Предметно - пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_-_prostranstvennaya_sreda_2.pptx | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно – пространственная среда Развивающая предметно – пространственная среда Содержательно - насыщенная Трансформируемая Дети имеют возможность сами изменять среду в зависимости от образовательной ситуации Использовать ширмы, мягкие модули В «Нравственно-патриотическом» Центре находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, уголок родного края Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Достаточно много материала для развития мелкой моторики руки, это особенно важно в речевом саду В центре строительно– конструктивных игр представлены различные виды конструкторов, имеются мелкие игрушки для обыгрывания построек.
Развивающая предметно – пространственная среда Полифункциональная Вариативная Дети используют различные составляющие РППС, тканевые накидки, ширмы, перекатные столики Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. В центре сюжетно – ролевых игр, оборудование и пособия расположены так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их под свои игровые, творческие замыслы
Развивающая предметно – пространственная среда Доступная Безопасная Дети используют при планировании своей деятельности экран выбора Работы воспитанников используются в оформлении интерьера группы Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям.
На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям. Направление: Художественно - эстетическое развитие В центре «Творческая мастерская» много разнообразного материала для художественно-творческой деятельности, некоторые из них находятся в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих идей, замыслов и фантазий. Для развития творчества детей в самостоятельной работе в группе подобраны различные схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок из бумаги и из пластилина. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность. Имеется «Стена творчества» для вывешивания детских рисунков.
Направление: Речевое развитие Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.
В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка, что особенно важно для детей с задержкой речевого развития.
Направление: Познавательное развитие. Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал должен давать детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех природных объектов. Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.
Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.
« Центр песка и воды » помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Игра-экспериментирование осуществляется с различными предметами и природными материалами. Организовывая игры с песком и водой , происходит не только знакомство детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепление представлений о форме, величине, цвете предметов, развитие мелкой моторики рук, закладываются основы для обучения конструированию (формование из песка).
Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, а так же пособия, активизирующие интерес детей к чтению: буквы, цифры, кроссворды, ребусы, материалы, отражающие школьную тематику, так называемая «Полочка умных книг». Центр «Математики» решает следующие задачи: • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
В «Нравственно-патриотическом» Центре размещены: портрет президента, государственные символы России (флаг, герб, гимн, карта России); помещена государственная символика родного города Зеленогорска. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья» и др.
«Строительный» (конструктивный) Центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.
«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.
Направление: Социально-личностное развитие. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ. В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).
Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.
Направление: Физическое развитие. Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.