Для учителя технологии
Для учителя технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Техническое задание для участников чемпионата «JuniorSkills» (компетенция «Дизайн одежды»)
Общие положения
Данное техническое задание включает в себя подробные описания конкурсных заданий (модулей) в соответствии с возрастными группами (категориями).
Основными критериями оценки выполненной работы является демонстрация профессиональных навыков в области технологии изготовления одежды с элементами дизайна одежды.
Участники должны решить несколько профессиональных задач (модулей), описанных в техническом задании.
Цель: Профессиональная подготовка к участию в чемпионате «JuniorSkills» в рамках «WorldSkills». Умение выполнять задания с применением дизайнерских решений.
Участники, конкурса решают следующие задачи:
- овладение частью приемов дизайнерской разработки изделия;
- изготовление изделия из предложенных материалов;
- развитие навыков применения специального оборудования.
Участниками могут являться обучающиеся различных учебных учреждений, которые входят в возрастные категории:
- возрастная группа (категория) «10 +»;
Общие требования:
-соблюдать правила охраны труда;
-соблюдать правила безопасной работы на швейном и утюжильном оборудовании;
-соблюдать экономичное использование расходных материалов;
-рационально организовывать рабочее место согласно технологическому процессу;
-владеть основами работы на швейном оборудовании;
-выполнять рациональную раскладку деталей на ткани;
-выполнять швейные операции в соответствии с технологическими картами;
-строго соблюдать регламент времени, отведенного на конкурсное задание;
-гибко реагировать на внештатные ситуации;
-выполнять эскизы моделей одежды в технике «Коллаж»;
-применять элементы дизайна в разработке изделий или эскизов в соответствии с заданной темой;
-эффективно использовать специальное оборудование.
1 день
Задания для возрастной группы «10 +»
Модуль1– Создание эскиза модели одежды по единому заданию, (жеребьёвка непосредственно перед выполнением задания из 3-х предложенных тем) из предложенных материалов в технике «Коллаж».
Модуль2 –Изготовление фартука по технологической карте.
Модуль3– Изготовление чехла для декоративной подушки в технике «Лоскутная» по технологической карте.
Описание заданий
Задания для возрастной группы «10 +»
Модуль 1
Максимальное время для выполнения работы - 1 час (астрономический).
Формулировка основного задания
«Выполните эскиз модели одежды по заданию из предложенных материалов в технике «Коллаж». Примерные темы для коллажа: «флора и фауна», «фолк», «дети галактики», «уличная мода».
Требования к выполненной работе:
- Участник должен создать эскиз костюма, который дает полное представление об общих пропорциях и членениях формы, о цветовых и тональных отношениях в композиции, об образе изображенного костюма;
- Эскиз раскрывает заданную тему;
- Наличие элементов дизайна;
- Аккуратное исполнение работы;
- По истечению одного астрономического часа участник должен сдать работу.
Оборудование для выполнения работы
Бумага, карандаш, резинка, клей, ножницы, линейки, тайная шкатулка.
Экспертная оценка результатов выполненной работы
- Выполненным работам присваивается код;
- Оценивается каждый пункт выдвинутых требований к работе;
- Оценка выставляется в баллах;
- Оценивание результатов выполненной работы проводится объективными и субъективными экспертами.
Примеры выполненного задания
Модуль 2
Максимальное время выполнения - 3 часа (астрономических).
Формулировка основного задания
«Изготовьте фартук с применением швейного оборудования»
Оборудование для выполнения работы
Для обеспечения равных условий конкурсантам предоставляется одинаковый набор материалов и инструментов в индивидуальных «Шкатулках».
Требования к выполненной работе:
- Участники должны изготовить фартук по технологической карте;
- Точность исполнения задания;
- Аккуратность в исполнении;
- Экономичное использование расходных материалов;
- Соблюдение правил безопасной работы на швейном и утюжильном оборудовании, указанных в инструктаже;
- Рационально организовывать рабочее место согласно технологическому процессу;
- По истечению 3 астрономических часов участник должен сдать работу.
Экспертная оценка результатов выполненной работы
- Выполненным работам присваивается код;
- Оценивается каждый пункт выдвинутых требований к работе;
- Оценка выставляется в баллах;
- Оценивание результатов выполненной работы проводится объективными и субъективными экспертами.
2 день
Модуль 3
Максимальное время 4 часа (астрономических).
Формулировка основного задания
Раскроите по готовым шаблонам и сшейте чехол для декоративной подушки по технологической карте в технике «Лоскутная» с применением швейного оборудования.
Оборудование для выполнения работы
Бумага, карандаш, ластик, линейка, лекало, ножницы для бумаги, иглы, булавки, нитки, наперсток, мел портновский, ножницы для ткани, швейная машина, утюг. На усмотрение участников : дисковый нож, линейка и коврик для пэчворка, маркер для ткани
Требования к выполненной работе:
- Последовательно выполнять швейные операции, пользуясь технологическими картами;
- Рационально организовывать рабочее место согласно технологическому процессу;
- Экономично использовать расходные материалы;
- Соблюдение правил безопасной работы на швейном и утюжильном оборудовании указанных в инструктаже;
- Аккуратность в исполнении;
- По истечению 4 астрономических часов участник должен сдать работу.
Экспертная оценка результатов выполненной работы
- Выполненным работам присваивается код;
- Оценивается каждый пункт выдвинутых требований к работе;
- Оценка выставляется в баллах;
- Оценивание результатов выполненной работы проводится объективными и субъективными экспертами.
Пример выполненного задания
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание JuniorSkills
для возрастной группы 14 - 16 лет
Компетенция
«Дизайн одежды»
«Проектирование и изготовление швейных изделий»
Конкурсное задание включает в себя следующие разделы:
- Введение
- Формы участия в конкурсе
- Задания для конкурса
- Модули задания и ограничения по времени
- Критерии
- Необходимые приложения
Общее количество часов на выполнение заданий: 12 ч.
Разработано:
Шавнина Е.В
Быструшкина Е.Е
Богданова Е.А.
ВВЕДЕНИЕ
- Название и описание профессиональной компетенции.
1.1.1 Название профессиональной компетенции: «Дизайн одежды».
1.1.2 Описание вида деятельности или рабочей функции, соответствующей данной профессиональной компетенции.
Специалист компетенции «Дизайн одежды» осуществляет вид деятельности по созданию одежды. Его техническая квалификация включает в себя дизайн, разработку конструкций моделей, раскрой, изготовление и отделку одежды.
При работе над заданием специалист должен уметь бережно относиться к предоставленным материалам, уметь выбирать технологические способы обработки на современном оборудовании. Задания должны быть выполнены четко, точно, в соответствии с конкурсными заданиями.
Дизайн одежды требует творческого мышления, знаний последних тенденций моды и оборудования.
1.2. Область применения.
1.2.1. Каждый Эксперт и Участник обязаны ознакомиться с данным Конкурсным заданием и создать условия для его выполнения.
1.3. Сопроводительная документация
1.3.1. Поскольку данное Конкурсное задание содержит лишь информацию, относящуюся к соответствующей профессиональной компетенции, его необходимо использовать совместно со следующими документами:
• «JuniorSkills» – Техническое описание: «Дизайн одежды»;
• «JuniorSkills» – Правила проведения чемпионата;
• Принимающая сторона – Правила техники безопасности и санитарные нормы;
• Инфраструктурный лист.
2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ В ЧЕМПИОНАТЕ
Индивидуальное выполнение задания.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОНКУРСА
Содержанием конкурсного задания являются работы, связанные с изготовлением швейных изделий. Участники соревнований получают всё необходимое для выполнения заданий; инструкции, эскизы и чертежи, материалы и фурнитуру. Конкурсные задания построены в виде модулей, выполняемых последовательно. Каждый выполненный модуль оценивается отдельно.
Конкурсные задания включают в себя элементы проектирования, конструктивного моделирования и изготовление швейных изделий различными способами.
Окончательные варианты критериев оценки уточняются экспертами жюри до начала соревнований. Оценка производится как после выполнения каждого модуля, так и в процессе выполнения конкурсной работы. Так же оценивается организация рабочего места и соблюдение техники безопасности. Если участник конкурса не выполняет требования техники безопасности, подвергает опасности себя или других конкурсантов, такой участник может быть отстранен от конкурса.
Время и детали конкурсных заданий в зависимости от конкурсных условий могут быть частично изменены экспертным сообществом.
Конкурсное задание выполняется по-модульно.
Конкурсное задание включают в себя:
Модуль 1- Эскизирование;
Модуль 2 - Выполнение модели платья методом макетирования;
Модуль 3 - Конструкторские разработки женского платья;
Модуль 4 - Изготовление женского платья;
Модуль 5 - Изготовление аксессуара.
4. МОДУЛИ ЗАДАНИЯ И ВРЕМЯ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
Таблица 1-Наименоваея модулей и ограничения по времени на их выполнение
№ п/п | Наименование модуля | Код модуля | Конкурсные дни | Рабочее время | Время на задание в часах |
1 | Модуль 1: Эскизирование | С1 | 1 | 10:00-11:30 | 1 |
2 | Модуль 2: Выполнение модели платья методом макетирования | С2 | 1 | 11:30-13:30 | 2 |
3 | Модуль 3: Конструкторские разработки женского платья | С3 | 2 | 10:00-13:30 | 3 |
4 | Модуль 4: Изготовление женского платья | С4 | 3 | 10:00-14:00 | 4 |
С4 | 4 | 10:00-11:00 | 1 | ||
5 | Модуль 5: Изготовление аксессуара | С5 | 4 | 11:30-12:30 | 1 |
Итого: | 12 |
Модуль 1. ЭСКИЗИРОВАНИЕ
Основные требования
Участнику необходимо выполнить графический эскиз модели (моделей) на фигуре (фигурине) в соответствии со свойствами ткани (по образцу ткани) и сегментом фэшн-рынка, выбранным случайным образом путем жеребьевки.
Графические эскизы должны отвечать следующим требованиям:
- Количество фигур зависит от сегмента рынка;
- для «масс-маркет» - модная одежда по доступной цене - 3 модели;
- для «прет-а-порте» - одежда хорошего качества по средней цене - 2 модели;
- «от-кутюр» - высокая мода, дорогая одежда - 1 модель.
Модели должны соответствовать:
- свойствам ткани;
- сегменту рынка;
- выполнены на формате А3 (горизонтальный);
- вид спереди;
- вид сзади;
- на листе не должно быть авторских подписей;
- эскиз модели одежды выполнен в черно-белой графике (гелевой чёрной ручкой);
Во время конкурса участник должен:
- выполнить графические эскизы – технические рисунки моделей одежды.
По истечении отведенного времени (1 часа) участник должен сдать готовую или не готовую работу для оценивания.
Модуль 2. ВЫПОЛНЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАТЬЯ МЕТОДОМ
МАКЕТИРОВАНИЯ
Основные требования
Участнику необходимо выполнить модель платья методом наколки на манекене. Для задания предоставляется модель лифа платья с разным расположением нагрудных вытачек (расположение вытачек: от плеча, от талии, из бокового шва, из проймы, из горловины выбирается за день до соревнования рандомным способом). На предоставленном эскизе платья с членением по линии талии, изображена только верхняя часть модели платья без рукавов.
Конкурсант должен доработать форму, объем, конструкцию нижней части в соответствии со своим эстетическим вкусом, направлением моды, проявить креативность мышления.
Во время конкурса участник должен:
- выполнить модель платья методом наколки.
Платье должно иметь:
- минимальную длину от талии 55 см, максимальную длину 100см;
- максимальную длину по нижнему краю 150 см.
По истечении двух астрономических часов участник должен сдать готовую или не готовую работу для оценивания:
- макет платья на манекене.
На макете допускаются открытые срезы по линии низа, горловины, проймы.
На макете должны быть намечены основные линии (центральные линии спереди и сзади, направление долевой нити).
Все соединения на макете должны быть закреплены булавками.
Макет не должен быть приколот булавками к манекену.
При выполнении модуля можно использовать оборудование для ВТО.
Модуль 3. КОНСТРУКТОРСКИЕ РАЗРАБОТКИ ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
Основные требования
Участнику необходимо выполнить конструктивное моделирование на базе основы для модели платья и оформить лекало. На конкурсе можно так же использовать базовую основу, предоставленную организаторами конкурса, при этом конкурсант должен выполнить конструктивное моделирование базовой основы для получения лекал деталей модельной конструкции платья в соответствии с эскизом лифа.
Конкурсант должен предоставить:
- полный комплект лекал деталей на кальке, включая детали обтачек;
На лекалах должны быть обозначены:
- припуски на швы;
- нить основы;
- размер модели;
- название ткани;
- наименование детали;
- количество деталей;
- номер детали из общего количества через дробь;
Маркировка должна быть выполнена черной гелевой ручкой.
По истечении трех астрономических часов конкурсант должен сдать готовую или не готовую работу для выставления оценки:
- лекала платья.
Модуль 4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ПЛАТЬЯ
Основные требования
Конкурсанту необходимо изготовить женское платье по разработанным в предыдущем модуле лекалам. Во время конкурса участник должен выполнить раскладку лекал, раскроить и отшить платье.
Качество и рациональность раскладки на основном материале оценивается по сигналу о готовности от конкурсанта в процессе выполнения модуля.
Платье должно иметь:
- минимальную длину от талии 55 см, максимальную длину 100см;
- максимальную длину по нижнему краю 150 см;
- для обеспечения функциональности платья платье должно застегиваться на застежку-молния;
- в платье не должно быть открытых срезов.
По истечению пяти астрономических часов участник должен сдать готовую или не готовую работу для выставления оценки. Платье сдается надетым на манекен для оценивания.
Модуль 5. ИЗГОТОЛНЕНИЕ АКСЕССУАРА
Основные требования
Конкурсант должен разработать и выполнить аксессуар к платью, изготовленному в Модуле 4.
Для обеспечения равных условий конкурсантам предоставляется одинаковый набор материалов и инструментов в «Тайной шкатулке».
Декоративный аксессуар должен дополнять платье и отвечать следующим требованиям:
- располагаться в любом месте на платье;
- должен быть полностью безопасным;
- иметь крепление (булавка с замочком, петля, завязка, застёжка на пуговицу или др.);
- гармонировать с моделью платья по цвету, масштабу и назначению;
- в работе использовать только предметы из «Тайной Шкатулки» (не менее 3 наименований);
- в этом модуле никакие изменения основного изделия (платья) не допускаются.
Во время конкурса участник должен:
- выполнить аксессуар к платью и разместить его на платье.
По истечении одного астрономического часа участник должен сдать готовую или не готовую работу для выставления оценки:
- платье с аксессуаром на манекене.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
В данном разделе определены критерии оценки и количество начисляемых баллов (измеряемые и судейские) таблица 2. Общее количество баллов задания/модуля по всем критериям оценки составляет 100 баллов.
Таблица 2 – Критерии оценивания конкурсных заданий
Раздел | Специальный стандарт | Оценки | ||
Судейская | Измеряемая | Общая | ||
1 | Организация и управление рабочим процессом | 4 | 1 | 5% |
2 | Коммуникативные навыки и межличностное общение (понимание сути задания) | 4 | 1 | 5% |
3 | Решение проблемных ситуаций, способность к инновации и креативность | 5 | 0 | 5% |
4 | Дизайнерские навыки | 10 | 0 | 10% |
5 | Технический эскиз | 2 | 8 | 10% |
6 | Конструктивное моделирование и макетирование | 4 | 16 | 20% |
7 | Раскрой, изготовление и окончательная обработка | 15 | 30 | 45% |
Итого | 44 | 56 | 100 |
6. НЕОБХОДИМЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
В данном разделе должны быть приведены основные чертежи, фото, эскизы необходимые для визуального понимания задания.
Приложение А - Чертеж основы платья
Приложение Б – Эскиз/фотография лифа платья для макетирования
Предварительный просмотр:
Эскизирование в технике коллаж |
|
|
|
|
|
|
| O | Презентация страницы аккуратная и опрятная |
|
| да или нет |
|
| O | Организация рабочего места |
|
| да или нет |
|
| O | Работа в команде |
|
| да или нет |
|
| О | Использовано не менее трех элементов из тайной шкатулки |
|
| да или нет |
|
| O | Техника безопасности работы на швейном оборудовании |
|
| да или нет, ошибка -0,25 |
|
| J | Гармония пропорций и членений в моделях |
|
|
| 2,00 |
|
|
| 0 | Эскиз полностью не гармоничен по пропорциям и членениям |
|
|
|
|
| 1 | Удовлетворительная передача пропорций и членений |
|
|
|
|
| 2 | Хорошее понимание пропорций и членений |
|
|
|
|
| 3 | Отличное понимание пропорций и членений |
|
|
| J | Оптимальное и обоснованное использование материалов из тайной коробки |
|
|
| 1,00 |
|
|
| 0 | Использование материалов не обосновано |
|
|
|
|
| 1 | Использование материалов оптимально и обосновано, но требует большой доработки |
|
|
|
|
| 2 | Использование материалов в большой степени обосновано |
|
|
|
|
| 3 | Использование материалов полностью оптимально |
|
|
| J | Дизайн соответствует заданной теме |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Дизайн полностью не соответствует выбранной теме |
|
|
|
|
| 1 | Дизайн частично соответствует выбранной теме |
|
|
|
|
| 2 | Хорошее понимание принципов дизайна |
|
|
|
|
| 3 | Превосходное понимание принципов дизайна |
|
|
| J | Элементы дизайна |
|
|
| 2,00 |
|
|
| 0 | Шаблонное решение |
|
|
|
|
| 1 | Есть некоторые креативные идеи и элементы |
|
|
|
|
| 2 | Разнообразие элементов дизайна |
|
|
|
|
| 3 | Богатое и гармоничное решение, разнообразие идей |
|
|
| J | Аккуратность исполнения |
|
|
| 1,00 |
|
|
| 0 | Неопрятная работа |
|
|
|
|
| 1 | Наличие некоторых неаккуратных фрагментов |
|
|
|
|
| 2 | Незначительные помарки |
|
|
|
|
| 3 | Полностью аккуратное исполнение |
|
|
| J | Единство коллекционного и колористического решения |
|
|
| 2,00 |
|
|
| 0 | Единое коллекционное и колористическое решение отсутствует |
|
|
|
|
| 1 | Удовлетворительное коллекционное и колористическое решение |
|
|
|
|
| 2 | Хорошее использование принципов дизайна и колористики |
|
|
|
|
| 3 | Отличное коллекционное и колористическое решение |
|
|
| J | Коллаж - уровень технической сложности |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Техническое исполнение примитивное |
|
|
|
|
| 1 | Техническое исполнение удовлетварительное |
|
|
|
|
| 2 | Техническое исполнение почти во всех деталях сложное |
|
|
|
|
| 3 | Техническое исполнение максимально сложное |
|
|
Изготовление фартука |
|
|
|
|
|
|
| O | Качество выполненных срезов (однородность линии среза) |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 2,00 |
| O | Качество обработки срезов (наличие необработанных срезов) |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,00 |
| O | Соблюдение симметрии всех деталей изделия |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,00 |
| O | Наличие закрепок на входах в карманы |
|
| да или нет, ошибка -0.50 | 1,00 |
O | Качество линии настрачивания кармана и соблюдение ширины шва 1-2 мм (погрешность 1 мм); | да или нет, ошибка -0.50 | 1,00 | |||
| O | Качество швов (без сбегов, равномерные) |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,50 |
| O | Соответствие технологической карте |
|
| да или нет | 0,50 |
| O | Экономная раскладка |
|
| да или нет | 0,75 |
| O | Качество закрепления строчек на нижней части фартука (без защипов и выступов) длина закрепки 5-7 мм |
|
| да или нет, ошибка -0.5 | 1,00 |
O | Бретели. Наличие канта (в чистый край) | да или нет | 0,50 | |||
| O | Качество обработки бретелей: бретели ровные по всей длине; Ширина бретелей 3 см (погрешность 1 мм); Углы выправлены и плоские. Ширина шва 1-2 мм |
|
| да или нет ошибка -0.25 | 2,0 |
| O | Бретели втачаны в нагрудник строго от боковых швов |
|
| да или нет | 0,50 |
| O | Нагрудник. Наличие канта (в чистый край) |
|
| да или нет | 0,50 |
| O | Пояс. Наличие канта (в чистый край) |
|
| да или нет | 0,50 |
| O | Ширина пояса одинаковая по всей длине; Углы выправлены. |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,00 |
| O | Техника безопасности ручной работы и работы на швейном оборудовании |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,00 |
| O | Линия шва настрачивания пояса на нагрудник плавная, не морщится , без складок и защипов. Ширина шва 1-2 мм(погрешность 1 мм); |
|
| да или нет шаг 0,25 | 0,50 |
| O | ВТО фартука выполнена качественно |
|
| да или нет, шаг 0,5 | 1,00 |
| O | Изделие без повреждений и дефектов. Нет масляных пятен, затяжек, надрезов, узелков, комочков, висящих (необрезанных) ниток |
|
| да или нет, ошибка -0.25 | 1,00 |
| O | Организация рабочего места |
|
| да или нет | 1,00 |
| J | Соответствие технологической карте |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Совсем не соответствует |
|
|
|
|
| 1 | Частично соответствует |
|
|
|
|
| 2 | Почти по всем позициям соответствует |
|
|
|
|
| 3 | Абсолютно соответствует |
|
|
| J | Обработка карманов |
|
|
| 1,00 |
|
|
| 0 | Не аккуратное исполнение, морщится, стягивает, не приутюжены, в углах торчат припуски на швы |
|
|
|
|
| 1 | В некоторых местах топорщится, углы выполнены не аккуратно |
|
|
|
|
| 2 | Карманы присоеденены достаточно аккуратно. Углы выполнены чисто. Приутюжены хорошо. |
|
|
|
|
| 3 | Строчка ровная, углы выполнены чисто и аккуратно, припуски на швы в углах не видны. Все линии чистые и прекрасно приутюжены |
|
|
| J | Качество выполнения бретелей |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Бретели разные по ширине. Углы не выправлены. ВТО отсутствует |
|
|
|
|
| 1 | Ширина ровная не по всем бретелям. Углы не выправлены. ВТО частично выполнено |
|
|
|
|
| 2 | Ширина бретелей одинаковая. Углы выправлены, но есть не большие дефекты. ВТО присутствует |
|
|
|
|
| 3 | Ширина одинаковая на всем продолжении. Углы четкие ровные. Бретели прекрасно приутюжены |
|
|
| J | Качество выполнения пояса |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Пояс разный по ширине. Углы не выправлены. ВТО отсутствует |
|
|
|
|
| 1 | Ширина ровная не по всему поясу, Углы не выправлены. ВТО частично выполнено |
|
|
|
|
| 2 | Ширина пояса одинаковая. Углы выправлены, но есть небольшие дефекты. ВТО присутствует |
|
|
|
|
| 3 | Ширина одинаковая на всем протяжении Углы четкие ровные Пояс прекрасно приутюжен |
|
|
Выполнение чехла для подушки в лоскутной технике , по готовым шаблонам |
|
| ||||
| O | Организация рабочего места |
|
| да или нет, -0.25 ошибка | 1,00 |
| O | Техника безопасности ручной работы и работы на швейном оборудовании |
|
| да или нет, -0.25 ошибка | 0,50 |
| O | Рациональная раскладка, с минимальным количеством выпадов |
|
| да или нет | 0,50 |
O | Качество швов. Линии швов плавные, не морщатся ( без защипов и складок) | да или нет 0.25 ошибка | 1,50 | |||
O | Качество сборки элементов пэчворка (рисунок точно совпадает в местах соединения) | да или нет 0.25 ошибка | 2,00 | |||
O | Чехол не имеет необработанных срезов | да или нет | 2,00 | |||
| O | Качество ВТО |
|
| да или нет | 1,00 |
| J | Соответствие эскизу |
|
|
| 1,50 |
|
|
| 0 | Не соответствует эскизу |
|
|
|
|
| 1 | Частично соответствует эскизу |
|
|
|
|
| 2 | Почти соответствует эскизу |
|
|
|
|
| 3 | Соответствует эскизу полностью |
|
|
| J | Соответствие технологической карте |
|
|
| 2,00 |
|
|
| 0 | Не соответствует технологической карте |
|
|
|
|
| 1 | Частично соответствует технологической карте |
|
|
|
|
| 2 | Почти соответствует технологической карте |
|
|
|
|
| 3 | Соответствует технологической карте полностью |
|
|
Предварительный просмотр:
Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию
:
Лысиченкова С. А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 428-431. — URL https://moluch.ru/archive/39/4654/ (дата обращения: 11.04.2018).
В статье рассматриваются особенности современной социокультурной среды, в условиях которой выросли современные школьники, особенности современных подростков; противоречия, связанные с особенностями социализации подростков; особенности их познавательной мотивации. Ключевые слова: современный подросток, познавательная мотивация, социокультурная среда, «клиповое мышление», ценностные ориентации. Развитие образования в новых социально-экономических условиях предполагает подход, в соответствии с которым центральной фигурой образовательного процесса является личность ученика со всем многообразием его потребностей и интересов. Основной задачей образовательного процесса становится развитие и удовлетворение этих интересов и потребностей. Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. К ним относятся [6]: увеличение самой скорости изменений в жизни; быстрое освоение новыми поколениями социального опыта; стремительное развитие процессов интеграции и глобализации современного мира; смещение ценностных ориентаций в индустриально развитых странах (переход от «материалистических» ценностей, для которых характерен акцент на материальной обеспеченности и экономической надежности к «постматериалистическим», которые ориентированы на внеэкономические и духовные приоритеты (сохранение природы, создание духовного общества, в котором идеи будут иметь большую ценность, чем деньги, глубокое осознание своего социума и др.); углубление социальных и культурных противоречий, локальных конфликтов и других факторов, угрожающих человеку, его жизни, здоровью и др. Хронологически подростковый возраст определяется от 10 до 15 лет. В работах отечественных психологов и педагогов (Слободчиков В.И., Крутецкий В.А., Туревская Е.И. и др.) было раскрыто, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление следующих диалектических противоречий:
Хронологически подростковый возраст определяется от 10 до 15 лет. В работах отечественных психологов и педагогов (Слободчиков В.И., Крутецкий В.А., Туревская Е.И. и др.) было раскрыто, что движущими силами психического развития в этом возрасте является возникновение и преодоление следующих диалектических противоречий: между возросшими физическими, интеллектуальными и нравственными возможностями подростка и старыми, сложившимися ранее формами его взаимоотношений с окружающими, старыми видами и уровнями его деятельности; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью подростков, и возможностью их удовлетворения; Особенности современных школьников изучались многими исследователями (Бунеев Р.Н., 2002, Илюшин Л.С., 2006, Торшилова Е.М., 2001, Степанов П.В., 2006, Ефремов К., 2007, Собкин В.С., 2006 и др.). Изложим кратко основные идеи, значимые для нашего исследования. Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Чрезмерная опека со стороны взрослых оскорбляет их [1]. Возросли амбиции и самооценка современных школьников. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии. «Умение добиваться успеха» – самое ценное качество личности, по мнению и младших, и «средних», и старших школьников, но старшие ценят еще общий оптимизм, умение не вешать голову, не унывать в любых обстоятельствах. Они явно ценят это в других и стремятся воспитать в себе [7]
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста [2]. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия» [8]. Особенностью современных школьников является обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Если дети прошлых лет ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Современные школьники умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой, школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников.
Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, которая представляется ему как свобода, к самопознанию, желание занять благоприятное положение в школьном коллективе, закрепить свои позиции в детской субкультуре. Изменилось содержание деятельности подростков в свободное время. По степени популярности занятия сегодняшних подростков в свободное время, например, в выходные дни, располагаются в следующей последовательности: просмотр телепередач, слушание музыки, игра на компьютере, разговоры с друзьями по телефону, просмотр видеокассет, чтение. В новых условиях жизнедеятельности формируются адекватные им ценностные ориентации подростков. Наиболее значимой является потребность в любви. Второе место в структуре ценностных ориентаций занимает социальная ориентация на труд. Современные школьники желали бы работать и зарабатывать. Но они предпочитают труд интенсивный, но непродолжительный, рациональный, динамичный, результативный. Речь идет о возможности «иметь любимую профессию». Лидируют такие профессии, как юрист, экономист, программист. Далее по степени значимости в структуре ценностных ориентаций подростков следует ориентация на материальную обеспеченность («иметь достаточное количество денег»). У заметной части подростков проявляется неуважение к закону, готовность его обойти, если это сулит значительные блага. В структуре ценностей современного подростка отступают на задний план и становятся менее престижными социально-культурные потребности, приобщение к достижениям культуры (посещение выставок, музеев и т.д.) [4]. Многие подростки проявляют неверие в традиционные ценности, считают, что традиционные моральные нормы и ценности относительны, не обязательно их все соблюдать. Можно вносить собственные коррективы, полагаясь на свое субъективное мнение. Но то, что подросток сам для себя установил, он неукоснительно соблюдает, т.е. имеет место абсолютизация индивидуальных ценностей. Современным школьникам присущ скептицизм. У них происходит падение доверия к авторитетам (учителя, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий. В сегодняшнем образовании ученик ориентирован прежде всего на себя. Это проявляется в активном поиске учеником смысла изучения тех или иных знаний, участия в различных формах педагогического взаимодействия, предлагаемых школой. Данная ориентированность сказывается также на отношении учащихся к результатам своей учебной деятельности. При оценке этих результатов мнение учителей и родителей не является однозначно авторитетным. Ученики достаточно критично относятся к основным школьным предметам, определяя их как скучные, причем как с позиции их общего содержания, так и в плане деятельности учителей-предметников на соответствующих уроках. Многие учащиеся интересуются лишь тем, что имеет непосредственное отношение к будущим заработкам. В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности. Исходя из особенностей современных учащихся, рассмотрим особенности их мотивации в учебной деятельности. Современные педагоги и психологи (Е.П. Ильин, М.Н. Дудина, К.И. Подбуцкая) отмечают, что у современных школьников существует проблема отчуждения к учебной деятельности. Они отмечают, что тенденция отчуждения нарастает у учащихся по мере продвижения к старшим классам. Исследователи подтверждают, что уже у учащихся младших классов наблюдается снижение мотивации учения. Практика различных школ показывает, что в настоящее время при поступлении в школу от 8 до 20% будущих первоклассников уже проявляют нежелание учиться (2007).
Исследования ученых показывают, что значительное количество учеников воспринимает цели школьного образования как слишком общие, не имеющие реальной связи с их повседневной сегодняшней и будущей жизнью. Эта же тенденция отмечается при анализе данных анкетирования родителей. Сами педагоги признают, что для изменения (повышения) мотивации познавательной деятельности школьников необходимы новые учебные технологии, способные, в частности, помочь «перевести» цели школьного образования на язык, понятный школьникам. В сочетании с зафиксированной общей несогласованностью целевых приоритетов школьного образования в понимании учеников, родителей и учителей по отдельности, это свидетельствует о том, что каждый из его субъектов оказывается в каком-то смысле отчужден от процесса целеполагания, что не может не приводить к снижению школьной мотивации [3]. У современных школьников наиболее часто занятие учебной деятельностью мотивируется прагматической ориентацией: «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Это свидетельствует о том, что само получение образования рассматривается подростками как «лифт», обеспечивающий возможность социального продвижения.
В то же время достаточно высокая значимость мотивации учебы для «будущей жизни», реализация намеченных жизненных перспектив не соответствуют месту, которое отводится учению в «реальном» микросоциальном окружении подростка. Практически малоощутимы для подростка как мотивирующие факторы стремление «получить уважение сверстников» и положительная оценка со стороны взрослых окружающих, родителей и учителей. Иными словами, здесь мы фиксируем своеобразный конфликт между будущим и настоящим: учебная деятельность весьма значима для будущего, но мало значима для реального микросоциального контекста отношений [5]. Особый интерес представляют возрастные изменения мотивации учебы. В исследовании В.С. Собкина (2006 год) выделены две тенденции, связанные с психологическими особенностями учебной деятельности. На рубеже 9-го класса по сравнению с 7-м классом существенно снижается значимость такого мотива, как «желание получить новые знания». И параллельно заметно повышается значимость мотивации, связанной с получением в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы. Подобные структурные сдвиги, когда внутренняя стимуляция учебной деятельности («получение новых знаний») явно теряет доминирующую роль и возрастает (актуализируется) прагматическая мотивация, можно интерпретировать в логике динамики целей и средств. Учеба становится не целью, а средством для реализации будущих планов: дальнейшей успешной профессиональной деятельности и карьеры. В этой связи можно сделать вывод о том, что актуализация на данном возрастном этапе проблематики социального и профессионального самоопределения явно проецируется на учебную деятельность, трансформируя ее мотивационную структуру. А трансформация мотивов учебы логично проявляется в изменении требований подростка к содержанию получаемого образования.
Вторая тенденция связана с последовательным увеличением от 7 к 11 классу значимости такого мотива, как «совместная деятельность и общение в процессе учебы». По мере взросления увеличивается значимость коммуникативного аспекта как мотивирующего учебную деятельность. Особый интерес представляет выявление различий в мотивации учебной деятельности у учащихся с разной академической успеваемостью. Анализ полученных В.С. Собкиным материалов показывает, что здесь статистически значимые различия получены относительно следующих трех мотивов: «желание получить новые знания», «совместная деятельность и общение в процессе учебы», «получение в будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Учащиеся с высокой академической успеваемостью («отличники») гораздо чаще по сравнению с низкоуспевающими («троечники») фиксируют значимость для них таких мотивов, как «совместная деятельность» и «возможность получения а будущем интересной, престижной, высокооплачиваемой работы». Мотивация, связанная с желанием получения новых знаний, оказывается у «отличников» также явно выше. На первый взгляд, это противоречит возрастной динамике изменения значимости этой мотивации, поскольку с возрастом она отмечается все реже. Однако подчеркнем, что данная мотивация является собственно внутренней мотивацией учения. Интерес к новым знаниям является крайне значимым мотивом на том возрастном этапе, когда учебная деятельность является ведущей. И именно этот мотив оказывается явно более значим у отличников, что, в свою очередь и свидетельствует о том, что учебная деятельность остается для них ведущей.
Наряду с мотивацией, побуждающей подростков к учебной деятельности, не меньший интерес представляет анализ значимости тех целей, которые ставят перед собой школьники в процессе получения образования. На протяжении десяти лет практически не изменилось мнение подростков лишь относительно двух позиций: «школа в первую очередь должна дать достаточный культурный уровень» и «школа должна дать опыт социального общения и взаимодействия». От 7-го к 11-му классу последовательно снижается значимость целей «прочные знания» и «хорошая предпрофессиональная подготовка». Параллельно с возрастом явно увеличивается число школьников, указывающих на важность «подготовки в вуз» и приобретения «опыта социального общения и взаимодействия». По сравнению с началом 1990-х годов у учащихся произошли весьма существенные трансформации различных компонентов учебной деятельности. В первую очередь, это касается падения значимости как знаниевых аспектов («приобретение прочных знаний»), так и целого ряда личностных образцов, которые задают ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса («хороший семьянин», «защитник своей страны» и др.). Произошла переориентация на другие личностно значимые модели: «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «человек, добивающийся в жизни своего». Подобным содержательным изменениям целевых компонентов учебной деятельности соответствуют и корректировки в образовательных планах школьников. Суть их в том, что завершающий этап школьного образования становится все более жестко ориентирован на продолжение обучения в связи с получением высшего образования. Таким образом, за прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащегося в отношении учебной деятельности [5].
Выводы: Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. Современные школьники обладают рядом особенностей, которые влияют на развитие их познавательной мотивации. Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию. Важным качеством современных учащихся является более сильное ощущение своего «Я» в мире. Поэтому для развития познавательной мотивации современных учащихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль учащимися своей деятельности. Сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие школьников в учебной и внеучебной деятельности, требующей использование компьютерных технологий (например, создание мультимедийных презентаций по темам с последующей их защитой). У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. Учитывая особенности мышления современных школьников, преимущество будут получать короткие циклы занятий и тренингов с обязательными межпредметными связями. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании подростков. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение. За прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащихся в отношении учебной деятельности. Так как происходит падение значимости знаниевых аспектов, учащимся необходимо видеть практическую значимость знаний, иметь возможность использовать личностный опыт на уроках и во внеурочной деятельности.
Педагогу, воспитывающему подростка, необходимо создавать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых. Это связано с обретением независимости в мнениях, суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной социальной значимости.
Литература: 1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38. 2. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 12. – с.3-6. 3. Ефремов К. Труд и дети – новые отношения // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 6. – с.25-30. 4. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. Монография. – СПб.: Издательство БАН, 2002. – 216 с. 5. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности: Итоги социол. исслед. / [Авт. Коллектив: С.В.Дармодехин, д-р социол.н.., В.Н.Архангельский, Г.М.Иващенко, к.пед.н., Ю.И.Муратов, к.пед.н.]. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 79 с. 6. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации учебы школьников // СоцИс: Социол. Исслед. – М. – 2006. – № 8. – с.106-115. 7. Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. Монография. – СПб.: Образование-Культура, 2001. – 151 с. 8. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4. – с.86-95. 1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4. – с. 28-38. 9. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. – 2009. – № 1. – с. 8-14. 10. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-8011/