Методическая копилка для педагогов дополнительного образования
- Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам;
- Специфика форм дополнительных образовательных объединений;
- Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей;
- Индивидуальный план самообразования педагогов;
- Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней;
- Методические рекомендации по организации и проведению мастер – класса; автор: Костенко Ирина Савельевна, методист МУ ДО ЦДТ «Созвездие»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам за _____-____ учебного года
Таблица № 1
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | % / кол-во чел. | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, | |
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | ||||
- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | ||||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | - минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); | Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение | |
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | ||||
- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | ||||
2. Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, | |
- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); | ||||
- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) | ||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании | - минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) | наблюдение | |
- средний уровень (работает с помощью педагога) | ||||
- - максимальный уровень (работают самостоятельно) | ||||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | - начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | Наблюдение, Итоговые работы | |
- репродуктивный (выполняют задания на основе образца) | ||||
- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) | ||||
3. Обшеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) | Наблюдение, Анкетирование, | |
- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей) | ||||
- максимальный (работают самостоятельно) | ||||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдение, Опрос, | |
-средний | ||||
-максимальный | ||||
3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, | |
-средний | ||||
-максимальный | ||||
3.2. Учебно - коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога | Адкватность восприятия информации, идущей от педагога | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдения, Опрос, | |
-средний | ||||
-максимальный | ||||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи подготовленной информации | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | наблюдения | |
-средний | ||||
-максимальный | ||||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Самостоятельно готовят и убирают рабочее место | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | наблюдение | |
-средний | ||||
-максимальный | ||||
3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности | Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); | наблюдение | |
- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); | ||||
- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) | ||||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | - удовлетворительно - хорошо -отлично | Наблюдение, Итоговые работы |
Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительных образовательных программ
за __ полугодие ____-_____ учебного года
Таблица №2
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | % / кол-во чел. | Методы диагностики |
1.Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение | Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности | -терпения хватает меньше чем на ½ занятия | ||
- терпения хватает больше чем на ½ занятия | ||||
- терпения хватает на все занятие | ||||
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | - волевые усилия побуждаются извне | ||
- иногда самими детьми | ||||
- всегда самими детьми | ||||
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | - находятся постоянно под воздействием контроля извне | ||
- периодически контролируют себя сами | ||||
- постоянно контролируют себя сами | ||||
2. Ориентационные качества: 2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | - завышенная | ||
-заниженная | ||||
- нормальная | ||||
2.2. Интерес к занятиям в д/о | Осознанное участие детей в освоении образовательной программы | - интерес продиктован извне | ||
- интерес периодически поддерживается самим | ||||
- интерес постоянно поддерживается самостоятельно | ||||
3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность | Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия | - периодически провоцируют конфликты | ||
- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать | ||||
- пытаются самостоятельно уладить | ||||
3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - избегают участия в общих делах | ||
- участвуют при побуждении извне | ||||
- инициативны в общих делах |
Предварительный просмотр:
Специфика форм дополнительных образовательных объединений
Кружок
Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования.
Отличительные признаки:
1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету).
2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач.
3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.
4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.
Клуб
Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:
– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;
– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.
Отличительные признаки:
Наличие:
1. Органов детского самоуправления.
2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:
– сотрудничество воспитанников разных поколений;
– коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;
– традиции коллектива.
3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.
4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.
Возможные характеристики:
1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.
2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д.
3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.
Возможные подходы к классификации клубов
1. По приоритету вида деятельности:
а) Образовательные (клубы, в которых специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в определенной области знаний).
б) Досуговые (клубы, в которых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятельность детей).
2. По степени выраженности профиля деятельности:
а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).
б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб старшеклассников.
в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.
3. По возрастному признаку членов клуба:
а) возрастные;
б) разновозрастные.
4. По временному фактору:
а) постоянно действующие;
б) временные.
5. По степени постоянства состава:
а) Клубы с постоянным составом участников;
б) Клубы с переменным составом, изменяющимся в зависимости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.
Студия
Отличительные признаки:
1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).
2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.
3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.
4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.
5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.
6. Высокое качество творческого «продукта» детей.
Возможные характеристики:
1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.
2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).
3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет.
Возможные подходы к классификации студий:
1. По масштабу содержания обучения:
а) Однопредметные (студия эстрадного танца);
б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).
2. По структурному оформлению:
а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.
б) Студия как структурное подразделение учреждения.
Лаборатория
Отличительные признаки:
1. Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.
2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа учащихся.
3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.
4. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.
5. В составе объединения преимущественно старшие подростки.
Возможные подходы к классификации:
1. По длительности работы:
а) временные;
б) постоянные.
2. По предмету исследования:
а) тематические (предметом исследования является область знаний, тема);
б) проблемные (предмет исследования - конкретная проблема);
в) проблемно-тематические.
Мастерская
Отличительные признаки:
1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).
2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.
3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.
4. Наличие собственного помещения – мастерской.
5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).
Как правило, мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы. Первое основание (по субъекту) чаще всего имеет место в тех случаях, когда педагог разработал не имеющие аналогов подходы или технологии исполнения изделий.
Школа
Отличительные признаки:
1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы.
2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.
3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей.
4. Комплекс учебных предметов (не менее трех).
5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.
6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.
7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов.
8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе.
9. Вручение сертификата об окончании школы.
Перечисленные характеристики являются обязательными прежде всего для образовательных объединений, поскольку наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).
Подходы к классификации:
1. По степени выраженности профиля деятельности:
а) профильные (школа юного модельера, например);
б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности);
в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов; школа раннего развития).
2. По приоритету педагогических задач:
а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете образовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориентации на определенные профессии, довузовской подготовки и т.д.:
б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком определенного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации);
в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа этикета);
г) школы социальной направленности, т.е. решающие прежде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания).
3. По особенностям развития учащихся школы (по особенностям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослабленным здоровьем (например, школа коррекции осанки) и т.д.
4. По структурному оформлению (статусу):
а) школа – первичный коллектив подразделения, учреждения;
б) школа – самостоятельное структурное подразделение учреждения.
Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения сферы дополнительного образования может стать ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных или преобразовании традиционных форм детских образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:
1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.
2. Поиск необходимой формы ДОО на основе аналитических выводов об образовательных результатах и о состоянии образовательного процесса, с учетом имеющихся у педагога условий работы и возможностей («традиционное» проектирование).
Кроме того, рассматривая форму ДОО как комплексную модель образовательного процесса, как систему работы педагога с детским коллективом (возможно – авторскую педагогическую систему), есть смысл рассуждать о том, насколько форма ДОО есть результат работы педагога, показатель его профессионализма и качества педагогической деятельности.
Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.
В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.
Для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы; какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?
Группа. Понятие «группа» – универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, группа – это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения – от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначимых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, группа – это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
Итак, группа – понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.
Предварительный просмотр:
Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей
Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных в своей деятельности.
Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.
Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.
Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
По источникам и способам передачи информации:
- словесные
- наглядные
- практические
- информационно-коммуникативные
По характеру методов познавательной деятельности:
- методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
- исследовательские методы (проблемный, поисковый, эвристический)
По характеру деятельности обучающихся:
- активные
- пассивные
- творческие
В зависимости от характера дидактических задач:
- методы приобретения ЗУН
- методы повторения
- методы закрепления
- методы контроля
- методы самостоятельной работы
Три основные группы методов обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности | По логике передачи и восприятия информации | По степени самостоятельности мышления | По степени управления учебной работой |
Словесные | Индуктивные (от частного к общему) | Репродуктивные | Под руководством преподавателя |
Наглядные | Дедуктивные (от общего к частному) | Проблемно-поисковые | Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
2 группа. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности
Методы стимулирования интереса к учению | Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр | Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий | Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры | Поощрения и наказания |
3 группа. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
- наблюдение
- устный опрос
- письменный опрос
- письменная проверка знаний (контрольная работа)
- комбинированная проверка
- беседа
- анкетирование
- тестирование
Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.
Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.
Критерии выбора методов и приемов обучения.
Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи. В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
|
|
|
|
|
|
|
Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:
- беседа
- дискуссии (круглые столы, дебаты, диспуты)
- игры
- ролевые игры (деловые)
- тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
- викторины
- системы последовательных заданий
- проекты
- демонстрация
- упражнение с объяснением и исправлением ошибок
- метод многократного повторения
- «делай как я»
Предварительный просмотр:
Уважаемые педагоги!
Как известно, одним из условий успешной педагогической деятельности в эпоху информационного общества является непрерывное обновление и обогащение профессионального потенциала, другими словами, самообразование.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.
Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:
- осуществляется добровольно;
- управляется самим человеком;
- необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.
Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Уровни самообразовательной деятельности
- Адаптивный
- Проблемно-поисковый
- Инновационный
Цели самообразования педагога
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний по разным методикам.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
- Общение с высококлассными, опытными педагогами.
- Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
- Критический обзор периодической печати.
- Индивидуальный план самообразования.
Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
- совершенствовать теоретические знания участников образовательного процесса, оттачивать грани педагогического мастерства педагогов-профессионалов;
- способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
- изучить и внедрить в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- вводить и использовать в центре инновационные процессы.
Методические рекомендации нацелены на оказание помощи педагогам дополнительного образования в составлении индивидуального плана самообразования. Они определяют структуру плана, порядок и содержание работы над темой самообразования, а также форму представления результатов работы по теме.
Титульный лист
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
педагога дополнительного образования
ФИО полностью
год
Структура плана самообразования
Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
I.Подготовительный | Постановка проблемы, определение темы, ее актуальности, целей и задач, изучение психолого-педагогической, методической литературы, прогнозирование результатов | |
II. Практический (Основной) | Работа над темой по направлениям (профессиональное, психолого-педагогическое. методическое, эстетическое, ИКТ, охрана здоровья, интересы и хобби). Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы | |
III. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | |
В ходе дальнейшей педагогической деятельности | ||
IV. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
I этап
Тема самообразования:
Актуальность темы:
Цель самообразования:
Задачи самообразования:
Предполагаемые результаты:
1. Повышение качества преподавания…
2. Проведение открытых занятий …
3. Проведение мастер-классов …
4. Доклады и выступления по распространению опыта работы и организации…
5. Разработка и внедрение дидактических материалов …
6. Разработка и проведение занятий с использованием технологии …
7. Создание комплектов педагогических разработок занятий и мероприятий, педагогических статей для публикации на сайте yacdt.edusite.ru и иных образовательных порталах, сайтах, в периодических изданиях …
8. Организация работы по …
II этап
Работа над темой самообразования по направлениям
Профессиональное направление
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Изучение новых педагогических технологий, методик | Выступление на педагогических советах, заседаниях МО | ||
Участие в конкурсах педагогического мастерства | |||
Посещение открытых занятий …. | Обмен опытом | ||
Посещение мастер-классов ….. | Обмен опытом | ||
Психолого-педагогическое направление
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Изучение литературы …. | |||
Изучение и применение психологических методик на занятиях … | |||
Методическое направление
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Разработка заданий для учащихся | Комплект дидактического материала |
Эстетическое направление
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Посещение выставки ….. | |||
Посещение музея …. | |||
Исследование …. | |||
ИКТ
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Обзор в Интернете информации по ….. | |||
Изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс | |||
Дистанционное обучение | Участие в вебинаре…., онлайн-конференции ….. | ||
Охрана здоровья
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Изучение и использование на занятиях здоровьесберегающих технологий | Выступление на педагогическом совете (или методическом) | ||
Разработка пакета заданий …… | Дидактические материалы | ||
Интересы и хобби
№ п/п | Виды работ | Сроки | Выход, результат |
учебный год | |||
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
№ п/п | Показатели мониторинга, анализа и т.п. | Сроки | Форма работы | Выход, результат |
учебный год | ||||
1. | Мониторинг освоения результатов учащимися дополнительной общеразвивающей программы | Декабрь Май | Анкетирование, тестирование учащихся, педагогов и т.д. | Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы, Карта успеха и т.д. |
2. | Мониторинг по выявлению способностей учащихся | Декабрь Май | Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, практические задания и т.д. | Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы и т.д. |
3. | Аттестация учащихся (промежуточная, итоговая) | Май | Контрольные задания, тестирование, срезы знаний и т.д. | Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы, выдача свидетельств об окончании курса обучения (итоговая аттестация) |
III этап
Обобщение собственного опыта работы
Цель: подведение итогов работы над темой самообразования
№ п/п | Виды работ | Сроки | Результат |
учебный год | |||
РАЗЪЯСНЕНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ
- Тема самообразования.
Выбор темы для самообразования зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки и личного опыта. Осуществляя выбор темы для глубокого изучения, необходимо четко представлять, на достижение какого результата может быть нацелен данный выбор.
Тема должна быть актуальна, ее изучение – необходимо самому педагогу.
Все темы педагогов должны находиться в одной логике с единой методической темой МБУДО ЦДТ.
В настоящее время единая методическая тема МБУДО ЦДТ: «Методическое обеспечение образовательного процесса как условие повышения качества дополнительного образования».
В приложении 1 дается представлен список примерных тем, опираясь на который, педагоги могут определить интересную для себя самообразования.
Составлять индивидуальный план самообразования целесообразно в начале учебного года. Рассчитан он может быть на несколько лет (2-3 года).
- Актуальность выбранной темы для самообразования.
Как писалось выше, тема самообразования должна быть актуальна. В этом разделе плана необходимо обосновать ее актуальность в соответствии с современными условиями и требованиями социума.
- Цели и задачи.
Цели и задачи самообразования необходимо выделять в соответствии с выбранной темой. В приложении 2 представлены примерные цели и задачи, которые необходимо адаптировать применительно к выбранной теме самообразования.
Остальные элементы плана заполнять в соответствии с выбранной темой и спецификой работы каждого педагога. В приложениях также представлены памятки в помощь педагогам.
По итогам работы над темой самообразования составляются отчеты.
- Отчет по работе над темой самообразования за каждый учебный год (Приложение 5)
- Итоговый отчет по самообразованию (по итогам выполнения плана самообразования) (Приложение 6).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....
- Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в творческом объединении…. как средство успешной социализации личности.
- Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования технической направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
- Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ..... , как средство повышения мотивации воспитанников.
- Дифференцированный подход в рамках дополнительной образовательной программы ……. направленности.
- Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся по дополнительной образовательной программе…
- Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...
- Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественной направленности (либо другой направленности).
- Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
- Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии (художественной мастерской).
- Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...
- Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в технической мастерской через личностно-ориентированные подходы в обучении.
- Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.
- Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
- Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...
- Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...
- Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...
- Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности.
- Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель: способствовать формированию позитивного отношения учащихся…
Задачи:
планировать процесс обучения и воспитания учащихся с учетом конкретных условий социума;
творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
формировать интерес учащихся к …, организовать работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;
формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в современном мире;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, педагогами, родителями;
аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАМЯТКИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Этапы самообразования
- Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
- План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
- Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
- Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
- Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой.
Вопросник.
- Как называется тема, над которой работаете?
- Чем вызвана постановка темы?
- Когда начали работу над темой?
- Что сделано?
- Каков план работы по теме в этом году?
- Какой результат прогнозируете?
- В какой форме и где будет представлен отчёт?
- В чём испытываете трудности?
- Какая помощь и от кого нужна?
- Какой срок работы по теме?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Направления, действия и мероприятия
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное |
|
Психолого-педагогическое | 1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. 3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога … |
Методическое | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - … ; - … 2. Изучать и совершенствовать формы и методы работы с обучающимися, родителями. 3. Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм работы. 4. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую, учебную и художественную литературу. 5. Принимать участие в открытых занятиях, мастер-классах для коллег по работе, педагогов и родительской общественности. 6. Пополнять «методическую копилку» занятий, внеклассных мероприятий, учебных материалов. 7. Проводить работу с учащимися по повышению навыков…. 8. Разработать рабочую программу …, пакет дидактического материала по теме …, карты тестовых заданий, презентации … для изучения теоретических вопросов курса общеразвивающей программы … |
Эстетическое | 1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий. 2. Знакомство с материалами по истории, исследованию памятников природы, истории и культуры… |
ИКТ | 1. Обзор в Интернете информации по образовательной направленности …, психологии, педагогике, педагогическим технологиям. 2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в образовательный процесс. 3. Познакомиться с системой дистанционного обучения. |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2. Разработать пакет заданий для … 3. Использовать в работе «Карты здоровья учащихся» |
Интересы и хобби | 1. Продолжать заниматься организацией … 2. Освоить новые … 3. Продолжать принимать активное участие в … |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Отчет по работе
над темой самообразования
за ________учебный год
ФИО ___________________________________________________
Должность ______________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы:
Изучение психолого-педагогической литературы
№ п/п | Автор, название книги, статьи | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки, тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат | Отметка о выполнении |
Конспектирование отдельных тем, выписка тезисов, изучение, обновление и т.п. | Использование в работе … | ||||
Изучение методической литературы
№ п/п | Автор, название книги, статьи | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат |
Изучить, перечитать, выделить основные положения, отбирать необходимый и интересный материал, изучить опыт на сайте … | Использовать при планировании занятий, использовать при мониторинге, пополнение картотеки, методической копилки, выступление на педсовете, подобрать материал для индивидуальных консультаций с детьми | |||
Обобщение опыта работы
№ п/п | Виды работ | Сроки | Результат |
Выступление на методическом/ педагогическом совете учреждения… | |||
Посещение мастер-класса педагога….. по теме | |||
Открытое занятие педагога….по теме | |||
Проведен мастер-класс по теме…. | |||
Проведено открытое занятие… | |||
Подготовлен дидактический материал, методическое пособие, реферат……. | |||
Посещение семинаров, конференций… | |||
Участие в вебинарах, онлайн-конференциях…… | |||
Публикации по проблемам развития, воспитания, образования
Количество публикаций | Форма представления информации | |
На сайте образовательной организации и других интернет-порталах | В сборниках конференций, периодических педагогических изданиях (выходные данные) | |
Комментарии по работе над темой самообразования______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования ___________________________________________
(подпись, ФИО)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Итоговый отчет по самообразованию
ФИО ________________________________________________________________________
Должность ___________________________________________________________________
Индивидуальная тема __________________________________________________________
Срок и период работы над темой _________________________________________________
Цель, задачи самообразования по теме ____________________________________________
Деятельность по реализации темы:
Изучение психолого-педагогической литературы
№ п/п | Автор, название книги, статьи | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки, тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат | Отметка о выполнении |
учебный год | |||||
Конспектирование отдельных тем, выписка тезисов, изучение, обновление и т.п. | Использование в работе … | ||||
Изучение методической литературы
№ п/п | Автор, название книги, статьи | Сроки | Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.) | Выход, результат |
учебный год | ||||
Изучить, перечитать, выделить основные положения, отбирать необходимый и интересный материал, изучить опыт на сайте … | Использовать при планировании занятий, использовать при мониторинге, пополнение картотеки, методической копилки, выступление на педсовете, подобрать материал для индивидуальных консультаций с детьми | |||
Обобщение опыта работы
№ п/п | Виды работ | Сроки | Результат |
учебный год | |||
Выступление на методическом/ педагогическом совете учреждения… | |||
Посещение мастер-класса педагога….. по теме | |||
Открытое занятие педагога….по теме | |||
Проведен мастер-класс по теме…. | |||
Проведено открытое занятие… | |||
Подготовлен дидактический материал, методическое пособие, реферат……. | |||
Посещение семинаров, конференций… | |||
Участие в вебинарах, онлайн-конференциях…… | |||
Публикации по проблемам развития, воспитания, образования
Учебный год | Количество публикаций | Форма представления информации | |
На сайте образовательной организации и других интернет-порталах | В сборниках конференций, периодических педагогических изданиях (выходные данные) | ||
Обучение на курсах в системе повышения квалификации
№ п/п | Название курсов, № удостоверения, дата выдачи | Место проведения | Результат |
учебный год | |||
Возросло качество подготовки учащихся к конкурсам, активизировалось участие в мероприятиях, выступления на педагогических и методических советах, апробация опыта | |||
Наработанный материал
Форма представления | Тема, название |
Выступление на заседании МО, педсовете | |
Творческий отчет | |
Практикум | |
Тренинг | |
Мастер-класс | |
Открытое занятие | |
Методическое пособие | |
Комментарии по работе над темой самообразования______________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования ___________________________________________
(подпись, ФИО)
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ФОРМЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог публично представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступление (творческий отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
- участие в методическом семинаре;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытое занятие;
- методическое пособие, методическая разработка.
Наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации и проведению мастер – класса
Костенко Ирина Савельевна,
методист МУ ДО ЦДТ «Созвездие»
Мастер-класс - один из самых эффективных способов распространения педагогического опыта.
Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.
Основная цель любого мастер-класса - демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.
Во время мастер-класса происходит:
- обсуждение предлагаемого творческого продукта и поиск решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера;
- демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников мастер - класса;
- создание условий для самостоятельного построения новых знаний с помощью всех участников мастер - класса.
Мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у мастера. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать участникам опыт, мастерство, будь то прием, метод, способ деятельности, методика или технология, с комментированным показом приемов работы. Побывав у мастера на мастер - классе, каждый участник сможет среди своего окружения (для дошкольников, для одноклассников, для родителей, коллег и т.п.) передать продуктивные способы новой творческой работы или краткосрочного проекта. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).
Ведущий мастер - класса готовится поделиться опытом и технологией изготовления поделок, составления маршрутов, собственных произведений, разработки игр и т.д. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.
Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной или групповой работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.
Системообразующим элементом мастер - класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное вопросное состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум участника, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
При формулировании темы мастер-класса необходимо обратить внимание на то, что в названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов и она должна звучать просто и понятно.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
1. Выделение проблемы. Краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.
2. Актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Постановка цели и задач мастер-класса.
3. Объединение в группы для решения проблемы.
4. Работа с материалом, изготовление продуктов. Отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. Мастер демонстрирует образцы, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально. Оформление готовых работ.
5. Представление результатов работы. Просмотр и обсуждение выполненных работ.
6. Обсуждение и корректировка результатов работы ответы на вопросы участников мастер-класса. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.
Каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое.
Типичные ошибки при проведении мастер-класса, которые может допустить педагог-мастер:
- отсутствие комментария к демонстрируемому приёму;
- нарушение временных рамок;
- увлечение методикой частного предмета;
- излишняя теоризированность;
- отсутствие анализа работ, выполненных участниками.
Литература
- Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
- Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.