Страничка для 6-х классов

Тема: Пейзаж.  Воздушная перспектива

Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же называются и произведения, выполненные в этом жанре.

И.Шишкин

 

10011
shishkin2.jpg

 

 

"Озеро в горах Щвейцарии" А.Саврасов

 

10009
a.savrasov_ozero.jpg

 

"Лесные дали" И.Шишкин

 

9832
shishkin_lesnye_dali.jpg

Изображение пространства

 

Открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникла как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.

В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в жизни.

Перспектива – учение о способах передачи глубины трехмерного пространства на плоскости изображения.

Основные понятия:

  • линейная перспектива
  • точка зрения
  • линия горизонта
  • точка схода
  • воздушная перспектива

Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство, и оно получило в картине определенную протяженность, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далеких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Тогда же были разработаны правила деления пространства на планы: ближний план – теплый и контрастный; средний – самый разработанный с мягкими тонами; дальний – светлый, обобщенный, там все сливается в общей воздушной дымке. Способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.

Тема: Пейзаж. Пленэр

Работа над пейзажем на пленэре отличается от рисунка в аудитории. Одна из сложностей состоит в том, что в поле зрения рисующего попадает ряд отвлекающих деталей изображения.

Необходимо выбрать главные объекты. Можно изготовить из картона рамочку-видоискатель с пропорциями листа будущего пейзажа. Она поможет «кадрировать» натуру.

 

10222
plener.png

 


Тема: Пейзаж – большой мир

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в 16-17 вв.
Станковая живопись - (буквально) живопись, созданная на станке (мольберте).
Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Впервые пейзажная живопись появилась очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том, чтобы вызвать размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник.
Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и ее силам. Природные формы являлись духовными символами.
Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщенный образ. Часто он пользовался всего лишь черной тушью, используя технику мягких размывов.

Го Си. Горы осенью после дождя. 11 в.

10242
go_si1.jpg

 

Го Си. Осенний туман. 11 в.

10243
go_si_3.jpg

Го Си. Возвышенный отшельник. 11 в.

10245
go_si_2.jpg

Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира.
Европейский художник, обратившись к созданию картины-пейзажа, тоже сначала писал вовсе не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира.

 

Тобиас В. Пейзаж. 17в.

10274
tobias_v_17v.jpg

 

Тобиас В. Пейзаж. 17в.

 

10405
v.tobias_17v.jpg

 

Вопросы для зачета

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет» .
1. Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
2. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?
3. Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?
4. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
5. В чем состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства?
6. Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры.
7. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры.
8. О чем может нам рассказать портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да еще из далекого от нас времени?
9. Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения?
 10. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились.


 

11287
img_5654.jpg

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

11055
img_5498.jpg