Методическая разработка «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
В современном мире знания и навыки специалистов быстро устаревают, поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов становится всё более актуальным.
Для повышения компетентности педагогических кадров необходимо организовать методическую работу таким образом, чтобы она соответствовала концепции непрерывного образования. Это позволит педагогам постоянно развиваться и совершенствоваться.
Цель работы — определить актуальные направления совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов с учётом специфики инноваций, которые создаются и внедряются в Центре дополнительного образования детей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучить новые нормативные документы и инструктивно-методические материалы, а также помочь педагогам в самообразовании;
- оказать помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
В первом разделе представлен обзор научной литературы по проблеме методического сопровождения профессионального роста педагогов дополнительного образования и совершенствования методической работы, направленной на развитие их профессиональной компетентности. Также в этом разделе рассматривается значение методической работы на современном этапе развития системы дополнительного образования детей.
Во втором разделе описывается деятельность по созданию информационных, научно-методических и организационно-педагогических условий для системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов. Приводятся примеры использования различных форм и методов организации методической работы Центра, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов.
В ходе исследования была выявлена прямая зависимость качества образования и воспитания в учреждении дополнительного образования детей от уровня профессиональной и технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессионализма педагогов, тем выше качество образования.
В работе подчёркивается важность методического сопровождения для повышения профессионализма педагога дополнительного образования. Автором определены основные функции методического сопровождения и представлен опыт организации такого сопровождения в МБОУДО ЦДОД.
Методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования и других специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie.docx | 112.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
Методическая разработка
«МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Автор-составитель:
Комарова Анастасия Геннадьевна,
методист МБОУДО ЦДОД
город Барабинск
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация………………………………………………………………………………3
Введение……………………………………………………………………….. ………4
Раздел I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса......………………….5
1.1. Методическая деятельность педагогов как средство для решения важнейших задач дополнительного образования детей……………………………………………5-6
1.2. Состояние разработанности проблемы научно - методического
сопровождения педагогов в системе дополнительного образования детей в психолого-педагогической литературе.............................................................................................6-7
Раздел II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов...........................................................7
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей........................................................ ………………..7
2.2. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов
Центра детского творчества...............................................................................................7-12
3.Выводы…………………………………………………………………......…. …..........13
АННОТАЦИЯ
В современном мире знания и навыки специалистов быстро устаревают, поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов становится всё более актуальным.
Для повышения компетентности педагогических кадров необходимо организовать методическую работу таким образом, чтобы она соответствовала концепции непрерывного образования. Это позволит педагогам постоянно развиваться и совершенствоваться.
Цель работы — определить актуальные направления совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов с учётом специфики инноваций, которые создаются и внедряются в Центре дополнительного образования детей.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- сформировать инновационную направленность в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта;
- изучить новые нормативные документы и инструктивно-методические материалы, а также помочь педагогам в самообразовании;
- оказать помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями.
В первом разделе представлен обзор научной литературы по проблеме методического сопровождения профессионального роста педагогов дополнительного образования и совершенствования методической работы, направленной на развитие их профессиональной компетентности. Также в этом разделе рассматривается значение методической работы на современном этапе развития системы дополнительного образования детей.
Во втором разделе описывается деятельность по созданию информационных, научно-методических и организационно-педагогических условий для системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов. Приводятся примеры использования различных форм и методов организации методической работы Центра, направленных на развитие профессиональной компетентности педагогов.
В ходе исследования была выявлена прямая зависимость качества образования и воспитания в учреждении дополнительного образования детей от уровня профессиональной и технологической компетентности педагогических кадров. Чем выше уровень профессионализма педагогов, тем выше качество образования.
В работе подчёркивается важность методического сопровождения для повышения профессионализма педагога дополнительного образования. Автором определены основные функции методического сопровождения и представлен опыт организации такого сопровождения в МБОУДО ЦДОД.
Методические материалы предназначены для педагогов дополнительного образования и других специалистов, работающих в системе дополнительного образования детей.
Введение
Современная ситуация развития общества, реализация идеи демократизации в образовании обеспечивает педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ, внедрения инновационных технологий. В этих условиях особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса.
В реальной практике особенно педагогам дополнительного образования явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности, для разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства и обобщения своего педагогического опыта.
Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
Этим определяется актуальность выбранной темы: «Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагогов дополнительного образования».
Реформирование системы дополнительного образования детей в соответствии с новыми нормативными документами требует сегодня от нашего учреждения переосмысления своей деятельности, в том числе и методической, поскольку ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения.
Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие - педагог, образовательная программа, материально-техническая база. В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, разносторонне развитая личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в Центре «Радуга» решается проблемно-методическая тема «Создание эффективной системы методической работы, позволяющей своевременно решать вопросы оказания методической помощи педагогам Центра по вопросам развития дополнительного образования».
Целью данной работы является выявление актуальных направлений совершенствования методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, с учетом специфики создаваемых и внедряемых в Центре «Радуга» инноваций.
Объектом исследования является процесс создания системы методического сопровождения педагогов, которая обеспечит адаптацию современного педагога дополнительного образования к изменяющимся условиям.
Предмет исследования – содержание, формы и методы организации методической работы Центра а по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Раздел I. Методическое сопровождение деятельности педагогов как одно из важнейших направлений совершенствования образовательного процесса.
1.1. Методическая деятельность педагогов как средство для решения важнейших задач дополнительного образования детей.
Очевидно, что в основе обновления деятельности нашего учреждения лежит идея развития. Она охватывает все категории педагогических работников. Стремление к развитию учреждения, активизирует методическую деятельность, и педагогам, соответственно, с удвоенным вниманием приходится относиться к своей методической работе. Эта активность определила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами в нашем Центре. За последние пять лет это Региональный конкурс «Учитель года», и «Сердце отдаю детям» для аттестующихся педагогов, и организация работы педагогов по индивидуальной образовательной траектории, методические недели для молодых и опытных педагогов.
В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эта задача, как одна из важнейших, включена в мой индивидуальный план работы методиста. Решение этой задачи осуществляется путем:
- Ознакомления педагогов учреждения с требованиями по оформлению программ дополнительного образования;
-Оказания консультативной помощи педагогам в составлении и совершенствовании модифицированных, авторских, краткосрочных образовательных программ;
-Индивидуальных консультаций по поводу корректировки программ и повторной проверки исправленных программ.
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает разнообразие методов и форм педагогической деятельности. Методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения - с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе, разновозрастные. Педагогами широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и обучающихся, развитии творческих способностей.
Принципиальная педагогическая установка нашего учреждения - такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы.
Основная направленность деятельности педагога – это обучающийся, общение с «обратной связью», побуждение детской творческой активности и инициативы. Поэтому педагог должен действовать творчески и самостоятельно в постоянно меняющихся условиях педагогической практики.
В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей. Поэтому еще одной важной задачей является методическое сопровождение педагогов по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.
Поддержка и развитие детского творчества, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности, является главной задачей дополнительного образования. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения.
В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и объединять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей.
1.2. Состояние разработанности проблемы научно – методического сопровождения педагогов в системе дополнительного образования детей в психолого-педагогической литературе
Научно-методическая работа – это целостная система деятельности педагогов, которая базируется на достижениях психолого-педагогической науки и перспективного педагогического опыта и обеспечивает повышение уровня профессиональной компетентности педагога, творческого потенциала педагогического коллектива учреждения, в результате – повышение качества образования.
Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. От уровня профессиональной компетентности педагога, его творческого потенциала зависит качество образования учащихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг. Тем временем, уровень профессионализма педагога дополнительного образования во многом зависит от организации методического сопровождения, от той образовательной среды, которая складывается в учреждении.
В педагогической науке к проблемам сопровождения педагога обращались многие ученые. М. Р. Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.
М.М. Поташник рассматривает методическую работу в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников, которая способствует повышению уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».
По определению В.И. Андреева методическая работа - это разнообразная деятельность педагогов, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию.
Ведущие направления деятельности включают непрерывное повышение профессиональной компетентности педагогических работников посредством самообразования и участия в научно-методических мероприятиях, совершенствование на научной основе программно-методического сопровождения реализации образовательных программ. Научно - методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей занимает важное место, непосредственно связана с основными целями, задачами и функциями. Она оказывает существенное влияние на успеваемость, качество и в целом на эффективность образовательного процесса в части обучения и воспитания. Что в свою очередь является показателем эффективности деятельности образовательной организации, поэтому вполне справедливо считать ее важным фактором управления.
Раздел II. Особенности и проблемы организационно – методического сопровождения и методической поддержки деятельности педагогов.
2.1. Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей.
Научно - методическая работа в Центре МБУДО «ЦДОД «Радуга» осуществляется согласно:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями 2015г
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Приказ Минтруда РФ от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
- Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
- Уставу учреждения, другим нормативно-правовым актам в сфере дополнительного образования детей.
Деятельность методической службы учреждения строится, опираясь на Приказы «Об организации и структуре методической работы », «Об организации и структуре методической работы в Центре «Радуга» и методических служб «Управления образования».
2.2. Методическое сопровождение профессионального роста педагогов Центра.
Деятельность по созданию информационных, научно-методических, организационно - педагогических условий для системного повышения квалификации и профессионально-личностного роста педагогов осуществляется на основе нормативных документов, а также, исходя из специфики работы нашего учреждения, полученного опыта и традиций Центра.
Методическое сопровождение деятельности - не только помощь педагогу в решении его профессиональных затруднений, формировании необходимых качеств, но и особенная сфера деятельности по решению профессиональных задач. Эта деятельность обеспечивает педагога «инструментами» для адекватной профессиональной самооценки и понимания собственных профессиональных проблем.
Определяя критерии качественной профессиональной деятельности, и обеспечивая «инструментами» ее оценивания, считаю необходимым стимулировать оценку собственной работы самим педагогом. Понимание расхождений между требованиями к деятельности и ее реальными результатами способствует формированию адекватной самооценки педагогом его профессиональной деятельности. При этом осуществляется познание собственных личностных и профессиональных качеств, эмоционально-ценностное отношение к своей деятельности, что является компонентом профессиональной компетентности педагога.
Для того, чтобы спроектировать систему, которая бы способствовала профессиональному росту педагога и позволяла ему строить личную схему усовершенствования профессиональных компетентностей, необходимо выявить и проанализировать проблемы, определить профессиональные запросы и интересы, спланировать методическую деятельность педагога. Конечно же, обязательно учитывать опыт, уровень профессионализма педагога, специфику направления деятельности.
Одной из технологий профессионального развития педагога служит индивидуальная образовательная траектория. Это личный, отличающийся характерными признаками путь следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального развития при осуществлении методического сопровождения.
Для составления индивидуальной схемы профессионального развития педагога стараюсь изучить особенности опыта педагога, его запросы. Фиксация и сохранение удачных педагогических находок позволяют обобщить и систематизировать опыт, накопленный педагогом; определить направления саморазвития; целенаправленно использовать консультации методиста и опыт более квалифицированных коллег.
Индивидуальная траектория оказания методической помощи педагогу:
Основанием для повышения мастерства педагогов в форме построения индивидуальной образовательной траектории являются:
∙ изменения, происходящие в образовании;
∙ запросы и потребности участников образовательного процесса.
Каждый педагог определил актуальную для себя тему по самообразованию, разработал индивидуальную траекторию изучения темы и работает над ней, периодически отчитываясь на заседаниях методического объединения по направлению деятельности, заседаниях методического совета, выступая на педсоветах.
Говоря о той работе, которая проводится по повышению качества профессиональной деятельности педагога, мы никуда не уйдем от традиционных форм, проверенных многолетним опытом. Но, не останавливаясь на них, хочу сказать о тех инновационных и интерактивных формах, которые уже используются и которые осваиваются методической службой.
Массовые: интерактивные формы проведения педсоветов (круглый стол, презентации проектов, педагогических идей.
Групповые: тренинги, методический диалог.
Индивидуальные: мастер-классы педагогов, презентации проектов, творческие отчеты отдельных педагогов.
Деятельность по совершенствованию программного обеспечения направлена на оказание методической помощи педагогам в разработке, апробировании и коррекции дополнительных образовательных программ, которые являются нормативными документами, определяющими цель и содержание образовательной деятельности педагога, описывают и обосновывают формы и методы работы педагога с детьми.
Как уже отмечалось выше, одной из важнейших задач педагогов на данном этапе становится обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.
Педагогами нашего учреждения на текущий учебный год разработаны и реализуются 24 программы дополнительного образования детей по четырем направлениям деятельности:
-художественное направление- 8 программ
- социально-гуманитарное направление - 8 программ
- естественно-научное направление- 4 программы
- физкультурно-спортивное направление - 4 программы.
Все образовательные программы составлены с учетом «Требований к программам дополнительного образования для детей», приняты педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2022г., утвержденные Приказом № 110 от 01.09.2022г."Об утверждении дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МБУДО «ЦДОД «Радуга», реализуемых в 2022-2023 учебном году ", Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Образовательный процесс осуществляется на основе реализации различных видов деятельности детей; каждому ребенку обеспечивается свободный выбор темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе.
Темы семинаров-практикумов: «Социальное проектирование: от идеи до реализации», «Система работы Центра по формированию здоровьесберегательного образовательно - воспитательного пространства», «Мультимедийные игры, как средство развития интеллектуальных способностей детей и проверка усвоения разных областей знаний», «Использование современных педагогических технологий в дополнительном образовании», «Профессиональное самосовершенствование педагога», «Индивидуальная образовательная траектория как условие повышения воспитательно-образовательного потенциала педагога дополнительного образования», «Педагогическое общение как важное условие эффективности образовательно-воспитательного процесса». Это возможность изучить теоретические вопросы и решение тех задач, которые стоят перед педагогами на учебный год.
Семинар «ИКТ-компетентность педагога дополнительного образования как условие обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания подрастающего поколения», проведенный для педагогов. Цель семинара – формирование мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. В ходе семинара было выявлено, что большинство членов методического объединения имеют достаточно высокий уровень компетентности. Они владеют основными правилами работы с персональным компьютером, приемами работы с внешними накопителями, умеют создавать и редактировать текстовые документы, создавать и редактировать презентации, буклеты, регулярно размещают свои работы на Интернет-сайтах и в электронных изданиях. Затем, в ходе дискуссии, были отмечены положительные моменты использования ИКТ, отмечены недостатки, сделаны выводы по обсуждаемой проблеме.
При переходе на дистанционное обучение в нынешней сложившейся ситуации, педагоги отдела достаточно быстро адаптировались к новым условиям и продолжили взаимодействие с обучающимися на своих страничках и в группах, созданных в социальных сетях.
Постоянное методическое сопровождение, оказание консультационной помощи способствует активному и успешному внедрению педагогами учреждения и других современных педагогических технологий, таких как, педагогические мастерские, технология формирования критического мышления, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие, проектные технологии.
На педагогических советах педагоги активно обсуждают предоставленную информацию, делятся своими достижениями. Каждый педагог в течение учебного года выступает по тем или иным вопросам, проводит: мастер-классы, в рамках пед. совета, делится опытом. Это дает возможность каждому из них проанализировать свою работу и работу коллег.
Темы мастер-классов: «Музыкально-ритмические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного и младшего щкольного возраста», «Применение активных методов обучения по системе «Брейн», «Мозаика из искусственной кожи», «Бумагопластика» и другие. Разнообразная тематика мастер-классов позволяет педагогам освоить новые техники и попробовать свои силы в разных направлениях деятельности, тем самым обмениваясь своим опытом и повышая свое профессиональное мастерство.
На итоговом педагогическом совете заслушиваются отчеты педагогов об участии в методических мероприятиях в течение учебного года, составляется рейтинг результативности участия в выставках-конкурсах всех уровней, обсуждается план работы МО на следующий учебный год.
Анкетирование, тестирование также очень важная форма работы с педагогическими кадрами, которая позволяет выявить степень затруднения педагогов по всем направлениям их деятельности: знание нормативно-правовой базы, учебно-воспитательной работы, знание и применение диагностических методик. Полученные результаты анкетирования «Самоанализ успешности учебной работы», «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов », «Совершенствование профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» учитываются при дальнейшем планировании работы методического объединения.
Еще одной формой повышения педагогического (методического мастерства) и возможностью демонстрации опыта и мастерства педагога являются открытые и итоговые занятия. Все педагоги отдела обязательно проводят итоговые занятия за полугодие и за год.
Занятия отличаются четкой структурой, хорошей организованностью, активностью учащихся, умением соотносить степень сложности предложенных заданий с уровнем подготовленности детей и возрастными особенностями. Педагоги в совершенстве владеют методами активизации внимания обучающихся на занятии. Они включают в педагогический процесс тематические беседы, проблемные задания, нравственные беседы, что позволяет развивать творческие способности обучающихся.
В процессе занятий педагогами отдела активно использовались нетрадиционные формы организации занятий: занятие-игра, занятие-викторина, занятие - праздник, занятие-путешествие. Наиболее эффективными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы, которые позволяли осуществить более внимательный подход к проблемам и трудностям ребенка, решать задачи повышенной сложности, добиться более высоких результатов в работе. Всеми педагогами отдела проводились мини-выставки творческих работ.
Педагоги не только обучают детей, но и сами постоянно творят, используют современные технологии, придумывают новое. В учреждении постоянно действует и обновляется выставка работ декоративно-прикладного творчества обучающихся. Эти выставки привлекают внимание гостей нашего учреждения, родителей обучающихся, да и самих ребят. Они могут оценить свое творчество и достижения своих сверстников. Каждая новая выставка вызывает неподдельный интерес, положительные эмоции, желание создавать красивые и неповторимые изделия.
Сегодня значительно расширилась самостоятельность, возросла ответственность педагогов дополнительного образования детей за качество своего труда, изменились и усложнились задачи, повышены требования к их профессионализму. Это побуждает педагогов нашего учреждения к поиску новых подходов в организации образовательного процесса, прогрессивных способов обучения, к проведению инновационной деятельности.
Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества.
Работа с педагогами строится дифференцированно, с учетом уровня профессиональной компетентности, их запросов. Методическая работа с опытными, творчески работающими педагогами, имеющими высокий уровень квалификации, направлена на развитие их творческого потенциала, формирование мотивации на повышение педагогического мастерства и распространение собственного опыта. Педагоги данной группы – это опора педагогического коллектива.
Начинающие педагоги и молодые специалисты требуют усиленного внимания. Методическая работа с данной группой это - консультирование, наставничество, посещение занятий с последующим анализом.
Анализ работы вновь прибывших педагогов и молодых специалистов показывает, что они еще не на должном уровне владеют методикой проведения занятий; знанием возрастных особенностей, методами и приемами активизации познавательной деятельности обучающихся, педагогическими технологиями. Для решения этих проблем проводятся мероприятия, направленные на оказание методической помощи этой категории педагогов: индивидуальные консультации, посещение ими занятий опытных педагогов, организуется наставничество.
Заполняются листы самооценки молодого специалиста, что позволяет определить, по каким направлениям деятельности требуется помощь опытного педагога, составляется план работы наставника с молодым и вновь прибывшим педагогом. Согласно этому плану, вновь прибывшие педагоги и молодые специалисты знакомятся с особенностями работы учреждения дополнительного образования детей, с правилами внутреннего распорядка и ведения документации, им оказывается методическая помощь в составлении образовательной программы. В течение года для них проводятся индивидуальные консультации по составлению плана-конспекта занятия, ознакомлению с формами и методами проведения занятий, по составлению самоанализа занятия.
У большинства педагогов учреждения сформированы основные группы педагогических компетентностей. Значительная часть из них овладела навыками применения интерактивных форм и методов работы с обучающимися. Повысился интерес к использованию в работе метода проектов.
Проектная деятельность педагогов учреждения является одним из методов развивающего обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию креативности и логического мышления.
Темы проектов педагоги выбирают в зависимости от направления деятельности. На конечном этапе деятельности проводится презентация.
Таким образом, подытоживая вышесказанное, могу отметить, что методическая помощь, методическое сопровождение имеет позитивное влияние на такие стороны деятельности педагогов Центра как:
∙ Активизация самообразовательной деятельности;
∙ Развитие педагогических компетентностей;
∙ Стимулирование творческой активности;
∙ Рост результативности учебно-воспитательного процесса;
∙ Всестороннее развитие педагога.
Предполагается, что методическое обеспечение профессионального развития педагогов учреждения дополнительного образования будет способствовать стимулированию их субъектной позиции, росту активности и инициативности в образовательном процессе, формированию направленности на непрерывное профессиональное развитие. Движущей силой обновления учебно-воспитательного процесса и модернизации сопровождения профессионального роста педагогов были и остаются инновационные, новаторские идеи.
От правильного использования педагогами Центра современных технологий и активных форм организации занятий зависит результативность учебно-воспитательного процесса. Реализовать такие пожелания можно, только максимально приблизив занятие кружка к жизни, стимулируя детей быть не наблюдателями, а активными участниками этих процессов, взаимоотношений, которые легли в основу занятия, привлекая их к совместной деятельности в процессе познавательного поиска.
Деятельность, организованная в сотрудничестве педагога и обучающегося, взаимопонимании и гуманизме, единстве интересов к стремлениям всех участников учебно-воспитательного процесса и является целью личностного развития ребенка, которое в будущем приведет к творческому тандему познания, к удовлетворению потребностей ребенка.
В описании данного опыта работы сделана попытка отразить специфику методической работы в Центре по развитию профессионального роста педагогов, сочетающих учебно-воспитательную деятельность с элементами научно-исследовательской работы, обозначены направления, формы и методы работы.
3.Выводы
Формы взаимодействия, система методического сопровождения профессионального роста педагогов должны постоянно совершенствоваться и развиваться с учетом социального заказа общества. Именно технология сопровождения помогает педагогу осмыслить свои профессиональные затруднения, находить пути решения возникающих проблем, а впоследствии, оценить свой выбор и подвигает к оценке результатов собственной педагогической деятельности, а также способствует построению продуктивного взаимодействия и сотрудничества между педагогом и методистом, реализации индивидуального маршрута профессионального роста.
Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретая черты исследовательской деятельности. Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций.
Каждая из форм методической работы также имеет свои ограничения. В условиях развития образовательных учреждений в методической работе ведущую роль должны занять коллективные формы взаимодействия: создание проблемных групп, творческих лабораторий, проектных команд и т.п. Это обеспечит условия для взаимодействия структурных подразделений внутри методической службы. Немаловажную роль играет и развитие психологически позитивного микроклимата педагогического коллектива. На его формирование может позитивно повлиять внедрение таких неформальных форм методической работы как «педагогические гостиные», «методические посиделки», «фестиваль методических идей» и др.
Таким образом, изменения, которые происходят в сфере образования, привели к росту значения методической деятельности образовательных учреждений. Сегодня она приобрела существенные отличия от традиционной методической деятельности образовательных учреждений и характеризуется системностью, новизной содержания, технологичностью и управляемостью.
Кроме того, изменились требования к методистам, как субъектам образовательной практики. Они должны обладать высокой внутрипрофессиональной квалификацией и обеспечивать взаимосвязь педагогической науки и практики. Сегодня педагогам не нужен методист – «опекун», контролирующий каждый их шаг. Востребован методист - модератор, тьютер, способный создать условия для профессионального роста педагогов и внедрения ими новаций.
Обновление содержания методической работы, экспериментальная работа, внедрение передовых образовательных технологий, вариативных программ настоятельно требуют от методической службы адаптации к новым условиям, влекут за собой существенные перемены содержания деятельности и появление новых функций, в целом, организационного оформления новой модели методической службы.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. с изменениями и дополнениями 2015г
2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей». Утверждено Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196.
3. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И.Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – гл. «Педагогическая инноватика, педагогический мониторинг и педагогическая прогностика». – С. 431 – 588.
5.Бобровникова,Е.Р. Научнометодическое сопровождение деятельности современногоучителя/ Е.Р.Бобровникова, С.Л. Фоменко// Педагогика и психология образования взрослых. -Екатеринбург, 2014. – С.49-53.
6. Богословский, В. И. Научное сопровождение образовательного процесса: Методологические характеристики: монография/ В. И. Богословский. - Санкт-Петербург, 2000.
7. Горовая, В.И., Научно-методическое сопровождение преподавателя как фактор совершенствования образовательного процесса/ В.И.Горовая, Н.Ф. Петрова// Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 35-40
8.Голованов, В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] : учеб. пособие / В. П. Голованов. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.
9. Гребёнкина, Л. К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного образования : монография / Л. К. Гребёнкина. – 2-е изд., испр. и доп. – Рязань, 2006. – 224 с.
10. Золотарева, А. В. Преемственность в подготовке и профессиональном развитии кадров сферы дополнительного образования детей: проблемы и варианты их решения / А. В. Золотарева // Управление образованием. -2017. - № 4. - С. 81-92.
11. Ильенко, Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях / Л.П. Ильенко// – Москва: АРКТИ, 2003.
12. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы /Г.А. Бордовский, И.Б.Готская, С.П.Ильина, В.И. Снегурова . – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 31 с.
13. Соколова, Н. А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие / Н. А. Соколова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 304 с.