истории родного края.

На стенде по разделу «Театральные встречи» можно поместить фотографии и афиши гастрольных спектаклей областных театров. Также можно дать информацию о количестве театров в Саратовской области и их специфике. Например, в Саратове успешно работает муниципальный драматический театр «Версия», репертуар театра направлен, в основном, на юного зрителя. Старшеклассникам интересным может показаться альтернативный психологический театр «Аффект», известный театральной лабораторией актерского мастерства для учащихся. В ходе опроса можно выяснить, кто из школьников посещал эти театры, и попросить их поделиться впечатлениями. Далее педагог предлагает школьникам поразмышлять над вопросами:

- Чем отличаются театры классические и экспериментальные?

- Какими качествами должны обладать актеры классического театра? Экспериментального?

Кроме этого, на стенд можно дать информацию об интересных проектах в области театрального искусства. Данную информацию можно получить на сайте Саратовского отделения Союза театральных деятелей - http://std-saratov.ru/ или на сайте ГАУК «ТЮЗ им. Ю.П. Киселева» - http://www.tuz-saratov.ru/.

Слайд-презентация - документ, содержащий ряд кадров (слайдов).

В слайд-презентацию по разделу «Наполним музыкой  сердца…» можно включить фотографии и информацию по  традиционным творческим конкурсам, которые проводятся в образовательной организации, селе, поселке, городе, муниципалитете.

Раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» может быть заполнен фото-галерей из семейных альбомов детей с примерами проведения культурных, спортивных, туристических выходных. Рассматривая эти фотографии на классном часе, можно попросить детей поделиться впечатлениями, воспоминаниями, дать практические советы, например, по подготовке к туристическим походам или выбору маршрута.

Квест (приключенческая игра) можно провести по разделам Культурного дневника школьника, но при  этом необходимо помнить, что для исследования предпочтительно выбирать культурно-исторические ценности с привязкой к местности, т.е. своего поселка, города и района.

Например, по разделу «Каменная летопись края», можно дать задание детям найти архитектурные или исторические памятники, находящиеся на территории села, поселка, города или района. Это может быть ничем, на первый взгляд, не привлекательное здание постройки прошлого или даже позапрошлого века, например, мельница. Работу по поиску информации можно организовать в классе с использованием современных гаджетов.

Квест по разделу «По святым местам» можно организовать, используя детское любопытство ко всему загадочному и таинственному.  

Почти в каждом районе Саратовской области есть свои святые места, связанные с легендами, которые передаются из поколения в поколение. Педагог может зашифровать в тексте название святых мест или икон с загадочными историями, которые находятся в Саратовской области. Задача обучающихся – расшифровать названия этих мест или угадать название иконы. Например, «эта святая считается хранителем благополучия семейного очага. В советские годы в одном из сел Саратовской области был разрушен храм, в котором была эта чудотворная икона.  Икона была написана еще в восемнадцатом веке в Греции. Её судьба очень интересна − икону успели вынести из храма до того как его разрушили и на протяжении всего времени каждую десятую пятницу после Пасхи приносили её на источник, где совершался молебен. В это время здесь всегда было многолюдно. В настоящее время икону всегда можно увидеть в храме Архистратига Михаила в городе Балашов. О какой иконе идет речь?» (Святая Параскева Пятница).

У тех обучающихся,  кто заинтересовался указанными разделами, есть возможность в течение года изучить или посетить святые места Саратовской области и занести их в свой личный культурный дневник.

Хэппенинг - событие, игра, создание абсолютно случайной ситуации без какого-либо чёткого плана по принципу «А что, если…»

Так, в рамках раздела «Приглашение к чтению» учитель может пригласить детей к обсуждению фильма по известному литературному произведению. Лучше, если это будет фильм, снятый современным режиссером, т.к. современное видение событий ближе обучающимся. Например, фильм «Тарас Бульба» 2009 года по одноименной повести Н.В. Гоголя. При подготовке к стартапу обучающимся можно дать задание посмотреть фильм и прочитать повесть заранее. В процессе обсуждения могут выявиться разногласия оригинального произведения и взглядов на это произведение современного режиссера. Обсуждение может пройти под лозунгом «Создай свой фильм – читай книги!»

По такому же принципу можно провести обсуждение фильмов по произведениям известных Саратовских писателей: Алексея Николаевича Толстого («Приключение Буратино», «Гиперболоид Инженера Гарина», «Хождение по мукам» и т.д.); Льва Абрамовича Кассиля («Будьте Готовы, Ваше Высочество!», «Синегория»,  «Ход Белой Королевы»). Основным лозунгом данной работы может стать совместный поиск ответов на вопросы: «А что, если бы я снимал фильм по этой книге…», «А что, если бы я играл главную роль в этом фильме...».

В настоящее время все большую популярность набирает образовательный, культурный, оздоровительный туризм по родному региону.

В разделе «Туристические тропы» любой маршрут может стать хэппенингом, т.к. уникальность территориального расположения Саратовской области и разнообразие природных ресурсов позволяет задуматься: «А что, если проложить индивидуальный туристический маршрут….». Далее эта идея может вырасти в конкурс на наиболее «интересный»,  «трудный», «зеленый», «извилистый» и т.д. маршрут.

Как создать систему работы по организации деятельности школьников в рамках проекта «Культурный дневник школьника Саратовской области» в течение учебного года

        Стартап является только первым этапом организации деятельности обучающихся по заполнению Культурного дневника школьника. На этом этапе учитель должен заинтересовать детей и подростков, сформировать у детей и подростков потребность в изучении культурно-исторического наследия.  

Но в течение учебного года этот интерес необходимо поддерживать.

        Для этого классному руководителю следует дополнить план воспитательной работы, включив в него мероприятия, направленные на развитие заинтересованности  обучающихся  в деятельности по разделам Дневника.

        При этом классным руководителям необходимо помнить, что приоритет отдается мероприятиям, которые нацеливают учеников на изучение родного края.

        В план воспитательной работы классного руководителя могут быть включены следующие мероприятия:

- образовательные, исследовательские проекты по разделам Культурного дневника школьника: «Самая знаменательная дата моего села (поселка, города, района)»; «Я поведу тебя в музей»; «Музыкальное народное творчество жителей моего села (поселка, города, района)»; «Святые места моего села (поселка, города, района)» и т.д.;

- походы, слеты на территории села, поселка, города, района;

- экскурсии (виртуальные и реальные) в музеи, выставочные залы, художественные галереи, по святым местам;

- тематические вечера по разделам Дневника;

- конкурсы по разделам Дневника школьника: «Самый зеленый туристический маршрут»; «Самое запоминающееся  театральное событие»; «Я – читатель!»; «Мой необычный выходной»; «Музеи, которые я посетил» и т.д.;

- конкурс на лучшее оформление Культурного дневника.

        Заместители директоров по воспитательной работе могут включить в программу воспитания конкурсы, коллективные творческие дела, проектную деятельность школьного уровня по разделам Культурного дневника школьника, конференции, слеты «культурных детей»,  недели, посвященные разделам Дневника: «Юный турист», «Ми веселые каникулы», «По музеям и выставочным залам» и т.д.

        Кроме этого, в оформлении образовательной организации необходимо предусмотреть стенд, отражающий деятельность обучающихся по работе с  Культурным дневником школьника. Это может быть карта села и его окрестностей, города или района, на которой будут отмечаться флажками (звездочками, смайликами и т.д.) места, в которых побывали обучающиеся.  Подобные стенды можно оформить в кабинетах образовательной организации.

        Для того, чтобы поддержать интерес обучающихся к участию в деятельности, в образовательной организации можно учредить переходящий приз «Самый культурный класс школы этого месяца». Этот приз может передаваться ежемесячно тому классу, который набирает самое большое количество баллов за работу по различным разделам  Культурного дневника.

        Значительным мероприятием по подведению итогов деятельности детей в оформлении Культурного дневника школьника может стать мероприятие «Горжусь тобой, мой край родной!». Данное мероприятие можно провести через организацию тематических площадок, которые одновременно будут работать на территории образовательной организации. Тематические площадки отражают разделы  Дневника.

        Так, например, на тематической площадке «Увлекательные и запоминающиеся выходные» дети вместе с родителями расскажут, как они проводят выходные дни в течение учебного года, посещают интересные места, проводят семейные чтения, ходят в туристические походы, встречаются с интересными людьми, участвуют в добровольческой (волонтерской) деятельности и т.д. Рассказ может сопровождаться заметками и иллюстрациями из Культурного дневника школьника.

        На тематической площадке «Памятные даты» учащиеся поделятся опытом исследовательской работы по изучению знаменательных дат, связанных с историей родного села, поселка, города или района.

        Данные мероприятия могут стать подготовительными к конкурсу «Самый культурный ученик класса, (школы, района)». В положение конкурса можно включить номинации: «Самый читающий ученик»; «Театр – любовь моя…»; «Лучший экскурсовод»; «Юный архивариус»; «Непутевые заметки»; «Соловей»; «Край родной,  навек любимый!»; «Музыкальный Олимп»;  и т.д.

        Важную роль в создании условий для приобщения обучающихся к культуре играет возможность взаимодействия различных субъектов, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения. В основе такого взаимодействия лежит партнерство и сотрудничество, а субъекты являются социальными партнерами. Такими социальными партнерами для образовательной организации могут стать:

- краевые, районные краеведческие музеи;

- центры детского творчества;

- дома культуры;

- лесные хозяйства, заповедники;

- музыкальные школы;

- школы искусств;

- спортивные школы;

- представители различных конфессий;

- туристические фирмы по организации маршрутов внутреннего туризма;

- библиотеки;

- киноцентры;

- российское движение школьников, региональное отделение.

        Работа с социальными партнерами будет более эффективной, если между образовательной организацией и субъектами, заинтересованными в воспитании подрастающего поколения будут заключены соглашения.

Самым важным социальным партнером для образовательной организации являются родители. Партнерские отношения между образовательной организацией и семьей расширяют сферу действия в образовательной среде субъектных отношений вокруг ребенка.  Работа по организации деятельности обучающихся в рамках Культурного дневника школьника будет более эффективной, если в нее будут включены родители. Именно родители помогут своим детям получить полезные и необходимые навыки по сбору и анализу полученной информации, оформлению дневника, подготовке презентаций, передачи собственных впечатлений от увиденного, прочитанного, прочувствованного.

        Таким образом, Культурный дневник понимается авторами как инструмент для формирования качественной образовательной среды, которая позволит привлечь внимание школьников к культуре и краеведению, одновременно делая процесс обучения более интересным и насыщенным. Авторы предполагают, что использование Культурного дневника будет способствовать повышению интереса обучающихся к культурно-историческому наследию России и Саратовской области, приобщению семьи к участию в культурной жизни региона.                

Полная информация о Культурном дневнике, конкурсах, марафонах, проводимых в его контексте, расположена на сайте ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования» в разделе: Культурный дневник школьника Саратовской области. Желаем успехов!

 

ЛИТЕРАТУРА

КРАЕВЕДЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы Х межрегиональных краеведческих чтений 24-25 апреля 2003 года. Саратов, Изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003. – 292 с.
  • Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области.  - Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971.
  • Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
  • Творческие работы юных геологов Саратова / Ред. В.Б. Сельцер - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2001. 68 с.
  • Саратовское море. Мифопоэтический атлас. – Саратов, 2007. – 140 с.
  • Сафронов Ю.А. Времен связующая нить. ООО «Приволжское издательство» 2000. – 440 с.
  • Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
  • Сельцер В.Б., Худякова Л.П., Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: учеб пособие для 7 кл. Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм-Добродея», 2008. - 96 с.
  • Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристические маршруты Саратовской области – Саратов: Приволжское книжное  издательство, 1983-150 с.
  • Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. – Саратов, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1989 год. – 320 с.
  • Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. - Саратов, Добродея, 2008. – 304 с.
  • Худяков Д.С. Хвалынская «кругосветка». Книга для дорожного чтения. - Саратов, ПАГС, 2006 – 224 с.
  • Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  • Худяков Д.С. Реки и острова, леса и горы вокруг нас - Саратов: Изд-во "Водолей-94",1997. - 22 с.
  • Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 2017. – 56 с.

ИСТОРИЯ

  • Булычев М.В., Воронежцев А.В., Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края. Саратов, «Детская книга», 1996.
  • Греков Б. Д. и Якубовский А. Ю., Золотая Орда и её падение, М. - Л., 1950;
  • Два века губернии. Саратовский край - из прошлого в настоящее : историко-публицист.изд. / Сценарий изд.В.В.Иванов,А.Яковлев;Подред.Е.Максимова. - Саратов : Кадр, 1997. - 258 с.
  • Живописная губерния ХХ век земли Саратовской / Сост. В.Х,Валеев, В.И.Вардугин; Предисл., вступ.ст. В.И. Вардугина. - Саратов :Приволж кн. изд-во, 2000. - 563 с.
  • История Саратовского края 1917-1965. Хрестоматия в помощь учителю истории. – Саратов, Изд-во СГУ, 1967. – 446 с.
  • История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года: учеб.пособие для сред. и ст. кл. школ всех типов / М. В. Булычев и др. - Саратов : Дет.книга, 2000. - 416 с. : ил. - (Знай и люби родной край).
  • Максимов Е. К. Саратовский край: Ч. 1: учеб.пособие по истории родного края для 8-9 кл. / Е. К. Максимов, В. П. Тотфалушин, М. В. Булычев. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1991. - 112 с. : ил.
  • Мишин Г.А. Из прошлого Саратовской губернии. Саратов, 2002
  • Очерки истории Саратовского Поволжья (1894-1917). / ред. : И. В. Порох. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. - 432 с.
  • Памятники истории, культуры и архитектуры г. Саратова / Комитет по культуре администрации г. Саратова, Культурный центр имени П. А. Столыпина. - Саратов : Культурный центр им. П. А. Столыпина, 2006. - 60 с.
  • Природа и древний человек./Г.И. Лазуков, М.Д. Гвоздовер, Я. Я. Рогинский и др. – М., Мысль, 1981. -223 с.
  • Рейли Д. Дж. Саратов и губерния в 1917 году: события, партии, люди. - Саратов: Колледж, 1994. - 120 с. - 2000 р.
  • Рейли Д. Дж. Саратов от августа 1914 до августа 1991: Россия глазами американца: Пер. с англ. - Саратов : Изд. центр Сарат. экон. ин-та, 1994. - 240 с. : ил.
  • Саратовская область за 50 лет. - Саратов:Приволж. кн. изд-во, 1967. - 448 с.
  • Саратовская область. - Саратов : Сар.обл. гос. изд-во, 1952. - 428 с.
  • Сафаргалиев М. Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960.
  • Семенов, В. Н. В старину саратовскую: очерки и рассказы о прошлом нашего края / Семенов В. Н. - Саратов: Регион. Приволжское книжное изд-во «Детская книга», 1993. - 336 с.
  • Твои четыре века, город. Саратов, 1990.

ИСКУССТВО

ЖИВОПИСЬ

  • Водонос Е. Художники Саратова 1885-1985 // Пространство картины. М., 1989.
  • Водонос Е.И. История комплектования коллекции Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева // Художественный музей и культура края. Саратов, 1994.
  • По залам Радищевского музея. Саратов. 1995
  • Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Статьи и публикации. Саратов, 1974. Вып. 2-3.
  • Художники Саратова: Справочник, 1994. - 48 с..

ТЕАТР

  • Демченко А. И. Два столетия музыкальной культуры Саратова / А. И. Демченко. - Саратов: Приволжское изд-во, 2006. - 120 с.
  • Дьяконов В. А. Лицедеи, певчие, музыканты: из истории саратовских театров / Дьяконов Вячеслав Алексеевич. - Саратов : Приволжское кн.изд-во, 1991. - 224 с.
  • Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996
  • Мастера саратовской сцены / Сост.В.А.Дьяконов. - Саратов:Приволж.кн.изд-во, 1994. - 228 с.
  • Мастера саратовской сцены/Сост.В.А.Дьяконов [Текст], 1994. - 288 с.
  • Саратовские театры. Саратов, 1956.
  • Саратовский областной театр оперы и балета. Буклет. Саратов, 1977
  • Саратовский ТЮЗ. Саратов, 1983.

АРХИТЕКТУРА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

  • Дворянские усадьбы Саратовской губернии: Материалы вторых Боголюбовских чтений,1998.
  • Лузина Е.С. Парк культуры и отдыха в Саратове. – Саратов, 1982. 72 с.
  • Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. – Саратов, 1987. 77 с.
  • Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».
  • Максимов Е.К., Валеев В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов. 1990.
  • Мюфке в Саратове/ Осятинский А.П., 1984. - 56 с.
  • Осятинский А.П. Архитектурный ансамбль
  • Песиков Ю.В. Саратовский Арбат: История одной улицы / Песиков Ю.В., 1994. –
  • Сокольская, О. Б. Зеленое зодчество Саратовского Поволжья: Исторические, ландшафтные и градостроительные предпосылки формирования объектов садово-паркового искусства. / Сокольская, О. Б., 1993. - 128 с.
  • Старый Саратов: Свидетельства прошлого: Летопись. Воспоминания. Факты. Сб. в двух книгах.1995. -254с.
  • Терехин, С. М. Века и камни. Памятники архитектуры Саратовской области. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1990. - 152 с.

ГОРОДА, РАЙОНЫ

САРАТОВ

  • Лузина Е.С. По паркам и скверам Саратова. – Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1987. – 78 с.
  • Кравцов С.З., Наташкин В.В.,Попов А.И. и др. Экологический потенциал зеленых насаждений г. Саратова - Карачаевск: РИЦ "Адонис", 2004. 100 с.
  • Мелодия Саратова: Альбом/сост. А.В. Катков, В.А. Белан. – Саратов, Детская книга, 1995. – 304 с.
  • Мосияш С.С., Потапов В.В. Зеленые памятники Саратова. Саратов, 1997. 44 с.
  • Песиков Ю. В. Саратовский Арбат: история одной улицы. - Саратов : Слово, 1994. - 48 с. : ил.
  • Саратов: путеводитель / Сост. А. Пукемов, А. Поляничко, Г. Савкин, А. Рогуля. - Саратов : ЗАО "Новый имидж", 2005. - 100 с.
  • Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. Саратов, Изд-во СГУ, 1988.
  • Балахнин А.И.,Иванов В.П., Смотров В.Н. идр. Родники Саратова - Саратов:ИКД "Пароход", 2000. 48 с.

ВОЛЬСК

  • Бобров Н.Г. Вольская природа. – Вольск, «Надежда», 1997. – 126 с.
  • Вольск вчера, сегодня, завтра: Очерки краеведов / Горнов А.А. и др..], 1995. - 144 с.
  • Брехов В.В, Иванов А.В., Сельцер В.Б. Геологическое прошлое Вольскогокрая:путеводитель по экспозиции Вольского краеведческого музея - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2005. 52 с.
  • Вольск на старых открытках - Вольск: Изд-во 2007 (набор открыток).

ИВАНТЕЕВКА

  • Лисицин А.М. Край трех Иргизов. Краеведческая повесть о степном Ивантеевском районе Саратовского Заволжья – Саратов, ИКЦ «Не за тридевять земель», 2008. – 248 с.

РТИЩЕВО

  • Громов А.А. Ртищево-перекресток России: К 200-летию Саратовской губернии / Кузнецов И.А., 1997. - 176 с.

ХВАЛЫНСК

  • Макаров В.З., Чумаченко А.Н., Савинов В.А., Данилов В.А. Национальный парк «Хвалынский»: Ландшафтная характеристика и географическая информационная система. – Саратов, Изд-во Саратовского ун-та, 2006. – 148 с.
  • Трегуб А.П.,Кокова И.Ф., Худякова Л.П.,Савинов В.А. Жемчужина Поволжья. Национальный парк "Хвалынский" - Саратов: Росприроднадзор, 2006, 99 с.
  • Наумов,Алексей Викторович Земли Хвалынской храмы, 2004. - 142 с.
  • Савинов В., Анисимов Л., Непочатых В., Кокова И. Национальный парк "Хвалынский" - Саратов: Изд-во Сар.торг.палаты 2004, 120 с.
  • Непочатых,Виктор Алексеевич Хвалынск: Краткая история и достопримечательности / 2000. - 200 с.
  • Петров-Водкин К. Хлыновск. – М., ДЛ, 1991.
  • Савинов В., Анисимова Л., Непочатых В., Кокова И. Национальный парк «Хвалынский». Саратов, 2004. 120 с.
  • Хвалынск. «Затерянный мир». Буклет. Саратов, ООО «Макси-принт»
  • Хвалынск.Портрет города: Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.

ЭНГЕЛЬС

  •  Энгельс на пороге нового тысячелетия. Энгельс. ЗАО «ПЦИППОЛит», 1999, - 16 с.
  • Ерина Е. Под покровом Богородицы: Из истории слободы Покровской – Покровска – Энгельса в документах и фактах Саратов ООО «Приволжск.изд-во», 2007. – 320 с.
  • Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания. (многократно переиздавалась).
  • Покровск: К 250-летию основания/сост. Г.А.Мишин. Саратов, Изд-во «Детская книга, 1993. – 208 с.
  • Сообщения Энгельского краеведческого музея. Сб. научных трудов. Саратов, Изд-во СГУ, 2004. – вып.6. – 200 с.

БАЛАШОВ

  • Назарова С.К. Утраченные и возрожденные святыни г. Балашова и Балашовского уезда. Балашов, Издательство «Николаев, 2008 – 119 с.

ДЕРГАЧИ

  • Черкасова Е.В. Радуга над полем. Исторические очерки Дергачёвского района. – Саратов: ООО «Приволж. изд-во», 2007.-184с.

БАЛАКОВО

  • Полтавец В. Город Балаково. – Саратов: ООО «Приволж. изд-во», 1974.-184с.

НАШИ ЗЕМЛЯКИ

  • Беседы с А.Шнитке. М., 1994
  • Бикташев, Е.М. Саратовский вальс: автобиограф.повесть/Е. М. Бикташев. - Саратов : Дет.книга, 2005. - 479 с.
  • Валеев В. Х. Мемориальные доски рассказывают. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1985. - 152 с. : ил.
  • Вардугин В.И. Саратовская азбука. Великие земляки и достопримечательности родного края. Саратов, 2002
  • Вардугин, В. Легенды и жизнь Лидии Руслановой : документальная повесть / В. Вардугин ; худ. Г. М. Панферов. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 1999. - 240 с. : ил. - (Их имена в истории края).
  • Герой Советского Союза Василий Георгиевич Клочков: К 60-летию Победы / Вступ. ст. А. И. Першина, Ф. А. Рашитова; предисл. Г. Н. Долговой ; сост. Г. М. Брагина, Г. Н. Долгова, Л. К. Коломейчук. - Саратов : Изд-во СГТПП, 2005. - 124 с.
  • Зубов С.В. Вклад М.Н. Галкина-Врасского в развитие музыкального образования г. Саратова// Актуальные вопросы истории. Саратов. 1999. Вып. 1.
  • Кассиль Л.А., Молитвина О.П., Нефедова Г.О. Именем Кассиля. – Саратов, ОАО Приволжское изд-во, 2005. – 116 с.
  • Композиторы и музыковеды Саратова. Библиографический справочник. Саратов, 1998.
  • Непроторенными дорогами: Сб. очерков о крупнейших учёных врачах, работавших в Саратове. Саратов. 1981.
  • Русакова А.А. В.Э. Борисов-Мусатов. М.-Л., 1966.
  • Семенов В. Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого секретаря. - Саратов : Надежда, 1998. - 352 с. : ил.
  • Семенов В. Н. Саратов дворянский. - Саратов:Приволж.кн.изд-во, 2004. - 296 с.
  • Семенов В. Н. Саратов купеческий. - Саратов:Приволж.кн.изд-во, 2006. - 200 с.
  • Семенов В. Н. Саратов мещанский. - Саратов:Приволж.кн.изд-во, 2004. - 240 с.
  • Сидоровнин Г. П. П. А. Столыпин. Жизнь за Отечество : жизнеописание (1862 - 1911). - Провинция - душа России. Саратовская губерния : энциклопедический словарь биографий современников. Кн. 2. - Саратов : РИЦ "Поволжье", 2005. - 368 с Саратов : Культурный центр им. П. А. Столыпина, 2002. - 600 с.
  • Смилевец, Игорь Демьянович. Дороги к белым горизонтам : записки путешественника / И. Д. Смилевец. - Саратов :Приволж. кн. изд-во, 2005. - 365 с
  • Соломонов, Владимир Анатольевич. Первопроходцы университетской науки. Коллективный портрет первых профессоров и студентов Саратовского университета: учеб. пособие / В. А. Соломонов ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. - 2- е изд. ,испр. и доп. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2005. - 85 с.
  • Судьбы губерниии : сб. интервью, очерков о выдающихся людях Саратовской области / ред. И. Г. Сухарев. - Саратов : Земское обозрение, 2005 Кн. 2. - 2005. - 288 с.
  • Хорошилова В.Г. Талант от Волги. Художник Яков Вебер. Нижний Новгород, «Деком», 2005.- 228 с.
  • Художник Василий Фомичев: воспоминания, письма, отзывы о выставках, документы / сост. М. П. Фомичева. - Саратов: Саратовтелефильм :Добродея, 2006. - 288 с.
  • Шнитке А.: о музыке, своей работе и о себе // Музыкальная жизнь. 1990.№8.С.2-3.

                                                    Методическое издание

КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Саратов, 2018 года

Редактор Г.В. Дятлева

Оригинал-макет подготовила Т.Г. Петровец

Подписано в печать 20.06.2018. Печать Riso. Бумага Maestro Special.

Гарнитура Times New Roman. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 13,48 (14,5). Усл. изд. л. 13,7. Тираж 10000. Заказ № 320.

Отпечатано в типографии

ГАУ ДПО «СОИРО»

410031, г. Саратов, ул. Б. Горная, 1