Выступления на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах, предметно-цикловых комиссиях
Доклады и выступления на методическом объядинении естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poblemno_praktichiskiy_seminar.doc | 45.5 КБ |
vystuplenie_na_metod_obedinenii.docx | 26.98 КБ |
vystuplenie_na_metod.docx | 35.41 КБ |
vystuplenie_na_metod.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Московской области
«Аграрно – технологический техникум «Дубна»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПРОБЛЕМНО – ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ:
« ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА»
преподаватель: Литвинюк.И.П
Дубна 2016-2017 уч.год
Предлагаемые системы оценивания учебных достижений учащихся значительно повышает ответственность студентов за результаты своего труда, а учителю показывает динамику развития творческих способностей и личностных качеств каждого ученика.
Показатели эффективности образования:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельно движения в изучаемой области;
- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
- существование повышенной мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, формирование единой научной картины мира, компетентностей в любой предметной области.
Основные результаты обучения и воспитания:
- личностное развитие (уметь учиться, саморазвитие, профессиональная мобильность и т.д);
- социальное развитие (формирование российской и гражданской идентичности, воспитание патриотических убеждений, демократические ценности и т.д.)
- познавательное развитие (формирование научной картины мира, развитие познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания и т.п.)
- коммуникативное развитие (формирование компетентности в общении).
Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам общего образования)
- предметные результаты (ЗУН, опыт решения проблемных задач, опыт творческой деятельности);
- метапредметные результаты (универсальные способы деятельности, решения проблем реальной жизни);
- личностные результаты (система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам)
В настоящее время можно предложить несколько моделей оценивания учащихся на уроках физики. Необходимо дополнить результаты ЗУН сведениями о результативности ученика в других видах деятельности. Это позволяет получить срез успешности ученика по предмету, обозначить сильные и слабые стороны, отразить многообразие его возможностей. Необходимо чтобы оценка была публичной и получала дополнительный общественный резонанс.
Формы контроля знаний и умений по физике
В практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся:
- физический диктант
- тестовое задание
- краткая самостоятельная работа
- письменная контрольная работа
- контрольная лабораторная работа
- устный зачет по изученной теме.
1. Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих
долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:
- буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
- определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
- определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.
Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает
часть нагрузки с остальных форм, а также, как, будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
2. Тестовые задания.
Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3,
варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования.
Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время.
Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта.
Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки.
3. Кратковременная самостоятельная работа.
Здесь учащимся также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение учащихся распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды
деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Понятно, что кратковременная самостоятельная работа требует гораздо больше времени,
чем предыдущие формы контроля, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.
4. Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в практике. Традиционно «контрольные работы по физике
проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные». Таким образом, составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений учащихся: умение решать задачи по теме, а также различные умения
по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.
5. Лабораторная работа.
Ею может стать лабораторная работа, подобная данным в учебнике к изучаемой теме или какой-то эксперимент, связанный с воспроизведением конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям.
Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Особенно это заметно в младших классах. Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как физический диктант или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.
6.Устный зачет по теме.
Это одна из основных форм контроля в старших
классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает
комплексную проверку всех знаний и умений учащихся. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем. Устная беседа с учителем, позволяющая проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных
мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающий учеников.
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов, наиболее успевающих учеников класса или выпускников. Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений, учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Московской области
«Аграрно – технологический техникум «Дубна»
Доклад
на
методическом объединении общеобразовательного цикла
Тема:
«Развитие творческой активности учащихся.»
преподаватель: Литвинюк.И.П
2017г.
г. Дубна
(доклад на методическом объединении ОМК)
Сегодня будем говорить о развитии познавательных процессов как основы обучения детей – внимания, памяти, мышления, способностей – развитие которых дает успешное усвоение учебного материала по физике.
Как научить мыслить творчески? Как привить любовь к умственному усилию? Как сохранить любознательность ?
Учащиеся задают вопросы – по тому, что они спрашивают, мы можем судить об уровне знаний, вопрос выступает как творческое начало деятельность человека. Умению видеть проблемы, находить неизвестное в известном придается большое значение в творчестве.
Возраст без вопросов?
Сама система общения на уроке «вопрос учителя – ответ ученика» является преобладающей – это не обеспечивает активность группы. Если в техникуме учащийся не находит ответов на волнующие вопросы (а чаще он и поставить их не может!), то интерес к учению падает и в дальнейшем его не поднять.
Что интересует подростков (1 курса) – у них высокая любознательность – «взрывная»: будущее, прошлое, за пределы планеты, война и мир, жизнь и смерть, экология, инопланетяне, ведьмы, гороскопы; интерес к человеку, личностные вопросы: Может ли Земля существовать бесконечно? Есть ли жизнь на других планетах? Могут ли люди заглянуть в будущее? Почему человек мыслит? Для чего мы живем? (3-4 курс) – спад любознательности.
Одним из методов – анонимное сочинение. Методика «обследования – отгадывания» — самостоятельное исследование проблемной ситуации.
Вопросы-гипотезы, они носят творческий характер, это возраст, когда формируется самостоятельное творческое мышление.
Только 25% ребят к 3 курсу продолжают задумываться над многими вопросами – это и есть творческая часть студента. Почему?
Подростки чувствительны к отрицательным оценкам, они избегают задавать вопросы, боясь выглядеть «смешно и глупо» – отсюда любознательность подростков не находит удовлетворения, почва для развития творческой активности истощается.
Сохранить творческую активность можно при обращении к подлинно диалогичным формам обучения, проблемным, дискуссионным диалогам, когда позиции ребенок и взрослый равноправны – это позволит повысить интерес к учению.
Межличностные отношения. На 1 курсе учащийся относятся к себе и товарищам так, как относится учитель – отсюда «хорошие», «средние» и «плохие».
Подростковый возраст – поиск новых образцов. Стержневая особенность его личности – взрослость. Замечено, что подростки оценивают других полнее, чем себя. Подростку важно, чтобы окружающие оценивали его, он чувствителен к успеху и неуспеху. И если он находится в неравном отношении со взрослым: в подчиненно-неравноправной позиции – отсюда значимость общения с товарищами.
В старшем подростковом возрасте происходит погружение в себя, исследование своих мыслей и поступков.
Если коллектив группы принимает подростка, он может проявлять свои сильные стороны.
Эксперимент: как преподаватель оценивает работу ребят. 5 стилей общения: активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, активно-отрицательный, пассивно-отрицательный.
Оценивая знания ребят, учитель оценивает личность ребенка, место среди одногрупников.
Отношения между ребятами доброжелательны там, где никого особенно не захваливают и никого не принижают. И там, где ребенка сравнивают только с ним.
Учитель должен создать такую среду в классе. Нужно внушать им, что они все могут, особенно детям с заниженной самооценкой.
Учитель должен оказывать дружеское, оптимистическое отношение к успехам и неуспехам ребят. Когда учитель преувеличивает неудачи, это вызывает отчуждение ребенка.
Атмосфера сотрудничества. Один из методов – обращение за помощью к ученикам — вместе с учениками «найти» ответ на вопрос. Надо поощрять детей, задающих вопросы, организовывать спор: конечно, это надо делать умело.
Правила:
- отказаться от частоты подчеркивания способностей одних и неуспехов других.
- отказаться от прямого противопоставления ребят друг другу.
- «не пилить» ученика при всем классе, говорить чаще наедине, замечать даже маленькие успехи «слабых»
- подчеркивать, что отношение определяется не только успеваемостью
- чаще говорить с «замкнутыми» ребятами – и ребята будут с ним говорить.
- знать ребят, определять мотивы их поведения, круг интересов.
Самовоспитание студента.
Почему дети так различаются по способностям?
Природные возможности, но наследственность частично определяет способности ребенка. Воспитание почему так неэффективно?
Прямым воздействием на ученика ничего добиться нельзя. В подростковом возрасте есть самовоспитание. Все воздействия со стороны учителя ребенок пропускает через собственную систему потребностей, ценностей интересов.
Сухомлинский В.А.— его педагогика – «педагогика потребностей»: — главной задачей он считал «воспитание желаний», т.е. потребностей. Главная роль отводится самовоспитанию ребенка, его потребности изменить себя.
Невозможно по желанию воспитателя сделать ребенка способным, какие бы совершенные знания он не применял.
Известный психолог Н.С.Лейтес, много лет изучал одаренных детей, обнаружил у них особенность, ярко отличавшую этих детей от обычных – склонность к умственному труду, постоянное стремление к новым знаниям, новой информации. Эта потребность одинаково сильна и у «гуманитариев» и у «технарей», с разными характерами и темпераментами.
Благодаря высокоразвитой потребности в познании у детей развиваются способности. Причем в чем большей мере, тем больше эта потребность выражения.
Главные характеристики познавательной потребности.
- Познавательная потребность – потребность в новой информации. Уровни развития познавательной потребности могут быть разные. От 2-5 лет – развитие любознательности. «Почемучки». Подросток – целенаправленный познавательной деятельностью. Психологические исследования показывают, что с возрастом различие между детьми и взрослыми в сложности способов удовлетворения познавательной потребности резко увеличивается.
- Познавательная потребность «ненасыщаема». Эксперимент: человека погружают в воду, t = t тела, лицо покрывают парафиновой маской, человек не видит, не слышит. Двигаться не может. Кнопка – может нажать, если невмоготу. Все потребности удовлетворены. Выдерживает только 2-3 часа, состояние тяжелое — потребность во впечатлениях, потребность в получении новых стимулов.
- Познавательная потребность – одна из немногих, которую невозможно удовлетворить полностью.
- Познавательная потребность бескорыстна, она ориентирована на процесс, а не на результат. Человек может решать, рад новой задаче, не рад, если дадут ее решение. Удовольствие от процесса познания.
- Познавательная потребность связана с положительными эмоциями. Физиологические показатели свидетельствуют, что в момент интеллектуального напряжения вместе с участком головного мозга, занятым умственной работой, всегда возбуждается центр положительных эмоций. У некоторых людей эта связь так прочна, что лишение интеллектуальной деятельности приводит их к тяжелым состояниям.
Человек старается, чтобы заслужить похвалу, или чтобы не ругали — к познавательной потребности это не относится. Человек хватается за книгу после занятий — познавательная потребность.
Развитие познавательной потребности проявляется у детей с опережающим развитием способностей – «скачки», которые совершает произвольно, сознательно.
Перспективно развивающиеся дети сами задают высокий уровень своей познавательной потребности, выбирая трудную познавательную потребность.
Мальчик в V классе читает Шекспира на английском, через 5 лет – «выдающееся лингвистические способности», т.е. происходит самовоспитание способностей через усложнение познавательной потребности.
Познавательная потребность не развивается, принимает развлекательный, псевдопознавательный характер.
Познавательная потребность может быть деформирована, превратиться в псевдопотребность.
Школьник, глотающий детективы, взрослый, решающий только кроссворды — познавательная потребность искажена, эрзац.
Вывод. Развитию умственных возможностей способствует не любая интеллектуальная деятельность, а та, которая инициирована познавательной потребностью. К сожалению, умственная деятельность, выполняемая учеником по другим мотивам (принуждение, получить 5) к развитию способностей не ведут, хотя могут обеспечить хорошую успеваемость и даже накопление знаний.
Условия для самовоспитания способностей.
(Сухомлинский, Амонашвили – «пути сотрудничества», Матюшкин, зарубежные психологи Роджерс, Маслоу, Лейтес)
Конкретные примеры педагогической тактики:
- Высокая самооценка ребенка, т.е. создание у него уверенности в своих силах [Сухомлинский – ребенок должен знать «вкус успеха»]; «Успех ученика должен быть не концом работы, а ее началом»; внушить ему веру в себя в начале работы. Учитель в его школе не ставил 2,3, ставил хорошую оценку, а потом ребенок делал все, чтобы ее заслужить, отвечая много раз.
Повышение самооценки ученика создает предпосылки для «реанимации» у детей интереса к учению, а через него – к развитию способностей.
Эксперимент: все решали задачи – по уровню сложности разные (подросток не знал об этом). Давали задачи труднее, предупреждали – вынужденный успех. А потом действительно трудная не на отметку. Успех
был – «стратегия формирования успеха». Ученики начинали любить математику. В теме где ребята решали одни и те же задачи изменений не произошло.
Липкин А.П. – метод «воспитания успехом».
Психологи пришли к выводу, что ученики с заниженной самооценкой – снижена познавательная потребность – страх перед учением.
Кто в этом виноват? Учителя и родители. Какого ученика больше спрашивают: сильного или слабого? Эксперимент показал: больше спрашивают сильных и сильному ученику чаще подсказывает учитель. «Опять не выучил. Ладно, садись: – «5»», «Подожди, не торопись» – субъективно восприятие времени от эмоций: отрезок времени, отрицательные эмоции кажутся длиннее.
А что, если изменить систему ожиданий учителя: – «эффект Розенталя». Психолог дает список способных учеников учителю (на самом деле нет), сообщалось, что просто способности неразвиты. Через определенное время (∼ 3 года) у учащихся скачок в развитии способностей – повышение самооценки учащегося, ожидание у человека вызывало в нем внутренние силы к саморазвитию.
- Создание психологического климата в семье и на уроке. Хорошо, когда учителя и родители сами любят умственный труд, т.е. когда есть интеллектуальный климат в семье.
Познавательная потребность может развиваться лишь в атмосфере доброжелательного отношения к ученикам, в условиях радостного отношения к познанию. (Сухомлинский «Школа радости»). Не делать интеллектуальную деятельность хотя бы на первых порах предметом жестоких требований – ученик обречен на интеллектуальную лень. (Есть данные: если ребенок не полюбил чтение до 10 лет, очень надолго или навсегда тормозится интеллект).
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Московской области
«Аграрно – технологический техникум «Дубна»
Доклад
на
методическом объединении общеобразовательного цикла
Тема:
«Повышение качества урока через использование здоровье-сберегающих и современных технологий
в процессе обучения.»
Преподаватель: Литвинюк.И.П
2017г
Г,Дубна
«Забота о здоровье ребёнка –это не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной
полноте всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поколения перешла в иную плоскость и стала категорией педагогической, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психологическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально - экономического положения семей, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов.
Здоровье одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования.
Изменения в содержании школьного образования, введения новых образовательных стандартов, интенсификация труда учащихся и учителей предъявляют высокие требования, как к системе образования, так и к нервной системе школьника и учителя. Это требует особенно бережного отношения к здоровью всех участников образовательного процесса.
Состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Понятно, что выработка такого отношения - важнейшее условие оздоровления общества. И начинать его необходимо со школы, поскольку именно она - единственный институт, через который проходит всё население страны, и учебно-воспитательный процесс — единственный систематизированный процесс возможного формирования полезного поведения.
Вот почему роль школы в формировании здоровьесберегающей среды является ведущей.
За последние время основным заболеванием учащихся школы стали заболевание глаз, опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой системы, лор-заболевания.
Анализ проблемы в практике работы показал, что в школе недостаточно осознаётся необходимость использования здоровьесберегающих технологий образования и формирования правильной системы ценностей, мотивов, установок, ориентации учащихся на здоровый образ жизни.
Современная педагогика насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий является здоровьесберегающая.
Поэтому в нашей школе разработана здоровьесберегающая и здоровьеформирующая система организации учебно - воспитательного процесса, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило I. Правильная организация урока.
Главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П. Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным; за счет личностных качеств учителя; взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим. Левополушарные люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому па уроке необходимо использовать следующие приемы: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверку выполнения задания; тишина на уроке.
Правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому на уроке необходимо использовать следующие приемы: связь информации с практикой; анализ от целого к частному; задачи зрительно-пространственного анализа; творческие задания, эмоции, эксперименты; речевой и музыкальный ритм.
Равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута - 80%; 25-35 минута- 60-40%; 35-40 минута- 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому - освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
При этом учитель ставит новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Использование на уроках здоровьесберегающих технологий - залог успешности учебного процесса, гармоническое развитие творческого потенциала учащихся и подготовки их к реализации своих способностей, достижение высокой эффективности обучения.
Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует
все возможности для развития личности ученика,
её активного умственного роста,
глубокого и осмысленного усвоения знаний,
для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Современные педагогические технологии помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде . В моей профессиональной деятельности всегда есть простор для поиска, педагогического творчества.
Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе, помогают эффективно организовать работу на уроке, способствуют повышению качества знаний.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях и решить выше перечисленные задачи мне помогает комплексное использование следующих образовательных технологий: игровые технологии; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; технология проектного обучения, технология портфолио.
В первую очередь имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Это прежде всего предпосылка отхода от авторитарных методов обучения. Игры способствуют психологической раскрепощённости на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету. Деловая игра – решает серьезные задачи, но в игровой форме, что позволяет обучаемым эмоционально раскрепоститься, проявить творчество (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.).Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»). В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», Игра «Снежный ком», «Арифметическая эстафета»
Иногда провожу весь урок в форме игры, например, урок–сказка, урок–аукцион, «В мире животных», «Следствие ведут знатоки», КВН, «Путешествие по станциям», «Ярмарка» задач и другие.
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.Так, обучая детей, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске все варианты написания слов (конечно, среди них есть как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация.Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА
1.Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам.
3. На доске записаны выражения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
4. На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Надо осуществить проверку каждого логического хода решения, преследуется цель получить наиболее полное обоснование критических замечаний.
5. На доске дан схематический чертёж к сложной задаче и осуществляется коллективный поиск её решения.
6. На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.
7. Обсуждаются различные способы решения задачи заданной на предыдущем уроке. Эта задача, решение которой требует исследовательской работы, должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.
8. Если на дом было дано творческое задание, то урок надо начинать с представления наиболее удачных работ.
9. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план её решения.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Информационно-коммуникативные технологии использую на уроках, во внеурочной деятельности. Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Урок, включающий слайды, презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаги устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученик. Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала – окружающий мир - «Путешествие по карте», «Свойства воздуха и воды», «Изображение Земли ..»; русский язык - «Виды орфограмм», «Образование слов», при закреплении знаний об орфограммах на безударные гласных в корне слова и парные звонкие/глухие согласные звуки, использую электронные тренажёры», (применяю такие упражнения, как «Найди звук», «Составь схему слова», «Составь слово»); литературное чтение «Творчество писателей», «Узнай сказку» и т. д. Учитывая, что основным видом деятельности детей младшего школьного возраста является игра, предлагаю решить примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, народные костюмы, шедевры деревянного зодчества. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и технологии. Поэтому рисунки на компьютере и бумаге у всех выходят необыкновенные, неповторимые.
При организации учебных занятий с младшими школьниками использую видеоматериалы и звукозапись. Использование видео оказывает воздействие на качество восприятия учебной информации, служит базой данных для организации исследовательских заданий. Проверку усвоения учебной информации предлагаю в виде так называемых визуальных задач: «Посмотрите и найдите, определите, запишите, докажите…», «Дополните изображение…»
Учебная звукозапись несет в себе большой воспитательный развивающий потенциал. Именно в начальной школе часто применяется учебная звукозапись. Учащиеся слушают фрагменты литературных произведений, выразительное чтение стихотворений, голоса птиц, шум леса. Музыкальные звукозаписи как эмоциональное сопровождение создают определенный настрой на предстоящую работу, а используемые как метод обучения – развивают творческое воображение, формируют эстетический вкус учащихся.
Использую компьютерные презентации при устном счёте, самостоятельной работе в тетради, чтение скороговорок, проведение физкультминуток.
Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на уроках, активизирует познавательный интерес учащихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности. Я ориентирую своих учащихся на использование компьютера при подготовке к урокам, докладам.
Итак, применение ИКТ на уроках в начальных классах позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения. В практике использую предметные, межпредметные и надпредметные проекты. Предметные проекты нашли широкое распространение на уроках окружающего мира: «Тела, вещества, частицы», «Свойства воды», «Воздух», «Чудесные превращения воды в природе»; чтение: «А.И.Куприн «Слон»», «К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»»; математика: «В мире задач».
Проекты выполняются коллективно и индивидуально. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеурочной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
На уроках я провожу физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности»
Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке. Если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение - гимнастику для глаз; слушание, говорение - гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.
Уроки литературного чтения также дают мне широкие возможности воспитывать у школьников чувство ответственности за своё здоровье и приучать их вести здоровый образ жизни.
Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого человека.
Психологический климат на уроке.
Каждый урок начинается с психологического настроя класса. После доброжелательного приветствия, одобрительных реплик, предлагаю детям «Словарик настроения». Из предложенных слов они должны выбрать одно, соответствующее их настроению на данный момент. В конце урока предлагаю выбрать снова слово. Как правило, в конце урока настроение у всех хорошее. Это как своеобразный ритуал, позволяющий школьникам после перемены лучше адаптироваться к взаимодействию со мной, моим требованиям, настроиться на урок.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология Портфолио
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Портфолио в начальной школе представляет собой портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы ученика. В него входят учебные достижения по предметам, коллекция работ, которые демонстрируют увлечения ребенка (рисунки, зарисовки опытов и наблюдений, сочинения о своих путешествиях, экскурсиях, фото и др.).
Важным моментом является начало работы с портфолио. В начальной школе дети приступают к этой работе совместно с учителем и родителями, которые помогают отобрать материал и оформить разделы. Каждому ученику должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио. Ребенок не просто ведет портфолио, а организует самоконтроль за размещением и пополнением разделов, оценивает свои достижения и возможности. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения. Он нацеливает ребенка на демонстрацию творческого роста, на успех.
Таким образом, можно сказать, что применение современных образовательных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться, и следовательно, повышается качество знаний по предмету.
И в завершении хочу напомнить слова Конфуция: «Тот, кто обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем».
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное учреждение
Московской области
«Аграрно – технологический техникум «Дубна»
Доклад
на
методическом объединении общеобразовательного цикла
Тема:
«Понятие педагогической технологии,
обзор педагогических технологий.»
преподаватель: Литвинюк.И.П
2018г.
г. Дубна
(доклад на методическом объединении ОМК)
Сегодня будем говорить о педагогических технологиях, о применение технологий на уроках физики.
Понятие педагогической технологии, обзор педагогических технологий
Педтехнология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризую- щих те или иные педагогические технологии: технология обучения, техно- логия воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, тех- нология проблемного обучения, авторская технология и т. д. Первоначально многие педагоги не делали различий между понятиями
«педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая тех- нология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология и образовательная технология часто используются как синонимы, так как современная трактовка термина
«образование» включает в себя также и воспитание личности, придание ей некоторого образа. Поэтому в описании образовательных технологий, например, в книге Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», можно встретить и вальдорфскую педагогику, и педагогику сотрудничества, и «диалог культур» и другие.
В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.);
как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В. Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса.
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А. Сластенин). Таким образом, педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогическая технология характеризуется рядом признаков.
В. П. Беспалько выделяет следующие:
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля;
- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Обзор педагогических технологий.
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Педагогические технологии классифицируются по доминированию целей и решаемых задач;
по применяемой форме организации обучения; по доминирующим методам,
которым отдается предпочтение, и другим основаниям.
Традиционная (репродуктивная) технология обучения.
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового- закрепление –контроль- оценка. В основе это технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику.
Технология развивающего обучения.
Из всех существующих отечественных технологий обучения – технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. Технология развивающего обучения основана на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление и решение мыслительных задач с помощью образцов, инструкций.
Технология поэтапного формирования умственных действий.
Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф.Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на
какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное.
Технология коллективного взаимодействия.
Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) включает три компонента: а) подготовку учебного материала; б) ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия.
В условиях технологии коллективного взаимодействия каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Технология полного усвоения.
Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксиро- ванный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда. Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий).
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагоги- ческих условий для включения каждого ученика в деятельность, соответ- ствующую зоне его ближайшего развития. Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы. Используются три варианта дифференцированного обучения:
- на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного
уровня;
- внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене, в за- висимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;
- дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагнос- тики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.
Технология личностно-ориентированного образования.
Технология личностной ориентации пытается найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, корректируют содержание образования.
Технология адаптивного обучения.
Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности.
Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения — это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств (программированного учебника, особых обучающих машин и др.). Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями (темп обучения, уровень обученности и др.).
Технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность, если предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
Технология модульного обучения.
Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной помощью) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им.
Состав модуля:
- целевой план действий;
- банк информации;
- методическое руководство по достижению дидактических целей. Содержание обучения при данной технологии представлено в закончен-
ных самостоятельных информационных блоках. Их усвоение осуществля- ется в соответствии с дидактической целью, которая содержит в себе указа- ние не только на объем изучаемого содержания, но и на способ и уровень его усвоения. При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время.
Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. Проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключается в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектируют решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группируется вокруг комплексов-проектов.
Технология дистанционного обучения.
Технология дистанционного обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Игровые технологии.
Сочетание элементов игры и учения. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенная общим содержанием, сюжетом, персонажем. В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.
Особенностями игры в школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Литература
- Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2010. – 159 с.
- Боженкова Л.И. Планиметрия в таблицах, предписаниях, УУД. Учебные материалы. – М., Калуга: КПГУ им. К.Э. Циолковского, 2010.
– 48 с.
- Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах. Учебные материалы, Изд. 2-е испр. И доп.- М., Калуга: КГУ им К.Э Циолковского, 2012.-56с
- Виленкин Н.Я. Математика 5. Учебник для 5 класса. М: Мнемозина 2012.-66с.
- Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения)
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
- Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013.
- Рудницкая В.Н. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2013.
- Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2013.
- http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm 11.http://office.microsoft.com/ru 12.http://festival.1september.ru/articles/410902/