Обществознание
Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вопросы к зачету по обществознанию, 11 класс, базовый уровень
ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.
Для ответа на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».
На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей.
«3» | «4» | «5» |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Экономика и экономическая наука». Привести пример, иллюстрирующий взаимосвязь экономической деятельности и экономической науки. | «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов», - Л.Питер, американский писатель Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит американский писатель? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Экономический рост и развитие». Привести пример, иллюстрирующий взаимосвязь природных условий и типа хозяйственной деятельности | «Самый бедный – это тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает», - П.Бауст (1765-1824), французский лексикограф Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит П. Бауст? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние рынка на современную экономику» | «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция», - Л.Эрхард (1897-1977), немецкий государственный деятель Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Л.Эрхард? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Фирмы и государство в условиях смешанной экономики» | Г.К. Гинс (1887 - 1971), русский писатель, правовед считал, что «Оптимизм предпринимателя – это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость – это сила самосохранения его». Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Г.К. Гинс? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние государства на развитие экономики в современных условиях» | Дж. Фейлан, современный американский экономист считает, что «Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов» Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Дж. Фейлан? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Финансы в современной экономике». Сформулируйте вывод об условиях стабильного функционирования банковской системы. | «С помощью продолжительной инфляции правительства могут конфисковывать у своих граждан, тайно и незаметно, значительную часть их достатка», - считает английский ученый-экономист Дж. Кейнс Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорит Дж.Кейнс? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Влияние безработицы на развитие экономики». Сформулируйте вывод о роли государства в регулировании или борьбе с безработицей? | «Конкурентный строй - единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели», Ф. Хайек (1899-1992), австрийский экономист, политолог Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорится в данном суждении? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Становление единого мирового хозяйства и глобальные проблемы экономики» | Есть разные мнения о влиянии глобализации на развитие отдельных стран. Сформулируйте известные точки зрения. Выскажите свое мнение по данному вопросу, свою точку зрения аргументируйте. |
| Составить развернутый план и устный ответ по теме «Общее и особенное в рациональном поведении потребителя и производителя» | Русский литератор Э.Севрус считает, что «Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги» Как вы понимаете данное высказывание? О какой экономической проблеме говорится в данном суждении? Выскажите свою точку зрения по данной проблеме, аргументируйте свою позицию. |
Предварительный просмотр:
Вопросы к зачету по обществознанию, 11 класс, профильный уровень
ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.
Для ответа на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».
На зачете начинаете отвечать с уровня «3», а затем по нарастающей.
«3» | «4» | «5» | |
(К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, социальные отношения, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная дифференциация, социальная мобильность, социальные «лифты», люмпены, маргиналы) | Составьте развернутый план и устный рассказ по теме «Социальная структура и социальные отношения». Сравните трактовки понятия «класс» К.Марксом и М.Вебером. Назовите общее и различия в позициях авторов. | Термин «класс» происходит от латинского слова, означающего буквально «разряд». Разделение римского общества на классы приписывается легендарному римскому царю Сервию Туллию. Он разделил общество на пять классов-разрядов в соответствии с тем, какое количество войск (сотен) и вооружений мог выставить каждый из них. Какой признак был положен в основу классового деления? Сохраняет ли он свое значение сегодня? | |
| Составьте сравнительную характеристику социальных институтов (по заданию учителя) на основе самостоятельного определения критериев сравнения. | Раскройте на известных вам из курса истории фактах проявление дисфункции такого социального института, как государство. Покажите, какими путями преодолевалось это состояние. | |
| Влияние экономики на другие сферы жизни общества. Каким образом государство влияет на социально-экономическое развитие общества. | Составьте развернутый план и устный рассказ по теме «Влияние рыночной экономики на развитие демократии» | |
Социальные статусы. Виды социального статуса. Престиж, авторитет. Социальные роли, ролевой набор. Социализация личности. Социальная адаптация. Типы адаптации. Конформность | Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным? Свою позицию аргументируйте? | Каким образом социальные институты осуществляют социализацию личности? Каким образом социализация влияет на гендерное воспитание? Определите основное отличие социализации в динамичных и статичных обществах. Ответ обоснуйте. | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Мораль и право - социальные регуляторы». Сформулируйте вывод о соотношении и значении данных социальных регуляторов поведения человека в обществе. | Объясните смысл правового афоризма «Жизнь права – в правоотношениях». Сформулируйте свое отношение к данной проблеме. Свою позицию аргументируйте. | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Отклоняющееся поведение и социальный контроль» | По вопросу о борьбе с преступностью нет однозначной позиции. Сформулируйте две возможные точки зрения, определите аргументы и контраргументы по каждой из них. | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Особенности межнационального взаимодействия в РФ». Определите влияние образования на характер развития межнациональных отношений. | Как доказать, что нация является наиболее развитой формой общности людей? Ученые утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто связан с антиинтеллектуализмом; в сущности, он является способом агрессивного самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Сформулируйте собственную позицию по данному вопросу. Свой ответ аргументируйте конкретными историческими примерами. | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Решение демографических проблем в современной России» | Каким образом переход от традиционного общества к индустриальному влияет на демографическую ситуацию в обществе? | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Противоречия института семьи и брака современном мире» | Каким образом переход к постиндустриальному обществу влияет на институт семьи и брака? | |
| Составьте развернутый план и устный ответ по теме «Роль образования и трудовой деятельности в социализации молодежи». | «Человек, не состоящий в браке и не владеющий профессией, продолжает оставаться ребенком в самом широком смысле слова», - пишет социолог. Какую проблему поднимает социолог в данном высказывании? Определите свое отношение к данной проблеме, свою позицию аргументируйте. | |
| Составьте развёрнутый план ответа по теме «Политическая деятельность», объясните выбранную вами последовательность изложения материала. Используя план, основные понятия и термины темы, изложите теоретический материал. | Используя политологическую терминологию, составьте анализ развития политической системы на одном из этапов развития российского общества. |
Предварительный просмотр:
Обязательные пункты плана: A, B, C
3 балла:
- A
- –
- –
- B
- –
- –
- -
2 балла:
I.
| II.
|
1 балл:
I.
| II.
|
III.
| IV.
|
V.
|
Главное:
- План может содержать два пункта, они должны быть развернуты и соответствовать обязательным пунктам плана. 2 балла.
- План может быть простым и содержать не менее трех пунктов, два из которых являются обязательными. 1 балл.
- План может содержать три пункта, один из которых развернутый и один является обязательным пунктом. 1 балл.