Программы

Разработанные и модифицированные программы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kaleydoskop.docx34.36 КБ
Microsoft Office document icon programma_iskusstvo_pobezhdat.doc84 КБ
Microsoft Office document icon autichnoe_povedenie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

______________________                                                       ____________________                                                                                                                                      

Протокол №   ______                                                              «__»___________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

«КАЛЕЙДОСКОП»

(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)

В основе лежит программа:

Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет.

Разработчики программы:

педагоги психологи

Дедова С.М.,

Гришакова С.А.

Москва

2014г.

Театр начинается с детства. Именно здесь дети всегда играют: сначала сами со своими игрушками, затем друг с другом. Достигнув возраста понимания, дети сталкиваются с первыми трудностями: «вот с этим ребенком мне интересно, а с этим нет, вот этого мальчика или девочку я возьму в свою игру, и поделюсь своими игрушками, а этих детей я не принимаю». Такие трудности выбора будут сопровождать ребенка, затем взрослого человека всю жизнь. Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих отношений.  Программа «Психологический театр «Калейдоскоп» строится в рамках художественно - эстетической направленности. Цели и задачи этой программы строятся на  формировании  творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.

Новизна программы.

      Массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - объединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Актуальность программы.

        О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

        Занятия театральной деятельностью помогают  развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.

        Занятия строятся в игровой форме, где ребенок, обучаясь навыкам актерского мастерства, пластике, сценической речи, учится «работать» в команде.

       Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.

Период детства от 5 до 7 лет – это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.

       Занятия театральной  деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе.

Театральная деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе занятий у ребят воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

Осознание того, что он (ребенок) - маленькая часть большого механизма (в данном случае коллектива), что он один из звеньев в цепочке, где от его собранности, внимания, активного участия зависит общий результат.

(спектакль или другая форма показа коллективной работы) - все это воспитывает в ребенке, прежде всего ответственность. Стремление проявить себя и свои способности. Положительные эмоции, творческий подход, воображение, мышлении - все это «работает» на итоговый результат.

Характеристика программы.

Цель программы – воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  • Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической

              речи, пластике;

  • Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
  • Обучать детей  распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно;

Развивающие:

  •               Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
  • Развивать творческие способности детей;
  • Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность,  

              творческую фантазию, память через упражнения, этюды;

  • Развивать координацию, гибкость, пластику.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
  • Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.

Организация, формы и методы работы.

Форма проведения занятий: групповые развивающие занятия.

Методические средства, используемые в программе.

В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и профилактическим  задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Ролевые методы  – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму.  Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.

Психогимнастические игры  основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.

Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.

Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.

Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.

Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, в которых  используются:

  • развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
  •  этюды;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  •  чтение художественных произведений;
  •  рассказ психолога и рассказы детей;
  •  сочинение историй;
  •  беседы;
  •  моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  слушание музыки;
  •  рисование;
  •  мини-конкурсы, игры-соревнования.

Структура программы и занятий.

Структура занятий включает в себя следующие компоненты:

  1. Организационный момент занятия
  2. Приветствие
  3. Разминка, актуализация опорных знаний и умений
  4. Знакомство с новым программным материалом
  5. Минутка отдыха
  6. Закрепление  умений и навыков детей
  7. Рефлексия занятия
  8. Прощание

Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение развивающих задач  программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.

Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.

Тематическое планирование для детей  5-7  лет

№ п/п

Темы

На год

Кол-во занятий

Кол-во часов

1.

«Знакомство»

1

1

2.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

3.

Станция «Кукольная»

1

1

4.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

5.

Станция «Волшебная»

1

1

6.

Станция «Эхо»

1

1

7.

Станция «Чудесная»

1

1

8.

Станция «Звонкоголосики»

1

1

9.

Станция «Ресторан»

1

1

10.

Станция «Жестикуляшково»

1

1

11.

Станция «Шишкино-Мишкино»

1

1

12.

Станция «Сказочная»

1

1

13.

Станция «Поляна Трёх Медведей»

1

1

14.

Станция «Лесная»

1

1

15.

Станция «Лесная 2»

1

1

16.

Станция «Зоопарк»

1

1

17.

Станция «Свирелькино»

1

1

18.

Станция «Зайкино-Загадайкино»

1

1

19.

Станция «Дружная»

1

1

20.

Станция «Площадь Превращений»

1

1

21.

Станция «Воробьиная Горка»

1

1

22.

Станция «Парк Забавных Лягушат»

1

1

23.

Станция «Помогайкино»

1

1

24.

Станция «Грибное»

1

1

25.

Станция «Спортивная»

1

1

26.

Станция «Радужный Бульвар»

1

1

27.

Станция «Город Добрых Сердец»

1

1

28.

Станция «Художников»

1

1

29.

Станция «Зеркальная»

1

1

30.

Станция «Хохотушкино»

1

1

31.

Станция «Старая Деревянная Игрушка»

1

1

32.

Станция «Ярких Красок»

1

1

33.

Станция «Театральный Парк»

3

3

34.

Станция «Приехали»

1

1

36

36

«Утверждаю»                            «Согласовано»

 И.о. директора  ГБОУ ЦПМСС                                                                _______________________

«Ново-Переделкино»                         _______________________

Долгова А.Г._____________

«____» _____________20__г.                                                                  «____» ____________20__г.

Программа групповой развивающей работы по программе «Психологический театр «Калейдоскоп»

Специалист: педагоги-психологи                             Фамилия И.О.: Дедова С.М., Гришакова С.А.

Наименование программы: «Психологический театр «Калейдоскоп»  (на основе программы:

Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для

 детей 5-9 лет.

Цель: воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
  2. Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической речи, пластике;

      3.  Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».

4.  Обучать детей  распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на

     сцене и в жизни непринужденно;

5.  Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;

6.  Развивать творческие способности детей;

7. Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, память

    через упражнения, этюды;

8. Развивать координацию, гибкость, пластику.

9. Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;

 10. Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.

Возраст: 5 -7 лет.

Режим работы: 1 раз в неделю.

Продолжительность работы: 60 минут (включая динамические паузы)

Общее количество занятий: 36

Методическое оснащение: лепестки ромашки длиной 20 см, фломастеры, цветная бумага, клей-карандаш, игрушечный или нарисованный поезд, клубок ярких ниток, пиктограммы с разным эмоциональным состоянием, кукла Весёлый Клоун, цветные карандаши, куклы-мальчики, куклы-девочки, кукла-перчатка Зайка, спортивные обручи, стулья, музыкальные инструменты, картинка Эхо, фланелеграф, изображение людей разных профессий, предметы утвари, иллюстрации с изображением медведя и ёлочки, маски, зеркала, костюмы для драматизации, загадки, глобус, фото животных, дудочка, игрушки аист и лягушка, фото с изображением штангистов, гантели, Незнайка, бумага, лукошко, глина для детского творчества, книги «Приключения Пиноккио», «Приключения Буратино», краски, ножницы.

Тематическое планирование занятий для детей  5-7  лет

№ п/п

Темы

На год

Кол-во занятий

Кол-во часов

1.

«Знакомство»

1

1

2.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

3.

Станция «Кукольная»

1

1

4.

Станция «Весёлый клоун»

1

1

5.

Станция «Волшебная»

1

1

6.

Станция «Эхо»

1

1

7.

Станция «Чудесная»

1

1

8.

Станция «Звонкоголосики»

1

1

9.

Станция «Ресторан»

1

1

10.

Станция «Жестикуляшково»

1

1

11.

Станция «Шишкино-Мишкино»

1

1

12.

Станция «Сказочная»

1

1

13.

Станция «Поляна Трёх Медведей»

1

1

14.

Станция «Лесная»

1

1

15.

Станция «Лесная 2»

1

1

16.

Станция «Зоопарк»

1

1

17.

Станция «Свирелькино»

1

1

18.

Станция «Зайкино-Загадайкино»

1

1

19.

Станция «Дружная»

1

1

20.

Станция «Площадь Превращений»

1

1

21.

Станция «Воробьиная Горка»

1

1

22.

Станция «Парк Забавных Лягушат»

1

1

23.

Станция «Помогайкино»

1

1

24.

Станция «Грибное»

1

1

25.

Станция «Спортивная»

1

1

26.

Станция «Радужный Бульвар»

1

1

27.

Станция «Город Добрых Сердец»

1

1

28.

Станция «Художников»

1

1

29.

Станция «Зеркальная»

1

1

30.

Станция «Хохотушкино»

1

1

31.

Станция «Старая Деревянная Игрушка»

1

1

32.

Станция «Ярких Красок»

1

1

33.

Станция «Театральный Парк»

3

3

34.

Станция «Приехали»

1

1

36

36



Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Рекомендовано»                                                                         «Утверждаю»

Методическим советом                                                               Директор

ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                                   ЦПМСС «Ново-Переделкино»

__________________________        _________________________

«____» ______________ 2011 г.        «____» _____________ 2011 г.

ПРОГРАММА

«Искусство побеждать»

по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества

педагога-психолога ЦПМСС «Ново-Переделкино»

 (модификация коррекционно-развивающей программы Одинцовой М.А.)

возраст детей: 13-16 лет

срок реализации программы: 1 сентября – 31 мая

«Согласовано»

Методист ОМЦ

ЗОУО ДО г. Москвы

____________________

«____» __________ 2011 г.

г. Москва

2011 г.

Пояснительная записка

Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников. Актуальность определяется тем, что учителя, с одной стороны, понимают важность развития творческих способностей и ставят оригинальность мышления на первое место, но с другой стороны, им удобнее работать с дисциплинированными и исполнительными детьми. Данная коррекционная программа для учащихся старшего школьного возраста направлена на осознание и понимание своего многогранного «Я» с его многочисленными проблемами. Программа обеспечивает убежденность в возможности реализовать свое «Я» со всеми качествами цельной, гармоничной, талантливой личности, обращенной в будущее. Все качества такой личности переплетаются между собой, работают сообща, дополняя и усиливая друг друга. Они помогают старшекласснику реализовать себя и не переступить черту, за которой поведение классифицируется как асоциальное.

На занятиях ребята знакомятся со способами развития своего творческого мышления, со своим энергопотенциалом и его источниками, исследуют свои функциональные состояния, изучают способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, знакомятся с особенностями своего внутреннего мира, полного тайн и противоречий, неожиданностей даже для самих себя.

Цель – создание таких условий и возможностей, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие наиболее полноценному развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.

Задачи:

  • сформировать у старшеклассников позитивный образ «Я», основанный на адекватном представлении о своих качествах, возможностях, самопринятии и самоценности;
  • научить эффективным способам активизации интеллектуальных возможностей;
  • на основе актуализации сильных сторон личности оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия;
  • научить ставить конкретные цели и добиваться их реализации;
  • научить осознавать особенности собственной эмоциональной сферы и научить управлять собой;
  • помочь понять и принять свои личностные особенности, оценить сильные стороны;
  • научить находить и использовать свой личностный потенциал.

Форма работы – преимущественно групповая, но некоторые темы занятий могут быть использованы и в индивидуальных занятиях. Групповая форма работы помогает создать оптимальные условия для преодоления и ослабления недостатков, переосмысления личностных проблем участниками, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования на то или иное воздействие и поведение в целом, вырабатывает комплекс специальных навыков в сфере межличностного общения.

Занятия могут быть использованы как в целом, так и по частям. Лучше, если проводится серия занятий. Тогда они с большей эффективностью помогают достичь определенного результата. Занятия могут длиться либо 2 часа, либо состоять из двух занятий по 1 часу.

В группу старшеклассники зачисляются преимущественно по их собственному желанию. Ребята с проблемами в учебе, с отклонениями в общении и поведении часто не могут справиться со своими наболевшими проблемами, ищут понимания и сами осознают, что им необходима помощь. Нередко такое желание совпадает с рекомендациями психолога, педагогов и родителей.

Данная программа направлена на решение задач трех уровней: коррекционного, профилактического и развивающего. Именно единство этих задач может обеспечить успех и эффективность коррекционной программы.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Знакомство. Установление правил работы группы

1

2

Внутреннее строение механизма таланта

2

3

Механизм энергопотенциала и его источники

2

4

Функциональные состояния человека

2

5

Оптимизация функциональных состояний

2

6

Способы мышления

2

7

Мышление и чувства

2

8

Эмоции и чувства. Вина. Зависть

2

9

Тревога. Страх. Любовь

2

10

Чувство любви

2

11

В поисках смыслов

3

12

Философия счастья

2

13

Формула успеха

2

14

Искусство ставить цели побеждать

2

15

Профессия как способ самореализации

2

16

Интересы, предпочтения и возможности в профессии

2

17

Воображение и мышление

2

18

Заключение. Прощание-пожелание

2

ИТОГО

36

Краткое содержание занятий

Занятие 1 «Знакомство. Установление правил работы группы»

Цель – знакомство участников между собой, с психологом; установление правил, по которым будет работать данная группа; установление ритуалов приветствия и прощания.

План

  1. Рассказ ведущего о целях занятий, о форме их проведения
  2. Принятие правил
  3. Презентация каждого участника
  4. Упражнение «Ассоциации»
  5. Ритуал прощания

Занятие 2 «Внутреннее строение механизма таланта»

Цель – ознакомление с внутренним механизмом таланта; убедить в талантливости каждого; проанализировать собственный механизм таланта.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Внутреннее строение механизма таланта»
  3. Упр. «Внутреннее строение моего механизма таланта»
  4. Упр. «Придумай себе биографию»
  5. Упр. «Путешествие внутрь себя»
  6. Ритуал прощания

Занятие 3 «Механизм энергопотенциала и его источники»

Цель – определить трудоспособность, меру здоровья, меру способности к развитию. Определить источники энергопотенциала.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Мой энергетический запас»
  3. Рефлексия
  4. Продолжение беседы «Источники энергопотенциала»
  5. Ритуал прощания

Занятие 4 «Функциональные состояния человека»

Цель – познакомить с функциональными состояниями человека и со способами оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Лифт»
  3. Продолжение беседы
  4. Тестирование
  5. Рекомендации
  6. Продолжение беседы
  7. Ритуал прощания

Занятие 5 «Оптимизация функциональных состояний»

Цель – научить способам расслабления, саморегуляции.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Воздушный шар»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Радуга»
  5. Рефлексия
  6. Упр. на расслабление и напряжение мышц
  7. Рекомендации
  8. Ритуал прощания

Занятие 6 «Способы мышления»

Цель – показать разницу между способами мышления и определить свой способ мышления.

План

  1. Беседа
  2. Игра «Шесть шляп мышления»
  3. Продолжение беседы
  4. Определение своего способа мышления каждым участником
  5. Упр. «Я думаю, ты думаешь»
  6. Рефлексия
  7. Ритуал прощания

Занятие 7 «Мышление и чувства»

Цель – помочь определить подлинную скорость мышления каждого, показать гармоничность в развитии мышления и чувств. Научить приемам активизации интеллектуальной деятельности.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Чувство гармонии»
  3. Продолжение беседы «Скорость вашего мышления»
  4. Приемы активизации работы полушарий головного мозга
  5. Упр. «Гармония дыхания»
  6. Рефлексия
  7. Ритуал прощания

Занятие 8 «Эмоции и чувства. Вина. Зависть.»

Цель – ознакомиться с миром чувств и эмоций, разграничить понятия. Научить понимать собственную эмоциональную сферу и управлять собой. Осознать такие нежелательные, но имеющие место чувства, как вина и зависть.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Чувство, выжигающее меня до дна»
  3. Упр. «Моя вина»
  4. Продолжение беседы «Зависть – низменная эмоция?»
  5. Упр. «Волшебное превращение зависти»
  6. Ритуал прощания

Занятие 9 «Тревога. Страх. Любовь»

Цель – обогатить жизнь старшеклассников новыми переживаниями. Научить адекватно реагировать на нежелательные переживания тревоги и страха.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Испуганное дыхание»
  3. Упр. «Мой страх»
  4. Продолжение беседы
  5. Упр. «Моя любовь»
  6. Упр. «Огненный круг»
  7. Ритуал прощания

Занятие 10 «Чувство любви»

Цель – направить на осознание, анализ своего чувства любви.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Цветок моей любви»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Горошинка»
  5. Продолжение беседы
  6. Ритуал прощания

Занятие 11 « В поисках смыслов»

Цель – направить участников на поиск истинных целей и смыслов. Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Мои смыслы»
  3. Упр. «События моей жизни»
  4. Упр. «Пустыня»
  5. Рефлексия
  6. Ритуал прощания

Занятие 12 «Философия счастья»

Цель – помочь осознать истинное значение счастья. Направить на поиски своего счастья.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Моя эмоциональная жизнь»
  3. Упр. «Цилиндр»
  4. Рефлексия
  5. Продолжение беседы
  6. Упр. «Подарки жизни»
  7. Ритуал прощания

Занятие 13 «Формула успеха»

Цель – показать участникам, что почти все истории успеха начинались с неудач, и поэтому не стоит пасовать перед трудностями.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Инсценируй отрывок из сказки»
  3. Что мешает человеку добиться успеха?
  4. Обсуждение «Механизмы достижения успеха»
  5. Упр. «Формула удачи»
  6. Упр. «Я родом из детства»
  7. Упр. «Назад к удаче!»
  8. Ритуал прощания

Занятие 14 «Искусство ставить цели побеждать»

Цель – учить ставить конкретные цели и стремиться к их реализации, используя все ресурсы своего «Я».

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Постарайся»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Однажды я подвел…»
  5. Упр. «Я попал в цель»
  6. Упр. «Моя воля»
  7. Упр. «Я все могу!»
  8. Притча
  9. Ритуал прощания

Занятие 15 «Профессия как способ самореализации»

Цель – помочь глубже почувствовать глубины своего характера. Определить круг профессий в соответствии с основными чертами характера.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Разные черты характера»
  3. Продолжение беседы
  4. Упр. «Формула темперамента»
  5. Продолжение беседы
  6. Ритуал прощания

Занятие 16 «Интересы, предпочтения и возможности в профессии»

Цель – показать взаимосвязь желаний при выборе профессии, своих возможностей и интересов

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Хочу, могу и надо»
  3. Упр. «А почему так?»
  4. Продолжение беседы
  5. Исследование своих интересов, возможностей и предпочтений при выборе профессии
  6. Продолжение беседы
  7. Рефлексия
  8. Ритуал прощания

Занятие 17 «Воображение и мышление»

Цель – изучить уровни своего воображения. Показать необходимость развития воображения и творчества для достижения успеха в жизни и будущей профессии.

План

  1. Беседа
  2. Игра «Чернильное пятно»
  3. Рефлексия
  4. Рекомендации
  5. Продолжение беседы
  6. Игра «Увеличение моей творческой энергии»
  7. Ритуал прощания

Занятие 18 «Заключение. Прощание-пожелание»

Цель – рефлексия по итогам курса. Анализ изменений в понимании себя, своих поступков, жизненных смыслов, ценностей. Закрепить стремление к успеху и адекватному поведению.

План

  1. Беседа
  2. Упр. «Занятия помогли мне…»
  3. Продолжение беседы
  4. Упражнение-размышление «Поддержка – это…»
  5. Продолжение беседы
  6. Упр. «Коллективное письмо-пожелание неудачнику»
  7. Игра «Ладошка-пожелание»
  8. Ритуал прощания

Список используемой литературы

  1. Вагин И. Выиграй у судьбы в рулетку. – СПб., 2001
  2. Одинцова М.А. Достичь успеха. – Мозырь, «Белый ветер», 2002
  3. Одинцова М.А. Я – целый мир. – М., 2004
  4. Психологическое сопровождение выбора профессии, под. ред Л.М. Митиной, - М.. «Флинта», 2003
  5. Фрейнджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М., 2002


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»

«Утверждено»                                                                          «Согласовано»

Методическим Советом                                                          Директор  ГБОУ ЦПМСС

ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»                                   «Ново-Переделкино»

_________________                                                                  ___________________

Протокол № _________                                                           «__»__________20__г.

от «__»__________20___г.

ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ АУТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)

В основе лежит программа:

Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

и методические разработки:

Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»

Разработчики программы:

Педагоги-психологи

Гришакова С.А.,

Зольникова Н.В.

 Москва

2013г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

по коррекции аутичного поведения у детей дошкольного возраста 3-7 лет

Цель – развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование произвольной регуляции поведения; активация коммуникативной сферы ребенка.

Задачи:

  1. Установление контакта со взрослым: уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревоги и страхов;
  2. Вовлечение  ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности;
  3. Формирование у ребенка целенаправленного поведения;
  4. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослым и сверстниками;
  5. Развитие умения определять собственные чувства и переживания и выражать их социально приемлемыми способами;
  6. Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенных влечений.

Тематическое планирование занятий (на 1 учебный год)

№ п/п

Основные блоки

Формы совместной деятельности

Задачи

1 раз в неделю

2 раза в неделю

кол-во занятий

кол-во часов

кол-во занятий

кол-во часов

1

Установление контакта

Стереотипная игра

-предоставление ребенку комфортной, безопасной среды;

- установление эмоционального контакта с ребенком

4

4

8

8

2

Развитие различных форм совместной деятельности

Сенсорные игры:

- игры с красками;

- игры с водой;

- игры с мыльными пузырями;

- игры со свечами;

- игры со светом и тенями;

- игры со льдом;

- игры с крупами;

- игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной);

- игры со звуками;

- игры с ритмами;

- игры с движениями и тактильными ощущениями

- предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений;

- создание эмоционально положительного настроя;

- возникновение эмоционального контакта со взрослым;

- получение ребенком новой сенсорной информации;

- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов

10

10

20

20

Совместное рисование

-развитие методов, средств и форм коммуникации;

- уточнение, обогащение и обобщение представлений об окружающем

5

5

10

10

3

Преодоление эмоциональ-ного напряжения, снижение тревоги и страхов

Терапевтические игры:

- игры с крупами;

- игры с ватой;

- игры с кубиками, деталями конструктора и коробками;

- игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками;

- игры со старыми газетами, журналами;

- игры с водой

- помочь ребенку снять накопившееся напряжение;

- сгладить проявления аффективных вспышек;

- научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом

6

6

12

12

Психодрама (работа со страхами)

- помочь привести сильное эмоциональное переживание к положительному разрешению

4

4

8

8

4

Формирова-ние произволь-ной регуляции поведения в общении и обучении

Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях

- создание предпосылок формирования способов взаимодействия ребенка с окружающей средой

5

5

10

10

5

Закрепление и перенос в деятельность полученных навыков

Упражнения с элементами сюжетно-ролевых игр

- создание предпосылок переноса полученных умений и навыков в реальную жизненную среду ребенка

2

2

4

4

ИТОГО

36

36

72

72

Коррекционные упражнения и игры к занятиям для детей с аутичным поведением

п/п

Задачи

Упражнения и игры

Источник

1

Установление эмоционального контакта с ребенком;

Предоставление ребенку комфортной, безопасной среды;

Стереотипная игра самого ребенка

Янушко Е.А.

Игры с аутичным ребенком. –Теревинф, М., 2007

2

Углубление эмоционального контакта с взрослым;

Создание положительного эмоционального настроя;

Предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений;

Получение ребенком новой сенсорной информации;

Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов

Игры с красками:

«Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед»

Игры с водой:

«Фонтан», «Озеро», «Купание кукол»

Игры с мыльными пузырями:

«Мыльные пузыри», «Пенный замок»

Игры со свечами:

«Рисуем дымом», «Праздник на воде», «День рождения»

Игры со светом и тенями:

«Солнечный зайчик», «Театр теней»

Игры со льдом:

«Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Ледяные фигуры»

Игры с крупами:

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Вкусная кашка»

Игры с пластичными материалами:

«Пластилиновые картинки», «Огород», «Приготовление еды»

Игры со звуками:

«Найди такую же коробочку», «Музыканты»

Игры с ритмами:

«Потешки», «Хороводы»

Игры с движениями и тактильными ощущениями:

«Змейка», «Самолетики», «Покажи по-разному», «Покажи нос»

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007

Лютова Е.К.

Монина Г.Б.

Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Генезис, М., 2000

3

Помощь ребенку в снятии накопившегося напряжения;

Сгладить проявления аффективных вспышек;

Обучение  ребенка выражению эмоций более адекватным способом

Игры с крупами:

«Дождь, град»

Игры с ватой:

«Снег идет», «Снежки», «Снежная крепость»

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками:

«Землетрясение», «Мусорка», «Салют»

Игры с подушками, полотенцами, веревками:

«Кто сильнее», «Подушечные бои», «Падающая башня»

Игры со старыми газетами, журналами

«Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад»

Игры с водой:

«Водопад», «Брызгалки»

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007

4

Помощь в приведении сильного эмоционального переживания к положительному разрешению

Рекомендуется применение терапевтических игр, в т.ч. психодрамы для проработки конкретных страхов ребенка

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007

5

Уточнение, обогащение, обобщение представлений об окружающем;

Развитие средств коммуникации

Метод «совместного рисования» взрослого и ребенка

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007

6

Создание предпосылок формирования способов взаимодействия ребенка с окружающей средой

Создание и обучение использованию пооперационных карт с алгоритмами действий

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007

Лютова Е.К.

Монина Г.Б.

Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Генезис, М., 2000