Страничка для 6-х классов
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или преображенной человеком природы. Так же называются и произведения, выполненные в этом жанре.
И.Шишкин

"Озеро в горах Щвейцарии" А.Саврасов

"Лесные дали" И.Шишкин

Изображение пространства
Открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникла как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире.
В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в жизни.
Перспектива – учение о способах передачи глубины трехмерного пространства на плоскости изображения.
Основные понятия:
- линейная перспектива
- точка зрения
- линия горизонта
- точка схода
- воздушная перспектива
Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство, и оно получило в картине определенную протяженность, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далеких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Тогда же были разработаны правила деления пространства на планы: ближний план – теплый и контрастный; средний – самый разработанный с мягкими тонами; дальний – светлый, обобщенный, там все сливается в общей воздушной дымке. Способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива.
Работа над пейзажем на пленэре отличается от рисунка в аудитории. Одна из сложностей состоит в том, что в поле зрения рисующего попадает ряд отвлекающих деталей изображения.
Необходимо выбрать главные объекты. Можно изготовить из картона рамочку-видоискатель с пропорциями листа будущего пейзажа. Она поможет «кадрировать» натуру.

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в 16-17 вв.
Станковая живопись - (буквально) живопись, созданная на станке (мольберте).
Монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Впервые пейзажная живопись появилась очень давно – в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том, чтобы вызвать размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник.
Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и ее силам. Природные формы являлись духовными символами.
Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщенный образ. Часто он пользовался всего лишь черной тушью, используя технику мягких размывов.
Го Си. Горы осенью после дождя. 11 в.

Го Си. Осенний туман. 11 в.

Го Си. Возвышенный отшельник. 11 в.

Художник смотрел на природу, словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира.
Европейский художник, обратившись к созданию картины-пейзажа, тоже сначала писал вовсе не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира.
Тобиас В. Пейзаж. 17в.

Тобиас В. Пейзаж. 17в.

Тема: «Вглядываясь в человека. Портрет» .
1. Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
2. Как можно объяснить, что в художественном портрете проступает авторская позиция художника? Как она соотносится с задачей портретного сходства?
3. Как ты объяснишь, чем отличаются друг от друга парадный портрет и лирический камерный портрет?
4. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?
5. В чем состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства?
6. Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры.
7. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры.
8. О чем может нам рассказать портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да еще из далекого от нас времени?
9. Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения?
10. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились.




