3 Материалы по профориентации

Соколова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Безимени-1

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Директор

Л.И. Тарасова

А.М. Спекторский

«___» ____________2018 г.

«___» ____________2018 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о профориентационном конкурсе коллажей «Моя будущая профессия»

1. Общие положения

В современном мире существуют сотни тысяч профессий и ежегодно появляются новые. Перед выпускниками школы стоит нелегкая задача выбрать из этого многообразия ту профессию, которая будет соответствовать их интересам, способностям, особенностям характера и темперамента.

Конкурс коллажей «Моя будущая профессия» является интересной и перспективной формой профориентационной работы т.к. охватывает большое количество учащихся, иллюстрирует широкий спектр профессий и специальностей, которые интересны старшеклассникам, способствует развивитию творческих способностей учащихся.

Творчество в любой сфере деятельности человека – это всегда путь к успеху, потому что только творчество позволяет найти нестандартные решения самых обыденных проблем. В современном мире новых технологий потребность в людях творческих, оригинально мыслящих значительно возрастает.

Учащиеся должны представить свою будущую профессию в виде коллажа. Коллаж – художественный прием создания образов, основанный на совмещении разнородных по цвету, размеру, материалу, фактуре элементов на какой-либо основе.

2. Цель и задачи

Цель:

        Развитие творческих способностей и социальных компетенций учащихся.

Задачи:

  • расширение профессионального кругозора;
  • стимулирование творческой активности учащихся;
  • формирование готовности к профессиональному самоопределению.

3. Организаторы конкурса

        Администрация МБОУ «Школа № 60», учитель технологии Соколова Н.В.

4. Участники Конкурса

В Конкурсе принимают участие учащиеся 8-9 классов МБОУ «Школа № 60»

4. Порядок и сроки проведения Конкурса

Конкурс проводится в МБОУ «Школа № 60» в феврале 2019 года.

С 11 по 16 января 2019 года жюри проводит оценку работ. Информация об итогах конкурса размещается на сайте МБОУ «Школа № 60».

Конкурсные работы, не соответствующие требованиям Конкурса, не рассматриваются.

5. Требования к конкурсным работам:

  • конкурсные работы выполняются индивидуально;
  • коллаж должен быть выполнен на формате А-3;
  • коллаж должен отражать содержание профессиональной деятельности, предмет труда, условия труда, орудия труда специалистов выбранной профессии (не путать с иллюстрированной профессиограммой);
  • коллаж может содержать текстовую информацию, рисунки, схемы, таблицы, диаграммы, отражающие выбранную профессию;
  • техника выполнения коллажа выбирается участником самостоятельно.

5. Критерии оценки конкурсных работ:

  • соответствие содержания заявленной теме;
  • оригинальность (своеобразие, самобытность, оригинальность сюжета);
  • композиция (единство, подчиненность всех элементов работы, целостность творческого замысла),
  • цветовое решение (гармоничное сочетание цветов);
  • техничность (качество и сложность выполненной работы).

6. Условия и порядок награждения

Победители конкурса по представлению жюри награждаются грамотами за 1-е,
2-е, 3-е место. Допускается также награждение учащихся грамотой за участие в конкурсе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»

ОТЧЕТ

о результатах профориентационного конкурса коллажей

«Моя будущая профессия»

В январе 2018 года в МБОУ «Школа № 60» среди учащихся 9 классов проходил профориентационный конкурс коллажей «Моя будущая профессия». Учащиеся представили свою будущую профессию в необычной форме - в виде коллажа. В своих работах школьники отразили содержание профессиональной деятельности, средства и условия труда, а также профессионально важные качества и медицинские противопоказания к данной профессии. Старшеклассники творчески подошли к выполнению данного задания: одни использовали текстовую информацию профессиограмм, другие схемы, картинки; выполняли рисунки от руки или использовали картинки из журналов.

Большинство участников конкурса – девушки, поэтому и представленные профессии относятся к непроизводственной сфере. Старшеклассницы готовятся стать: дизанером, архитектором, модельером одежды, поваром, тренером, хореографом, переводчиком, журналистом, фотографом, воспитателем, врачом, визажистом, музыкантом, ветеринаром, маркетологом, экономистом, диетологом, химиком и т.д.

Работы оценивались по следующим критериям:

  • соответствие содержания заявленной теме;
  • композиция (единство, подчиненность всех элементов работы, целостность творческого замысла, гармоничное сочетание цветов),
  • техничность (качество и сложность выполненной работы).

Результаты конкурса

Место

Кол-во баллов

Фамилия, имя

Класс

1 место

30

Макарова Наталья

9 В

30

Лапшина Юлия

9 А

2 место

29

Рыбакова Анастасия

9 В

28

Ищенко Дарья

9 А

3 место

27

Кошик Татьяна

9 А

27

Карасова Екатерина

9 А

Из лучших работ учащихся оформлена выставка в рекреации 4 этажа, которую посмотрели учащиеся 5-11 классов. Ребята с интересом рассматривали коллажи профессий.

Конкурс коллажей «Моя будущая профессия» является интересной и перспективной формой профориентационной работы, так как охватывает большое количество учащихся, иллюстрирует широкий спектр профессий и специальностей, которые интересны старшеклассникам, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Учитель технологии                                                                        Н.В. Соколова



Предварительный просмотр:

Основные критерии оценки готовности учащихся к выбору профессии[1]

1.  Своевременность профессионального самоопределения. В 13-15 лет у детей складываются новые личностные образования. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно.

2. Осознанность профессионального выбора. Выбор может считаться правильным, если он сделан с учетом множества условий. Выбор профессии, сделанный без опоры на знание предмета, содержания и условий труда будущей профессии, профессионально важных качеств, путей получения профессии, спроса на рынке труда и медицинских противопоказаний, о наличии которых знаю лишь единицы, нельзя считать обоснованным.

3. Самостоятельность профессионального выбора. Самостоятельность является одним из критериев эффективной личности и условием ответственного отношения подростка за свои поступки, осознание их последствий.

4. Реалистичность профессиональных планов. Под реалистичностью мы понимаем соответствие возможностей девятиклассника (уровень интеллектуального и физического развития, особенности мышления, личностные особенности, наличие профессионально важных качеств, отсутствие медицинских противопоказаний, возможность получения профессии и т.п.) требованиям  будущей профессии. Реалистичность профессиональных планов учащихся определяется их самооценкой и уровнем притязаний.

5. Согласованность (непротиворечивость)  профессионального выбора. Выбор считается согласованным, если выбранная профессия соответствует предпочитаемым видам, объектам, средствам и условиям труда; любимым предметам и профилю обучения.


[1] Резапкина Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 60»

Входное анкетирование учащихся 9 классов

Цель:

Определение уровня готовности учащихся 9 классов к профессиональному самоопределению

Организаторы и участники анкетирования

Исследование  проводится по вопросам анкеты (приложение 1).

                Анкетирование проводится учителем  технологии среди учащихся 9 классов.

        Методист по профориентации проводит анализ анкет и составляет отчет с рекомендациями для преподавателей по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников.

Место и сроки проведения анкетирования

Анкетирование проводится в МБОУ «Межшкольный учебный комбинат» в начале учебного года (2-я неделя сентября)


Определения понятий

Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости,  состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении  личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми. (Педагогический энциклопедический словарь)

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

  • жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
  • личностное самоопределение связано с формированием личностного смыслового и деятельностного своеобразия человека;
  • профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере. 

Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Самоопределение человеком своего места в мире, обществе, процесс развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой аспект профессионального самоопределения характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессиональной деятельности, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности. Интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план», «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов жизни. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение

Деятельностный аспект профессионального самоопределения включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Эти аспекты находятся в противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения свей смысловой основы.  Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность …сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования.

Личность человека при таком подходе является одновременно:

  • объектом профориентационных, профконсультационных воздействий,
  • субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект);
  • субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне.


АНКЕТА

Фамилия

Имя

Выбрали ли вы профессию (если да, то какую)?

Что вы знаете о своей будущей профессии?

а) предмет, содержание и условия труда

б) профессионально важные качества

в) где можно получить эту профессию

г) востребованность профессии на рынке труда

Что повлияло на ваш выбор (для тех, кто уже выбрал):

а) высокая зарплата;

б) престижно;

в) мне это интересно;

г) посоветовали родители;

д) возможность трудоустройства.

Если не выбрали, то почему? (для тех, кто еще не выбрал)

а) плохо знаю мир профессий;

б) плохо знаю свои возможности;

в) не могу выбрать из разных вариантов;

г) еще не задумывался об этом.

Кто несет ответственность за выбор профессии? Распределите 100% среди следующих вариантов:

  • родители

  • учителя

  • родственники

  • друзья

  • средства массовой информации

  • сам ученик

  • кто-то другой

Какие черты характера помогут вам в построении карьеры?

Какие черты характера, привычки  могут помешать вам на пути к профессиональной цели?

Что вы умеете делать (ваши достижения)?

Чему бы вы хотели научиться?

Что вы собираетесь делать после окончания школы? (основные этапы на пути к профессиональной мечте)

13.

Какие предприятия и организации Н.Новгорода вы знаете?



Предварительный просмотр:

Выявление индексов здоровья

Задание 1. 

Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту.

Измерьте свой пульс в состоянии покоя.

Результат

Пульс оказался:

41-60 уд / мин - отличный результат:

61-74 - хороший;

75-90 - удовлетворительный;

более 90 уд / мин - неудовлетворительный (следует посоветоваться с врачом).         Пульс подсчитывается по лучевой артерии.

Задание 2. 

Известный врач И. М. Амосов для оценки физического состояния рекомендует пробу с приседаниями.

Стоя (ноги вместе), надо сосчитать пульс за 30 сек. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, причем на каждом приседании поднимать руки вперед, сохраняя туловище прямым, а колени разводя в стороны. После приседаний снова подсчитать пульс.

Результат

Если число ударов увеличилось

меньше чем на 25 % - это свидетельство отличного состояния организма,

25-50 % - удовлетворительного,

на 75 % и выше - неудовлетворительного.

Источник информации:

Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. -  Волгоград: Учитель, 2009 (стр.108)



Предварительный просмотр:

Исследование координации графических движений

Задание 1. 

Проведите карандашом с помощью линейки две прямые параллельные линии длиной 30 см на расстоянии 2 мм друг от друга. Затем шариковой ручкой или карандашом другого цвета, не останавливаясь, постарайтесь не более чем за 20 секунд провести между ними линию без помощи линейки.

Результат

Если она коснется верхней или нижней линии всего

2-3 раза - результат хороший,

4-10 раз - средний,

а при большем количестве касаний - неудовлетворительный.

Задание 2. 

Начертите две параллельные ломаные линии с расстоянием между ними 2 мм так, чтобы они напоминали пилу с зубьями высотой 5 см и углом в 45°. Длина всей ломаной линии 30 см. Не более чем за 20 секунд проведите между ломаными линиями свою линию. Измерьте общую длину отрезков касания.

Результат

Если в сумме длина всех отрезков не превысила 1 см - результат хороший, 2 см - средний, более - неудовлетворительный.

Источник информации:

Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. -  Волгоград: Учитель, 2009 (стр.108)



Предварительный просмотр:

Исследование координации рабочих движений

Задание 1. 

Нарисуйте циркулем 10 кружков диаметром 5 мм на расстоянии 2 см друг от друга. В течение 20 секунд, переходя от круга к кругу справа налево, ставьте в каждом по точке. Пройдя весь ряд кружков (с 1 по 10), начинайте сначала.

Результат

Если в указанное время вы успеете поставить 60 точек, промахнувшись не более 10 раз, у вас хорошая координация движений кисти руки, при результате 50-39 точек и 11-15 промахов - средняя, меньшее количество - неудовлетворительная.

Источник информации:

Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. -  Волгоград: Учитель, 2009 (стр.108)