Методические разработки
Страница содержит разработки уроков, внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по экологии "Стресс как негативный биосоциальный фактор" | 42.37 КБ |
План урока по биологии "ОДС.Скелет"" | 30.7 КБ |
Технология проблемного обучения | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Плаксина Т.Ю.
учитель биологии и экологии
МБОУ лицей №28 имени академика Б.А.Королёва
Разработка урока экологии
по теме «Стресс как негативный биосоциальный фактор»
8 класс, программа Швец И.М. «Экология человека. Культура здоровья»
Цель: сформировать у учащихся представление о стрессе как о биосоциальном факторе, о его воздействии на организм человека и способах преодоления эмоционального стресса.
Задачи:
Обучающие задачи:
- сформировать представления о стрессе и о его видах;
- выявить причины возникновения стресса;
- познакомить учащихся с учением Г.Селье о стрессе;
- изучить приемы нейтрализации эмоционального стресса;
Развивающие задачи:
- развить умение анализировать, самостоятельно приобретать знания;
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать,
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью,
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы: работа с таблицей «Знаю-Хочу знать-Узнал», Инсерт, составление схемы «Виды стресса» и заполнение таблицы «Стадии стресса», работа в парах, «Мозговая атака», СИНКВЕЙН.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме, дополнительная информация о стрессе (приложение 1).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация внимания.
Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете.
Ганс Селье
(Слайд 1)
- Изучение нового материала
- Понятие стресс, виды стресса.
Сегодня на уроке мы разберем, что такое стресс, каковы его причины, какие виды стресса бывают и как бороться с последствиями стресса. Прочитайте эпиграф к уроку и заполните первые 2 колонки в таблице:
(Слайд 2)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Вопрос: Что такое стресс и какие виды стресса бывают?
Чтение с пометками, прием ИНСЕРТ (приложение 1) .
Запись в тетради:
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, нагрузка, напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Стресс
холодовой тепловой лекарственный химический
биологический эмоциональный (Слайд 3)
- Учение о стрессе.
Ганс Селье создал учение о стрессе. Он выделял 3 стадии стресса: стадия тревоги, стадия устойчивости, стадия истощения (рассказ учителя).
Учащиеся заполняют таблицу после рассказа учителя. (Слайд 4)
Стадии стресса | Характеристика стадии |
| Мобилизация всех защитных свойств организма. |
| Организм противостоит неблагоприятному фактору, но устойчивость к другим падает. |
| Мобилизованные ресурсы заканчиваются, устойчивость организма снижается, возникают болезни. |
- Причины возникновения эмоционального стресса у детей.
Обсудите в парах, каковы причины эмоционального стресса у детей (возможные варианты ответов):
- непонимание окружающих (конфликты),
- завышенные требования взрослых,
- наказания,
- отсутствие дружеских отношений со сверстниками,
- высокий темп жизни и др.
- Способы нейтрализации эмоционального стресса.
«Мозговая атака» - учащиеся с места предлагают возможные способы преодоления стресса:
- глубокое дыхание,
- общение с близкими людьми,
- общение с домашними животными,
- физические упражнения и подвижные игры,
- полноценный сон,
- методы релаксации. (Слайд 5)
- Методы релаксации.
Приемы расслабления мышц, т.е. методы релаксации, требуют тренировки. Это один из эффективных способов снятия нервного напряжения. Каждый может подобрать для себя наиболее подходящий способ расслабления.
Изучите основные методы релаксации (работа с учебником стр. 105-106):
- простое расслабление мышц,
- метод медитативной релаксации,
- антистрессовая релаксация,
- чередующееся носовое дыхание. (Слайд 6)
- Закрепление.
Выбрать правильные утверждения и записать их номера в тетрадь:
- Стресс – это любое эмоциональное напряжение. (Слайд 7)
- На любой экстремальный фактор организм реагирует одинаково.
- Стресс— неспецифическая реакция организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма.
- Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки могут вызвать лекарственный стресс.
- Учение о стрессе создал Ганс Селье.
- Выделяют 4 стадии стресса.
- Стадия устойчивости характеризуется мобилизацией всех защитных свойств организма.
- К основным способам нейтрализации эмоционального стресса относят полноценный сон и методы релаксациия.
- Методы релаксации – это приёмы расслабления мышц, которые не требуют тренировки.
10)Стресс может быть полезен, если измененные функции организма быстро возвращаются к исходному уровню.
(Верные утверждения – 2,3,5,8, 10)
- Рефлексия.
Заполнить в таблице 3 колонку. Обсуждение в классе.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Составить СИНКВЕЙН по теме «Стресс»:
1. Название (существительное)__________________________
2. Описание (два прилагательных)_______________________
3. Действия (описание, три глагола)______________________
4. Чувство (фраза, короткое предложение)_________________
5. Повторение сути (синоним названия, существительное)_____
- Домашнее задание.
Выучить материал параграфа, освоить методы релаксации.
Приложение 1.
Стресс – слово всем хорошо известное. За почти 100 лет с момента своего появления понятие «стресс» стало весьма популярным. Причем в большинстве случаев слову «стресс» придают значение, несколько отличное от того, чем оно является на самом деле. Многие называют стрессом любое эмоциональное напряжение, хотя это не так. Причина искажения смысла кроется в самом слове: стресс – слово, пришедшее к нам из английского языка, буквально означающее «напряжение, нажим, нагрузка…». Из-за этого искажения смысла многие и не воспринимают постоянные стрессы как опасность и, соответственно не предпринимают никаких мер для вывода себя из стресса.
Селье (основоположник учения о стрессе) изначально выделял только один вид стресса - "плохой стресс", но в дальнейшем он ввел ещё один вид стресса, "хороший стресс" - эустресс, а для плохого ввел понятие дистресс. Как пишет в своей книге «Стресс жизни» Г. Селье: «С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации». Например, человек узнает, что серьезно болен – для него это сильнейшее потрясение, через какое-то время врач ему сообщает, что это был ошибочный диагноз и ему нечего опасаться. Человек испытает сильнейшую радость, когда у него как говорится, гора с плеч упала. Специфические реакции на эти события прямо противоположны (горе и радость), но неспецифическое требование для адаптации к новым условиям будет одинаковым.
На любой экстремальный фактор, например, на холод, жару, опасность, радость, организм, как это ни парадоксально, реагирует одинаково – в организме происходят биохимические изменения, основной целью которых является адаптация к этим факторам (предъявленным требованиям). Это есть неспецифическая, т.е. одинаковая на все раздражители, реакция (стресс). В результате воздействия на человека внешних факторов возникают физиологические стрессы: холод, жара, боль, жажда, голод и т.д. Все мы испытываем на себе воздействие низких температур зимой (холодовой стресс), высоких – летом (тепловой стресс). При воздействии разных лекарственных средств может возникнуть лекарственный стресс. Под химическим стрессом понимают воздействие всяческих токсичных веществ. Травмы, вирусные заболевания, мышечные перегрузки – это биологические стрессы. В ситуациях, связанных с переживанием сильных эмоций, как правило, появляются психологические стрессы (эмоциональные). Например, болезнь или выздоровление близкого человека, развод или женитьба, рождение ребенка, новая работа и т.д. Любая ситуация, которая напрямую внешне ничем не угрожает непосредственно самому человеку, но вызывает сильные эмоции, становится причиной стресса – психологического или эмоционального стресса.
Предварительный просмотр:
План урока биологии по теме
«Опорно-двигательная система. Скелет».
Цель урока: познакомиться со строением скелета человека.
Задачи:
- изучить особенности строения опорно-двигательной системы;
- выяснить функции ОДС;
- познакомиться с внешним и внутренним строением костей;
- изучить типы костей, их состав;
- продолжить формирование у учащихся умений работать с дополнительными источниками информации, делать выводы.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, скелет человека, таблица «Строение костей», кости (натуральная, декальцинированная, пережжённая).
Методические рекомендации
I. Актуализация знаний
1. Вспомните свойства живого?
2. Как осуществляется движение нашего организма?
Строение опорно-двигательной системы.
Активная часть Пассивная часть
Мышцы (около 600) Кости (более 200)
Вопрос: Что еще относится к опорно-двигательной системе? (Работа с картиной Рембранда «Доктор Тюлп» - хрящи и связки)
- Значение ОДС (самостоятельная работа учащихся в тетради).
- Строение костей (объяснение учителя по таблице).
Кость – это …… (записи в тетрадях)
Скелет – это …..
Внешнее строение кости: надкостница, эпифизы, диафиз, суставные хрящи.
Задача: средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости? (работа с таблицей «Особенности строения трубчатой кости»)
Внутреннее строение кости: компактное вещество, губчатое вещество, костно-мозговая полость, красный костный мозг, желтый костный мозг, хрящевые прослойки.
- Типы костей.
Посмотрите на скелет и ответьте на вопрос, чем кости отличаются друг от друга? (формой, размерами). Объяснение учителя с заполнением таблицы на доске и в тетрадях.
Кости
трубчатые | губчатые | плоские | |||
длинные | короткие | длинные | короткие | широкие | |
- Состав костей.
Проблема: Почему в детстве, когда ребёнок учиться ходить, все его падения не сопровождаются серьёзным травмами. Тогда как в старости любое неловкое движение может привести к перелому костей?
Лабораторная работа «Состав костей».
Состав костей
Органические вещества Неорганические вещества
Гибкость, упругость Твердость, хрупкость
Прочность
Какой можно сделать вывод? Почему скелет легкий, но прочный? (наличие органических и минеральных веществ, трубчатое строение кости, костные пластинки).
III. Закрепление
Составить синквейн.
IV. Домашнее задание.
Изучить § 6, заполнить таблицу полностью, зарисовать строение кости, работа с новыми терминами.
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение на уроках биологии.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого.
Цель современного образования состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для активного учебного познавательного процесса, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды. Понимая важность изменений, происходящих в системе образования, концепция моей профессиональной деятельности включает цели, задачи и педагогические технологии, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, самостоятельную организацию процесса усвоения, продуктивную реализацию федерального государственного образовательного стандарта.
Владея стратегиями превращения своего предмета в средство развития ключевых компетентностей учащихся, их успешной социализации использую продуктивные образовательные технологии (проблемное обучение, уровневая дифференциация, проектная деятельность, интегральная, тестовая диагностика и контроль), соответствующие принципам личностно ориентированной педагогики формы (решение проблемных задач, дискуссии, деловые игры, дебаты, моделирование ситуаций, уроки семинары, конференции и т.п.), сочетание репродуктивных и развивающих методов обучения (частично-поисковый, проблемный, практический, работа в малых группах). На уроках раскрываю роль предметов в познании природы, показываю его значение для правильной ориентации в условиях ухудшения экологической обстановки.
В условиях введения ФГОС наиболее востребованными являются технологии, которые позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по освоению содержания образования, включать школьников в различные виды деятельности, учить работать с различными источниками информации, работать в группах и др.
Поэтому я применяю также технологии проблемного и модульного обучения, организации группового взаимодействия, балльно-рейтинговой оценки учебных достижений старшеклассников, исследовательской деятельности, ИТК-технологии. Наиболее подробно остановлюсь на технологии проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Познавательные процессы при проблемном обучении носят преобразующий (продуктивный, творческий) характер. При традиционном же обучении познавательные процессы носят воспроизводящий, репродуктивный характер: ученик воспроизводит в своей памяти лишь то, что воспринимал и запомнил со слов учителя. В этом внутреннее отличие двух способов обучения.
В своей работе я использую проблемные ситуации различные по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. По содержанию неизвестного проблемная ситуация может быть нескольких видов: неизвестна – цель, неизвестен – объект деятельности, способ деятельности или условие выполнения деятельности. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Проблемная ситуация – ситуация интеллектуального затруднения, т.е. такое состояние в классе, когда учащиеся, уяснив учебную проблему, пытаются её самостоятельно решить, но чувствуют затруднение в силу недостаточности у них наличных знаний. Проблемная ситуация создаёт в классе особое психическое “поле интеллектуального напряжения”, индуцирует активную умственную деятельность учащихся, направленную на преодоление учебных трудностей. Важно не только создать проблемную ситуацию, но и включить в неё всех учащихся, особенно отстающих учащихся и тех, у которых менее развиты способности, духовные потребности и у которых медленно протекают мыслительные процессы.
Для решения учебных проблем существует несколько способов. В своей практике я использую:
1. Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображения.
2. Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала в процессе лабораторной работы или на экскурсии.
3. Демонстрацию эксперимента. Например, на уроке зоологии для решения проблемы “Каким воздухом дышат дождевые черви – атмосферным или растворённым в воде? Как это доказать?” Демонстрируется опыт: 3-4 червя помещают в мокрый стакан без воды, столько же – во второй стакан с сырой водой, столько же – в третий стакан с охлаждённой кипячёной водой (закрытые стаканы ставят рядом при одинаковых условиях температуры и освещения).
4. Решение проблемы путём самостоятельного выполнения учащимися учебного лабораторного эксперимента, например: изучение состава семян и почвы, обнаружение крахмала в клубнях картофеля.
5. Самонаблюдение, например, на уроках анатомии для выяснения влияния физических упражнений на сердце, пульс и дыхание.
6. Решение познавательных задач, в ходе которых необходимо прийти к правильному выводу через умение сопоставлять свои знания. Задача – это тренажер мыслительной деятельности. Это возникшая в естественных условиях или искусственно сформированная ситуация, в которой требуется получить определенный полезный результат. При решении задачи необходимо:
– умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу;
– четкое знание терминов;
– правильное решение задачи (полезный результат). Например, задача для 6-классников. Площадь, реагирующая на запахи, у человека равна приблизительно 4,8 см2, собаки – 64,5 см2, у акулы – 130 см2. Почему такая большая разница реагирующей поверхности? (Акуле мешает воспринимать запахи большая плотность воды, у собаки обоняние служит поиску пищи, человеку помогает сохранять здоровье, иногда и жизнь).
7 класс. Глубокой ночью тарантулы выходят на охоту. Он ждет добычу, прыгает на змею ланцетоголова (одна из самых ядовитых змей), прокусывает ей кожу и впрыскивает яд, обеспечив себя пищей на длительное время. Как узнаёт тарантул о приближении жертвы? Как питается паук?
8 класс. 1. Средний вес человека варьирует в пределах 70-90 кг. Чистый вес скелета человека составляет 7-8 кг. Чем же в этом случае объясняется его высокая прочность при относительной легкости?
2. Вопрос-противоречие: При ударах ломаются кости рук и ног, так как они внутри полые. Но именно эти кости могут выдерживать значительный груз (до 2 тонн) и не ломаться. Почему?
Экология. Самки различных животных в течение всей жизни производят разное количество оплодотворенных яиц: мышь – 50, акула – 20, слон – 5, треска – 9 •106, устрица – 100•106.Сколько оплодотворенных яиц от одной самки в среднем должно выжить, чтобы численность популяции каждого из названных видов не уменьшилась? (300 т планктона –>30 т нехищной рыбы –> 3 т хищной рыбы –> 0,3 т дельфина. В среднем должно выжить 2 яйца каждой самки.)
Таким образом, в ходе проблемного обучения у учеников формируется любознательность, устойчивый интерес к предмету. Ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем доставляет удовольствие.