Главные вкладки
Трансляция педагогического опыта
Трансляция педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №79 «Голосистое горлышко»
Педагогический совет
«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Ответственный: Р.Р.Имамалиева
Нижневартовск, 2022
Педагогический совет
«Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: повышение теоретического и практического уровня знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи:
1. Выявить более эффективные формы работы и виды организованной и неорганизованной образовательной деятельности, необходимые для развития математических представлений у дошкольников;
2. Обозначить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
3. Сформировать у педагогов творческий подход, направленный на развитие познавательной активности и раскрытие математических способностей детей;
4. Проанализировать уровень организации работы в ДОУ по формированию элементарных математически представлений;
5. Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.
Ход:
Математика – царица наук, арифметика –
царица математики .
(К.Ф. Гаусс)
Если вы хотите участвовать в большой жизни,
то наполняйте свою голову математикой,
пока есть к тому возможность.
Она окажет вам потом огромную помощь
во всей вашей работе.
(М.И. Калинин)
Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения и его тема «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС». 1. Вступительное слово.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Важнейшим средством формирования у дошкольников высокой математической культуры, активизации обучения математике является эффективная организация и управление учебной деятельностью дошкольников в процессе решения различных математических задач.
Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике.
Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства. Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГОС) заставляет пересматривать устоявшееся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми.
На занятиях по продуктивным видам деятельности (лепка, рисование, конструирование) у детей закрепляются представления о геометрических фигурах, о форме, размерах предметов, об их пространственном размещении, о количестве. Для предметных и сюжетных рисунков, для орнамента и аппликации, для лепки из глины и пластилина, изготовления сложных игрушек – требуются знания о форме, размерах, о количественных и пространственных отношениях между частями предмета или между самими предметами, поэтому геометрические представления и измерительные навыки развиваются и закрепляются во всех видах изобразительной деятельности. На музыкальных занятиях закрепляются пространственные представления и счетные навыки. Совместно с музыкальным руководителем знакомят детей с основными свойствами музыкального звука – с высотой (регистры), с направлением мелодий вверх – вниз; с продолжительностью звуков (длиннее – короче); знакомим с аккордами, состоящими из двух, трех, пяти звуков, и т. п.
1. Информационно-аналитическая станция: результаты тематического контроля.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно - образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Работа ДОУ по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений в целостном развитии ребенка-дошкольника.
С целью определения эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по ФЭМП, путём обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выявления причин и факторов, определяющие качество педагогической работы по ФЭМП у детей в ДОУ был проведен тематический контроль «Эффективность работы по развитию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» по направлениям:
1.Оценка планирования работы
2. Обследование уровня развития детей
3.Оценка профессиональных умений педагогов
4. Оценка создания условий
5.Оценка форм взаимодействия с родителями
Как показала проверка, проведенный тематический контроль показал, что работа по ФЭМП дошкольников актуальна и она в ДОУ на достаточном уровне.
2. Ознакомительно - пояснительная станция: консультация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы».
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.
3. Ознакомительно - пояснительная станция: консультация «Использование алгоритмов обучения в предматематическом образовании дошкольников».
Формирование элементарных математических знаний, навыков и умений требует особой точности вопросов, заданий, специальной направленности восприятия и определённой логики познания. Поэтому, чтобы своим не правильным или не своевременным вопросом, заданием не поставить ребенка в тупиковое положение, а, на оборот, спокойно подвести его к нужному выводу, действию, дать возможность обрадоваться достигнутому, почувствовать радость успеха воспитатель должен соблюдать определённую последовательность действий, вопросов, выступающую как алгоритм обучения.
4. Станция «Мудрые мысли»: воспитатели представляют коллегам изготовленные собственноручно игры по ФЭМП (презентация игр).
Дидактические игры имеют большое значение для развития ребенка. Они являются интересным занятием для них. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая.
6. Станция Практического мастерства: «Математика – это интересно». (2 команды)
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готов каждый из вас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Видеть красоту, думать и рассуждать.
1. «Фольклорная математика» - предлагается вспомнить пословицы, в которых упоминаются числа: допишите цифры, чтобы получились пословицы
1. 1 ум хорошо, а 2 – лучше.
2. За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.
3. Старый друг лучше новых 2.
4. 7 бед – 1 ответ.
5. 1 в поле не воин.
6. 7 раза послушай, 1 раз скажи.
7. 7 одного не ждут.
8. 10 вода на киселе.
9. Уступив однажды, 10 раз останешься в выигрыше.
10. 1 нога тут, другая — там.
2. Решение педагогических ситуаций
Педагогическая ситуация № 1
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елку, матрешку, гриб, кубик, юлу.
Вызванный ребенок так считал: “Елка одна, гриб один, матрешка одна, юла тоже одна и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы:
1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки? В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?
Педагогическая ситуация № 2
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одн у машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
Вопросы:
1.Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
2.Какие ошибки были допущены воспитателем?
3.Как нужно правильно организовать это нод?
3.Решите математические ребусы
- Два
- Квадрат
- Сложение
- Решите математические ребусы
- Пять
- Ромб
- Число
4. Решение кроссворда по сказке «Три поросенка»
1. Чтобы наполнить котел водой, Ниф-Ниф принес два ведра воды, а Нуф-Нуф — 3 ведра. Сколько всего ведер воды принесли поросята?
2. Наф-Наф собрал 5 желудей, 4 желудя съели братья. Сколько желудей досталось Наф-Нафу?
3. Для постройки своего дома Нуф-Нуф собрал 10 веток, а использовал только 7. Сколько веток осталось неиспользованными?
4. Ниф-Ниф решил построить свой дом за 3 дня. 2 дня уже прошло. Сколько осталось дней до завершения строительства?
5. Чтобы сломать домик Ниф-Нифа, волк сначала дунул 2 раза, а затем еще 6 раз. Сколько всего раз пришлось дунуть волку?
6. Наф-Наф носил камни для постройки своего дома. Сначала он принес 6 камней, а потом еще 3. Сколько всего камней принес Наф-Наф?
7. На двери домика Наф-Нафа был 1 маленький засов и 3 больших. Сколько всего засовов было на двери Наф-Нафа?
8. На тарелке лежало 5 яблок. Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф съели по одному яблоку. Сколько яблок осталось на тарелке?
7. Станция “Конечная”
В ходе педагогического совета мы еще раз убедились, что математика для дошкольников наука сложная и в тоже время очень интересная и увлекательная. Самое главное — привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого нод по ФЭМП должны проходить в увлекательной игровой форме.
Закончить наш педагогический совет хочется словами Михаила Васильевича Ломоносова: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.
Завершая педсовет, скажу несколько слов об оценке деятельности детей на нод. Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
А сегодня на педсовете мне понравилось, что педагоги были активными.