Распространение ППО
Трансляция педагогичекого опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sertifikat_defekt.pdf | 1.09 МБ |
sertifikat.pdf | 850.91 КБ |
publikatsiya.pdf | 2.41 МБ |
img_20200403_0001.pdf | 1.51 МБ |
nod_diplom.pdf | 2.89 МБ |
obobshchenie_opyta.docx | 27.95 КБ |
plan_po_ppo_ovchinnikova_o.v.docx | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Опыт работы по теме
«»Развитие речи детей посредством театральной деятельности»
Воспитатель: Овчинникова Ольга Владимировна
г.Советский
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гёте
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.Выготский писал: « Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флёрина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».
Актуальность
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развивающей работы с детьми дошкольного возраста и профилактику речевых нарушений у детей. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.
Проблема.
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.
Цель: Развить речь детей посредством театральной деятельности учитывая возрастные особенности ,при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
-Обогащать словарь детей, активизировать его;
-Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
-Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народа.
-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Ожидаемые результаты:
Дети.
Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
Родители.
Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.
Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Опыт работы по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» реализовывался в МАДОУ д/сад «Дюймовочка» в старшей и подготовительной группе по двум направлениям: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с родителями.
Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1этап-подготовительный.
На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу дошкольного образовательного учреждения, методический материал, предметно – развивающую среду группы. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок по развитию речи детей и мало информации и наглядного материала для работы с родителями.
Поэтому провела обследование состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей. Уровень я речевого развития оказался не очень высоким.
Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды.
Проанализировав анкетирование, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы:
1.выработать систему театрализованных игр для детей.
2.оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я разработала перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы
3.Разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Подготовила и провела родительские собрания по темам «Играем в театр», «Кукольный театр- дома и в детском саду», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (приложение№5).
Подготовила анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей», разработала памятку «Роль театрализованной деятельности детей в развитии речи», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье». Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборку сказок..
2-й этап – основной.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы использовала в комплексе, развивала внимание память, воображение, творческое воображение.
1.Чтение художественных произведений, сказок, стихов
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр
3. Показ сказок в старшей группе: «Заяц-симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка»
5.Показ сказок для родителей.
При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использовала сказки для воспитания детей.
3-й этап – заключительный.
По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Повторное диагностирование детей показало более высокий уровень их знаний.
Общие показатели диагностирования по подготовительной группе высокий уровень 87% , средний 11%, с низким уровнем на конец года выявлен 1 ребенок.
Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для развития речи детей.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей.
Литература.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990.
- Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.
- Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999.
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974
- Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
Индивидуальный план работы по самообразованию педагога
Овчинникова Ольга Владимировна
(ФИО педагога полностью)
По теме «Развитие речи детей через театральную деятельность»
Средняя группа «Речецветик»
(возрастная группа)
г. Советский
2020г.
Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»
Овчинникова Ольга Владимировна
(Ф.И.О. педагога)
воспитатель
(специальность)
высшее
(образование)
11лет
(стаж педагогической работы)
Первая
(квалификационная категория)
- «Организация интегрированного образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования: планирование, построение развивающей среды, инклюзивное образование»
- «Особенности реализации программы духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»
- «Использование технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования»
(курсы повышения квалификации)
10.10.2017г.
(дата начала работы над темой)
10.10.2022г.
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Развитие речи детей через театральную деятельность»
Цель: Развитие речи детей посредством театральной деятельности.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения опыта известных педагогов в области развития речи
- Разработать перспективный план работы с детьми по теме;
- Создание картотеки «Пальчиковые гимнастики», «Театрализованные игры по возрастам»
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Играем в театр»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Речь и моторика»
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи детей через театральную деятельность»;
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Театр своими руками».
- Подготовить консультации для родителей по темам: «Домашний кукольный театр», «Речевое развитие посредством театральной деятельности», «Роль театра в развитии ребенка»
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчета |
2017-2018 | Выявление проблем | Наблюдение Мониторинг по выявлению чувства ритма |
2018-2019 | Изучение материалов по выявленным проблемам | Чтение методической литературы Изучение методик известных педагогов-практиков |
2019-2020 | Обобщение материалов по выявленным проблемам | Определение темы Разработка конспектов, методических разработок, семинаров-практикумов, мастер-классов, консультаций и других мероприятий |
2020-2021 | Внедрение | Показ и проведение разработанных ранее занятий, семинаров, мастер-классов |
2021-2022 | Распространение опыта | Представление опыта на педагогическом совете, РМО, участие в конкурсах педагогического мастерства Трансляция опыта работы в педагогических изданиях, сети интернет. |
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2017-2018г | Выявление проблем | Во время наблюдения за детьми с целью определения сформированности связной речи у детей дошкольного возраста, выявились проблемы в развитии связной речи детей. |
Вывод: В течение учебного года с целью выявления проблем речевого развития наблюдала за деятельностью детей, их общением с взрослыми и сверстниками, обыгрыванием сказок, провела ряд бесед с детьми и их родителями. В результате проделанной работы выявила следующие проблемы:
- скудный запас слов
- не могут выразить полностью свою мысль
- скованно их творческое воображение
- плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика
- отсутствуют коммуникативные навыки.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2018-2019г | Изучение материалов по выявленным проблемам | 1.Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвящение, 1990. 2.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. 3.Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алксеева. – М., Академия, 1999. 4.Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной – М.: «Педагогика», 1974 5.Статья Акуловой О.В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание , 2006. - N4 |
Вывод: в процессе изучения методической и научной литературы, можно составить план работы на следующий учебный год. В котором будет прописываться работа с дошкольниками, родителями, педагогами.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2019-2020г | Обобщение собранного материала | Определение темы самообразования Составление перспективного плана по теме самообразования Разработка конспектов, сценариев для детей разных возрастных групп Картотеки «Пальчиковые гимнастики», «Театральные игры», «Игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи» |
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Разработала перспективный план и конспекты мероприятий согласно данного плана. В соответствии с конспектами разработала дидактические пособия и картотеки. В следующем учебном году планирую реализацию всех разработок, участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2020-2021г | Внедрение | Показ открытых мероприятий: НОД «…», развлечений «…», «…», консультаций «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей» Реализация проекта «…». картотек «Пальчиковая гимнастика», «Артикуляционная гимнастика» Участие воспитанников в конкурсах различного уровня |
Вывод: В течение учебного года обобщила изученный материал по выявленным проблемам. В пояснительной записке указала на актуальность выбранной темы, новизну. Выделила цель и задачи, ожидаемый результат. Провела ряд открытых мероприятий НОД по ХЭР «Медвежонок», НОД по ФЭМП «В царстве математики» развлечения «День именинника», «День здоровья». воспитанников являются участниками/призерами Всероссийского Дипломы 1 степени «Совушка»-олимпиада «Экологическая безопасность; Дипломы 1 место «Лабиринт знаний»- олимпиада «Не шутите с огнем»; Диплом 1 место
«Время знаний»- викторина «В стране дорожных знаков»
Окружного; Диплом 2 степени Моя Югра;
Муниципального конкурса Диплом 1 степени . Конкурс поделок «Птица счастья»
ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва»; Диплом 1 степени . Конкурс поделок «Птица счастья» ФГБУ «Государственный заповедник «Малая Сосьва».
Я сама приняла участие в конкурсах Всероссийский центр информационных технологий «Интеллект»
Диплом Лауреат 1 степени, Диплом 2 степени Международная олимпиада «Театрализованная деятельность в образовательной организации», «Моя Югра»
Лучший новогодний дизайн Диплом 1 место, «Моя Югра» «Пожарная безопасность» Диплом руководителя 1 место, МБУК «Музей истории и ремесел Советского района», г.Советский Диплом участника «Пасхальная курочка», МБУК «Музей истории и ремесел Советского района», г.Советский Диплом 3 место, Конкур Лэпбуков «Я живу в Югре» Грамота 1 место.
План работы по самообразованию
Срок | Содержание работы | Практический выход |
2021-2022г | Распространение | Показ открытых мероприятий на уровне района Представление опыта работы на педагогическом совете. Размещение опыта работы на сайтах Интернет сообществ. Публикация в СМИ. Участие в конкурсах различного уровня. |
Практические выходы:
Литература:
№ | Автор | Название | Издательство | Год издания |
1 | Артёмова Л.В. | Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. | М.: Просвящение, | 1990. |
2 | Арушанова А.О. | Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками | Дошкольное воспитание. | 2001. |
3 | Короткова Э.Л | . Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста //Сост. М.М. Алексеева. | – М., Академия | 1999. |
4 | Лисина М.И. | Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной | М.: «Педагогика», | 1974 |
5 | Статья Акуловой О.В. | «Театрализованные игры детей» | Дошкольное воспитание | 2006. — N4 |
6 | Ушакова О.С. | Развитие речи дошкольника. | М.: Изд-во института психотерапии | 2001. |
–,