Программы
Разработанные и модифицированные программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kaleydoskop.docx | 34.36 КБ |
programma_iskusstvo_pobezhdat.doc | 84 КБ |
autichnoe_povedenie.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
______________________ ____________________
Протокол № ______ «__»___________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР
«КАЛЕЙДОСКОП»
(ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ)
В основе лежит программа:
Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для детей 5-9 лет.
Разработчики программы:
педагоги психологи
Дедова С.М.,
Гришакова С.А.
Москва
2014г.
Театр начинается с детства. Именно здесь дети всегда играют: сначала сами со своими игрушками, затем друг с другом. Достигнув возраста понимания, дети сталкиваются с первыми трудностями: «вот с этим ребенком мне интересно, а с этим нет, вот этого мальчика или девочку я возьму в свою игру, и поделюсь своими игрушками, а этих детей я не принимаю». Такие трудности выбора будут сопровождать ребенка, затем взрослого человека всю жизнь. Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих отношений. Программа «Психологический театр «Калейдоскоп» строится в рамках художественно - эстетической направленности. Цели и задачи этой программы строятся на формировании творчески активной и гармонично развитой личности. Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление, воображение, фантазию, коммуникативные способности, речевую культуру, заставляет, занимается самопознанием, овладевать собственным телом, умением работать в коллективе и внимательно относиться к окружающим.
Новизна программы.
Массовость, зрелищность, синтетичность - предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - объединение многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Актуальность программы.
О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. А.С.Макаренко называл театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе.
Занятия строятся в игровой форме, где ребенок, обучаясь навыкам актерского мастерства, пластике, сценической речи, учится «работать» в команде.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.
Период детства от 5 до 7 лет – это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.
Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе.
Театральная деятельность всегда носит коллективный характер. В процессе занятий у ребят воспитывается чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.
Осознание того, что он (ребенок) - маленькая часть большого механизма (в данном случае коллектива), что он один из звеньев в цепочке, где от его собранности, внимания, активного участия зависит общий результат.
(спектакль или другая форма показа коллективной работы) - все это воспитывает в ребенке, прежде всего ответственность. Стремление проявить себя и свои способности. Положительные эмоции, творческий подход, воображение, мышлении - все это «работает» на итоговый результат.
Характеристика программы.
Цель программы – воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
- Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической
речи, пластике;
- Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
- Обучать детей распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно;
Развивающие:
- Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность,
творческую фантазию, память через упражнения, этюды;
- Развивать координацию, гибкость, пластику.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
- Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.
Организация, формы и методы работы.
Форма проведения занятий: групповые развивающие занятия.
Методические средства, используемые в программе.
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим и профилактическим задачам программы. В программе желательно использовать полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. Психодрама – предполагает поочередную смену ролей, драматическое разыгрывание мысленных картин, составленных детьми или терапевтические сказки.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники.
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме, в которых используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Структура программы и занятий.
Структура занятий включает в себя следующие компоненты:
- Организационный момент занятия
- Приветствие
- Разминка, актуализация опорных знаний и умений
- Знакомство с новым программным материалом
- Минутка отдыха
- Закрепление умений и навыков детей
- Рефлексия занятия
- Прощание
Приветствие и прощание - являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого — неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.
Разминка - является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
Основная часть - представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение развивающих задач программы. Как уже говорилось выше, приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен также порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений основного содержания занятия должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи.
Рефлексия занятия - предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу.
Тематическое планирование для детей 5-7 лет
№ п/п | Темы | На год | |
Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
1. | «Знакомство» | 1 | 1 |
2. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
3. | Станция «Кукольная» | 1 | 1 |
4. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
5. | Станция «Волшебная» | 1 | 1 |
6. | Станция «Эхо» | 1 | 1 |
7. | Станция «Чудесная» | 1 | 1 |
8. | Станция «Звонкоголосики» | 1 | 1 |
9. | Станция «Ресторан» | 1 | 1 |
10. | Станция «Жестикуляшково» | 1 | 1 |
11. | Станция «Шишкино-Мишкино» | 1 | 1 |
12. | Станция «Сказочная» | 1 | 1 |
13. | Станция «Поляна Трёх Медведей» | 1 | 1 |
14. | Станция «Лесная» | 1 | 1 |
15. | Станция «Лесная 2» | 1 | 1 |
16. | Станция «Зоопарк» | 1 | 1 |
17. | Станция «Свирелькино» | 1 | 1 |
18. | Станция «Зайкино-Загадайкино» | 1 | 1 |
19. | Станция «Дружная» | 1 | 1 |
20. | Станция «Площадь Превращений» | 1 | 1 |
21. | Станция «Воробьиная Горка» | 1 | 1 |
22. | Станция «Парк Забавных Лягушат» | 1 | 1 |
23. | Станция «Помогайкино» | 1 | 1 |
24. | Станция «Грибное» | 1 | 1 |
25. | Станция «Спортивная» | 1 | 1 |
26. | Станция «Радужный Бульвар» | 1 | 1 |
27. | Станция «Город Добрых Сердец» | 1 | 1 |
28. | Станция «Художников» | 1 | 1 |
29. | Станция «Зеркальная» | 1 | 1 |
30. | Станция «Хохотушкино» | 1 | 1 |
31. | Станция «Старая Деревянная Игрушка» | 1 | 1 |
32. | Станция «Ярких Красок» | 1 | 1 |
33. | Станция «Театральный Парк» | 3 | 3 |
34. | Станция «Приехали» | 1 | 1 |
36 | 36 |
«Утверждаю» «Согласовано»
И.о. директора ГБОУ ЦПМСС _______________________
«Ново-Переделкино» _______________________
Долгова А.Г._____________
«____» _____________20__г. «____» ____________20__г.
Программа групповой развивающей работы по программе «Психологический театр «Калейдоскоп»
Специалист: педагоги-психологи Фамилия И.О.: Дедова С.М., Гришакова С.А.
Наименование программы: «Психологический театр «Калейдоскоп» (на основе программы:
Г.В.Лаптевой «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия для
детей 5-9 лет.
Цель: воспитание творческой, активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
- Обучать ребенка элементам актерского мастерства, сценической речи, пластике;
3. Обучать взаимоотношениям на сцене « Я+ партнер».
4. Обучать детей распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на
сцене и в жизни непринужденно;
5. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
6. Развивать творческие способности детей;
7. Развивать образное мышление, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, память
через упражнения, этюды;
8. Развивать координацию, гибкость, пластику.
9. Воспитывать бережное отношение, уважение друг к другу;
10. Воспитывать умение творить коллективно; чувство товарищества.
Возраст: 5 -7 лет.
Режим работы: 1 раз в неделю.
Продолжительность работы: 60 минут (включая динамические паузы)
Общее количество занятий: 36
Методическое оснащение: лепестки ромашки длиной 20 см, фломастеры, цветная бумага, клей-карандаш, игрушечный или нарисованный поезд, клубок ярких ниток, пиктограммы с разным эмоциональным состоянием, кукла Весёлый Клоун, цветные карандаши, куклы-мальчики, куклы-девочки, кукла-перчатка Зайка, спортивные обручи, стулья, музыкальные инструменты, картинка Эхо, фланелеграф, изображение людей разных профессий, предметы утвари, иллюстрации с изображением медведя и ёлочки, маски, зеркала, костюмы для драматизации, загадки, глобус, фото животных, дудочка, игрушки аист и лягушка, фото с изображением штангистов, гантели, Незнайка, бумага, лукошко, глина для детского творчества, книги «Приключения Пиноккио», «Приключения Буратино», краски, ножницы.
Тематическое планирование занятий для детей 5-7 лет
№ п/п | Темы | На год | |
Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
1. | «Знакомство» | 1 | 1 |
2. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
3. | Станция «Кукольная» | 1 | 1 |
4. | Станция «Весёлый клоун» | 1 | 1 |
5. | Станция «Волшебная» | 1 | 1 |
6. | Станция «Эхо» | 1 | 1 |
7. | Станция «Чудесная» | 1 | 1 |
8. | Станция «Звонкоголосики» | 1 | 1 |
9. | Станция «Ресторан» | 1 | 1 |
10. | Станция «Жестикуляшково» | 1 | 1 |
11. | Станция «Шишкино-Мишкино» | 1 | 1 |
12. | Станция «Сказочная» | 1 | 1 |
13. | Станция «Поляна Трёх Медведей» | 1 | 1 |
14. | Станция «Лесная» | 1 | 1 |
15. | Станция «Лесная 2» | 1 | 1 |
16. | Станция «Зоопарк» | 1 | 1 |
17. | Станция «Свирелькино» | 1 | 1 |
18. | Станция «Зайкино-Загадайкино» | 1 | 1 |
19. | Станция «Дружная» | 1 | 1 |
20. | Станция «Площадь Превращений» | 1 | 1 |
21. | Станция «Воробьиная Горка» | 1 | 1 |
22. | Станция «Парк Забавных Лягушат» | 1 | 1 |
23. | Станция «Помогайкино» | 1 | 1 |
24. | Станция «Грибное» | 1 | 1 |
25. | Станция «Спортивная» | 1 | 1 |
26. | Станция «Радужный Бульвар» | 1 | 1 |
27. | Станция «Город Добрых Сердец» | 1 | 1 |
28. | Станция «Художников» | 1 | 1 |
29. | Станция «Зеркальная» | 1 | 1 |
30. | Станция «Хохотушкино» | 1 | 1 |
31. | Станция «Старая Деревянная Игрушка» | 1 | 1 |
32. | Станция «Ярких Красок» | 1 | 1 |
33. | Станция «Театральный Парк» | 3 | 3 |
34. | Станция «Приехали» | 1 | 1 |
36 | 36 |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Методическим советом Директор
ЦПМСС «Ново-Переделкино» ЦПМСС «Ново-Переделкино»
__________________________ _________________________
«____» ______________ 2011 г. «____» _____________ 2011 г.
ПРОГРАММА
«Искусство побеждать»
по развитию личностной и эмоционально-волевой сферы подростков и юношества
педагога-психолога ЦПМСС «Ново-Переделкино»
(модификация коррекционно-развивающей программы Одинцовой М.А.)
возраст детей: 13-16 лет
срок реализации программы: 1 сентября – 31 мая
«Согласовано»
Методист ОМЦ
ЗОУО ДО г. Москвы
____________________
«____» __________ 2011 г.
г. Москва
2011 г.
Пояснительная записка
Проблема, на решение которой направлена программа, - коррекция индивидуально-личностных особенностей, предупреждение и устранение отклонений в поведении старшеклассников. Актуальность определяется тем, что учителя, с одной стороны, понимают важность развития творческих способностей и ставят оригинальность мышления на первое место, но с другой стороны, им удобнее работать с дисциплинированными и исполнительными детьми. Данная коррекционная программа для учащихся старшего школьного возраста направлена на осознание и понимание своего многогранного «Я» с его многочисленными проблемами. Программа обеспечивает убежденность в возможности реализовать свое «Я» со всеми качествами цельной, гармоничной, талантливой личности, обращенной в будущее. Все качества такой личности переплетаются между собой, работают сообща, дополняя и усиливая друг друга. Они помогают старшекласснику реализовать себя и не переступить черту, за которой поведение классифицируется как асоциальное.
На занятиях ребята знакомятся со способами развития своего творческого мышления, со своим энергопотенциалом и его источниками, исследуют свои функциональные состояния, изучают способы оптимизации неблагоприятных функциональных состояний, знакомятся с особенностями своего внутреннего мира, полного тайн и противоречий, неожиданностей даже для самих себя.
Цель – создание таких условий и возможностей, при которых у детей могут формироваться адекватные формы поведения в группе сверстников и со взрослыми, способствующие наиболее полноценному развитию личности каждого и соответствующие нормам, критериям и социальным традициям.
Задачи:
- сформировать у старшеклассников позитивный образ «Я», основанный на адекватном представлении о своих качествах, возможностях, самопринятии и самоценности;
- научить эффективным способам активизации интеллектуальных возможностей;
- на основе актуализации сильных сторон личности оптимизировать ситуацию межличностного взаимодействия;
- научить ставить конкретные цели и добиваться их реализации;
- научить осознавать особенности собственной эмоциональной сферы и научить управлять собой;
- помочь понять и принять свои личностные особенности, оценить сильные стороны;
- научить находить и использовать свой личностный потенциал.
Форма работы – преимущественно групповая, но некоторые темы занятий могут быть использованы и в индивидуальных занятиях. Групповая форма работы помогает создать оптимальные условия для преодоления и ослабления недостатков, переосмысления личностных проблем участниками, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования на то или иное воздействие и поведение в целом, вырабатывает комплекс специальных навыков в сфере межличностного общения.
Занятия могут быть использованы как в целом, так и по частям. Лучше, если проводится серия занятий. Тогда они с большей эффективностью помогают достичь определенного результата. Занятия могут длиться либо 2 часа, либо состоять из двух занятий по 1 часу.
В группу старшеклассники зачисляются преимущественно по их собственному желанию. Ребята с проблемами в учебе, с отклонениями в общении и поведении часто не могут справиться со своими наболевшими проблемами, ищут понимания и сами осознают, что им необходима помощь. Нередко такое желание совпадает с рекомендациями психолога, педагогов и родителей.
Данная программа направлена на решение задач трех уровней: коррекционного, профилактического и развивающего. Именно единство этих задач может обеспечить успех и эффективность коррекционной программы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Знакомство. Установление правил работы группы | 1 |
2 | Внутреннее строение механизма таланта | 2 |
3 | Механизм энергопотенциала и его источники | 2 |
4 | Функциональные состояния человека | 2 |
5 | Оптимизация функциональных состояний | 2 |
6 | Способы мышления | 2 |
7 | Мышление и чувства | 2 |
8 | Эмоции и чувства. Вина. Зависть | 2 |
9 | Тревога. Страх. Любовь | 2 |
10 | Чувство любви | 2 |
11 | В поисках смыслов | 3 |
12 | Философия счастья | 2 |
13 | Формула успеха | 2 |
14 | Искусство ставить цели побеждать | 2 |
15 | Профессия как способ самореализации | 2 |
16 | Интересы, предпочтения и возможности в профессии | 2 |
17 | Воображение и мышление | 2 |
18 | Заключение. Прощание-пожелание | 2 |
ИТОГО | 36 |
Краткое содержание занятий
Занятие 1 «Знакомство. Установление правил работы группы»
Цель – знакомство участников между собой, с психологом; установление правил, по которым будет работать данная группа; установление ритуалов приветствия и прощания.
План
- Рассказ ведущего о целях занятий, о форме их проведения
- Принятие правил
- Презентация каждого участника
- Упражнение «Ассоциации»
- Ритуал прощания
Занятие 2 «Внутреннее строение механизма таланта»
Цель – ознакомление с внутренним механизмом таланта; убедить в талантливости каждого; проанализировать собственный механизм таланта.
План
- Беседа
- Упр. «Внутреннее строение механизма таланта»
- Упр. «Внутреннее строение моего механизма таланта»
- Упр. «Придумай себе биографию»
- Упр. «Путешествие внутрь себя»
- Ритуал прощания
Занятие 3 «Механизм энергопотенциала и его источники»
Цель – определить трудоспособность, меру здоровья, меру способности к развитию. Определить источники энергопотенциала.
План
- Беседа
- Упр. «Мой энергетический запас»
- Рефлексия
- Продолжение беседы «Источники энергопотенциала»
- Ритуал прощания
Занятие 4 «Функциональные состояния человека»
Цель – познакомить с функциональными состояниями человека и со способами оптимизации неблагоприятных функциональных состояний.
План
- Беседа
- Упр. «Лифт»
- Продолжение беседы
- Тестирование
- Рекомендации
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 5 «Оптимизация функциональных состояний»
Цель – научить способам расслабления, саморегуляции.
План
- Беседа
- Упр. «Воздушный шар»
- Продолжение беседы
- Упр. «Радуга»
- Рефлексия
- Упр. на расслабление и напряжение мышц
- Рекомендации
- Ритуал прощания
Занятие 6 «Способы мышления»
Цель – показать разницу между способами мышления и определить свой способ мышления.
План
- Беседа
- Игра «Шесть шляп мышления»
- Продолжение беседы
- Определение своего способа мышления каждым участником
- Упр. «Я думаю, ты думаешь»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 7 «Мышление и чувства»
Цель – помочь определить подлинную скорость мышления каждого, показать гармоничность в развитии мышления и чувств. Научить приемам активизации интеллектуальной деятельности.
План
- Беседа
- Упр. «Чувство гармонии»
- Продолжение беседы «Скорость вашего мышления»
- Приемы активизации работы полушарий головного мозга
- Упр. «Гармония дыхания»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 8 «Эмоции и чувства. Вина. Зависть.»
Цель – ознакомиться с миром чувств и эмоций, разграничить понятия. Научить понимать собственную эмоциональную сферу и управлять собой. Осознать такие нежелательные, но имеющие место чувства, как вина и зависть.
План
- Беседа
- Упр. «Чувство, выжигающее меня до дна»
- Упр. «Моя вина»
- Продолжение беседы «Зависть – низменная эмоция?»
- Упр. «Волшебное превращение зависти»
- Ритуал прощания
Занятие 9 «Тревога. Страх. Любовь»
Цель – обогатить жизнь старшеклассников новыми переживаниями. Научить адекватно реагировать на нежелательные переживания тревоги и страха.
План
- Беседа
- Упр. «Испуганное дыхание»
- Упр. «Мой страх»
- Продолжение беседы
- Упр. «Моя любовь»
- Упр. «Огненный круг»
- Ритуал прощания
Занятие 10 «Чувство любви»
Цель – направить на осознание, анализ своего чувства любви.
План
- Беседа
- Упр. «Цветок моей любви»
- Продолжение беседы
- Упр. «Горошинка»
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 11 « В поисках смыслов»
Цель – направить участников на поиск истинных целей и смыслов. Помочь сформулировать наиболее актуальные и болезненные проблемы взаимоотношений с прошлым, настоящим, будущим и проанализировать их.
План
- Беседа
- Упр. «Мои смыслы»
- Упр. «События моей жизни»
- Упр. «Пустыня»
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 12 «Философия счастья»
Цель – помочь осознать истинное значение счастья. Направить на поиски своего счастья.
План
- Беседа
- Упр. «Моя эмоциональная жизнь»
- Упр. «Цилиндр»
- Рефлексия
- Продолжение беседы
- Упр. «Подарки жизни»
- Ритуал прощания
Занятие 13 «Формула успеха»
Цель – показать участникам, что почти все истории успеха начинались с неудач, и поэтому не стоит пасовать перед трудностями.
План
- Беседа
- Упр. «Инсценируй отрывок из сказки»
- Что мешает человеку добиться успеха?
- Обсуждение «Механизмы достижения успеха»
- Упр. «Формула удачи»
- Упр. «Я родом из детства»
- Упр. «Назад к удаче!»
- Ритуал прощания
Занятие 14 «Искусство ставить цели побеждать»
Цель – учить ставить конкретные цели и стремиться к их реализации, используя все ресурсы своего «Я».
План
- Беседа
- Упр. «Постарайся»
- Продолжение беседы
- Упр. «Однажды я подвел…»
- Упр. «Я попал в цель»
- Упр. «Моя воля»
- Упр. «Я все могу!»
- Притча
- Ритуал прощания
Занятие 15 «Профессия как способ самореализации»
Цель – помочь глубже почувствовать глубины своего характера. Определить круг профессий в соответствии с основными чертами характера.
План
- Беседа
- Упр. «Разные черты характера»
- Продолжение беседы
- Упр. «Формула темперамента»
- Продолжение беседы
- Ритуал прощания
Занятие 16 «Интересы, предпочтения и возможности в профессии»
Цель – показать взаимосвязь желаний при выборе профессии, своих возможностей и интересов
План
- Беседа
- Упр. «Хочу, могу и надо»
- Упр. «А почему так?»
- Продолжение беседы
- Исследование своих интересов, возможностей и предпочтений при выборе профессии
- Продолжение беседы
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Занятие 17 «Воображение и мышление»
Цель – изучить уровни своего воображения. Показать необходимость развития воображения и творчества для достижения успеха в жизни и будущей профессии.
План
- Беседа
- Игра «Чернильное пятно»
- Рефлексия
- Рекомендации
- Продолжение беседы
- Игра «Увеличение моей творческой энергии»
- Ритуал прощания
Занятие 18 «Заключение. Прощание-пожелание»
Цель – рефлексия по итогам курса. Анализ изменений в понимании себя, своих поступков, жизненных смыслов, ценностей. Закрепить стремление к успеху и адекватному поведению.
План
- Беседа
- Упр. «Занятия помогли мне…»
- Продолжение беседы
- Упражнение-размышление «Поддержка – это…»
- Продолжение беседы
- Упр. «Коллективное письмо-пожелание неудачнику»
- Игра «Ладошка-пожелание»
- Ритуал прощания
Список используемой литературы
- Вагин И. Выиграй у судьбы в рулетку. – СПб., 2001
- Одинцова М.А. Достичь успеха. – Мозырь, «Белый ветер», 2002
- Одинцова М.А. Я – целый мир. – М., 2004
- Психологическое сопровождение выбора профессии, под. ред Л.М. Митиной, - М.. «Флинта», 2003
- Фрейнджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории. Упражнения. Эксперименты. – М., 2002
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр психолого-медико-социального сопровождения «Ново-Переделкино»
«Утверждено» «Согласовано»
Методическим Советом Директор ГБОУ ЦПМСС
ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино» «Ново-Переделкино»
_________________ ___________________
Протокол № _________ «__»__________20__г.
от «__»__________20___г.
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО КОРРЕКЦИИ АУТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
(ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ)
В основе лежит программа:
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
и методические разработки:
Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»
Разработчики программы:
Педагоги-психологи
Гришакова С.А.,
Зольникова Н.В.
Москва
2013г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
по коррекции аутичного поведения у детей дошкольного возраста 3-7 лет
Цель – развитие эмоциональной сферы ребенка; формирование произвольной регуляции поведения; активация коммуникативной сферы ребенка.
Задачи:
- Установление контакта со взрослым: уменьшение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, снижение тревоги и страхов;
- Вовлечение ребенка в разные виды индивидуальной и совместной деятельности;
- Формирование у ребенка целенаправленного поведения;
- Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослым и сверстниками;
- Развитие умения определять собственные чувства и переживания и выражать их социально приемлемыми способами;
- Преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенных влечений.
Тематическое планирование занятий (на 1 учебный год)
№ п/п | Основные блоки | Формы совместной деятельности | Задачи | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | ||
кол-во занятий | кол-во часов | кол-во занятий | кол-во часов | ||||
1 | Установление контакта | Стереотипная игра | -предоставление ребенку комфортной, безопасной среды; - установление эмоционального контакта с ребенком | 4 | 4 | 8 | 8 |
2 | Развитие различных форм совместной деятельности | Сенсорные игры: - игры с красками; - игры с водой; - игры с мыльными пузырями; - игры со свечами; - игры со светом и тенями; - игры со льдом; - игры с крупами; - игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной); - игры со звуками; - игры с ритмами; - игры с движениями и тактильными ощущениями | - предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений; - создание эмоционально положительного настроя; - возникновение эмоционального контакта со взрослым; - получение ребенком новой сенсорной информации; - внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов | 10 | 10 | 20 | 20 |
Совместное рисование | -развитие методов, средств и форм коммуникации; - уточнение, обогащение и обобщение представлений об окружающем | 5 | 5 | 10 | 10 | ||
3 | Преодоление эмоциональ-ного напряжения, снижение тревоги и страхов | Терапевтические игры: - игры с крупами; - игры с ватой; - игры с кубиками, деталями конструктора и коробками; - игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками; - игры со старыми газетами, журналами; - игры с водой | - помочь ребенку снять накопившееся напряжение; - сгладить проявления аффективных вспышек; - научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом | 6 | 6 | 12 | 12 |
Психодрама (работа со страхами) | - помочь привести сильное эмоциональное переживание к положительному разрешению | 4 | 4 | 8 | 8 | ||
4 | Формирова-ние произволь-ной регуляции поведения в общении и обучении | Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях | - создание предпосылок формирования способов взаимодействия ребенка с окружающей средой | 5 | 5 | 10 | 10 |
5 | Закрепление и перенос в деятельность полученных навыков | Упражнения с элементами сюжетно-ролевых игр | - создание предпосылок переноса полученных умений и навыков в реальную жизненную среду ребенка | 2 | 2 | 4 | 4 |
ИТОГО | 36 | 36 | 72 | 72 |
Коррекционные упражнения и игры к занятиям для детей с аутичным поведением
№ п/п | Задачи | Упражнения и игры | Источник |
1 | Установление эмоционального контакта с ребенком; Предоставление ребенку комфортной, безопасной среды; | Стереотипная игра самого ребенка | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. –Теревинф, М., 2007 |
2 | Углубление эмоционального контакта с взрослым; Создание положительного эмоционального настроя; Предоставление ребенку новых положительно окрашенных сенсорных впечатлений; Получение ребенком новой сенсорной информации; Внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов | Игры с красками: «Цветная вода», «Смешиваем краски», «Кукольный обед» Игры с водой: «Фонтан», «Озеро», «Купание кукол» Игры с мыльными пузырями: «Мыльные пузыри», «Пенный замок» Игры со свечами: «Рисуем дымом», «Праздник на воде», «День рождения» Игры со светом и тенями: «Солнечный зайчик», «Театр теней» Игры со льдом: «Тает льдинка», «Разноцветный лед», «Ледяные фигуры» Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Вкусная кашка» Игры с пластичными материалами: «Пластилиновые картинки», «Огород», «Приготовление еды» Игры со звуками: «Найди такую же коробочку», «Музыканты» Игры с ритмами: «Потешки», «Хороводы» Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Змейка», «Самолетики», «Покажи по-разному», «Покажи нос» | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007 Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Генезис, М., 2000 |
3 | Помощь ребенку в снятии накопившегося напряжения; Сгладить проявления аффективных вспышек; Обучение ребенка выражению эмоций более адекватным способом | Игры с крупами: «Дождь, град» Игры с ватой: «Снег идет», «Снежки», «Снежная крепость» Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками: «Землетрясение», «Мусорка», «Салют» Игры с подушками, полотенцами, веревками: «Кто сильнее», «Подушечные бои», «Падающая башня» Игры со старыми газетами, журналами «Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад» Игры с водой: «Водопад», «Брызгалки» | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007 |
4 | Помощь в приведении сильного эмоционального переживания к положительному разрешению | Рекомендуется применение терапевтических игр, в т.ч. психодрамы для проработки конкретных страхов ребенка | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007 |
5 | Уточнение, обогащение, обобщение представлений об окружающем; Развитие средств коммуникации | Метод «совместного рисования» взрослого и ребенка | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007 |
6 | Создание предпосылок формирования способов взаимодействия ребенка с окружающей средой | Создание и обучение использованию пооперационных карт с алгоритмами действий | Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. – Теревинф, М., 2007 Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – Генезис, М., 2000 |