Сотрудничество учителя - логопеда и родителей

СИПАКОВА ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА

Коррекционная работа с детьми в условиях логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_roditelyami.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя – логопеда с родителями в условиях ДОУ

        

        Сегодня основным приоритетом выступает личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, умение специалиста принять и поддержать индивидуальность, интересы и потребности ребенка, развить его творческие способности. Достижение этих целей будет затруднительным без целенаправленно организованного взаимодействия с родителями дошкольников. Ведь родители – естественные учителя своего ребенка, они являются авторитетом для него и у них есть возможность закреплять полученные на занятиях знания ежедневно при непосредственном общении.

        В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих стойкие отклонения в речевом развитии. Эти дети нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, т.к. скорректировать имеющиеся недостатки предпочтительнее в дошкольном детстве, чтобы не допустить появления вторичных нарушений. По своему отношению к речевым недостаткам своих детей родителей можно условно разделить на две группы. Одни замечают отставание в речевом развитии, осознают необходимость его устранения. А другие – слышат ошибки в речи ребенка, но не придают им значения, т.к. считают, что это «само пройдет»¸ «пойдет в школу, научится», либо придерживаются мнения, что с дефектами произношения можно прожить без особых проблем. А ведь сотрудничество учителя – логопеда и родителей во многом определяет успешность всей коррекционной работы. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы родители стали заинтересованными, активными, действенными участниками коррекционно – развивающего процесса.

        В организации работы с родителями я руководствуюсь следующими принципами:

  • преемственности – предполагает непрерывность работы учителя – логопеда и родителей  над коррекцией речевых недостатков,
  • научности – весь консультативный материал базируется на современных научно – методических разработках в области логопедии,
  • доступности – все рекомендации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме,
  • сотрудничества – взаимоотношения с родителями строятся  на основе взаимопонимания и уважения,
  • учет ведущего вида деятельности. Игра -  своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения опыта, знаний. В игре происходит формирование всех психических процессов,
  • систематичности – сотрудничество учителя – логопеда и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.

         В наше время сложились достаточно устойчивые формы взаимодействия с семьей.

        Родительские собрания – действенная форма общения учителя – логопеда и родителей. К преимуществам относится групповой характер взаимодействия. Именно на собрании у логопеда есть возможность организованно познакомить родителей с задачами, содержанием, особенностями организации коррекционной работы в условиях логопункта. Выступая на собраниях в начале учебного года, рассказываю об особенностях речевого развития детей данной возрастной группы, знакомлю с результатами диагностики в общем, даю рекомендации, предлагаю заполнить анкеты о раннем речевом и физическом развитии ребенка.

        Консультации – практикумы стараюсь построить так, чтобы они не были формальными, а были интересны и полезны родителям. Они должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Теоретическая информация должна подкрепляться практическим материалом. Постоянно использую мультимедийную установку.

        Очень важно проведение индивидуальных консультаций. На них можно более подробно остановиться на структуре нарушения конкретного ребенка, познакомить родителей с приемами работы по преодолению дефекта, объяснить необходимость повторения усвоенного материала дома. Теоретическая информация приобретает практические очертания. Для удобства родителей один раз  в неделю я работаю в вернее время.

        Для повышения результативности работы мною используется такая индивидуальная форма работы с родителями, как тетрадь взаимосвязи, которая выдается в конце каждой недели. Задания включают в себя не только материал по автоматизации звуков, но и тематические задания на совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитию фонематического слуха, психических процессов, мелкой моторики пальцев рук, выработку графических навыков. Чтобы  задание не было громоздким, утомительным для ребенка, стараюсь на материале одного задания решить несколько задач. Такая форма работы способствует преодолению не только собственно речевого нарушения, но и формирует детско-родительские отношения. Благодаря этому, родители находятся в курсе речевых проблем ребенка, следят за его успехами, могут увидеть  на каком этапе работы мы находимся, чтобы осуществлять контроль за произношением поставленных звуков.

        Анкетирование – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребенка, прислушаться и оценить ее. Анкета позволяет выявить реальные родительские запросы, узнать их мнение, пожелания, выявить уровень осведомленности в тех или иных вопросах.

        Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая зрительно. Поэтому одной из опосредованных форм взаимодействия логопеда с родителями является оформление информационных стендов. Данная форма имеет ряд положительных сторон:

  • удобство использования, как родителями, так и логопедом. Родители могут получить информацию у удобное для себя время.
  • весь материал преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, памяток, что облегчает восприятие родителями информации,
  • возможность частой смены материала.

Кроме оформления информационных стендов я участвую в выпуске газеты для родителей. В ней размещается как теоретическая информация, так и практические советы, рекомендации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно сотрудничество учителя-логопеда и родителей определяет успешность всей коррекционной работы и способствует скорейшему преодолению речевых нарушений, а также позволяет родителям отследить динамику развития и коррекции речи своих детей.