Проектная деятельность
Предварительный просмотр:
Актуальность:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ «Детский сад №3» в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Сроки реализации проекта: 2010-2011 учебный год.
Место события:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» г. Чердынь, Пермский край
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД.
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.
Задачи:
- С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
- Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
- Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
- Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.
Прогнозируемый результат:
- Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (аналитический):
- Сбор необходимого материала;
- Беседа с родителями, вовлечение их в суть проекта;
- Создание условий для обучения дошкольников правилам дорожного движения.
- Основной (реализация намеченных планов):
- Подбор необходимого дидактического материала;
- Разработка перспективного плана для всех возрастных категорий детей;
- Организация совместной деятельности родителей и воспитателей;
- Разработка непрерывной образовательной деятельности, целевых прогулок, досуга и развивающих игр;
- Оформление стенда по ПДД творческими работами детей;
- Оформление папок-передвижек соответствующей тематике информацией;
- Подбор соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- «Творческая мастерская» - приобщение родителей к выполнению совместных творческих заданий.
- Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).
Проект реализуется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми включает семь блоков:
- Транспорт.
- Улица.
- Движение транспорта и пешеходов.
- Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
- Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
- Правила поведения в транспорте.
- Велосипед, самокат.
План совместной деятельности с детьми
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | ||||||
Тема | Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность | Игры | Целевые прогулки | Беседы | Чтение | Досуги, развлечения | ||
ОКТЯБРЬ | «Транспорт». Расширять представления детей о появлении первых машин. Продолжать учить классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля» | Развитие речи «Классификация транспорта». Знакомство с энциклопедией «Автомобили». Конструирование «Модель самолета». Лепка «Дорожный каток». Рисование «Гараж спецтранспорта». Эксперимент «Самолетик», «Лодочка» | Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Измерь тормозной путь», «Транспорт» (пазлы). Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром». Подвижная: «Лодочка». Ситуации: «Звуки улицы», «Мир города». Сюжетно-ролевая: «Автосалон» | К нерегулируемому переходу; на шоссе | «Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка» | Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль» | Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства» | Консультация «Безопасность детей на дороге» |
НОЯБРЬ | «Улица». Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД | Комплексное и рисование «Моя улица». Конструирование «Городок малышей из Цветочного города». Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад». Рисование «На посту в любую погоду» | Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик». Строительная: «Новый район города». Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой». Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД» | К проезжей части, к посту работников ГИБДД | «Моя дорога в детский сад», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Милиционер-регулировщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД», встреча-беседа с работником ГИБДД | С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД» | Вечер развлечения «Папа, мама, я на улицах города» | Папка-передвижка «Дети на дороге» |
ДЕКАБРЬ | «Движение транспорта и пешеходов». Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке | Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение». Аппликация «Подземный переход». Ручной труд «Машины спецтранспорта». Рассматривание картины «Обход транспорта». Ознакомление с окружающим «Крестообразные и Т-образные перекрестки» | Дидактические: «Составь схему улицы», «Ловушки», «Волшебные полоски», «Повороты», «Указатели». Ситуации: «Двор — тоже улица», «Вдали замелькал свет мигалки», «Транспорт движется с трех сторон». Сюжетно-ролевая: «Служба спасения» | К Т-образному перекрестку | «Загадки "пустынной улицы"», «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы» | С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...» | Диафильм «Не играй на мостовой», театр би-ба-бо «Осторожные сказки» | Консультация «Ребенок на перекрестке» |
ЯНВАРЬ | «Светофор». Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре | Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?» Аппликация «Автомобили у светофора». Рисование «Внимание! Пешеход». Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала». Развитие элементарных математических представлений «Часы» | Дидактические: «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Укажи время». Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный». Ситуация: «Пробка на дороге» | К проезжей части: «К светофору» | «История создания светофора», «Сигнализация светофора» | Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора» | Драматизация «Одна простая сказка» | КВН «Правила дорожного движения и наши дети» |
ФЕВРАЛЬ | «Дорожные знаки». Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам | Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков». Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку». Рисование «Запрещающие знаки на дороге». Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры» | Дидактические: «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», пазлы «Дорожные знаки». Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки». Сюжетно-ролевая: «Автошкола» | К проезжей части: «К ближайшим знакам» | «Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов» | С. Михалков «Шагая осторожно» | Театр картинок «Пешеходный светофор», кукольный театр «Дорожные истории» | Папка-передвижка «Что сказать детям о дорожных знаках» |
МАРТ | «Правила поведения в транспорте и на улице». Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий | Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...» Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки» | Дидактические: «Ловушка», «Кроссворды», «Добавь словечко», «Это я, это я...» Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине» | К проезжей части | «Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?» | А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога» | Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы» | Помощь в оборудовании городка «Светофория» |
АПРЕЛЬ | «Велосипед, самокат, роликовые коньки». Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках | Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно». Рисование «Мальчик на роликовых коньках» | Дидактические: «Велосипедная дорожка», «Подбери правильный путь». Ситуация: «Мне купили ролики» Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах» | К проезжей части | «Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?» | С. Михалков «Скверная история» | Открытие городка «Светофория» | Папка-передвижка «Летний отдых впереди», «круглый стол» «Наш ребенок идет в школу» |
МАЙ | «Железнодорожный переезд». Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума | Лепка «Шлагбаум». Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» | Дидактические: «Угадай, какой знак», «Семафор», «Путешествие за город». Строительная: «Железнодорожная магистраль». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли». Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород» | К железнодорожному переезду | «Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов» | А. Дорохов «Шлагбаум» | Выпуск книги для будущих дошколят «Старые сказки, рассказанные по-новому» |
Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.
Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:
- изготовление стендов с наглядной информацией;
- заочные и очные консультации;
- выпуск буклетов;
- тематические родительские собрания;
- обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
- семейные конкурсы;
- анкетирование;
- совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Оценка качества реализации проекта:
Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. Приложение 1) детей в рамках проведения проекта:
1. Уровень сформированности представлений о транспортных средствах; об улице (виды перекрестков); о правилах перехода проезжей части.
2. Знание дорожных знаков: предупреждающих; запрещающих; информационно-указательных; знаков сервиса.
3. Уровень культуры поведения детей на улице; в транспорте.
4. Знание правил поведения на железной дороге.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
- Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
- Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
- Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
- Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
- Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
- Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
- Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.
Приложение 1
Вопросник для проверки знаний детей по теме "Дорожная азбука"
Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________
Дата заполнения "_____"____________200 __ г.
Вопрос | Ответ ребенка | Балл |
Уровень сформированности представлений о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части. | ||
1. Что такое улица? | ||
2. Как регулируется движение на улице? | ||
3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают? | ||
4. Какие светофоры стоят на улицах города? | ||
5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал? | ||
6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры? | ||
7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге? | ||
8. Что помогает регулировщику управлять движением? | ||
9. Где должны ходить пешеходы? | ||
10. Что такое перекресток? | ||
11. Где и как нужно переходить дорогу? | ||
12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон? | ||
13. Как обозначается пешеходный переход? | ||
14. Какие пешеходные переходы ты знаешь? | ||
15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы | ||
16. Где на проезжей части можно переждать поток машин? | ||
17. Где должны ездить автомобили? | ||
18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта? | ||
19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь? | ||
20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди? | ||
Знание дорожных знаков (с использованием наглядного материала - дорожных знаков) | ||
21. Для чего нужны дорожные знаки? | ||
22. Какие дорожные знаки ты знаешь? | ||
23. Покажи и назови запрещающие знаки. | ||
24. Покажи и назови информационно-указательные знаки. | ||
25. Покажи и назови предупреждающие знаки. | ||
26. Покажи и назови знаки сервиса. | ||
Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте | ||
27. Что такое общественный транспорт? | ||
28. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте? | ||
29. Чего нельзя делать в транспорте? | ||
30. Какие ты знаешь правила поведения на улице? | ||
31. Чего нельзя делать на дороге? | ||
32. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках? | ||
33. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники? |
Примечания:
Опрос проводиться в несколько этапов.
Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.