Методическая копилка

Свавицкая Любовь Константиновна

Разработки уроков, статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.67 КБ
Файл sosh_no_9_povtornaya_razrabotka_uroka_savvitskaya_l.k.docx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Перспективы преподавания биологии в условиях введения ФГОС.

                     Образован не тот, кто много знает,

                                                                            а тот, кто хочет много знать

                                                            и кто сам  умеет добывать эти знания.  

   Всем известно, что с самого рождения человек познаёт мир на основе исследования. Он исследует предметы (игрушки), звуки (голоса, погремушки), запахи (материнское молоко) и т.д.

   Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С этой точки зрения воспитание у учащихся исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.

   А значит, очень актуальным становится вопрос о том, как создать для учащихся разных возрастных групп и с разным уровнем развития познавательных потребностей и возможностей такую образовательную среду, которая будет способствовать развитию у ребенка исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

   Очень важно, чтобы ребята на различных этапах своего обучения в школе могли прикоснуться к многообразию окружающего мира, удивиться его тайнам и в процессе их познания испытать радость творчества, восторг открытия.

   Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с его «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде».

   Рассмотрим суть изменений современного урока биологии  с введением Федерального государственного образовательного  стандарта основного общего образования, проблемы, связанные с организацией проектно-исследовательской деятельности в школе.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные универсальные учебные действия

а) отражающие отношение к социальным ценностям:

 – идентифицировать себя с принадлежностью к природе, окружающей среде, обществу;

проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной   страны;

различать основные нравственно-этические понятия;

соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и

чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

б) отражающие отношение к учебной деятельности:

 – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение к процессу познания:

проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия.

 Регулятивные УУД, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

(«убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

анализировать эмоциональные состояния, полученные от  успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

 Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности  (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и  совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,  находить ошибки, устанавливать их причины;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;

фиксировать их результаты;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять

характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов;

выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую  деятельность

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный,  математический, художественный и др.);

исследовать собственные нестандартные способы решения;

преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной

мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

анализировать и исправлять деформированный текст: находить

ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

составлять план текста: делить его на смысловые части,

озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить  монологические высказывания

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

различать особенности диалогической и монологической речи;

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение ребят в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания учащимся; предлагает пожелать друг другу удачи ;

• учитель предлагает учащимся подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настроить учащихся на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении ситуаций», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение экологических задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация УУД и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

 или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

IV. «Открытие нового знания»

(построение проекта выхода из затруднения). 

Этап изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,

используется приём перевода правил на язык образов.

V. Первичное закрепление. 

Этап закрепления  знаний и способов действий

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с  комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

по эталону.

Самоанализ и самоконтроль 

Этап  применения  знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый учащийся проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого учащегося ситуацию успеха.

VII.  Включение нового знания

 в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с

комментированием: учащиеся проговаривают новые правила.


Предварительный просмотр: