Методическая копилка для педагогов дополнительного образования

  • Мониторинг результатов обучения  детей по дополнительным образовательным программам;
  • Специфика форм дополнительных образовательных объединений;
  • Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей;
  • Индивидуальный план самообразования педагогов;
  • Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней;
  • Методические рекомендации по организации и проведению мастер – класса; автор: Костенко Ирина Савельевна, методист МУ ДО ЦДТ «Созвездие»

  •  



 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг результатов обучения  детей по дополнительным образовательным программам за  _____-____ учебного года

                                                                                                                                                       Таблица № 1

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во

 чел.

Методы диагностики

1.Теоретическая подготовка детей:

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний);

Собеседование,

Соревнования,

Тестирование,

Анкетирование,

Наблюдение,

Итоговая работа,

- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования

- минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины);

Собеседование,

Тестирование,

Опрос,

Анкетирование,

наблюдение

- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

2. Практическая подготовка детей:

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

 минимальный уровень (овладели менее чем ½  предусмотренных умений и навыков);

Наблюдения,

Соревнования,

Итоговые работы,

- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками,  предусмотренными программой)

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании

- минимальный уровень (испытывают  серьезные затруднения при работе с оборудованием)

наблюдение

- средний уровень (работает с помощью педагога)

 - - максимальный уровень (работают самостоятельно)

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

- начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания)

Наблюдение,

Итоговые работы

- репродуктивный (выполняют задания на основе образца)

- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества)

3. Обшеучебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

 минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога)

Наблюдение,

Анкетирование,

- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей)

- максимальный (работают самостоятельно)

3.1.2.  Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдение,

Опрос,

-средний

-максимальный

3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдение,

Беседа,

Инд. Работа,

-средний

-максимальный

3.2. Учебно -

коммуникативные умения: 

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

Адкватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

Наблюдения,

Опрос,

-средний

-максимальный

3.2.2. Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи подготовленной информации

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдения

-средний

-максимальный

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

Самостоятельно готовят и убирают рабочее место

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный

наблюдение

-средний

-максимальный

3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности

Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям

- минимальный уровень (овладели менее чем ½  объема навыков соблюдения ТБ);

наблюдение

- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков)

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

- удовлетворительно

- хорошо

-отлично

Наблюдение,

Итоговые работы

Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительных образовательных программ

за __ полугодие ____-_____ учебного года

                                                                                                                                                                                                                                         Таблица №2

Показатели  (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

% / кол-во

 чел.

Методы диагностики

1.Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности

-терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

1.2. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия побуждаются извне

- иногда самими детьми

- всегда самими детьми

1.3. Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

- находятся постоянно под воздействием контроля извне

- периодически контролируют себя сами

- постоянно контролируют себя сами

2. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

- завышенная

-заниженная

- нормальная

2.2. Интерес к занятиям в д/о

Осознанное участие детей в освоении образовательной программы

- интерес продиктован извне

- интерес периодически поддерживается самим

- интерес постоянно поддерживается самостоятельно

3. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность

Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

- периодически провоцируют конфликты

- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать

- пытаются самостоятельно уладить

3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о)

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- избегают участия в общих делах

- участвуют при побуждении извне

- инициативны в общих делах



Предварительный просмотр:

Специфика форм дополнительных образовательных объединений

Кружок

Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования.

Отличительные признаки:

1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету).

2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач.

3 . Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом.

4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Клуб

Клубом называют объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи:

– организация досуга детей: развитие коммуникативных умений;

– развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников.

Отличительные признаки:

Наличие:

1. Органов детского самоуправления.

2. Творческих взаимосвязей в коллективе клуба:

– сотрудничество воспитанников разных поколений;

– коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба;

– традиции коллектива.

3. Символов и атрибутов: творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.

4. Устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения.

Возможные характеристики:

1. «Ступени роста» членов клуба: система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям. К примеру: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр.

2. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д.

3. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Возможные подходы к классификации клубов

1. По приоритету вида деятельности:

а) Образовательные (клубы, в которых специально организован образовательный процесс для овладения детьми знаниями, умениями и навыками в определенной области знаний).

б) Досуговые (клубы, в которых преобладает свободное общение, совместное проведение досуга, хотя может иметь место познавательная деятельность детей).

2. По степени выраженности профиля деятельности:

а) Профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.).

б) Клубы с неопределенным профилем деятельности. К примеру, клуб старшеклассников.

в) Многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Барыня» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность.

3. По возрастному признаку членов клуба:

а) возрастные;

б) разновозрастные.

4. По временному фактору:

а) постоянно действующие;

б) временные.

5. По степени постоянства состава:

а) Клубы с постоянным составом участников;

б) Клубы с переменным составом, изменяющимся в зависимости от конкретного дела, проблемы, вида деятельности.

Студия

Отличительные признаки:

1. Профиль деятельности (содержание) имеет принадлежность к определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.).

2. Основной целью деятельности является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие.

3. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные, сопряженные с ним.

4. Сочетание экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом.

5. Система деятельности по демонстрации детских практических достижений.

6. Высокое качество творческого «продукта» детей.

Возможные характеристики:

1. Специальные условия набора в студию с предварительным выявлением задатков и склонностей детей.

2. Ступени обучения, завершенные по содержанию и времени (подготовительные группы, младшие, старшие группы).

3. Общественный орган студии по оценке качества творческих достижений: к примеру, художественный совет.

Возможные подходы к классификации студий:

1. По масштабу содержания обучения:

а) Однопредметные (студия эстрадного танца);

б) Полипредметные (комплекс смежных предметов, к примеру, музыкально-хоровая студия).

2. По структурному оформлению:

а) Студия как первичный коллектив в составе какого-либо подразделения, учреждения.

б) Студия как структурное подразделение учреждения.

Лаборатория

Отличительные признаки:

1. Основная цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков.

2. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа учащихся.

3. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер.

4. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования.

5. В составе объединения преимущественно старшие подростки.

Возможные подходы к классификации:

1.      По длительности работы:

а) временные;

б) постоянные.

2. По предмету исследования:

а) тематические (предметом исследования является область знаний, тема);

б) проблемные (предмет исследования - конкретная проблема);

в) проблемно-тематические.

Мастерская

Отличительные признаки:

1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчества (к прикладной деятельности) или искусства (к примеру, мастерская хореографии).

2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении.

3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: овладение детьми специальными технологиями.

4. Наличие собственного помещения – мастерской.

5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.).

Как правило, мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы. Первое основание (по субъекту) чаще всего имеет место в тех случаях, когда педагог разработал не имеющие аналогов подходы или технологии исполнения изделий.

Школа

Отличительные признаки:

1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы.

2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач.

3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей.

4. Комплекс учебных предметов (не менее трех).

5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом.

6. Ступенчато-преемственный характер обучения: наличие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения.

7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов.

8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе.

9. Вручение сертификата об окончании школы.

Перечисленные характеристики являются обязательными прежде всего для образовательных объединений, поскольку наименование «школа» нередко используется в досуговых, узкопрофильных, а также во временных творческих детских объединениях, где имеет место либо познавательная деятельность детей (школа творческой ориентации), либо процесс формирования и отработки конкретных умений и навыков (школа выживания).

 

Подходы к классификации:

1. По степени выраженности профиля деятельности:

а) профильные (школа юного модельера, например);

б) не профильные: не имеющие четко обозначенного профиля, учебного предмета, направления деятельности (школа нравственности);

в) многопрофильные (к примеру, школа «Творчество» с преподаванием нескольких, не связанных между собой тематически предметов; школа раннего развития).

2. По приоритету педагогических задач:

а) школы образовательные, т.е. решающие в приоритете образовательные задачи: профессиональной и допрофессиональной подготовки, ориентации на определенные профессии, довузовской подготовки и т.д.:

б) школы общей ориентации на различные виды творческой деятельности, где главным результатом работы педагогов является выбор ребенком определенного занятия (самый распространенный пример – школы творческой ориентации);

в) школы воспитывающего характера, т.е. решающие в приоритете собственно воспитательные задачи (школа этикета);

г) школы социальной направленности, т.е. решающие прежде всего задачи социальной адаптации, социальной защиты и реабилитации (к примеру, школа мужества, школа выживания).

3. По особенностям развития учащихся школы (по особенностям контингента): возможны школы для одаренных детей, школы для детей с ослабленным здоровьем (например, школа коррекции осанки) и т.д.

4. По структурному оформлению (статусу):

а) школа – первичный коллектив подразделения, учреждения;

б) школа – самостоятельное структурное подразделение учреждения.

 

Обозначенный подход к представлению и пониманию детского объединения сферы дополнительного образования может стать ориентиром педагогического поиска в моделировании образовательного процесса, в проектировании инновационных или преобразовании традиционных форм детских образовательных объединений. В данном процессе видится, как минимум, два варианта:

1. Проектирование от «формы», т.е. от замысла преобразовать детский коллектив в иную содержательно-структурную модель. В этом случае прогнозирование результатов, отбор содержания и педагогических технологий будут осуществляться в соответствии требованиям, предъявляемым формой.

2. Поиск необходимой формы ДОО на основе аналитических выводов об образовательных результатах и о состоянии образовательного процесса, с учетом имеющихся у педагога условий работы и возможностей («традиционное» проектирование).

Кроме того, рассматривая форму ДОО как комплексную модель образовательного процесса, как систему работы педагога с детским коллективом (возможно – авторскую педагогическую систему), есть смысл рассуждать о том, насколько форма ДОО есть результат работы педагога, показатель его профессионализма и качества педагогической деятельности.

Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

В Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей предлагаются следующие формы детских объединений по интересам – клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др. Каждая из них имеет свои специфические, отличительные признаки, но полное описание их практически неосуществимо, так как реальная жизнь постоянно вносит свои коррективы в содержание образовательного процесса.

Для повышения эффективности управления функционированием и развитием учреждения важно ответить на вопросы; какие формы объединений сложились и действительно ли они соответствуют своему названию (идеальному образцу)? Существует ли между ними преемственность в структурной организации образовательной среды учреждения? Соответствуют ли они содержанию и результатам педагогического процесса?

 

Группа. Понятие «группа» – универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, группа – это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педагога, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).

Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения – от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначимых партнеров (но и обратно!).

Следовательно, с другой стороны, группа – это неформальное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.

Итак, группа – понятие, объединяющее множество разных форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.  



Предварительный просмотр:

Современные методы и приемы в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование, несомненно,  благотворная почва для развития интерактивного обучения. Так же современному педагогу необходимо ориентироваться во всем многообразии методов и приемов с целью выбора наиболее эффективных  в своей деятельности.  

Несколько слов о теоретической составляющей рассматриваемого вопроса. Определим понятия.

 Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методический прием – составная часть или отдельная сторона метода.

Пример: самостоятельная работа - может быть методом, а может выступать как прием в составе другого метода.

 Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
 Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.

По источникам и способам передачи информации:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • информационно-коммуникативные

 По характеру методов познавательной деятельности:

  • методы готовых знаний (словесно-догматический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный)
  • исследовательские  методы (проблемный, поисковый, эвристический)

По характеру деятельности обучающихся:

  • активные
  • пассивные
  • творческие

В зависимости от характера дидактических задач:

  • методы приобретения ЗУН
  • методы повторения
  • методы закрепления
  • методы контроля
  • методы самостоятельной работы

  Три основные группы методов обучения:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

1 группа.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

По логике передачи и восприятия информации

По степени самостоятельности мышления

По степени управления учебной работой

Словесные

Индуктивные

(от частного к общему)

Репродуктивные

Под руководством преподавателя

Наглядные

Дедуктивные

(от общего к частному)

Проблемно-поисковые

Самостоятельная работа обучаемых

Практические

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3f2574ea12/574310_1.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3f2574ea12/574310_1.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/27/s_58b3f2574ea12/574310_1.png

2 группа.  Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

Методы стимулирования интереса к учению

Методы стимулирования ответственности и долга

Познавательных игр

Убеждения в значимости учения

Учебных дискуссий

Предъявления требований

Создание эмоционально-нравственных ситуаций

Организационно-деятельностные игры

Поощрения и наказания

 3 группа.  Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

  • наблюдение
  • устный опрос
  • письменный опрос
  • письменная проверка знаний (контрольная работа)
  • комбинированная проверка
  • беседа
  • анкетирование
  • тестирование

  Каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения, воспитания или развития.

Педагогический прием - это кратчайшая временная единица образовательного процесса. Его структура едина со структурой педагогического метода и является частью педагогического процесса. Педагогический прием - это, как правило, инструмент достижения промежуточной педагогической цели на пути к целям воспитания и обучения. Вместе с тем, прием может выполнять независимую, самостоятельную функцию в педагогическом процессе.

Критерии выбора методов и приемов обучения.

Важной и неотъемлемой частью деятельности педагога является процесс выбора оптимального сочетания методов обучения.

Большинство из исследователей проблемы методов обучения   приходит к выводу о том, что поскольку понятие "метод" многоаспектное, многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться преподавателем. В любом акте учебной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимно проникают друг в друга, характеризуя с разных сторон то же взаимодействие педагогов и обучаемых. И если мы говорим о применении в данным момент какого-то определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.   В дидактике установлена следующая закономерность. Чем в большем числе аспектов был обоснован преподавателем выбор методов обучения (логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • Соответствие методов принципам обучения.
  • Соответствие целям и задачам обучения.
  • Соответствие содержанию данной темы.
  • Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития).
  • Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения.
  • Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения.
  • Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости,  педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями.

Методы и приемы, активно используемые педагогами дополнительного образования:

  • беседа
  • дискуссии (круглые столы,   дебаты,   диспуты)
  • игры
  • ролевые игры (деловые)
  • тренинги (системы упражнений на взаимодействие в группе)
  • викторины  
  • системы последовательных заданий  
  • проекты
  • демонстрация
  • упражнение с объяснением и исправлением ошибок
  • метод многократного повторения
  • «делай как я»

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые педагоги!

Как известно, одним из условий успешной педагогической деятельности в эпоху информационного общества является непрерывное обновление и обогащение профессионального потенциала, другими словами, самообразование.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.

 Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • управляется самим человеком;
  • необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Уровни самообразовательной деятельности

  • Адаптивный
  • Проблемно-поисковый
  • Инновационный

Цели самообразования педагога

  • Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
  • Углубление знаний по разным методикам.
  • Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
  • Повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования

  • Общение с высококлассными, опытными педагогами.
  • Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
  • Критический обзор периодической печати.
  • Индивидуальный план самообразования.

Цель работы над темой самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • совершенствовать теоретические знания участников образовательного процесса, оттачивать грани педагогического мастерства педагогов-профессионалов;
  • способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучить и внедрить в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • вводить и использовать в центре инновационные процессы.

Методические рекомендации нацелены на оказание помощи педагогам дополнительного образования в составлении индивидуального плана самообразования. Они определяют структуру плана, порядок и содержание работы над темой самообразования, а также форму представления результатов работы по теме.

Титульный лист

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

педагога дополнительного образования

ФИО полностью

год

Структура плана самообразования

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

I.Подготовительный

Постановка проблемы, определение темы, ее актуальности, целей и задач, изучение психолого-педагогической, методической литературы, прогнозирование результатов

II. Практический (Основной)

Работа над темой по направлениям (профессиональное, психолого-педагогическое. методическое, эстетическое, ИКТ, охрана здоровья, интересы и хобби). Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы

III. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

IV. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

I этап

Тема самообразования: 

Актуальность темы: 

Цель самообразования: 

Задачи самообразования: 

Предполагаемые результаты:

1. Повышение качества преподавания…

2. Проведение открытых занятий …

3. Проведение мастер-классов …

4. Доклады и выступления по распространению опыта работы и организации…

5. Разработка и внедрение дидактических материалов …

6. Разработка и проведение занятий с использованием технологии …

7. Создание комплектов педагогических разработок занятий и мероприятий, педагогических статей для публикации на сайте yacdt.edusite.ru и иных образовательных порталах, сайтах, в периодических изданиях …

8. Организация работы по …

II этап

Работа над темой самообразования по направлениям

Профессиональное направление

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Изучение новых педагогических технологий, методик

Выступление на педагогических советах, заседаниях МО

Участие в конкурсах педагогического мастерства

Посещение открытых занятий ….

Обмен опытом

Посещение мастер-классов …..

Обмен опытом

Психолого-педагогическое направление

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Изучение литературы ….

Изучение и применение психологических методик на занятиях …

Методическое направление

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Разработка заданий для учащихся

Комплект дидактического материала

Эстетическое направление

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Посещение выставки …..

Посещение музея ….

Исследование ….

ИКТ

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Обзор в Интернете информации по …..

Изучение и внедрение ИКТ в образовательный процесс

Дистанционное обучение

Участие в вебинаре…., онлайн-конференции …..

Охрана здоровья

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Изучение и использование на занятиях здоровьесберегающих технологий

Выступление на педагогическом совете (или методическом)

Разработка пакета заданий ……

Дидактические материалы

Интересы и хобби

п/п

Виды работ

Сроки

Выход, результат

учебный год

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

п/п

Показатели мониторинга, анализа и т.п.

Сроки

Форма работы

Выход, результат

учебный год

1.

Мониторинг освоения результатов учащимися дополнительной общеразвивающей программы

Декабрь

Май

Анкетирование, тестирование учащихся, педагогов и т.д.

Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы, Карта успеха и т.д.

2.

Мониторинг по выявлению способностей учащихся

Декабрь

Май

Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы, практические задания и т.д.

Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы и т.д.

3.

Аттестация учащихся (промежуточная, итоговая)

Май

Контрольные задания, тестирование, срезы знаний и т.д.

Учет во время работы с группой, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, беседы, выдача свидетельств об окончании курса обучения (итоговая аттестация)

III этап

Обобщение собственного опыта работы

Цель: подведение итогов работы над темой самообразования

п/п

Виды работ

Сроки

Результат

учебный год

РАЗЪЯСНЕНИЯ К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА САМООБРАЗОВАНИЯ

  1. Тема самообразования.

Выбор темы для самообразования зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки и личного опыта. Осуществляя выбор темы для глубокого изучения, необходимо четко представлять, на достижение какого результата может быть нацелен данный выбор.

Тема должна быть актуальна, ее изучение – необходимо самому педагогу.

Все темы педагогов должны находиться в одной логике с единой методической темой МБУДО ЦДТ.

В настоящее время единая методическая тема МБУДО ЦДТ: «Методическое обеспечение образовательного процесса как условие повышения качества дополнительного образования».

В приложении 1 дается представлен список примерных тем, опираясь на который, педагоги могут определить интересную для себя самообразования.

Составлять индивидуальный план самообразования целесообразно в начале учебного года. Рассчитан он может быть на несколько лет (2-3 года).

  1. Актуальность выбранной темы для самообразования.

Как писалось выше, тема самообразования должна быть актуальна. В этом разделе плана необходимо обосновать ее актуальность в соответствии с современными условиями и требованиями социума.

  1. Цели и задачи.

Цели и задачи самообразования необходимо выделять в соответствии с выбранной темой. В приложении 2 представлены примерные цели и задачи, которые необходимо адаптировать применительно к выбранной теме самообразования.

Остальные элементы плана заполнять в соответствии с выбранной темой и спецификой работы каждого педагога. В приложениях также представлены памятки в помощь педагогам.

По итогам работы над темой самообразования составляются отчеты.

- Отчет по работе над темой самообразования за каждый учебный год (Приложение 5)

- Итоговый отчет по самообразованию (по итогам выполнения плана самообразования) (Приложение 6).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе.....        
  2. Развитие коммуникативных навыков воспитанников на занятиях в творческом объединении…. как средство успешной социализации личности.
  3. Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования технической направленности (либо другой направленности) посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
  4. Информационные технологии в изучении дополнительной образовательной программы ..... , как средство повышения мотивации  воспитанников.
  5. Дифференцированный подход в рамках дополнительной образовательной программы ……. направленности.
  1. Использование игровых технологий с целью повышения мотивации обучающихся  по дополнительной образовательной программе…
  2. Информационно-коммуникационные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе...
  3. Личностно-ориентированные технологии на занятиях по дополнительной образовательной программе художественной направленности (либо другой направленности).
  4. Создание условий для развития физически одаренных учащихся через использование личностно-ориентированных подходов в дополнительном образовании.
  5. Использование личностно-ориентированного подхода для повышения мотивации и развития творческих способностей воспитанников изостудии (художественной мастерской).
  6. Эффективные технологии, методы и приёмы осуществления личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе по дополнительной образовательной программе...
  7. Создание условий для развития технического мышления обучающихся на занятиях в технической мастерской через личностно-ориентированные подходы в обучении.
  8. Дифференцированное обучение на занятиях в радиотехнической (авиамодельной, судомодельной...) мастерской как один из способов развития интеллектуальных способностей воспитанников среднего и старшего возраста.
  9. Повышение качества и эффективности учебных занятий по дополнительной образовательной программе... посредством современных педагогических технологий (методов, методик).
  10.  Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников в рамках дополнительной образовательной программы...
  11. Нестандартные формы проведения учебных занятий в программе дополнительного образования...
  12. Использование метода проблемного обучения для повышения эффективности учебного процесса по дополнительной образовательной программе...
  13. Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной образовательной программы художественной направленности.
  14. Создание условий для развития одаренных детей через вовлечение в проектную деятельность.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМООБРАЗОВАНИЯ

Цель: способствовать формированию позитивного отношения учащихся…

Задачи: 

 планировать процесс обучения и воспитания учащихся с учетом конкретных условий социума;

 творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных образовательных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

 формировать интерес учащихся к …, организовать работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

 выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;

 формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в современном мире;

 устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, педагогами, родителями;

 аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.  

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПАМЯТКИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Этапы самообразования

  1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Работа над индивидуальной методической, психологической, педагогической темой.

Вопросник.

  1. Как называется тема, над которой работаете?
  2. Чем вызвана постановка темы?
  3. Когда начали работу над темой?
  4. Что сделано?
  5. Каков план работы по теме в этом году?
  6. Какой результат прогнозируете?
  7. В какой форме и где будет представлен отчёт?
  8. В чём испытываете трудности?
  9. Какая помощь и от кого  нужна?
  10. Какой срок работы по теме?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Направления, действия и мероприятия

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

  1. Знакомиться на постоянной основе с современными исследованиями, авторскими программами, методическими рекомендациями и разработками в области преподавания …, организации … работы.
  2. Изучать новые педагогические технологии, методику развивающего обучения.
  3. Повышать своевременно квалификацию через систему самообразования, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации.
  4. Принимать участие в конкурсах педагогического мастерства различных уровней.
  5. Участвовать во взаимопосещении занятий коллег, обмениваться опытом на заседаниях методического совета.
  6. Интересоваться систематически событиями современной экономической, политической и культурной жизни страны.
  7. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
  8. Продолжить работу по организации…
  9. Продолжить сбор и анализ результатов достижений учащихся.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога …

Методическое

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

- … ;

- …

2. Изучать и совершенствовать формы и методы работы с обучающимися, родителями.

3. Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм работы.

4. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую, учебную и художественную литературу.

5. Принимать участие в открытых занятиях, мастер-классах для коллег по работе, педагогов и родительской общественности.

6. Пополнять «методическую копилку» занятий, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

7. Проводить работу с учащимися по повышению навыков….

8. Разработать рабочую программу …, пакет дидактического материала по теме …, карты тестовых заданий, презентации … для изучения теоретических вопросов курса общеразвивающей программы …

Эстетическое

1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Знакомство с материалами по истории, исследованию памятников природы, истории и культуры…

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по образовательной направленности …, психологии, педагогике, педагогическим технологиям.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в образовательный процесс.

3. Познакомиться с системой дистанционного обучения.

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Разработать пакет заданий для …

3. Использовать в работе «Карты здоровья учащихся»

Интересы и хобби

1. Продолжать заниматься организацией …

2. Освоить новые …

3. Продолжать принимать активное участие в …

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Отчет по работе

над темой самообразования

за ________учебный год

ФИО ___________________________________________________

Должность ______________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Год работы над темой _____________________________________

Деятельность по реализации темы:

Изучение психолого-педагогической литературы

п/п

Автор, название книги, статьи

Сроки

Форма работы (конспектирование, изучение выписки, тезисов, ксерокопирование и др.)

Выход, результат

Отметка о выполнении

Конспектирование отдельных тем, выписка тезисов, изучение, обновление и т.п.

Использование в работе …

Изучение методической литературы

п/п

Автор, название книги, статьи

Сроки

Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.)

Выход, результат

Изучить, перечитать, выделить основные положения, отбирать необходимый и интересный материал, изучить опыт на сайте …

Использовать при планировании занятий, использовать при мониторинге, пополнение картотеки, методической копилки, выступление на педсовете, подобрать материал для индивидуальных консультаций с детьми

Обобщение опыта работы

п/п

Виды работ

Сроки

Результат

Выступление на методическом/ педагогическом совете учреждения…

Посещение мастер-класса педагога….. по теме

Открытое занятие педагога….по теме

Проведен мастер-класс по теме….

Проведено открытое занятие…

Подготовлен дидактический материал, методическое пособие, реферат…….

Посещение семинаров, конференций…

Участие в вебинарах, онлайн-конференциях……

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Количество публикаций

Форма представления информации

На сайте образовательной организации и других интернет-порталах

В сборниках конференций, периодических                  педагогических изданиях (выходные данные)

Комментарии по работе над темой самообразования______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования ___________________________________________

                                                                                            (подпись, ФИО)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Итоговый отчет по самообразованию

ФИО ________________________________________________________________________

Должность ___________________________________________________________________

Индивидуальная тема __________________________________________________________

Срок и период работы над темой _________________________________________________

Цель, задачи самообразования по теме ____________________________________________

Деятельность по реализации темы:

Изучение психолого-педагогической литературы

п/п

Автор, название книги, статьи

Сроки

Форма работы (конспектирование, изучение выписки, тезисов, ксерокопирование и др.)

Выход, результат

Отметка о выполнении

учебный год

Конспектирование отдельных тем, выписка тезисов, изучение, обновление и т.п.

Использование в работе …

Изучение методической литературы

п/п

Автор, название книги, статьи

Сроки

Форма работы (конспектирование, изучение выписки тезисов, ксерокопирование и др.)

Выход, результат

учебный год

Изучить, перечитать, выделить основные положения, отбирать необходимый и интересный материал, изучить опыт на сайте …

Использовать при планировании занятий, использовать при мониторинге, пополнение картотеки, методической копилки, выступление на педсовете, подобрать материал для индивидуальных консультаций с детьми

Обобщение опыта работы

п/п

Виды работ

Сроки

Результат

учебный год

Выступление на методическом/ педагогическом совете учреждения…

Посещение мастер-класса педагога….. по теме

Открытое занятие педагога….по теме

Проведен мастер-класс по теме….

Проведено открытое занятие…

Подготовлен дидактический материал, методическое пособие, реферат…….

Посещение семинаров, конференций…

Участие в вебинарах, онлайн-конференциях……

Публикации по проблемам развития, воспитания, образования

Учебный год

Количество публикаций

Форма представления информации

На сайте образовательной организации и других интернет-порталах

В сборниках конференций, периодических                  педагогических изданиях (выходные данные)

Обучение на курсах в системе повышения квалификации

п/п

Название курсов, № удостоверения, дата выдачи

Место проведения

Результат

учебный год

Возросло качество подготовки учащихся к конкурсам, активизировалось участие в мероприятиях, выступления на педагогических и методических советах, апробация опыта

Наработанный материал

Форма представления

Тема, название

Выступление на заседании МО, педсовете

Творческий отчет

Практикум

Тренинг

Мастер-класс

Открытое занятие

Методическое пособие

Комментарии по работе над темой самообразования______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог дополнительного образования ___________________________________________

                                                                                            (подпись, ФИО)

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ФОРМЫ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

  • доклада,
  • реферата,
  • статьи в журнале,
  • программы,
  • дидактического материала,
  • методического пособия,
  • научно-методической разработки.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог публично представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

  • выступление (творческий отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
  • участие в методическом семинаре;
  • практикум;
  • тренинг;
  • мастер - класс;
  • открытое занятие;
  • методическое пособие, методическая разработка.

Наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней

     Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.

    Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.

Методическая разработка может представлять собой:

- Разработку конкретного занятия

- Разработку серии занятий

- Разработку темы программы

- Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета

- Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания

- Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема  должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке

1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т.д.)

Общая структура

1.Аннотация.

2.Содержание.

3.Введение.

4.Основная часть.

5.Заключение.

6.Список использованных источников.

7.Приложения.

     В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

     Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Структура методической разработки занятия

В основной части методической разработки занятия можно выделить следующие разделы:

- Обоснование выбора темы занятия

- Методические рекомендации по проведению занятия

- План занятия (с технологической картой)

- Дидактический материал к занятию (в виде приложений)

- Список литературы (источников) для учащихся

- Список литературы для педагога

Рекомендуемый план занятия

1.Тема программы

2.Тема занятия

3.Тип занятия

Тип занятия определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения:

- Занятие изучения нового учебного материала

- Занятие совершенствование знаний, умений, навыков

- Занятие обобщения и систематизации знаний

- Занятие контроля знаний, умений и навыков

- Комбинированный

4.Вид занятия.

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии:

- Лекция

- Беседа

- Самостоятельная работа

- Практическая работа

- Конференция

- Семинар

- Зачет

- Деловая игра

- Экскурсия

- Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых  по времени)

5. Цель методическая.

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

8. Материально-техническое обеспечение занятия.

Рекомендуемая технологическая карта занятия

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура занятия

Признаки решения дидактических задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы обучения

Средства обучения

Способы организации деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация  и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2.Формирование новых понятий и способов действий.

3.Применение понятий и способов действий.

4.Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1.Информационно-рецептивный.

2.Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Методы  и методические приемы обучения

Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Многообразие методов:

- Аналитический

- Дедуктивный

- Диалектический

- Индуктивный

- Интуитивный

- Научный

- Обобщенный

- Экспериментальный

Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии http:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод

Часть методов предлагаем обсудить с коллегами:

Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.

Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.

Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.

Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.

Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов

Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.

Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся), пропуская без внимания остальные.

Контрольный метод.

Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.

Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого)

Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.

Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение  задач обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.

Например, в методе организации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других  -  как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется педагогом в ходе практической работы, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами.

Классификация  методов обучения

Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:

словесные

наглядные

практические

М.А. Данилов и Б.П. Есипов представляют классификацию по дидактическим целям:

методы приобретения новых знаний

методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике

методы проверки и оценки знаний, умений, навыков

Организационная классификация Ю.К. Бабанского

методы организации учебно-познавательной деятельности

методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую ) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):

объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)

репродуктивный

проблемное изложение материала

частично-поисковый (эвристический)

исследовательский

Кроме  этого, выделяют методы обучения:

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный

по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному), традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Средства обучения

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т.д.)

электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)

аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.)

наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)

демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)

учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)

тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)

учебная техника (автомобили, тракторы и т.д.)

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т.п.)

печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т.п.)

проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Способы  организации  деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л.Л.)

1.Фронтальный

2.Индивидуальный

3.Парный

4.Коллективный

Источник: Гирба Е.Ю., Светолобова С.Б., Полковникова О.С., Хохлова Ю.Г. «Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя», учебно-методическое пособие, УЦ «Перспектива», г. Москва, 2013г.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по организации и проведению мастер – класса

Костенко Ирина Савельевна,

методист МУ ДО ЦДТ «Созвездие»

Мастер-класс - один из самых эффективных способов распространения педагогического опыта.

Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

Основная цель любого мастер-класса - демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.

Во время мастер-класса происходит:

- обсуждение предлагаемого творческого продукта и поиск решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера;

- демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников мастер - класса;

- создание условий для самостоятельного построения новых знаний с помощью всех участников мастер - класса.

Мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества у мастера. Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил.  Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать участникам опыт, мастерство, будь то прием, метод, способ деятельности, методика или технология, с комментированным показом приемов работы. Побывав у мастера на мастер - классе, каждый участник сможет среди своего окружения (для дошкольников, для одноклассников, для родителей, коллег и т.п.) передать продуктивные способы новой творческой работы или краткосрочного проекта. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

Ведущий мастер - класса готовится поделиться опытом и технологией изготовления поделок, составления маршрутов, собственных произведений, разработки игр и т.д. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной или групповой работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

Системообразующим элементом мастер - класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное вопросное состояние участника, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум участника, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.

При формулировании темы мастер-класса необходимо обратить внимание на то, что в названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов и она должна звучать просто и понятно.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса:

1.        Выделение проблемы. Краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна  авторского подхода, результативность) в рамках программы.

2.        Актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Постановка цели и задач мастер-класса.

3.        Объединение в группы для решения проблемы.

4.        Работа с материалом, изготовление продуктов. Отработка полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. Мастер демонстрирует образцы, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально. Оформление готовых работ.

5.        Представление результатов работы. Просмотр и обсуждение выполненных работ.

6.        Обсуждение и корректировка результатов работы ответы на вопросы участников мастер-класса. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.

Каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое.

Типичные ошибки при проведении мастер-класса, которые может допустить педагог-мастер:

- отсутствие комментария к демонстрируемому приёму;

- нарушение временных рамок;

- увлечение методикой частного предмета;

- излишняя теоризированность;

- отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

Литература

  1. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
  2. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
  3. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.