Стратегия «Доброжелательная школа».

Пистун Оксана Александровна

В стратегии, на мой взгляд, главным является доброжелательность. А это свойство благородного и сильного человека. Главным принципом воспитания всегда был личный пример. Учитель — это образец духовности, самопожертвования, благородства. Именно педагог своим примером в процессе сотрудничества, создания творческой атмосферы, развития коллективизма может воспитать человека, желающего добра, готового содействовать благополучию других.

Один профессор говорил так: «Учитель находится в том возрасте, детям какого возраста он преподает. Он живет в том ритме, который задают ему ученики. Для него очень важно не отстать». Умение и готовность постоянно учиться, изменяться – это те качества, в которых более всего отражается специфика нашей профессии.

Но в какие бы времена мы жили, самое главное качество учителя… любовь к детям. И не одному хорошему учителю не обойтись без искренности, открытости, особой нравственности, ведь маленький народ не обманешь. И если учитель искренне любит детей, тогда все остальные педагогические компетенции ему будут по плечу!

Новый учитель должен понимать, что никого нельзя научить, можно лишь самому научиться. Нельзя прожить за ученика его жизнь, а потому, доблесть учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям. Новый учитель сначала пробуждает в ребёнке ученика, а потом растит из него собеседника. Учитель покажет ценность каждого учащегося, проявит его интерес и «нужность», а значит – разовьёт в нём индивидуальные качества.

Хочу напомнить несколько своеобразных истин, которые помогут сделать наши трудовые будни более радужными.

1. Обязательно верьте в себя. Как Вы мыслите, так Вам и будет.

2. Не жалейте себя! Если Вы что-то решили, нужно обязательно идти до конца.

3. Проявляйте силу воли: говорите себе: Я смогу, я сделаю, я добьюсь!

4. Держите себя в форме. Ведь Здоровье – это не состояние тела, а состояние души.

5. Не затягивайте дело: Если не сейчас, то когда же?!

6. Контролируйте себя: Самоконтроль помогает лучше понять других.

7. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь…

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кодекс доброжелательности педагога

  1. Приучайте себя к следованию по жизни нравственным путем.
  2. Стремитесь стать для своих учеников, родителей, окружающих образцом человеколюбия, трудолюбия, профессионализма, безупречной репутации. Помните, что учитель воспитывает не методами и приемами, а самой своей личностью, и происходит это бессознательно.
  3. Развивайте в себе потребности и способности к самообразованию, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю, самоанализу.
  4. Проявляйте терпимость и уважительное отношение к традициям и обычаям народов России и других государств, учитывайте культурные и иные особенности различных этнических групп и конфессий.
  5. Соблюдайте культуру речи и языковые нормы. Не допускайте использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
  6. Стремитесь, чтобы ваш внешний вид при выполнении вами трудовых обязанностей соответствовал общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
  7. Умейте сохранять любовь к ребенку, веру в него, не растеряв ее, несмотря на его неудачи, неоправданные надежды, невыполненные обещания, непослушание, ошибки, шалости, дурные поступки. Любовь к ребенку непреходяща и не зависит от внешних факторов.
  8. Стремитесь понять чувства ребенка, увидеть его горе (оно может быть связано как с семейными проблемами, так и с неудачами в учебе, с ссорой с другом и т.д.) и искренне посочувствовать ему, выразив свое понимание. Доброта и милосердие – союзники педагога.
  9. Умейте щадить его чувства (не «подлавливать» на уроке, увидев, что он не слушает; не ставить «2» за «плохое поведение», не доказывать его вину при всем классе и др.)
  10. Умейте реально помочь ребенку в трудную минуту: словом, делом.
  11. Умейте сдерживать свое недовольство, гнев, столкнувшись с детскими шалостями, опозданиями, невыполненными заданиями и т.д.
  12. Будьте искренними. Умейте признавать свои ошибки и недостатки, не притворяться, не искать способы скрыть истинное положение вещей.
  13. Стремитесь не требовать за отданные силы награды, не ждать от ребенка самопожертвования и превращения из непослушного в «удобного».
  14. Стремитесь к взаимодействию со своими коллегами, оказывайте взаимопомощь, уважайте интересы друг друга.
  15. Стройте воспитание и обучение в образовательной организации в союзе с семьей.
  16. Уважительно и доброжелательно общайтесь с родителями учеников. Стремитесь к тому, чтобы родители ученика стали вашими единомышленниками.
  17. Уважительно относитесь к администрации, соблюдайте субординацию и при возникновении конфликта с администрацией, пытайтесь разрешить его с соблюдением этических норм.
  18. Не допускайте коррупционно  опасного поведения.



Предварительный просмотр:

Тема: Доброжелательная школа – доброжелательные мы.

Цель: помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению к окружающим

Оборудование: цветок с надписями слов, образованных от слова "добро", плащ и колпак для волшебника, музыкальное сопровождение, клубок ниток

Задачи: воспитывать доброжелательные отношения к окружающим людям, учить совершать добрые поступки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

- Кто, по-вашему, добрый человек?

- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?

– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с доброжелательной школой.


– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы с вами позовем хорошее настроение. Для этого посмотрим друг другу в глаза и улыбнемся.

3. Основная часть

– Сегодня мы поговорим о доброте и вежливости. Что это такое? Какого человека можно назвать вежливым, добрым?
Разрешение ситуаций. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.

Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.

В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось.

Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.

-Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? (В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя) .

- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Нет.

-Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!

Притча о добре и зле.

Есть такая притча о Добре и Зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.

А когда Добро уходило от Зла оно сказало: "Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю". Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.

4. Работа по теме занятия

Упражнение «Пять моих хороших качеств». Дети стоят в кругу. Один из них выходит в круг, поднимает вверх ладонь и называет 5 своих хороших качеств, загибая при этом пальцы.

5. Физминутка

Упражнение «Золотой ключик».

-Какого человека можно назвать доброжелательным?

Затем звучит тихая музыка и ведущий просит положить руку на область своего сердца. Далее он просит их представить, что в сердце каждого человека есть дверка, через которую можно посылать и получать любовь. А ключик от этой дверки в руках самих людей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо только представить себе, что она открывается при дыхании. Вдыхая, эта дверка открывается и в сердце впускается любовь и солнечный свет. А при выдыхании любовь посылается из сердца мама, папе, друзьям и т. д. Упражнение выполняется несколько минут.

-Трудно ли было желать добра другим людям? Кому вы посылали добро?

Цветок доброты. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова:

Доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.

6. Закрепление полученных знаний

– А теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите билет с номером группы из коробки и пройдите на свои места.
– У каждой группы на столе лежит конверт с заданием.
(Задача детей инсценировать ситуацию)
– Прочитайте внимательно, распределите роли и обсудите порядок выполнения этого задания.

Задания: 

  1. Мама послал тебя к соседке попросить немного соли. Как ты это сделаешь?
  2. Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?
  3. Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рожденья. Как ты это сделаешь?

После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить. 

– Вы хорошо справились с заданием. Только, ребята, помните, что сила «волшебных слов» зависит от того, как мы их говорим. Нужно говорить вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься. Нельзя разговаривать резким тоном, отвернувшись в сторону. Вежливый человек не бывает грубым.

Игра "Паутинка добра"

Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…

-мне вчера помогла донести портфель;

- мне дала свой карандаш;

-ты помогла убрать клеенку после урока труда и т. д.

Подведение итогов.

Ваше настроение? Что было полезным для вас?

6. Рефлексия

– Давайте вместе составим правила вежливого обращения.

(На доске вывешивается плакат с правилами)

Правила вежливости 

  1. Пользуйся словами вежливого обращения:______________
  2. Будь приветлив и вежлив со всеми _________________.
  3. Не _________________ взрослых, не вмешивайся в их разговор.
  4. Слушай старших ________________, стой при этом спокойно, смотри в ____________ собеседнику.
  5. ___________________________________________________________________________________________________.

7. Итог

Учитель: Вот и подошёл к концу наш первый в этом году урок. Мы многое вспомнили и, самое главное, мы всё очень рады видеть друг друга. Так, как и положено настоящим друзьям. 

– Подумайте, всегда ли вы сами бываете добрыми и вежливыми? Какие советы вы дадите сами себе?

Спасибо вам за работу. Успехов. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегическая сессия «Доброжелательная школа»

Слайд 2

Миссия школы воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека, развитие в учениках духовных сил сохранение и возрождение таких человеческих ценностей, как скромность, добродетель, трудолюбие, доброта реализация права каждого ребенка быть равным в соответствии с возможностями и в единстве с обязанностями и ответственностью реализация права каждого ученика, каждого родителя, каждого педагога на свободу мыслей, мнений, выражений, на участие в принятии решений, их касающихся формирование добросовестного отношения к уроку, педагогической целесообразности внеурочной деятельности, неаудиторной занятости, дополнительного образования

Слайд 3

Это открытая образовательная система, объединяющая всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов и родителей) и местное сообщество общественным договором, целью которого является всесторонняя поддержка успешной самореализации и социализации учащихся, их участие в процессах преобразования социальной среды населённого пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ, введение школьников во внешний, по отношению к школе, социум и включение внешнего социума в пространство школы Ценности школы

Слайд 4

Образ будущего руководителя Руководитель доброжелательной школы имеет твёрдый характер, инициативность, способность мотивировать ученический, педагогический и родительский коллективы и направлять их на успешное достижение целей. Именно он несёт личную ответственность за состояние дел в своей организации

Слайд 5

Образ будущего педагога Это Педагог Успеха, Успеха как общего, так и Успеха каждого Каждый учитель, педагог имеет право на творческую инициативу, свободу преподавания, профессионализм в единстве с обязанностями и ответственностью Каждый педагог этически воспитан, компетентный профессионал, способен учиться и учится вместе с учениками, лидер изменений, создатель коллектива

Слайд 6

Ученик, который хорошо владеет русским языком, умело и уважительно относится к собеседнику Ученик, у которого будут сформированы важнейшие жизненные понятия: можно, нельзя, надо Образ будущего обучающегося Ученик обладающий такими качествами как: социальная совесть, сопереживание, уважение человеческого достоинства, развитый эмоциональный интеллект, критическое мышление, готовность к поддержке, умение сотрудничать Ученик желающий добра другому, с чистым, неосквернённым сознанием, добрыми чувствами, проявляющий участие, расположение к окружающим людям, поступающий по- доброму, не пропитанный эгоизмом

Слайд 7

Образ будущего родителя Социально активный Взаимовежливый Интеллектуальноразвитый Любящий Готовый к сотрудничеству и поддержке